Изучите и законспектируйте функциональные свойства товаров, их единичные и комплексные показатели качества. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Изучите и законспектируйте функциональные свойства товаров, их единичные и комплексные показатели качества.

2020-04-01 174
Изучите и законспектируйте функциональные свойства товаров, их единичные и комплексные показатели качества. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Показатели качества продукции и управление качеством продукции на предприятии.

Качество продукции — сово­купность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удов­летворять определенные потребности в соответствии с назначением (ГОСТ 15467-79). Согласно международному стандарту ISO 8402.1994, качество определяется как совокупность характеристик объекта (деятельности или процесса, продукции, услуги и др.), относящихся к его способности. 

Качество продукции (работ, услуг) определяется такими поня­тиями, как «характеристика», «свойство» и «качество». Характерис­тика – это взаимосвязь зависимых и независимых переменных, выраженная в виде текста, таблицы, математической формулы, графика. Описывается, как правило, функционально. Свойство продукции представляет собой объективную особенность продук­ции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Качество продукции формируется на всех этапах ее жизненного цикла. Свойство продукции выражается показате­лями качества, т.е. количественными характеристиками одного или нескольких свойств продукции, входящих в качество и рассматри­ваемых применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

В зависимости от роли, выполняемой при оценке, различают классификационные и оценочные показатели. Классификационные показатели характеризуют принадлежность продукции к определен­ной группе в системе классификации и определяют назначение типоразмер, область применения и условия использования про­дукции. Вся промышленная и сельскохозяйственная продукция систематизирована, имеет кодовое обозначение и в виде различных классификационных группировок включена в Общероссийский классификатор продукции (ОКП). Классификационные показатели используются на исходных этапах оценки качества продукции для формирования групп аналогов, оцениваемой продукции. В оценке качества продукции эти показатели, как правило, не участвуют.

Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество продукции как объекта производства и потребления или эксплуатации. Они используются для норми­рования требований к качеству, оценки технического уровня при разработке стандартов, проверки качества при контроле, испыта­ниях и сертификации. Оценочные показатели разделяют на функ­циональные, ресурсосберегающие и природоохранные.  

Функциональные показатели характеризуют свойства, определя­ющие функциональную пригодность продукции удовлетворять за­данные потребности. Они объединяют показатели функциональной пригодности, надежности, эргономичности и эстетичности: 

1. показатели функциональной пригодности характеризуют техническую сущность продук­ции, свойства, определяющие способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению (например, единичные показатели – грузоподъемность, вмести­мость и водонепроницаемость, комплексные – калорийность, про­изводительность);

2. показатели надежности продукции характеризуют ее способность сохранять во времени (в установ­ленных пределах) значения всех заданных показателей качества при соблюдении заданных режимов и условий применения, тех­нического обслуживания, ремонта, хранения и транспортировки. Единичными показателями надежности являются показатели безотказности, ремонтопригодности, долговечности и сохраняемости, комплексными (обеспечивающими несколько свойств) – безотказность и восстанавливаемость:

– показатели безотказности характеризуют свойства технически сложных товаров (фотоаппаратов, киноаппаратов, телевизоров, стиральных машин и др.) сохранять работоспособность в течение некоторого времени (например, коэффициент технического исполь­зования);

– показатели ремонтопригодности характеризуют свойства про­дукции, заключающиеся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин повреждений и их устранению (например, средняя продолжительность ремонта и средняя трудоемкость тех­нического обслуживания);

– показатели долговечности характеризуют свойства продукции сохранять работоспособность до наступления предельного состо­яния, указывающего на невозможность дальнейшей эксплуатации или недопустимое снижение эффективности (например, средний срок службы и средний ресурс оборудования);

– показатели восстанавливаемости характеризуют приспособлен­ность изделий и материалов к восстановлению их свойств после хранения и транспортировки;

– показатели сохраняемости характеризуют свойства продукции (изделия) сохранять исправное и работоспособное состояние или свойство материалов сохранять пригодное к потреблению состояние во времени, после хранения и транспортировки (срок годности, гарантийный срок и т. д.);

3. показатели эргономичности продукции. Данные показатели характеризуют удобства и комфорт продукции в производственных и бытовых процессах системы «человек — предмет — среда». В эту группу входят подгруппы гигиенических, антропометрических, физиологических, психофизиологических и психологических по­казателей:

– гигиенические показатели – показатели качества изделий и эле­ментов их конструкций, которые при эксплуатации влияют на организм человека и его работоспособность (уровень освещен­ности, вентилируемости, температуры, влажности, запыленности, шума, вибрации и др.);

– антропометрические показатели – показатели качества продук­ции и элементов ее конструкции, которые обеспечивают рацио­нальную и удобную рабочую позу, правильную осанку и т.д. путем учета размеров, формы и массы человеческого тела;

– физиологические и психофизиологические показатели качества влияют на объем и скорость рабочих движений человека, объем зрительной, слуховой, осязательной, вкусовой и обонятельной информации. К ним относятся показатели соответствия продук­ции зрительным, слуховым, осязательным, скоростным, энергети­ческим, психологическим возможностям человека.

– психологические показатели – показатели качества, участву­ющие в информационном обмене в системе «человек – изделие», влияют на легкость и быстроту формирования навыков человека, на объем и скорость его восприятия и переработки информации с помощью данного изделия. К ним относятся показатели соот­ветствия изделия закрепленным и вновь формируемым навыкам человека, его возможностям восприятия и переработки инфор­мации;

4. показатели эстетичности продукции. Эти показатели характе­ризуют эстетическое воздействие продукции на человека и пред­назначены для оценки ее эстетической ценности, степени соот­ветствия эстетическим запросам тех или иных групп потребителей в конкретных условиях потребления. Выделяют подгруппы пока­зателей художественной выразительности, рациональности формы, целостности композиций, совершенства производственного испол­нения и сохранности товарного вида:

– художественная выразительность определяет способность про­дукции отражать в форме эстетические представления и нормы. Художественная выразительность проявляется в художественнообразном выражении социально-значимой информации (знаковость); своеобразии признаков формы, выделяющих данную продукцию среди другой аналогичной (оригинальность); в признаках формы, характеризующих общность средств и приемов художественной выразительности (стилевое соответствие); в признаках внешнего вида, выделяющих общность господствующих эстетических вкусов и предпочтений (соответствие моде);

– рациональность формы определяет соответствие формы объек­тивным условиям эксплуатации продукции, а также выражение в ней функционально конструкторской сущности продукции;

– целостность композиции определяет гармоническое единство частей и целого, органическую взаимосвязь элементов формы изделия, его согласованность с другими изделиями;

– совершенство производственного исполнения и сохранность то­варного вида продукции оказывают влияние на особенности эстети­ческого восприятия формы продукции. Совершенство производ­ственного исполнения достигается чистотой исполнения контуров, округлений и соединений отдельных элементов, тщательностью нанесения покрытий и отделки поверхностей, чет­костью \ исполнения фирменных знаков и указателей, сопроводи­тельной документации и информационных материалов, стира­ния и изменения декоративных покрытий;

Каждая из рассмотренных подгрупп показателей эстетичности может быть охарактеризована одним комплексным показателем качества (эстетичности), который охватывает единичные показатели свойств, присущих каждой из этих подгрупп. Такие показате­ли обычно выражаются в баллах, с помощью которых эксперты оценивают отдельные свойства или совокупности свойств, без разделения общего впечатления на составляющие;

Ресурсосберегающие показатели характеризуют свойства про­дукции, которые определяют уровень затрачиваемых ресурсов при ее создании и применении. Группа ресурсосберегающих показате­лей включает подгруппы показателей технологичности и ресурсо­потребления:

1. показатели технологичности характеризуют особенности состава и структуры продукции, влия­ющие на уровень затрат сырья, материалов, топлива, энергии, труда и времени для производства (добычи) продукции и (или) ее потребления (эксплуатации);

2. показатели ресурсопотребле­ния продукции характеризуют затраты материалов, топлива, энергии, труда и времени при непосредственном использовании продукции по назначению (например, расход топлива и др.);

 Природоохранные показатели качества продукции характеризуют ее свойства, связанные с воздействием на человека и окружающую среду. Они объединяются в две группы показателей – безопас­ности и экологичности.

1. показатели безопасности характе­ризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека при потреблении или эксплуатации, транспортировке, хранении и утилизации продукции;

2. показатели экологичности характе­ризуют свойства продукции, связанные с вредными воздействиями на окружающую среду при производстве, монтаже, потреблении или эксплуатации, а также при ее хранении и утилизации.

Управление качеством продукции должно осуществляться си­стемно, т.е. на предприятии должна функционировать система уп­равления качеством продукции, представляющая собой организаци­онную структуру, распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством. Политика в области качества – это основные направления и цели организации в области качества, официально сформулиро­ванные высшим руководством. Она формируется таким образом, чтобы охватить деятельность каждого работника и ориентировать коллектив предприятия на достижение поставленных целей.

Система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, не­обходимых для осуществления общего руководства качеством. Модель обеспечения качества – это стандартизированный или избранный набор требований системы качества, объединенных с целью удовлетворения потребностей обеспечения качества в дан­ной ситуации. Руководство по качеству — документ, отражающий политику в области качества и описывающий систему качества организации. Оно может охватывать всю деятельность организации или только ее часть.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.