Современная миграционная политика в Санкт-Петербурге: тенденции и механизмы реализации — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Современная миграционная политика в Санкт-Петербурге: тенденции и механизмы реализации

2020-04-01 120
Современная миграционная политика в Санкт-Петербурге: тенденции и механизмы реализации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

миграционный политика социальный государство

Трудовая миграция - довольно распространенное явление во всем цивилизованном мире. Стремление людей ехать на работу в Россию - благо, а не зло. Стабильное развитие экономики России требует кадрового подкрепления, именно поэтому ежегодно увеличивается объем квоты привлечения в Россию трудовых мигрантов. В России действует ежегодно утверждаемый перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, которые могут трудоустраиваться вне квот. Этот перечень распространяется на работников из безвизовых стран.

В момент составления данный перечень был ориентирован не на специалистов, а на руководителей. В 2009 г. Из 17 позиций, в него включенных, 15 - предназначались топ-менеджерам, 2 - инженерам. В 2010 г. перечень должностей квалифицированных специалистов насчитывал 30 позиций, его расширили за счет научных работников и преподавателей. И только в текущем году перечень наконец был дополнен действительно востребованными специальностями, теперь из 32 позиций треть - инженеры различной специализации.

Иностранный работник может беспрепятственно получить разрешение на работу в любой из должностей, которая входит в перечень (например, генеральный директор, директор, президент, инженер). При этом никто не вправе выяснять, обладает ли он необходимой квалификацией; эта обязанность возлагается на работодателя. Для некоторых стран определяющим критерием квалификации иностранных специалистов является предлагаемая работодателем заработная плата.

Так, основным требованием для въезда в Германию в качестве приглашенного высококвалифицированного специалиста является уровень заработной платы работника в своей стране, эквивалентный 85 тыс. евро в год.

С июля 2010 г. в России был введен аналогичный критерий отнесения иностранных работников к категории высококвалифицированных специалистов, что дает им ряд привилегий, включая выдачу разрешительных документов вне квот. Таким критерием у нас является уровень заработной платы не менее 2 млн. руб. в годовом исчислении (но согласно предусмотренному договору с российским работодателем). Работодатель самостоятельно оценивает уровень квалификации иностранного специалиста и несет соответствующие риски.

В настоящее время неквалифицированная иностранная рабочая сила востребована на отечественном рынке труда не меньше, чем высококвалифицированная. В России нет специальных ограничений доступа на рынок труда для неквалифицированных работников. Гипотетически считается, что это может решаться административными мерами при установлении квот.

Но реально ситуация остается слабоуправляемой. Во-первых, потому что квоты нередко устанавливаются произвольно, а во-вторых, потому что велики масштабы незаконной миграции. В связи с этим нельзя забывать, что для нашей страны масштабное привлечение низкоквалифицированной рабочей силы из-за рубежа является фактором риска для экономического развития. Работодатели используют иностранных работников, особенно из безвизовых стран, как дешевую рабочую силу, не заботясь ни об обновлении техники, ни об улучшении условий труда.

С 2010 г. в нашей стране начал действовать особый упрощенный порядок привлечения иностранных работников для использования их труда в домашнем хозяйстве, на личных приусадебных участках. Без учета квот и получения разрешений на работу на основании патента(стоимостью 1 тыс. рублей в месяц. Эта сумма признается подоходным налогом.) иностранный работник, прибывший в безвизовом порядке, может трудиться по договору с физическими лицами в качестве рабочего, уборщика, садовника, сиделки, повара и т.д. В отношении неквалифицированной трудовой миграции мы можем даже говорить о ее стимулировании со стороны государства. Причем отсутствие образования и квалификации, как правило, сопровождается адаптационными трудностями в принимающей стране.

Сегодня иностранный гражданин, въезжающий в безвизовом порядке, имеет право искать работу самостоятельно, обращаясь непосредственно к работодателям, либо через государственную службу занятости.

В Санкт-Петербурге исполнительные органы государственной власти начали выстраивать партнерские отношения с работодателями по привлечению иностранных работников.

Вопросы внешней трудовой миграции обсуждали на брифинге в 2010 году, организованном городским Комитетом по занятости населения Санкт-Петербурга, и в Смольном - на встрече с представителями Союза промышленников и предпринимателей Петербурга и консульств зарубежных стран.

На 2010 год в банке вакансий Комитета по занятости населения Санкт-Петербурга около 82 тысяч мест, 70% из которых - по рабочим специальностям. На 2008 год для Петербурга утвердили квоту на выдачу разрешений на работу для 130 814 человек. Вместе с тем, в Межведомственную комиссию по вопросам привлечения и использования иностранных работников поступили заявки от руководителей двух тысяч предприятий о дополнительной потребности в иностранных работниках в связи с наличием 105 720 вакансий. А в 2009 году городу понадобилось уже более 250 тысяч иностранных работников. Это оправданно: в Петербург потоком идут инвестиции, создаются новые производства.

Для работодателей создаются привлекательные условия. Во всех районных центрах занятости населения открыты консультационные пункты, оказывающие работодателям широкий спектр услуг, как по подбору персонала, так и консультированию по вопросам привлечения работников, а также оказанию содействия иностранцам в получении разрешений на работу. Комитетом по занятости населения Санкт-Петербурга введен в действие Консультационный центр по занятости населения, оказывающий информационно-консультационные услуги, как гражданам, так и работодателям.

Как известно, существуют еще организации, в которых гастарбайтеры заняты на неформальной основе. Такие компании, продолжая нанимать иностранцев без должного оформления, не несут перед ними никакой ответственности. Поэтому, задача органов исполнительной власти - осуществлять контроль соблюдения миграционного законодательства и способствовать организациям выходу из теневого сектора.

На данном этапе ознакомится с правилами постановки на миграционный учет, приема на работу в Петербурге очень легко - это можно сделать в интернете. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, въехавшим в Российскую Федерацию необходимо в течение трех рабочих дней после прибытия встать на миграционный учет по месту пребывания в Российской Федерации.

Постановка на миграционный учет носит уведомительный характер. В соответствии с п.1 ст.5 Федерального Закона Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (услуг) продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.

Иностранные граждане имеют право осуществлять трудовую деятельность на территории РФ только при получении разрешения на работу в Санкт-Петербурге либо Ленинградской области. Некоторым категориям иностранных граждан разрешение на работу не требуется.

На основании закона 115-ФЗ [] иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

·   Постоянно проживающих в РФ;

·   Являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в РФ [];

·   Являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

·   Являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;

·   Являющихся журналистами, аккредитованными в РФ;

·   Обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

·   Обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

·   Приглашенных в РФ в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в РФ для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях.

В приведенном выше списке лиц, для которых разрешение на работу не требуется, белорусские граждане не упоминаются, но согласно части 1 статьи 7 Договора «О равных правах» между Республикой Беларусь и Российской Федерацией [] гражданам Беларуси и России обеспечиваются равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий. Поэтому граждане Белоруссии имеют право работать на территории России без оформления разрешения на работу.

Государственный контроль за соблюдением режима пребывания на территории Петербурга и граждан и использования работодателями иностранной рабочей силы, осуществляют в пределах своей компетенции ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России, Минрегион России, ФСБ России, которые зачастую действуют несогласованно. В 2010 году за «миграционные» правонарушения к административной ответственности привлечено более тысячи должностных и юридических лиц, с них взыскано более 68 миллионов рублей в виде штрафов. А166 иностранных граждан выдворено из России.

Возросли и штрафные санкции. Штраф за каждого незаконного мигранта может доходить до 800 тысяч рублей. Для работодателей, привлекающих мигрантов с нарушением миграционного законодательства, предусмотрено административное выдворение иностранных граждан. Одновременно проводился эксперимент по миграционной амнистии. Нелегальным мигрантам, не нарушавшим визового режима, в упрощенном порядке оформлялся набор необходимых документов (миграционная карта, разрешение на работу). В некоторых случаях возможна и приостановка деятельности предприятия на срок до трех месяцев. Есть надежда, что совместные усилия городского правительства и возросшее правоосознание работодателей помогут решить проблему нелегальной миграции в СПб.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.