Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2020-03-31 | 389 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Для повторного выявления уровня тревожности у экспериментальной и контрольных групп использовались следующие методики:
Для детей:
· “Тест тревожности” Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен
· Наблюдение по опроснику для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.
Родителям предлагались:
· Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко
Воспитателям предлагался:
· Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко
Родители
Результаты повторного исследования используя опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко представленный родителям в таблице 8.
Таблица 8. опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко
Среднее значение | Показатели тревожности | |||
До эксперимента | После эксперимента | |||
В баллах | В % | В баллах | В % | |
4,8 | 26% | 3,9 | 20% |
По данным таблицы мы видим что до эксперимента средние показатели тревожности были 4,8 - это 26%. После проведения коррекционно - развивающей программы показатели тревожности существенно снизились до 3,9 баллов, что соответствует 20%.
Таблица 9. сравнительных результатов контрольной и экспериментальной групп.
Среднее значение | Показатели тревожности | |||
До эксперимента | После эксперимента | |||
В баллах | В % | В баллах | В % | |
Контрольная группа | 3,8 | 19% | 3,7 | 18% |
Экспериментальная группа | 5,7 | 37% | 4,2 | 21% |
Показатели тревожности у контрольной группы практически не изменились. А в экспериментальной группе изменения существенны. С 5,7 до 4,2 баллов. С 37 % до 21%. Родители детей экспериментальной группы отмечают, что дети стали более уверенные в себе. Они меньше говорят о напряженных ситуациях и меньше жалуются на страшные сны.
|
Воспитатель:
Результаты повторного исследования используя опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко представленный воспитателю в таблице 10.
Таблица 10: опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.
Среднее значение | Показатели тревожности | |||
До эксперимента | После эксперимента | |||
В баллах | В % | В баллах | В % | |
4,4 | 22% | 3,6 | 18% |
По данным таблицы мы видим что до эксперимента средние показатели тревожности были 4,4 - это 22%. После проведения коррекционно - развивающей программы показатели тревожности снизились до 3,6 баллов, что соответствует 18%.
Таблица 11. сравнительных результатов контрольной и экспериментальной групп.
Среднее значение | Показатели тревожности | |||
До эксперимента | После эксперимента | |||
В баллах | В % | В баллах | В % | |
Контрольная группа | 3,7 | 18% | 3,7 | 18% |
Экспериментальная группа | 5,2 | 26% | 3,5 | 18% |
Показатели тревожности у контрольной группы не изменились. У одних детей критериев тревожности стало больше, у других меньше. Средний результат по группе оказался неизменным. А в экспериментальной группе изменения существенны. С 5,2 до 3,5 баллов. С 26 % до 18%. Воспитатель отмечает, что дети экспериментальной группы стали более уверенные в себе. Они спокойнее ведут себя на занятиях. С интересом приступают к новым заданиям. Дети стали менее плаксивы и более внимательны.
Дети:
Результаты повторного наблюдения используя опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко представлены в таблице 12:
Таблица 12. Наблюдение.
Среднее значение | Показатели тревожности | |||
До эксперимента | После эксперимента | |||
В баллах | В % | В баллах | В % | |
8,2 | 41% | 5,8 | 29% |
По данным таблицы мы видим что до эксперимента средние показатели тревожности были 8,2 - это 41%. После проведения коррекционно - развивающей программы показатели тревожности существенно снизились до 5,8 баллов, что соответствует 29%.
|
Таблица 13. сравнительных результатов контрольной и экспериментальной групп.
Среднее значение | Показатели тревожности | |||
До эксперимента | После эксперимента | |||
В баллах | В % | В баллах | В % | |
Контрольная группа | 7,5 | 44% | 7 | 35% |
Экспериментальная группа | 8,8 | 38% | 4,7 | 23% |
Мы видим по данным таблицы, что показатели тревожности в контрольной группе не существенно, но изменились. Это 7,5 (44%) и 7 баллов (35%). Эти изменения мы связываем с тем, что работа с воспитателем была проведена в начале эксперимента, а она работает со всей группой, куда включены не только экспериментальная, но и контрольная группа. Дети контрольной группы стали увереннее и спокойнее вести себя на занятиях. У них снизился страх перед новыми заданиями. Дети стали чуть более внимательными.
В экспериментальной группе показатели тревожности более существенные. Они снизились с 8,8 баллов (38%) до 4,7 баллов (23%). Наши наблюдения выявили, что дети экспериментальной группы стали более спокойными и уверенными в себе. Они уверенно берутся за новое задание без лишнего беспокойства. На занятиях более внимательные. Дети меньше расстраиваются и плачут. Они перестали рассказывать о страшных снах.
Результаты повторного исследования детей с использованием «Теста тревожности» (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) представлены в таблице 14.
Таблица 14: Уровень общей тревожности старших дошкольников после проведения эксперемента. (см. приложение 1)
Испытуемый № п/п | Показатели тревожности | Общая тревожность | ||||||
Ребенок-ребенок | Ребенок-Взрослый | Ситуация одиночества |
| |||||
баллы | % | баллы | % | баллы | % | баллы | % | |
Среднее значение: | 2 | 47% | 2,9 | 58% | 1,8 | 46% | 6,8 | 48% |
После проведения коррекционно - развивающей программы уровень тревожности снизился по всем показателям: это и в отношениях ребенок-ребенок, и в отношениях со взрослыми, и в ситуации одиночества, и общая тревожность.
Сравнительная характеристика «Теста тревожности» (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) представлены в таблице 15.
Таблица 15.
Испыт | Показатели тревожности | ||||||||||||
Реб.-реб. | Реб.-взрос. | Сит. один | |||||||||||
до | после | до | после
| до | после | ||||||||
Б. | % | Б. | % | Б. | % | Б. | % | Б. | % | Б. | % | ||
Среднее значение: | 2,6 | 53 | 2 | 47 | 3,3 | 65 | 2,9 | 58 | 2,3 | 58 | 1,8 | 46 |
Из данных таблицы видно, что среднее значение по всем показателям снизилось. Наиболее яркие и значимые изменения произошли в ситуации одиночества. Это связано с тем, что детям стало комфортнее и в отношениях с детьми, и в отношениях со взрослыми. Особенно снизился показатель тревожности в отношениях с детьми. И как результат снижения тревожности по всем показателям - это снижение и общей тревожности.
Однако это средние показатели по группе. Но в эксперименте участвовали 2 подгруппы: контрольная и экспериментальная. Необходимо просмотреть изменения данных групп в отдельности
Таблица 16 сравнительная характеристика контрольной и экспериментальной групп до и после проведения коррекционно - развивающих занятий.
Испыт. | Показатели тревожности | |||||||||||
Реб.-реб. | Реб.-взрос. | Сит. один | ||||||||||
до | после | до | после | до | после | |||||||
Б. | % | Б. | % | Б. | % | Б. | % | Б. | % | Б. | % | |
Контрол группа | 2,5 | 50 | 2,5 | 50 | 3,2 | 63 | 3 | 60 | 2,3 | 58 | 2,2 | 54 |
Эксперимент группа | 2,8 | 57 | 1,5 | 30 | 3,3 | 67 | 2,8 | 57 | 2,3 | 58 | 1,5 | 38 |
Среднее значение | 2,6 | 53 | 2 | 47 | 3,3 | 65 | 2,9 | 58 | 2,3 | 58 | 1,8 | 46 |
По данным таблицы мы видим, что изменения произошедшие в контрольной группе не значительны. Не много снизилась тревожность в отношениях ребенок - взрослый и в ситуации одиночества. Как следствие не большое снижение общей тревожности. У одних детей показатели стали чуть ниже, у других чуть выше. В целом картина существенно не изменилась.
В экспериментальной же группе тревожность по всем показателям существенно снизилась. Наибольшее снижение тревожности в ситуации ребенок-ребенок.
Диаграммы на рисунках 2 и 3 сравнительная характеристика контрольной и экспериментальной групп до и после проведения коррекционно - развивающих занятий.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Полученные значения указывают во первых на то, что организация специальных развивающих занятий в комплексе педагогических мероприятий способствует снижению общей тревожности и тревожности в общении со сверстниками. Что и доказывает нашу гипотезу. Во вторых дети экспериментальной группы стали более спокойными и уверенными в себе. Они уверенно берутся за новое задание без лишнего беспокойства. Дети меньше расстраиваются и плачут. Они перестали рассказывать о страшных снах.
|
Все полученные результаты были подвергнуты математической обработке в статистической программе SPSS.
1. Был проведен сравнительный анализ показателей у испытуемых экспериментальной и контрольной групп до реализации программы с использованием непараметриеского критерия Манна-Уитни. Достоверно значимых различий в показателях не выявлено.
Таблица 17. Сравнение средних значений показателя у испытуемых экспериментальной и контрольной групп до реализации программы.
Показатели | Среднее значение | U критерий | Уровень значимости p<0,05 | |
Эксп. гр. | Контр. гр. | |||
Ребенок-ребенок | 2,83 | 2,5 | 16 | - |
Ребенок-взрослый | 3,33 | 3,17 | 16 | - |
Ситуация одиночества | 2,33 | 2,33 | 18 | - |
Общая тревожность | 8,5 | 8 | 17 | - |
Рисунок 4.
Нами были взяты группы с примерно равными значениями по всем показателям, но чуть превышающие в экспериментальной группе, где тревожность выше, хоть и не на много. Эти данные подтверждает и математическая обработка.
2. Был проведен сравнительный анализ показателей у экспериментальной группы до и после реализации программы с использованием критерия Вилксона.
Были получены достоверно значимые изменения по показателям:
) Ребенок-ребенок
) Ситуация одиночества
) Общая тревожность
По показателю 2) ребенок - взрослый наметилась тенденция к значимости.
Таблица 18. Динамика изменения показателей у испытуемых экспериментальной группы до и после реализации программы.
Показатели | Среднее значение | Уровень значимости р<0,05 | |
До | После | ||
1. Ребенок-ребенок | 2,83 | 1,5 | р=0,039 |
2. Ребенок-взрослый | 3,33 | 2,83 | р=0,08-тенденция |
3. Ситуация одиночества | 2,33 | 1,5 | р=0,05 |
4. Общая тревожность | 8,5 | 5,67 | р=0,027 |
Рисунок 5.
Внутри экспериментальной группы изменения являются достоверно значимыми в отношениях ребенок-ребенок, в ситуации одиночества и общей тревожности. По этим показателям тревожность у детей существенно снизилась. В отношениях ребенок-взрослый наметилась тенденция к значимости. Тревожность снизилась, но пока что является статистически значимой. Хотя и близка к этому. Причиной того что тревожность детей в отношениях со взрослыми не на много снизилась мы считаем не выполнение воспитателем всех рекомендаций, но главное - не желание многих родителей помочь детям в снижении тревожности, не желание признавать наличие данной проблемы.
3. Был проведен сравнительный анализ внутри контрольной группы до и после реализации проекта с использованием критерия Вилксона.
|
Достоверно значимых изменений в показателях не выявлено.
Таблица 19. Динамика изменения показателей у испытуемых контрольной группы до и после реализации программы.
Показатели | Среднее значение | Уровень значимости р<0,05 | |
До | После | ||
1. Ребенок-ребенок | 2,5 | 2,5 | р=1 |
2. Ребенок-взрослый | 3,16 | 3 | р=0,317 |
3. Ситуация одиночества | 2,33 | 2,17 | р=0,317 |
4. Общая тревожность | 8 | 7,67 | р=0,414 |
Рисунок 6.
Изменения произошли в контрольной группе не значительные. По одним показателям тревожность чуть повысилась, по другим - чуть снизилась. Отношения ребенок-ребенок остались на прежнем уровне. Отношения ребенок - взрослый снизились. Причина лежит в том, что с воспитателем, работающим на группе, была проведена работа. Она реализовывала часть программы по снижению тревожности в экспериментальной группе корректируя всю свою работу во всей группе. Тем самым создавая благоприятную психологическую атмосферу для всех детей как экспериментальной, так и контрольной групп. Это же, на наш взгляд, привело к снижению тревожности в ситуации одиночества. И как следствие снижение общей тревожности детей. Статистически не значимо, но тем не менее есть.
4. Был проведен сравнительный анализ показателей у экспериментальной и контрольной групп после реализации программы.
Достоверно значимых различий не выявлено.
Таблица 20. Сравнение средних значений показателя у испытуемых экспериментальной и контрольной групп после реализации программы.
Показатели | Среднее значение | U критерий | Уровень значимости p<0,05 | |
Эксп. гр. | Контр. гр. | |||
Ребенок-ребенок | 1,5 | 2,5 | 12 | - |
Ребенок-взрослый | 2,83 | 3 | 17,5 | - |
Ситуация одиночества | 1,5 | 2,16 | 9 | - |
Общая тревожность | 5,67 | 7,67 | 11 | - |
Рисунок 7.
Хотя полученные данные сравнения средних значений у испытуемых экспериментальной и контрольной групп после реализации программы не являются статистически значимыми, тем не менее мы видим, что тревожность в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной. Возможно если программу сделать более длинной и реализовывать ее на протяжении более долгого времени - разница между показателями групп станет существенно разной.
На наш взгляд не мало важно, что тревожность существенно снизилась внутри экспериментальной группы, что говорит о действенности, но при этом недостаточности программы.
Таким образом мы считаем, что на результаты полученные при реализации программы повлияло:
1) Работа с воспитателем группы:
· Воспитатель перестала сравнивать детей друг с другом.
· Чаще начала хвалить детей, при этом говорила за что конкретно хвалит.
· Постаралась учитывать индивидуальные особенности и возможности детей при выполнении заданий. Давала задания разной сложности и оказывала помощь при затруднении.
· Исключила из речи выражения говорящие о неуспешности ребенка: «Вот провертелся и не успел…», «Меньше надо было отвлекаться…», «Ты просто не хотел подумать…» и т.п.
· Перестала говорить при детях о том, что кого то из них относит к слабым, а кого то к сильным.
· Участие в семинарах практикумах, где узнала об особенностях тревожных детей, причинах вызывающих тревожность, способах ее предупреждения и снижения.
· Постоянный контроль воспитателя в соблюдении рекомендаций экспериментатором.
На наш взгляд наиболее действенным для детей при работе с воспитателем оказалось - это исключение сравнения детей друг с другом и учет индивидуальных особенностей и возможностей детей при выполнении заданий. Это повлекло что дети стали лучше заниматься, спокойнее справляются с заданиями. Как следствие естественное стремление педагога их похвалить. Раз дети стали справляться с заданиями - они более внимательные и быстрее все выполняют. Некоторые дети которых воспитатель считала слабыми начали подтягиваться к более сильным.
Работа с воспитателем группы дала снижение показателей в отношениях ребенок - взрослый не только у экспериментальной, но и у контрольной группы.
Однако педагог учитывала не все рекомендации. Она отказалась сделать в группе зону для совместных игр мальчиков и девочек ссылаясь на размеры группы, которая служит еще и спальней детям. Однако она согласилась помогать мальчикам и девочкам разрешать их конфликты, а не разгонять по их зонам. Так же она специально не организовывала сюжетно - ролевые игры общие для мальчиков и девочек. Но предлагала включать в игры разных детей. Если бы программа началась раньше и была бы более продолжительная возможно некоторые дети бы выровнялись, а более слабые подтянулись. Участие же в семинарах - практикумах позволило воспитателю понять проблему детей. Что не их вина во не внимательности, слезливости, неуверенности в себе и другое, а их беда. Что на этих детей не надо давить, а наоборот оказать помощь и максимальную поддержку и внимание.
) Работа с родителями экспериментальной группы:
· Была проведена консультация для родителей где они узнали о некоторых особенностях своих детей, возможных причинах тревожности.
· Родителям было предложено поучаствовать в программе в совместных с детьми занятиях. Но все родители наотрез отказались ссылаясь на грудных детей, высокую занятость и просто считая что у его ребенка все в порядке, а если нет, то они сами разберутся.
· Все родители получили памятки с рекомендациями по взаимодействию с тревожными детьми.
Наиболее результативной на наш взгляд была консультация. Где была создана благоприятная успокаивающая обстановка. Здесь родители получили максимум информации и рекомендации по взаимодействию с их детьми. Предложение же поучаствовать в программе получило отказ.
) Работа с детьми:
· Состояла в реализации 26 занятий продолжительностью каждое по 30 минут. Занятия состояли из игр снижающих тревогу и страхи, повышающих самооценку, снижение мышечного и психологического напряжения.
Наиболее результативными оказались игры снижающие страхи и повышающие самооценку. Если до реализации программы дети постоянно говорили о страшных, пугающих их снах, то после реализации программы детям практически перестали сниться страшные сны. А если и снились - то они в них становились победителями. Например: мальчик экспериментальной группы рассказывает, что ему приснилось, что на него напало очень много клещей. Но он залез на дерево, взял большую палку и бил… и бил клещей… и победил их всех. Дети стали более уверенные в себе. Если раньше при получении нового задания они говорили: «Я не смогу…», «Я не знаю как…» и т.п. То после реализации программы дети стали говорить получая новое задание: «Я попробую сделать сам…», «Я знаю как сделать…», «Я сделаю сам, только вы мне не много подскажите…». Под словами «подскажите» дети обычно просто уточняют некоторые не понятные им параметры задания. А выполняют его самостоятельно. Очень гордясь успешным результатом: «Я ж говорила что смогу сделать». Дети начали браться за совсем не знакомые дела и задания. Трудные и не всегда понятные. Просто сразу просят, чтобы им не много воспитатель помог их выполнить. В ситуациях когда дети не могут самостоятельно справится с заданием раньше бы заплакали, а теперь напрягаются и стараются расслабиться. Закрывают глаза и глубоко и ровно дышат. Видно как они стараются расслабить все части тела. Затем открыв глаза вновь берутся за задание. Если вновь не получается - просят помощи у педагога.
Заключение
Психическое здоровье - фундамент духовного развития ребёнка. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей. Доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствуют проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребенка, повышают уровень тревожности, ведут к невротизации. Обусловлена тревожность склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребенку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.
Опыт работы в дошкольном образовательном учреждении показывает, что около 47% детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень тревожности и 29% - уровень близкий к высокому, в ситуациях, связанных с общением со сверстниками, взрослыми.
Тревожность, как фактор эмоциональной нестабильности, выступает дезадаптивным моментом, препятствующим развитию эмоционально-волевой, познавательной сферы и становлению эмоционально-личностных образований. Особенно опасным в этом отношении, является старший дошкольный возраст, сопровождаемый кризисом развития и сменой социальной ситуации.
Нами в целях коррекции высокого уровня тревожности был проведен комплекс мероприятий коррекционноно-развивающего характера для детей и просветительско - обучающего для педагогов и родителей.
Анализ полученных результатов показал что организация специальных развивающих занятий в комплексе педагогических мероприятий способствует снижению общей тревожности и тревожности в общении со сверстниками. Однако снижение тревожности не является статистически значимым в связи с недостаточной продолжительностью программы. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследований об успешной коррекции уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством игр, подтвердилась лишь частично. Тревожность у детей снизилась, но не достаточно для того чтобы говорить о достоверности данных.
Рекомендации воспитателю по взаимодействию с тревожными детьми:
· Не сравнивать детей друг с другом.
· Чаще детей хвалить говоря за что.
· Сделать в группе зону для совместных игр мальчиков и девочек.
· Организовывать сюжетно - ролевые игры общие мальчиков и девочек.
· Учитывать индивидуальные особенности и возможности детей при выполнении заданий.
· Если ребенок не справляется - помочь ему, но так чтобы к результату он пришел сам.
· Не использовать выражения говорящие о неуспешности ребенка: «Вот провертелся и не успел…», «Меньше надо было отвлекаться…», «Ты просто не хотел подумать…» и т.п.
· Не говорить при детях о том, что кого то из них воспитатель относит к слабым, а кого то к сильным.
· Избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
· Демонстрировать образцы уверенного поведения, быть во всем примером ребенку.
· Не предъявлять к ребенку завышенных требований.
· Быть последовательными в воспитании ребенка.
· Стараться делать ребенку как можно меньше замечаний.
· Использовать наказание лишь в крайних случаях.
Рекомендации родителям по взаимодействию с тревожными детьми:
· Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
· Не сравнивайте ребенка с окружающими.
· Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
· Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
· Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
· Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
· Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
· Будьте последовательны в воспитании ребенка.
· Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
· Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Рекомендации для организатора:
· Взять в детский сад психолога для слежения за психическим состоянием детей и своевременной коррекции отклонений.
· Проследить за тем, чтобы воспитатель группы продолжал придерживаться всех рекомендаций.
· Помочь создать в группе зону для совместных игр мальчиков и девочек.
· Организовать просветительскую работу, направленную на коррекцию и профилактику тревожности детей, среди родителей.
· Организовать кабинет, где у детей будет возможность расслабиться и снять напряжение под присмотром специалиста.
Литература
1. Анохин П.К. Эмоции. Большая медицинская энциклопедия. 2-е изд. 1964. т. 35.
. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. М. 1993.
. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. - Томск. 1995.
. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессовю - М.: Смысл, 1998.
. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М. Изд-во МГУ. 1976г.
. Выготский Л. С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование. Собрание сочинений, т. 6. Москва. Педагогика. 1984.
. Запорожец А.В. Неверович Я.З. К вопросу о генезе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка. Вопросы психологии, N6, 1974.
. Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка (тезисы доклада). Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. Тбилиси. 1971г.
. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. Питер. 2001 г.
10. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. Издательство: Речь <http://www.bookle.ru/publisher/569/>. 2006 год.
. Кочубей Б. И. Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника М. Знание, 1998г.
. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М. 1971.
. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В двух томах. Т.I М. Педагогика. 1983.
. Лобаскова М.М., Мухордова О.Е., Шрейбер Т.В. Психологическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста / Методическое пособие. Ижевск. 2005г.
15. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М. 2000г.
. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений. Психодиагностика. - 3-е изд. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС. 1998г.
17. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М. Российское педагогическое агентство. 1996г.
. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж. “Психологическая наука и образование” 1998г. №2.
. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное посоие. М. ВЛАДОС. 1996г.
. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. Издательство «Питер», 2000 г.
. Савина Е. Шанина Н. Тревожные дети. /Ж. “Дошкольное воспитание”, 1996 г. №4
. Симонов П.В. Потребностно-информационная теория эмоций // Вопросы психологии. N 6. 1982г.
. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога - родителям. Москва. Педагогика - Пресс, 1995 г.
. Хухлаева О. В. Коррекция <http://artem09.ru/a/234/artem09_234_02785_1.htm> нарушения <http://artem09.ru/a/237/artem09_237_00478_1.htm> психологического <http://artem09.ru/a/239/artem09_239_05968_1.htm> здоровья <http://artem09.ru/a/231/artem09_231_01019_1.htm> дошкольников <http://artem09.ru/a/228/artem09_228_02055_1.htm>. Учебное <http://artem09.ru/a/243/artem09_243_01138_1.htm> пособие <http://artem09.ru/a/239/artem09_239_03356_1.htm>. Издательство: Академия. 2003г.
. Чистякова М.А. Психогимнастика. Просвещение: ВЛАДОС. 1995г.
. Широкова Г. А. Жадыко Е. Г. Практикум для детского психолога. Издание 4. Ростов-на-Дону. Феникс. 2006г.
. Якобсон П.М. Психология чувств. М. АПН РСФСР, 1958г.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!