Оценка хронотипа работоспособности человека — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Оценка хронотипа работоспособности человека

2020-04-01 146
Оценка хронотипа работоспособности человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Самостоятельная работа № 1

БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ

Цель: изучить биоритмы – результат адаптации живых организмов.

Ход работы

1. Дайте определение.

Биоритм – это автоколебательный процесс в биологической системе, характеризующийся ___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему в живой природе возникли биоритмы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Чаще всего биоритмы классифицируют на основании частоты колебаний (осцилляции), или периодов. Заполните пустые ячейки табл.

Таблица

Классификация биоритмов

Ритмы

Частота колебаний

Примеры

у человека у животных у растений

Микроритмы

  перистальтика кишечника    

Ритмы средней частоты

Ультрадиан-ные от 30 мин до 20 ч       Циркадные (циркадиан-ные) 20–28 ч волны АД III порядка     Циркасеп-тальные        

Макро-

ритмы

Циркасино-дические         Сезонные ритмы     Миграции Бутонизация, цветение, плодоношение Циркануаль-ные (цирканные)        

Мегаритмы

Более года Эпидемии Эпизоотии  

4. Какие механизмы ритмически организуют физиологические процессы человека? Заполните пропуски в тексте. Составьте схему регуляции биоритмов.

Информация о световом режиме поступает в ____________________ ядро гипоталамуса из сетчатки глаза по ретино-гипоталамическому тракту. Через эфферентные пути ____________________ ядро участвует в регуляции ритмической деятельности эндокринной системы, кровообращения, пищевого поведения и других функций.

Второй структурой ритмической организации функций является шишковидная железа, или ______________. Его оценивают как нейроэндокринный трансдуктор, т. е. «мостик» между ______________ и _______________ механизмами согласования ритмов. В клетках ______________ синтезируются биологически активные вещества ______________ (главный гормон), а также амины _____________, норадреналин, гистамин. Активность синтеза _______________ зависит от времени суток: он максимален в ______________ время суток и минимален – в ______________. В обратном направлении изменяется содержание __________________. Вырабатываемый ________________ поступает в гипоталамус. Таким образом, через мелатонин ____________________ ядро связано с нейросекреторными клетками гипоталамуса, вырабатывающими нейрогормоны и регулирующими гормональную функцию передней доли гипофиза. ________________ тормозит гипоталамическую нейросекрецию, а это снижает выработку _______________ гормонов гипофиза, что вызывает уменьшение активности периферических эндокринных желез и органов-мишеней.

Оценка хронотипа работоспособности человека

5. Выявите хронотип работоспособности, ответив на вопросы теста (тест О. Остберга в модификации С.И. Степановой).

Самостоятельная работа № 2

ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Ход работы

1. Дайте определение.

Жизненная форма организма – это ________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жизненная форма есть результат приспособления к жизни в определенной _________________________________.

Жизненные формы животных

2. Учитывая характер передвижения в разных средах, выделяют следующие жизненные формы млекопитающих (по Формозову): наземные животные (ходьба, бег, прыжки); подземные животные (землерои); древесные животные (лазание); воздушные животные (полет, планирование); водные животные (плавание, ныряние). Распределите животных по экологическим группам (табл. 1), укажите их приспособления.

Таблица 1

Жизненные формы млекопитающих

Жизненная форма Представители Приспособления
Наземные     Компактное тело, удлиненные задние конечности, длинный хвост, сильно развиты мышцы-разгибатели спины
Подземные      
Древесные      
Воздушные      
Водные      

Представители: летучая мышь, крот, панда, норка, морской котик, бобр, слепыш, бурозубка, белка, ондатра, заяц-беляк, тюлень, кашалот, лемур, крылан, верблюд, белуха, лось, бурый медведь, косуля, куница, джейран, шимпанзе, осел, ушан, голубой кит, выдра, лесная мышовка, тушканчик, большая песчанка, барс, сурок, суслик, лисица, коала, опоссум, бурундук, кенгуровая крыса, хомяк, лев, зебра.

3. По способу добычи пищи выделяют следующие жизненные формы птиц: птицы древесной растительности (добывают пищу с помощью лазания по деревьям либо гнездятся на них); птицы открытых пространств суши (добывают пищу с помощью быстрого бега, либо в полете); птицы болот и отмелей (добывают пищу при передвижении по земле); птицы водных пространств (добывают пищу с помощью плавания и ныряния). Распределите животных по экологическим группам (табл. 2), укажите их приспособления.

Таблица 2

Жизненные формы птиц

Жизненная форма Представители Приспособления

Птицы древесной растительности

Древолазы –      
Ночные хищники –      

Птицы открытых пространств суши

Бегающие нелетающие –     Длинные ноги и шея, сокращение числа пальцев, острое зрение
Авиабионты –      
Дневные хищники –      
Птицы болот и отмелей      
Птицы водных пространств      

Представители: стрепет, страус, дрофа, куропатка, сычик, рябчик, фламинго, пеликан, стриж, ласточка, филин, гусь, утка, чомга, пингвин, кулик, погоныш, сова, дятел, поползень, пищуха, чайка, крачка, коршун, орел, лебедь, журавль серый, чибис, птица-секретарь, фазан, глухарь, кукушка, попугай, дрозд-рябинник.

Жизненные формы растений

4. Основной принцип классификации жизненных форм растений по Серебрякову – длительность жизни надземных осей. Основным признаком классификации жизненных форм растений по Раункиеру является положение почек возобновления (на рис. указаны жирными точками) над уровнем почвы:

1–3 – фанерофиты; 4–5 – хамефиты; 6–7 – гемикриптофиты; 8–11 – криптофиты; 12 – терофиты; 12а – семя с зародышем

5. Распределите растения по экологическим группам (табл. 3).

Таблица 3

Жизненные формы растений

Жизненная форма по Серебрякову Жизненная форма по Раункиеру Представители
1. Древесные растения: а) деревья;

Фанерофиты

(почки возобновления расположены выше 50 см от земли)

 
б) кустарники;  
в) кустарнички

Хамефиты

(почки возобновления расположены на высоте 20–30 см)

   
2. Полудревесные растения  
3. Травянистые растения: а) многолетние: – стержнекорневые

Гемикриптофиты

(полускрытые растения, почки возобновления расположены на уровне почвы)

 
– кистекорневые  
– дерновинные  
– столонообразующие;  
– корневищные

Криптофиты

(скрытые в почве или воде растения)

 
– луковичные  
б) двулетние;    
в) однолетние Терофиты (однолетние растения, зимуют в почве в виде семян)  

4. Внеярусная растительность: лианы

   

Представители: кувшинка белая, бодяк полевой, редька дикая, ковыль перистый, смородина, рогоз, ирис сибирский, ландыш майский, вяз, плющ, клюква, желтая акация, солянка, полынь-чернобыльник, одуванчик лекарственный, подорожник большой, лютик золотистый, герань полевая, мирт болотный, малина, икотник серо-зеленый, седмичник европейский, голубика, хмель, ежевика, луговик дернистый, ель обыкновенная, ежа сборная, дымянка лекарственная, земляника лесная, лилия, свербига восточная, подснежник, гиацинт, сосна сибирская, тимофеевка луговая, пырей ползучий, осока лисья, эвкалипт, лисохвост луговой, шиповник, тмин обыкновенный, морковь посевная, гулявник лекарственный.

 

Проверено ________________                                       Преподаватель _______________


 

Самостоятельная работа № 3. МИКРОЭЛЕМЕНТОЗЫ ЧЕЛОВЕКА

Название, группа Содержа-ние в организме Физиоло-гические функции Основные источники (продукты) Суточная норма Признаки дефицита Признаки избытка
Фосфор органоген            
Сера            
Калий            
Кальций            
Натрий            
Магний            
Хлор            
Железо            
Цинк            
Медь            
Кобальт            
Фтор            
Йод            
Селен            
Марганец            
Молибден            
Хром            
Никель            

Проверено ________________                                       Преподаватель _______________

Самостоятельная работа № 4. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

  1. Дайте ответы на вопросы:
Вопрос Ответ

Общая характеристика

1 В какой части РФ расположена Кировская область (КО)?   2 К какой части Предуралья относится КО?   3 В какой Федеральный округ входит КО?   4 С какими областями граничит КО?     5 Какова площадь территории КО?  

Минерально-сырьевые ресурсы

6 Месторождения каких стройматериалов есть в КО? Где они находятся?   7 Где в КО есть месторождения подземных минеральных вод?   8 Где в КО находятся запасы горючих сланцев?   9 Где в КО находится крупное месторождение фосфоритов, имеющее федеральное значение?   10 Каковы его запасы (в тоннах, в годах)?   11 Назовите исключительно редкий минерал, дающий луково-зеленую краску. Где в КО встречается его месторождение?   12   13 14 15 Сколько запасов торфяных месторождений есть в КО? Какова их общая площадь? Каковы их запасы? Какой тип торфа в основном встречается в КО?   16 Назовите 5 геологических памятников природы Кировской области. Укажите места их расположения. 1. 2. 3. 4. 5.

Водные ресурсы

17 К бассейнам каких морей относятся реки КО?   18 Перечислите наиболее крупные реки КО.       19 Какие типы озер (с примерами) есть в КО?       20 Какие районы КО являются необеспеченными водными ресурсами?   21 Каково качество воды в водах р. Вятки и ее притоков?   22 Каково распределение запасов подземных вод в КО?   23 Укажите количество водозаборных скважин для организации централизованного водоснабжения?  

Климатические ресурсы

24 Какой тип климата в КО?   25 Какова среднегодовая температура в КО?   26 Каковы средние температуры: Января                         Июля 27 Каково среднегодовое количество осадков в КО?   28 Каково преобладающее направление ветра?   29 Какова средняя скорость ветра?   30 Какова продолжительность вегетационного периода?  

Лесные ресурсы

31 Какова площадь лесов в КО?   32 Какова лесистость КО (в %)?   33 Каков общий запас древесины в КО?   34 Каков эксплуатационный запас древесины в КО?   35 Опишите подзону средней тайги в КО: - местоположение в КО - типы лесов - состав древостоя (породы деревьев)     36 Опишите подзону южной тайги в КО: - местоположение в КО - типы лесов - состав древостоя (породы деревьев)     37 Опишите подзону смешанных лесов в КО: - местоположение в КО - типы лесов - состав древостоя (породы деревьев)    

Биологические ресурсы

38 На территории КО количество видов: растений –       грибов –         животных – 39   40   41   42 Какова грибоносная площадь в КО? Каков среднегодовой сбор съедобных грибов? Сколько видов грибов идет в заготовку? Перечислите наиболее ценные съедобные грибы КО.     43 Перечислите наиболее ценные ягоды, идущие в заготовку в КО.       44 Каков биологический запас основных лекарственных растений в КО?   45 Сколько видов лекарственных растений идет в заготовку?   46 Перечислите не менее 10 лекарственных растений, идущих в заготовку.     47 Перечислите основные виды охотничьих животных КО     48 Перечислите основные виды промысловых рыб КО     49 Назовите растения КО, занесенные в Красную книгу       50 Назовите животных КО, занесенных в Красную книгу      

Рекреационные ресурсы

51 Сколько памятников архитектуры, истории, градостроительства и археологии есть на территории КО?   52 Назовите основные курорты в КО. Какие факторы в них оказывают наиболее благоприятное влияние на здоровье человека?  

Самостоятельная работа № 5. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССОВ ДЕГРАДАЦИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Тип деградации Ведущие факторы Последствия Решение проблемы
Промышленно-городское загрязнение атмосферы      
Комплексное нарушение земель        
Загрязнение рек        
Загрязнение мирового океана        
Радиоактивное загрязнение      
Сведение лесов        
Деградация пастбищ        
Сокращение речного стока        
Подкисление, засоление почв, потеря питательных веществ      
Водная эрозия        
Ветровая эрозия      

Проверено ________________                                       Преподаватель _______________

Самостоятельная работа № 6.

Самостоятельная работа № 1

БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ

Цель: изучить биоритмы – результат адаптации живых организмов.

Ход работы

1. Дайте определение.

Биоритм – это автоколебательный процесс в биологической системе, характеризующийся ___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему в живой природе возникли биоритмы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Чаще всего биоритмы классифицируют на основании частоты колебаний (осцилляции), или периодов. Заполните пустые ячейки табл.

Таблица

Классификация биоритмов

Ритмы

Частота колебаний

Примеры

у человека у животных у растений

Микроритмы

  перистальтика кишечника    

Ритмы средней частоты

Ультрадиан-ные от 30 мин до 20 ч       Циркадные (циркадиан-ные) 20–28 ч волны АД III порядка     Циркасеп-тальные        

Макро-

ритмы

Циркасино-дические         Сезонные ритмы     Миграции Бутонизация, цветение, плодоношение Циркануаль-ные (цирканные)        

Мегаритмы

Более года Эпидемии Эпизоотии  

4. Какие механизмы ритмически организуют физиологические процессы человека? Заполните пропуски в тексте. Составьте схему регуляции биоритмов.

Информация о световом режиме поступает в ____________________ ядро гипоталамуса из сетчатки глаза по ретино-гипоталамическому тракту. Через эфферентные пути ____________________ ядро участвует в регуляции ритмической деятельности эндокринной системы, кровообращения, пищевого поведения и других функций.

Второй структурой ритмической организации функций является шишковидная железа, или ______________. Его оценивают как нейроэндокринный трансдуктор, т. е. «мостик» между ______________ и _______________ механизмами согласования ритмов. В клетках ______________ синтезируются биологически активные вещества ______________ (главный гормон), а также амины _____________, норадреналин, гистамин. Активность синтеза _______________ зависит от времени суток: он максимален в ______________ время суток и минимален – в ______________. В обратном направлении изменяется содержание __________________. Вырабатываемый ________________ поступает в гипоталамус. Таким образом, через мелатонин ____________________ ядро связано с нейросекреторными клетками гипоталамуса, вырабатывающими нейрогормоны и регулирующими гормональную функцию передней доли гипофиза. ________________ тормозит гипоталамическую нейросекрецию, а это снижает выработку _______________ гормонов гипофиза, что вызывает уменьшение активности периферических эндокринных желез и органов-мишеней.

Оценка хронотипа работоспособности человека

5. Выявите хронотип работоспособности, ответив на вопросы теста (тест О. Остберга в модификации С.И. Степановой).


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.