Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2020-04-01 | 440 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Оглавление
Оглавление_____________________________________________________________________ 1
Введение_______________________________________________________________________ 2
1. История обязательного экземпляра_____________________________________________ 4
1.1 Своеобразие отечественного обязательного экземпляра______________________ 5
1.2 Состояние обязательного экземпляра в СССР и в период Перестройки__________ 7
2. Федеральный закон "Об обязательном экземпляре"_______________________________ 9
2.1 Подготовка к созданию Закона_______________________________________________ 9
2.2 Основные положения_______________________________________________________ 9
2.3 Значение Закона "Об обязательном экземпляре документов"__________________ 12
2.4 Недостатки Закона и роль РКП в системе обязательного библиотечного экземпляра_ 12
3. Федеральный закон № 19 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов"» (2002 г.)__________________________________ 18
3.1 Четыре редакции Законопроекта____________________________________________ 18
3.2 Поправки президента РФ В.В. Путина_______________________________________ 23
3.3 Главное в новом Законе____________________________________________________ 25
4. Контроль за доставкой обязательного экземпляра и информирование об издании системы «Books in print»_________________________________________________________________ 28
Заключение____________________________________________________________________ 32
Список используемой литературы_______________________________________________ 34
Введение
С развитием прогресса все более очевидным становится превращение информации в глобальный стратегический ресурс. Согласно исследованиям ЮНЕСКО, утрата информации приравнивается к утрате человечеством знания. В этой связи особое значение приобретает задача собирания или накопления документов, созданных человеческой цивилизацией, и их сохранения в интересах настоящего и будущих поколений.
|
Особым способом гарантированного обеспечения полноты комплектования национальными документами фондов крупных научных библиотек федерального уровня (РГБ, РНБ), Центральных библиотек субъектов РФ и документами местного уровня муниципальных библиотек является система предоставления обязательного экземпляра документов.
Обязательный экземпляр был введен в России более 200 лет назад. За долгую историю в нашей стране принимались различные постановления, уточняющие и изменяющие порядок доставки обязательного экземпляра в библиотеки и другие учреждения. Однако специального закона, регламентирующего политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов, принято не было. Впервые такой закон был разработан в 1994 г. специалистами Российской книжной палаты и Российской государственной библиотеки (при участии сотрудников Российской национальной библиотеки и Библиотеки Российской академии наук). Время потребовало модернизации Закона, с этой целью в 2002 г. был принят федеральный закон № 19 о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов». Даже после принятия поправок к Закону, остается вопрос о проблемах контроля за комплектованием фондов библиотек обязательным экземпляром.
Большое внимание в данной работе я акцентирую на истории развития и современном состоянии закона об обязательном экземпляре, т.к. считаю, что в Законе отражаются основные тенденции развития Библиотечного дела в России.
Известен расхожий афоризм: культура не декретируется, а любовно выращивается. Одно из сильнейших средств создания условий для формирования культуры — законодательство. Нормы права, прямые или косвенные, оказывают самое непосредственное влияние на некоторые области библиотечной деятельности. Текущее комплектование библиотечных фондов — именно та область, которая позволяет сказать: какие законы мы создали, такие у нас и фонды.
|
Для дальнейшего удобства рассмотрения проблемы обязательного экземпляра важно с самого начала дать определения основным понятиям, которые будут использоваться в данной работе:
Система представления обязательных экземпляров документов - это совокупность видов обязательных экземпляров, а также установленный порядок их собирания, распределения и использования (16, С. 79);
Обязательный экземпляр - это экземпляр каждого отечественного документа, направляемый в обязательном порядке производящими их организациями согласно закону или специальному правительственному распоряжению в государственные книгохранилища, крупные библиотеки, информационные и библиографические центры для государственного библиографического учета выпускаемых документов, комплектования общенациональных библиотечных фондов, архивов документации, обеспечения информационной и библиографической деятельности (16, С. 79);
Обязательный экземпляр документов - экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащие передаче производителями в соответствующие учреждения и организации в порядке и количестве, установленных настоящим Федеральным законом;
Документ — материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования;
Обязательный бесплатный экземпляр — экземпляры различных видов документов, подлежащие безвозмездной передаче их производителями в соответствующие учреждения и организации в порядке и количестве, установленных настоящим Федеральным законом;
Обязательный платный экземпляр — экземпляры различных видов документов, подлежащие передаче за плату их производителями в соответствующие учреждения и организации в порядке и количестве, установленных настоящим Федеральным законом;
Обязательный бесплатный местный экземпляр — экземпляры различных видов изготовленных на территории города, района документов, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие учреждения и организации в порядке и количестве, установленных настоящим Федеральным законом. (11, С. 50)
Подготовка к созданию Закона
|
Переход страны к рыночной экономике, ликвидация цензуры, начавшееся в этот же период расширение издательского сектора и появление новых видов документов поставили систему ОЭ в сложное положение, так как заметно снизилась полнота его получения Российской книжной палатой. Среди руководителей и специалистов библиотечного дела обсуждались два противоположных решения кризисной ситуации:
Одно изних сформулировал профессор Ю.Н. Столяров, заявив, что задачи формирования исчерпывающе полного национального фонда страны и библиографического учета «...преспокойно можно решить... одним экземпляром. Вот тогда выражение обязательный экземпляр становится совершенно точным». (4, С. 5)
Второе решение, поддержанное большинством специалистов, сводилось к постепенному сокращению количества бесплатных ОЭ путем дифференциации видов документов. С государственной точки зрения нельзя было в момент экономических реформ лишить этого источника пополнения фондов более чем 20 крупнейших библиотек, формирующих по существу распределенный документный фонд страны. Это привело бы к их гибели, так как замена обязательного экземпляра закупкой литературы и до настоящего времени невозможна из-за отсутствия требуемых на то бюджетных средств.
Данный подход утвердил Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» (1994), а затем развил принятый 23 января 2002 г. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов».
Основные положения
Принятия Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов" библиотеки ждали с нетерпением. По отношению к нему можно неоднократно употребить слово "впервые":
— Впервые в России формирование системы обязательного экземпляра документов базируется на нормативно-правовой основе на уровне Федерального закона.
— Впервые в правовой акт включены подлежащие доставке все виды документов на разных носителях, отражающих интеллектуальный потенциал страны.
— Впервые в закон внесены нормы о защите прав производителей документов.
|
— Впервые законодательно определена политика государства в области формирования обязательного экземпляра как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда РФ и развития системы государственной библиографии. (20, С. 19)
Настоящий Федеральный закон определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда Российской Федерации и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование. Закон устанавливает виды обязательного экземпляра документов, категории их производителей и получателей, сроки и порядок доставки обязательного экземпляра документов, ответственность за их нарушение, он не распространяется на документы личного и секретного характера, документы, созданные в единичном исполнении, архивные материалы (документы) и управленческую документацию. (11, С. 49)
Провозглашенная в нем ответственность за сохранность фондов, сформированных на основе обязательного экземпляра как части культурного достояния народов России, способствует в конечном счете обеспечению информационной безопасности страны.
Наконец, Федеральный закон дал толчок развитию законотворческой инициативы на региональном уровне, расширив тем самым правовое поле в области культуры.
Начиная с 1995 г. резко возрос и последовательно увеличивался объем поступлений документов в фонды Российской государственной библиотеки. Например, если в 1994 г. поток поступлений по обязательному экземпляру уменьшился до 35 тыс. названий, то уже в 1995 г. РГБ получила 44,3 тыс., в 1998 — 77,7 тыс. названий.
Итак, кардинальные различия между общепринятой в мире моделью ОЭ и отечественной системой заключаются в двух позициях. Однаизних—моноцентризм или полицентризм системы; вторая— минимальное (1—2) или множественное (до 16) количество обязательных экземпляров.
В России создана и развивается полицентричная и многоуровневая система обязательного экземпляра. Она включает, во-первых, две категории — бесплатный и платный ОЭ; во-вторых, бесплатный ОЭ делится на три уровня:
— федеральный (охватывает документы в масштабе всего государства и предоставляется депозитариям национального значения);
— ОЭ субъекта Российской Федерации (охватывает поток документов региона и предоставляется центральным региональным библиотекам, определенным решениями органов государственной власти субъекта РФ);
— ОЭ муниципального образования (охватывает поток документов, изготовленных на территории города, района и предоставляется муниципальным библиотекам в соответствии с решениями органов государственной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления).
|
По сути дела, в нашей стране предпринята беспрецедентная попытка создать распределенный национальный библиотечно-информационный фонд, охватывающий поток документов всех известных сегодня форматов.
Степень дифференциации российских депозитариев показывает не только включение в их состав региональных и даже муниципальных библиотек, но в еще большей мере — значительное количество центров федерального ранга. Достаточно назвать их численность по основным группам документов. Так, бесплатный федеральный ОЭ печатных изданий получают в общей сложности 19 библиотек и других организаций (подавляющее большинство — через Российскую книжную палату, которая ведет национальную библиографию печати). Получателями ОЭ так называемых некнижных материалов являются еще 8 организаций. Итак, национальный фонд рассредоточен в 27 различных учреждениях.
Государственная регистрация основного опубликованного наследия нации сосредоточена в одном центре — Российской книжной палате, хотя специалисты знают о трудностях унификации форматов библиографической записи РКП с национальными библиотеками.
Сложнее обеспечить раскрытие и всеобщую доступность распределенных национальных документных ресурсов, так как их отражение в общероссийской компьютерной библиотечно-информационной сети ЛИБНЕТ еще только предусматривается как результат отдаленного будущего. Затруднено также дистанционное получение материалов из-за ненадежности межбиблиотечного абонемента и медленного развития электронной доставки документов.
2.3 Значение Закона "Об обязательном экземпляре документов"
Закон "Об обязательном экземпляре документов" сыграл важнейшую роль в формировании национальной системы комплектования информационно - библиотечных фондов страны на нормативно-правовой основе. Это произошло в период перехода от плановой к рыночной экономике в сфере книгоиздания и книгораспространения, когда привыкшие к стабильным источникам комплектования библиотеки (как на федеральном, так и на региональном уровне) вдруг стали получать не более 40 - 45% ОЭ издаваемых в стране документов и лишились возможностей воздействовать на издателей.
Принятый в России впервые за всю ее историю Федеральный закон позволил довольно быстро навести порядок во взаимоотношениях поставщиков и получателей ОЭ. Были установлены его основные виды, категории производителей и получателей, срок и порядок доставки документов, обязанности и права их производителей, требования сохранности и общедоступности фондов. Впервые была определена государственная политика в области формирования системы ОЭ как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда РФ и развития системы государственной библиографии. Провозглашенная федеральным законом ответственность за сохранность этих фондов как части культурного достояния народов России способствовала обеспечению информационной безопасности страны.
Этот же закон обусловил развитие законодательной инициативы на местах, т.е. в регионах, поскольку российская система бесплатного и платного ОЭ функционирует на основе не только одного федерального закона, но и комплекса базирующихся на нем законодательных актов и нормативных документов, принимаемых на федеральном, региональном и муниципальных уровнях. Соответственно, имеются ОЭ как федеральный комплект, ОЭ субъекта РФ и местный ОЭ (уровень региона или города).
Чрезвычайно важно, что с 1994 г. в состав ОЭ включены аудиовизуальные материалы и электронные издания (программы для ЭВМ и базы данных, а также электронные документы, тиражируемые и распространяемые на машиночитаемых носителях).
Главное в новом Законе
В целом закон обеспечил сокращение количества бесплатных ОЭ, отправляемых в депозитарии, в число которых теперь попали патентные и архивные организации федерального уровня. (Так получилось, что некоторые организации в силу амбиций их руководителей не пожелали участвовать в системе ОЭ, а потом слишком поздно спохватились). Также уточнены перечень получателей ОЭ на небумажных носителях и классификация документов, подпадающих под действие нового федерального закона: сюда включены теперь документы комбинированные и содержащие аналогичную информацию, зафиксированную на различных носителях.
Получила воплощение идея увеличить количество организаций - получателей ОЭ, занятых затем централизованным его распределением. Кроме РКП, по традиции распределяющей среди библиотек полные федеральные и профильные комплекты документов, аналогичные функции будут выполнять Федеральный институт промышленной собственности (для патентной документации) и НИЦ "Информрегистр" (для всех прочих электронных изданий).
В завершение целесообразно показать, насколько логично построена структура федерального бесплатного экземпляра в нашей стране по каждому из существующих сегодня видов документов.
В соответствии с Федеральным законом 1994 г. и его уточнениями в 2002 г. российские производители документов доставляют в Российскую книжную палату следующее количество бесплатных ОЭ печатных изданий:
— 16 экземпляров книг и брошюр, журналов и продолжающихся изданий на русском языке;
— 7 экземпляров изоизданий, нотныхизданий, географических карт и атласов на русском языке;
— 9 экземпляров центральных газет и газет субъектов Российской Федерации на русском языке;
— 3 экземпляра многотиражных газет муниципальных образований и рекламных газет на русском языке;
— 4 экземпляра книг и брошюр, журналов и продолжающихся изданий, изоизданий, географических карт и атласов на языках народов РФ (за исключением русского) и иностранных языках;
— 3 экземпляра газет на языках народов РФ (за исключением русского) и иностранных языках;
— 4 экземпляра текстовых листовых изданий;
— 9 экземпляров авторефератов диссертаций и диссертаций в виде научных докладов;
— 10 экземпляров стандартов.
Особый путь предусмотрен для ОЭ официальных изданий: согласно статье 11 Федерального закона 1994 г. органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов Российской Федерации доставляют в Парламентскую библиотеку РФ после утверждения и регистрации по два экземпляра официальных документов, которые включаются в списки рассылки документов несекретного характера.
В Российскую государственную библиотеку для слепых направляются по два экземпляра изданий для слепых и слабовидящих.
Обязательный бесплатный экземпляр аудиовизуальных документов доставляется в следующем порядке:
— в Российскую книжную палату по три экземпляра фонограмм и видеофильмов;
— в Государственный фонд телевизионных и радиопрограммподва экземпляра фонопродукции, кинопродукции, видеопродукции, аудиовизуальной продукции на электронных носителях, созданной для телевидения и радиовещания;
— в Государственный фонд кинофильмов РФ — по одному экземпляру игровых, анимационных и научно-популярных фильмов в виде позитивной копии, а также аналогичных видеофильмов в виде копии на оригинальных носителях любых видов;
— в Российский государственный архив кинофотодокументов — по одному экземпляру документальных фильмов и киножурналов, документальных видеофильмов в виде копии на оригинальных носителях любых видов; по два экземпляра фотодокументов;
— в Российский государственный архив фонодокументов — по два экземпляра фонодокументов, за исключением фононопродукции, созданной для телевидения и радиовещания.
ОЭ электронных изданий:
— Производители программ для электронных вычислительных машин и баз данных доставляют в Межотраслевой НИИ «Интеграл» один экземпляр программ для ЭВМ, входящих в состав электронных изданий или являющихся самостоятельными изданиями.
— Производители документов в целях последующего распределения электронных изданий между библиотечно-информационными организациями доставляют в Научно-технический центр «Информрегистр» 4 экземпляра электронных изданий, за исключением электронных изданий для слепых и слабовидящих, программ для ЭВМ и баз данных, аудиовизуальных и патентных документов на электронных носителях. Исключительно ценно, что получатели ОЭ обязываются российским законодательством обеспечить его постоянное хранение и предоставление пользователям. Это требование составляет одну из краеугольных идей «Руководства» наряду с требованием подчеркнуть, что депозитарный фонд — составная часть культурного наследия страны.
4. Контроль за доставкой обязательного экземпляра и информирование об издании системы «Books in print»
Условия обеспечения полноценного текущего комплектования:
1) наличие достаточно полной и оперативной информацииобиздательской продукции;
2) соблюдение установленных правил (принципов, критериев) отбора;
3) наличие ресурсов, позволяющих библиотеке приобрести необходимые издания;
4) наличие средств, обеспечивающих доставку приобретенных изданий в библиотеку.
Важно рассмотреть сложившуюся ныне правовую обстановку относительно первого и четвертого из перечисленных условий, которые находятся в особой, как показано ниже, взаимозависимости.
Процессы, связанные с формированием свободного отечественного книжного рынка, привели к разрушению традиционной системы книгораспространения. Это вызвало следующие важные последствия:
1. Система информационного обеспечения текущего комплектования, действовавшая в эпоху государственного регулирования книжного рынка (до 1992 г.), практически не существует. Тематические планы выпускает незначительное число издательств.
2. Отмена цензуры, реформирование ее местных органов привели к утрате функций контроля за доставкой обязательных экземпляров документов.
Шилов В.В. в своей статье "Обязательный экземпляр. Проблемы контроля" (19, С. 3-7) отмечает, что важным шагом в решении проблемы информационного обеспечения текущего комплектования ныне признается образование российской библиографической системы "Books in print". Ее назначение — обеспечение оперативной связи между производителями документов, поставщиками, продавцами и потребителями (библиотеками, индивидуальными покупателями) с помощью ряда средств, основанных преимущественно на использовании электронной информации. В принципе нужна информация о печатающейся, подготавливаемой к печати, вышедшей в свет продукции, о наличии ее в продаже. Система должна обеспечивать сбор заказов, ретрансляцию по назначению и, естественно, гарантировать их выполнение. Организационно-правовая основа ее - договорные отношения между участниками.
Первые выпуски каталогов "Books in print" показали их невысокую эффективность ввиду, главным образом, неполноты необходимой информации. В каталог, как правило, попадают остатки не распроданных тиражей. Выявилась имеющая экономический характер незаинтересованность издательств в проекте: если издание расходится обычным путем, нет нужды давать о нем информацию в каталоге. Но это не устраивает библиотеки, которым нужны гарантии поступления изданий.
В этих условиях должен работать механизм правовой защиты библиотек, правового обеспечения полноты комплектования их фондов. Концепция такого механизма: никто больше, чем библиотеки, не заинтересован в полноте и оперативности информации о текущей издательской продукции. Но для достижения полезного эффекта нужно наделить их соответствующими полномочиями.
Узловым моментом для рабочей эксплуатации системы на практике должно стать сочетание контроля за доставкой обязательного экземпляра с передачей информации об издании в систему "Books in print".
Собрать информацию, достаточно корректную, чтобы использовать ее как основу упомянутой информационной системы, способны только центральные библиотеки регионов. В отличие от Российской книжной палаты они могут непосредственно контактировать с местными производителями издательской продукции.
В настоящее время в таких субъектах Федерации, как края, области и автономные округа, самостоятельные книжные палаты не образованы. Назрела необходимость расширения функций региональных ЦБ и придания им статуса книжных палат региона, подобно тому, как это осуществлено ранее в некоторых национально-территориальных образованиях России. Такая мера требует законодательного оформления. В этом случае библиотеки получат возможность контролировать доставку обязательных экземпляров в своих и общегосударственных интересах.
Закон Российской Федерации "Об обязательном экземпляре" распределяет функции контроля за доставкой между Российской книжной палатой (общероссийский обязательный экземпляр) и региональными учреждениями по усмотрению органов государственной власти в регионах-субъектах РФ (местный обязательный экземпляр). Таким образом, после ликвидации системы Главлита и реформирования его местных органов, с одной стороны, и принятия упомянутого федерального закона — с другой, функции контроля за доставкой обязательных экземпляров оказались размытыми. Библиотеки, которые получают обязательные экземпляры, называют умопомрачительные цифры недопоставок.
Разделение функций по контролю за доставкой местного и федерального обязательных экземпляров между центральными и местными учреждениями ведет к неразберихе. В результате по поводу одних и тех же изданий в издающую организацию обращаются разные учреждения, причем в разное время. Таким способом невозможно обеспечить ни формирование единого информационного пространства в государстве, ни создание полноценной национальной и краеведческой библиографии. Необходимо, чтобы центральные библиотеки регионов имели право контролировать доставку по назначению полного комплекта обязательных экземпляров: как местного, так и федерального.
Важная сторона проблемы контроля за доставкой обязательных экземпляров — выбор объекта контроля: издательство или полиграфическое предприятие. Согласно существовавшим ранее "Единым правилам печатания произведений печати", обязанности доставки (высылки) обязательных экземпляров возлагались на типографии и печатно-множительные подразделения в издающих организациях. Подобная установка приводила к искажению механизма действия системы обязательных местных экземпляров, поскольку размещение полиграфических предприятий не соответствовало географии издательской деятельности. В результате многие областные библиотеки не получали обязательных местных экземпляров, хотя соответствующие издательства находились в одном с ними городе. Ныне при подготовке местного законодательства об обязательном экземпляре необходимо переходить от "полиграфического принципа" контроля к "издательскому принципу". В качестве объекта контроля за доставкой ОЭ нужно избрать именно те издательства и издающие организации, юридический адрес которых соответствует местоположению центральной библиотеки региона.
Разумеется, для оформления своевременных заказов на издательскую продукцию (для библиотек это так называемые предварительные заказы) необходимо, чтобы издательства предоставляли информацию об изданиях, подготавливаемых к выходу в свет. Считается, что это требование противоречит интересам издательств, так как раскрывает тайну издательского портфеля. Это опасение преувеличено. Иначе говоря, издательский портфель распадается на три части: новинки, переводы, переиздания. Что касается новинок, издательство имеет дело с автором, который передал свою рукопись, очевидно, только в данное издательство. Анонсирование подобных произведений — сплошь и рядом. То же самое — переводы, осуществить их пиратским способом с должным качеством — вещь невыполнимая. Остаются переиздания. Поскольку первоисточники доступны, как правило, всем желающим их переиздать, то и проблема секретности переизданий надуманна. В данном случае выиграет тот, кто первым сумеет оценить коммерческий успех переиздания и организует его производство.
Тем не менее, возлагая на ЦБ региона функции контролязадоставкой обязательных экземпляров и право получения информации об изданиях, подготовленных к выпуску в свет, необходимо также законодательным образом возложить на библиотеку обязанность сохранять коммерческую тайну издательств и передавать информацию только по прямому назначению — для подготовки каталогов "Книга в наличии и печати".
Нам представляется, что ЦБ регионов смогут найти внутренние резервы для организации этой работы. Перераспределение функций в отделах комплектования и обработки в связи с общим сокращением объемов текущих поступлений, возможно, позволит изыскать необходимые резервы. Наиболее предпочтительный путь — возложение необходимых обязанностей на отделы краеведения.
Участие в системе требует от ЦБ регионов серьезных дополнительных усилий по сбору информации о местном книжном рынке, причем эту информацию они предоставляют бесплатно. В то же время самим библиотекам предлагается покупать продукт, фактически создаваемый их совместными усилиями. Эту ненормальную ситуацию можно исправить с помощью договоров между Российской книжной палатой и региональными учреждениями. Однако, используя их, трудно решить вопрос о равноправных партнерских отношениях. Конечно, беря на себя дополнительную нагрузку, внося существенный вклад в формирование единого информационного пространства, региональные ЦБ должны иметь доступ ко всей информации, в частности, получать каталоги "Books in print" на льготных условиях.
Можно предусмотреть также восстановление системы контроля за доставкой ОЭ с помощью возложения соответствующих обязанностей на налоговую инспекцию, поскольку затраты на печатание и доставку нужного числа экземпляров могут быть отнесены к себестоимости тиража или зачтены в качестве уплаты части налогов. Такой путь гипотетически возможен, но будущее все же за чисто библиотечным решением проблемы на федеральном уровне. Что касается контроля за доставкой обязательных экземпляров, правовая норма должна основываться на принципе единства исполнения, т. е. быть общегосударственной, а ее исполнение следует закрепить за региональными учреждениями.
Заключение
Обязательный экземпляр был введен в России более 200 лет назад. За долгую историю в нашей стране принимались различные постановления, уточняющие и изменяющие порядок доставки обязательного экземпляра в библиотеки и другие учреждения.
Переход страны к рыночной экономике, ликвидация цензуры, начавшееся в этот же период расширение издательского сектора и появление новых видов документов поставили систему ОЭ в сложное положение, так как заметно снизилась полнота его получения Российской книжной палатой.
Закон "Об обязательном экземпляре документов", принятый в 1994 году, сыграл важнейшую роль в формировании национальной системы комплектования информационно - библиотечных фондов страны на нормативно-правовой основе. Принятый в России впервые за всю ее историю Федеральный закон позволил довольно быстро навести порядок во взаимоотношениях поставщиков и получателей ОЭ. Этот же закон обусловил развитие законодательной инициативы на местах, т.е. в регионах.
Время потребовало модернизации Закона. С этой целью в 2002 г. 23 января был принят Государственной думой, 30 января одобрен Советом Федерации и 11 февраля подписан Президентом РФ В.В. Путиным Федеральный закон № 19 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов".
В целом закон обеспечил сокращение количества бесплатных ОЭ, отправляемых в депозитарии, в число которых теперь попали патентные и архивные организации федерального уровня. Также уточнены перечень получателей ОЭ на небумажных носителях и классификация документов, подпадающих под действие нового федерального закона: сюда включены теперь документы комбинированные и содержащие аналогичную информацию, зафиксированную на различных носителях.
Система предоставления обязательного экземпляра документов является особым способом гарантированного обеспечения полноты комплектования национальными документами фондов крупных научных библиотек федерального уровня, Центральных библиотек субъектов РФ и документами местного уровня муниципальных библиотек.
Закон «Об обязательном экземпляре документов» и дополнения к нему определяют политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда РФ и развития системы национальной библиографии.
Важно отметить, что Закон стал важным фактором спасения библиотек, и, прежде всего национальных, от угрожавшего им информационного вакуума.
Радикальные изменения в координации работы национальных библиотек с Государственным архивом печати в преддверии XXI в. предполагаются в связи с внедрением новых информационных технологий, их развитием, обеспечивающим дальнейший прогресс электронных методов передачи информации, в том числе полных текстов книг, статей, сведений из справочников и энциклопедий. В условиях "телекоммуникационной революции" и совершенствования электронной аппаратуры, скорее всего, будет пересмотрена политика вторичного отбора изданий для фондов национальных библиотек и определятся дальнейшие пути их взаимодействия с Государственным архивом печати РКП.
Список используемой литературы
1 Бесстремянная Ю. Еще раз об обязательном экземпляре: Из опыта работы РГБ /Ю. Бесстремянная // Библиотека. - 1998. - № 12. - С. 28-31
2 Бесстремянная Ю. Как заполнить "пробелы"? /Ю. Бесстремянная // Библиотека. - 2001. - № 2. - С. 28-30
3 Василенко Г. Главное - взаимодействие /Г. Василенко, Т. Кириллова // Библиотека. - 1996. № 12. - С. 4-6
4 Гриханов Ю.А. Эволюция обязательного экземпляра на рубеже столетий. - М.: Пашков Дом, 2002. – 12 с.
5 Джиго А.А. Законодательная база обязательного экземпляра документов: тенденции развития /А.А. Джиго // Библиография: Профессиональный журнал. - 2001. - № 3. - С. 15-18
6 Джиго А.А. Новое в законе "Об обязательном экземпляре документов" /А.А. Джиго, К.М. Сухоруков // Библиография: Профессиональный журнал. - 2002. - № 2. - С. 17-25
7 Ершова Е. Концепция распределенного национального фонда /Е. Ершова, Л. Толчинская // Библиотека. - 1996. - № 10. - С.4-7
8 Издательства могут позаботиться о своем бессмертии // С.-Петерб. ведомости. – 1994. – 30 ноября
9 Инькова Л.М. На пути реализации государственной библиотечной политики /Л.М. Инькова // Библиотековедение. - 1996. - № 3. - С. 3-9
10 Книга: Энциклопедия. –М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. – 800 с.: илл.
11 Об обязательном экземпляре документов: Федеральный Закон от 19.12.1994 // Библиотека. - 1995. - № 3. - С. 49-56
12 Обязательный экземпляр электронных документов: иметь или не иметь?: Материалы семинара секции нац. б-к в рамках 64-й сессии ИФЛА в Амстердаме, 1998 г.: Рефераты докладов // Библиотековедение. – 1999. - № 3. – С.146-156
13 Сланская М.В. Еще раз о проекте федерального закона Российской Федерации об обязательном экземпляре документов /М.В. Сланская// НТБ. – 1994. - № 12. – С. 3-9
14 Соляник А.А. Закон Украины «Об обязательном экземпляре документов» /А.А. Соляник // НТБ. – 2000. - № 9. – С. 91-96
15 Соляник А.А. Местный обязательный экземпляр за рубежом /А.А. Соляник // НТБ. – 1994. - № 12. – С. 10-19
16 Справочник библиотекаря / Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Миникина. – Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб., 2001. – 224 с.
17 Толчинская Л. Местный обязательный экземпляр: юридический статус и содержание /Л. Толчинская, Н. Стародуюова // Библиотека. - 1995. - №12. - С.52-53
18 Федеральный закон № 19 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов"//Рос. Газ. 14 февраля 2002 г. С 5 - 6.
19 Шилов В.В. Обязательный экземпляр. Проблемы контроля /В.В. Шилов// Научные и технические библиотеки. - 1997. - № 8. - С. 3-7
20 Шпанцева С. Обязательный экземпляр - совсем не обязательный? /С. Шпанцева, С. Кузнецова // Библиотека. - 2000. - № 3. - С. 19-21
21 Эйдемиллер И.В. Региональное законодательство об обязательном экземпляре документов: современное состояние, проблемы, перспективы /И.В. Эйдемиллер// Библиотека и закон: Справочник. – М., 1998. – Вып. 11. – С. 99-130
Оглавление
Оглавление_____________________________________________________________________ 1
Введение_______________________________________________________________________ 2
1. История обязательного экземпляра_____________________________________________ 4
1.1 Своеобразие отечественного обязательного
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!