Дизайн – особая сфера человеческой деятельности — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Дизайн – особая сфера человеческой деятельности

2020-04-01 235
Дизайн – особая сфера человеческой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дизайн – особая сфера человеческой деятельности

 

Дизайн – от лат. «designare» - определять, обозначать. Дизайн – деят-ть связанная с проектированием объектов предметной среды, окружающей человека. Именно дизайн налаживает связь между изделием, выпускаемым производством, и потребителем, для которого предназначено это изделие. Основной чертой дизайна явл. максимальное согласование, гармонизация отношений между чел. и предметным миром, важно, чтобы предметы обладали функц-ми кач-ми, потребительскими кач-ми и эстет-ми.

 

Зарождение в каменном веке деят-ти человека по созданию объектов предметного мира

 

Объекты предметного мира – каменные орудия труда, сначала какие-то более примитивные, позже с совершенствованием человеческого сознания эти предметы совершенствовались, принимали более правильную форму, в конце концов человек достиг симметрии, стал предавать симметричность формам своего орудия труда. И таким образом постепенно выходил на более совершенный окружающий предметный мир.

 

3. Особенности формообразования предметного мира Древнего Египта

дизайн предметный искусство художник

Предметный мир Др. Египта известен тем, что там появились многие объекты предметного мира, котор. используются и по сей день. Были созданы мебельные объекты, такие как столы, стулья, кровати. Предметный мир был достаточно совершенный, египтяне часто стремились его украшать разл-ми декорат-ми элементами. Также под декорат-ми элементами часто маскировали саму конструкцию предметов интерьера, под которые делались изделия. Поэтому мастера Др. Египта, что характерно, не стремились, как современные дизайнеры, выявлять конструкцию и особенности материала, а наоборот маскировали их за какими-то декорат-ми украшениями.

 

4. Особенности формообразования предметного мира Древней Греции

 

В отличие от Др. Египта, где конструкция изделий маскировалась, древние греки впервые стали любоваться самой конструкцией, эстетически осознали саму конструкцию изделия. Это выявляется как в архитектуре так и в предметном мире. Древнегреческий ордер был построен на любовании несущих и несомых элементов. Тоже самое наблюдается и в предметном мире: в мебели, где конструкции явно выявляются и конкретизируются. Также для предметного мира Др. Греции характерна связь предметного мира с чел.. Формы наиболее гармонично сочетаются с человеческим телом, а иногда мебель повторяет форму сидящего человека.

 

5. Особенности формообразования предметного мира Древнего Рима

 

Др. Рим по формообразованию близок к Др. Египту. Древние римляне также не стремились выявлять форму либо конструкцию. Часто применялись богатые декорат-е украшения, котор. полностью скрывали конструкцию. Тем не менее др. римляне были и очень рационалистичны в образовании своего предметного мира. Объекты, кот. предназначались для кухонного использования были весьма функциональны и за частую являлись предшественниками современных кухонных механизмов. Например, в Древнем Риме появился первый самовар, также имелись приспособления для подогревания пищи. В Др. Риме впервые появляются и функциональные решения интерьера. Интерьер продумывается очень досконально.


Предметный мир средневековья

 

Предметный мир средневековья зависит от подхода, который использовался при создании архитектуры и интерьера. Во времена античности, например, в Др. Греции, интерьер был открыт окруж-му простр-ву, а во времена средневековья интерьер дома наоборот замыкается внутри себя. Появляется такое понятие как «Мой дом – моя крепость» и стараются всячески ограничить простр-во жилое от внешней среды. Поэтому дома приобретают глухие запоры, ставни, которые закрываются напрочь. Предметный мир в интерьере поначалу был достаточно прост, потому что при переходе от античности к средневековью потерялись многие навыки в ремесленных искусствах. Ранее средневековье характеризуется примитивностью мебели и оборудования. Более совершенным оборудование становится в позднем средневековье во времена готики, когда ремесла вновь приобретают свое искусное мастерство, применяется более изысканный и сложный орнамент, кот. украшает предметы.

 

Предметный мир стиля рококо

 

Рококо – продолжение барокко, только более упрощенное. Барокко попало на время правления Людовика XIV. Франция в то время была законодательницей моды на создание предметного мира. После смерти Людовика XIV оказалось, что на комфорт и роскошь, присущие стилю барокко, было потрачено слишком много денег. После чего было принято решение отказаться от подобных затрат, т.к. денег во франц. казне оставалось мало, и сменить барокко на более эконом-й вариант, но тоже красивый и изящный. В результ. появ. стиль рококо, тоже очень изысканный, декорат-й, но предметы были намного дешевле и легче, чем в стиле барокко. Также для рококо характерно то, что в интерьере впервые появл. мебельные гарнитуры, если раньше делали отдельно мебельные элементы, то теперь появляются стилистически объединенные наборы, гарнитуры. Стиль рококо характеризуется тем, что если барокко развивалось в больших дворцовых залах, то стиль рококо принадлежит небольшим будуарам, женским гостиным. Мебель была компактная, изящная и достаточно легкая.

 

Предметный мир стиля ампир

 

Ампир (от фр.— «империя») — продолжение и завершение классицизма. Возник в начале 19 в. во Франции в период правления императора Наполеона; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX в.;

Наполеон, создав свою империю считал, что нужно также поддерживать и создать помпезный, торжественный предметный мир, кот. отвечал духу гос-ва, кот. он создал. Постепенно классицизм перерастает в помпезный и монумент-й стиль ампир. Ампир строится на формах ант-ти, но здесь также присутствуют веяния Востока, т.к. Наполеон вел множество войн в мире, то многие веяния взяты из Индии, Египта. Ампир – объединение черт ант-ти и черт восточного искусства.

 

12. Первая всемирная промышленная выставка 1851 года и ее значение для развития формообразования предметного мира

 

В середине 19 в. в развитых странах Зап. прошла промышл-я революция и стали появляться новые изобретения, много машин-механизмов. Необходимо было как-то продемонстрировать все достижения техники пром-го произв-ва. Т.к. Англия была одной из самых технически развитых стран, то решили, что эта выставка пройдет в Лондоне. Поэтому в 1851 г. состоялась первая всемирная пром-я выставка, где были представлены последние технич-е возможности и достиж-я всего мира. Но эта выставка имела двоякое значение. С одной стороны она продемонстрировала технические достижения прогресса, а с другой, что люди, кот. обладают хорошим эстет-м вкусом были поражены тем уродством многих изделий, кот. были представлены на этой выставки. Однако как не парадоксально, в этом то и заключалась роль выставки. Соединив воедино все безобразие, которое было создано к этому времени в обл. метериально-хужож-й культуры эпохи эклектики, обратила вниман. худож-й общественности на ненормально положение дел в данной отрасли. Г. Земпер первым выявил, что истоки упадка в формообраз-ии предметного мира кореняться, во-первых, в механич-м отделении системы орнаментации от ее контрукт-й основы, во-вторых в разъединении между художн-ми и техниками, в-третьих, в общем падении вкусов в связи с появлением изделий-суррогатов, имитирующих ручную работу, и, наконец, в-четвертых, в полном разрыве между высокими и практическими видами искусства.

 


13. Эклектика в формообразовании предметного мира во второй половине ХIХ века

 

Эклектика – смешение, соединение признаков разных стилей в одном изделии. На протяжение всего 19 в., не было придумано никакого оригинального худож-го стиля, зато была эклектика. Когда форма предметного мира соединяет разные качества стилей прошлого, используя мотивы стиля барокко, рококо, классицизма и часто это объединяла в фантастические соединения. Именно промышленная революция и дала возможность новому поиску в старых веяниях эклектике.

 

ВХУТЕМАС– ВХУТЕИН

 

Высшие художественно-технические мастерские были открыты в Москве 29 ноября 1920 года. ВХУТЕМАС включал восемь факультетов: печатно-графический, живописный, скульптурный, деревоотделочный, архитектурный и факультет металлообработки. Студенты проходили первоначальное двухгодичное обучение на основном отделении, первым деканом которого был Александр Родченко. Они приобщались к основам художественной культуры, изучали цвет, объем, пропорции, ритм, динамику.

Организация ВХУТЕМАСа явилась одним из мероприятий, имеющих целью создание и развитие советской художественной культуры. Однако проникшие к руководству ВХУТЕМАСа формалисты применяли в нем уродливые методы обучения, препятствовавшие развитию творчества молодежи в духе реализма и национальных традиций (пропаганда формализма под видом пролетарского искусства, создание мастерских по вульгарному ремесленно-технологическому принципу). Деятельность формалистов во ВХУТЕМАСе вела к развалу и ликвидации художественного образования. В 1926-1927 ВХУТЕМАС был реорганизован во ВХУТЕИН.

ВХУТЕИН — Высший государственный художественно-технический институт. Учрежден в Москве в 1926-27 на базе ВХУТЕМАСа. Состоял из основного (общеобразовательного) отделения и факультетов: архитектурного, скульптурного, живописного, полиграфического, деревоотделочного, металлообрабатывающего и текстильного. Постановка общего и профессионального художественного образования во ВХУТЕИНе была значительно улучшена по сравнению с ВХУТЕМАСом. Однако в программах и практике обучения ВХУТЕИНа еще сохранялись элементы формализма. Среди преподавателей было много формалистов. Поэтому ВХУТЕИН не смог удовлетворительно справиться с задачей воспитания советских художественных кадров. (Или кто-то просто очень хотел его закрыть.) В 1930 ВХУТЕИН был закрыт.

 

Ульмская школа дизайна

 

Это учебное заведение было создано в 1953 г. Школа включала 4 факультета: факультет худ. конструирования промышлен. изделий, факультет строительства, факультет коммуникаций, факультет информации. Кроме того,при Ульмской школе были созданы два проектно-конструкторных института: Институт худ. конструирования промышлен. изделий и Институт индустриальных методов строительства.Первоначально в своей деятельности школа опиралась на теор. разработки основателя Баухауза В. Гропиуса, позже на педагогическую систему Т.Мальдонадо, ставшего в 1964 г. ректором. Несмотря на то, что идейный глава школы в своих теоретич-х воззрениях пришел в тупик, деятельность этого дизайнерского заведения сыграла большую роль в развитии послевоенного европейского дизайна, а на практике в наибольшей степени была осущ-на ставшей впоследствии всемирно известной нем. фирмой "Браун".


Новый немецкий дизайн»

 

В 1980-90 гг. в Германии развилось довольно отличающееся от всех остальных стилей того времени направление дизайна. Оно получило название «Новый немецкий дизайн». Характерной особенностью немецкого дизайна являлось – единичность уникальных авторских экземпляров. Они создавались просто как произведения искусства.

Основные принципы «нового немецкого дизайна»:

1.Повторное использование промышленных изделий массового производства.

2.Второй принцип – использование неординарных материалов. Здесь применялись материалы, к которым не предъявляются какие-то эстетические требования. Так использование ржавчины в мебельном дизайне являлось выражением протеста против гладкости, искусственности и высокой стоимости.

3.Принцип три – противоположность предыдущего. Использование роскошных и вычурных материалов в вычурных комбинациях.

4.Повторное использование утиль-сырья. Некоторые дизайнеры называли это направление «мусорным дизайном».

5.Пятый принцип – принцип экологии. Обусловлен бережным отношением к природным ресурсам. Например, к истощению древесных запасов.

6.Шестой принцип – наглядность изготовления.

7.Седьмой принцип – части предмета формально не соответствуют друг-другу, а резко отличаются.

8.Восьмой принцип – сокращение средств. Изделия должны быть простыми, спартанскими, даже грубыми.

9.Создание объектов символов. Попытка соединить духовную ценность с утилитарной функцией предмета. Подразумевалось, что форма предмета не обязательно должна определяться функцией.

Деятельность Луиджи Колани

 

Луиджи Колани – немецкий дизайнер-концептуалист, родоначальник направления в промышленном дизайне называемого биодизайном. Родился в 1928 г. в Берлине.

Очень много работал в автомоб-м дизайне и авиа-дизайне. Сотрудничал с такими корпорациями как «Боинг», «БМВ»,Фольксваген, Альфа-ромео и другие.

Его произведения своими пластичными формами напоминают формы органических объектов. Его модели автомобилей изготавливались в осн-м из пластика и имели плавные обтекаемые, аэродинамические формы. Его проекты были футуристичны и являлись взглядом в будущее.

В борьбе за утверждение своих взглядов Колани не боялся скандалов, мог идти на самые экстравагантные поступки. Так, сконструировав грузовик, расходовавший на 25 % меньше топлива чем серийный, Колани попытался выставить творение на выставке во Франкфурте. Ему предложили место на свалке. Колани недолго думая воспользовался этим предложением. Через день самая крупная газета ФРГ писала: «Сенсация валяется на свалке». Это привлекло всеобщее внимание.

Колани проектировал не только автомобили. Отдельная отрасль – фотоаппаратостроение. Сенсацией 1980-х годов стала его модель CanonT-900.Она создала новое направление в стилистике зеркальных камер.

 

Деятельность Кендзи Экуана

 

В 1980-90 гг. активно развив-ся и японский дизайн, наиболее крупной фигурой котор. являлся диз-р с мировым именем Кендзи Экуан. Президент ассоциации японских дизайнеров, член сената ИКСИД. Экуан был удостоен наград многих нац-х и междунар-х конкурсов дизайна. Его фирма в 1980-е гг. насчитывала 200 сотрудников и являлась крупнейшей дизайнерской фирмой Японии

Своё творчество Кендзи Экуан основывает на главном принципе японского уклада жизни: «маленький, но сильный». Но у него этот принцип преподаётся иначе – «Сильный, потому что маленький». В дизайне это значит, что минимальными средствами должны быть достигнуты максимально высокие качества изделия, что исоставит его особую «силу».

Второй принцип Экуано – многофункциональность. Этот принцип исходил из особенностей национальной японской культуры.

Самой показат-й разработкой Экуана, в кот. проявились все его принципы, стал созданный в 1982 г. миниавтомобиль «GK-01». Он действительно сильный потому что маленький, сложный, но простой. Он был создан как автомобиль, рассчитанный на одного чел., но чуть сбоку имелось и ещё одно место для ребёнка. Это мотивировалось тем, что выпуск многоместных машин неэкономичен, утверждалось что дешевле выпускать одноместные индивидуальные автомобили.

Секрет большого успеха Экуана как дизайнера и у себя в стране и на междунар-й арене основывался на том, что он сумел соединить в своём творчестве и бережное отношение к национальным традициям и стремление создавать межнациональный материальный мир.

 

Деятельность Хельмута Яана

 

В 80-е гг. всемирную известность получил американский мастер архитектурного дизайна Хельмут Яан. Он был руководителем фирмы MyrphyJahn. Одна из самых знаменитых его разработок – проекты интерьеров чикагского аэропорта в 1989 г. По мнению Яана, основные проблемы традиционного архит-го проектирования в том, что разные конструкции здания разрабатывают разные специалисты. Это препятствовало достижению единого стиля строении. Новый подход заключался в том, чтобы все элементы здания создавать на основе одной и той же концепции, при этом большое внимание должно уделяться визуальному образу объекта. Важная роль отдавалась также цвету.

В системе городской застройки методика Яана состояла в том, чтобы в историческую архитектурную среду вкрапливать новые объекты, которые контрастировали со старыми. Такой подход позволял Яану превращать город в динамически развивающуюся систему. А в формообразовании Яан был склонен к эстетизации технической конструкции, в некоторых своих проектах использовал приёмы «хай-тека».

 

Дизайн – особая сфера человеческой деятельности

 

Дизайн – от лат. «designare» - определять, обозначать. Дизайн – деят-ть связанная с проектированием объектов предметной среды, окружающей человека. Именно дизайн налаживает связь между изделием, выпускаемым производством, и потребителем, для которого предназначено это изделие. Основной чертой дизайна явл. максимальное согласование, гармонизация отношений между чел. и предметным миром, важно, чтобы предметы обладали функц-ми кач-ми, потребительскими кач-ми и эстет-ми.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.