Направления совершенствования региональных и местных налогов — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Направления совершенствования региональных и местных налогов

2020-04-01 129
Направления совершенствования региональных и местных налогов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современной отечественной системе регионального налогообложения присущ целый ряд недостатков и недоработок. На протяжении всей новейшей истории реформирования системы налогообложения в России государство не уделяло должного внимания построению логичной, проработанной и, прежде всего, применимой на практике концепции регионального налогообложения.

Проблемы со своевременным вступлением в силу нормативных правовых актов о новых местных налогах, которые должны быть приняты представительными органами муниципальных образований.

В связи с этим предлагается установить следующее правило относительно порядка вступления в силу таких федеральных законов:

Федеральные законы, устанавливающие новые местные налоги, должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования. Увеличение срока с одного до трех месяцев позволит в течение двух месяцев внести изменения в нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления в части установления новых местных налогов и обеспечит не только своевременное их вступление в силу, но и будет способствовать обеспечению более стабильной системы налогов и сборов РФ.

Несмотря на определенную преемственность Российской налоговой системы и её схожесть с системами регионального налогообложения экономически развитых стран, существующая практика взимания платежей по этой группе налогов говорит о наличии существенных недоработок в законодательстве, системе исчисления и взимания имущественных налогов, что значительно снижает эффективность поступления налоговых платежей от этой группы налогов.

Транспортный налог еще в стадии законопроекта вызвал в обществе бурные дискуссии. В настоящее время можно выделить основные проблемы, возникшие с введением транспортного налога.

Собираемость транспортного налога в России составляет около 50%, что связано с недополучением поступлений в бюджет в результате предоставления налоговых льгот, отсутствием достоверной информации о владельцах автотранспортных средств, а также с уклонением от уплаты транспортного налога.

Решить проблему собираемости транспортного налога можно следующим путем.

В соответствии со ст. 360 гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ

налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. При этом отчетные периоды по транспортному налогу предусмотрены только для налогоплательщиков - юридических лиц. Таким образом, налогоплательщиками - физическими лицами сумма транспортного налога уплачивается только по окончании налогового периода. С учетом того, что основную группу плательщиков транспортного налога представляют физические лица, установление сроков уплаты налога в течение налогового периода позволило бы равномерно распределить налоговую нагрузку и снизить задолженность по данному налогу. В связи с этим было бы целесообразно внести изменения в главу 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса, предоставляющие право субъектам Российской Федерации устанавливать для налогоплательщиков-физических лиц сроки уплаты транспортного налога в течение налогового периода. Кроме того, необходимо было бы индексировать базовую ставку транспортного налога в соответствии с ежегодным изменением индекса инфляции.

Другой проблемой является то, что действующие ставки транспортного налога не отражают разную степень воздействия легковых, грузовых автомобилей и автобусов на дорожную сеть страны. В большинстве стран при установлении ставок транспортных налогов на большегрузный транспорт, в первую очередь, учитываются вес автомобиля и нагрузка на дорожное полотно, так как эти факторы напрямую связаны с затратами на обслуживание данного транспортного средства дорожной сетью.

Кроме того действующая система ставок транспортного налога не отражают разную степень воздействия легковых, грузовых автомобилей и автобусов на экологию. Данная проблема может быть решена с помощью дифференцированной схемы налогообложения в сфере автотранспорта: взимать крупный налог с владельцев больших, мощных автомобилей, и почти освобождать от него малые автомобили. [12]

Все перечисленные проблемы должны решаться не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ.

Во-первых, необходимо обеспечить качественное и полное информационное взаимодействие территориальных налоговых органов с органами ГИБДД, поскольку эффективность администрирования транспортного налога напрямую зависит от качества и полноты информации, поступающей в налоговые органы.

Во-вторых, в целях повышения эффективности мер принудительного взыскания задолженности по транспортному налогу, целесообразно организовывать работу по участию налоговых инспекторов в ежемесячных рейдах совместно с органами ГИБДД и службой судебных приставов, целью которых является работа с лицами, уклоняющимися от уплаты транспортного налога.

Наиболее существенным региональным налогом является налог на имущество организаций. На уменьшение поступлений этого налога влияют три основных фактора. Во-первых, в Налоговом кодексе РФ по данному налогу установлены федеральные льготы, освобождающие от него имущество, используемое федеральными органами исполнительной власти для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и правопорядка.

Во-вторых, до сих пор не регламентированы сроки регистрации имущества. В результате целый ряд имущественных объектов в течение многих лет не попадают в налоговую базу, и с них не уплачивается налог.

Повышение уровня собираемости региональных и местных налогов напрямую зависит от эффективной работы по взысканию задолженности. Активизация в 2010 году работы налоговых органов в данном направлении позволила обеспечить дополнительные поступления в бюджет региона около 600 миллионов задолженности прошлых лет.

Таким образом, необходима разработка законодательных инициатив по отмене на федеральном уровне льгот по данному налогу, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, либо по компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от применения существующих льгот по налогу на имущество организаций.

В целях обеспечения эффективности налогового контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога на имущество организаций необходимо наладить информационное взаимодействие налоговых органов со службами БТИ.

Помимо транспортного налога и налога на имущество организаций к числу региональных относится также налог на игорный бизнес. Однако, выделение игорных зон на территории РФ привело к тому, что в большинстве субъектов РФ налог на игорный бизнес больше не поступает. Все это привело к снижению доли налоговых доходов бюджетов субъектов РФ в консолидированном бюджете РФ, увеличению федеральной финансовой помощи, что снижает самостоятельность региональных бюджетов.

Актуальность применения местных налогов в той или иной местности зависит в большей степени от размера той доли в местном бюджете, которую составляют собственные доходы того или иного муниципалитета. Чем больше указанная доля и меньше доля дотаций из других бюджетов, тем очевидно большее влияние оказывают местные налоги на благополучие муниципального образования.

Система местных налогов и сборов является составной частью налоговой системы РФ. Их основная задача - создание стабильных источников формирования доходов бюджетов.
Местное налогообложение наряду с мобилизацией финансовых ресурсов в бюджет должно обеспечить в условиях рыночной экономики достижение поставленных экономических и социальных целей в процессе местного развития.

Действующее федеральное законодательство чрезмерно ограничивает налогово-бюджетные полномочия органов власти субъектов РФ. Региональные и местные налоги и сборы покрывают лишь 15 процентов расходных потребностей региональных и местных бюджетов. Говоря об актуальности этой проблемы, можно привести для сравнения данные: в 1998 году в России действовали 23 местных налогов и сборов, доходы от которых составляли 97 процентов всех доходов муниципальных образований. В настоящее время осталось только 3 региональных и 2 местных налога. Причем на федеральном уровне остаются наиболее стабильные налоги (НДС, акцизы). Регионам остаются наиболее трудно собираемые налоги.

В частности, целесообразно «переместить» некоторые региональные налоги, например, транспортный и налог на имущество организаций, в перечень местных. Учитывая мировой опыт, а также большую долю налоговых поступлений, основным доходным источником муниципалитетов должен стать налог на доходы физических лиц, который целесообразно также отнести к местным налогам. При этом необходимо, чтобы этот налог платился по месту жительства граждан, то есть по месту получения ими бюджетных услуг. Многие проблемы взаимоотношения муниципалитетов, когда гражданин работает на территории одного муниципалитета, а живет на территории другого, в этом случае будут решены.


Заключение

 

Итак, региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, а местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

После рассмотрения основных положений региональных и местных налогов, можно сделать заключение о том, что данные налоги представляют огромный интерес при их изучении. И оказывают непосредственное влияние на экономику субъектов РФ. Используя такой инструмент, как налоги, государство может стимулировать или, наоборот, сдерживать развитие отдельных отраслей экономики. Это осуществляется посредством определения перечня налогов, налоговых ставок или налоговых льгот для отдельных хозяйствующих субъектов или видов деятельности. Регулирование и стимулирование региональной экономики осуществляется также посредством финансирования из федерального бюджета.

В первой главе мной рассмотрены основные элементы региональных налогов, их целевое назначение и развитие, во второй - методика расчета и уплаты каждого налога, а в третьей главе - направления совершенствования региональных и местных налогов.

К сожалению, региональное налогообложение сталкивается с рядом проблем, в частности: со снижением налоговых поступлений в бюджеты субъектов из за отмены большинства региональных налогов; ограниченностью полномочий региональных властей; многочисленные судебные издержки по вопросам уклонения от уплаты налогов, просрочки платежей и т.д.

Для решения данных проблем необходимо увеличить доходность регионального государственного комплекса, укрепить развитие налогооблагаемой базы регионов. Следует законодательно закрепить следующие положения: основные правила разграничения конкурирующей компетенции федерации и субъектов; принцип субсидиарности в межбюджетных взаимоотношениях; основы бюджетного выравнивания: цели и задачи, направления, по которым осуществляется федеральная помощь бюджетам иных уровней и условия ее предоставления, формы финансового выравнивания, основы механизма согласования интересов федерации и субъектов в процессе распределения финансовых средств; механизм участия субъектов федерации в формировании государственной федеральной региональной политики.


Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.-М.; Юрид. лит., 1993. - 64 с.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. №145-Ф3.

3. Бочаров В.В. Финансы/В.В. Бочаров - СПб: Питер, 2008. -192 с.

. Врублевская О. Бюджетная система РФ: Учебник для вузов/ О. Врублевская, М.В. Романовский. - СПб.: Питер, 2008 - 576 с.

. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка - 2-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ - ДАНА 2008. - 703 с.

6. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Изд - во Юрайт; Высшее образование, 2009. - 609 с.

. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 639 с.

8. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.:ЮНИТИ, 2002. - 527 с.

. Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2012-2014 годах // Финансы. - 2011. - №7. - С. 5-14.

. Кудрин А.Л. Бюджет модернизации экономики России // Финансы. - 2011. №1.

. http://www.grandars.ru/student/nalogi/mestnye-nalogi.html

. http://www.nalkod.ru/statia15

13. http://www.raschet.ru/articles/42/ http://www.interfax.ru/business/news.asp? id=275748

. http://www.nalog.ru/nal_statistik/forms_stat/

. http://www.kadis.ru/kodeks.phtml? kodeks=14&paper=14


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.