Глава I. Мониторинг качества жизни населения — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава I. Мониторинг качества жизни населения

2020-04-01 202
Глава I. Мониторинг качества жизни населения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение.

Проводимые в последнее десятилетие социально-экономические реформы привели к радикальным изменениям в жизни российского общества. С 1991 года в России был введен новый институт исполнительной власти - институт мэров городов, префектов округов и районов. Сделано это было в целях усовершенствования форм управления городом, оптимизации деятельности администрации муниципальных образований.

 Вновь образованные органы исполнительной власти на местах сталкиваются на сегодняшний день с огромным количеством проблем и, к сожалению, не могут достаточно быстро и четко реагировать на постоянно меняющиеся условия, в которых приходится решать насущные вопросы жизнеобеспечения города. Конечно, определенный опыт комплексного изучения экономических и социальных проблем, определения путей выхода из кризисных ситуаций уже существует в арсенале местных органов власти, но часто знания, накопленные при решении одной ситуации, совершенно неприменимы для другого случая, так как исходные условия возникновения проблемной ситуации могут кардинально отличаться.

Анализ имеющейся теоретической базы, связанной с управлением муниципальными образованиями, показал, что за последние годы, когда происходили наиболее значительные изменения, как в социальной, так и в экономической сферах нашего общества, не было выработано единой концепции, в которой бы город рассматривался как целостное явление; концепции, содержащей в себе взаимосвязанную систему показателей, отражающих функционирование города во всем его многообразии.

 Сегодня все более значимой становится роль местной администрации в решении социальных проблем жителей городов и поселков.

Круг социальных проблем, которые должны решать местные власти, достаточно широк. Сюда относятся вопросы здравоохранения, среднего и профессионального образования, область работы муниципального транспорта, деятельность жилищно-коммунальных служб города.

В доперестроечные времена нужды и потребности населения администрация отслеживала через данные, поступающие от различных служб города в городской Комитет по статистике. Рассматривая обобщенные показатели, местные власти составляли план первоочередных задач, которые, по их мнению, требовали скорейшего решения.

Ситуация облегчалась еще и тем, что многие социальные функции (содержание определенной части жилищного фонда, детских садов и школ) брали на себя предприятия и организации, составлявшие производственно-экономический потенциал города.

Сегодня, когда вся социальная сфера находится в ведении городской администрации, необходимо внедрять в практику новые подходы в определении первоочередных задач, волнующих население, подходить к решению социальных проблем городских образований, используя современные технологии, в основе своей имеющие научные разработки.

Потребность органов местной власти в проведении исследований городской среды не реализуется, к сожалению, из-за отсутствия полного технологического цикла разработки и проведения этапов комплексного социально-экономического исследования.

Одним из методов выявления и своевременного реагирования на проблемы, возникающие при управлении городскими образованиями, является система социально-экономического мониторинга, способная постоянно отслеживать меняющиеся с течением времени потребности населения города, определять точки наибольшего социального напряжения и проводить программу действий, наиболее мягко преодолевающих имеющиеся в социальной сфере того или иного города негативные явления.

Проблематика, связанная с организацией социально-экономического мониторинга приобрела в настоящее время особую актуальность. В пользу этого говорит тот факт, что, хотя проблемы социально-экономического мониторинга скромно освещены в научных изданиях, Правительством РФ были приняты постановления «Об утверждении положения о Всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы» (22.03.95г.), «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге»(01.06.2000г. №426), «О мониторинге социально-экономического потенциала семей» (14.12.94г. №1376), «О федеральной целевой программе «Реформирование статистики в 1997—2000 годах» (23.11.96 г. №1410); специальным распоряжением правительства РФ была введена система показателей для оценки хода экономических реформ, а также постановлением Госкомстата России утверждена Унифицированная система показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования (09.01.98г. №2). Необходимость мониторинга социальных процессов отмечается также среди важнейших положений Федеральной целевой программы «Реформирование статистики в 1997-2000 годах». Отмеченные и другие правительственные документы возлагают решение задач социально-экономического мониторинга на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, администрации городов и регионов, муниципалитеты.

Социально-экономический мониторинг включает в себя целый ряд направлений, среди которых можно выделить:

-   Мониторинг качества жизни населения;

-   Мониторинг вклада территории в решение межтерриториальных и федеральных проблем;

-   Мониторинг хода реформ на территории;

-   Мониторинг величины социально-экономического потенциала территории и эффективности его использования.

 Выбор именно мониторинга качества жизни населения как темы данного дипломной работы обусловлен ее очевидной приоритетностью, ведь конечным критерием любых экономических преобразований (в том числе и на местном уровне) является улучшение качества жизни населения.

Вместе с тем недостаточная разработанность научных основ социально-экономического мониторинга не позволяет вплотную приступить к созданию этого центрального блока систем информационно-аналитической поддержки управленческих решений.

Выбрав проблему мониторинга качества жизни населения как тему дипломной работы, мною преследовались следующие основные цели:

- на основании работ различных авторов разобраться в сущности и структуре сложной категории «качество жизни населения»;

- обосновать необходимость создания адекватной системы показателей ее оценки для проведения мониторинга качества жизни населения;

-  оценить степень необходимости подобной информации применительно к уровню муниципального образования;

- проанализировать степень освоенности данной проблемы на примере МО «Всеволожский район».

В процессе подготовки работы мною были изучены и использованы следующие издания: законодательные документы, постановления Правительства РФ по вопросам мониторинга, монографии, статьи в периодической печати и т. д.

 

 

Сущность мониторинга

 

 В наше время внимание исследователей, специалистов- практиков привлекают возможности, связанные с проведением мониторингов социальных объектов. Практически все исследователи отмечают присутствие в социальной среде элементов неопределенности, инвариантности. Обосновывается необходимость привлечения достижений различных наук, системного подхода в социальном предвидении и прогнозировании. Этим объясняются поиски комплексных методов измерения существующих общественных явлений, их адекватного отражения и выработки способов оптимального управленческого воздействия.

В естественных науках термин “мониторинг” применяется достаточно длительно и систематично (экологические исследования, исследования технологических процессов, медицина и т. д.). Как дефиниция и вид научно- практической деятельности социальный мониторинг трактуется по-разному в зависимости от видения его сути, механизмов осуществления, отличительных свойств, особенностей, и чаще всего отождествляется с социологическими исследованиями.[20]

Некоторые авторы (Ревайкин, Быстрицкий и т.д.) под мониторингом социально-экономической ситуации понимают организационное системное наблюдение за ходом и характером качественных изменений в экономике, связанных с ее переходом из одного состояния в другое. Представляется более конструктивным использовать трактовку категории мониторинга принятую современной наукой[21], в соответствии с которой под социально-экономическим мониторингом можно понимать систему наблюдения, оценки и прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории.

Особенность социального мониторинга: непрерывность слежения и прогнозного оценивания социальных объектов по стандартному набору показателей, относительно устойчивых и повторяющихся во времени.

 

Обеспечение мониторинга

И конечно необходимо помнить, что реализация мониторинга качества жизни населения и его основных задач предполагает организационное, информационное, техническое, правовое и финансовое обеспечение со стороны органов местного самоуправления.[27]

Информационный фонд социально-экономического мониторинга должен представлять собой систематизированные многолетние данные об экономической и социальной обстановке, складывающейся на территории муниципалитета в разрезе, например, основных направлений мониторинга, нормативно-справочные материалы, сведенные в статистические регистры и Базы данных.

Укрупнено информационный фонд может состоять из данных, характеризующих:

- здоровье населения;

- уровень жизни населения;

- образ жизни населения;

- социально-экономический потенциал территории и т. д.

Информационной основой социально-экономического мониторинга территории могут служить базы данных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ, учреждений и организаций; специализированные базы данных наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием населения, за обеспечением санитарно – эпидемиологического благополучия среды обитания человека и т.п.; данные государственной статистической отчетности, материалы обследований, программ, проектов и т.д.

Поддержка баз данных социально-экономического мониторинга должна осуществляться комплексом программно-технологических и технических средств, функционирующих на уровне МСУ, который должен осуществлять формирование, обновление и актуализацию показателей.

Функционирование социально-экономического мониторинга территории должно осуществляться на соответствующей правовой основе. Это правовые механизмы взаимодействия информационного фонда мониторинга с органами управления, учреждениями, организациями, уполномоченными наведения данного мониторинга; правовые формы защиты информации, гарантии информационной безопасности.

Финансовое обеспечение разработки и поддержания в работоспособном состоянии системы социально-экономического мониторинга территории должны обеспечивать местные органы управления за счет бюджетных средств. Вместе с тем, учитывая практически повсеместный бюджетный дефицит, следует использовать возможности привлечения и других источников финансирования. Так, например, информационный фонд мониторинга территории муниципального округа включает множество самых разнообразных данных, которые могут быть полезны для различных субъектов хозяйствования как на данной территории, так и за ее пределами, в том числе и за рубежом.

 

 

ГЛАВА II. НАПРАВЛЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

2.1 Покомпонентный анализ качества жизни населения муниципального образования.

Итак, как мы выяснили, мониторинг качества жизни населения может осуществляться по трем отмеченным выше основным направлениям (см. Глава 1)

 Рассмотрим теперь каждое из намеченных направлений мониторинга более подробно.

Уровень жизни населения.

 Анализ уровня жизни населения производится в целом по муниципальному образованию в разрезе территориально-административных единиц, основных социальных групп населения с учетом принятых в обществе стандартов качества жизни в направлениях оценки доходов, потребления и расходов населения, денежных сбережений, накопленного имущества, обеспеченности населения объектами торговли, просвещения, культуры, искусства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, сферы бытового обслуживания, состояния защиты социально уязвимых групп населения, уровня потребления непродовольственных товаров и т.п.

При анализе уровня жизни населения используются различные индикаторы. Обобщенная оценка уровня жизни может быть произведена путем определения индекса жизни (индекса потребительских цен), характеризующего изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг (исходя из фактической структуры потребительских расходов населения) в текущем периоде к его стоимости в базовом периоде.[31]

Анализ доходов населения предполагает рассмотрение реальных общих доходов населения, реальных располагаемых личных доходов, денежных доходов, средних доходов и средней заработной платы.

 Реальные общие доходы населения определяются как личные с добавлением стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных населению услуг за счет общественных фондов потребления с поправкой на изменение потребительских цен.

Реальные располагаемые доходы населения определяются как личные располагаемые доходы с поправкой на изменение у потребительских цен.

Личные доходы населения - это все виды денежных и натуральных доходов, полученных в виде вознаграждения за работу по найму, от личного подсобного хозяйства; доходы, полученные от индивидуальной трудовой деятельности; денежные поступления из общественных фондов потребления и т.п. Личные располагаемые доходы определяются как личные доходы за вычетом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов населения в общественные организации.

Денежные доходы населения (доходная часть баланса денежных доходов и расходов населения) включают все поступления финансовых средств населению от предприятий и организаций всех форм собственности, безналичные перечисления и суммы, удерживаемые в уплату налогов и других платежей, стоимость продуктов и услуг, предоставляемых населению в счет причитающихся ему денежных доходов.

 Средний доход и средняя заработная плата работников исчисляется, исходя из суммы средств, направленных на потребление в расчете на одного занятого. В средства, направляемые на потребление, включаются следующие выплаты в денежной и натуральной формах: расходы на оплату труда, денежные выплаты и поощрения, дивиденды, проценты, выплачиваемые по акциям трудового коллектива в имущество предприятия, учреждения, организации. Средняя заработная плата работников исчисляется исходя из фонда оплаты труда, вознаграждений по итогам работы за год и единовременных поощрений работников.

 Оценка потребления и расходов населения предполагает определение общих объемов потребления населением материальных благ и услуг, денежных и потребительских расходов населения, покупательной способности средней заработной платы.

 Общий объем потребления населением материальных благ и услуг включает полную их стоимость (платных, льготных и бесплатных), полученных населением за счет доходов по труду, поступлений из финансовой системы и общественных фондов потребления. Денежные расходы населения (расходная часть баланса денежных доходов и расходов населения) включает все расходы населения, связанные с уплатой финансовых средств предприятиям, учреждениям и организациям. Потребительские расходы населения являются частью денежных расходов населения, направленной на приобретение потребительских товаров и услуг.

Покупательная способность средней заработной платы определяется через количество основных продовольственных непродовольственных товаров и услуг, которые можно приобрести среднюю заработную плату и рассчитывается в целом по муниципальному образованию, а также в разрезе основных социальных групп путем сопоставления средней заработной платы стоимости потребительской корзины. Последняя определяется исход из расходов на нормативное потребление продуктов питания фактически сложившихся средних затрат на непродовольственные товары и услуги и размеров налогов и взносов.[32]

 При оценке денежных сбережений населения необходимо учитывать, что они включают наличные деньги на руках населения, вклады в сберегательных и иных банках, облигации, полисы по страхованию жизни, казначейские обязательства, векселя, акции и другие ценные бумаги.

Существенной характеристикой уровня жизни населения является величина накопленного имущества. При оценке стоимости накопленного домашнего (личного) имущества следует иметь ввиду, что его надо рассматривать как часть национального богатства находящегося в собственности населения и предназначенного для удовлетворения его потребностей. Оно разделяется на имущество производственного и потребительского назначения. Наличие и характеристика предметов длительного пользования в собственности населения определяется по следующим позициям: телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, холодильник, морозильник, стиральная машина, пылесос, легковой автомобиль, мотоцикл, мопед, фото- и киноаппаратура и т.п.

Одним из важнейших индикаторов уровня жизни населения является прожиточный минимум, который представляет собой показатель минимального уровня потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.[33] Он определяется в целом по населению и социально-демографическим группам. Прожиточный минимум предназначается для оценки уровня жизни при формировании и реализации социальной политики в Российской Федерации и ее территориальных образованиях. На федеральном уровне прожиточный минимум служит для обоснования минимальных размеров заработной платы, минимальных пенсий, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. На уровне района главной функцией прожиточного минимума является обоснование размеров пособий по бедности и субсидий по компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг малообеспеченным семьям.

Основными факторами, определяющими размеры прожиточного минимума являются: утвержденные Министерством труда и социального развития на основе рекомендаций медицинских учреждений нормативы потребления продуктов питания; розничные цены и тарифы на услуги, регистрируемые органами статистики на местах.

Структура прожиточного минимума утверждается один раз в пять лет по Российской Федерации, в ее субъектах — законодательными (представительными) органами по представлению органов исполнительной власти. Прожиточный минимум рассчитывается с учетом влияния на его стоимость природно-климатических условий региона, местных особенностей потребления материальных благ и услуг отдельными социально-демографическими группами. Величина прожиточного должна определяться ежеквартально в среднем на душу населения и по социально-демографическим группам.

Базовые социальные нормативы устанавливаются федеральными законами по представлению Правительства Российской Федерации после консультаций с объединениями профсоюзов, исходя из поэтапного (в течение 5 лет) приближения указанных социальных нормативов к прожиточному минимуму. Размеры пенсий, стипендий и других социальных выплат устанавливаются в соотношении с соответствующими базовыми нормативами.

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого)ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, считается малообеспеченной и имеет право обратиться за государственной социальной помощью, оказываемой в виде денежного пособия и различных видов натуральной помощи, социальных услуг и льгот. Максимальный размер денежного пособия равен разнице между среднедушевым доходом семьи(гражданина) и величиной прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Финансирование расходов по выплате государственных социальных пособий должно осуществляться из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, исходя из величины прожиточного минимума, установленного органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при рассмотрении соответствующих бюджетов на предстоящий год и закрепляться договором между Российской Федерацией и ее субъектом.

В случае, если величина прожиточного минимума, установленного органами исполнительной власти субъекта РФ, выше величины, рассчитанной на основе методических указаний Министерства труда и социального развития, выплата той части социального пособия, которая образуется за счет превышения, производится только за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

 При анализе культуры и искусства следует определить степень удовлетворения его потребностей в услугах детских дошкольных учреждений, средних общеобразовательных школ, ПТУ, клубных учреждений, музеев, выставочных залов, театров, библиотек и т.п.

Анализ состояния коммунального хозяйства включает определение объема услуг, предоставляемых коммунальными службами населению, включая водопроводно-канализационное и энергетическое обеспечение. В процессе анализа состояния водопроводно-канализационного хозяйства определяются объемы водопотребления и канализационного водоотведения сточной жидкости, а также достигнутый уровень водоснабжения и канализации по сравнению с нормативным. Для оценки надежности систем водоснабжения и канализации учитывается степень бесперебойной подачи воды и отведения стоков в соответствии с действующими стандартами. Определяется потребность сетей и сооружений в капитальном ремонте, реконструкции, замене. Эти данные сопоставляются с объемом ремонтно-реконструктивных и строительных работ, оценивается необходимость и возможность расширения объемов водопотребления и отведения стоков, повышения надежности работы инженерных систем, а также потребность в их расширении. 

Аналогично производится мониторинг степени развития коммунальной энергетики. В частности, рассматривается достигнутый уровень электро-, газо- и теплоснабжения, определяется степень удовлетворения потребностей в использовании тепла, газа и электроэнергии, состояние сетевого хозяйства и сооружений.

 Анализ обеспеченности населения услугами бытового характера включает определение объема реализации платных услуг в расчете на одного жителя, исследование наличия и доступности, в том числе финансовой, для населения услуг предприятий бытового обслуживания в разрезе основных видов деятельности: ремонт и индивидуальный пошив обуви, швейных, меховых изделий; ремонт бытовых машин и приборов, техническое обслуживание транспортных средств; химчистка, услуги прачечных, фотоателье, парикмахерских, бань и душевых; ремонт и изготовление мебели; услуги прокатных пунктов, ритуальные услуги и т.п.

 Анализ обеспеченности населения услугами транспорта и связи основывается на определении следующих основных индикаторов: "насыщенность транспортной сети (трамвайной, троллейбусной, автобусной, метрополитена); объем перевозок пассажиров всеми видами транспорта, в т.ч. автобусами общего пользования, трамваями, троллейбусами, метрополитеном; удельный вес перевозок пассажиров отдельными видами транспорта; объем грузооборота; наполняемость общественного транспорта по видам); среднее время поездки; емкость существующих АТС и т.п.

При мониторинг уровня жизни населения в современных условиях экономического реформирования особенно важное значение приобретают вопросы, связанные с состоянием защиты его социально уязвимых групп[34].

Социальная защита трудоспособных слоев населения должна выражать ся преимущественно в расширении их возможностей зарабатывать на достойное существование в поддержке их инициативы и предпринимательства. В особую группу необходимо выделить трудоспособных граждан которые в результате экономических преобразование потеряли работу или могли оказаться в числе временно высвобожденных, беженцев из стран «ближнего зарубежья», лиц, освободившихся из мест заключения, лиц БОМЖ. Иначе решаются вопросы социальной защиты тех слоев населения, которые по объективным причинам не могут самостоятельно зарабатывать и иметь достаточный доход – многодетные, молодые и неполные семьи, дети, учащаяся молодежь, пенсионеры, инвалиды.

 Обобщенную оценку социальной защищенности инвалидов, пенсионеров, студентов, молодежи, членов молодых, неполных и многодетных семей можно провести с использованием показателя реальной покупательной способности средней пенсии (стипендии, пособия). Средний размер пенсии исчисляется исходя из суммы пенсий работающих пенсионеров, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий и т.п. с учетом единовременных ежемесячных выплат. Средний размер пособий определяется исходя из суммы выплат пособий многодетным и одиноким матерям, по беременности и родам, на рождение, потребление, на детей в малообеспеченных семьях и т.п., единовременных выплат. При определении среднего размера стипендии учитываются все виды стипендий учащимся высших и средних специальных учебных заведений, профессионально- технических школ и училищ, курсов, институтов усовершенствования, аспирантам и т.д., выплачиваемых за счет государственного бюджета, средств предприятий и организаций.

Как известно, функции социальной защиты населения осуществляются на уровне федерации, органов регионального и муниципального управления, трудового коллектива. В условиях становления местного самоуправления особо значимой становится деятельность по защите социально уязвимых групп населения на уровне отдельных муниципальных образований. Именно здесь имеются наиболее благоприятные условия для организации адресной социальной поддержки.

Обусловлено это следующими соображениями. На уровне региона, федерации могут приниматься "в среднем" совершенно правильные решения по социальной защите пенсионеров, инвалидов и т.п. Вместе с тем, качество жизни пенсионеров, например, в настоящее время определяется не только собственно размерами пенсионной обеспечения, но и рядом других причин: состоянием здоровья, желанием и возможностью работать, наличием или отсутствием семьи, родных, близких, характером внутрисемейных отношений, жилищными условиями, социальными интересами, возможностью самостоятельного обслуживания себя в быту и т.п.

Аналогичные соображения можно привести применительно и к другим социально слабозащищенным группам населения. Поэтому следует стремиться при организации аналитических работ в сфере социальной поддержки населения оценку и анализ проводить не только в целом по муниципальному образованию, но в разрезе конкретных групп социально незащищенного населения, а в пределе - отдельных индивидуумов.

 

Образ жизни населения.

 Важной структурной составляющей качества жизни населения является также образ жизни. Образ жизни - понятие, характеризующее ценностные установки и особенности их реализации в повседневной жизни в сфере трудовой деятельности, быта, использования свободного времени, удовлетворения духовных потребностей.[35] Мониторинг образа жизни целесообразно проводить в рамках основных социальных групп населения.

В условиях становления рыночной экономики мониторинг образа жизни населения в значительной мере связан с исследованием уровня занятости населения, процессов обеспечения общественного порядка и личной безопасности, поддержания благоприятного социально-психологического климата в обществе, формирование у населения, в первую очередь у молодежи, ценностных ориентации, соответствующих общечеловеческим нравственным нормам и т.п.

 Анализ занятости предполагает исследование не только количественных и качественных показателей рынка труда (числа вакантных мест, в том числе, в сфере общественных работ, уровня безработицы, половозрастного и социально-профессионального состава безработных), но и структуры занятости по секторам экономики; выявление тенденций перераспределения высвобождаемых из отраслей материального производства, в том числе, отраслей оборонно-промышленного комплекса; определение возможностей создания мест профессионального обучения и переподготовки кадров и т.п.

Необходимо осуществлять наблюдение за такими характеристиками занятости как общая численность работающих, в том числе: в госсекторе и в частном секторе, из них в разрезе отраслей и видов численности; число вакантных рабочих мест, в том числе по секторам экономики, в сфере общественных работ, из них: для рабочих, для работников профессий интеллектуального труда; уровень безработицы, в % (отношение численности безработных к рабочей силе); численность граждан не занятых трудовой деятельностью в том числе: трудоспособных, ищущих работу, из них: признано безработными получающими пособие по безработице; заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках; структура безработных: половозрастной состав; уровень застойной безработицы (удельный вес среди безработных с периодом безработицы >0.5 года, более 1 года)[36].

Анализ состояния правопорядка и безопасности граждан связан с проведением аналитических работ по определению уровня и характера преступности, эффективности предпринимаемых усилий, направленных на улучшение положения дел в этой сфере, с использованием следующих основных показателей: уровень преступности в расчете на 10000 населения); преступления, зарегистрированные по линии уголовного розыска и выявленные аппаратом ОБЭП (по видам), ед.; количество преступлений совершенных в общественных местах, ед.; количество преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения, ед.; число лиц совершивших преступления связанные с наркотиками, ед.

 Выяснение социального самочувствия населения предполагает выявление его отношения к уровню своего материального благополучия, состоянию здоровья, степени личной безопасности, ходу экономических реформ, ценностям и идеям рыночной экономики, готовности и способности активно адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, оценки степени социальной напряженности в обществе, политическим свободам и т.п.

Информационной основой мониторинга социального самочувствия населения региона являются данные специальных социологических опросов различных демографических и социально- психологических групп населения, специалистов.

Подходы к анализу состояния социального благополучия, развиваемые сотрудниками Кембриджского университета, рассмотрим на примере отношения населения к политической свободе. В числе индикаторов политических свобод, которые, по мнению авторов, не менее важны, чем показатели дохода, свобода от полицейского ареста, задержания, содержания в тюрьме без предъявления обвинения; свобода вероисповедания; свобода публиковать, издавать и читать книги любого содержания и политической направленности; право поиска информации и пропаганды идей; свобода от политической цензуры; свобода от полицейского обыска в жилом помещении без официальной санкции; свобода передвижения в пределах собственной страны; свобода радио- и телевизионных передач от государственного контроля; право женщин на равенство.

 Для оценки степени политической свободы авторы предложили семибалльную систему[37]. Оценкой в один балл оценивались политические системы, в которых большинство граждан и семей имеют право и возможность участвовать в выборах, а политические партии могут быть свободно созданы для борьбы за власть; в два балла -политические системы, где не всегда реализуются возможности политической свободы из-за исключительной бедности населения, феодальной социальной структуры, социальных волнений или других ограничивающих обстоятельств; в три балла - когда, несмотря на возможность свободного выбора лидеров или представителей власти, существует большой риск государственных переворотов, крупномасштабного вмешательства в результаты выборов и частых недемократических акций; в четыре балла - когда всеобщие демократические выборы блокируются конституционно или играют незначительную роль в распределении власти; в пять баллов - когда выборы полностью контролируются или ограничиваются, а результаты имеют малое значение; в шесть балов - когда отсутствуют выборы или проводятся при единственном кандидате, причем суть голосования сводится к демонстрации всенародной поддержки системы; в семь баллов - вариант диктатуры, а также политической системы, навязанной извне.

 Также по семибалльной системе авторы оценивают наличие гражданских прав у населения. Одним баллом оценивается положение, когда законность утвердилась, свобода выражения мнения возможна и реализуется в средствах массовой информации; двумя - страны, стремящиеся к определенному уровню гражданских прав, однако не достигшие желаемого из-за противоречий в обществе, невежества людей или отсутствия средств массовой информации и ограничения их деятельности законом; тремя - системы с "парадным мундиром" гражданских свобод и правительствами, с которыми можно дискутировать или которые могут быть под угрозой импичмента, хотя политические проблемы в этих странах могут решаться введением военного положения, арестами и заключением в тюрьмы и т.д.; четырьмя - страны с широким спектром гражданских свобод, но где, однако, существуют нелегальные партии и учреждения; многие страны этой группы прошли стадию революционной ситуации; пятью -страны, где гражданские права часто отменяются без основания, средства массовой информации слабы и контролируются правительством и цензурой; шестью - страны, где нет гражданских прав, хотя и предполагается, что они имеют приоритет, а критика власти дозволена в ограниченном объеме; семью - страны, о политической системе которых внешний мир никогда не был информирован, где критика власти невозможна и граждане не имеют никаких прав.

Одной из важнейших структурных составляющих образа жизни населения является социальная напряженность в обществе, анализ которой особенно важен в современном периоде политических и экономических трансформаций. Социальную напряженность принято описывать в различных терминах: противоречия, конфликты, неудовлетворенность, столкновения, противостояние, недоверие и др. He сложилось еще единого мнения об ее факторах, механизмах, формах проявления и развития. Тем не менее, уже сегодня можно рекомендовать следующую систему индикаторов для анализа и оценки социальной напряженности[38]: степень осознания группой (общностью) своих основных потребностей как таковых; степень удовлетворенности принятыми и доступными данной группе способами реализации потребностей и распределения благ; уровень притязаний (требований) на дополнительные материальные и другие блага, оценка деятельности социальных, и прежде всего, государственных институтов по организации регулирования удовлетворения потребностей и реализации интересов; требования к государственным институтам по изменению системы способов реализации потребностей и распределения благ данной группы и (или) всего общества.

Все перечисленные индикаторы отражают отношение групп населения к своим потребностям и интересам, к социальным институтам. Это отношение сопровождается определенной совокупностью чувств и настроений, которые также необходимо рассматривать в качестве важнейших направлений анализа социальной напряженности. Среди этой группы показателей можно выделить: чувства, настроения по поводу удовлетворения основных потребностей и реализации интересов; чувства, настроения по поводу действующих способов удовлетворения потребностей, распределения благ; чувства, настроения по поводу деятельности институтов, отвечающих за об<


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.