Стратегия социально-экономического развития — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Стратегия социально-экономического развития

2020-04-01 103
Стратегия социально-экономического развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Социально-экономическое положение Мурманской области в настоящий момент характеризуется позитивными тенденциями в базовых отраслях экономики.

В настоящее время область входит в состав 20 наиболее динамичных регионов России по физическому объему промышленной продукции, занимая 14 место среди субъектов Федерации. По природно-ресурсному потенциалу область занимает 12 место среди российских регионов, по финансовой обеспеченности - 20, по производственному потенциалу - 29 место.

Специфика экономики Мурманской области, ее природно-географических условий диктует необходимость иметь достаточно обоснованные долговременные ориентиры и перспективы, владение которыми позволит не только принимать сбалансированные во всех отношениях решения, но и определять механизм их реализации, своевременно корректируя отклонения и, таким образом избежать фатальной зависимости от изменений внешней и внутренней среды. Именно эти цели были положены в основу разработки Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года.

В этом документе дается описание возможных путей развития базовых отраслей экономики в период до 2015 года с промежуточными оценками положения, которое может сложиться в 2004 и 2010 годах.

Настоящий документ разработан в соответствии с Постановлением Губернатора Мурманской области от 09.12.2000 года № 510-ПГ и планом действий Правительства Мурманской области на 2001 год, утвержденным его Постановлением от 22.03.2001 г. № 49-ПП/2.

При разработке Стратегии использованы статистические данные о социально-экономическом положении Мурманской области, представленные Мурманским областным комитетом государственной статистики на основании Генерального договора № 01/2000 от 07 апреля 2000 года «Об оказании статистических и информационных услуг».

Стратегия развивает основные положения Концепции социально-экономического развития Мурманской области на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Губернатора Мурманской области от 08.02.2001 г. № 47-ПГ, а также долгосрочных стратегических планов ведущих предприятий и организаций базовых отраслей экономики Мурманской области всех форм собственности.

Потребность в разработке Стратегии развития области на 15-летний период определяется следующими обстоятельствами:

- необходимостью иметь целевые ориентиры долгосрочного социально-экономического развития области, с четкими представлениями о базовых принципах, основных приоритетах, источниках и механизмах их реализации;

- необходимостью в определенности, четкости, предсказуемости государственной региональной социально-экономической политики, понятной для всего населения области;

- особенностью специализации экономики области, ориентированной на добычу и первичную переработку сырьевых ресурсов, имеющей высокую капиталоемкость, энергоемкость и длительные сроки окупаемости капитальных вложений в производство;

- особенностью географического положения области, определяющего ее геостратегическое значение, суровый климат, предъявляющий повышенные требования к созданию благоприятных условий для жизнедеятельности и труда населения и будущих поколений.

При этом следует принимать во внимание то, что Стратегия формируется в существующем правовом поле Российской Федерации, которое пока не отличается совершенством и порой противоречиво во многих своих секторах и еще длительное время будет меняться. Кроме того, будут сохраняться экономические риски, связанные с инфляцией, административными барьерами, коррупцией, преступностью, недостоверной экономической информацией, а также, такими факторами, как проходящие в мире процессы глобализации, интеграции, специализации, интернационализации и др. Все это, несомненно, скажется на социально-экономической ситуации в Мурманской области, входящей в Северо-Западный Федеральный округ Российской Федерации и являющейся неотъемлемой частью суверенного государства Россия.

Исходя из этих предпосылок, Стратегия учитывает два сценария развития:

Первый - пессимистический, предполагающий неблагоприятную комбинацию внешних и внутренних условий, а именно: значительные колебания конъюнктуры на международных рынках сырьевых, энергетических и продовольственных ресурсов, резкое падение или рост курса рубля, рост внутренних цен и тарифов на топливо, электроэнергию, услуги транспорта и связи и других негативных процессов, не регулируемых на региональном уровне. В этом случае формируется вариант, ориентированный на удержание предприятий от банкротств и закрытия, сдерживание роста безработицы и резкого падения уровня жизни населения, существенного оттока трудоспособного населения из области.

Второй - оптимистический, основанный на востребованности ресурсов области, относительно стабильных мировых ценах на них, приемлемом уровне инфляции, а также неизменных налоговых, таможенных и иных макроэкономических регуляторов, т.е. исключающий возможность резкого изменения внешних и внутренних условий развития российской экономики.

Формирование сценарных условий на перспективу до 2015 года учитывает комплекс позитивного потенциала экономики области, ограничений, угроз и негативных тенденций развития национальной и мировой хозяйственных систем.

Принципиальной особенностью данной Стратегии является необходимость формирования макроэкономической политики устойчивого экономического роста региона, скоординированной как с намерениями основных хозяйствующих субъектов области, с одной стороны, так и интересам населения области, с другой.

Наличие в области учреждений фундаментальной и прикладной науки дает возможность раскрыть пути перехода от нынешнего состояния сырьевого региона к технологическому развитию.

Целью Стратегии является обеспечение устойчивого функционирования базовых отраслей Мурманской области на долгосрочную перспективу, что, в свою очередь, явится основой стабильной деятельности производственной инфраструктуры и в конечном итоге создаст благоприятные условия для:

- повышения качества жизни населения области;

- обеспечения существенного улучшения состояния окружающей среды на Кольском полуострове и в акваториях Белого и Баренцева морей.

Достижение этой цели предполагает решение следующих основных задач:

- анализ и прогнозирование конкурентоспособности продукции базовых предприятий области на внешнем и внутреннем рынках с учетом тенденций развития мировой и национальной экономик;

- определение приоритетных направлений функционирования промышленных комплексов на базе технико-технологического совершенствования (инноваций) производства и повышения комплексности и завершенности использования добываемого сырья;

- оценка последствий реализации Стратегии развития базовых комплексов для состояния социальной сферы Мурманской области (динамика объемов производства и налогооблагаемой базы, занятости, оплаты труда наемных работников и т.д.);

- определение форм и механизмов поддержки органами власти приоритетных направлений и проектов в базовых отраслях экономики области.

Таким образом, социально-экономическая ситуация в 2005 году характеризовалась стабильностью и сохранением положительных тенденций.

Вместе с тем, рост потребительских цен, по-прежнему, опережал рост денежных доходов населения, сохранялась существенная отраслевая и территориальная дифференциация размеров заработной платы. Сложной оставалась демографическая ситуация, сохранялись диспропорции в профессионально-квалификационной структуре спроса и предложения рабочей силы, проблемы низкой заработной платы по заявленным работодателями вакансиям, трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений.

В январе-ноябре 2005 года ситуация в сфере финансов области характеризовалась дальнейшим развитием положительных тенденций, сформировавшихся в предыдущие годы: предприятия базовых отраслей региональной экономики обеспечили достаточно высокую рентабельность финансово-хозяйственной деятельности, достигнут существенный рост налоговых поступлений, в том числе собственных доходов консолидированного бюджета области.

Стабильно функционировала банковская система области, обеспечив высокие темпы кредитования как юридических лиц, так и населения.

Вместе с тем, на высоком уровне сохранялся удельный вес убыточных предприятий, оставались острыми финансовые проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве, ощущался недостаток ресурсов для финансирования бюджетной сферы.

В течение 2006 года темпы роста объемов производства по основным видам экономической деятельности сохраняли устойчивую положительную динамику.

В течение всего года сохранялись положительные тенденции на рынке труда и в сфере занятости населения: сокращение безработицы, увеличение потребности организаций в работниках.

Позитивные тенденции в экономике области положительно отразились на развитии внешнеэкономических и межрегиональных связей.

В то же время, снизились темпы роста в строительстве, наблюдалось недофинансирование федеральной и областной адресных инвестиционных программ. Снизились объемы перевозок грузов на морском транспорте и перегрузки сухих грузов. Наблюдалась устойчивая тенденция снижения пассажиропотока на всех видах транспорта общего пользования.

Сохранялись высокий удельный вес убыточных предприятий и проблемы с платежеспособностью в отдельных видах деятельности, требующих реформирования и имеющих потребности в значительных объемах инвестиций (топливно-энергетический комплекс, сельское и жилищно-коммунальное хозяйство, строительство).

самоуправление конституционный экономический государственный


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.