Глава 1. Проблемы организации психолого - педагогических условий развития эмоциональной сферы дошкольников в зарубежной и отечественной психологии — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава 1. Проблемы организации психолого - педагогических условий развития эмоциональной сферы дошкольников в зарубежной и отечественной психологии

2020-03-31 164
Глава 1. Проблемы организации психолого - педагогических условий развития эмоциональной сферы дошкольников в зарубежной и отечественной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

Глава 1. Проблемы организации психолого - педагогических условий развития эмоциональной сферы дошкольников в зарубежной и отечественной психологии

Исследования эмоциональной сферы

Развитие эмоциональной сферы в детском возрасте

Понятие тревожности в психологии

Развитие тревожности в детском возрасте

Глава 2. Организационно - методическая работа по снижению уровня тревожности старших дошкольников в группе детского сада

Испытуемые и методы

Анализ результатов исследования уровня тревожности дошкольников в детском саду

Разработка программы коррекционно - развивающих мероприятий с группой высокотревожных дошкольников

Анализ результатов уровня тревожности после реализации программы

Заключение

Литература


Введение

 

Коренные изменения, произошедшие за последнее время в общественной жизни России, создают благоприятные условия для проявления принципиально новых подходов к построению системы образования, отвечающей особенностям современного общества.

В ситуации социальной нестабильности на ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов: повышенная занятость родителей, разные материальные возможности семей, повышенные требования к ЗУНам детей и т.д., способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому специалисты отмечают рост числа детей с повышенным уровнем тревожности, повышенной возбудимостью, агрессивностью. В связи с этим наиболее актуальной для практической психологии и педагогики является задача выявления и поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия.

Известно, что появление различных эмоциональных нарушений и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве. Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Поэтому в последнее время вопросы диагностики и коррекции тревожностей приобрели важное значение ввиду их довольно широкого распространения среди юного поколения.

Над проблемой “тревожности” у детей, работали многие психологи. А. М. Прихожан разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожностью. Раиса Викторовна Овчарова выделила способы преодоления тревожности у детей. Е. Савина и Н. Шанина разработали рекомендации воспитателю детского сада, следование которым позволяет уменьшить или предотвратить детскую тревожность. Маргарита Ивановна Чистякова в своей книжке “ Психогимнастика” разработала упражнения на релаксацию как отдельных мышц, так и всего тела, которые будут весьма полезны для тревожных детей. Психологи Р. Тэммла, М. Дорне, В. Амена разработали тест тревожности, цель которого-исследование тревожности ребенка.

Тревожностью в психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

Одной из актуальных проблем является снижение уровня тревожности у дошкольников, так как высокая тревожность оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них. Дети с нормальным уровнем тревожности адекватно реагируют на успех и неудачу в своей деятельности. Ребенок, не испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, от их расположения и заботы, что будет способствовать его психологическому здоровью.

Тревожность, как фактор эмоциональной нестабильности, выступает дезадаптивным моментом, препятствующим развитию эмоционально-волевой, познавательной сферы и становлению эмоционально-личностных образований.

Особенно опасным в этом отношении, является старший дошкольный возраст, сопровождаемый кризисом развития и сменой социальной ситуации. Поэтому проблема детской тревожности и в особенности ее выявление и коррекции на современном этапе является весьма актуальной.

В данной работе поставлена проблема роста числа детей дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности.

Объект: эмоциональная сфера.

Предмет: организация коррекционно - развивающих мероприятий.

Цель работы: разработать программу и организовать реализацию коррекционно - развивающих мероприятий снижающих общую тревожность дошкольников в группе детского сада.

Задачи:

·   Исследовать уровень тревожности дошкольников в детском саду;

·   Разработать программу коррекционно - развивающих занятий с группой высокотревожных дошкольников;

·   Организовать методическое обеспечение реализации коррекционно - развивающих занятий.

Гипотеза: организация специальных развивающих занятий в комплексе педагогических мероприятий способствует снижению общей тревожности и тревожности в общении со сверстниками.

Теоретической основой нашей работы является Культурно историческая теория Выготского.

Методы исследования и коррекционной работы:

·   Эмпирические методы: опросники, тест, наблюдение, эксперимент;

·   Метод экспертной оценки.

 


Испытуемые и методы

 

Исследование проводилось в МДОУ детском саду третьей категории на подготовительной к школе группе. На группе в течении трех лет в основном работает лишь один воспитатель. Помощник воспитателя не менялась. Воспитатель спокойная и уравновешенная с темпераментом флегматика. На детей голос не повышает. Как наказание использует просьбу к ребенку сесть на стульчик и посидеть подумать над своим поведением. Все это в спокойной форме без криков. Детей не оскорбляет и не унижает. Однако она нередко сравнивает детей между собой. Ставит в пример наиболее успешных детей. На занятиях не всегда учитывает индивидуальные особенности детей. Дает одинаковые задания. Кто из детей первый справляется - тот молодец, кто не успевает за это же время справится, тот, считается, что просто вертелся, отвлекался и не хотел думать. Когда приходят педагоги - то воспитатель при детях говорит забирать сильных или слабых детей. У помощника воспитателя отстраненная позиция. Выполняет лишь свою непосредственную работу, с детьми терпима, голос не повышает.

В группе 17 человек. Из них 6 - мальчики и 11 - девочки. Девочки преимущественно играют с девочками, а мальчики - с мальчиками. Хотя иногда бывают и совместные игры. Однако дети стараются общаться с представителями своего пола.

В группе между детьми часто возникают конфликтные ситуации, в основном по поводу игры. Дети иногда решают их самостоятельно. Чаще исключая из игры детей не желающих подчиняться общим правилам, либо пытающихся эти правила изменить. Но потом быстро мирятся и общая игра продолжается. Если конфликты возникают между мальчиками и девочками воспитатель отсылает девочек играть в их зону, а мальчиков - в их. Наиболее конфликтные из мальчиков Сережа, а из девочек - Аня.

Есть в группе изгои - это Юля, Настя и Кристина. Юля и Настя дружат между собой. Кристина иногда играет с ними, а иногда одна. Внешних проявлений у нее по поводу одиночества в группе не наблюдается.

Наиболее яркие лидеры - Эльвира, Маша.

Группа разделена на спальную зону, игровую для девочек, игровую для мальчиков и учебную зону, где располагаются и игровые дидактические материалы. Получается что в группе нет игрового пространства где бы могли играть мальчики и девочки вместе. На занятиях дети выполняют индивидуальные занятия. С дидактическими материалами дети предпочитают играть парами, мальчики с мальчиками, девочки с девочками.

Для выявления уровня тревожности у всех детей группы использовались следующие методики:

Для детей:

·   “Тест тревожности” Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен

Ребёнку по очереди предлагалось 14 рисунков. Каждый рисунок представлял собой некоторую типичную для жизни дошкольника ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочек и для мальчиков. Лицо ребёнка на картинках не прорисовано, дан лишь контур. Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными контурами - улыбающееся лицо ребёнка и печальное лицо. Беседа проводилась индивидуально. Исследователь предъявляет ребёнку рисунок и спрашивал какое лицо будет у ребенка в данной ситуации веселое или печальное.

Затем вычислялся индекс тревожности каждого ребенка и группы в целом. Качественный анализ позволил выделить сферу, в которой ребёнок испытывает наибольшую тревогу. В отношениях ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый или в ситуации одиночества.

·   Наблюдение по опроснику для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.

Авторы предлагают 20 утверждений. По количеству утвердительных выборов можно судить о уровне тревожности: высокий, средний, низкий. А так же выявить индивидуальные особенности ребенка, в чем проявляется его тревожность.

Родителям предлагались:

·   Опросник “Критерии определения тревожности у ребенка” П. Бейкер, М. Алворд

Авторы советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка некоторые признаки. Всего они предлагают 5 признаков. Авторы считают можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из перечисленных критериев постоянно проявляется в его поведении.

·   Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко

Воспитателям предлагался:

·   Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко

Заключение

 

Психическое здоровье - фундамент духовного развития ребёнка. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей. Доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствуют проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребенка, повышают уровень тревожности, ведут к невротизации. Обусловлена тревожность склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребенку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

Опыт работы в дошкольном образовательном учреждении показывает, что около 47% детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень тревожности и 29% - уровень близкий к высокому, в ситуациях, связанных с общением со сверстниками, взрослыми.

Тревожность, как фактор эмоциональной нестабильности, выступает дезадаптивным моментом, препятствующим развитию эмоционально-волевой, познавательной сферы и становлению эмоционально-личностных образований. Особенно опасным в этом отношении, является старший дошкольный возраст, сопровождаемый кризисом развития и сменой социальной ситуации.

Нами в целях коррекции высокого уровня тревожности был проведен комплекс мероприятий коррекционноно-развивающего характера для детей и просветительско - обучающего для педагогов и родителей.

Анализ полученных результатов показал что организация специальных развивающих занятий в комплексе педагогических мероприятий способствует снижению общей тревожности и тревожности в общении со сверстниками. Однако снижение тревожности не является статистически значимым в связи с недостаточной продолжительностью программы. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследований об успешной коррекции уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством игр, подтвердилась лишь частично. Тревожность у детей снизилась, но не достаточно для того чтобы говорить о достоверности данных.

Рекомендации воспитателю по взаимодействию с тревожными детьми:

·   Не сравнивать детей друг с другом.

·   Чаще детей хвалить говоря за что.

·   Сделать в группе зону для совместных игр мальчиков и девочек.

·   Организовывать сюжетно - ролевые игры общие мальчиков и девочек.

·   Учитывать индивидуальные особенности и возможности детей при выполнении заданий.

·   Если ребенок не справляется - помочь ему, но так чтобы к результату он пришел сам.

·   Не использовать выражения говорящие о неуспешности ребенка: «Вот провертелся и не успел…», «Меньше надо было отвлекаться…», «Ты просто не хотел подумать…» и т.п.

·   Не говорить при детях о том, что кого то из них воспитатель относит к слабым, а кого то к сильным.

·   Избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

·   Демонстрировать образцы уверенного поведения, быть во всем примером ребенку.

·   Не предъявлять к ребенку завышенных требований.

·   Быть последовательными в воспитании ребенка.

·   Стараться делать ребенку как можно меньше замечаний.

·   Использовать наказание лишь в крайних случаях.

Рекомендации родителям по взаимодействию с тревожными детьми:

·   Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

·   Не сравнивайте ребенка с окружающими.

·   Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

·   Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

·   Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

·   Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

·   Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

·   Будьте последовательны в воспитании ребенка.

·   Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

·   Используйте наказание лишь в крайних случаях.

Рекомендации для организатора:

·   Взять в детский сад психолога для слежения за психическим состоянием детей и своевременной коррекции отклонений.

·   Проследить за тем, чтобы воспитатель группы продолжал придерживаться всех рекомендаций.

·   Помочь создать в группе зону для совместных игр мальчиков и девочек.

·   Организовать просветительскую работу, направленную на коррекцию и профилактику тревожности детей, среди родителей.

·   Организовать кабинет, где у детей будет возможность расслабиться и снять напряжение под присмотром специалиста.

 


Литература

 

1. Анохин П.К. Эмоции. Большая медицинская энциклопедия. 2-е изд. 1964. т. 35.

.   Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. М. 1993.

.   Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. - Томск. 1995.

.   Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессовю - М.: Смысл, 1998.

.   Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М. Изд-во МГУ. 1976г.

.   Выготский Л. С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование. Собрание сочинений, т. 6. Москва. Педагогика. 1984.

.   Запорожец А.В. Неверович Я.З. К вопросу о генезе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка. Вопросы психологии, N6, 1974.

.   Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка (тезисы доклада). Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. Тбилиси. 1971г.

.   Ильин Е. П. Эмоции и чувства. Питер. 2001 г.

10. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. Издательство: Речь <http://www.bookle.ru/publisher/569/>. 2006 год.

.   Кочубей Б. И. Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника М. Знание, 1998г.

.   Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М. 1971.

.   Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В двух томах. Т.I М. Педагогика. 1983.

.   Лобаскова М.М., Мухордова О.Е., Шрейбер Т.В. Психологическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста / Методическое пособие. Ижевск. 2005г.

15. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М. 2000г.

.   Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений. Психодиагностика. - 3-е изд. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС. 1998г.

17. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М. Российское педагогическое агентство. 1996г.

.   Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж. “Психологическая наука и образование” 1998г. №2.

.   Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное посоие. М. ВЛАДОС. 1996г.

.   Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. Издательство «Питер», 2000 г.

.   Савина Е. Шанина Н. Тревожные дети. /Ж. “Дошкольное воспитание”, 1996 г. №4

.   Симонов П.В. Потребностно-информационная теория эмоций // Вопросы психологии. N 6. 1982г.

.   Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога - родителям. Москва. Педагогика - Пресс, 1995 г.

.   Хухлаева О. В. Коррекция <http://artem09.ru/a/234/artem09_234_02785_1.htm> нарушения <http://artem09.ru/a/237/artem09_237_00478_1.htm> психологического <http://artem09.ru/a/239/artem09_239_05968_1.htm> здоровья <http://artem09.ru/a/231/artem09_231_01019_1.htm> дошкольников <http://artem09.ru/a/228/artem09_228_02055_1.htm>. Учебное <http://artem09.ru/a/243/artem09_243_01138_1.htm> пособие <http://artem09.ru/a/239/artem09_239_03356_1.htm>. Издательство: Академия. 2003г.

.   Чистякова М.А. Психогимнастика. Просвещение: ВЛАДОС. 1995г.

.   Широкова Г. А. Жадыко Е. Г. Практикум для детского психолога. Издание 4. Ростов-на-Дону. Феникс. 2006г.

.   Якобсон П.М. Психология чувств. М. АПН РСФСР, 1958г.

Содержание

Введение

Глава 1. Проблемы организации психолого - педагогических условий развития эмоциональной сферы дошкольников в зарубежной и отечественной психологии

Исследования эмоциональной сферы

Развитие эмоциональной сферы в детском возрасте

Понятие тревожности в психологии

Развитие тревожности в детском возрасте

Глава 2. Организационно - методическая работа по снижению уровня тревожности старших дошкольников в группе детского сада

Испытуемые и методы

Анализ результатов исследования уровня тревожности дошкольников в детском саду

Разработка программы коррекционно - развивающих мероприятий с группой высокотревожных дошкольников

Анализ результатов уровня тревожности после реализации программы

Заключение

Литература


Введение

 

Коренные изменения, произошедшие за последнее время в общественной жизни России, создают благоприятные условия для проявления принципиально новых подходов к построению системы образования, отвечающей особенностям современного общества.

В ситуации социальной нестабильности на ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов: повышенная занятость родителей, разные материальные возможности семей, повышенные требования к ЗУНам детей и т.д., способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому специалисты отмечают рост числа детей с повышенным уровнем тревожности, повышенной возбудимостью, агрессивностью. В связи с этим наиболее актуальной для практической психологии и педагогики является задача выявления и поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия.

Известно, что появление различных эмоциональных нарушений и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве. Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Поэтому в последнее время вопросы диагностики и коррекции тревожностей приобрели важное значение ввиду их довольно широкого распространения среди юного поколения.

Над проблемой “тревожности” у детей, работали многие психологи. А. М. Прихожан разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожностью. Раиса Викторовна Овчарова выделила способы преодоления тревожности у детей. Е. Савина и Н. Шанина разработали рекомендации воспитателю детского сада, следование которым позволяет уменьшить или предотвратить детскую тревожность. Маргарита Ивановна Чистякова в своей книжке “ Психогимнастика” разработала упражнения на релаксацию как отдельных мышц, так и всего тела, которые будут весьма полезны для тревожных детей. Психологи Р. Тэммла, М. Дорне, В. Амена разработали тест тревожности, цель которого-исследование тревожности ребенка.

Тревожностью в психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

Одной из актуальных проблем является снижение уровня тревожности у дошкольников, так как высокая тревожность оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них. Дети с нормальным уровнем тревожности адекватно реагируют на успех и неудачу в своей деятельности. Ребенок, не испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, от их расположения и заботы, что будет способствовать его психологическому здоровью.

Тревожность, как фактор эмоциональной нестабильности, выступает дезадаптивным моментом, препятствующим развитию эмоционально-волевой, познавательной сферы и становлению эмоционально-личностных образований.

Особенно опасным в этом отношении, является старший дошкольный возраст, сопровождаемый кризисом развития и сменой социальной ситуации. Поэтому проблема детской тревожности и в особенности ее выявление и коррекции на современном этапе является весьма актуальной.

В данной работе поставлена проблема роста числа детей дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности.

Объект: эмоциональная сфера.

Предмет: организация коррекционно - развивающих мероприятий.

Цель работы: разработать программу и организовать реализацию коррекционно - развивающих мероприятий снижающих общую тревожность дошкольников в группе детского сада.

Задачи:

·   Исследовать уровень тревожности дошкольников в детском саду;

·   Разработать программу коррекционно - развивающих занятий с группой высокотревожных дошкольников;

·   Организовать методическое обеспечение реализации коррекционно - развивающих занятий.

Гипотеза: организация специальных развивающих занятий в комплексе педагогических мероприятий способствует снижению общей тревожности и тревожности в общении со сверстниками.

Теоретической основой нашей работы является Культурно историческая теория Выготского.

Методы исследования и коррекционной работы:

·   Эмпирические методы: опросники, тест, наблюдение, эксперимент;

·   Метод экспертной оценки.

 


Глава 1. Проблемы организации психолого - педагогических условий развития эмоциональной сферы дошкольников в зарубежной и отечественной психологии

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.