История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2020-04-01 | 135 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Теоретические основы обучения грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи
Особенности фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Методика исследования фонематического анализа
дошкольник грамота недоразвитие речь
Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности навыка фонематического анализа.
Задачи исследования:
. подобрать методики исследования состояния фонематического анализа;
. определить критерии оценки и уровни сформированности фонематического анализа;
. дать качественный и количественный анализ результатам исследования.
Так как обучение грамоте предполагает формирование фонематического анализа, мы подобрали задания на исследование данного умения из методики логопедического обследования детей дошкольного возраста Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
В первом задании детям предлагалось назвать звук, который встречается во всех предложенных словах, например: марка, лампа, дом, Дима.
Во втором требовалось назвать слова с заданным звуком в предложении из трех слов.
В третьем задании испытуемые должны были отобрать предметные картинки, в названии которых входит заданный звук. Всего было предложено 5 наборов. Каждый набор содержал картинки с изображениями предметов, в названия которых входит заданный звук, и предметов, в названиях которых данный звук отсутствовал. Картинки подбирались с таким расчетом, чтобы этот звук находился в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова.
В четвертом задание требовалось выделить ударный гласный в начале слова.
В пятом задании испытуемые должны были выделить ударный гласный в конце слова.
|
В шестом задании детям предлагалось выделить начальный согласный звук.
В седьмом задании требовалось выделить согласный в конце слова.
Для оценки определения уровня сформированности фонематического анализа мы использовали следующие критерии оценки выполнения каждого задания:
1. самостоятельность выполнения задания:
Ø задание выполняется самостоятельно - 3 балла;
Ø нуждается в незначительной помощи - 2 балла;
Ø нуждается в обучающей помощи - 1 балл;
Ø задание самостоятельно не выполняется даже после обучения - 0 баллов.
2. активность:
Ø при выполнении задания активен, заинтересован в выполнении - 3 балла;
Ø активность несколько снижена - 2 балла;
Ø нуждается в стимуляции - 1 балл;
Ø нуждается в постоянной стимуляции - 0 баллов.
3. правильность:
Ø 3 балла - точное выполнение задания;
Ø 2 балл - допускает негрубые ошибки;
Ø 1 балла - выполнил 0,5 задания верно;
Ø 0 баллов - более 0,5 задания выполнено неверно;
Ø 0 баллов - отказ или невыполнение задания.
В соответствии с данными критериями нами были выделены три уровня сформированности фонематического анализа.
Для высокого уровня сформированности фонематического анализа характерно: относительная самостоятельность и активность выполнения заданий, направленность на звуковую сторону речи, элементарные формы звукового анализа доступны.
Для среднего уровня сформированности фонематического анализа характерно: недостаточная самостоятельность и активность выполнения заданий, направленность на звуковую сторону речи недостаточная - представления о речевой действительности и ее элементах отличаются неустойчивостью, элементарные формы звукового анализа сформированные частично.
Для низкого уровня сформированности фонематического анализа характерно: отсутствие самостоятельности и активности при выполнении заданий, направленность на звуковую сторону речи отсутствует, элементарные формы звукового анализа недоступны.
|
Система коррекционно-педагогической работы по обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Содержание и основные направления экспериментальной работы по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи
Целью формирующего эксперимента была разработка системы коррекционно-педагогической работы по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.
В основу разработанной нами системы обучения грамоте был положен звуковой метод обучения чтения Д.Б. Эльконина.
Основные особенности использования этого метода заключаются в следующем:
1. раннее начало обучение грамоте;
2. звук и буква изучаются параллельно, что ускоряет процесс запоминания графического образа звука и значительно ускоряет процесс формирования навык послогового чтения;
. последовательность изучения звуков и букв установлено в соответствии с формированием звуков в онтогенеза, и уже с третьего занятия возможно чтение слогов;
. в предлагаемой последовательности букв отсутствуют й, е, ë, ю, я и знаки ь и ъ в связи с тем, что произношение гласных второго ряда расходится с их написанием, а ь и ъ не имеют звукового обозначения;
. при знакомстве с буквой мы называли не ее «официальное» алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает;
. графическое начертание букв изучали только в их печатном варианте;
. при изучении новой буквы обязательно включаются упражнения по профилактике дисграфических и дислексических расстройств речи у дошкольников;
. для повышения эффективности формирования звукослогового и звукобуквенного анализа использовалась символика;
. материал по обучению грамоте предлагался в такой последовательности:
Ø сочетание двух гласных;
Ø сочетание гласного с согласным в обратном слоге;
Ø сочетание согласного с гласным в прямом слоге;
Ø односложные слова по типу СГС;
Ø двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;
Ø двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;
Ø двусложные слова со стечением согласных;
Ø трехсложные слова со стечение согласных;
Ø простое двусоставное предложение без предлога;
Ø простое предложение из трех - четырех слов без предлога;
|
Ø простое предложение из трех - четырех слов с предлогом;
. обучение письму слогов, слов и предложений проходит в той же последовательности с постепенным усложнением материала, что и при обучении чтению.
Так как результаты констатирующего эксперимента показали неоднородность в сформированности фонематических процессов, мы дифференцировано определили для каждой группы задачи обучения.
Для первой группы:
· закрепление навыков элементарного звукового анализ;
· формирование готовности к более сложным формам фонематического анализа.
Для второй группы:
· формирование элементарных форм фонематического анализа слова;
· формирование навыков учебной деятельности.
Дл третье подгруппы:
· развитие фонематического восприятия;
· формирование навыков элементарного фонематического анализа слова.
Данный задачи реализовывались нами на подгрупповых занятиях. Когда уровень развития фонематического анализа у детей относительно сравнялся мы организовывали фронтальную работу.
Предлагаемая нами система по обучению грамоте включала три этапа:
I этап - подготовительный. Выделение в слове фонем, общая ориентировка в фонемной системе языка;
II этап - обучение грамоте; освоение системы гласных и согласных фонем, обозначение их буквами, формирование навыка ориентации на гласные фонемы и буквы при чтении.
Содержание подготовительного этапа предполагало формирование у детей представлений о звуковом составе слова:
А) формируется умение вслушиваться в звучание слова;
Б) формируется умения узнавать, различать и выделять из слова отельные звуки.
Основной способом вычленения звука из слова - утрированное его произношение. Использование данного способа способствовало развитию умения вслушиваться в слово, выделять из слова тот или иной звук.
Содержание подготовительного этапа реализовывалось на индивидуальных занятиях по произношению и подгрупповых занятиях
Одним из главных наших нововведений было более раннее начало обучение грамоте - с первого года обучения в группе для детей с нарушениями речи.
|
Обучение звуковому анализу слов опиралось на теорию поэтапного формирования умственных действий.
Другим важным начинанием было совмещение работы над звуком и буквой. Познакомив детей со звуком, мы давали сразу же его графическое изображение - букву.
И третье отличие состояло в том, что мы упражняли детей в написании буквы печатным шрифтом, т.е. разрешали детям поупражняться в печатном изображении букв мелом на доске и карандашом в тетради. Этот вызывало у них большой интерес к занятиям. Дети с большим удовольствием знакомятся с буквами, упражняются в написании. Знакомство с буквами проводится в игровой форме, поэтому буквы легко запоминаются.
Для ознакомления детей с новой буквой, печатания ее в тетради отводится часть фронтального занятия логопеда. Покажем на примере, как проходит знакомство детей с буквами м и н.
На занятии дети выделяют первый звук в словах: м ак, м ох, м уха - звук м, н ос, н ас, н оты - н. Дети определяют звук и дают его характеристику: м - согласный, может звучать мягко и твердо, находиться в слове в начале, середине и конце.
После характеристики звука и показа буквы м предлагаем детям построить ее. Для этого используется игра «Как построить букву». Сначала дети выкладывают буквы из палочек, затем сами строят эти буквы у доски: двое ребят соединяют руки, опустив их вниз, и получается буква м; или встав лицом друг к другу, соединяют обе руки получается буква н. Дети строят и другие буквы, такие как х, т, к, п, д, г, р, ч, л, у ф.
Затем дети упражняются в написании буквы мелом на доске и, когда напишут, оценивают их написание, отмечая лучшие и более правильные.
Следующий вид работы - написание букв в тетрадях. Дети старательно пишут эти буквы, а затем слоги и короткие слова простым карандашом в тетради. Для письма используются тетради в линейку. Дети пишут через строчку. В начале каждой строчки дается образец написания.
Эти работы мы оцениваем отметкой. Таким образом, на занятии используется одновременно несколько анализаторов - зрительный, речедвигательный и слуховой, плюс разработка кисти руки, т.е. формирование двигательного навыка при написании букв. Наш опыт убеждает в том, что, чем больше анализаторов участвует в ознакомлении с новым материалом, тем легче, быстрее и прочнее дети его усваивают.
На занятиях по обучению грамоте мы широко используем игру «Живые буквы». Проводим ее, так же, как игру «Живые звуки», в различных вариантах. Буквы могут «двигаться», «меняться местами», отчего получается новое слово. Слово может преобразовываться в игре одни буквы «уходят», другие «становятся» на их места: мишка - мышка, кот - ток, сом - сок - сук.
Работа по словообразованию, по изменению слов и превращению одного слова в другое путем замены или добавления букв к имеющемуся слову проводится нами на протяжении всего учебного года.
|
Имея в виду, что основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста - игра, мы стремимся многие виды работы проводить в игровой форме. Например, логопед раздает детям по одной букве крупного размера, затем произносит звук, слоги или слова с изучаемыми буквами. Если произносятся звуки, дети выходят к доске и несут соответствующие буквы, если произносятся слоги, дети поднимают соответствующие буквы, входящие в состав названного слога, выходят с ними к доске и становятся в нужной последовательности. Чтобы предупредить ошибки, предварительно каждый слог анализируется на слух.
Таким образом, дети не только слышат, но и видят количество и порядок произносимых звуков в слоге. Аналогично проходит игра и со словами, предлагаемыми детям для анализа.
Включение в занятия заданий для анализа слов, способствует развитию фонематического восприятия, совершенствует умение анализировать односложные и многосложные слова. Для формирования у детей отчетливого представления о месторасположении звука в слове мы используем игру «Найди свое место в слове». Чтобы дети лучше ориентировались в таких понятиях как, начало, середина и конец слова, мы использовали следующий прием: мелом делим доску на три части, показывая, где начало, где середина и где конец слова. Расположение слова на доске даем слева направо. Ребенок с соответствующей буквой выходит к доске и становится на то место, где находится названный звук в данном слове. Таким образом, доска, разделенная на части, становится ориентиром для расположения звуков.
В конце I периода обучения большинство детей не только хорошо усвоили изучаемые звуки, но и умеют их выделять и определять их место в слове, усвоили следующие соответствующие звукам буквы: а, у, о, ы, э, п, Т, к, х, л, с, м, н.
В конце I периода обучения многие дети уже могли читать, написать слоги и короткие слова под диктовку. Для чтения и записи мы использовали слова из пройденных букв.
Во II периоде работа по анализу и синтезу слов несколько усложняется. На каждом занятии, помимо программного материала, мы разбирали по 5-6 слов. Дети выполняли слоговой, звуковой и буквенный анализ слов.
В своей работе мы воспитывали у детей последовательность и целенаправленность в выполнении задания. Для этого каждому ребенку предлагали сразу несколько заданий: определить количество слогов в данном слове, разобрать звуковой и буквенный состав каждого слова.
С середины II периода обучения, т.е. в январе, мы включаем словарные диктанты. Дети уже могут писать под диктовку слова и выполняют эту работу очень старательно и с удовольствием.
Заключение
Упражнения в последовательном вычленении и сочетании звуков в словах различной слоговой структуры в детском саду для детей с общим недоразвитием речи, где обучение проводится по коррекционно-развивающим программам, являются одним из основных направлений разнообразной по своим видам работы обучению грамоте, направленной на формирование умения вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отельные звуки, а также на формирование у них умений последовательно вычленять и сочетать звуки в словах различной слоговой структуры. Практические упражнения на индивидуальных и фронтальных занятиях по звуковому анализу слов предваряют обучение грамоте.
В ходе экспериментального исследования мы выяснили, что низкая сформированность навыков звукового анализа слова у дошкольников с ОНР объясняется недоразвитием произносительной стороны речи вследствие дефектов восприятия и произношения фонем, а также несформированностью когнитивных предпосылок.
Мы отметили, что одним из решающих условий успешного формирования навыков фонематического анализа является систематическая тренировка детей на индивидуальных занятиях и уроках. При этом на индивидуальных занятиях должен присутствовать элемент занимательности, специальные упражнения, наглядно моделирующие операции звуковой состав слова основе материализованных опор: широко использоваться опорно-сигнальные таблицы, схемы, сигнальные карточки и т.п. Виды работы и методы обучения звуковому анализу слова на занятиях не должны постоянно дублироваться.
Таким образом, высказанная нами гипотеза о том, что обучение грамоте дошкольников с ОНР возможна при следующих условиях поэтапного формирования навыков фонематического анализа использованием специфических приемов формирования этого навыка нашла свое убедительное подтверждение.
Список литературы
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. Пособие для студентов вузов. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.
2. Бородич А.М. Методика развития речи у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984.
. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: «Школа - Пресс», 1999.
. Воробьева В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи Дефектология, 1990, №4.
. Воробьева В.К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией: Нарушения речи и голоса у детей. - М., 1975.
. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи Сост. Р.А. Белова-Давид. - М., 1972.
. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М., 1982.
. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. - СПб., 1998.
. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М., 1998.
. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб., 1999.
. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. - М., 1958.
. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.
. Леонтьев.А.А. Язык, речь и речевая деятельность. - М., 1969.
. Логопедия Под ред. Т.В. Волосовец. - М., 2002.
. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1997.
. Селиверстов В.И. и др. Речевые игры с детьми. - М., 1994.
. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. - М., 1994.
. Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 1979
. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1980.
. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. - М., 1984.
. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. - М., 1999.
. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи. - СПб., 1998
. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: Формирование лексико-грамматических представлений. - СПб., 1999
. ФиличеваТ.Б., Чевелева НА., Чиркина ГЛ. Нарушение речи у детей. - М., 1993.
. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989.
. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1991.
. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1993.
. Хрестоматия по логопедии: В 2 т. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М., 1997.
. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Теоретические основы обучения грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!