Исторические аспекты конфликта — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Исторические аспекты конфликта

2020-04-01 152
Исторические аспекты конфликта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

. Исторические аспекты конфликта

. О структуре арабо-израильского конфликта

. Эволюция израильского подхода

. О палестинском сопротивлении

. Юридические аспекты противостояния

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Ближний Восток географически не близок к России, однако она никогда не стояла с стороне от происходящих там процессов. За ситуацией на Ближнем Востоке с интересом следили даже наиболее изоляционистски настроенные руководители, а у простых россиян интерес к Святой Земле был почти мистический. Русский человек не мог быть равнодушен к родине Иисуса Христа. В контексте геостратегического маневрирования с началом 20 века значение этих территорий сильно возросло. Ведь обладание этой территорией давало надежный доступ в богатые страны Востока. В советское время Ближний Восток был ареной идеологического, политического и военного соперничества с Западом. Сейчас, когда новую Россию почти вытеснили из этого региона, становится все более ясно, что уход отсюда будет потерей престижа и авторитета, и что с Россией будут считаться все меньше.

У России все меньше реальных рычагов воздействия на урегулирование на Ближнем Востоке. Интерес россиян к конфликту начал ослабевать, хотя этот регион является подобием лаборатории, где отрабатываются новые методы ведения политики. Происходящее на этом полигоне с большой вероятностью может происходить и у нас. Детальное, научное и объективное изучение ситуации на Ближнем Востоке может помочь смоделировать процессы для более точного понимания событий, происходящих в мире и у нас.

Ближневосточный конфликт относится к числу локальных, тем не менее трудно назвать государство, интересы которого прямо или косвенно не затрагивал бы этот конфликт. Интересы крупных государств затрагиваются в силу ключевого характера этого исключительно богатого ресурсами региона, интересы развивающихся стран - как полигон, на котором крупные капиталистические государства отрабатывают методы, с помощью которых можно контролировать небольшие государства. Ближний Восток - центр быстро растущего мирового узла инфраструктуры и коммуникаций. Здесь сосредоточены религиозные центры и святыни трех мировых религий. Контроль над Ближним Востоком - обязательное условие при построении однополярной системы мирового устройства, проверка США на способность создать такую систему. Поэтому сугубо локальный конфликт, который мог бы быть быстро и эффективно решен усилиями местных государств, сильно осложнен вмешательством многих других сил. В этом же кроется причина его затяжного характера. Исторически конфликт состоит из шести войн и периодов противостояния, которые использовались сторонами в основном для того, чтобы накопить силы для очередной войны.

Уже почти столетие на Ближнем Востоке арабы и евреи противостоят друг другу. Их конфликт -- один из наиболее застарелых и сложных по своей структуре. Существует огромная научная литература по тем или иным аспектам конфликта. В тысячах работ исследуются предпосылки противостояния. Остаются открытыми многие вопросы правового и этического характера, однако не существует объективных подходов. Большинство комментариев страдают предвзятостью и тенденциозностью. Те или иные явления вызывают противоречивые, неоднозначные объяснения. Ведь переселение целого народа в отнюдь не безлюдную до этого страну - беспрецедентное явление в современной истории.

В данной работе рассматриваются преимущественно политические компоненты противостояния.

Взаимные обвинения имеют тяжкий характер, а непонимание достигает такого уровня, что, даже разговаривая на одном языке, оперируя одной терминологией, арабы и израильтяне имеют в виду разные вещи.

В основе пропаганды сторон лежат идеологические мифы - своеобразные смеси правды с ложью и различными передержками. Иногда мифы возникали из-за искреннего незнания проблемы или невежества авторов. Чаще они появлялись как результат преднамеренных действий, направленных на отстаивание собственных интересов. Накладываясь друг на друга, они со временем превращались в стереотипы мышления, которые приобретали над ними власть и сами по себе становились препятствием для выхода из трудных политических ситуаций. Непредвзятому наблюдателю бывает непросто разобраться в калейдоскопе кадров и навязчивых комментариев. Характер конфликта требует хотя бы экскурсного, фрагментарного рассмотрения истории, правовой составляющей конфликта и иллюстрациями из процесса эволюции и раскрутки пропагандистских мифов. Конфликт, к сожалению, давно имеет характер шокирующего своей жестокостью шоу.

 


Заключение

 

На фоне нынешнего накала борьбы рассуждения о мире на Ближнем Востоке выглядят утопическими. Но факт остается фактом: палестинцы и израильтяне - дети одной земли. Сходен их образ жизни, много общего в менталитете. И те, и другие - превосходные предприниматели и трудолюбивые работники. Автор убежден, что этот регион начнет быстро процветать и богатеть, как только стороны найдут путь к миру. Еврейская и арабская предприимчивость, наличие трудовых ресурсом, полезных ископаемых - вот компоненты будущего процветающего государства арабов и евреев.

Тем не менее скорость политических процессов в современном мире достаточно велика. Еще недавно мы не могли представить себе успехи процесса в Осло, что Израиль и Палестина способны к взаимному признанию. Условия, при которых мирный процесс может начаться и быстро пойти реальны, хотя признаков этого не так много.

А пока война выплескивается на экраны телевизоров во всем мире. Мы почти ежедневно видим окровавленные останки детей после взрыва в израильской дискотеке или обгоревшие трупы в развороченных домах в Дженине. Небывалая жестокость зрелищ калечит души зрителей.

В конфликте на Ближнем Востоке нет правых и виноватых. Нельзя сделать ничего более глупого, чем занять пропалестинскую или прозраильскую позицию. И на той и на другой стороне есть влиятельные силы, стоящие за тот или иной вариант решения проблем. Человеческое измерение конфликта заключается в том, что очень жаль людей, гибнущих не по своей вине, просто в силу сложившихся обстоятельств.

Наглядно видна ангажированность и необъективность мировых и российских средств массовой информации. Совершенно не переварив и не переосмыслив, дикторы одного и того же канала могут зараз повторить как тезисы израильской, так и тезисы палестинской пропаганды. Российским государственным интересам отвечает отыскание решения ближневосточной проблемы совместными усилиями и исключительно мирным путем.

Россия не должна дать вытеснить себя из числа посредников урегулирования, вернуть себе утраченные позиции на Ближнем Востоке и занять там подобающее место к моменту решения всех проблем.

Задача востоковедов и исследователей в области науки о конфликтологии - скрупулезно изучать, моделировать ситуации, одной из которых является ближневосточный конфликт.

 


Список использованной литературы

 

1. А.Бовин 5 лет среди евреев и мидовцев. М. 2000

.   АбуМазен (Махмуд Аббас). Путь в Осло. М., 1996

.   Библия. Российское Библейское общество 1997

.   Военный энциклопедический словарь М.1982

.   Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М., 1981

.   Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе. Высшая Школа. М. 1987

.   Дмитриев Е. Палестинский узел..М.1997

.   Добрынин А. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США(1962 -1986 гг.), М.: Автор, 1996.

.   Донцов В.Е. Современные исламские движения и организации на Ближнем Востоке в системе международных отношений М. 2001

.   Коран. перевод смыслов м комментарии В.Пороховой. Тегеран 1997

.   Международные конфликты. Ред. В. В. Журкин и Е. М. Примаков. М.: Международные отношения, 1972

.   Моя жизнь. Г.Меир Чимкент «Аурика». 1997 г

.   Никитина Г.С. Государство Израиль М. Наука 1968

.   Новейшая история арабских стран. М.Наука. 1982.

.   Палестинская проблема. Документы ООН, международных организаций и конференций./ Ред. Тимофеев И. В., 1984

.   Перес, Ш., Новый Ближний Восток. М., 1994.

.   Почепцов Г.Г. Информационные войны. Ваклер 2001

.   С.И. Беглов. Внешнеполитическая пропаганда. М.1984

.   Стрелецкий В. Этнонациональные конфликты:сущность, генезис, типы.//Идентичность и конфликт в постсоветских государствах, М.: Московский Центр Карнеги.1997.

.   Тишков В. А. Амбиции лидеров и надменность силы: заметки о чеченском кризисе//Свободная мысль, 1995

.   Хазанов М. Е. ООН и ближневосточный кризис. М., 1983.

.   Хайри аль Ориди Ближневосточный мирный процесс - палестинское направление М.2000

.   Ближний Восток: проблемы мира на рубеже 80-х годов. М,1987

.   Динамика арабо-израильского конфликта. Сб.ст. Нижнний Новгород,1991

.   Дмитриев Е. Палестинская Трагедия. М., 1986

.   Дмитриев Е. Палестинский узел. М., 1978

27. Дмитриев Е., Ладейкин В Путь к миру на Ближнем Востоке. М., 1974

.   Киселев В. И. Палестинская проблема в международных отношениях: региональный аспект. М., 1989

.   Кудрявцев А.В. Исламский мир и палестинская проблема. М,1990

.   Ладейкин В.П. Источник опасного кризиса. М,1973

.   Локальные войны: история и современность. М,1981

.   Лосев С.А., Тыссовский Ю.К. Ближневосточный кризис:нефть и политика. М,1980

.   Примаков Е. М. История одного сговора. М., 1985

.   Примаков Е. М. Анатомия ближневосточного конфликта. М., 1978

.   Туганова О.Э.Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке. М,1967

Содержание

Введение

. Исторические аспекты конфликта

. О структуре арабо-израильского конфликта

. Эволюция израильского подхода

. О палестинском сопротивлении

. Юридические аспекты противостояния

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Ближний Восток географически не близок к России, однако она никогда не стояла с стороне от происходящих там процессов. За ситуацией на Ближнем Востоке с интересом следили даже наиболее изоляционистски настроенные руководители, а у простых россиян интерес к Святой Земле был почти мистический. Русский человек не мог быть равнодушен к родине Иисуса Христа. В контексте геостратегического маневрирования с началом 20 века значение этих территорий сильно возросло. Ведь обладание этой территорией давало надежный доступ в богатые страны Востока. В советское время Ближний Восток был ареной идеологического, политического и военного соперничества с Западом. Сейчас, когда новую Россию почти вытеснили из этого региона, становится все более ясно, что уход отсюда будет потерей престижа и авторитета, и что с Россией будут считаться все меньше.

У России все меньше реальных рычагов воздействия на урегулирование на Ближнем Востоке. Интерес россиян к конфликту начал ослабевать, хотя этот регион является подобием лаборатории, где отрабатываются новые методы ведения политики. Происходящее на этом полигоне с большой вероятностью может происходить и у нас. Детальное, научное и объективное изучение ситуации на Ближнем Востоке может помочь смоделировать процессы для более точного понимания событий, происходящих в мире и у нас.

Ближневосточный конфликт относится к числу локальных, тем не менее трудно назвать государство, интересы которого прямо или косвенно не затрагивал бы этот конфликт. Интересы крупных государств затрагиваются в силу ключевого характера этого исключительно богатого ресурсами региона, интересы развивающихся стран - как полигон, на котором крупные капиталистические государства отрабатывают методы, с помощью которых можно контролировать небольшие государства. Ближний Восток - центр быстро растущего мирового узла инфраструктуры и коммуникаций. Здесь сосредоточены религиозные центры и святыни трех мировых религий. Контроль над Ближним Востоком - обязательное условие при построении однополярной системы мирового устройства, проверка США на способность создать такую систему. Поэтому сугубо локальный конфликт, который мог бы быть быстро и эффективно решен усилиями местных государств, сильно осложнен вмешательством многих других сил. В этом же кроется причина его затяжного характера. Исторически конфликт состоит из шести войн и периодов противостояния, которые использовались сторонами в основном для того, чтобы накопить силы для очередной войны.

Уже почти столетие на Ближнем Востоке арабы и евреи противостоят друг другу. Их конфликт -- один из наиболее застарелых и сложных по своей структуре. Существует огромная научная литература по тем или иным аспектам конфликта. В тысячах работ исследуются предпосылки противостояния. Остаются открытыми многие вопросы правового и этического характера, однако не существует объективных подходов. Большинство комментариев страдают предвзятостью и тенденциозностью. Те или иные явления вызывают противоречивые, неоднозначные объяснения. Ведь переселение целого народа в отнюдь не безлюдную до этого страну - беспрецедентное явление в современной истории.

В данной работе рассматриваются преимущественно политические компоненты противостояния.

Взаимные обвинения имеют тяжкий характер, а непонимание достигает такого уровня, что, даже разговаривая на одном языке, оперируя одной терминологией, арабы и израильтяне имеют в виду разные вещи.

В основе пропаганды сторон лежат идеологические мифы - своеобразные смеси правды с ложью и различными передержками. Иногда мифы возникали из-за искреннего незнания проблемы или невежества авторов. Чаще они появлялись как результат преднамеренных действий, направленных на отстаивание собственных интересов. Накладываясь друг на друга, они со временем превращались в стереотипы мышления, которые приобретали над ними власть и сами по себе становились препятствием для выхода из трудных политических ситуаций. Непредвзятому наблюдателю бывает непросто разобраться в калейдоскопе кадров и навязчивых комментариев. Характер конфликта требует хотя бы экскурсного, фрагментарного рассмотрения истории, правовой составляющей конфликта и иллюстрациями из процесса эволюции и раскрутки пропагандистских мифов. Конфликт, к сожалению, давно имеет характер шокирующего своей жестокостью шоу.

 


Исторические аспекты конфликта

 

История современного Государства Израиль началась в 1897 г., когда на первом сионистском конгрессе в Базеле было принято решение о создании еврейского государства. Хаим Вейцман, будущий основатель государства, сказал впоследствии, что было необходимо «перевести народ без страны в страну без народа».

Первым еврейским государством на территории Палестины стало в 1025 г. до н.э. Израильское царство, которое через несколько лет разделившемся на Израиль и Иудею. В 722 г.до н.э. ассирийцы уничтожили Израиль, а в 586 г. до н.э. царь Вавилона Навуходоносор II разгромил Иудею, и, разрушив Иерусалим, увел население Иудеи в плен. В 539 г. до н.э. персы разбили вавилонян и персидский царь Кир разрешил евреям вернуться в Иерусалим. Их было около 50 тыс.

После захвата в 332 г. до н.э. Александром Македонским всего Ближнего Востока началось расселение древних евреев по всему тогдашнему миру, т.е. по периметру Средиземного моря и в Александрии. Греков в Палестине впоследствии заменили римляне.

После подавления восстания Бар Кохбы в 66 - 75 гг. н.э. последовало изгнание евреев из Иудеи. Иудаизм был запрещен.

В 614 г. Палестина и Иерусалим были завоеваны персами. Через несколько лет византийский император Гераклий захватил в числе прочих стран и Палестину, где запретил евреям селиться.

В 637 г. арабы во главе с халифом Омаром ибн аль-Хаттабом захватили Иерусалим и Палестину. Евреи, составлявшие 5% населения Палестины, приветствовали мусульман.

В ходе крестовых походов 11-13 вв. крестоносцы нападали и грабили а еврейские общины. В Палестине евреи принимали участие в обороне городов и сражались бок о бок с союзниками - мусульманами. После победы Салах ад-Дина аль-Аюби (Саладина) над крестоносцами Палестина вошла в состав Халифата. Сколько-нибудь серьезных попыток обращения евреев в ислам не наблюдалось. Еврейские общины процветали в Палестине и за ее пределами.

С 14 века началось преследование евреев в Испании, еврейские ученые, преподаватели, переводчики, врачи, писатели, философы, торговцы и дипломаты занимали видное положение. Новые христианские правители изгнали оттуда более 150 тыс. евреев, которые расселились в Северной Африке, Голландии, Франции, Италии на территории Османской империи и в Палестине.

К первой половине 19 века в Палестине проживало, по оценочным данным, не более 5 тыс. иудеев. Их общины находились в Иерусалиме, Хевроне, Рамалле, Газе и вокруг Тивериадского озера.

Постепенно укреплялись позиции евреев в местной экономике. К первой мировой войне они владели активами 25% предприятий местной промышленности. В Палестине было 1236 предприятий с капиталом более 1 млн. ф. ст. Евреи владели основными капиталами Суэцкого канала и предприятиями по строительству железных дорог.

По мере увеличения притока еврейских иммигрантов они начали играть все более важную роль в хозяйственной жизни Палестины, вытесняя арабов-мусульман и христиан различных национальностей. Первая волна (алия) иммиграции в Палестину началась еще в 1882 г., где 24 тыс. иудеев приходились на полумиллиона населения. Иудеи были аполитичны, религиозны, говорили по-арабски и жили с мусульманами в мире.

Вторая алия 1905-1919 гг. составила около 40 тыс. человек и численность еврейского населения возросла до 84,6 тыс. человек. К 1908 г. в Палестине было уже 26 поселений общим числом в 100 тыс. человек.

До конца 19 века арабы не видели никакой опасности в присутствии еврейских поселенцев. Положение изменилось после начала второй алии, в составе которой преобладали политически ангажированные евреи, придерживающиеся совершенно иной, по сравнению с прежними иммигрантами, модели поведения. Руководствуясь сионистской идеологией, новые иммигранты, прибывшие, в основном, из Европы, вели себя крайне агрессивно по отношению к арабскому населению, не подчинялись османским законам и отказывались платить налоги.

Иммигранты второй алии создали первые кибуцы. Иммигранты-евреи первой волны столкнулись с огромными трудностями при создании поселений, пока им не оказал помощь барон Эдмон де Ротшильд, создавший для поселений крепкую деловую базу, а также способствовавший развитию виноградарства и виноделия. Еврейские колонисты стали нанимать на работу арабов, а для охраны своих поселений - черкесов и бедуинов. Поселенцы второй алии отказались от найма арабов. Считая, что еврейские поселения должны защищаться собственными силами, они сформировали первые еврейские отряды самообороны.

Острым раздражителем для арабов было приобретение евреями земли через подставных лиц у ее собственников, как правило, не проживавших в Палестине и на которой арабы традиционно вели свое хозяйство. Создав свои поселения, евреи огораживали традиционное пастбища, не позволяя арабам их использовать.

Подобная политика новых колонистов, естественно, вызвала нарастающее недовольство арабов, служила причиной многочисленных конфликтов между арабами и евреями. Первые стычки произошли еще в 1886 г. В 1911 г., когда арабы узнали, что землю, которую они и их предки обрабатывали многие столетия, была без их ведома продана евреям одним из феодалов, проживавшим в Бейруте. Произошли столкновения, в результате которых были убитые и раненые.

Подобная ситуация складывалась и в городах Палестины. Рост еврейского населения сильно беспокоил местный правящий класс, торговцев и ремесленников, испытывавших все большую конкуренцию со стороны евреев. 24 июня 1881 г. знатные люди Иерусалима направили великому визирю телеграмму, в которой просили остановить еврейскую иммиграцию в Палестину и запретить продажу земли евреям.

Растущая оппозиция арабов сионистской экспансии сопровождалась трансформацией их сознания. В их среде росло ощущение локального патриотизма в контексте оппозиции сионизму. Начиная с 1910 г. арабы стали рассматривать сионизм как опасность для Палестины и все чаще стали именовать себя «палестинцами». Речь идет, таким образом, о начале палестинской самоидентификации арабов в качестве палестинцев.

Важнейшим фактором начала процесса формирования палестинского самосознания явилось то обстоятельство, что палестинцы оказались в состоянии конфликта с сионистским движением.

Третья алия проходила во время первой мировой войны, когда наметился некоторый отток евреев из Палестины. Только в Египет выехало 15 тыс. человек. Еврейское население Палестины сократилось почти вдвое и, 2 ноября 1917 г., на момент подписания декларации Бальфура, там проживало 56,7 тыс. евреев, что составило 8% местного населения.

Между 1919 и 1923 гг. в Святую землю прибыло 35 тыс. евреев. Их численность составила 83,8 тыс. человек или 11% населения.

Четвертая алия 1924-31 гг. добавила 82 тыс. человек. Пятая алия 1932 -38 гг., спровоцированная преследованием евреев в нацистской Германии увеличила население на 217 тыс. Таким образом, в 1938 г. в Палестине жило 413 тыс. евреев.

В условиях первой мировой войны арабы сохраняли лояльность султану Мухаммаду Рашиду, поддержали джихад, объявленный им союзникам. Палестина была для них вражеской территорией, поэтому, в соответствии с договором Сайкса-Пико, в октябре 1918 г. была трансформирована в южную оккупационную административную зону, а 25 апреля 1920 г. военный совет союзников в Сан Ремо принял решение выдать мандат на управление Сирией и Ливаном Франции, а мандат на Палестину и Месопотамию - Великобритании. В июле 1920 г. англичане признали правителем Трансиордании эмира Абдаллу, который создал там светское государство.

Мандат, выданный Великобритании на Палестину, подразумевал «предоставление административных советов и помощи до тех пор, пока данные территории будут в состоянии быть самостоятельными». Мандат усложнялся тем, что в декларации Бальфура 1917 г. Великобритания обещала поддержать создание «еврейского национального очага».

Вместе с тем, британские власти обещали и местным арабам свою поддержку, независимость и свободу.

В условиях, когда Палестина была под иностранным военным административным управлением, арабы рабы опасались, главным образом, сионистской экспансии и сконцентрировали свое внимание на проблемах Палестины и борьбе против сионизма. Они считали, что сионизм представляет угрозу для всех арабов, но является непосредственной опасностью именно для Палестины.

Палестинские арабские политики разделились на два лагеря по вопросу будущего своего народа. Старшее поколение считало необходимым создание крупного арабского государства «Великой Сирии» и борьбу с сионизмом объединенными силами. Молодое поколение, подобно младотуркам, хотели, в первую очередь, создать свое независимое государство. Борьба двух лагерей привела к отставанию в формировании арабской самоидентификации, сохранению экономического и культурного отставания арабов и пассивному отношению к сионистской экспансии.

Тем не менее, в период британского мандата в Палестине прошло три крупных восстания: в 1918-19 гг., в 1924 г., 1936-39 гг. Они были направлены против сионистов и британских оккупационных властей. Выступления носили стихийный характер, так как политические лидеры были заняты междоусобными трениями. Таким образом, сильной консолидированной оппозиции сионистам со стороны арабов в тот период не было, как не было и лидера, способного возглавить оппозицию. Представители самой влиятельной семьи в Палестине Ааль Хусейн запятнали себя сотрудничеством с фашистами.

Неразвитость национального самосознания была одной из причин того, что в тот период палестинский народ оказался не готов к созданию своего государства. Палестинская элита не смогла сплотиться, разрываясь между идеями арабского и исламского единства, с одной стороны, и палестинского патриотизма, с другой. Она не сумела возглавить борьбу палестинского народа в новых условиях, слишком полагаясь на помощь арабских государств.

Потребовалось 50 лет, чтобы в условиях вооруженной, политической и дипломатической борьбы против сионистов завершилось формирование палестинской нации. К этому времени появились политические лидеры новой формации, преодолевшие иллюзии и недостатки лидеров прежних поколений.

Евреи за это время сумели достичь впечатляющих результатов.

В конце 1945 г. в Палестине насчитывалось 554,3 тыс. евреев. Шестая алия 1946-48 гг. принесла 61 тыс. человек. В ноябре 1947 г., к моменту принятия резолюции ГА ООН о разделе Палестины в ней проживало 1 млн. 845 тыс. человек, в т.ч. 608 тыс. евреев.

В первом официальном заявлении "Хаганы" 1943 года говорится в частности о том, что должна представлять собой израильская политика в Палестине: "Колонизация - не самоцель. Это -также инструмент политического воздействия. Необходимо создавать еврейские колонии в политических и экономических центрах страны или поблизости от них. Для этого необходимо располагать их на возвышенностях и в других пунктах, важных с точки зрения военного контроля над страной и эффективной обороноспособности, даже если экономическое значение колоний невелико".Особенностью деятельности сионистов в Палестине было то, что она была направлена на создания всех структур и институтов государства и гражданского общества без какого-либо участия арабов. Создавались представительные, законодательные и административные органы, а также налоговая служба, подчиняющиеся только Еврейскому Агентству. Евреи взяли на вооружение лозунг "трех завоеваний": "завоевание земли", "завоевание труда" и "завоевание рынка". Они отказывались от какого-либо сотрудничества с арабами даже в бизнесе. Членами сельскохозяйственных кооперативов (кибуцев и мошавов) могли быть только евреи. Средства транспорта и связи, ирригационая система, учреждения оптовой и розничной торговли, системы здравоохранение, образования, коммунальных услуг, культурные учреждения, создаваемые еврейскими иммигрантами, по составу персонала были сугубо еврейскими и обслуживали только евреев. Аналогичным образом создавались и функционировали еврейские банки, инвестиционные компании, туристические агентства. Евреи отказывались принимать арабов даже на самые грязные работы ("завоевание труда"), не покупались продукты арабского производства "завоевание рынка"). В городах строились жилые кварталы, полностью изолированные от арабской части населения, в которых селились только евреи. Целый город - Тель-Авив - создавался как чисто еврейский город.

Иными словами, в еврейской среде ситуация качественно отличалась от того состояния, в котором пребывала арабская часть населения Палестины. Евреями осуществлялось активное и успешное освоение сельхозугодий, строительство промышленных предприятий, создавались светские и религиозные школы и другие учебные заведения. Активно функционировали еврейские политические партии и общественные организации. Практически были сформированы парламент, правительство, созданы армия, спецслужбы. То есть, существовали все необходимые институты государственности. Кроме того, представители сионистских организаций активно работали на международной арене, стремясь обеспечить скорейшее признание Государства Израиль.

Арабская же часть населения Палестины была разобщенной. Она не смогла выработать общей позиции по вопросу об отношении к резолюции 181 ГА ООН от 29 ноября 1947 года о создании на территории Палестины еврейского и арабского государств. Большинство палестинских лидеров пошли на поводу у арабских режимов, которые заняли непримиримую, негативную позицию по отношению к созданию Государства Израиль.

Нельзя, вместе с тем возлагать вину за то, что Палестинское государство не было создано, на палестинцев, которые, якобы, в отличие от Еврейского агентства, не проявили гибкости и чувства реализма. В той ситуации, которая сложилась в Палестине непосредственно перед принятием резолюции 181 ГА ООН от 29 ноября 1947 года, в Палестине шла гражданская война. Причем военное превосходство было полностью на стороне евреев, и от согласия или несогласия палестинцев с данной резолюцией уже ничего не зависело. Кроме того, свою роль сыграло и то, что, как уже отмечалось, палестинские лидеры слишком полагались на арабские государства, в которых они видели силу, способную прийти им на помощь в решающую минуту.

Однако арабские страны в тот период сами не были готовы к тому, чтобы оказать существенную поддержку палестинскому народу. К тому же они уже тогда рассматривали Палестину сквозь призму своих интересов.

Непосредственно перед началом наступления в Палестине Египет был намерен использовать для этой операции воинский контингент численностью всего лишь в 4, 5 тыс. человек. Сирия же направила в Палестину не регулярные войска, а так называемые "отряды арабского спасения ", то есть по сути дела добровольцев из гражданского населения. Таковы, в самых общих чертах, предпосылки возникновения конфликта в Палестине и траектория его развития вплоть до создания Государства Израиль. Незавершенность процесса формирования палестинской нации к моменту раздела Палестины, была обусловлена объективными факторами и целенаправленной политикой английских колонизаторов, а также сионистов, опиравшихся на широкую международную поддержку, сыграла, решающую роль в том, что вместо Палестинского государства возникла палестинская проблема, ставшая ядром арабо-израильского, или ближневосточного, конфликта.

Первый план раздела Палестины, охваченной восстанием палестинцев, был предложен Великобританией в 1937 году. Он был принят евреями как основа для переговоров, но был отвергнут Высшим Арабским комитетом. В апреле 1947 года, в обстановке, когда на территории Палестины практически шла гражданская война, правительство Великобритании потребовало созыва специальной сессии ГА ООН для рассмотрения вопроса о создании специальной комиссии, которая выработала бы рекомендации по будущему управлению Палестиной.

ноября 1947 году Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 181 (II) о разделе Палестины на 8 частей: три части предназначались для создания Еврейского государства, три - Арабского государства, седьмая часть (Яффа) - арабский анклав на еврейской территории и восьмая часть (Иерусалим) - с особым международным режимом.

При голосовании на ГА ООН за резолюцию было подано тридцать голосов, представители тринадцати государств (Афганистан, Куба, Египет, Греция, Индия, Иран, Ирак, Ливан, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Турция и Йемен) проголосовали против, а десяти (в том числе Великобритании) - воздержались.

По мнению палестинцев, резолюция ГА ООН 29 ноября 1947 года продолжила цепь несправедливостей по отношению к палестинскому народу, что нашло выражение не только в том, как были проведены границы двух государств (56 процентов территории отошло одной трети населения, которое владело только 6 процентами этой территории), но и в самой процедуре голосования (кто голосовал "за" и "против" раздела: колониальные державы и бывшие колонии и полуколонии).

Один еврейский комментатор поспешил представить решение о разделе Палестины как "признание еврейской национальной самобытности большинством человечества", несмотря на тот факт, что из всего человечества, представленного в то время в ГА, только 33, 6 проц. проголосовали за резолюцию. При этом следует иметь в виду, что более 400 млн. человек не были представлены в ООН. Согласно резолюции ГА ООН о разделе, в Палестине предполагалось создать Еврейское государство (площадью 14,1 тыс.кв. км. или 56% территории Палестины с населением 509 780 арабов, включая бедуинские племена, кочевавшие на этой территории, и 499 020 евреев) и Арабское государство (площадью 11, 1 тыс. кв. км., то есть 43% территории Палестины, с населением 749 000 арабов и 9 520евреев), а также интернациональную зону Иерусалима с окрестностями (1% территории, население 105 540 арабов и 99 690 евреев).

Резолюция ГА ООН предусматривала также экономический и таможенный союз двух будущих государств, общность валют, единство транспортной сети и коммуникаций, совместное пользование ирригационной системой. В соответствии с этой резолюцией из Палестины к 1 августа 1948 года должны были быть выведены английские войска; тогда же заканчивался и срок английского мандата на Палестину. Провозглашение независимости обоих государств предусматривалось осуществить не позже 1 октября 1948 года.

Однако создание Государства Израиль было провозглашено в мае 1948 года. В сентябре 1948 года Временное правительство Израиля приняло указ о распространении суверенитета Государства Израиль на любую часть Палестины, объявленную министром обороны Израиля в качестве захваченной "оборонительной армией Израиля". В ходе военных действий, которые имели место после объявления о решении ГА ООН, Израиль захватил 77 проц. подмандатной территории.

В декабре 1949 года ГА ООН принимает резолюцию о подчинении Иерусалима попечительскому совету. Израиль не признал эту резолюцию (как и другие решения ООН), переместив в 1950 году свою столицу в Западный Иерусалим. Тогда же был принят "закон о возвращении". В апреле 1950 года оставшаяся часть бывшей подмандатной территории Палестины (кроме сектора Газа) была присоединена к Иордании в соответствии с законом о "сохранении всех прав арабов в Палестине". К Египту отошел сектор Газа. В декабре 1949 года ГА ООН принимает резолюцию о подчинении Иерусалима попечительскому совету. Израиль не признал эту резолюцию (как и другие решения ООН), переместив в 1950 году свою столицу в Западный Иерусалим. Тогда же был принят "закон о возвращении". В апреле 1950 года оставшаяся часть бывшей подмандатной территории Палестины (кроме сектора Газа) была присоединена к Иордании в соответствии с законом о "сохранении всех прав арабов в Палестине". К Египту отошел сектор Газа.

Таким образом, в результате войны 1948-1949 годов территория Арабского государства оказалась поделенной между Израилем, захватившим большую ее часть (6,7 тыс. кв. км.), Иорданией и Египтом. Под контролем последних оказались соответственно Западный берег р. Иордан с восточной частью Иерусалима и сектор Газа.

Планы колонизации, разработанные различными по своей идеологической направленности израильскими партиями, такими как партия Труда (Авода), блоком партии правых партий "Ликуд" или экстремистским клерикальным движением “Туш эмуним", имели общую цель - захват и освоение "исторических" территорий, вытеснение оттуда арабов-палестинцев и придание этому процессу необратимого характера. Последовательные толкователи Библии в Израиле считают, что территория еврейского государства должна простираться от берегов Нила до берегов Евфрата.

Реализуя эти планы, Израиль контролировал в конце 40-х годов 52% территории Западного берега и 34% территории сектора Газа. После поражения арабских государств в шестидневной войне 1967 года Израиль оккупировал весь Западный берег реки Иордан, в том числе и Восточный Иерусалим, сектор Газа, весь Синайский полуостров, а также часть территории Сирии - Голанские высоты. В 1982 года под контролем Израиля оказалась южная часть Ливана.

Среди палестинцев имеют место разные представления о том, в каких рамках должно быть создано палестинское государство. Определенная часть настаивает на территории всей "исторической" Палестины, другие согласны с границами, которые были определены резолюцией ГА ООН о разделе Палестины. Со временем все большее число палестинцев стало склоняться к идее создания палестинского государства на Западном берегу и в секторе Газа. При этом Иерусалим должен быть столицей Палестинского Арабского государства.

В 1948 году, когда Израиль объявил о своей не<


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.