Методы оценки торгового персонала — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Методы оценки торгового персонала

2020-04-01 119
Методы оценки торгового персонала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Проводя оценку торгового персонала, нужно руководствоваться двумя базовыми принципами:

-  Принцип разумной достаточности. Процесс оценки должен быть не слишком масштабным, чтобы не отвлекать работника от его основной деятельности, но и не слишком фрагментарным;

-  Принцип большего охвата. Необходимо оценивать работника с некоторым «запасом», то есть несколько шире, чем определено требованиями его рабочего места. Таким образом, менеджер по персоналу получит ценную дополнительную информацию о сотруднике.

При планировании и проведении комплексной системы оценки торгового персонала используются разные способы, которые можно условно разделить на открытые и неявные.

К открытым способам относятся:

Аттестация - аудит персонала, который позволяет оценить, насколько имеющиеся человеческие ресурсы компании способны справиться со стоящими перед ней задачами.

Метод «оценка 360°» - мнение о компетентности сотрудника высказывают его начальники, коллеги и подчиненные. Работа по этому методу обычно проводится с использованием опросников, в которых предлагается оценить сотрудника по определенному набору критериев.

В классическом варианте профессионализм оценивается по пятиуровневой системе:

А - лидерский уровень;

В-сильный уровень;

С - базовый уровень;- недостаточный уровень;

Е - неудовлетворительный уровень.

Итоговые данные сводятся в таблицу (таблица 1).

 

Таблица 1 - Оценка специалиста по методу «360°»

  Коллеги аттестуемого Подчиненные аттестуемого Руководитель аттестуемого Сам аттестуемый
Работа в команде        
Развитие подчиненных        
Инициативность        

 

Основные задачи аттестации:

-  оценка эффективности работы торгового персонала за предыдущий год;

-  постановка и согласование задач на следующий период;

-  выявление потенциала для формирования кадрового резерва;

-  выявление потребностей в обучении и развитии;

-  определение структуры мотивации работника;

-  установление эффективной обратной связи «сотрудник - руководитель».

В процессе аттестации оцениваются три основных параметра:

-  профессиональные достижения;

-  квалификация (знания, умения, навыки);

-  личностный потенциал.

Получение информации от людей, которые взаимодействуют с оцениваемым на работе, делает оценку «360 градусов» достаточно надежным инструментом. В качестве эксперта может быть привлечен и сам претендент на должность: его просят оценить свое рабочее поведение и профессиональные качества, чтобы в дальнейшем использовать эти данные для коррекции его самооценки и создания совместно с ним плана индивидуального развития. [17]

Метод «360 градусов» может быть использован для решения самого широкого круга задач связанных в первую очередь с профессиональным развитием работника. Она применяется для предварительного формирования кадрового резерва, выявления потребности в обучении, оценки его результатов, создания планов индивидуального развития.

При формировании кадрового резерва компании нужно иметь в виду, что не все требуемые на новой позиции качества можно применить на текущем месте работы, поэтому на основе «360 градусов» не всегда удается точно определить, как человек поведет себя в новой должности. В такой ситуации следует использовать профессиональные тесты, профильные бизнес-кейсы, assessment-центры, то есть создать аналог будущей профессиональной ситуации и оценить поведение человека в ней. [6]

Экзамен - проверка знаний, умений и навыков сотрудника, организуемая по схеме: составление вопросов - формирование билетов - проведение экзамена - выставление оценки.

Оценочное собеседование - беседа, которая проводится непосредственным руководителем и охватывает весь спектр оперативной деятельности подчиненного.

Ролевая игра - проигрывание типичных ситуаций в работе с клиентом. Как правило, в роли клиента выступает бизнес-консультант, а оценка работника строится на основе мнения непосредственного руководителя, коллег и бизнес-консультанта.

Оценка со стороны клиентов - опрос (анкетирование) клиентов о работе продавца.

Центр оценки - комплекс оценочных мероприятий, проводимых с группой сотрудников (с использованием набора тестов и кейсов), который дает возможность смоделировать различные аспекты деятельности и диагностировать поведение сотрудников в той или иной ситуации.

Самооценка сотрудников. Ежемесячные мероприятия, проводимые в виде беседы с непосредственным руководителем и в ходе аттестации. Самый простой вариант - человеку предлагается «разместить» себя на шкале виртуальных торговых работников (от очень хороших до плохих) и дать последующий комментарий. Более сложный путь - анкетирование торгового персонала.

Рейтинг - ежемесячное ранжирование торговых работников по ряду критериев (объем продаж, степень выполнения плана и пр.). Строится он на основе плановой регулярной оценки.

К неявным способам относится популярная и хорошо описанная методика «таинственный покупатель», которая позволяет диагностировать качество обслуживания, профессиональные знания продавцов, их умение работать с конфликтными покупателями, справляться с возражениями клиентов и стрессом. Рекомендуем использовать ее для того, чтобы оценить:

-  коммуникативные навыки (вежливость, умение поддержать разговор, способность увлеченным рассказом о товаре стимулировать интерес покупателя);

-  знание товара;

-  артистичность.

Анализ результатов «посещения таинственного покупателя» целесообразно строить по методу критических инцидентов:

-  Как состоялся первый контакт между продавцом и клиентом?

-  Предлагал ли продавец товар и каким образом?

-  Каковы результаты диалога продавца с клиентом?

-  Как поведение продавца повлияло на выбор клиента?

-  Какие выводы сделал продавец после общения с клиентом?

-  Какие действия продавец предпримет в будущем в аналогичной ситуации?

В таблице 2 представлена рекомендуемая периодичность мероприятий комплексной системы оценки торгового персонала.

 

Таблица 2 - Базовая система мероприятий по оценке торгового персонала

№ п/п Вид мероприятия Рекомендуемая периодичность
1 Оценочное собеседование Еженедельно
2 Кейсы Два раза в месяц
3 Рейтинг Ежемесячно
4 «Таинственный покупатель» Два раза в год
5 Оценка со стороны клиентов Два раза в год
6 Аттестация Один раз в год

 

Крайне важно, чтобы результаты оценки торговых работников фиксировались HR-менеджером в форме, удобной для обработки и дальнейшего использования данных. На каждого сотрудника целесообразно завести и регулярно заполнять карточку оценки компетентности, образец которой приведен в таблице 3.

 


Таблица 3 - Карточка оценки компетентности сотрудника

Позиция Значимые критерии Результаты оценки Результаты оценки Самооценка
Профиль сотрудника Профессиональные качества Коммуникабельность    
    Знание техник продаж    
    Знание стандартов компании при работе с клиентами    
    Знание товара    
  Личные качества Ответственность    
    Тип и уровень мотивации    
    Артистичность    
Результаты работы

Объем продаж

 

 

План на определенный срок

 

 

Отклонение от плана

 

 

Динамика продаж

 

Вклад в общий объем продаж, деловая активность

Величина вклада

 

 

Интенсивность работы

 

 

Направление работы

 

 

Динамика роста вклада в общий объем продаж

 

Результаты регулярной оценки в соответствии с профилем сотрудника (качественная характеристика) Динамика изменения значимых качеств  

 

План развития сотрудника Позиции, требующие улучшения  

 

  Необходимые для этого действия  

 

 

Заполнение карточки оценки компетентности - обязанность непосредственного руководителя и HR-менеджера компании. [13]

Из рассмотренных моделей в практическую часть работы мы взяли оценку персонала при помощи метода «Тайный покупатель». Данный метод дает возможность диагностировать качество обслуживания, профессиональные знания продавцов, их умение работать с конфликтными клиентами, переводить их замечания и возражения в конструктивную плоскость, справляться со стрессом. Это оптимальный инструмент для розничной торговли, поскольку он обеспечивает максимально объективную и оперативную информацию при относительно низких затратах.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.