Современный подход к изучению басни в начальной школе — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Современный подход к изучению басни в начальной школе

2020-04-01 170
Современный подход к изучению басни в начальной школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Басня как форма эпического жанра появилась задолго до нашей эры. В России наибольшего совершенства басня достигла в творчестве И.А. Крылова.

По тематике и идейной направленности басни И.А. Крылова чрезвычайно разнообразны. А.С. Пушкин находил в них отличительные свойства русского народа: «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». И.В. Гоголь называл их притчами, он так писал: «Его притчи - достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа».

Для чтения в начальных классах школы отображены басни, заключающие в себе общежитейскую мудрость, осуждающие пороки людей, Стихи крыловских басен написаны так просто, что школьник, только что постигший грамоту, и человек взрослый, одинаково чувствуют, как правдиво, метко, интересно они написаны. В настоящее время в книги для чтения, наряду с баснями И.А. Крылова, вошли две басни Л.Н. Толстого и одна басня К.Д. Ушинского [26, c. 27].

Внимание к басне обусловлено рядов ее достоинств. Она заключает в себя большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Каждая басня - это положительная направленность того или иного суждения всегда присутствует в басне и при правильно организованной работе хорошо осознается школьниками. Что осуждает басня? Чему учит?

Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка чрезвычайно много дают для развития мышления» и речи учащихся. Размер басни обычно не превышает 20-30 строк, но по содержанию - это пьеса со своей завязкой, кульминационным пунктом и развязкой. Для детей басня - замечательный образец предельно краткого по форме и емкого по содержанию описания какого-либо случая.

Они привлекают в равной степени как глубиной, заключенной в них мысли, так и яркостью ее выражения в словах. Не случайно, что из басен образные выражения широко применяются в речевой практике людей к различным случаям жизни.

Слово в басне Крылова - это средство выражения народной мудрости, национальной самобытности русского народа: оно выступает как часть национальной русской речевой культуры. Оно сохранило значение ярких, красочных, народных формул, помогающих ясно и образно выразить мысль. Этими «крылатыми словами» русский человек не только украшает свою речь, но и доказывает, обосновывает свою точку зрения; опровергает ошибочное мнение, предупреждает возможное возражение, воздействует на собеседника.

О воспитательной ценности басен И.А. Крылова великий критик В.Г. Белинский написал следующее: «Нет нужды говорить о великой важности басни для воспитания детей; они бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатлениями почти единственно доступной для них поэзии». Так в литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера, поэтому выделяются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания), которые и призваны оказывать нравственное воздействие на читателя учащегося [11, c. 30].

В баснях действующими лицами являются животные. Душа басни состоит в органическом синтезе человеческого и звериного, соединении тонком, тактичном и потому никак не оскорбительном. Сохранив звериное обличие, басенные герои стали одновременно и посетителями таких общечеловеческих пороков, как лесть, зависть, жадность, угодничество, лень, Иногда же они судят о событиях мудро и справедливо, и тогда они не глупей людей, Сообразуясь с природными нравами и повадками животных, Крылов наделяет их полнее человеческими поступками и мыслями. Пчелы и Муравьи почти всегда трудолюбивы, скромны и наблюдательны. Хитрая плутовка и лицемерка Лиса выступает в басне как криводушный судья - взяточник и льстивый царедворец, а хищный, жадный, глуповатый Волк олицетворяет чиновника, хапугу и грабителя. Уже одно только присутствие этих людских качеств в звере и «звериных», в человеке рождает восхитительный крыловский юмор, такой непосредственный, лукавый и добрый. Животные и люди в баснях И.А. Крылова сказочные, но как в подлинной, настоящей сказке они в то же время достоверны.

Однако одним из центральных вопросов анализа басен является раскрытие ее морали. Здесь особо ставится вопрос о том, когда работать над раскрытием морали; до специального анализа ее конкретного содержания или после?

Ведущие методисты Е.А. Адамович, Н.П. Кононыкин, Н.А Щербакова, Н.А. Щепетова, В.И. Яковлева и другие считали, что работа над текстом басни начинается с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла (кто подразумевается под действующими лицами басни) и наконец, рассматривается мораль, то есть нравственные задачи.

Н.П. Кононыкин и Н.А. Щербакова рекомендуют не читать мораль басни, пока не понятно учащимся содержание конкретной басни, пока дети не уяснили особенности действующих лиц не сделали переноса характерных черт животных, изображенных в баснях, в реальную людскую среду.

Аналогичный подход к работе над басней был высказан методистами В.Г. Горецким и М.И. Омороковой.

Иной путь работы над басней описан Л.В. Занковым. По его мнению, более целесообразно сразу же после чтения басни без какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какая основная задача басни»? Не прибегая к анализу текста басни, учащиеся высказываются относительно ее главной мысли после чего им ставится второй вопрос: «Какова мораль басни?» Уже после того (пишет Л.В. Занков) какуяснена мораль, дети сами читают басню. Затем происходит краткий разбор речевых оборотов.

Итак, Л.В. Занков считает, что анализ басни ведет от главной мысли к морали и к конкретному содержанию. Многое зависит от того, какова главная мысль и мораль басни (возможно, что они просты и доступны младшим школьникам уже после первого чтения). Однако, как показывают исследования психологов и методистов, учащиеся в своем восприятии художественного произведения проходят два этапа: непосредственное восприятие (эмоционально-образное) и опосредованное (обобщенно-оценочное, связанное с раскрытием подтекста, с пониманием идей). В этом плане чтение басни не представляет исключения. Напротив, басня, как произведение, которому свойственна высокая степень обобщенности, заключается в морали, требует четкого восприятия конкретно-образного содержания. От правильного понимания конкретного содержания и мотивов поведения действующих лиц басни учащиеся переходят к выделению ее главной мысли. Процесс раскрытия морали басни представляет для учащихся абстрагирование наиболее существенных положений, которые заключены в конкретной части басни. Главная мысль - вывод из конкретной части басни, а мораль - обобщенное выражение идеи.

Основная тема басен И.А. Крылова - это обличие человеческих пороков. Мораль предпочитается описанию конкретных событий.

Мораль в баснях И.А. Крылова как правило, выполняет несколько функций: она формулирует истину жизни общества, а заключительная часть конкретизирует истину, придает ей яркую запоминающуюся образность. Они потом становятся афоризмами [15, c. 175].

Глубокое понимание внутреннего содержания басни достигается в результате выполнения соответствующих вопросов и заданий. Последовательность их предъявления учащимся может быть такой: «восприятие конкретного содержания, раскрытие композиции, характерных особенности действующих лиц, мотивов их поведения - раскрытие аллегории - выяснение главной мысли конкретной части басни - анализ морали.

Успех работы над басней определяется рядом условий. Во-первых, важно в процессе анализа басни помочь ученику живо представить развития действия, ярко воспринять образы. Поэтому целесообразно предлагать учащимся словесное рисование, чтение в лицах на заключительном этапе работы. Необходимо развивать у учащихся внимание к каждой детали обстановки, в которой действуют персонажи, к каждому штриху их облика.

Таким образом, дети понимают причину выбора автором действующих лиц. Например, басня «Лебедь, Щука и Рак», что имеет немаловажное значение для осознания идейной направленности басни. На основе знаний нравственных понятий и их сущности учащиеся могут не только оценивать поведение персонажей басни, но и выстраивать свои отношения с товарищами. Совместная работа школьников на уроке должна рождать отношения уважения между ними, взаимной поддержки и требовательности друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать личный успех или неудачу с позиции общей работы.

Очень многое для понимания идеи басни дает выяснение их отношения к персонажам. Уже после первого прочтения целесообразно задать вопрос: «Кому из действующих лиц вы сочувствуете и почему?». Ответ на такой вопрос сразу ставит учащихся перед необходимостью вникнуть в мотивы поведения действующих лиц, то есть приступить к анализу. Сопоставление конкретных образов басни без утраты авторского своеобразия их раскрытия подводит к раскрытию аллегории.

Не менее важно научить детей быть очень внимательными к авторской оценке. Иногда она выражена одним словом, но это равно целой фразе. Например, в басне «Чиж и Голубь» И.А. Крылов свое отношение к бездушному, высокомерному Голубю выразил двумя словами, помещенными в середине строки: «И бело!» Так автор откликнулся на несчастье Голубя: тот запутался в силок. А беде Чижа он сочувствует. Бедняжку Чижа он жалеет; западню, которая захлопнула Чижа, автор называет злодейкой. «Почему так по-разному автор относится к Чижу и Голубю?», «За что был наказан Голубь?» - вот те вопросы, отвечая на которые учащиеся поймут главную мысль басни (она звучит и как нравоучение): «Вперед чужой беде не смейся, Голубок».

В некоторых произведениях авторские мысли высказывает одно из действующих лиц. Например, в басне «Кукушка и Петух» такую роль выполняет Воробей. Понимание роли каждого действующего лица - основа раскрытия идейной направленности басни. Например, в басне «Слон и Моська» мотивы поведения Моськи становятся понятными для учащихся в процессе выяснения роли шавки. Именно шавка вынудила Моську объяснить свое поведение. Шавка выступает от имени всех тех, кто осуждает Моську, считает ее поведение позорным.

Понимание роли каждого действующего лица - основа раскрытия идейной направленности басни [5, c. 90].

Итак, задача учителя помочь детям сохранить непосредственность, эмоциональность, яркость восприятия конкретного содержания и при этом научиться понимать более глубокий смысл произведения воплощенный автора при помощи образных средств художественной литературы.

Таким образом, в процессе изучения басен, учитель получает возможность не только познакомить детей с конкретным содержанием произведений, но и формировать на базе нравственные качества будущей личности.

 



Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.