ГЛАВА 1. Теоретические аспекты жилищно-коммунального хозяйства — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты жилищно-коммунального хозяйства

2020-03-31 226
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты жилищно-коммунального хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты жилищно-коммунального хозяйства

Понятие и структура жилищного и коммунального хозяйства

Оперативная информация организации работы ЖКХ

    Место показателей развития ЖКХ в системе показателей качества жизни

Глава 2. Кризис в жилищно-коммунальном хозяйстве

2.1 Рынки жилищного фонда и жилищных услуг

Рынок ЖКХ в условиях финансового кризиса

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организаций ЖКХ

Глава 3. Методы повышения качества услуг в организации работы жилищно-коммунального хозяйства

Метод системного подхода

Метод снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг

Метод совершенствования системы управления ЖКХ

Заключение

Библиографический список


Введение

 

Рынок жилья принципиально меняет роль государства в экономике. Формирование экономических отношений, основанных на законах рынка, с неизбежностью связано с проведением радикальных преобразовании не только в области обмена, производства и потребления, но и в жилищной сфере.

Общая экономическая ситуация в жилищно-коммунальном комплексе сложилась под воздействием тех негативных последствий экономической политики, которые характерны для народнохозяйственного комплекса всей страны. Проведённая экономическая реформа в России по целому ряду причин не привела к достижению тех целей, которые были определены в ней как важнейшие. В результате целый ряд отраслей и промышленно развитых территорий, имеющих для России стратегическое значение, оказались в глубоком кризисе. Это положение абсолютно справедливо и для Саткинского района, жизненный уровень которого на протяжении последних десятилетий в значительной степени определялся в промышленном комплексе,

На протяжении нескольких десятилетий жилищный сектор находился под контролем государства. В сфере обеспечения населения жильем создалась сложная ситуация, которую невозможно разрешить за короткий промежуток времени [8, с. 140],

Жилищно-коммунальное хозяйство города является частью единого производственного и социального комплекса, входящего, в свою очередь, в хозяйственный комплекс региона и России. Это означает, что противоречия и недостатки, присущие экономике страны в целом и любой ее отрасли, характерны и для сферы ЖКХ. Эта сфера жизнедеятельности несет на себе и признаки общего кризисного состояния. Их высшим проявлением является нарастающая аварийность оборудования и инженерных сетей.

Предоставление любой жилищно-коммунальной услуги, как правило, связано с взаимодействием нескольких хозяйствующих субъектов.

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложную отрасль, и в настоящее время нам все чаще приходится слышать о ситуации, сложившейся в этой сфере. Обсуждение вопроса рентабельности жилищно-коммунального хозяйства идет на самых высоких уровнях власти. Работа посвящена проблеме реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Жилищно-коммунальное хозяйство - значительная отрасль российской экономики. В новых экономических реалиях у государства уже не хватает возможностей и свободных ресурсов эффективно управлять жилищным и коммунальным комплексами на уровне страны. Эта сфера народного хозяйства должна стать самостоятельным, саморазвивающимся и «самообеспечивающим» организмом, функционирование которого возможно только при условии создания нормальной рыночно-конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Одним из социально значимых секторов экономики является жилищно-коммунальное хозяйство. ЖКХ на современном этапе представляет собой крупнейший многоотраслевой комплекс, который включает в себя жилищный фонд, многопрофильную инженерную инфраструктуру, обеспечивающую поставку потребителям услуг тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, производство работ по уборке, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов, благоустройству и озеленению территорий и др.

В последние годы проблемы, связанные с функционированием ЖКХ, стали объектом всестороннего пристального внимания. Высокая степень износа основных фондов, неустойчивая финансовая ситуация на предприятиях ЖКХ, не до конца прозрачные правила бизнеса делают отрасль непривлекательной для инвесторов. Для создания благоприятных и безопасных условий проживания граждан и активизации работы по реформированию ЖКХ в республике реализуется несколько республиканских целевых программ, однако, существенных изменений и стабилизации финансового состояния организаций е происходит [8, с, 111].

Следовательно, возникает необходимость в разработке комплексного подхода по созданию экономического механизма управления жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры предприятий коммунального комплекса с целью повышения качества предоставляемых услуг населения и результативности функционирования ЖКХ.

Поэтому главной из особенностей эффективной организации работ в сфере ЖКХ является проработка основных направлений и мероприятий реформы, обоснование экономико-организационного и нормативно-правового механизмов ее практической реализации,

Целью курсовой работы является: рассмотрение особенностей организации работ и развития жилищной отрасли в сфере ЖКХ. Для раскрытия цели определим задачи:

. Изучить теоретические основы жилищно-коммунального хозяйства в целом.

. Обозначить основные причины кризиса и описать суть необходимой
реформы.

. Раскрыть методы повышения качества услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, принцип которых приведет к успеху организации
работы в сфере ЖКХ.

Объектом исследования является отрасль сферы услуг, Предметом исследования выступает ЖКХ.


Метод системного подхода

 

Концепция повышения качества услуг жилищно-коммунального хозяйства в том виде, в котором она была представлена на заседании правительства 31 мая 2008г, выглядит следующим образом. Россиянам предлагается организовываться в кондоминиумы - товарищества пользователей (или собственников) жилья с тем, чтобы защищать интересы входящих в них людей при заключении договоров с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.

Предприятия ЖКХ в свою очередь должны быть в большинстве своём должны быть приватизированы, а сам жилищный фонд передан в доверительное управление неких компаний, В результате данных преобразований, должна возникнуть конкуренция на рынке жилищно-коммунальных услуг, которая сделает равноправными их потребителей и производителей. Ну, а возникший на этой основе рынок услуг обеспечит нам повышение эффективности жилищно-коммунального хозяйства, вплоть до снижения тарифов на его услуги. Так, по крайней мере, представляют себе процесс реформы ЖКХ разработчики этой программы [8, с,227].

Очевидно, что говорить о приватизации жилищно-коммунальной сферы можно лишь после того, как будет повышена эффективность этой отрасли. Кроме того, в разных городах вопрос о приватизации должен решаться по-разному. Во многих секторах жилищно-коммунальной сферы конкуренция и не возникнет. И в итоге мы получаем ситуацию, подобную той которая уже складывается в электроэнергетике, других отраслях, где вся реформа заканчивается тем, что просто вздуваются тарифы на их услуги для населения. Так что для реформы ЖКХ нужна целевая программа ее модернизации с использованием современных технологий.

Никто не спорит с тем, что наше коммунальное хозяйство нуждается в повышении качества услуг. Оно убыточно, изношено. Постоянные отключения тепла, света, прорывы труб стали нормой для наших городов. Но ведь основная задача реформирования ЖКХ - это повышение эффективности этой отрасли экономики и главный резерв здесь - отнюдь не бесконтрольное повышение платы за коммунальные услуги. У нас есть все возможности для того чтобы провести модернизацию ЖКХ так, чтобы ее в реформирование шло быстрее, нежели росли тарифы на услуги этой отрасли. Для этого есть технологии, которые позволяют повысить ее эффективность в разы [8, с.227].

Приведем несколько примеров.

Сейчас коэффициент полезного действия доставки тепла в наши квартиры не превышает 6 процентов. На остальные 94 процента мы отапливаем воздух. Именно столько мы теряем на производстве, транспортировке, наконец, непосредственно в домах, квартирах. Если осуществить переход от нынешней системы централизованной подачи тепла к индивидуальной, а к этому идет сейчас весь мир, то издержки по потреблению тепла для жилых домов снизятся в 3-5 раз, а для V производственных предприятий - в 20-30 раз. Если к этому добавить современные технологии автоматизированного управления систем теплоснабжения городов, которые позволяют выявить узкие места, ликвидировать наиболее затратные участки теплоснабжения, то экономия увеличится еще в разы. Уже не говоря о новых отечественных технологиях строительства, которые сейчас разработаны и готовы к внедрению. Так что возможности для превращения жилищно-коммунальной сферы из "черной дыры" нашей экономики в эффективную отрасль есть и без массированного повышения тарифов. Для этого, естественно, нужны инвестиции, нужны кредиты. Но у нас есть для этого и средства. Это и те же жилищные субсидии, и кредитные ресурсы, которыми располагает государство в системе Центробанка. При этом надо помнить о том, что инвестиции в жилой комплекс относятся к категории быстро окупаемых. Речь идет о кредитах на 2-3 года. Полагаю, что тот же Сбербанк с такой программой кредитования вполне мог бы справиться.

Подготовлена и схема организации финансирования модернизации ЖКХ, Мэрам городов, которые хотели бы пойти по этому пути реформы, предлагается пакет технологий. Под этот пакет городские и областные бюджеты представляют соответствующие гарантии, которые обеспечиваются тем объемом субсидий, которые планируется выделить на поддержание ЖКХ на пятилетний период. С этими гарантиями органами местные органы власти привлекают кредиты Сбербанка, за счет которых и ведется модернизация сетей ЖКХ, Достигнутая экономия позволяет сократить объем субсидий без увеличения расходов населения на оплату коммунальных услуг при одновременном формировании свободных денежных ресурсов, которые и направляются на погашение кредитов Сбербанка.

Повышение качества услуг в сфере ЖКХ требует системного подхода. Суть этой концепции состоит в том, что уже в самое ближайшее время россияне будут переведены на 100-процентную оплату коммунальных услуг, за исключением так называемых нуждающихся категорий. К этой категории населения будут отнесены те люди, у которых затраты на оплату коммунальных услуг превышают 22 процента от семейного бюджета.

Расчеты по типичным российским городам показывают, что доля таких граждан может составить до 50 процентов от общего числа населения. Надежды разработчиков этой реформы связаны с тем, что отнюдь не все, подпадающие под эту категорию, пойдут на поклон в органы социального обеспечения вымаливать субсидии или компенсацию на оплату.

Действительно, практика тех городов, где уже довольно далеко продвинулись в переходе на 100 процентную оплату коммунальных услуг, показывает что из тех людей, которые входят в эту категорию «нуждающихся», примерно каждый второй идет за субсидией. Для того чтобы реализовать цели жилищно-коммунальной реформы мы должны поддерживать рост реальной заработной платы на уровне не менее 10-15 процентов в год. Только тогда можно рассчитывать, что большинство населения будет платить по коммунальным услугам в полном объеме, И это при условии, что цены на газ, электроэнергию будут оставаться на прежнем уровне. В случае же если эти тарифы будут расти, а именно это следует ожидать, то рост реальной заработной платы должен составлять не менее 20 процентов ежегодно,

При нынешней экономической политике правительства россияне могут рассчитывать на такой прирост заработной платы. На деле это будет означать, что жилищно-коммунальная реформа будет проводиться за счет населения. И, что не менее важно» она будет сопровождаться ростом неплатежей, что, в конечном счете, приведет к дальнейшей деградации жилищно-коммунального хозяйства.

Выход из этой ситуации - скорейшая модернизация всей инфраструктуры ЖКХ. С одной стороны, мы не можем закрывать глаза на то, что структура жилищно-коммунального хозяйства изношена, и в рамках действующей системы оно обречено, так как бюджет не в состоянии покрывать его издержки. С другой стороны - доходы населения не позволяют и в обозримой перспективе не смогут полностью покрыть коммунальные услуги,

Расчеты показывают, что модернизация» при которой сокращение издержек по жилищно-коммунальным услугам шло бы быстрее, нежели росла плата за них, возможно. Но для этого нужна федеральная целевая программа, обоснованный пакет технологий, которые нужно внедрять, и инвестиции. Возможно, в качестве источника финансирования государственной программы реформы ЖКХ необходимо привлекать ресурсы Сбербанка. Разумеется, на условиях возвратности. Только в этом случае жилищно-коммунальная реформа может иметь шанс на успешное осуществление.


Заключение

Для достижения целей реформы ЖКХ в области финансирования необходимо: Ежегодно в бюджете муниципального образования предусматривать защищенную статью для предоставления компенсаций и льгот на оплату ЖКУ. Проработать систему векселеоборота в Жилищно-коммунальном хозяйстве, подразумевающую выпуск векселя, предназначенного для уменьшения кризиса неплатежей в системе ЖКХ и ухода от взаимозачетов Ввести жилищный ваучер на оплату субсидий, который затем может использоваться жителем для оплаты ЖКУ, и далее использоваться для взаиморасчета предприятиями ЖКХ между собой и бюджетом. Это позволит высвободить значительные финансовые средства. Проработать систему городского займа под обеспечение недвижимостью. Разработать программу привлечения внебюджетных инвестиций. Необходимо создавать и развивать предприятия, совместные предприятия, которые бы работали на систему ЖКХ, Вновь созданные, или существующие предприятия, вкладывающие инвестиции в развитие жилищно-коммунального хозяйства, или при выпуске новой продукции для ЖКХ освободить от уплаты налогов на время окупаемости инвестиций. Более полно использовать дополнительные источники финансирования за счет доходов от рекламы, нахождения на объектах муниципальной собственности чужой собственности, привлечения арендаторов в части ремонта фасадов, благоустройства территории и так далее,

Внедрить систему оперативного учета движения денежных средств и систему учета текущей дебиторской и кредиторской задолженности. Проводить отбор и экономический анализ инвестиционных проектов, направленных на развитие жилищно-коммунального хозяйства. Эффективно использовать временно свободные средства для получения дополнительной прибыли и, в частности, разрешить использование временно свободных целевых бюджетных средств в течение года по усмотрению службы единого заказчика с предоставлением отчетов в конце года об их использовании по назначению. Разработать положение о дифференцированной плате за жилищные и коммунальные услуги, предусмотрев в нем дифференциацию платы в зависимости от этажности, состояния дома, отдаленности от центра, расположения его вдоль улицы или внутри квартала.

Тариф на теплоэлектроэнергию должен состоять из двух частей: собственно стоимости энергии и ее транспортировки, причем стоимость транспортировки - величина постоянная, а стоимость самой энергии определяется на конкурсной основе. Для сокращения затрат служба заказчика может покупать энергию напрямую у производителей, которые должны предоставить калькуляцию, расшифрованный тариф с указанием своих реальных издержек [5, с. 174].

Ключевой вопрос государственной экономической и социальной политики сегодня - реформа жилищно-коммунального хозяйства. Данная работа раскрывает необходимость проведения таких реформ. Результатом работы можно считать:

определение условий, в которых находится современное жилищно-коммунальное хозяйство России;

уточнение реальных и потенциальных мер государственных органов, по реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства;

описание принципов успешного реформирования жилищно-коммунального хозяйства.


Библиографический список

Нормативно-правовые акты

 

1 Жилищный кодекс РСФСР от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ.

. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая),

. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» вступил в силу с 1 января 2006 г

. Большая советская энциклопедия, - М; Советская энциклопедия 2001,

 

Литература

 

5. Баринов В.Н. Методологические основы государственно-частного партнерства при реализации проектов коммунальной сферы. Международный научно-технический журнал «Недвижимость: экономика, управление» - 2008 - № 2-3.

. Баринов В.Н. Методология совершенствования управления деятельностью организаций и предприятий жилищного и коммунального комплексов. - М.: 2008,

.Белоусова Н.И., Васильева Е.М. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий, - М-: КомКнига, 2006, - 320 с,

. Бузырев В.В. Экономика жилищной сферы, - М+; 2007. - 321 с.

. Бяков Э, Создание рынка недвижимости* - М,; 2006,

. Гонгало Б,М.Э Крашенинников ПВ., Маслов Н.В. Комментарий к законодательству о жилищном фонде. - Мл 2005.

. Грабовый ПГ., Баринов В.Н. Основы формирования эффективной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством. - М.: МГСУ, 2008,

. Добровец Е.Б. Упорядочение процедуры предоставления льгот по оплате ЖКУ.-М.: 2006.

. Дронов А.А. О состоянии ЖКХ России и перспективах его формирования. - М>: 2007,

. Иванов Г.Н. ЖКХ в России. - С-П6.: 2005.

. Каменева ЕЛ, Барулин СВ. Финансы жилищно-коммунального хозяйства. -IVL: Ось, 2008, - 192 с,

. Конюхов JLH. Анализ финансового состояния жилищно-коммунального предприятия. - М.: 2004.

. Кругликов А.А, Государственная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства. - М.: 2008.

. Лаврухин О. Рынок недвижимости. ~М,: 2008.

. Лузерович Ю.Л. Методологические основы разработки программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса. - С-Пб.; 2009.

. Максимова Н,С. Реформа жилищно-коммунальной сферы - важный резерв укрепления финансов России. -М.: 2006.

. Сергеев А.П, Толстой Ю.К. Гражданское право. - М,: 2007.

. Тихенко А, Надо действовать на перспективу, - Ростов-на-Дону, 2005.

. Чернышов Л,Н, Для преодоления кризиса в ЖКХ необходим -. программный целевой подход. - М,: 2008.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты жилищно-коммунального хозяйства

Понятие и структура жилищного и коммунального хозяйства

Оперативная информация организации работы ЖКХ

    Место показателей развития ЖКХ в системе показателей качества жизни

Глава 2. Кризис в жилищно-коммунальном хозяйстве

2.1 Рынки жилищного фонда и жилищных услуг

Рынок ЖКХ в условиях финансового кризиса

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организаций ЖКХ

Глава 3. Методы повышения качества услуг в организации работы жилищно-коммунального хозяйства

Метод системного подхода

Метод снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг

Метод совершенствования системы управления ЖКХ

Заключение

Библиографический список


Введение

 

Рынок жилья принципиально меняет роль государства в экономике. Формирование экономических отношений, основанных на законах рынка, с неизбежностью связано с проведением радикальных преобразовании не только в области обмена, производства и потребления, но и в жилищной сфере.

Общая экономическая ситуация в жилищно-коммунальном комплексе сложилась под воздействием тех негативных последствий экономической политики, которые характерны для народнохозяйственного комплекса всей страны. Проведённая экономическая реформа в России по целому ряду причин не привела к достижению тех целей, которые были определены в ней как важнейшие. В результате целый ряд отраслей и промышленно развитых территорий, имеющих для России стратегическое значение, оказались в глубоком кризисе. Это положение абсолютно справедливо и для Саткинского района, жизненный уровень которого на протяжении последних десятилетий в значительной степени определялся в промышленном комплексе,

На протяжении нескольких десятилетий жилищный сектор находился под контролем государства. В сфере обеспечения населения жильем создалась сложная ситуация, которую невозможно разрешить за короткий промежуток времени [8, с. 140],

Жилищно-коммунальное хозяйство города является частью единого производственного и социального комплекса, входящего, в свою очередь, в хозяйственный комплекс региона и России. Это означает, что противоречия и недостатки, присущие экономике страны в целом и любой ее отрасли, характерны и для сферы ЖКХ. Эта сфера жизнедеятельности несет на себе и признаки общего кризисного состояния. Их высшим проявлением является нарастающая аварийность оборудования и инженерных сетей.

Предоставление любой жилищно-коммунальной услуги, как правило, связано с взаимодействием нескольких хозяйствующих субъектов.

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложную отрасль, и в настоящее время нам все чаще приходится слышать о ситуации, сложившейся в этой сфере. Обсуждение вопроса рентабельности жилищно-коммунального хозяйства идет на самых высоких уровнях власти. Работа посвящена проблеме реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Жилищно-коммунальное хозяйство - значительная отрасль российской экономики. В новых экономических реалиях у государства уже не хватает возможностей и свободных ресурсов эффективно управлять жилищным и коммунальным комплексами на уровне страны. Эта сфера народного хозяйства должна стать самостоятельным, саморазвивающимся и «самообеспечивающим» организмом, функционирование которого возможно только при условии создания нормальной рыночно-конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Одним из социально значимых секторов экономики является жилищно-коммунальное хозяйство. ЖКХ на современном этапе представляет собой крупнейший многоотраслевой комплекс, который включает в себя жилищный фонд, многопрофильную инженерную инфраструктуру, обеспечивающую поставку потребителям услуг тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, производство работ по уборке, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов, благоустройству и озеленению территорий и др.

В последние годы проблемы, связанные с функционированием ЖКХ, стали объектом всестороннего пристального внимания. Высокая степень износа основных фондов, неустойчивая финансовая ситуация на предприятиях ЖКХ, не до конца прозрачные правила бизнеса делают отрасль непривлекательной для инвесторов. Для создания благоприятных и безопасных условий проживания граждан и активизации работы по реформированию ЖКХ в республике реализуется несколько республиканских целевых программ, однако, существенных изменений и стабилизации финансового состояния организаций е происходит [8, с, 111].

Следовательно, возникает необходимость в разработке комплексного подхода по созданию экономического механизма управления жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры предприятий коммунального комплекса с целью повышения качества предоставляемых услуг населения и результативности функционирования ЖКХ.

Поэтому главной из особенностей эффективной организации работ в сфере ЖКХ является проработка основных направлений и мероприятий реформы, обоснование экономико-организационного и нормативно-правового механизмов ее практической реализации,

Целью курсовой работы является: рассмотрение особенностей организации работ и развития жилищной отрасли в сфере ЖКХ. Для раскрытия цели определим задачи:

. Изучить теоретические основы жилищно-коммунального хозяйства в целом.

. Обозначить основные причины кризиса и описать суть необходимой
реформы.

. Раскрыть методы повышения качества услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, принцип которых приведет к успеху организации
работы в сфере ЖКХ.

Объектом исследования является отрасль сферы услуг, Предметом исследования выступает ЖКХ.


ГЛАВА 1. Теоретические аспекты жилищно-коммунального хозяйства


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.