Патриотическое воспитание и служебные ритуалы в ОВД. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Патриотическое воспитание и служебные ритуалы в ОВД.

2020-04-01 2857
Патриотическое воспитание и служебные ритуалы в ОВД. 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Организация патриотического воспитания с личным составом является важнейшей составной частью повседневной управленческой деятельности, посредством которой оказывается прямое воздействие на результативность решений оперативно-служебных задач, укрепление законности и служебной дисциплины, улучшение морально-психологического состояния личного состава.

От того, насколько качественно, целенаправленно и профессионально налажено патриотическое воспитание в органе или подразделении, во многом зависят и результаты службы, и то, как воспринимают граждане работу милиции[31].

Одним из основных направлений совершенствования воспитательной работы приказом МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120 определено повышение эффективности духовно-нравственного и профессионального воспитания личного состава на основе восстановления
главных мировоззренческих ценностей - гражданственности и патриотизма, развития таких профессиональных качеств, как личная ответственность за историческую судьбу Отечества и готовность к самопожертвованию во имя долга перед Родиной[32].

Другим, не менее важным направлением в организации деятельности воспитательных подразделений аппаратов по работе с личным составом органов подразделений и учреждений МВД России является реализация мер по профессионально-нравственному, героико-патриотическому и культурно-эстетическому воспитанию сотрудников ОВД, курсантов и слушателей ведомственных образовательных учреждений.

Проблемам воспитания патриотизма уделено серьезное внимание и в Программе комплексного реформирования системы организации работы с личным составом органов, подразделений и учреждений системы МВД России на 2007-2009 гг[33].

Развитие системы патриотического воспитания в органах внутренних дел и внутренних войсках служит основой для дальнейшего сохранения и развития славных боевых и профессиональных традиций, которые передаются молодому поколению защитников правопорядка ветеранами службы.

Попробуем разобраться, что же такое патриотизм. С греческого языка патриотизм переводится как земляк, соотечественник; любовь к Родине. Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. Так Протоиерей Димитрий Смирнов: «Патриотизм — это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой»[34]. Его доводами по этому поводу являются: патриотизм не связан с отношением человека к политике государства, патриотизм не может означать ненависть к чужому, патриотизм культивируется с помощью религии и др. Такой же точки зрения придерживается и Патриарх Алексий II «Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе»[35]. Выдающийся русский историк, писатель, поэт Николай Михайлович Карамзин в своей статье «О любви к Отечеству и народной гордости» дал следующее определение: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения - и потому не все люди имеют его»[36].

На основании вышесказанного, определим патриотизм как глубокое чувство любви к Родине, готовность служить ей, укреплять и защищать её. Патриот - личность, подчиняющая свою жизнь интересам отечества.

Патриотизм органически связан с осознанием исторического бытия народа, ибо Родина - это не только сегодняшняя страна, но и вся ее история. Патриотизм передаётся поколениями и является одной из основных национальных традиций. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем, составляет духовно-нравственную основу их жизнедеятельности и эффективного функционирования.

К патриотизму нельзя призвать. Нужно медленно и серьезно воспитывать духовное начало в человеке. Тогда человек сам обратится к нему. Точно так нельзя заставить верить; нельзя просто привести в храм и сказать: вот тебе вера, верь. Патриотизм возникает через внутреннее побуждение человека, через сознание своей причастности к народу, Родине, и тем самым к человечеству. Поэтому, прежде всего надо воспитывать личность. Без патриотизма нет личности. Без личности каждый превращается в получеловека, лишенного человеческого разумения жизни[37]. В связи с этим, чрезвычайно важным явилось решение Президента России В.В. Путина о придании патриотическому воспитанию в нашей стране статуса одного из приоритетных направлений государственной внутренней политики.

Как следствие, для совершенствования системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 11 июля 2005 года № 422 утвердило вторую Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Она явилась логическим продолжением государственной программы «Патрио­тическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Эти программы рассчитаны на совместную деятельность государственных органов, в том числе МВД России, и общественных организаций (объеди­нений) в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания.

В декабре того же года, Министром внутренних дел Российской Федерации Р. Г. Нургалиевым был утвержден ведомственный План мероприятий по реализации государственной программы, определивший основные на­правления деятельности аппаратов по работе с личным составом органов внутренних дел и внутренних войск по патриотическому воспитанию со­трудников, военнослужащих, курсантов и слушателей ведомственных об­разовательных учреждений на пятилетнюю перспективу[38].

В органах и подразделениях МВД России системное решение про­блем патриотического воспитания личного состава стало нормой в управ­ленческой деятельности руководителей и повседневной работе сотрудни­ков воспитательных аппаратов.

Сегодня нет необходимости доказывать обоснованность актуализации патриотического воспитания, его идейную и психолого-педагогическую значимость, раскрывать сущность, определять основы его структуры, системы, выявлять организационно-педагогические условия, оказывающие эффективное воздействие на личность воспитуемого.

К тому же в феврале 2010 года вышел приказ МВД «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», утверждающий Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. В нем, одним из направлений воспитательной работы обозначено патриотическое воспитание, формирующее и развивающее у сотрудников личностные качества гражданина-патриота, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, высокого патриотического сознания, готовности к выполнению задач, связанных с обеспечением законности, общественного порядка, прав и законных интересов граждан[39].

Особое место в патриотическом воспитании личного состава ОВД занимают торжественные ритуалы и поддержание традиций органов внутренних дел. Говоря о них в правоохранительных органах, невозможно не отметить их целевую содержательную направленность на героико-патриотическую воспитанность сотрудников.

Важное значение в героико-патриотическом воспитании имеет сохранение и развитие славных боевых и трудовых традиций органов внутренних дел. В первую очередь это выражается в проявлении постоянной заботы и внимания к участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам органов внутренних дел, сотрудникам, получившим ранение на боевом посту, семьям работников, погибших при исполнении служебного долга.

Важную роль в патриотическом воспитании играют вопросы широкого использования в служебной практике при проведении ритуалов символов и атрибутики, которые придают особую эмоциональность при их проведении. К символам, используемым в ритуалах, можно отнести: государственные флаг, герб, гимн России, флаги, гербы и гимны республик, входящих в состав России, СНГ, за­рубежных стран, мемориальные сооружения, исторические памятники, знамена МВД, ГУВД, УВД, в том числе почетные, портреты, эмблемы и т. д[40].

В целях обеспечения моральной и материальной заинтересованности творческой интеллигенции по созданию произведений литературы и искусства, фотовыставок, телевизионных и радио передач, подготовке газетных и журнальных публикаций, отражающих повседневную жизнь и службу органов внутренних дел, факты героизма и мужества их сотрудников учреждаются региональные ведомственные премии, проводятся конкурсы с поощрением победителей. Авторы, наиболее плодотворно работающие в этом направлении, награждаются Почетными грамотами, нагрудными знаками[41].

Реализация работы патриотического воспитания посредством традиций и служебных ритуалов в ОВД в настоящее время имеет ряд трудностей и проблем. Они характерны практически для всех аппаратов по работе с личным составом органов, подразделений и учреждений системы МВД России.

Задачи в патриотическом воспитании можно свести к двум важнейшим составляющим: первая – комплектование воспитательных подразделений аппаратов по работе с личным составом на местах опытными и знающими профессионалами. Вторая – содержательная сторона работы как внедрение новых форм и методов в патриотическом воспитании личного состава сотрудников ОВД.

Таким образом, разносторонняя деятельность по героико-патриотическому воспитанию в комплексе с эстетико-ритуальной стороной является основой формирования у сотрудников органов внутренних дел верности Присяге, гордости за службу во славу Отечества. Она развивает у личного состава готовность выполнять служебные задачи в точном соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, следовать славным традициям предшествующих поколений сотрудников органов внутренних дел.

Патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел будет не полным, а порой и ущербным, если при этом не будут использоваться примеры истории прошлого, боевых и служебных традиций органов внутренних дел, современных героических будней.

Патриотическое воспитание через традиции и служебные ритуалы может служить твердой основой подъема в формировании у сотрудников, курсантов и слушателей высокого гражданского сознания и активной жизненной позиции, стремления добросовестно и самоотверженно служить Отечеству и Закону.

Статус сотрудника ОВД приобретается быстро, а профессиональное становление происходит долгие годы. Нельзя забывать, что оно будет успешным, если: имеется связь между его профессиональной деятельностью и развитием личности; выполняемая им деятельность отвечает его возможностям и представлениям о них; имеется удовлетворенность профессиональной деятельностью; профессиональная деятельность не противоречит его нравственным и эстетическим требованиям. Патриотическое воспитание является одной из составляющих в становлении профессиональных качеств сотрудника ОВД.

Наша задача состоит в том, чтобы определить методы и технологии формирования патриотического воспитания на основе традиций и служебных ритуалов.

Комплексом мер по реализации поставленной задачи сегодня является развитие следующих направлений в работе кадрово-воспитательных аппаратов по формированию патриотизма:

1. Организация социальной работы с членами семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей;

2. Взаимодействие органов и подразделений системы МВД с ветеранами;

3. Институт наставничества.

Реализация в полном объеме указанных направлений деятельности прямо отразится на уровне патриотического воспитания личного состава ОВД, что в свою очередь приведёт к повышению профессиональных качеств сотрудников ОВД. Разберемся во взаимосвязанности данных факторов.

Одним из основных направлений в деле патриотического воспитания личного состава является социальная работа на основе боевых традиций и служебных ритуалов.

В Руководстве по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденному приказом МВД Российской Федерации «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», социальная работа определяется как вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой деятельность, направленную на обеспечение реализации предусмотренных законодательством мер государственной социальной защиты сотрудников и создание на этой основе социальных условий для эффективного выполнения личным составом оперативно-служебных задач[42].

Этот же приказ указывает, что социальная работа проводится по следующим направлениям:

- социальная работа с сотрудниками органов внутренних дел и членами их семей;

- социальная поддержка членов семей погибших и инвалидов военной травмы;

- социальная поддержка ветеранов, уволенных со службы в органах внутренних дел.

Согласно приказу МВД России «Об организации с членами семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудниками, ставших инвалидами вследствие военной травмы», основными направлениями социальной работы с членами семей погибших и инвалидами вследствие военной травмы являются:

- организация и проведение ведомственного мониторинга социально-экономического и правового положения членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудников, ставших инвалидами вследствие увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, полученных при исполнении служебных обязанностей;

- выявление причин и условий, способствующих нарушениям прав и законных интересов членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы, разработка и принятие исчерпывающих мер по их устранению;

- оказание необходимой оперативной социально-психологической поддержки и помощи членам семей погибших и инвалидам вследствие военной травмы;

- организация шефства над детьми сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, активное участие в их обучении и воспитании;

- проведение лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий для членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы;

- организация общественного социального патронажа в отношении одиноких нетрудоспособных членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы, нуждающихся в повседневной помощи и постороннем уходе;

- проведение мероприятий социальной адаптации и оказание помощи в трудоустройстве неработающим членам семей погибших и инвалидам вследствие военной травмы;

- организация переподготовки и обучения гражданским специальностям инвалидов вследствие военной травмы;

- оказание помощи членам семей погибших и инвалидам вследствие военной травмы в решении вопросов улучшения жилищных условий, установки телефонов, устройства в детские дошкольные учреждения, предоставления путевок в детские оздоровительные лагеря, дома отдыха, санатории, центры восстановительной медицины и реабилитации и иных жизненно важных социально-бытовых проблем;

- оказание консультационных, юридических и информационно-справочных услуг по социально-правовым вопросам членам семей погибших и инвалидам вследствие военной травмы;

- оказание помощи в оформлении документов на пенсионное обеспечение, страховые и иные выплаты членам семей погибших и инвалидам вследствие военной травмы, включая пенсии по случаю потери кормильца[43].

Исследовав данные направления, мы приходим к выводу о том, что социальная работа направлена на помощь сотрудникам (членам их семей) в случаях неблагоприятных последствий, случившихся с сотрудниками при выполнении ими служебного долга.

На местах накоплен немалый опыт по организации и проведению продолжительных и масштабных мероприятий, посвящённых памяти сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск МВД России, погибших при исполнении служебного и воинского долга. Так, в Санкт-Петербурге традиционно с 1991 года проводится благотворительная акция МВД России «Милосердие белых ночей». В то время в ней приняли участие 43 региона СССР и 11 союзных республик.

С тех пор количество ее участников ежегодно неуклонно растет. В 1997 г. в ней приняли участие 100 сотрудников из 15 регионов России, в 2003 г. - 245 сотрудников из 56 регионов России, в 2006г. - 365 сотрудников из 70 регионов. И в 2007 г. - 447 участников из 74 регионов России.

Основными задачами акции являются:

- увековечение памяти сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск России, погибших при исполнении служебного долга;

- привлечение внимания общественности, органов государственной и исполнительной власти, различных негосударственных объединений, фондов к нуждам и проблемам семей погибших сотрудников;

- приведение в порядок мест захоронения погибших;

- проведение встреч руководства ГУВД с семьями погибших сотрудников;

- оказание семьям погибших необходимой морально-психологической помощи, решение социально-бытовых проблем;

- повышение уровня взаимопонимания и взаимного доверия между Министерством внутренних дел и гражданским обществом;

- формирование положительного образа сотрудника милиции у граждан.

Акция призвана способствовать активизации сферы ведомственной культуры в целях повышения уровня культурно - эстетического воспитания личного состава; повышению престижа милицейской службы; поддержке деятельности ведомственных и культурно - просветительских учреждений, самодеятельных творческих коллективов; приобщению сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД к самодеятельному музыкальному творчеству.

В результате целенаправленной воспитательной работы в абсолютном большинстве коллективов повысились показатели оперативно-служебной деятельности, укрепились дисциплина и законность среди личного состава.

По прежнему, в сознании работников органов внутренних дел действует стереотип мышления, согласно которому любая цель может быть достигнута путём введения всевозможных запретов, ограничений. Неразвитость многих социально ценных общественных отношений напрямую связано с недостаточной степенью использования поощрительных мер. Поощрение по-прежнему рассматривается как дополнительный способ правового воздействия. Между тем, именно поощрения, а не наказания являются в ряде случаев более эффективными, ибо в ситуации положительной мотивации в качестве побудительной силы желаемого поведения выступают не только внешние предписания, но и интерес субъекта[44]. А это является важным мотивационным звеном патриотических проявлений сотрудника органов внутренних дел. Поэтому в условиях «передислокации» методов правового регулирования важно повысить статус поощрительных средств, расширить их управленческие способности.

Не будет преувеличением сказать, что одним из путей повышения эффективности деятельности сотрудников милиции видится повышения статуса поощрительных мер в отношении самих сотрудников органов внутренних дел. Патриотические качества необходимо развивать в сочетании с применением поощрительного метода как способа правового воздействия, побуждающего сотрудников ОВД к совершению определяемых действий, полезных с точки зрения общества и государства, путем создания заинтересованности в получении дополнительных благ.

Статья 36 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусматривает, что за образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников органов внутренних дел предусматриваются следующие виды поощрений: объявление благодарности; выдача денежной премии; награждение ценным подарком; занесение в Книгу почета, на Доску почета; награждение Почётной грамотой; награждение нагрудным знаком; награждение личной фотографией сотрудника, снятого у развёрнутого знамени органа внутренних дел; Награждение именным оружием; досрочное присвоение очередного специального звания; присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности. В качестве поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

За образцовое выполнение служебного долга сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел не менее десяти лет, могут быть награждены почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации». За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, другие особые заслуги сотрудники органов внутренних дел могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации.

Важной проблемой является своёвременность поощрения. Худший вариант несвоевременного поощрения выражен в таких газетных штампах: "награда не сразу нашла героя", "награда опоздала".

Своевременная выдача наград - одно из важнейших условий их эффективности. Еще П.А. Сорокин отмечал, что «одна и та же награда производит тем большее влияние на поведение одного и того же человека, чем она ближе»[45]. Это положение не утрачивает своей актуальности и в наши дни. Только при таких условиях гарантирующая функция правового поощрения будет формировать у людей мотивационно-стимулирующие механизмы правомерного поведения, способствовать укреплению дисциплины, порядка, обеспечивать реализацию других целей права.

Немаловажным фактором повышения патриотизма, на наш взгляд, будет уделение большого внимания к отданию государственных почестей при погребении сотрудников, погибшим при исполнении служебных обязанностей. Так в настоящее время имеется приказ МВД от 31.12.2002 года № 1272 «Об утверждении инструкции о порядке погребения погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, оплаты ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников» определяющий порядок:

- погребения погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации;

- уведомления семей (родственников) о гибели (смерти) сотрудников и оформления документов при организации похорон;

- сопровождения и доставки погибших (умерших) сотрудников к месту захоронения;

- оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.

Однако данный приказ написан достаточно обобщенно и не предполагает конкретных действий. С одной стороны это хорошо – на местах сотрудники кадровых аппаратов имеют достаточно широкое поле для действий по организации процессии, но с другой стороны – при небрежном подходе к этой работе могут возникать непредвиденные казусы, которые будут налагать неприятный отпечаток на весь ритуал.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что специфика службы в органах внутренних дел зачастую связана с риском собственной жизни, поэтому личный состав должен быть уверен в собственной защите и защите членов своей семьи. Проведя анализ данных направлений в социальной работе кадрово-воспитательных аппаратов ОВД, мы может констатировать, что данная работа может быть более эффективной и качественной на основе боевых традиций и служебных ритуалов, которые формируют чувство патриотизма, любовь к Родине и своему Отечеству.

Немаловажной задачей в патриотическом воспитании личного состава органов внутренних дел является содержательная сторона работы, такая как внедрение новых форм и методов в патриотическом воспитании личного состава сотрудников ОВД.

Опыт показывает, что эффективность патриотического воспитания значительно повышается, когда к участию в нем привлекаются ветераны органов внутренних дел[46].

С их помощью, кроме того, организуются различные мероприятия по правовому воспитанию сотрудников, пропаганде передового опыта деятельности органов внутренних дел среди населения в средствах массовой информации и др. Действенность данной работы во многом зависит от установления и поддержания тесного взаимодействия кадровых и воспитательных аппаратов с советами ветеранов, ветеранов-интернационалистов органов внутренних дел.

К тому же ветераны могут привлекаться в качестве общественных наставников-консультантов для оказания помощи и содействия наставникам и сотрудникам (стажерам)[47]. Работа с ними оказывает большое воздействие в становлении молодого сотрудника как профессионала, способствует пропаганде правовых знаний среди населения, формированию в российском обществе позитивного отношения к правоохранительным органам путем участия в работе по предупреждению и раскрытию преступлений, обучению и воспитанию сотрудников и военнослужащих.

 В приказе МВД России от 03.11.2006 года № 875 «О дальнейшем совершенствовании взаимодействия органов и подразделений системы МВД России с ветеранскими организациями органов внутренних дел и внутренних войск МВД России» указано, что в органах и подразделениях внутренних дел недостаточно используются знания и опыт ветеранов службы в деле повышения уровня профессиональной подготовки личного состава, организации патриотического и нравственного воспитания сотрудников, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России. В связи с этим, этот же приказ дальнейшего совершенствования взаимодействия органов внутренних дел с общественными организациями ветеранов органов внутренних дел, повышения уровня их участия в решении задач формирует основные положения по решению сложившихся проблем. Одним из них является активное привлечение ветеранов органов внутренних дел к работе по патриотическому воспитанию, гражданскому и профессиональному становлению молодых сотрудников и военнослужащих, курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России. Большой личный опыт ветеранов, как в службе, так и в повседневной жизни способствует равнению на них молодых сотрудников, чем в свою очередь осуществляется преемственность лучших традиций органов внутренних дел.

Также вышеупомянутый приказ предусматривает руководителям подразделений и служб оказывать помощь ветеранским организациям в осуществлении социальных проектов и благотворительных программ, в проведении организуемых ветеранами пропагандистских и благотворительных мероприятий и акций.

Примером неформальной работы ветеранов с молодыми сотрудниками ОВД, выражающейся в заботе о ветеранах со стороны подразделений в которых служили, или с которыми тесно взаимодействовали в процессе служебной деятельности, может служить закрепление курсантов и слушателей Санкт-Петербургского университета МВД России, выпускающего молодых высококвалифицированных специалистов, за ветеранами Великой Отечественной войны. Так в процессе обучения я вместе с двумя слушателями нашего факультета был закреплён за Покровским Иваном Федоровичем - доктором юридических наук, профессором, действительным членом (академиком) Академии акмеологических наук, Академии гуманитарных наук, Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры; Заслуженным деятелем науки РФ, заслуженным юристом РФ, заслуженным работником культуры РСФСР, почетным работником морского флота, почетным работником транспорта России (Приложение 1).

И.Ф.Покровский разработал ряд приоритетных направлений в науке: в 1960-е гг. впервые в стране провел исследования по проблемам: "Использование средств и методов кибернетики в праве"; "Правосознание личности", раскрыл механизм формирования правосознания. С 1970г. в течение около 15 лет вел активную работу на ленинградском телевидении, выступая в качестве ведущего и автора циклов передач: "Основы государства и права", "Гражданин и закон". Принимал активное участие в разработке ряда важнейших законопроектов, в частности Гражданского кодекса, Кодекса торгового мореплавания, Закона о портах и др.
Автор около 500 научных и учебно-методических трудов, из них более 10 работ опубликовано за рубежом. Наиболее значимыми являются следующие работы: "Проблемы государственного управления" (1969); "Соотношение общественного и индивидуального правосознания" (1970); "Государство: происхождение, сущность и механизм формирования" (1991); "Общественное и индивидуальное правосознание в правотворчестве" (1998); "Морское право: актуальные проблемы" (2002)[48].

Иван Федорович воспитал 84 кандидата и 32 доктора юридических наук. В настоящее время является членом президиума и одновременно председателем секции по правовому обеспечению морской и речной деятельности Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга; директором филиала российской академии юридических наук.

Немаловажной задачей в деле патриотического воспитания личного состава ОВД, по нашему мнению, также является комплектование воспитательных подразделений аппаратов по работе с личным составом на местах опытными и знающими профессионалами. Для реализации поставленной задачи необходимо обеспечить рациональное комплектование личного состава органов внутренних дел на местах. Важнейшим звеном в становлении личности молодого сотрудника как профессионала своего дела является институт наставничества.

Так, попадая на работу в отдел милиции, сотрудник компенсирует отсутствующие знания и навыки через наставничество. К сожалению, часто наставничество сводится к передаче проверенных шаблонов, которые доказали свою пригодность в деле обеспечения отчетности. Зачастую наставническая деятельность сводится к формальному закреплению наставников за молодыми сотрудниками. Наблюдается формальный подход к составлению планов работы наставников.

В последнее время руководство МВД, понимая важность в деле воспитания молодых сотрудников ОВД, предпринимает активные меры по совершенствованию данного института. Так 24 декабря 2008 года был принят приказ № 1139, который утверждает Положение об организации наставничества. В соответствии с ним наставничество представляет собой целенаправленную деятельность руководителей и наиболее опытных сотрудников органов, подразделений, учреждений системы МВД России по подготовке сотрудников (стажеров) к самостоятельному выполнению служебных обязанностей.

Наставник должен назначается из числа сотрудников структурного подразделения органа, в котором проходит службу сотрудник (стажер), имеющих высокие показатели в оперативно-служебной деятельности, обладающих значительным профессиональным и жизненным опытом, проявляющих способности к воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе[49].

К выбору личности на роль наставника молодого специалиста стоит подходить очень трепетно и скрупулезно. Причём не стоит при этом делать упор на возраст сотрудника, претендующего на роль наставника. Времена, когда возраст человека автоматически делал его авторитетной личностью, прошли. Прежде всего, стоит делать упор на человеческий фактор, на то, как себя человек зарекомендовал в служебной и повседневной деятельности. В настоящее время авторитет зарабатывается не только возрастом, но и знаниями, которыми человек обладает и руководствуется в служебной деятельности. А в работе с молодыми специалистами, только что пришедшими на службу – это особенно актуально. Именно поэтому наставник должен пользоваться авторитетом в коллективе, что подчёркивает его заслуги. При этом наставник в повседневной жизни должен также быть образцом для подражания: быть примерным семьянином, утверждать в семье атмосферу дружелюбия, доброты, искренности, доверия, проявлять заботу о воспитании детей, формировании у них высоких нравственных качеств[50].

Согласно положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации одними из главных задач наставничества являются воспитание профессионально-значимых качеств личности сотрудников (стажеров), ознакомление с историей и традициями органов внутренних дел и своего подразделения, а также формирование активной гражданской и жизненной позиции сотрудников (стажеров), развитие ответственного и сознательного отношения к службе.

Организация и проведение служебных ритуалов зачастую имеет формальный характер. Из-за низкой ответственности, подготовки и заинтересованности отдельных руководителей в организации воспитательного процесса в служебных и учебных коллективах, его совершенствование здесь идет медленно. Однако, к сожалению, имеют место случаи, когда на местах ее наполняют элементы формализма и эпизодичности, что вселяет серьезные опасения.

История российской милиции имеет достаточно примеров проявления сотрудниками высоких профессиональных качеств. И воспитывать молодёжь на героической летописи своего ведомства - эффективный и правильный путь. Беда лишь в том, что она ее плохо знает или не знает вообще.

Учитывая реалии нашего времени, строить работу по патриотическому воспитанию личного состава ОВД необходимо по-новому. Это продиктовано сложностью структуры самого понятия «патриотизм». Ведь оно применимо к различным объектам: к стране (возможно не входящей в число высокоразвитых), к месту, где молодой человек родился и вырос (пусть это далеко не мегаполис), к его семье (пусть не всегда с высоким достатком), к образовательному учреждению, которое он закончил (пусть не всегда достаточно престижному), наконец, к своей профессии (пусть далеко не всегда высокооплачиваемой).

Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел предписывает сотруднику хранить и приумножать служебные традиции ОВД, в их числе: мужество и готовность к самопожертвованию, корпоративную солидарность, товарищество и взаимопомощь, уважение и помощь ветеранам, семьям погибших и раненых сотрудников[51]. И основная задача по воспитанию нового поколения сотрудников ОВД лежит на личности наставника.

В тоже время не стоит забывать и о сплочении коллектива в процессе воспитательной работы со стажёром. Для этих целей необходимо посещать сотрудника на дому, организовывать посредством кадровых подразделений конкурсы, семейные праздники, соревнования, которые сплачивают коллектив и семьи сотрудников.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что наставник –личность многогранная, которая должна служить примером не только на службе, но и в повседневной деятельности, руководствоваться принципами Кодекса профессиональной этики сотрудника ОВД, быть высоконравственным людьми.

Все перечисленные методы и формы в деле патриотического воспитания в системе органов внутренних дел безусловно важны и актуальны в новых социально-экономических условиях. В


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.