Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2020-04-01 | 103 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Социально-экономическое положение Мурманской области в настоящий момент характеризуется позитивными тенденциями в базовых отраслях экономики.
В настоящее время область входит в состав 20 наиболее динамичных регионов России по физическому объему промышленной продукции, занимая 14 место среди субъектов Федерации. По природно-ресурсному потенциалу область занимает 12 место среди российских регионов, по финансовой обеспеченности - 20, по производственному потенциалу - 29 место.
Специфика экономики Мурманской области, ее природно-географических условий диктует необходимость иметь достаточно обоснованные долговременные ориентиры и перспективы, владение которыми позволит не только принимать сбалансированные во всех отношениях решения, но и определять механизм их реализации, своевременно корректируя отклонения и, таким образом избежать фатальной зависимости от изменений внешней и внутренней среды. Именно эти цели были положены в основу разработки Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года.
В этом документе дается описание возможных путей развития базовых отраслей экономики в период до 2015 года с промежуточными оценками положения, которое может сложиться в 2004 и 2010 годах.
Настоящий документ разработан в соответствии с Постановлением Губернатора Мурманской области от 09.12.2000 года № 510-ПГ и планом действий Правительства Мурманской области на 2001 год, утвержденным его Постановлением от 22.03.2001 г. № 49-ПП/2.
При разработке Стратегии использованы статистические данные о социально-экономическом положении Мурманской области, представленные Мурманским областным комитетом государственной статистики на основании Генерального договора № 01/2000 от 07 апреля 2000 года «Об оказании статистических и информационных услуг».
|
Стратегия развивает основные положения Концепции социально-экономического развития Мурманской области на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Губернатора Мурманской области от 08.02.2001 г. № 47-ПГ, а также долгосрочных стратегических планов ведущих предприятий и организаций базовых отраслей экономики Мурманской области всех форм собственности.
Потребность в разработке Стратегии развития области на 15-летний период определяется следующими обстоятельствами:
- необходимостью иметь целевые ориентиры долгосрочного социально-экономического развития области, с четкими представлениями о базовых принципах, основных приоритетах, источниках и механизмах их реализации;
- необходимостью в определенности, четкости, предсказуемости государственной региональной социально-экономической политики, понятной для всего населения области;
- особенностью специализации экономики области, ориентированной на добычу и первичную переработку сырьевых ресурсов, имеющей высокую капиталоемкость, энергоемкость и длительные сроки окупаемости капитальных вложений в производство;
- особенностью географического положения области, определяющего ее геостратегическое значение, суровый климат, предъявляющий повышенные требования к созданию благоприятных условий для жизнедеятельности и труда населения и будущих поколений.
При этом следует принимать во внимание то, что Стратегия формируется в существующем правовом поле Российской Федерации, которое пока не отличается совершенством и порой противоречиво во многих своих секторах и еще длительное время будет меняться. Кроме того, будут сохраняться экономические риски, связанные с инфляцией, административными барьерами, коррупцией, преступностью, недостоверной экономической информацией, а также, такими факторами, как проходящие в мире процессы глобализации, интеграции, специализации, интернационализации и др. Все это, несомненно, скажется на социально-экономической ситуации в Мурманской области, входящей в Северо-Западный Федеральный округ Российской Федерации и являющейся неотъемлемой частью суверенного государства Россия.
|
Исходя из этих предпосылок, Стратегия учитывает два сценария развития:
Первый - пессимистический, предполагающий неблагоприятную комбинацию внешних и внутренних условий, а именно: значительные колебания конъюнктуры на международных рынках сырьевых, энергетических и продовольственных ресурсов, резкое падение или рост курса рубля, рост внутренних цен и тарифов на топливо, электроэнергию, услуги транспорта и связи и других негативных процессов, не регулируемых на региональном уровне. В этом случае формируется вариант, ориентированный на удержание предприятий от банкротств и закрытия, сдерживание роста безработицы и резкого падения уровня жизни населения, существенного оттока трудоспособного населения из области.
Второй - оптимистический, основанный на востребованности ресурсов области, относительно стабильных мировых ценах на них, приемлемом уровне инфляции, а также неизменных налоговых, таможенных и иных макроэкономических регуляторов, т.е. исключающий возможность резкого изменения внешних и внутренних условий развития российской экономики.
Формирование сценарных условий на перспективу до 2015 года учитывает комплекс позитивного потенциала экономики области, ограничений, угроз и негативных тенденций развития национальной и мировой хозяйственных систем.
Принципиальной особенностью данной Стратегии является необходимость формирования макроэкономической политики устойчивого экономического роста региона, скоординированной как с намерениями основных хозяйствующих субъектов области, с одной стороны, так и интересам населения области, с другой.
Наличие в области учреждений фундаментальной и прикладной науки дает возможность раскрыть пути перехода от нынешнего состояния сырьевого региона к технологическому развитию.
Целью Стратегии является обеспечение устойчивого функционирования базовых отраслей Мурманской области на долгосрочную перспективу, что, в свою очередь, явится основой стабильной деятельности производственной инфраструктуры и в конечном итоге создаст благоприятные условия для:
|
- повышения качества жизни населения области;
- обеспечения существенного улучшения состояния окружающей среды на Кольском полуострове и в акваториях Белого и Баренцева морей.
Достижение этой цели предполагает решение следующих основных задач:
- анализ и прогнозирование конкурентоспособности продукции базовых предприятий области на внешнем и внутреннем рынках с учетом тенденций развития мировой и национальной экономик;
- определение приоритетных направлений функционирования промышленных комплексов на базе технико-технологического совершенствования (инноваций) производства и повышения комплексности и завершенности использования добываемого сырья;
- оценка последствий реализации Стратегии развития базовых комплексов для состояния социальной сферы Мурманской области (динамика объемов производства и налогооблагаемой базы, занятости, оплаты труда наемных работников и т.д.);
- определение форм и механизмов поддержки органами власти приоритетных направлений и проектов в базовых отраслях экономики области.
Таким образом, социально-экономическая ситуация в 2005 году характеризовалась стабильностью и сохранением положительных тенденций.
Вместе с тем, рост потребительских цен, по-прежнему, опережал рост денежных доходов населения, сохранялась существенная отраслевая и территориальная дифференциация размеров заработной платы. Сложной оставалась демографическая ситуация, сохранялись диспропорции в профессионально-квалификационной структуре спроса и предложения рабочей силы, проблемы низкой заработной платы по заявленным работодателями вакансиям, трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений.
В январе-ноябре 2005 года ситуация в сфере финансов области характеризовалась дальнейшим развитием положительных тенденций, сформировавшихся в предыдущие годы: предприятия базовых отраслей региональной экономики обеспечили достаточно высокую рентабельность финансово-хозяйственной деятельности, достигнут существенный рост налоговых поступлений, в том числе собственных доходов консолидированного бюджета области.
|
Стабильно функционировала банковская система области, обеспечив высокие темпы кредитования как юридических лиц, так и населения.
Вместе с тем, на высоком уровне сохранялся удельный вес убыточных предприятий, оставались острыми финансовые проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве, ощущался недостаток ресурсов для финансирования бюджетной сферы.
В течение 2006 года темпы роста объемов производства по основным видам экономической деятельности сохраняли устойчивую положительную динамику.
В течение всего года сохранялись положительные тенденции на рынке труда и в сфере занятости населения: сокращение безработицы, увеличение потребности организаций в работниках.
Позитивные тенденции в экономике области положительно отразились на развитии внешнеэкономических и межрегиональных связей.
В то же время, снизились темпы роста в строительстве, наблюдалось недофинансирование федеральной и областной адресных инвестиционных программ. Снизились объемы перевозок грузов на морском транспорте и перегрузки сухих грузов. Наблюдалась устойчивая тенденция снижения пассажиропотока на всех видах транспорта общего пользования.
Сохранялись высокий удельный вес убыточных предприятий и проблемы с платежеспособностью в отдельных видах деятельности, требующих реформирования и имеющих потребности в значительных объемах инвестиций (топливно-энергетический комплекс, сельское и жилищно-коммунальное хозяйство, строительство).
самоуправление конституционный экономический государственный
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!