Принципы построения налоговой системы России и её законодательная база — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Принципы построения налоговой системы России и её законодательная база

2020-04-01 111
Принципы построения налоговой системы России и её законодательная база 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

на тему:

“Налоговый потенциал”

(на примере Орловской области)

 

Выполнил:

Студент 3 курса группы 371

Экономического ф-та

Спец. 080105.65

“Финансы и кредит”

Усачёва О.А.

Проверил:

К.э.н., доцент

Докальская В.К.

 

Орел – 2010


Содержание

 

Введение.......................................................................................................... 3

1. Теоретические и методологические основы определения налогового потенциала.......................................................................................................................... 4

1.1 Принципы построения налоговой системы России и её законодательная база.......................................................................................................................... 4

1.2 Сущность налогового потенциала региона........................................... 11

1.3 Теоретические аспекты определения налогового потенциала.............. 14

2. Налоговый потенциал Орловской области.............................................. 22

3. Направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона........................................................................................................................ 29

3.1 Основные формы регулирования налоговой задолженности............... 29

3.2 Совершенствование контроля за деятельностью региональных налоговых органов.......................................................................................................... 35

Выводы и предложения................................................................................ 39

Список литературы....................................................................................... 40

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.......................................................................................... 42

 


Введение

 

Для органов власти субъектов РФ одним из важнейших направлений деятельности на среднесрочную перспективу является повышение эффективности управления региональными финансами, которое может быть достигнуто путём дальнейшего совершенствования налоговой системы, укрепления и развития налогового потенциала.

Объект исследования - налоговый потенциал региона (Орловской области): факторы формирования, релевантные методы измерения, рационализация использования.

Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования, измерения и использования налогового потенциала региона.

Задачи курсовой работы:

· изучение специфики налоговой системы России на федеральном и региональных уровнях; выявление сущности понятия «налоговый потенциал»;

· изучение методик расчёта налогового потенциала, расчёт на примере Орловской области;

· рассмотреть направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили фундаментальные концепции и прикладные исследования, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области региональной экономики, межбюджетных и финансово-экономических отношений. Информационная база: законодательные акты, учебно-методическая литература, научные статьи и публикации, посвящённые данной проблеме.


1. Теоретические и методологические основы определения налогового потенциала

Направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона

Выводы и предложения

 

В данной работе была рассмотрена проблема налогового потенциала регионов.

Как такового понятия «налоговый потенциал» в законодательной практике не существует, однако под ним понимается важный бюджетообразующий показатель, показатель формирования доходной части бюджетов всех уровней.

Определение налогового потенциала региона может решить множество проблем и задач регионального уровня, указать направления деятельности по совершенствованию проблемных аспектов.

Налоговый    потенциал региона это максимально возможная сумма начисленных налогов и сборов с его территории в условиях действующего законодательства. Максимально возможная сумма начислений зависит от уровня собираемости налогов, эффективности мер по соблюдению налоговой дисциплины и предлагаемых мер по стимулированию деловой активности налогоплательщиков.

Важным условием эффективного потенциала является допустимая норма задолженности. В связи с этим возникает необходимость контроля над задолженностью по региональным налогам, ведь именно она основная проблема полноценного использования потенциала региона.

В данной работе мной было предложено развитие в направлении контроля как за самой задолженностью, так и за органами налоговой службы.

 


Список литературы

 

Законодательные акты:

1. Конституция Российской Федерации М., 2004г.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации М., 2005г.

3. Федеральный Закон Российской Федерации Об основах налоговой системы в РФ.

4. Федеральный закон «О бюджете РФ на 2000г.» М.- «Мир», 2001

Учебно-методическая литература:

5. Докальская В.К. Совершенствование социально-экономического развития регионов: теория и методология. Монография. – Орёл: Изд-во ОРАГС, 2009. – с.264.

6. Кадочников П., И.Трунин, Синельников-Мурылев С.,Луговой О. Оценка налогового потенциала и расходных потребностей субъектов РФ.-М.-ИППП,2001;

7. Кадочников П., Луговой О. Моделирование динамики налоговых поступлений и оценка налогового потенциала территорий-М.:ИППП, 2001г.;

8. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. - М.: Учебно-консультационный центр ЮрИнфоР, 2005

9. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Практикум. - М.: ИНФРА-М, 2004

10. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Н. Евстигнеева. СПб.: Питер, 2000

11. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России: Учебник. - М.: Финстатинформ, 2003

12. Трунин И.В. Оценка межрегиональных различий в обоснованных бюджетных потребностях субъектов РФ.- М.:ИППП, 2001г.;

13. Трунин И.В. оценка налогового потенциала субъектов Федерации и разработка методики распределения Фонда финансовой поддержки регионов на 2000г. -М.:ИППП, 2004г.;

Статьи:

14. Андреева А. Современные проблемы взаимодействий бюджетов в РФ. // Федерализм, 2003 10

15. Бирючев О.И. О некоторых вопросах оптимизации налогообложения // Финансы. 2005. – 2

16. Бирюков А.Г. К оценке бюджетной обеспеченности регионов// Финансы,№4,2006.и т.д.

17. Богачева О.В. Налоговый потенциал и региональные счета //Финансы, №2-3,2005;

18. Гордеев А.В., Методика комплексной оценки деятельности региональных налоговых органов// Налоговая политика и практика. – 2006. - № 10

19. Истомина Н.А., Одинокова Т.Д. Оценка налогового потенциала по бюджетообразующим налогам//Налоговая политика и практика.- 2008. - № 1

20. Мешков Р.А., Механизм регулирования налоговой задолженности: формы реализации и показатели эффективности//Налоговая политика и практика. – 2008. - № 11

Электронные ресурсы:

21. http://www.r57.nalog.ru


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Утверждаю

Руководитель

Федеральной налоговой службы

А.Э.Сердюков

09.12.2004 г.

 

Положение

Об Управлении Федеральной налоговой службы по Орловской области

 

I. Общие положения

1.Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области (далее - Управление) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых органов.

Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно.

2.Управление имеет сокращенное наименование: УФНС России по Орловской области.

3.Управление является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

4. Управление является уполномоченным территориальным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

5. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами ФНС России, нормативными правовыми актами органов власти Орловской области и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов, настоящим Положением.

6. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Орловской области, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

7. Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

7.1. Осуществляет контроль и надзор за:

7.1.1. соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчислен полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

7.1.2. представлением деклараций об объемах, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

7.1.3. выделением квот на закупку этилового спирта, а также использованием полученного по выделенным квотам спирта;

7.1.4. фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

7.1.5. осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

7.1.6. соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

7.1.7. полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

7.1.8. проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.

7.2. Выдает в установленном порядке лицензии на:

7.2.1. закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

7.2.2. хранение алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

7.2.3. производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции с производственной мощностью указанного производства в пересчете на абсолютный алкоголь менее 50 тысяч декалитров в год.

7.3. Осуществляет:

7.3.1. государственную регистрацию юридических лиц, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок регистрации;

7.3.2. пломбирование в организациях, осуществляющих производство спирта, контрольных спиртоизмеряющих приборов, а в организациях, производящих алкогольную продукцию, - приборов учета объемов этой продукции.

7.4. Регистрирует в установленном порядке контрольно-кассовую технику используемую организациями и индивидуальными предпринимателями соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.5. Ведет в установленном порядке:

7.5.1. учет всех налогоплательщиков на территории Орловской области;

7.5.2. реестры разрешений на учреждение акцизных складов;

7.5.3.региональные разделы федеральных информационных ресурсов: Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).

7.6. Представляет сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.7. Бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения.

7.8. Осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов.

7.9. Принимает в установленном порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней.

7.10. Представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам.

7.11. Осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических и физических лиц в установленной сфере деятельности.

7.12. Осуществляет функции распорядителя и получателя cpeдcтв федерального бюджета, предусмотренных на содержание Управления и нижестоящих налоговых органов и реализацию возложенных на них функций.

7.13. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений составляющих государственную тайну.

7.14. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок.

7.15. Организует профессиональную подготовку работников аппарата Управления и нижестоящих налоговых органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

7.16. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Управления.

7.17. Обеспечивает внедрение информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы налоговых органах.

7.18. Проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Управления и нижестоящих налоговых органов.

7.19. Осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

8. Управление с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

8.1. Запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.

8.2. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации ученых и специалистов.

8.3. Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам отнесенным к установленной сфере деятельности.

8.4. Осуществлять контроль за деятельностью нижестоящих налоговых органов.

8.5. Применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.

8.6. Отменять решения нижестоящих налоговых органов или приостанавливать их действие в случае несоответствия законодательству Российской Федерации.

III. Организация деятельности

9. Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению Руководителя Федеральной налоговой службы.

Руководитель Управления несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и функций.

Руководитель Управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Руководителем Федеральной налоговой службы по представлению Руководителя Управления.

10. Руководитель Управления:

10.1. организует и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за деятельностью Управления;

10.2. распределяет обязанности между своими заместителями;

10.3. представляет на утверждение в ФНС России структуру Управления смету доходов и расходов на его содержание;

10.4. утверждает в пределах установленной численности и фонда оплаты труда штатное расписание, положения о структурных подразделениях аппарата Управления, должностные инструкции его работников;

10.5. утверждает численность и фонд оплаты труда работников нижестоящих налоговых органов в пределах, установленных ФНС России численности и фонда оплаты труда, а также сметы доходов и расходов на их содержание в пределах предусмотренных ФНС России на соответствующий период ассигнований на содержание нижестоящих налоговых органов;

10.6. издает приказы, распоряжения и дает указания по вопросам деятельности Управления обязательные для исполнения всеми работниками Управления нижестоящими налоговыми органами;

10.7. назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников аппарата Управления и направляет в Федеральную налоговую службу предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителей нижестоящих налоговых органов;

10.8. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Управлении;

10.9. представляет в установленном порядке в ФНС России отчеты о проделанной работе за соответствующий отчетный период;

10.10. привлекает в соответствии с законодательством Российской Федерации к дисциплинарной ответственности работников за нарушения, допущенные ими в работе, если за эти нарушения не предусмотрена административная или уголовная ответственность.

11. Место нахождения Управления: 302030 г. Орел, площадь Мира, д.7а


ПРИЛРЖЕНИЕ 2

 

КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 1) в 2000-2004 гг.

(в фактически действовавших ценах; миллионов рублей)

  2006 2007 2008
Доходы – всего 5884,0 7655,7 8642, 3
 в том числе:      
 Налоговые доходы 3748,5 4940,6 6227,5
 из них:      
налог на прибыль 1330,5 1701,8 1719,8
налог на добавленную стоимость - - -
налог на доходы физических лиц 1198,6 1554,5 2469,9
акцизы 266,4 498,6 725,6
платежи за пользование природными ресурсами 112,1 204,7 194,5
налоги на имущество 460,9 380,8 521,2
налоги на совокупный доход 160,1 113,7 287,9
Неналоговые доходы 164,6 208,3 295,9
из них:      
от продажи принадлежащего государству имущества 103,2 160,5 242,3
Безвозмездные перечисления 1926,3 2003,1 1983,9
Доходы целевых бюджетных фондов - 421,1 -
 Прочие доходы 44,6 82,6 135,0
       
Расходы – всего 6109,3 7405,4 867 5, 9
в том числе:      
на государственное управление, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности 823,4 890,8 1075,1
на поддержку отдельных отраслей экономики 1387,0 1454,6 1622,6
 из них:      
 на промышленность, энергетику и строительство 317,4 380,2 461,0
 на сельское хозяйство и рыболовство 257,6 309,0 305,1
на социально-культурные мероприятия 3294,2 4009,5 4969,2
прочие расходы 604,7 1050,5 1009,0
Профицит (+), дефицит (-) -225,3 +250,3 -33,6

1) Доходы и расходы приведены без внутренних оборотов.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

на тему:

“Налоговый потенциал”

(на примере Орловской области)

 

Выполнил:

Студент 3 курса группы 371

Экономического ф-та

Спец. 080105.65

“Финансы и кредит”

Усачёва О.А.

Проверил:

К.э.н., доцент

Докальская В.К.

 

Орел – 2010


Содержание

 

Введение.......................................................................................................... 3

1. Теоретические и методологические основы определения налогового потенциала.......................................................................................................................... 4

1.1 Принципы построения налоговой системы России и её законодательная база.......................................................................................................................... 4

1.2 Сущность налогового потенциала региона........................................... 11

1.3 Теоретические аспекты определения налогового потенциала.............. 14

2. Налоговый потенциал Орловской области.............................................. 22

3. Направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона........................................................................................................................ 29

3.1 Основные формы регулирования налоговой задолженности............... 29

3.2 Совершенствование контроля за деятельностью региональных налоговых органов.......................................................................................................... 35

Выводы и предложения................................................................................ 39

Список литературы....................................................................................... 40

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.......................................................................................... 42

 


Введение

 

Для органов власти субъектов РФ одним из важнейших направлений деятельности на среднесрочную перспективу является повышение эффективности управления региональными финансами, которое может быть достигнуто путём дальнейшего совершенствования налоговой системы, укрепления и развития налогового потенциала.

Объект исследования - налоговый потенциал региона (Орловской области): факторы формирования, релевантные методы измерения, рационализация использования.

Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования, измерения и использования налогового потенциала региона.

Задачи курсовой работы:

· изучение специфики налоговой системы России на федеральном и региональных уровнях; выявление сущности понятия «налоговый потенциал»;

· изучение методик расчёта налогового потенциала, расчёт на примере Орловской области;

· рассмотреть направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили фундаментальные концепции и прикладные исследования, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области региональной экономики, межбюджетных и финансово-экономических отношений. Информационная база: законодательные акты, учебно-методическая литература, научные статьи и публикации, посвящённые данной проблеме.


1. Теоретические и методологические основы определения налогового потенциала

Принципы построения налоговой системы России и её законодательная база

 

Налоговая система– это совокупность налогов и сборов, взимаемых государством, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля.

Налогообложение в любом государстве должно базироваться на отдельных принципах – основополагающих идеях и положениях существующих в налоговой сфере. Основные принципы налогообложения в России определены в НК РФ.

Основоположник классической политической экономии А. Смит в своей работе «Исследования о природе и причине богатства народов» сформулировал четыре принципа:

- Принцип справедливости. Этот принцип предполагает всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами;

- Принцип определённости - сумма и время платежа должны быть совершенно точно и заранее известны налогоплательщику;

- Принцип удобности – налог должен взиматься в такое время и таким способом, который наиболее удобен плательщику;

- Принцип экономии – максимальное сокращение издержек взимания налога.

- Налоги устанавливаются законами. Этот принцип означает, что, во-первых, налог должен быть поименован в Налоговом кодексе Российской Федерации (статьи 13—15). Во-вторых, в устанавливающем налог законе должен быть определен налогоплательщик и следующие элементы налога:

• объект налогообложения;

• налоговая база;

• налоговый период;

• налоговая ставка;

• порядок исчисления налога;

• порядок и сроки уплаты налога.

- Принцип всеобщности налогообложения. Согласно этому принципу каждая организация и физическое лицо без каких-либо исключений должны посредством уплаты налогов и сборов участвовать в финансировании общегосударственных расходов.

- Принцип равного налогообложения. Он предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами.

- Принцип соразмерности. Он заключается в том, что налоговое бремя должно быть экономически сбалансировано с интересами плательщика и интересы государства не должны оказывать неблагоприятные последствия для налогоплательщика.

- Равное налоговое бремя. Под налоговым бременем понимается мера экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов. Не допускается установление и применение налогов и сборов, различающихся в зависимости от политических, этнических, конфессиональных и иных подобных различий между налогоплательщиками. Согласно этому принципу не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов либо налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Следовательно, нельзя вводить повышенные ставки налога для частных предприятий по сравнению с государственными или для иностранных граждан по сравнению с гражданами Российской Федерации. Налоговый кодекс и таможенное законодательство допускают установление особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых, компенсационных) либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара.

- Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование. Поэтому, во-первых, налоги должны быть экономически эффективны, т.е. суммы платежей по каждому налогу должны многократно превышать затраты по их сбору. Во-вторых, при установлении налогов необходимо учитывать экономические последствия для:

• государственного бюджета;

• развития экономики;

• налогоплательщика.

- Налоги и сборы не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав. Налогообложение всегда связано с ограничением прав. Но это ограничение должно происходить с учетом статьи 55 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

- Налоги и сборы не должны нарушать единое экономическое пространство, которое гарантировано ст. 8 Конституции Российской Федерации. Поэтому налоги не могут ограничивать свободное перемещение в пределах России товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо по-другому ограничивать или препятствовать законной деятельности налогоплательщика. Незаконно установление дополнительных пошлин, сборов или повышение ставок налогов на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимых в другие регионы.

- Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также взносы и платежи, если они не обладают признаками налогов и сборов, установленных НК РФ, либо не предусмотрены НК РФ, либо установлены в ином порядке, чем это определено в кодексе.

Федеральные налоги и сборы, устанавливающиеся путем внесения изменений в НК РФ. На все вводимые налоги и сборы субъектов Федерации, и местные налоги и сборы распространяется принцип законного установления налогов и сборов. Если такие налоги и сборы не предусмотрены НК РФ или они введены с нарушением порядка, предусмотренного кодексом, то они считаются незаконными. Поэтому никто не обязан их уплачивать.

При внесении изменений в законодательные акты о налогах и сборах необходимо учитывать требования ст. 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145ФЗ), в соответствие с которой внесение изменений и дополнений в законодательство о федеральных налогах и сборах, пред полагающие их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Аналогичные правила установлены Бюджетным кодексом в от ношении законодательства субъектов о региональных налогах и сборах (ст. 59) и в отношении нормативных актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах (ст. 64).

- Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах, толкуются в пользу налогоплательщика. Этим принципом установлена презумпция правоты налогоплательщика, которая направлена на обеспечение дополнительной защиты прав налогоплательщика.

- Безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над положениями по налоговым вопросам в законодательных актах, не относящихся к сфере налогообложения. Так, в статье 56 Налогового кодекса записано, что налоговые льготы устанавливаются только законодательством о налогах и сборах.

- Равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства. Это значит, что каждый из участников налоговых отношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.

- Определение в федеральном законодательстве перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц.

Законодательство РФ о налогах и сборах — совокупность норм, содержащихся в законах РФ, устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения налоговых обязательств.

Статья 57 Конституции РФ определяет, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Разновидности налогов и сборов, а также порядок их уплаты определяются законодательными органами в форме законов и не могут быть установлены подзаконными нормативными актами. Подтверждением этого служит то, что второе предложение ст. 57 Конституции РФ начинается со слов "законы, устанавливающие новые налоги...". Говоря иначе, установление налогов и сборов и порядка их взимания - прерогатива исключительно законодателя, а формой выражения его воли может быть только закон. Конституция не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения или другого акта органа исполнительной власти. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что «установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными»[1].

На этих конституционных положениях базируется и Налоговый кодекс Российской Федерации. Согласно п. 1, 4 и 5 ст. 1 части первой НК РФ понятие «законодательство о налогах и сборах» охватывает, во-первых, законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов; во-вторых — законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ. Наконец, это понятие охватывает нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что «конституционное требование об установлении налогов и сборов только и исключительно в законодательном порядке представляет собой один из принципов правового демократического государства и имеет своей целью гарантировать, в частности, права и законные интересы налогоплательщиков от произвола и несанкционированного вмешательства исполнительной власти».

Законодательная ветвь власти действует в рамках системы разграничения компетенции государственных органов. Эта система перестанет функционировать, если законодательный орган по какой-либо причине не будет выполнять свои функции. Этим будут подорваны гарантии реализации гражданских прав и свобод. Гарантией реализации прав налогоплательщика является реальное разделение права облагать налогом и взимать его. Поэтому законодатель не вправе отказаться от выполнения своих функций, в том числе путем широкого делегирования полномочий. С позиции Конституции РФ наделение законодательного органа правом устанавливать налоги означает также и установление обязанности законодательного органа самостоятельно реализовать это право.

Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил эту точку зрения и указал в Постановлении от 11 ноября 1997г. № 16-П, что «наделение законодательного органа Российской Федерации конституционными полномочиями устанавливать налоги означает также обязанность самостоятельно реализовать эти полномочия».

Утверждение налогов законом является не только средством ограничения полномочий исполнительной власти, но и необходимым инструментом установления безусловной обязанности налогоплательщиков уплачивать налоги.

Только закон в силу его стабильности, определенности, особого порядка принятия может предоставить налогоплательщику достоверные данные для исполнения им налоговой повинности. Если бы существенные элементы налога или сбора могли устанавливаться исполнительной властью, то принцип определенности налоговых обязательств подвергался бы угрозе, поскольку эти обязательства могли быть изменены в худшую для налогоплательщика сторону в упрощенном порядке. Только законодательная форма введения денежной повинности в максимальной степени исключает взаимосвязь уплаты налога с решением налогоплательщика о целесообразности такого шага.

Налоговые отношения регулируются не только законами, но и подзаконными актами. Однако только закон налагает на налогоплательщика соответствующие обязанности. Поэтому федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, а также органы госуд


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.16 с.