Физические и психологические проявления адаптации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Физические и психологические проявления адаптации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста

2020-04-01 119
Физические и психологические проявления адаптации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

При поступлении ребенка в школу происходит изменение его картины мира. Он сталкивается с новыми ситуациями и ролями. В данном параграфе мы рассмотрим: временные рамки адаптации и ее проявления, уровни школьной адаптации, факторы психологической адаптации к школьной деятельности, а также разберем влияние семейных отношений как фактора, влияющего на адаптацию к школьной деятельности.

Под школьной адаптацией мы будем понимать во-первых, степень овладения ребенком необходимыми в учебной деятельности умениями и навыками, а во-вторых, уровень соответствия требованиям и ожиданиям, предъявляемых в условиях школьного обучения [44]. В среднем период адаптации школьника составляет 4-7 недель. Поведение ребенка в данный период может быть нормальным, а значит, не будут, наблюдаются значительные отклонения поведения. Также существует вероятность появления потери аппетита, нарушения сна, скованности и т. д. Данные отклонения связаны с изменением образа жизни ребенка, увеличением требований к нему, повышенной нагрузкой в школе [32]. По мнению Ф.Б. Березина[5]. в основе данных реакций лежит длительное статическое напряжение, которым сопровождаются интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, сопровождающие учебный процесс. Если возможности ребенка не соответствуют тем требованиям, которые предъявляет школа, то нервная система начинает функционально меняться, причем данные изменения носят негативный характер. У ребенка проявляется снижение учебной активности и работоспособности. Данные изменения являются проявлениями адаптационного синдрома. Если проявление психофизиологического напряжения не наблюдается, то причинами могут являться школьная незрелость ребенка, неготовность принятия роли ученика, ограниченностью энергетических ресурсов. Приблизительно к концу шестой недели основные показатели организма приходят в норму. В первый год обучения ребенок по-прежнему испытывает перегрузки. Длительность адаптации зависит от уровня здоровья ребенка перед началом учебного процесса.

А.Л. Венгер [8, с 17]. выделяет три основных уровня школьной адаптации.

Высокий уровень школьной адаптации характеризуется позитивным отношением ребенка к школе, легкостью усвоения материала, адекватным отношениям к требованиям, которые предъявляет школа, глубоким и полным освоением материала, решением задач повышенной сложности, а также соблюдением дисциплины, интересом к самостоятельному изучению материала, самоподготовкой к урокам, активной общественной деятельностью.

Средний уровень адаптации проявляется в положительном отношении ребенка к школе, отсутствии негативных переживаний по поводу посещения школы, понимании учебного материала при условии его подробного объяснения, усвоении содержания учебной программы, решении самостоятельно типовых задач, собранностью при выполнении заданий, поручений исходящих от взрослого, но при его постоянном контроле. Ребенок наиболее сосредоточен тогда, когда выполняет интересные для него задания. Подготовка к урокам и выполнение заданий на дом происходят почти всегда. Общественные поручения выполняет качественно. Дружит с большинством одноклассников.

Низкий уровень адаптации отражается в негативном отношении к школе, частыми жалобами на физическое состояние. Также наблюдается сниженное настроение, нарушение поведения, фрагментарное усвоение материала, некачественным выполнением домашних заданий, незаинтересованность в их выполнении, нерегулярная подготовка к урокам, работоспособность и внимание сохраняется при длительных периодах отдыха и пауз, для усвоения нового материала и решения задач по образцу требуется помощь взрослых, не проявляет инициативу при выполнении общественные поручений. Требуется контроль учителя или родителей для выполнения поставленных перед ребенком задач. Не контактен.

Таким образом, каждый уровень характеризуется определенной степенью усвоения ребенком новых норм и правил, предъявляемых ему школой, и чем лучше он их освоит, тем комфортнее для него будет протекать учебный процесс и школьная деятельность в целом.

Рассмотрим факторы психологической адаптации к учебной деятельности.

Выделяют три основных группы факторов, которые влияют, на адаптацию ребенка к школе.

Первый фактор это образовательная и социальная среда учебного заведения. Ее содержанием являются особенности учебного процесса в школе, манера общения педагога, влияние детского коллектива на ребенка. Вторым является семья. На первое место ставится положение ребенка в семье, меры воспитания родителей, стиль детско-родительских отношений.

Третьим, возрастные и индивидуально - психологические особенности ребенка, а именно: возраст поступления в школу, уровень готовности к обучению в школе, усвоение учебного материала и т. д.

Остановимся на наиболее важных более подробно.

Возрастные и индивидуально - психологические особенности ребенка. То насколько школьная адаптация будет успешна, во многом зависит от уровня подготовленности ребенка к школе. Существуют два основных способа диагностики готовности ребенка к школе: педагогический и психологический. Сутью педагогического подхода является выделение направлений и особенностей в детском развитии. Диагностируют процессы и учебные навыки ребенка.

Психологический подход основан на представлениях Л.С. Выготского, в основе которых лежит такое понятие как зона ближайшего развития. Под ней понимается некая перспектива развития умений и навыков, которые ребенок может освоить. В их основе, безусловно, лежит развитие таких психических функций как восприятия, памяти, речи, внимания и других. Все воспитание и обучение должно ориентироваться на эту зону. То есть задания должны быть немного сложнее, чем ребенок может выполнить в данный момент, тем самым он преодолевает трудности, возникающие в процессе решения задачи, и осваивает новое для него знание. Иными словами обучение рассчитано на перспективу развития знаний, умений, навыков ребенка[9].

Выделяют три основных аспекта подготовленности ребенка к школе: физический, психологический и специальный.

Физическая готовность ребенка к школе определяет здоровье школьника. Выделяют четыре основных группы здоровья. Дети, которые относятся к первой группе, не имеют отклонений по показателям организма. У детей, относящихся ко второй группе, наблюдается склонность к инфекционным заболеваниям, в основе которых лежит переутомление ребенка. Дети, относящиеся к третьей группе, страдают хроническими заболеваниями. Школьные перегрузки провоцируют обострение заболеваний. Помимо этого они характеризуются пониженным иммунитетом, который в свою очередь влияет на стрессоустойчивость и адаптивность младших школьников. К четвертой группе здоровья относятся дети с яркой выраженными отклонениями в здоровье. Сюда относят детей с такими заболеваниями как задержка психического развития, общее недоразвитие речи, нарушение опорно-двигательного аппарата, слепота и глухота.

Таким образом, физическая готовность к обучению определяет не только выбор учебного заведения, его тип, но и зрелость основных систем организма ребенка.

Психологическая готовность ребенка к школе. Данное определение понимается по-разному в отечественной и зарубежной психологических школах. Зарубежная школа говорит о школьной зрелости. Целенаправленному обучению и соответствию требованиям учебной деятельности. Отечественная школа определяет психологическую готовность как уровень развития познавательных процессов, умениям обобщать, дифференцировать и т. д. [23]. Л.И. Божович[7]. говорит о важности интеллектуальной готовности ребенка к школе. То на сколько ребенок будет успешно учиться, зависит от его мотивации, произвольности поведения, развития интеллектуальной сферы ребенка.

Одно из самых важных аспектов в адаптации ребенка к учебному процессу, по мнению Л.И. Божович является развитие произвольности. Под произвольностью мы будем понимать осознанную саморегуляцию поведения. То есть насколько успешно ребенок способен удерживать цель, выполняемых действий, корректировать допущенные в процессе деятельности ошибки и т. д. На снижение произвольности напрямую влияет эмоциональная напряженность ребенка. Она снижает продуктивность деятельности, произвольное запоминание, внимание, мышление. Для предотвращения вышеуказанных фактов рекомендуется формировать эмоциональную устойчивость ребенка.

Произвольность поведения напрямую зависит от интериоризации правил. Данный феномен проявляется в способности выполнять указания взрослых, соблюдать правила школы [22,24]. Исследования В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой повещены социальному аспекту готовности к обучению. В них говорится об усвоении школьником норм взаимоотношений, определенных способах поведения со сверстниками.

Специальная готовность ребенка к школе предполагает наличие развитых навыков чтения, счета, письма.

Также на адаптацию влияет возраст начала обучения. Наиболее оптимальный возраст начала обучения составляет приблизительно семь лет. К данному периоду у ребенка, как правило, складываются устойчивые познавательные мотивы, необходимые для успешного обучения и сглаживанию процесса адаптации. Также у детей семилетнего возраста более сформировано устойчивое поведение, регуляция деятельности, а также снижена потребность в эмоциональных контактах с взрослыми. По сравнению с детьми шести лет.

Одним из наиважнейших факторов адаптации к школе, на наш взгляд, является влияние семейных отношений или стиля семейного воспитания на ребенка. В нашей работе мы будем использовать эти два определения как синонимы. При поступлении в школу у младшего школьника не только расширяется набор ролей и правил, которым он должен следовать, но и меняется отношение к нему семьи. Это проявляется в повышенном контроле над ребенком, увеличении к нему требований и т. д. Так же теперь он должен отвечать за свои поступки и решать проблемы. На фоне этого могут обостриться чувства покинутости близкими. Выделяют шесть основных стилей родительского воспитания[38].

Доминирующая гиперпротекция. Данный стиль характеризуется чрезмерной опекой ребенка. Родители лишают школьника возможности решать свои проблемы самостоятельно. Результатом данного стиля является неумение ребенка постоять за себя.

Потворствующая гиперпротекция осуществляется родителями через ограждение субъекта от малейших трудностей и восхищением малейшим его достижением. Такая стратегия приводит к стремлению к лидерству, без приложения достаточных усилий.

Гипопротекция заключается в отсутствие внимания к ребенку, его делам, трудностям. Родители не принимают участие в жизни ребенка.

Эмоциональное отвержение проявляется в игнорировании потребностей ребенка. Для семьи малыш является обузой. При скрытом эмоциональном отвержении, истинное отношение маскируется гиперопекой со стороны родителей.

Повышенная моральная ответственность находит свое отражение в требовании выполнения ребенком обязанностей, не соответствующих его возрасту.

Жесткое обращение с ребенком проявляется в применении строгих наказаниях даже за незначительную провинность, а также применение насилия и эмоциональной холодности по отношению к нему.

В нашей работе мы будем использовать классификацию А.И. Баркан, которая выделяет такие стили семейного воспитания как: кумир семьи, гиперопека, гипоопека, безнадзорность, воспитание по типу «Золушки», ежовые рукавицы, воспитание по типу повышенной моральной ответственности, воспитание в культе болезни, воспитание по типу «кронпринца», противоречивое воспитание, смена образцов воспитания (См. приложение 2).

Таким образом, семья напрямую влияет на адаптацию ребенка к школе и именно то, как ребенок будет чувствовать себя дома, найдет отражение в адаптации к школьной среде.

В данном параграфе мы рассмотрели понятие школьной адаптации. Выделили временные рамки адаптационного процесса, описанные в литературе, обозначили уровни школьной адаптации, а также факторы психологической адаптаций к учебной деятельности. Определили теоретически возможность влияния стиля семейного воспитания на процесс адаптации.

психологический адаптация школа паралич


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.