Специфика воспитания детей младшего школьного возраста средствами народного искусства — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Специфика воспитания детей младшего школьного возраста средствами народного искусства

2020-04-01 152
Специфика воспитания детей младшего школьного возраста средствами народного искусства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специфика воспитания детей младшего школьного возраста средствами народного искусства

Курсовая работа по педагогике

студентка 3 курса заочного отделения

специальности «Педагогика и психология»

Кодина Анна Евгеньевна

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Самарин Дмитрий Вячеславович

 

Смоленск

2008


План

 

Введение

I. Глава 1. Теоретические основы воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства

1.1 Народное искусство в системе эстетического познания мира

1.2 Специфика работы с детьми по осуществлению эстетического воспитания с использованием средств народного искусства

II. Глава 2. Диагностика воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства

Заключение

Список литературы


Введение

 

Цитируя слова великого писателя и педагога Льва Николаевича Толстого, говорившего, что: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель», - можно сразу понять и представить, каким должен быть педагог в его истинном предназначении. И в ответ сразу же появляется мысль о несоответствии этого представления реальности. Характеризуя суть воспитания можно обратиться к словам Белинского о том, что: «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, т. е. тем более должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке, а не на преждевременном и, следовательно, неестественном развитии понятий». Именно такую цель должен видеть перед собой каждый учитель. Об одном из способов и вариантов реализации этой цели я и хочу рассказать в данной работе. А способ этот – народное искусство как средство воспитания. На первый взгляд звучит непривычно, недоверительно и отталкивающе, но на самом деле хранит в себе огромный потенциал. Актуальность обусловлена как раз тем несовпадением, о котором говорилось вначале. И, мне кажется, народное искусство – один из наиболее простых, доступных и эффективных способов преодоления этой проблемы, создания условий и реализации слов Белинского на практике.

Народное искусство рассматривалось многими деятелями, но так и не получило должной реакции. Выяснению и устранению причин этого и посвящена эта работа.

Все мы были детьми. Являясь детьми, воспитывая детей, внуков – мы никогда не расстанемся с детством. Каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей. Для этого мы можем сформировать у них способность к человеческому общению, взаимопониманию, сопереживанию, интерес к творческому труду, в котором проявляется личность. А это возможно сделать как раз через искусство, ведь искусство так же является сильнейшим инструментом в руках педагога.

Формируя ребенка, мы формируем не только его – мы создаем будущее нашей страны. И какое мы дадим им представление о счастье, как научим их быть счастливыми, таким и будет будущее целых поколений.

Но всё, чему мы можем научить детей, идет от нас и через нас, поэтому крайне важно и самим помнить о культурном, духовном и нравственном наследии. Искусство в школе – это оружие, мощь которого мы до конца не понимаем и мало используем. А учитель при этом более чем кто-либо созидают будущее человеческой культуры.

Доказательство всего этого можно проиллюстрировать таким примером.

Класс начальной школы был разделен на три части – и дети, и помещение. Учительница разделила между группами одинаковые материалы (красный, желтый и белый пластилин), но поставила совершенно разные задачи и применила разные методы работы. Первой группе было дано задание вылепить одинаковые по форме, объему и цвету предметы по данному образцу (яйцо). Второй группе детей разрешено было лепить все, что они захотят. Третьей группе была рассказана сказка о зайце, белочке и ёжике и предложено вместе вылепить её персонажей и ее предметный мир.

В первой группе учительница проверяла соответствие вылепленных предметов поставленной задаче (точный размер, форма, пропорции). Во второй дала полную свободу (если спрашивали – советовала). В третьей организовала беседу, совместное раздумье – кто сделает ёжика, кто белочку, кто морковку, как все это составить в единую композицию.

Вначале во всех трех группах атмосфера была одинаковой (разделили ведь детей без отбора), но постепенно она начала меняться. В первой становилось всё напряженнее и тише. Во второй - все шумнее и безалабернее: кто-то начал что-то делать, кто-то ничего не придумал, кто-то кого-то толкнул под локоть, кто-то швырнул пластилин и т.д. В третьей стоял рабочий шумок – ребята тихо разговаривали, советовались, смотрели, сравнивали, старались.

К концу работы в первой группе на столах были поставлены совершенно одинаковые яйца. Дети стояли сзади них красные, очень гордые, улыбчивые, каждый сам по себе, - и в то же время в чем-то, как и их лепка, одинаковые. Во второй группе – ни одной работы, но стены, пол, столы и сами ребята были в разводах слёз и пластилина, кто-то кого-то дубасил, кто-то плакал, кто-то победно восседал на столе. В третьей группе была выполнена коллективная работа – целый рассказ в пластилине, и ребята весело говорили с учительницей [XIX. - с. 7-8].

Вот какое воспитание через обучение искусству. Какая великая сила нами не используется.

Но, не смотря на всю важность нравственного воспитания путем народного искусства, существует проблема: отсутствие часов, средств, пособий и материалов. Иначе уже каждая школа имела бы свой кабинет искусства, своего педагога-специалиста, изобразительное искусство и музыка преподавались бы и в старших классах – самом важном периоде формирования личности человека.

Философом Ю.У. Фохт-Бабушкиным впервые получены экспериментальные данные о наличии тесной связи между приобщенностью человека к искусству и его всесторонним духовным развитием, о связи между художественным развитием людей и успешностью выполнения ими производственно-общественных функций [XIX. - с.17].

Выготский блестяще окрестил искусство «общественной техникой чувств» и утверждал что «всё прикладное значение искусства в конечном счёте и сводится к его воспитывающему действию» [XIX. - с.18].

Актуальность работы обусловлена тем, что в младшем школьном возрасте закладываются культурологические основы нравственного и эстетического воспитания. А от того, каким образом и в какой форме они будут заложены, зависит дальнейшее развитие и будущее как отдельно взятой личности ребёнка, так и подрастающего поколения в целом.

Степень разработанности: по данной теме работали такие исследователи, как Прасолова Е.Л, Неменский Б.М., Шпикалова Т.Я, Рондели Л.Д, Чирков Д.А., Алёхин А.Д., Мухина В.С. и другие.

Объект исследования - процесс воспитания школьника младшего возраста.

Предмет исследования - народное искусство как средство воспитания школьников.

Цель - определение специфики и путей оптимизации воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства.

Задачи:

1. Проанализировать виды и содержание средств народного искусства;

2. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми для осуществления нравственного воспитания путем использования средств народного искусства.

Гипотеза – для осуществления и повышения эффективности нравственного воспитания младших школьников следует использовать на уроках средства народного искусства, учитывая следующие условия:

1. целесообразный отбор средств народного искусства;

2. планомерность и систематичность при работе с ними;

3. использование разнообразных форм и методов работы учителя с детьми.

Теоретическими методами исследования выступают ознакомление с литературой по данной теме, наглядными пособиями, ознакомление со школьными программами и методами работы с детьми, использующими народное искусство.

Эмпирические методы исследования: наблюдения, индивидуальные и групповые беседы, опросы, классные часы, деловые и творческие игры, самоотчеты, ученические сочинения.

Теоретической и практической значимостью исследования может выступить ознакомление учителей с описанным материалом и разработка новых методов и программ работы с детьми, учитывая условия использования средств народного искусства на уроках.

 


Глава 1. Теоретические основы воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства

 

Закон уподобления

Реализация:

1. «Художник и зритель».

Постоянная смена ролей детьми – то художник, то зритель по отношению к работам мастеров или своим собственным. Ребенок может рассматривать «Сказку о золотой рыбке» с позиций автора, старика, старухи, рыбки и каждый раз он будет открывать неизвестные отношения героев, отношение автора к героям, отношение читателя к авторам и к героям и т.д.

2. «Три брата мастера».

Мастер украшения. Мастер изображения. Мастер постройки. Они способствуют осознанию трех форм художественной деятельности (украшения, изображения, постройки).

3. Отдельные игровые задания в процессе организации совместного деятельности и общения (игры на обогащение словарного запаса, внимания, воображения, мышления, памяти и т.д.).

Принцип освоения вживанием

Реализация:

1. Метод поэтапных открытий.

Четкое выполнение всех заданий воспитателя, неповторимость их. Постепенное, неспешное, медленное «втягивание» детей в тему занятия, игры, действия в раскрытие ее основных граней через переживание, эмоциональное заражение. Используем театральное действие, музыку, картину, художественное слово. В подготовительных группах можно вести «словарь настроения» - каждое занятие – новое слово-настроение.

2. Метод единства восприятия и созидания в каждом действии.

Ребенок переживает, глубоко осознает каждую тему занятия или игры в целости всех видов деятельности: смотря зрительный ряд, слушая стихи, прозу, песню, музыку и выполняя практическую работу – и все на одну тему. Цель здесь – единство осознания и эмоционального переживания; единство всех видов деятельности здесь не цель, а средство.

3. Обобщающие занятия:задача их – сознание целостности изучавшейся темы, перевод ее на новый обобщенный уровень осознания. Обобщенное занятие – вершение осознания проблемы и радость открытия нового ее уровня, создание ситуации успеха – «Я могу!».

4. Метод широких ассоциаций:возможность и необходимость творческой интерпретации содержания. Любое восприятие искусства ребенком включает в себя интерпретацию. Это всегда произведение + воспринимающий. Иное – не реально. Если ребенок ассоциативно «достраивает» сказку или расширяет рассказ по картине шире изображаемого, нужно приветствовать это, а не пресекать, тактично, терпеливо и умно растить росточки творческих личностных связей с искусством через фантазии, воображение. Надо тонко и точно направлять эту интерпретацию. Чаще всего сходства предметов и явлений, совсем не похожих на первый взгляд, улавливают художники и дети. Их роднит ассоциативность мышления – способность видеть связи и исходные черты в вещах и явлениях, как будто несопоставимых.

Реализация

1. Работа с отдельными произведениями искусства: имеется в виду работа с жанрами в искусстве, которые предъявляются детям в чистом виде, а на обобщающей беседе дети «собирают» специфические отличительные их признаки (так мы знакомим с жанрами в литературе – стихотворение, рассказ, быль, былина и т.д.; в музыке – песня, мелодия, частушка, хороводная и т.д.; в живописи – портрет, натюрморт, пейзаж, марина, бытовая картина и т.д.).

2. Работа с языком искусства: в искусстве есть закон моноканалъности искусства, который заключается в том, что каждый вид искусства «говорит» с нами на своем особом, специфическом для данного вида искусства «языке», не переводимым на язык другого вида искусства (невозможно, например, краску, звук перевести в слово, также как жест перевести в музыку и т.д.). Это означает, что работа с искусством должна строиться на освоении языка конкретного вида искусства – необходимо знать, как искусство «говорит» с нами, с помощью чего, какие изобразительно-выразительные средства для этого у него имеются (так, у литературы – слово, метафора; в музыке – тон, ритм, тембр, высота и т.д.; в живописи – линия, тон, пятно, композиция, светотень и т.д.; в скульптуре – контур, объем, материал, рельеф и т.д.).

3. Сопряжение с личным опытом: работа с искусством должна строиться на постоянном «примеривании» содержания конкретного произведения искусства с личным опытом ребенка, детей. Скажем, показывается пейзаж и идет работа по сравниванию, сопоставлению того, что знает и видит ребенок вокруг себя; знакомимся со сказочными героями, имеющими «говорящие» характеристики (лиса – хитрая, плутовка; волк – злой; ворона – глупая, заяц – бедный, трусливый, лев – сильный, смелый, царь зверей и т.д.) и уместно «перенести» эти качества на людей, поговорить о себе, о человеческих качествах детей: А мы какие? А что у нас есть? А что нам не хватает и т.д.

Принцип единства формы и содержания

Реализация.

1. Постановка эмоциональноо-отношенческих задач в любой практической работе: это основной метод в данном принципе. Необходимо постоянно обращать внимание на органическую связь между внутренним состоянием живых существ и их внешним выражением. Описание характера предмета, его «внутренней жизни», оценка его ребенком – все это должно вытекать из выразительных особенностей его форм, его чувственного облика. Это требует развития особого внимания к единичной неповторимой форме предметов и явлений. Например, предложим ребенку понаблюдать, а потом нарисовать, описать словами, звуками, жестами как кошка нежится, как готовится к прыжку, как потягивается и т.д. Какая поза, какие движения характерны для собаки, когда она провинилась и чувствует это? Или предложим ребенку описать яблоко с точки зрения здорового человека, больного, выздоровевшего (от внутреннего настроения зависит и восприятие), или посмотрим на горбушку хлеба глазами голодного и сытого человека и т.д.

Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков

Реализация.

1. Метод свободы в системе ограничении: каждое занятие, беседа, совместная игровая деятельность создают свои довольна четкие ограничения и в содержании, и в техниках. Ребенок тренируется, переходя от одних ограничений к другим, приучается четко отвечать на поставленные задачи.

2. Метод аналогичности: воспитатель и ребенок - собеседники, сотоварищи, соратники, содеятели, сотворцы. Совместно выясняют и находят. Наивные словесные, изобразительные образы детей – бесценный материал для воспитателя, в группе не может быть бесед-монологов, любая беседа с детьми – это диалог и полилог взрослого и ребенка... Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми в процессе ее коллективного поиска и желания найти, постигая истину в процессе диалогического общения. Гуманитарные науки, как говорил М. Бахтин, - это науки о духе, а значит, они всегда диалогичны.

3. Метод сравнения как путь активизации мышления: метод сравнений с привлечением близких и далеких ассоциаций способствует развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и творческому мышлению. Психологической особенностью сравнения детей является то, что они часто подменяют сравнение простым рядоположением предметов. Особую трудность для них представляет сравнение предметов и явлений, с которыми нет возможности непосредственно действовать, а также тех, которые обладают небольшим количеством признаков или признаки скрыты. Нередко дети затрудняются сравнивать предметы и явления потому, что они не могут самостоятельно составить план сравнения, поэтому необходимо вести целенаправленную каждодневную работу по развитию у детей приемов сравнивания как основы развития ассоциативного и творческого мышления. Детям предлагаются различные игры, задания по развитию творческого мышления, основанные на приемах сравнения. Рассказ может возникнуть лишь из «бинома фантазии. Необходимо, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколь-нибудь необычным, – только тогда воображение вынуждено активизироваться, стремясь установить между словами родство, создать единое, в котором оба чужеродных элемента могли существовать. В «биноме фантазии» слова берутся не в их обычном значении, а высвобожденными из языкового ряда, в котором они фигурируют повседневно.

4. Метод коллективных и групповых работ: этот метод – резерв активизации деятельности мышления детей в различных видах художественно-творческой работы. Метод заключается в том, что ребенок из пассивного слушателя, зрителя превращается в активного творца в группе, когда идет бурное обсуждение, ищутся варианты решения задания, когда ключом бьет детская энергия, фантазия, воображение [IV. – с.98-101].

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать:

- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

- наиболее крупные художественные музеи России и мира;

- значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества;

уметь:

- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- восприятия и оценки произведений искусства;

- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

 

Таким образом, зная все эти пункты и положения, можно говорить об уровне, качестве и виде преподавания. Диагностируя каждую школу, каждый класс с помощью этого свода правил, можно сделать вывод сразу по многим показателям о способе подачи материала, об уровне подготовленности учителей искусства, об их просвещенности, о качестве тех знаний, которые они могут дать детям. Если правильно использовать, разрабатывать достойные планы занятий, учитывая всё выше перечисленное, можно устранить и избежать в последствии большинства проблем, о которых мы говорили в первой главе. Описано достаточное количество методик, которые просты в применении и их можно и нужно использовать на уроках. Как оказалось, проблема не такая уж неразрешимая. Достаточно лишь разработать цельную программу, основанную на этих нормах и принципах.

 


Заключение

 

В работе рассмотрены различные аспекты, способы, методы использования народного искусства как средства воспитания школьников, охарактеризованы его черты, особенности, виды. Дана общая теоретическая картина и рассмотрены пункты, по которым должно проводиться и оцениваться образование данной сферы. Предложены конкретные методики работы. Сравнивая эти положения с практической ситуацией в школах, можно сделать вывод, что на сегодняшний день народное искусство практически не используется на уроках, а если и используется, то делается это неправильно и бесцельно. Всё сочетание и весь комплекс занятий должны проходить в общей системе, по конкретным программам, в связи с другими предметами и практическими занятиями. Уровни сформированности у учителей данного аспекта находятся в лучшем случае на среднем показателе. С этим надо бороться. Необходимо внедрять искусство в школу, в сознание людей, ведь оно таит в себе столько потенциала для развития различных сфер жизни, что даже нельзя его сравнить с рядом обычных тематических уроков. Осознавая глубину и социальность народного искусства, мы осознаем многовековой опыт людей, несущий в себе нравственные, эстетические, духовные, исторические, философские, педагогические, культурные и другие аспекты жизни.

Пути нравственного воспитания с помощью народногоискусства бесконечно разнообразны. Вопросы приобщения детей к народному искусству в настоящее время привлекают к себе внимание всё большего числа педагогов, художников, исследователей детского изобразительного творчества.

На основе проделанной работы можно сделать вывод, что: 1) народное искусство – своеобразный катализатор детского изобразительного творчества; 2) в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений; 3) произведения народного искусства (живопись, графика, скульптура) способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.

Отбор художественных произведений в процессе изучения народного искусства должен опираться на продуманную систему методических приемов.

При создании и в процессе восприятия декоративного решения нужно опираться на явления действительности, эстетически освоенные учащимися, чтобы формировалось осознанное отношение детей к системе изобразительно-выразительных средств декоративного искусства. Декоративные задания логически связываются со всеми видами работы по изобразительному искусству. На этой базе формируются работы учащихся, ведущее место должны занимать приемы свободной кистевой росписи.

Таким образом, народное искусство – не консервативная, мёртвая художественная система, а система, постоянно развивающаяся. Благодаря своей необычной ёмкости народное искусство интересно не только с точки зрения художественной, но и с точки зрения исторической, этнографической, социологической. Следует особо подчеркнуть научную ценность произведений народного искусства.

Для учителя, ведущего уроки изобразительного искусства с семилетними учениками, эмоциональный настрой детей очень важен: без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Ёмкое содержание и своеобразное отражение действительности, яркий и выразительный язык народного творчества помогают учителю сделать процесс эстетического познания искусства детьми увлекательным и интересным с первых же уроков.

Примеры орнаментальных композиций, выполненных народными мастерами в разных материалах, с применением разной техники обработки формы предмета позволят учителю просто и доходчиво познакомить младших школьников с единством эстетического и функционального в создании художественной вещи, выделить приемы декоративного обобщения, объяснить, что каждая вещь создается для человека и живет в тесном взаимоотношении с другими вещами. Человек с развитым художественным вкусом способен понимать и ценить стилевое единство предмета, чувствовать связь декоративного искусства с эстетическими требованиями своего времени или прошедших эпох. Потому так важно развивать способность учащихся видеть вещь в среде, в интерьере, в связи с другими вещами и потребностями человека.

К концу обучения в VI классе школьники должны получить знания, необходимые для самостоятельной оценки произведений искусства – их содержания, изобразительно-выразительных средств, образности, самобытности и т.д. Однако цель будет по-настоящему достигнута лишь в том случае, если у детей появится стремление к постоянному общению с изобразительным искусством, к дальнейшему его изучению.

На ряду со всем сказанным, можно говорить о роли искусства как межпредметной связи. Таким образом, использование изобразительного искусства в тех или иных формах на уроках истории, литературы, природоведения, географии формирует такие виды мышления, как образное, логическое, научное и творческое, без которого невозможна никакая самостоятельная деятельность.

Изобразительное искусство помогает развитию ассоциативной памяти. Так, увидев исторические картины В.Г. Шварца, В.М. и А.М. Васнецовых, В.И. Сурикова, А.П. Рябушкина, П.Д. Корина, А.П. Бубнова, дети вспомнят связанные с ними рассказы учителя или текст учебника. Эти картины могут вспомниться при упоминании какого-либо исторического события и в свою очередь вызовут в памяти ряд ассоциаций, деталей и подробностей, которые, казалось, были забыты навсегда.

При этом важно, чтобы зрительные ассоциации носили эмоциональный характер. Поэтому следует вызывать у детей с помощью произведений искусства сильные переживания, активно влиять на их чувства. Эмоциональная память совместно с ассоциативной может закрепить и тот материал, ради которого была сделана установка на восприятие посредством картины, рисунка, скульптуры.

Изобразительное искусство может активно способствовать творческому мышлению учащихся в процессе изучения многих разделов истории древнего мира и средних веков, нового и новейшего времени, глубокому осознанию детьми сложных процессов развития человеческого общества.

Тем не менее, существует проблема: отсутствие профессионально достаточного времени на преподавание предмета, неквалифицированные педагоги, пренебрежении к искусствам как занятиям несерьезным, развлекательно-необязательным даже в тех первых семи классах, где он значится в сетке часов.

Цель данной работы направлена на устранение этой проблемы, стимуляции учителей развивать, прежде всего, себя в данном направлении, а как следствие – своих учеников. Каждый учитель должен сформировать у себя определённый уровень знаний (теоретических и практических), умений и навыков работы в сфере использования искусства. К современному учителю предъявляются высокие требования, и одно из этих требований, по-моему мнению, должно быть следующее: дать ребёнку полную картину о народном искусстве, его историческом развитии, восприятии его как неотъемлемого элемента повседневной жизни и развитие интереса, любви, чуткости к произведениям искусства, желание творить самому.

 


Список литературы

 

1. Алёхин, А.Д. Изобразительное искусство / Алёхин А.Д. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.

2. Алёхин, А.Д. О языке изобразительного искусства / Алёхин А.Д. – М., 1973. – 220 с.

3. Вербицкий, А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / Вербицкий А.А. – М., 1999. – 176 с.

4. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие / В.И. Волынкин. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 441 с. — (Сердце отдаю детям).

5. Выготский, Л.С. Психология искусства / под ред. М.Г.Ярошевского. – М., 1987. – 344 с.

6. Гессен, С.И.Основы педагогики: Введение в прикладную философию / Гессен С.И. – М., 1995. – 448 с.

7. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / Загвязинский В.И. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.

8. Ильин Г.Л.Философия и история образования: Психолого-педагогический аспект / Ильин Г.Л. – М., 1999. – 247 с.

9. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество / Кан-Калик В.А., Никандров Д.Н. – М.: Педагогика, 1990. – С. 138.

10. Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: в 22-х т. / Коменский Я.А – М., 1982.

11. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе / отв. ред. Б.М. Неменский. – М., 1992. – 123 с.

12. Луначарский, А.В. О воспитании и образовании / Луначарский А.В. – М., 1976. – 357с.

13. Мастера искусства об искусстве / под ред. А.А. Федорова-Давыдова, Г.А. Недошивина: в 7-ми т. – М., 1965-1970.

14. Медушевский В.В.Может быть, вернемся к истокам? / Медушевский В.В. – М.: Высшее образование. – 1988. – 79 с.

15. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье / Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н – М., 1995. – 142 с.

16. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе / Мухина В. С.. - кн. для учителя.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Просвещение, 1990.— 175 с.— (Б-ка учителя нач. классов).

17. Народные художественные промыслы РСФСР: учеб. пособие для худ. уч-щ. / под. ред. В.Г.Смолицкого. – М.: Высшая школа, 1982. – 216 с.

18. Неменский Б.М. Культура – Искусство – Образование: Цикл бесед / Неменский Б.М. – М., 1993. – 56 с.

19. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстет. воспитания / Неменский Б.М. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 287 с.

20. Неменский Б.М. Познание искусством / Неменский Б.М. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 305 с.

21. Неменский Б.М.Роль искусств в системе общего образования / Неменский Б.М. – М, 1999. – 231 с.

22. Образовательные программы по эстетическому воспитанию детей / составитель А.В. Егорова. – М.: ВЦХТ, 2000. – 148 с.

23. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. / Подласый И.П. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 574 с.: ил.

24. Прасолова Е.Л. В союзе с красотой: (эстет. воспитание учащихся во внеклас. работе): книга для учителя: из опыта работы / Прасолова Е.Л. – М.: Просвещение, 1987. – 240 с.

25. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство / Рондели Л.Д. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с.

26. Рылова Л.Б.Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: учеб. Пособие / Рылова Л.Б.. – Ижевск: изд-во Удм. ун-та, 1992. – 310 с.

27. Сластенин В.А.Перестройка педагогического образования в СССР: Перспективы: Вопросы образования / Сластенин В.А.,– 1990. – № 2. – 213 с.

28. Ушинский К.Д.Собр. соч. / Ушинский К.Д.– М.-Л., 1948-1952. – Т. 2. – 573 с.

29. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: пособие для учителей / Шпикалова Т.Я.. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1979. – 192 с.

30. Челышева Т.В.Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: теоретические аспекты / Челышева Т.В.. – М.: АПКиПРО, 2001. – 128 с.

Специфика воспитания детей младшего школьного возраста средствами народного искусства


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.