Основы нравственного воспитания и изучения произведений басенного жанра в начальной школе — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Основы нравственного воспитания и изучения произведений басенного жанра в начальной школе

2020-04-01 272
Основы нравственного воспитания и изучения произведений басенного жанра в начальной школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Актуальность выбранной темы определяется теми целями и задачами, которые стоят сегодня перед школой.

Главная цель, поставленная перед школой - образование учащихся. Это понятие в Федеральном образовательном стандарте определяется как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Размышляя над педагогическим процессом образования, думая над путями и способами решения этих задач, авторы государственных образовательных стандартов пишут: «Образование - это специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы, имеющие специальное и личное значение, в различных сферах деятельности на основе культуры общества». По новому Федеральному Государственному Общеобразовательному Стандарту понимание литературы как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Образование - это еще процесс становления человека Человеком, развития в себе родовых человеческих качеств (доброты, сострадания, честности, благородства и др.), это - «духовная работа самого человека над собой». (Лазарева В.А.)

В ситуации безнравственности во всех сферах жизни, окружающей ребенка в быту, во дворе и на улице - в том мутном потоке, что льется на него с экранов телевизора, всем, а особенно ребенку, входящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечества. Впитывал эти чистые источники, «припадать к ним человек должен с детства. С детства он должен осознавать, что есть добро и зло».

А школа - это образовательное учреждение общества, которое и должно организовывать труд ума и души ученика по воспитанию (т.е. приятию себя), освоению и присвоению общих для всех людей норм и правил. И не только предоставлять «материал отличного качества, который вливается в душу», каким является литература и искусство, но и вооружить его способом освоения этого материала. А чтобы «возникли нравственные убеждения человека, основанные на общечеловеческих нравственных ценностях, по мнению В.А. Лазаревой, нужно, чтобы дети не только знали эти нравственные нормы, но и осмыслили их, убедились в их правильности и начали следовать им в своей жизни. В процессе этой деятельности, субъектом которой является сам ученик, и будет происходить духовно-нравственное развитие ребенка».

И, конечно же, значительное место этих задач образования принадлежит урокам литературы, потому что именно литература способствует глубокому, личному освоению нравственно-эстетических ценностей, так как в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувство и воля. В основе работы над художественным произведением лежат размышления учеников-читателей над случаями из жизни людей, их непростыми взаимоотношениями друг с другом, причинами и последствиями поступков человека, проблемами правды и неправды, дружбы и любви, добра и зла другими сложными жизненными вопросами.

Но просто так духовно-нравственное содержание, а тем более социально-нравственный опыт не «перетекает» из художественного произведения в душу ребенка. Поэтому главным условием решение задач нравственного воспитания учащихся на уроках литературного чтения является организация значимого для ученика полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений. Как организовать этот процесс? Чем может и должен помочь ученику учитель в процессе работы над художественным произведением, чтобы школьник, выбирая в себе нравственные и эстетические сокровища, пришёл к пониманию, что чтение - лучшее учение. Эти вопросы волнуют многих учителей.

Объект: учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование нравственного воспитания младших школьников через изучение произведений басенного жанра.

Предмет: методы, приемы работы над произведений басенного жанра младших школьников.

Цель:

раскрыть влияние басни на развитие нравственного воспитания младших школьников;

выявить наиболее эффективные методы и приемы работы над басней, способствующие развитию нравственного воспитания.

Задачи:

изучить и проанализировать научно-методическую литературу;

рассмотреть современный подход к изучению басни в начальной школе.

Методика работы с литературными произведениями на уроках чтения является одной из наиболее важных задач обучения младших школьников, входящих в изучение русского языка начальных классов. Круг чтения младшего школьника охватывает достаточно большое число разнообразных жанров, в которые входят как стихотворные произведения, так и проза. Одним из видов художественного текста, изучаемых в начальной школе, является басня. Басня может быть как стихотворной, так и написанной в форме поучительного рассказа, но наиболее часто употребляемой является стихотворная басня.

Желание и умение читать басни приобретает для ребенка XXI века уже в младшем школьном возрасте личностно-значимый смысл, но только в том случае, если учитель и дети воспринимают басню как особый литературный жанр с ярко выраженной спецификой художественного видения ее автором явлений реальной действительности и отражения их в форме так называемого художественного басенного мира. Именно освоение авторского отражения окружающего мира в басне приучает ребенка различать зло, формирует у начинающего читателя свое особое отношение к миру зла и убеждает его в важности понимания того, когда и как может трансформироваться реальный мир в басенный.

Классическую басню как учебный материал в современной начальной школе нельзя ничем заменить, так как она является одним из способов познания житейских отношений, характера человека, а также нравственного воспитания младших школьников.

 


Заключение

Басня - прекрасное средство для воспитания нравственных качеств у младших школьников, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Басня укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства. Басни успешно прошли через несколько исторических эпох, не теряя популярности и тем, подтверждая свою нужность обществу. Это явление искусства, заслужившего право на поучение.

Методика обучения младших школьников чтению басен предполагает разноплановое структурирование басен при предъявлении их младшим школьникам: на первом этапе предпочтительнее его тематическая организация, а на втором - пообразная. Такое структурирование позволяет своевременно сформировать у младших школьников сначала интерес к басне как особому способу художественного видения окружающего мира, а затем возбуждать у детей интерес к разностороннему осмыслению одного и того же явления (образа) в разных ситуациях для более глубокого постижения его сущности, чтобы запечатлеть эту сущность и сделать ее неотъемлемой частью своего мировосприятия.

При обучении младших школьников чтению басен необходимо отбирать для уроков чтения только литературные произведения с явно выраженной спецификой жанра, чтобы обозначение жанра становилось для детей значимым читательским предписанием, определяющим читательские ожидания ребенка в процессе чтения и предотвращающим разочарование читаемым.

На основе изучения произведений басенного жанра как средства нравственного воспитания можно прийти к выводу, что произведения басенного жанра являются благодатным материалом как для нравственно-эстетического воспитания, так и для развития творческих способностей учащихся.


Список литературы

 

1. Азбука нравственного воспитания: пособие для учителя / А.И. Каиров, О.С. Богданова; под ред. А.И. Каирова. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1979. - С. 26.

2. Большая литературная энциклопедия /Сост. В.Е. Красовский. - М., 2003. - 845 с.

.   Бушуева Л.С. Нравственное воспитание при изучении произведений басенного жанра / Л.С. Бушуева, Н.И. Комаха // Начальная школа. - 2013. - №6. - С. 39-42.

.   Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе. - М., 2010. - 288 с.

.   Высотина Л.А. Нравственное воспитание младших школьников. - М., 1960. - 160 с.

.   Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. - 2008. - №7. - С. 13 - 17.

.   Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. - М., 1981. - 160 с.

.   Ещенко И. Басни Дедушки Крылова // Начальная школа. - 2003. - №6. - С. 3 - 7.

.   Занков Л.В. О начальном обучении. - М., 1963.

.   Капустина Н.Г. Представления младших школьников об основных этических категориях // Начальная школа. - 2007. - №9. - С. 13 - 17.

.   Коровин В.И. Басни Ивана Крылова. - М., 2009. - 96 с.

.   Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников. - М.: Просвещение, 2003. - 256 с.

.   Маранцман В.Г. Литературное и речевое развитие школьников в их взаимосвязи и специфике // Литературное и речевое развитие школьников: Межвуз.сб. научн. трудов. - СПб., 1992. - С. 3-12.

.   Методика изучения художественного образа на уроке литературного чтения в начальной школе: методические рекомендации для учителей начальной школы / Сост. Э.Р. Резник. - Омск, 2004. - 24 с.

.   Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений / [М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева]; под ред. М.П. Воюшиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 288 с.

.   Миловзорова А.М., Тиунова Е.В. Выразительное чтение как средство воспитания нравственных чувств // Начальная школа. - 2010. - №5. - С. 32-35.

.   Нравственные проблемы развития личности. / под ред. А.И. Титаренко. - М.: «Просвещение», 2007. - 335 с.

.   Педагогическая энциклопедия / гл. ред. И.А. Каиров, Ф.Н. Петров. - М., 1965. Т. 2. - С. 119.

.   Петрова В.И. Нравственное образование младших школьников // Теория и практика дополнительного образования. - 2007. - №7. - С. 50 - 56.

.   Психологические проблемы нравственного воспитания детей: сб. науч. тр. / под ред. Ф.И. Михайлова, И.В. Дубровиной, С.Г. Якобсон. - М., 1977. - С. 68 - 69.

.   Рожков А.В. Нравственное воспитание: поиски новых подходов. - М.: «Питер», 2009. - 243 с.

.   Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учеб. пособие. - СПб., 2008. - 159 с.

.   Сенько В.Г. Воспитание у младших школьников норм поведения: Работа с трудными детьми / В.Г. Сенько. - Минск, 1976. - С. 4.

.   Трофимова Н.М. Нравственное воспитание и развитие младших школьников в процессе обучения / Н.М. Трофимова. - Воронеж, 1975. - С. 30.

.   Чепиков В.Т. Теоретические и методические основы процесса воспитания нравственных качеств личности младших школьников: дис….д-ра пед. наук / В.Т. Чепиков. - М., 1997. - 338 с.

.   Черемисинова Л.И. Мораль в баснях И.А. Крылова // Начальная школа. - 2003. - №10. - С. 26-31.

.   Эмоциональное стимулирование в процессе нравственного воспитания школьников: межвуз. сб. науч. тр. - Киров, 1987. - С. 60.

Введение

Актуальность выбранной темы определяется теми целями и задачами, которые стоят сегодня перед школой.

Главная цель, поставленная перед школой - образование учащихся. Это понятие в Федеральном образовательном стандарте определяется как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Размышляя над педагогическим процессом образования, думая над путями и способами решения этих задач, авторы государственных образовательных стандартов пишут: «Образование - это специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы, имеющие специальное и личное значение, в различных сферах деятельности на основе культуры общества». По новому Федеральному Государственному Общеобразовательному Стандарту понимание литературы как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Образование - это еще процесс становления человека Человеком, развития в себе родовых человеческих качеств (доброты, сострадания, честности, благородства и др.), это - «духовная работа самого человека над собой». (Лазарева В.А.)

В ситуации безнравственности во всех сферах жизни, окружающей ребенка в быту, во дворе и на улице - в том мутном потоке, что льется на него с экранов телевизора, всем, а особенно ребенку, входящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечества. Впитывал эти чистые источники, «припадать к ним человек должен с детства. С детства он должен осознавать, что есть добро и зло».

А школа - это образовательное учреждение общества, которое и должно организовывать труд ума и души ученика по воспитанию (т.е. приятию себя), освоению и присвоению общих для всех людей норм и правил. И не только предоставлять «материал отличного качества, который вливается в душу», каким является литература и искусство, но и вооружить его способом освоения этого материала. А чтобы «возникли нравственные убеждения человека, основанные на общечеловеческих нравственных ценностях, по мнению В.А. Лазаревой, нужно, чтобы дети не только знали эти нравственные нормы, но и осмыслили их, убедились в их правильности и начали следовать им в своей жизни. В процессе этой деятельности, субъектом которой является сам ученик, и будет происходить духовно-нравственное развитие ребенка».

И, конечно же, значительное место этих задач образования принадлежит урокам литературы, потому что именно литература способствует глубокому, личному освоению нравственно-эстетических ценностей, так как в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувство и воля. В основе работы над художественным произведением лежат размышления учеников-читателей над случаями из жизни людей, их непростыми взаимоотношениями друг с другом, причинами и последствиями поступков человека, проблемами правды и неправды, дружбы и любви, добра и зла другими сложными жизненными вопросами.

Но просто так духовно-нравственное содержание, а тем более социально-нравственный опыт не «перетекает» из художественного произведения в душу ребенка. Поэтому главным условием решение задач нравственного воспитания учащихся на уроках литературного чтения является организация значимого для ученика полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений. Как организовать этот процесс? Чем может и должен помочь ученику учитель в процессе работы над художественным произведением, чтобы школьник, выбирая в себе нравственные и эстетические сокровища, пришёл к пониманию, что чтение - лучшее учение. Эти вопросы волнуют многих учителей.

Объект: учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование нравственного воспитания младших школьников через изучение произведений басенного жанра.

Предмет: методы, приемы работы над произведений басенного жанра младших школьников.

Цель:

раскрыть влияние басни на развитие нравственного воспитания младших школьников;

выявить наиболее эффективные методы и приемы работы над басней, способствующие развитию нравственного воспитания.

Задачи:

изучить и проанализировать научно-методическую литературу;

рассмотреть современный подход к изучению басни в начальной школе.

Методика работы с литературными произведениями на уроках чтения является одной из наиболее важных задач обучения младших школьников, входящих в изучение русского языка начальных классов. Круг чтения младшего школьника охватывает достаточно большое число разнообразных жанров, в которые входят как стихотворные произведения, так и проза. Одним из видов художественного текста, изучаемых в начальной школе, является басня. Басня может быть как стихотворной, так и написанной в форме поучительного рассказа, но наиболее часто употребляемой является стихотворная басня.

Желание и умение читать басни приобретает для ребенка XXI века уже в младшем школьном возрасте личностно-значимый смысл, но только в том случае, если учитель и дети воспринимают басню как особый литературный жанр с ярко выраженной спецификой художественного видения ее автором явлений реальной действительности и отражения их в форме так называемого художественного басенного мира. Именно освоение авторского отражения окружающего мира в басне приучает ребенка различать зло, формирует у начинающего читателя свое особое отношение к миру зла и убеждает его в важности понимания того, когда и как может трансформироваться реальный мир в басенный.

Классическую басню как учебный материал в современной начальной школе нельзя ничем заменить, так как она является одним из способов познания житейских отношений, характера человека, а также нравственного воспитания младших школьников.

 


Основы нравственного воспитания и изучения произведений басенного жанра в начальной школе


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.