Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-04-01 | 154 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Триединое предназначение ОЭ с сильным акцентом на контролирующие и комплектаторские задачи особенно развилось в советский период. Без справки об отправке установленного количества ОЭ органы Главлита не давали разрешения на выпуск тиража издания в свет; получателями универсальных и так называемых профильных (отраслевых и видовых) комплектов ОЭ в 70-е годы являлись не только крупнейшие государственные центральные библиотеки, но и научно-информационные учреждения (например, ВИНИТИ, ИНИОН) в Москве и Ленинграде, а также в Алма-Ате, Киеве, Минске и Хабаровске.
Именно поэтому только в нашей стране возникло столь специфическое учреждение, как Российская книжная палата, которая осуществляет государственную регистрацию и хранение фонда отечественных публикаций (в других странах - это функция национальных библиотек), а также получение и распределение комплектов ОЭ между утвержденными фондодержателями.
Параллельно в советский период был учрежден также платный обязательный экземпляр - для комплектной поставки книг научным библиотекам в соответствии с их заказами по типовому тематическому плану комплектования. Данную функцию выполнял и выполняет Центральный коллектор научных библиотек в Москве.
При административно-командной системе экономики, которая подкреплялась тотальной цензурой, данная ситуация казалась вполне естественной. Все издатели исправно отправляли 17 ОЭ каждого книжного издания и несколько меньшее количество периодики в Книжную палату, а та, в свою очередь, делила их между двумя десятками с лишним книгохранилищ.
В начале 1990-х гг. в книгоиздательской и книгораспространительской сферах наметились деструктивные тенденции, в частности, значительно выросло количество негосударственных издающих организаций, большинство из которых не имело представления о необходимости передачи в библиотеки обязательных экземпляров, не появилось действенного механизма контроля за их доставкой после упразднения Главлита; разрушились ранее существовавшие крупные государственные книгораспространительские структуры библиотек, привыкшие к стабильным источникам комплектования с четкой организационной структурой и системой взаимоотношений с партнерами, наступили тяжелые времена.
|
Усугубило ситуацию и то, что принятая еще в СССР нормативно-правовая база в области книгоиздания и обязательного экземпляра в значительной части была дезавуирована. Если к этому добавить отсутствие стабильного и достаточного финансирования библиотек, то станет ясно, как остро стала проблема комплектования фондов.
В период "Перестройки", экономической нестабильности и резкого увеличения цен на издательскую продукцию, для многих миллионов читателей России библиотеки стали единственными учреждениями, где бесплатно можно пользоваться новой литературой.
Наиболее стабильным источником пополнения фондов национальных библиотек на протяжении многих десятилетий оставался обязательный бесплатный экземпляр документов. Однако национальные библиотеки столкнулись с его неполнотой, что в значительной мере осложнило обслуживание читателей. В связи со сложившейся ситуацией остро встали проблемы взаимодействия национальных библиотек с Российской книжной палатой (РКП) в обеспечении полноты комплектования фондов обязательным бесплатным экземпляром, а также координации деятельности в области хранения обязательного экземпляра в Государственном архиве печати РКП и фондах национальных библиотек.
2. Федеральный закон "Об обязательном экземпляре"
Подготовка к созданию Закона
|
Переход страны к рыночной экономике, ликвидация цензуры, начавшееся в этот же период расширение издательского сектора и появление новых видов документов поставили систему ОЭ в сложное положение, так как заметно снизилась полнота его получения Российской книжной палатой. Среди руководителей и специалистов библиотечного дела обсуждались два противоположных решения кризисной ситуации:
Одно изних сформулировал профессор Ю.Н. Столяров, заявив, что задачи формирования исчерпывающе полного национального фонда страны и библиографического учета «...преспокойно можно решить... одним экземпляром. Вот тогда выражение обязательный экземпляр становится совершенно точным». (4, С. 5)
Второе решение, поддержанное большинством специалистов, сводилось к постепенному сокращению количества бесплатных ОЭ путем дифференциации видов документов. С государственной точки зрения нельзя было в момент экономических реформ лишить этого источника пополнения фондов более чем 20 крупнейших библиотек, формирующих по существу распределенный документный фонд страны. Это привело бы к их гибели, так как замена обязательного экземпляра закупкой литературы и до настоящего времени невозможна из-за отсутствия требуемых на то бюджетных средств.
Данный подход утвердил Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» (1994), а затем развил принятый 23 января 2002 г. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов».
Основные положения
Принятия Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов" библиотеки ждали с нетерпением. По отношению к нему можно неоднократно употребить слово "впервые":
— Впервые в России формирование системы обязательного экземпляра документов базируется на нормативно-правовой основе на уровне Федерального закона.
— Впервые в правовой акт включены подлежащие доставке все виды документов на разных носителях, отражающих интеллектуальный потенциал страны.
— Впервые в закон внесены нормы о защите прав производителей документов.
— Впервые законодательно определена политика государства в области формирования обязательного экземпляра как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда РФ и развития системы государственной библиографии. (20, С. 19)
|
Настоящий Федеральный закон определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда Российской Федерации и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование. Закон устанавливает виды обязательного экземпляра документов, категории их производителей и получателей, сроки и порядок доставки обязательного экземпляра документов, ответственность за их нарушение, он не распространяется на документы личного и секретного характера, документы, созданные в единичном исполнении, архивные материалы (документы) и управленческую документацию. (11, С. 49)
Провозглашенная в нем ответственность за сохранность фондов, сформированных на основе обязательного экземпляра как части культурного достояния народов России, способствует в конечном счете обеспечению информационной безопасности страны.
Наконец, Федеральный закон дал толчок развитию законотворческой инициативы на региональном уровне, расширив тем самым правовое поле в области культуры.
Начиная с 1995 г. резко возрос и последовательно увеличивался объем поступлений документов в фонды Российской государственной библиотеки. Например, если в 1994 г. поток поступлений по обязательному экземпляру уменьшился до 35 тыс. названий, то уже в 1995 г. РГБ получила 44,3 тыс., в 1998 — 77,7 тыс. названий.
Итак, кардинальные различия между общепринятой в мире моделью ОЭ и отечественной системой заключаются в двух позициях. Однаизних—моноцентризм или полицентризм системы; вторая— минимальное (1—2) или множественное (до 16) количество обязательных экземпляров.
В России создана и развивается полицентричная и многоуровневая система обязательного экземпляра. Она включает, во-первых, две категории — бесплатный и платный ОЭ; во-вторых, бесплатный ОЭ делится на три уровня:
— федеральный (охватывает документы в масштабе всего государства и предоставляется депозитариям национального значения);
|
— ОЭ субъекта Российской Федерации (охватывает поток документов региона и предоставляется центральным региональным библиотекам, определенным решениями органов государственной власти субъекта РФ);
— ОЭ муниципального образования (охватывает поток документов, изготовленных на территории города, района и предоставляется муниципальным библиотекам в соответствии с решениями органов государственной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления).
По сути дела, в нашей стране предпринята беспрецедентная попытка создать распределенный национальный библиотечно-информационный фонд, охватывающий поток документов всех известных сегодня форматов.
Степень дифференциации российских депозитариев показывает не только включение в их состав региональных и даже муниципальных библиотек, но в еще большей мере — значительное количество центров федерального ранга. Достаточно назвать их численность по основным группам документов. Так, бесплатный федеральный ОЭ печатных изданий получают в общей сложности 19 библиотек и других организаций (подавляющее большинство — через Российскую книжную палату, которая ведет национальную библиографию печати). Получателями ОЭ так называемых некнижных материалов являются еще 8 организаций. Итак, национальный фонд рассредоточен в 27 различных учреждениях.
Государственная регистрация основного опубликованного наследия нации сосредоточена в одном центре — Российской книжной палате, хотя специалисты знают о трудностях унификации форматов библиографической записи РКП с национальными библиотеками.
Сложнее обеспечить раскрытие и всеобщую доступность распределенных национальных документных ресурсов, так как их отражение в общероссийской компьютерной библиотечно-информационной сети ЛИБНЕТ еще только предусматривается как результат отдаленного будущего. Затруднено также дистанционное получение материалов из-за ненадежности межбиблиотечного абонемента и медленного развития электронной доставки документов.
2.3 Значение Закона "Об обязательном экземпляре документов"
Закон "Об обязательном экземпляре документов" сыграл важнейшую роль в формировании национальной системы комплектования информационно - библиотечных фондов страны на нормативно-правовой основе. Это произошло в период перехода от плановой к рыночной экономике в сфере книгоиздания и книгораспространения, когда привыкшие к стабильным источникам комплектования библиотеки (как на федеральном, так и на региональном уровне) вдруг стали получать не более 40 - 45% ОЭ издаваемых в стране документов и лишились возможностей воздействовать на издателей.
|
Принятый в России впервые за всю ее историю Федеральный закон позволил довольно быстро навести порядок во взаимоотношениях поставщиков и получателей ОЭ. Были установлены его основные виды, категории производителей и получателей, срок и порядок доставки документов, обязанности и права их производителей, требования сохранности и общедоступности фондов. Впервые была определена государственная политика в области формирования системы ОЭ как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда РФ и развития системы государственной библиографии. Провозглашенная федеральным законом ответственность за сохранность этих фондов как части культурного достояния народов России способствовала обеспечению информационной безопасности страны.
Этот же закон обусловил развитие законодательной инициативы на местах, т.е. в регионах, поскольку российская система бесплатного и платного ОЭ функционирует на основе не только одного федерального закона, но и комплекса базирующихся на нем законодательных актов и нормативных документов, принимаемых на федеральном, региональном и муниципальных уровнях. Соответственно, имеются ОЭ как федеральный комплект, ОЭ субъекта РФ и местный ОЭ (уровень региона или города).
Чрезвычайно важно, что с 1994 г. в состав ОЭ включены аудиовизуальные материалы и электронные издания (программы для ЭВМ и базы данных, а также электронные документы, тиражируемые и распространяемые на машиночитаемых носителях).
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!