Направления в исследовании самооценки: западная психология — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Направления в исследовании самооценки: западная психология

2020-04-01 176
Направления в исследовании самооценки: западная психология 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Зарубежные психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, то есть максимальной уравновешенности личности с окружающей его социальной средой. Понятие самооценки, как правило, не является самостоятельным, оно обычно включено в более широкую теорию личности или теорию «Я». В зарубежной психологии так же принято рассматривать самооценку в структуре «Я-концепции», которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.

Наиболее полная разработка теоретических аспектов самооценки нашла в трудах зарубежных психологов - Э. Берна, У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида,

К. Роджерса, З. Фрейда, Э. Эриксона. Этими учеными обсуждаются такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования.

Уильям Джемс, автор первых исследований самосознания, рассматривая личность как состоящую из физического, социального и духовного элементов, выделяет в последнем также несколько элементов. Ядро духовного Я - чувство активности. При этом самооценка может быть выражена в двух модусах - в самодовольстве и недовольстве собой. Самолюбие стоит отдельно от самооценки. Также отдельно выделяется самоуважение, определяемое соотношением успеха и притязаниями на него.

Зигмунд Фрейд первым стал на психологическом уровне разрабатывать теорию самосознания, но оно рассматривается в рамках общей структуры психического. Всю психику Фрейд делит на три системы, различные по законам их функционирования. Прежде всего, это психическая инстанция «Оно», в основе которой лежат субъективные бессознательные потребности биологического или аффективного порядка. Вторая система инстанция «Я» - это центр, регулирующий процесс сознательной адаптации, ответственный за интрапсихическую переработку и регуляцию всех внешних ощущений, за организацию личного опыта. «Я» является той частью «Оно», которая модифицировалась благодаря близости и влиянию внешнего мира. Но в отличие от «Оно», «Я» руководствуется принципом реальности. Инстанция «Сверх-Я» представляет собой своеобразную, моральную цензуру, содержанием которой являются нормы, запреты, требования общества, принятые личностью. «Сверх-Я» выступает как носитель «Я-идеала», с которым «Я» соизмеряет себя, к которому оно стремится, чье требование постоянного самосовершенствования оно старается выполнить. Структура «Я» обеспечивает уравновешенность «Оно» и «Сверх-Я».

Психоаналитическая школа в дальнейшем развивалась в нескольких направлениях. Одна из последователей З.Фрейда - Карен Хорни центральным моментом самосознания считала условные иллюзорные представления о себе. Такое «идеальное Я» позволяет чувствовать себя в псевдобезопасности. Таким образом, К. Хорни рассматривает самосознание человека через взаимодействие «реального Я» и «идеального Я». При этом, отношения к себе формируется под влиянием родителей, в значительной степени определяя «знак» отношения.

Практически сходную позицию, с использованием той же терминологии, занимает Эрик Берн, он делил всех людей на:

А)принцев

Б) лягушек

Принцами он считал людей успешных, самодостаточных, способных иметь свою собственную точку зрения, способных противостоять общественному мнению, способных себя любить и разрешать себе мечтать, строить планы, ставить цели и успешно их достигать.

Лягушками - людей зависимых, несамостоятельных, подчиненных стереотипам и правилам, не имеющих собственного мнения и неспособных достигать успеха. Причем, по мнению Э.Берна, все люди рождаются принцами, и лишь потом в процессе воспитания и влияния социума большинство из них превращается в лягушек. Это говорит о большом влиянии общества на самопонимание.

Идеал Я в концепции Берна определяется из сознательных и бессознательных образов того, чем он хотел бы быть; образы эти сформированы по образцу некоторых людей, кем он восхищается и кому хотел бы подражать, поскольку приписывает им идеальные качества.

Самым влиятельным представителем неофрейдизма был Эрик Эриксон. Его подход обращен к социокультурному контексту становления сознательного «Я», в котором выделяется восемь этапов. В основе его теории развития самосознания лежит концепция кризиса как поворотной точки становления личности. Становление личности Э.Эриксон рассматривает с точки зрения усиления «Я» и продвижения к «идентичности» (в представлении Эриксона «идентичность» означает чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям). Наиболее принципиальным для становления идентичности является подростковый возраст (стадия идентичности или ролевой диффузии). Эта фаза характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других; в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределенность.

Гораздо большее значение для проблемы самосознания имеет гуманистическая психология, для которой ядром человека является представление человека о себе, именуемая как «Я-образ», «Я-система» и т.д. Одним из ведущих представителей этого направления является Карл Роджерс видел категорию самооценки центральным звеном в теории личности. Условием ее нормального формирования он считал положительную оценку со стороны общества и принятой им морали.

Абрахам Маслоу исходит из утверждения об изначальном и спонтанном стремлении личности к самоактуализации, которую он определяет, как желание стать всем, чем возможно; это - потребность в реализации своего потенциала.

Однако, эта потребность - в самореализации - является высшей потребностью, и возможна только после удовлетворения иных, более низкого уровня. Это потребности физиологического характера, в безопасности, далее в любви и уважении. Собственно, притязание на признание (если приравнивать к нему потребность в любви и уважении), занимает промежуточное положение в иерархии, хотя и не последнее. Получается, что самоактуализирующийся человек не столь нуждается в любви и уважении со стороны других. Феномены самоактуализации и самореализации относятся к другому аспекту самосознания, нежели самоодобрение (самоуважение) и ближе к самоосознанию себя как личности и субъекта деятельности.

М.Л. Раусте фон Врихт в лонгитюдном исследовании демонстрирует, что от 11 до 18 лет отношение к образу «Я» мало изменяются с возрастом и почти не зависят от характера социального окружения. Например, по отношению к образу «Я» есть лишь одна четкая разница: молодые люди, живущие в сельской местности, заметно ниже оценивают свой интеллект, чем те, которые живут в столице. Из частных характеристик самооценки можно отметить, что у тех, кто в свободное время занимается культурной деятельностью, особенно высока самооценка интеллекта, у занимающихся спортом - привлекательности. У мальчиков, пассивно проводящих свое свободное время, образы «Я» вообще менее положительны. Иная картина наблюдается у девушек. У них культурные интересы связаны прежде всего с высокой оценкой собственной инициативности и лидерства. Социальные интересы у девушек связаны с высокой самооценкой привлекательности и непринужденности

О. Клэпп, рассматривая возможность всеобщего утверждения своего Я, согласно своим представлениям, говорит о возможности полной анархии.

Кто-то может вернуться на лоно природы, но возможно и преступление. Проблема приобретает иной аспект. Иногда проблема идентичности решается «от обратного» - с кем не надо идентифицироваться. Не надо с символическими моделями, предоставляемыми средствами массовой информации. При этом, как полагает Л.Шнейдерман, те чувства, цели, ценности и т.д., которые мы не считаем своими, отчуждаем от себя, внедряются через идентификацию с другими людьми, даже символами. Л. Шнейдерман, как и О. Клэпп, предупреждает о «идентификации с агрессором», принятии демонического в себе. При этом сегодня люди принимают свои деструктивные импульсы без чувства вины, умеют избежать мучительной борьбы между самоконтролем и самоутверждением. Но он все же предлагает, хотя и гипотетическое, но конструктивное решение - признавать события, которые вызывают в нем сильный эмоциональный отклик, отличать их от «умеренных» эмоционально. Первые могут быть показателем соотнесенности с концепцией Я.

В качестве «стержня» личной идентичности Л. Мак-Фолл предлагает набор принципов, которые делают нас теми, кто мы есть. Они не могут быть сведены к иным ценностям, поскольку являются самыми фундаментальными из всех; они определяют, что мы принимает в расчет в поступках. Хотя, как признается, эти принципы не обязательно должны быть моральными по своей природе, и сознательный аморализм также должен считаться равноценным принципом. Принципы могут быть самыми разнообразными. Это и правда для Томаса Мора, и преданность семье для Антигоны. Это то, за что человек готов умереть. (Довольно интересный подход к исследованию личностного «Я».) Наоборот, стержню противоречит все то, с чем потом будет трудно жить.

Из оригинальных гипотез относительно индикаторов личностного Я можно привести работу Х.Фингаретте, который предполагает, что самозабвение может быть показателем автономного функционирования личностного Я. Иначе говоря, в деятельности с самозабвением выражается сущность человека; здесь не человек не может принимать себя в расчет, наоборот, именно его сущность в субъективном самозабвении действует наиболее эффективно.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.