История обязательного экземпляра — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История обязательного экземпляра

2020-04-01 440
История обязательного экземпляра 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

 

Оглавление_____________________________________________________________________ 1

Введение_______________________________________________________________________ 2

1. История обязательного экземпляра_____________________________________________ 4

1.1 Своеобразие отечественного обязательного экземпляра______________________ 5

1.2 Состояние обязательного экземпляра в СССР и в период Перестройки__________ 7

2. Федеральный закон "Об обязательном экземпляре"_______________________________ 9

2.1 Подготовка к созданию Закона_______________________________________________ 9

2.2 Основные положения_______________________________________________________ 9

2.3 Значение Закона "Об обязательном экземпляре документов"__________________ 12

2.4 Недостатки Закона и роль РКП в системе обязательного библиотечного экземпляра_ 12

3. Федеральный закон № 19 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов"» (2002 г.)__________________________________ 18

3.1 Четыре редакции Законопроекта____________________________________________ 18

3.2 Поправки президента РФ В.В. Путина_______________________________________ 23

3.3 Главное в новом Законе____________________________________________________ 25

4. Контроль за доставкой обязательного экземпляра и информирование об издании системы «Books in print»_________________________________________________________________ 28

Заключение____________________________________________________________________ 32

Список используемой литературы_______________________________________________ 34


Введение

С развитием прогресса все более очевидным становится превращение информации в глобальный стратегиче­ский ресурс. Согласно ис­следованиям ЮНЕСКО, ут­рата информации прирав­нивается к утрате челове­чеством знания. В этой свя­зи особое значение приоб­ретает задача собирания или накопления документов, созданных человече­ской цивилизацией, и их сохра­нения в интере­сах настоящего и будущих поколений.

Особым способом гарантированного обеспечения полноты комплектования национальными документами фондов крупных научных библиотек федерального уровня (РГБ, РНБ), Центральных библиотек субъектов РФ и документами местного уровня муниципальных библиотек является система предоставления обязательного экземпляра документов.

Обязательный экземпляр был введен в России более 200 лет назад. За долгую ис­торию в нашей стране принимались раз­личные постановления, уточняющие и из­меняющие порядок доставки обязатель­ного экземпляра в библиотеки и другие уч­реждения. Однако специального закона, регламентирующего политику государст­ва в области формирования обязательно­го экземпляра документов, принято не бы­ло. Впервые такой закон был разработан в 1994 г. специалистами Российской книж­ной палаты и Российской государственной библиотеки (при участии сотрудников Российской национальной библиотеки и Библиотеки Российской академии наук). Время потребовало модернизации Закона, с этой целью в 2002 г. был принят федеральный закон № 19 о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов». Даже после принятия поправок к Закону, остается вопрос о проблемах контроля за комплектованием фондов библиотек обязательным экземпляром.

Большое внимание в данной работе я акцентирую на истории развития и современном состоянии закона об обязательном экземпляре, т.к. считаю, что в Законе отражаются основные тенденции развития Библиотечного дела в России.

Известен расхожий афоризм: культура не декретируется, а любовно выращивается. Одно из сильнейших средств создания ус­ловий для формирования культуры — законодательство. Нормы права, прямые или косвенные, оказывают самое непосредственное влияние на некоторые области библиотечной деятельности. Теку­щее комплектование библиотечных фондов — именно та область, которая позволяет сказать: какие законы мы создали, такие у нас и фонды.

Для дальнейшего удобства рассмотрения проблемы обязательного экземпляра важно с самого начала дать определения основным понятиям, которые будут использоваться в данной работе:

Система представления обязательных экземпляров документов - это совокупность видов обязательных экземпляров, а также установленный порядок их собирания, распределения и использования (16, С. 79);

Обязательный экземпляр - это экземпляр каждого отечественного документа, направляемый в обязательном порядке производящими их организациями согласно закону или специальному правительственному распоряжению в государственные книгохранилища, крупные библиотеки, информационные и библиографические центры для государственного библиографического учета выпускаемых документов, комплектования общенациональных библиотечных фондов, архивов документации, обеспечения информационной и библиографической деятельности (16, С. 79);

Обязательный экземпляр документов - экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащие передаче производителями в соот­ветствующие учреждения и организации в поряд­ке и количестве, установленных настоящим Фе­деральным законом;

Документ — материальный объект с зафикси­рованной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования;

Обязательный бесплатный экземпляр — эк­земпляры различных видов документов, подле­жащие безвозмездной передаче их производите­лями в соответствующие учреждения и организа­ции в порядке и количестве, установленных на­стоящим Федеральным законом;

Обязательный платный экземпляр — экзем­пляры различных видов документов, подлежащие передаче за плату их производителями в соответ­ствующие учреждения и организации в порядке и количестве, установленных настоящим Феде­ральным законом;

Обязательный бесплатный местный экзем­пляр — экземпляры различных видов изготовлен­ных на территории города, района документов, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие учреждения и организации в порядке и количестве, установ­ленных настоящим Федеральным законом. (11, С. 50)

 

Подготовка к созданию Закона

 

Переход страны к рыночной экономике, ликвидация цензуры, на­чавшееся в этот же период расширение издательского сектора и появ­ление новых видов документов поставили систему ОЭ в сложное по­ложение, так как заметно снизилась полнота его получения Российс­кой книжной палатой. Среди руководителей и специалистов библио­течного дела обсуждались два противоположных решения кризисной ситуации:

Одно изних сформулировал профессор Ю.Н. Столяров, заявив, что задачи формирования исчерпывающе полного национального фонда страны и библиографического учета «...преспокойно можно решить... одним экземпляром. Вот тогда выражение обязательный экземпляр ста­новится совершенно точным». (4, С. 5)

Второе решение, поддержанное большинством специалистов, сво­дилось к постепенному сокращению количества бесплатных ОЭ пу­тем дифференциации видов документов. С государственной точки зре­ния нельзя было в момент экономических реформ лишить этого источ­ника пополнения фондов более чем 20 крупнейших библиотек, форми­рующих по существу распределенный документный фонд страны. Это привело бы к их гибели, так как замена обязательного экземпляра за­купкой литературы и до настоящего времени невозможна из-за отсут­ствия требуемых на то бюджетных средств.

Данный подход утвердил Федеральный закон «Об обязательном эк­земпляре документов» (1994), а затем развил принятый 23 января 2002 г. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Феде­ральный закон «Об обязательном экземпляре документов».

 

Основные положения

Принятия Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов" библиотеки ждали с нетерпением. По отношению к нему можно неоднократно употре­бить слово "впервые":

— Впервые в России формирование системы обязательного экземпляра докумен­тов базируется на нормативно-правовой основе на уровне Федерального закона.

— Впервые в правовой акт включены подлежащие доставке все виды документов на разных носителях, отражающих интеллектуальный потенциал страны.

— Впервые в закон внесены нормы о защите прав производителей документов.

— Впервые законодательно определена политика государства в области формиро­вания обязательного экземпляра как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда РФ и развития системы государственной библиографии. (20, С. 19)

Настоящий Федеральный закон определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда Российской Федерации и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохран­ности обязательного экземпляра документов, его общественное ис­пользование. Закон устанавливает виды обязательного экземпляра документов, категории их производителей и получателей, сроки и порядок доставки обязательного экземпляра документов, ответственность за их нарушение, он не распространяется на документы личного и секретного характера, документы, созданные в единичном исполнении, архивные материалы (документы) и управленческую доку­ментацию. (11, С. 49)

Провозглашенная в нем ответственность за сохранность фондов, сформированных на основе обязательного экземпляра как части культурного достояния народов России, способствует в конечном счете обеспечению информационной безопасности страны.

Наконец, Федеральный закон дал толчок развитию законотворческой инициативы на региональном уровне, расширив тем самым правовое поле в области культуры.

Начиная с 1995 г. резко возрос и последовательно увеличивался объем поступлений документов в фонды Российской государственной библиоте­ки. Например, если в 1994 г. поток поступлений по обязатель­ному экземпляру уменьшился до 35 тыс. названий, то уже в 1995 г. РГБ получила 44,3 тыс., в 1998 — 77,7 тыс. названий.

Итак, кардинальные различия между общепринятой в мире моделью ОЭ и отечественной системой заключаются в двух позициях. Однаизних—моноцентризм или полицентризм системы; вторая— минималь­ное (1—2) или множественное (до 16) количество обязательных эк­земпляров.


В России создана и развивается полицентричная и многоуровневая система обязательного экземпляра. Она включает, во-первых, две кате­гории — бесплатный и платный ОЭ; во-вторых, бесплатный ОЭ делит­ся на три уровня:

— федеральный (охватывает документы в масштабе всего государ­ства и предоставляется депозитариям национального значения);

— ОЭ субъекта Российской Федерации (охватывает поток доку­ментов региона и предоставляется центральным региональным библиотекам, определенным решениями органов государствен­ной власти субъекта РФ);

— ОЭ муниципального образования (охватывает поток докумен­тов, изготовленных на территории города, района и предостав­ляется муниципальным библиотекам в соответствии с решени­ями органов государственной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления).

По сути дела, в нашей стране предпринята беспрецедентная попытка создать распределенный национальный библиотечно-информационный фонд, охватывающий поток документов всех известных сегодня фор­матов.

Степень дифференциации российских депозитариев показывает не только включение в их состав региональных и даже муниципальных библиотек, но в еще большей мере — значительное количество цент­ров федерального ранга. Достаточно назвать их численность по основ­ным группам документов. Так, бесплатный федеральный ОЭ печатных изданий получают в общей сложности 19 библиотек и других органи­заций (подавляющее большинство — через Российскую книжную па­лату, которая ведет национальную библиографию печати). Получате­лями ОЭ так называемых некнижных материалов являются еще 8 орга­низаций. Итак, национальный фонд рассредоточен в 27 различных уч­реждениях.

Государственная регистрация основного опубликован­ного наследия нации сосредоточена в одном центре — Российской книжной палате, хотя специалисты знают о трудностях унификации форматов библиографической записи РКП с национальными библио­теками.

Сложнее обеспечить раскрытие и всеобщую доступность распре­деленных национальных документных ресурсов, так как их отражение в общероссийской компьютерной библиотечно-информационной сети ЛИБНЕТ еще только предусматривается как результат отдаленного бу­дущего. Затруднено также дистанционное получение материалов из-за ненадежности межбиблиотечного абонемента и медленного развития электронной доставки документов.

2.3 Значение Закона "Об обязательном экземпляре документов"

 

Закон "Об обязательном экземпляре документов" сыграл важнейшую роль в формировании национальной системы комплектования информационно - библиотечных фондов страны на нормативно-правовой основе. Это произошло в период перехода от плановой к рыночной экономике в сфере книгоиздания и книгораспространения, когда привыкшие к стабильным источникам комплектования библиотеки (как на федеральном, так и на региональном уровне) вдруг стали получать не более 40 - 45% ОЭ издаваемых в стране документов и лишились возможностей воздействовать на издателей.

Принятый в России впервые за всю ее историю Федеральный закон позволил довольно быстро навести порядок во взаимоотношениях поставщиков и получателей ОЭ. Были установлены его основные виды, категории производителей и получателей, срок и порядок доставки документов, обязанности и права их производителей, требования сохранности и общедоступности фондов. Впервые была определена государственная политика в области формирования системы ОЭ как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда РФ и развития системы государственной библиографии. Провозглашенная федеральным законом ответственность за сохранность этих фондов как части культурного достояния народов России способствовала обеспечению информационной безопасности страны.

Этот же закон обусловил развитие законодательной инициативы на местах, т.е. в регионах, поскольку российская система бесплатного и платного ОЭ функционирует на основе не только одного федерального закона, но и комплекса базирующихся на нем законодательных актов и нормативных документов, принимаемых на федеральном, региональном и муниципальных уровнях. Соответственно, имеются ОЭ как федеральный комплект, ОЭ субъекта РФ и местный ОЭ (уровень региона или города).

Чрезвычайно важно, что с 1994 г. в состав ОЭ включены аудиовизуальные материалы и электронные издания (программы для ЭВМ и базы данных, а также электронные документы, тира­жируемые и распространяемые на машиночитаемых носителях).

Главное в новом Законе

 

В целом закон обеспечил сокращение количества бесплатных ОЭ, отправляемых в депозитарии, в число которых теперь по­пали патентные и архивные организации федерального уровня. (Так получилось, что некоторые организации в силу амби­ций их руководителей не пожелали участ­вовать в системе ОЭ, а потом слишком по­здно спохватились). Также уточнены пере­чень получателей ОЭ на небумажных носителях и классификация документов, подпадающих под действие нового феде­рального закона: сюда включены теперь документы комбинированные и содержа­щие аналогичную информацию, зафикси­рованную на различных носителях.

Получила воплощение идея увеличить количество организаций - получателей ОЭ, занятых затем централизованным его рас­пределением. Кроме РКП, по традиции распределяющей среди библиотек полные федеральные и профильные комплекты документов, аналогичные функции будут выполнять Федеральный институт промы­шленной собственности (для патентной документации) и НИЦ "Информрегистр" (для всех прочих электронных изданий).

В завершение целесообразно показать, насколько логично построе­на структура федерального бесплатного экземпляра в нашей стране по каждому из существующих сегодня видов документов.

В соответствии с Федеральным законом 1994 г. и его уточнениями в 2002 г. российские производители документов доставляют в Российс­кую книжную палату следующее количество бесплатных ОЭ печатных изданий:

— 16 экземпляров книг и брошюр, журналов и продолжающихся изданий на русском языке;

— 7 экземпляров изоизданий, нотныхизданий, географических карт и атласов на русском языке;

— 9 экземпляров центральных газет и газет субъектов Российской Федерации на русском языке;

— 3 экземпляра многотиражных газет муниципальных образова­ний и рекламных газет на русском языке;

— 4 экземпляра книг и брошюр, журналов и продолжающихся из­даний, изоизданий, географических карт и атласов на языках народов РФ (за исключением русского) и иностранных языках;

— 3 экземпляра газет на языках народов РФ (за исключением рус­ского) и иностранных языках;

— 4 экземпляра текстовых листовых изданий;

— 9 экземпляров авторефератов диссертаций и диссертаций в виде научных докладов;

— 10 экземпляров стандартов.

Особый путь предусмотрен для ОЭ официальных изданий: соглас­но статье 11 Федерального закона 1994 г. органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов Российской Федерации доставляют в Парламентскую библиотеку РФ после утверждения и реги­страции по два экземпляра официальных документов, которые включа­ются в списки рассылки документов несекретного характера.

В Российскую государственную библиотеку для слепых направля­ются по два экземпляра изданий для слепых и слабовидящих.

Обязательный бесплатный экземпляр аудиовизуальных документов доставляется в следующем порядке:

— в Российскую книжную палату по три экземпляра фонограмм и видеофильмов;

— в Государственный фонд телевизионных и радиопрограммподва экземпляра фонопродукции, кинопродукции, видеопродук­ции, аудиовизуальной продукции на электронных носителях, созданной для телевидения и радиовещания;

— в Государственный фонд кинофильмов РФ — по одному экземпляру игровых, анимационных и научно-популярных фильмов в виде позитивной копии, а также аналогичных видеофильмов в виде копии на оригинальных носителях любых видов;

— в Российский государственный архив кинофотодокументов — по одному экземпляру документальных фильмов и киножурна­лов, документальных видеофильмов в виде копии на оригиналь­ных носителях любых видов; по два экземпляра фотодокумен­тов;

— в Российский государственный архив фонодокументов — по два экземпляра фонодокументов, за исключением фононопродукции, созданной для телевидения и радиовещания.

     ОЭ электронных изданий:

— Производители программ для электронных вычислительных ма­шин и баз данных доставляют в Межотраслевой НИИ «Интег­рал» один экземпляр программ для ЭВМ, входящих в состав электронных изданий или являющихся самостоятельными из­даниями.

— Производители документов в целях последующего распределе­ния электронных изданий между библиотечно-информационными организациями доставляют в Научно-технический центр «Информрегистр» 4 экземпляра электронных изданий, за исключе­нием электронных изданий для слепых и слабовидящих, про­грамм для ЭВМ и баз данных, аудиовизуальных и патентных документов на электронных носителях. Исключительно ценно, что получатели ОЭ обязываются россий­ским законодательством обеспечить его постоянное хранение и пре­доставление пользователям. Это требование составляет одну из кра­еугольных идей «Руководства» наряду с требованием подчеркнуть, что депозитарный фонд — составная часть культурного наследия страны.


4. Контроль за доставкой обязательного экземпляра и информирование об издании системы «Books in print»

 

Условия обеспечения полноценного текущего комплектования:

1) наличие достаточно полной и оперативной информацииобиздательской продукции;

2) соблюдение установленных правил (принципов, критериев) отбора;

3) наличие ресурсов, позволяющих библиотеке приобрести не­обходимые издания;

4) наличие средств, обеспечивающих доставку приобретенных изданий в библиотеку.

Важно рассмотреть сложившуюся ныне правовую об­становку относительно первого и четвертого из перечисленных ус­ловий, которые находятся в особой, как показано ниже, взаимоза­висимости.

Процессы, связанные с формированием свободного отечест­венного книжного рынка, привели к разрушению традиционной системы книгораспространения. Это вызвало следующие важные последствия:

1. Система информационного обеспечения текущего комплек­тования, действовавшая в эпоху государственного регулирования книжного рынка (до 1992 г.), практически не существует. Темати­ческие планы выпускает незначительное число издательств.

2. Отмена цензуры, реформирование ее местных органов при­вели к утрате функций контроля за доставкой обязательных экзем­пляров документов.

Шилов В.В. в своей статье "Обязательный экземпляр. Проблемы контроля" (19, С. 3-7) отмечает, что важным шагом в решении проблемы информационного обес­печения текущего комплектования ныне признается образование российской библиографической системы "Books in print". Ее назначение — обеспечение оперативной связи между производителями документов, поставщиками, продавцами и потребителями (библиотеками, индивидуальными покупателями) с помощью ряда средств, основанных преимущественно на использовании электрон­ной информации. В принципе нужна информация о печатающейся, подготавливаемой к печати, вышедшей в свет продукции, о нали­чии ее в продаже. Система должна обеспечивать сбор заказов, ретрансляцию по назначению и, естественно, гарантировать их вы­полнение. Организационно-правовая основа ее - договорные от­ношения между участниками.

Первые выпуски каталогов "Books in print" показали их невы­сокую эффективность ввиду, главным образом, неполноты необхо­димой информации. В каталог, как правило, попадают остатки не распроданных тиражей. Выявилась имеющая экономический харак­тер незаинтересованность издательств в проекте: если издание рас­ходится обычным путем, нет нужды давать о нем информацию в каталоге. Но это не устраивает библиотеки, которым нужны гаран­тии поступления изданий.

В этих условиях должен работать механизм правовой защи­ты библиотек, правового обеспечения полноты комплектования их фондов. Концепция такого механизма: никто больше, чем библио­теки, не заинтересован в полноте и оперативности информации о текущей издательской продукции. Но для достижения полезного эффекта нужно наделить их соответствующими полномочиями.

Узловым моментом для рабочей эксплуатации системы на практике должно стать сочетание контроля за достав­кой обязательного экземпляра с передачей информации об издании в систему "Books in print".

Собрать информацию, достаточно корректную, чтобы исполь­зовать ее как основу упомянутой информационной системы, спо­собны только центральные библиотеки регионов. В отличие от Российской книжной палаты они могут непосредственно контакти­ровать с местными производителями издательской продукции.

В настоящее время в таких субъектах Федерации, как края, области и автономные округа, самостоятельные книжные палаты не образованы. Назрела необходимость расширения функций регио­нальных ЦБ и придания им статуса книжных палат региона, по­добно тому, как это осуществлено ранее в некоторых национально-территориальных образованиях России. Такая мера требует законо­дательного оформления. В этом случае библиотеки получат воз­можность контролировать доставку обязательных экземпляров в своих и общегосударственных интересах.

Закон Российской Федерации "Об обязательном экземпляре" распределяет функции контроля за доставкой между Российской книжной палатой (общероссийский обязательный экземпляр) и региональными учреждениями по усмотрению органов государст­венной власти в регионах-субъектах РФ (местный обязательный экземпляр). Таким образом, после ликвидации системы Главлита и реформирования его местных органов, с одной стороны, и приня­тия упомянутого федерального закона — с другой, функции кон­троля за доставкой обязательных экземпляров оказались размыты­ми. Библиотеки, которые получают обязательные экземпляры, на­зывают умопомрачительные цифры недопоставок.

Разделение функций по контролю за доставкой местного и федерального обязательных экземпляров между центральными и местными учреждениями ведет к неразберихе. В результате по по­воду одних и тех же изданий в издающую организацию обращают­ся разные учреждения, причем в разное время. Таким способом невозможно обеспечить ни формирование единого информационно­го пространства в государстве, ни создание полноценной нацио­нальной и краеведческой библиографии. Необходимо, чтобы цен­тральные библиотеки регионов имели право контролировать дос­тавку по назначению полного комплекта обязательных экземпля­ров: как местного, так и федерального.

Важная сторона проблемы контроля за доставкой обязатель­ных экземпляров — выбор объекта контроля: издательство или по­лиграфическое предприятие. Согласно существовавшим ранее "Единым правилам печатания произведений печати", обязанности доставки (высылки) обязательных экземпляров возлагались на ти­пографии и печатно-множительные подразделения в издающих ор­ганизациях. Подобная установка приводила к искажению механиз­ма действия системы обязательных местных экземпляров, посколь­ку размещение полиграфических предприятий не соответствовало географии издательской деятельности. В результате многие област­ные библиотеки не получали обязательных местных экземпляров, хотя соответствующие издательства находились в одном с ними городе. Ныне при подготовке местного законодательства об обяза­тельном экземпляре необходимо переходить от "полиграфического принципа" контроля к "издательскому принципу". В качестве объекта контроля за доставкой ОЭ нужно избрать именно те издатель­ства и издающие организации, юридический адрес которых соот­ветствует местоположению центральной библиотеки региона.

Разумеется, для оформления своевременных заказов на изда­тельскую продукцию (для библиотек это так называемые предвари­тельные заказы) необходимо, чтобы издательства предоставляли информацию об изданиях, подготавливаемых к выходу в свет. Счи­тается, что это требование противоречит интересам издательств, так как раскрывает тайну издательского портфеля. Это опасение преувеличено. Иначе говоря, издательский портфель рас­падается на три части: новинки, переводы, переиздания. Что каса­ется новинок, издательство имеет дело с автором, который передал свою рукопись, очевидно, только в данное издательство. Анонсирование подобных произведений — сплошь и рядом. То же самое — переводы, осуществить их пиратским способом с должным качест­вом — вещь невыполнимая. Остаются переиздания. Поскольку пер­воисточники доступны, как правило, всем желающим их переиз­дать, то и проблема секретности переизданий надуманна. В данном случае выиграет тот, кто первым сумеет оценить коммерческий ус­пех переиздания и организует его производство.

Тем не менее, возлагая на ЦБ региона функции контролязадоставкой обязательных экземпляров и право получения информации об изданиях, подготовленных к выпуску в свет, необходимо также законодательным образом возложить на библиотеку обязан­ность сохранять коммерческую тайну издательств и передавать ин­формацию только по прямому назначению — для подготовки ката­логов "Книга в наличии и печати".

Нам представляется, что ЦБ регионов смогут найти внутрен­ние резервы для организации этой работы. Перераспределение функций в отделах комплектования и обработки в связи с общим сокращением объемов текущих поступлений, возможно, позволит изыскать необходимые резервы. Наиболее предпочтительный путь — возложение необходимых обязанностей на отделы краеведения.

Участие в системе требует от ЦБ регионов серьезных допол­нительных усилий по сбору информации о местном книжном рын­ке, причем эту информацию они предоставляют бесплатно. В то же время самим библиотекам предлагается покупать продукт, факти­чески создаваемый их совместными усилиями. Эту ненормальную ситуацию можно исправить с помощью договоров между Россий­ской книжной палатой и региональными учреждениями. Однако, используя их, трудно решить вопрос о равноправных партнерских отношениях. Конечно, беря на себя дополнительную нагрузку, вно­ся существенный вклад в формирование единого информационного пространства, региональные ЦБ должны иметь доступ ко всей ин­формации, в частности, получать каталоги "Books in print" на льготных условиях.

Можно предусмотреть также восстановление системы контро­ля за доставкой ОЭ с помощью возложения соответствующих обя­занностей на налоговую инспекцию, поскольку затраты на печата­ние и доставку нужного числа экземпляров могут быть отнесены к себестоимости тиража или зачтены в качестве уплаты части нало­гов. Такой путь гипотетически возможен, но будущее все же за чисто библиотечным решением проблемы на федеральном уровне. Что касается контроля за доставкой обязательных экземпляров, правовая норма должна основываться на принципе единства ис­полнения, т. е. быть общегосударственной, а ее исполнение следует закрепить за региональными учреждениями.


Заключение

 

Обязательный экземпляр был введен в России более 200 лет назад. За долгую ис­торию в нашей стране принимались раз­личные постановления, уточняющие и из­меняющие порядок доставки обязатель­ного экземпляра в библиотеки и другие уч­реждения.

Переход страны к рыночной экономике, ликвидация цензуры, на­чавшееся в этот же период расширение издательского сектора и появ­ление новых видов документов поставили систему ОЭ в сложное по­ложение, так как заметно снизилась полнота его получения Российс­кой книжной палатой.

Закон "Об обязательном экземпляре документов", принятый в 1994 году, сыграл важнейшую роль в формировании национальной системы комплектования информационно - библиотечных фондов страны на нормативно-правовой основе. Принятый в России впервые за всю ее историю Федеральный закон позволил довольно быстро навести порядок во взаимоотношениях поставщиков и получателей ОЭ. Этот же закон обусловил развитие законодательной инициативы на местах, т.е. в регионах.

Время потребовало модернизации Закона. С этой целью в 2002 г. 23 января был принят Государственной думой, 30 января одобрен Советом Федерации и 11 февраля подписан Президентом РФ В.В. Путиным Федеральный закон № 19 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов".

В целом закон обеспечил сокращение количества бесплатных ОЭ, отправляемых в депозитарии, в число которых теперь по­пали патентные и архивные организации федерального уровня. Также уточнены пере­чень получателей ОЭ на небумажных носителях и классификация документов, подпадающих под действие нового феде­рального закона: сюда включены теперь документы комбинированные и содержа­щие аналогичную информацию, зафикси­рованную на различных носителях.

Система предоставления обязательного экземпляра документов является особым способом гарантированного обеспечения полноты комплектования национальными документами фондов крупных научных библиотек федерального уровня, Центральных библиотек субъектов РФ и документами местного уровня муниципальных библиотек. 

Закон «Об обязательном экземпляре документов» и дополнения к нему определяют политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда РФ и развития системы национальной библиографии.

Важно отметить, что Закон стал важным фактором спасения библиотек, и, прежде всего национальных, от угрожавшего им информационного вакуума.

Радикальные изменения в координа­ции работы национальных библиотек с Государственным архивом печати в преддверии XXI в. предполагаются в свя­зи с внедрением новых информационных технологий, их развитием, обеспечиваю­щим дальнейший прогресс электронных методов передачи информации, в том числе полных текстов книг, статей, све­дений из справочников и энциклопедий. В условиях "телекоммуникационной ре­волюции" и совершенствования элек­тронной аппаратуры, скорее всего, будет пересмотрена политика вторичного от­бора изданий для фондов национальных библиотек и определятся дальнейшие пути их взаимодействия с Государствен­ным архивом печати РКП.

 

 

Список используемой литературы

 

1 Бесстремянная Ю. Еще раз об обязательном экземпляре: Из опыта работы РГБ /Ю. Бесстремянная // Библиотека. - 1998. - № 12. - С. 28-31

2 Бесстремянная Ю. Как заполнить "пробелы"? /Ю. Бесстремянная // Библиотека. - 2001. - № 2. - С. 28-30

3 Василенко Г. Главное - взаимодействие /Г. Василенко, Т. Кириллова // Библиотека. - 1996. № 12. - С. 4-6

4 Гриханов Ю.А. Эволюция обязательного экземпляра на рубеже столетий. - М.: Пашков Дом, 2002. – 12 с.

5 Джиго А.А. Законодательная база обязательного экземпляра документов: тенденции развития /А.А. Джиго // Библиография: Профессиональный журнал. - 2001. - № 3. - С. 15-18

6 Джиго А.А. Новое в законе "Об обязательном экземпляре документов" /А.А. Джиго, К.М. Сухоруков // Библиография: Профессиональный журнал. - 2002. - № 2. - С. 17-25

7 Ершова Е. Концепция распределенного национального фонда /Е. Ершова, Л. Толчинская // Библиотека. - 1996. - № 10. - С.4-7

8 Издательства могут позаботиться о своем бессмертии // С.-Петерб. ведомости. – 1994. – 30 ноября

9 Инькова Л.М. На пути реализации государственной библиотечной политики /Л.М. Инькова // Библиотековедение. - 1996. - № 3. - С. 3-9

10 Книга: Энциклопедия. –М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. – 800 с.: илл.

11 Об обязательном экземпляре документов: Федеральный Закон от 19.12.1994 // Библиотека. - 1995. - № 3. - С. 49-56

12 Обязательный экземпляр электронных документов: иметь или не иметь?: Материалы семинара секции нац. б-к в рамках 64-й сессии ИФЛА в Амстердаме, 1998 г.: Рефераты докладов // Библиотековедение. – 1999. - № 3. – С.146-156

13 Сланская М.В. Еще раз о проекте федерального закона Российской Федерации об обязательном экземпляре документов /М.В. Сланская// НТБ. – 1994. - № 12. – С. 3-9

14 Соляник А.А. Закон Украины «Об обязательном экземпляре документов» /А.А. Соляник // НТБ. – 2000. - № 9. – С. 91-96

15 Соляник А.А. Местный обязательный экземпляр за рубежом /А.А. Соляник // НТБ. – 1994. - № 12. – С. 10-19

16 Справочник библиотекаря / Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Миникина. – Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб., 2001. – 224 с.

17 Толчинская Л. Местный обязательный экземпляр: юридический статус и содержание /Л. Толчинская, Н. Стародуюова // Библиотека. - 1995. - №12. - С.52-53

18 Федеральный закон № 19 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов"//Рос. Газ. 14 февраля 2002 г. С 5 - 6.

19 Шилов В.В. Обязательный экземпляр. Проблемы контроля /В.В. Шилов// Научные и технические библиотеки. - 1997. - № 8. - С. 3-7

20 Шпанцева С. Обязательный экземпляр - совсем не обязательный? /С. Шпанцева, С. Кузнецова // Библиотека. - 2000. - № 3. - С. 19-21

21 Эйдемиллер И.В. Региональное законодательство об обязательном экземпляре документов: современное состояние, проблемы, перспективы /И.В. Эйдемиллер// Библиотека и закон: Справочник. – М., 1998. – Вып. 11. – С. 99-130

 

Оглавление

 

Оглавление_____________________________________________________________________ 1

Введение_______________________________________________________________________ 2

1. История обязательного экземпляра_____________________________________________ 4

1.1 Своеобразие отечественного обязательного


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.