Курсовая работа по педагогике — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Курсовая работа по педагогике

2020-04-01 132
Курсовая работа по педагогике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

студентка 3 курса заочного отделения

специальности «Педагогика и психология»

Кодина Анна Евгеньевна

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Самарин Дмитрий Вячеславович

 

Смоленск

2008


План

 

Введение

I. Глава 1. Теоретические основы воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства

1.1 Народное искусство в системе эстетического познания мира

1.2 Специфика работы с детьми по осуществлению эстетического воспитания с использованием средств народного искусства

II. Глава 2. Диагностика воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства

Заключение

Список литературы


Введение

 

Цитируя слова великого писателя и педагога Льва Николаевича Толстого, говорившего, что: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель», - можно сразу понять и представить, каким должен быть педагог в его истинном предназначении. И в ответ сразу же появляется мысль о несоответствии этого представления реальности. Характеризуя суть воспитания можно обратиться к словам Белинского о том, что: «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, т. е. тем более должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке, а не на преждевременном и, следовательно, неестественном развитии понятий». Именно такую цель должен видеть перед собой каждый учитель. Об одном из способов и вариантов реализации этой цели я и хочу рассказать в данной работе. А способ этот – народное искусство как средство воспитания. На первый взгляд звучит непривычно, недоверительно и отталкивающе, но на самом деле хранит в себе огромный потенциал. Актуальность обусловлена как раз тем несовпадением, о котором говорилось вначале. И, мне кажется, народное искусство – один из наиболее простых, доступных и эффективных способов преодоления этой проблемы, создания условий и реализации слов Белинского на практике.

Народное искусство рассматривалось многими деятелями, но так и не получило должной реакции. Выяснению и устранению причин этого и посвящена эта работа.

Все мы были детьми. Являясь детьми, воспитывая детей, внуков – мы никогда не расстанемся с детством. Каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей. Для этого мы можем сформировать у них способность к человеческому общению, взаимопониманию, сопереживанию, интерес к творческому труду, в котором проявляется личность. А это возможно сделать как раз через искусство, ведь искусство так же является сильнейшим инструментом в руках педагога.

Формируя ребенка, мы формируем не только его – мы создаем будущее нашей страны. И какое мы дадим им представление о счастье, как научим их быть счастливыми, таким и будет будущее целых поколений.

Но всё, чему мы можем научить детей, идет от нас и через нас, поэтому крайне важно и самим помнить о культурном, духовном и нравственном наследии. Искусство в школе – это оружие, мощь которого мы до конца не понимаем и мало используем. А учитель при этом более чем кто-либо созидают будущее человеческой культуры.

Доказательство всего этого можно проиллюстрировать таким примером.

Класс начальной школы был разделен на три части – и дети, и помещение. Учительница разделила между группами одинаковые материалы (красный, желтый и белый пластилин), но поставила совершенно разные задачи и применила разные методы работы. Первой группе было дано задание вылепить одинаковые по форме, объему и цвету предметы по данному образцу (яйцо). Второй группе детей разрешено было лепить все, что они захотят. Третьей группе была рассказана сказка о зайце, белочке и ёжике и предложено вместе вылепить её персонажей и ее предметный мир.

В первой группе учительница проверяла соответствие вылепленных предметов поставленной задаче (точный размер, форма, пропорции). Во второй дала полную свободу (если спрашивали – советовала). В третьей организовала беседу, совместное раздумье – кто сделает ёжика, кто белочку, кто морковку, как все это составить в единую композицию.

Вначале во всех трех группах атмосфера была одинаковой (разделили ведь детей без отбора), но постепенно она начала меняться. В первой становилось всё напряженнее и тише. Во второй - все шумнее и безалабернее: кто-то начал что-то делать, кто-то ничего не придумал, кто-то кого-то толкнул под локоть, кто-то швырнул пластилин и т.д. В третьей стоял рабочий шумок – ребята тихо разговаривали, советовались, смотрели, сравнивали, старались.

К концу работы в первой группе на столах были поставлены совершенно одинаковые яйца. Дети стояли сзади них красные, очень гордые, улыбчивые, каждый сам по себе, - и в то же время в чем-то, как и их лепка, одинаковые. Во второй группе – ни одной работы, но стены, пол, столы и сами ребята были в разводах слёз и пластилина, кто-то кого-то дубасил, кто-то плакал, кто-то победно восседал на столе. В третьей группе была выполнена коллективная работа – целый рассказ в пластилине, и ребята весело говорили с учительницей [XIX. - с. 7-8].

Вот какое воспитание через обучение искусству. Какая великая сила нами не используется.

Но, не смотря на всю важность нравственного воспитания путем народного искусства, существует проблема: отсутствие часов, средств, пособий и материалов. Иначе уже каждая школа имела бы свой кабинет искусства, своего педагога-специалиста, изобразительное искусство и музыка преподавались бы и в старших классах – самом важном периоде формирования личности человека.

Философом Ю.У. Фохт-Бабушкиным впервые получены экспериментальные данные о наличии тесной связи между приобщенностью человека к искусству и его всесторонним духовным развитием, о связи между художественным развитием людей и успешностью выполнения ими производственно-общественных функций [XIX. - с.17].

Выготский блестяще окрестил искусство «общественной техникой чувств» и утверждал что «всё прикладное значение искусства в конечном счёте и сводится к его воспитывающему действию» [XIX. - с.18].

Актуальность работы обусловлена тем, что в младшем школьном возрасте закладываются культурологические основы нравственного и эстетического воспитания. А от того, каким образом и в какой форме они будут заложены, зависит дальнейшее развитие и будущее как отдельно взятой личности ребёнка, так и подрастающего поколения в целом.

Степень разработанности: по данной теме работали такие исследователи, как Прасолова Е.Л, Неменский Б.М., Шпикалова Т.Я, Рондели Л.Д, Чирков Д.А., Алёхин А.Д., Мухина В.С. и другие.

Объект исследования - процесс воспитания школьника младшего возраста.

Предмет исследования - народное искусство как средство воспитания школьников.

Цель - определение специфики и путей оптимизации воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства.

Задачи:

1. Проанализировать виды и содержание средств народного искусства;

2. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми для осуществления нравственного воспитания путем использования средств народного искусства.

Гипотеза – для осуществления и повышения эффективности нравственного воспитания младших школьников следует использовать на уроках средства народного искусства, учитывая следующие условия:

1. целесообразный отбор средств народного искусства;

2. планомерность и систематичность при работе с ними;

3. использование разнообразных форм и методов работы учителя с детьми.

Теоретическими методами исследования выступают ознакомление с литературой по данной теме, наглядными пособиями, ознакомление со школьными программами и методами работы с детьми, использующими народное искусство.

Эмпирические методы исследования: наблюдения, индивидуальные и групповые беседы, опросы, классные часы, деловые и творческие игры, самоотчеты, ученические сочинения.

Теоретической и практической значимостью исследования может выступить ознакомление учителей с описанным материалом и разработка новых методов и программ работы с детьми, учитывая условия использования средств народного искусства на уроках.

 


Глава 1. Теоретические основы воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.