Правовая основа сотрудничества в рамках СНГ, в части касающейся борьбы с трансграничной преступностью. Действующие программы — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Правовая основа сотрудничества в рамках СНГ, в части касающейся борьбы с трансграничной преступностью. Действующие программы

2020-04-01 190
Правовая основа сотрудничества в рамках СНГ, в части касающейся борьбы с трансграничной преступностью. Действующие программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Значительная роль отводится вышеназванным советам в развитии и совершенствовании правовой базы сотрудничества в рамках СНГ в уголовно-правовой сфере. Так, по инициативе КСГП была разработана Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которая подписана главами государств - участников СНГ 22 января 1993 г. Конвенция, являясь многосторонним межгосударственным соглашением, охватывает значительное правовое пространство, позволяющее компетентным органам Содружества эффективно решать задачи по оказанию правовой помощи по уголовным делам, выдаче (экстрадиции) лиц, совершивших правонарушения.

Согласно представленной в Исполнительный комитет СНГ справке о результатах деятельности Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ, в 2008 году в странах Содружества были разысканы и экстрадированы соответственно 2745 и 1459 преступников.

Таким образом, Конвенция, в отличие от двусторонних договоров, заключаемых государствами - участниками СНГ, содержит более четкий механизм взаимодействия в борьбе с преступностью на региональном уровне.

Без сомнения, она внесла значительный вклад в укрепление межгосударственного сотрудничества в противодействии распространению трансграничной организованной преступности, тем не менее, ряд положений Конвенции потребовал пересмотра с учетом современных реалий, складывающихся в межгосударственных отношениях. В этой связи КСГП был разработан проект одноименной конвенции, которая подписана главами государств Содружества 7 октября 2002 г. в Кишиневе. Конвенция устанавливает более упрощенный порядок межгосударственного сношения по вопросам выдачи и уголовного преследования преступников, в ней закреплен более широкий объем правовой помощи. Кроме этого, документ предусматривает возможность создания совместных следственно-оперативных групп, регламентирует использование метода контролируемой поставки в целях выявления лиц, участвующих в совершении преступления, получения доказательств и обеспечения уголовного преследования.

В развитие положений вышеназванной Конвенции, а также в рамках реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2008-2010 годы в стадии доработки и согласования в государствах - участниках СНГ и органах отраслевого сотрудничества Содружества находятся проекты двух важных документов, определяющих конкретные механизмы сотрудничества в осуществлении межгосударственного розыска лиц; порядок создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп для раскрытия и расследования преступлений.

Отметим, что деятельность органов отраслевого сотрудничества СНГ строится также в рамках межведомственных соглашений. Начиная с 1992 г. в рамках СМВД подписано около 100 соглашений и решений по различным направлениям оперативно-служебной деятельности многостороннего характера, включая 8 решений, касающихся активизации борьбы с терроризмом, 6 - противодействия незаконному обороту наркотиков, 5 - нелегальной миграции и торговле людьми.

Устоявшимся направлением совместной деятельности правоохранительных и иных компетентных органов является единовременное проведение на территории Содружества комплексных мероприятий и специальных операций по широкому спектру проблем борьбы с преступностью, предусмотренных межгосударственными программами. Так, согласно информации, представленной БКБОП в Исполнительный комитет СНГ, в 2008 г. на территориях государств - участников СНГ правоохранительными органами проведено 12 единовременных комплексных оперативно-профилактических мероприятий и две специальные операции.

В результате проведенных комплексных мероприятий было раскрыто свыше 26 тыс. преступлений, задержано более 8 тыс. лиц, находившихся в розыске, пресечена деятельность 147 организованных преступных сообществ и организованных преступных групп, изъято 6474 единицы огнестрельного оружия, свыше 8 тонн наркотиков.

В истекшем году подразделениями по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров МВД Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан проведено 18 специальных комплексных операций, в том числе методом «контролируемой поставки». В ходе операций было задержано 27 наркодиллеров, имевших международные связи, изъято около 400 кг наркотиков.

По состоянию на 1 января 2009 г. специализированный банк данных БКБОП содержал информацию на 40,8 тыс. объектов учета, в том числе: на 4,3 тыс. объектов учета террористической направленности, 3,6 тыс. - в сфере незаконного оборота наркотиков, свыше 1,6 тыс. - в сфере экономики, 785 - по линии незаконной миграции.

При координирующей роли АТЦ проводятся ежегодные сборы руководящего состава антитеррористических подразделений государств - участников Содружества, оперативно-тактические, командно-штабные и тактико-специальные учения. В период с 9 по 12 сентября 2008 года в г. Минске (Республика Беларусь) состоялись сбор руководящего состава антитеррористических подразделений государств - участников СНГ и совместное оперативно-стратегическое командно-штабное учение «Бастион-Антитеррор - 2008».

В целях наращивания усилий по обеспечению национальной безопасности СКПВ ежегодно организовывает проведение совместных специальных пограничных операций: в Центрально-Азиатском регионе - «Марбзон» («Граница») - по противодействию проникновению через границы государств - участников СНГ с территории Афганистана оружия, боеприпасов, наркотических средств и нелегальных мигрантов; в акваториях Каспийского моря и Черного моря - «Толкын» («Волна») - совместных профилактических мероприятий по пресечению браконьерской деятельности, охране морских биоресурсов, в которых принимает участие большинство стран СНГ. На регулярной основе осуществляется обмен учебно-программными и методическими материалами, научными трудами по подготовке и повышению квалификации кадров ОВД между образовательными учреждениями системы МВД (полиции) стран СНГ.

Особое значение в рамках СНГ придается созданию базовых учреждений образования, осуществляющих подготовку кадров для государств - участников Содружества, специализирующихся в различных сферах правоохранительной деятельности и безопасности (по состоянию на 1 января 2009 года на пространстве Содружества уже создано 8 таких базовых учреждений).

В истекшем году Решением СГП СНГ от 23 мая 2008 г. учреждению образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь» придан статус базовой организации государств - участников Содружества Независимых Государств по подготовке, повышению квалификации, переподготовке кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми.

Отличительной особенностью институционального элемента уголовно-правовой системы Содружества в сфере обеспечения безопасности является функционирование такого координирующего инструмента, как Координационное совещание органов СНГ, осуществляющих сотрудничество в сфере борьбы с преступностью, с участием руководителей министерств иностранных дел государств - участников СНГ.

За последние 10 лет было организовано и проведено четыре заседания Координационного совещания, в ходе которых был одобрен ряд базовых документов в области борьбы с преступностью, включая межгосударственные программы сотрудничества стран Содружества в этой сфере. На заседании Совета глав государств СНГ 5 октября 2007 г. было принято решение предоставить Координационному совещанию право вносить в установленном порядке предложения по противодействию современным вызовам и угрозам в уставные органы Содружества Независимых Государств.

В рамках утвержденного Регламента подготовки и проведения заседаний Координационного совещания органов СНГ, осуществляющих сотрудничество в сфере борьбы с преступностью, функция его рабочего аппарата возложена на департамент по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам Исполнительного комитета СНГ. Необходимо также отметить, что в целях выработки консолидированных предложений руководителям советов, входящих в состав Координационного совещания, создано и функционирует постоянно действующее Совещание руководителей их рабочих структур. В настоящее время осуществляется процедура согласования и подписания Положения о постоянно действующем Совещании.

Создание правовых механизмов сотрудничества стран Содружества, их реализация при координирующей роли уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ содействовали укреплению безопасности государств - участников Содружества и позволяют сохранить контроль на их территориях.

В то же время отмечается динамика преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. Возрастают масштабы трафика наркотиков с территории Афганистана, где за семь лет урожай опийного мака увеличился более чем в два раза: с 3,4 тыс. тонн до 8,2 тыс. тонн. По данным ООН, площадь опиумных плантаций в Афганистане достигла почти 200 тыс. гектаров.

В ежегодном докладе ООН о производстве опийного мака в Афганистане говорится: «Еще ни одна страна в мире, кроме Китая середины XIX века, не производила столько наркотиков, сколько современный Афганистан». В настоящее время в Афганистане производится более 90% опиума, поступающего на мировой рынок. Площадь посевов опийного мака в Афганистане сейчас превосходит плантации коки в Колумбии, Перу и Боливии, вместе взятых. Афганистан является сегодня усиливающимся источником наркоугрозы государствам - участникам СНГ, приводящим к росту транснациональных преступных группировок в Средней Азии

Безусловно, решение всего комплекса проблем обеспечения безопасности в этом соседнем со странами Содружества государстве - важнейшая задача, которую необходимо последовательно и целенаправленно решать всему мировому сообществу, и особенно государствам - участникам СНГ.

В этой связи, как нам представляется, целесообразно ускорить процесс образования в Содружестве координирующего института по противодействию афганской наркоугрозе в рамках реализации Программы сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2008-2010 годы (пункт 1.5).

Реальную угрозу безопасности стран Содружества создают незаконная миграция, торговля людьми, прежде всего женщинами и детьми. Глобализация и научно-технический прогресс, наряду с положительными факторами, в значительной степени способствуют возникновению новых нетрадиционных форм терроризма, связанных с возможностью применения в террористических целях ядерного, химического, биологического (бактериологического) оружия и информационных технологий.

Не менее важной задачей является противодействие экономической преступности, коррупции, легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. Опыт интеграционного развития СНГ показывает, что без согласованных коллективных усилий невозможно эффективно противодействовать нарастанию масштабов организованной преступности. Соответствующие правовые основания для успешного функционирования соответствующих координирующих институтов в рамках СНГ созданы и успешно развиваются. Так, в Концепции дальнейшего развития СНГ, одобренной главами государств СНГ 5 октября 2007 г., впервые провозглашено, что СНГ - это форма сотрудничества равноправных независимых государств, признанная международным сообществом региональная межгосударственная организация. Ее отличительными особенностями являются организация взаимодействия почти во всех сферах межгосударственного общения, гибкость механизмов и форматов коллективного сотрудничества.

Концепция определила в качестве основных целей Содружества противодействие традиционным и новым вызовам и угрозам безопасности. В Концепции закреплено положение о целесообразности формирования института национальных координаторов, на уровне высоких должностных лиц для организации мониторинга выполнения решений высших органов СНГ в соответствии с национальным законодательством.

Создание института национальных координаторов позволит поднять на более качественный уровень организацию взаимодействия органов отраслевого сотрудничества СНГ, которым отводится особая роль в практической реализации положений, предусмотренных международными договорами (соглашениями), межгосударственными программами в области борьбы с транснациональной преступностью.

Таким образом, можно констатировать, что в рамках Содружества создана действенная правовая база, обеспечивающая успешное функционирование и дальнейшее развитие институтов СНГ. Об этом свидетельствуют конкретные практические результаты в сфере обеспечения безопасности и противодействия традиционным и новым вызовам и угрозам на постсоветском пространстве.

Тем не менее, необходимость постоянного анализа возможных сочетаний различных вызовов и угроз безопасности на разных уровнях требует согласованного понимания степеней угрозы безопасности государств - участников СНГ. Создание такого механизма обеспечит возможность системного реагирования и дозированного применения различных способов противодействия в зависимости от масштаба угрозы и характера сочетания традиционных и нетрадиционных факторов.

Здесь на наш взгляд, значительная роль должна принадлежать Координационному совещанию органов СНГ, осуществляющих сотрудничество в сфере борьбы с преступностью, с участием руководителей министерств иностранных дел государств - участников СНГ.

Кроме этого, появление новых, чрезвычайно изощренных вызовов и угроз безопасности требует усиления информационного и аналитического компонента в деятельности правоохранительных, военных и специальных служб. Последнее требует поддержания постоянного контакта между различными силовыми органами и научно-экспертным сообществом, широкомасштабного сбора и обмена информацией, информатизации и развития электронных баз данных, широкого внедрения передовых технических методов получения и анализа информации.

В настоящее время, по данным исполнительного комитета Содружества, в сфере борьбы с трансграничной преступностью, действуют следующие программы:

.   Программа сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2008 - 2010 годы.

.   Программа сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2008 - 2010 годы.

.   Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2008 - 2010 годы.

.   Программе сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2007-2010 годы.

.   Программа совершенствования сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в пограничной сфере, от 7 октября 2002 года.

И другие программы.

Таким образом, совместные усилия правоохранительных и иных компетентных органов стран Содружества при координирующей роли специализированных институтов СНГ, а также укрепление их сотрудничества с профильными структурами международных организаций позволят успешно противостоять как традиционным, так и новым угрозам и вызовам безопасности, создаваемым трансграничной преступностью.


Заключение

 

В заключение проделанной нами работы, хочется отметить, что имея обозначенную актуальность, исследуемая нами проблематика, активно исследуется специалистами. Как утверждают многочисленные статьи периодических изданий, существует множество научных работ (трудов), в сущности посвященных данному вопросу. Однако найти источник с возможностью последующей ссылки на него достаточно сложно, практически не возможно.

До сих пор отсутствует единое мнение специалистов в части касающейся терминологии используемой при изучении обозначенной проблемы.

В положительную сторону следует отметить активную работу Исполнительного комитета Содружества независимых государств. В частности, комитет регулярно, посредством периодической печати, научных (в т.ч. учебных) изданий, а так же различных интернет - порталов, представляет достаточно актуальную информацию о результатах и перспективах развития совместных действий во всех сферах сотрудничества государств-участников СНГ.

Принимая во внимание информацию, изложенную в настоящей работе, считаем необходимым отметить, что указанная проблематика однозначно требует колоссальной работы над собой. В этой связи, нам представляется, что актуальность (открытость) данного вопроса будет сохраняться на протяжении длительного периода, установить временные рамки которого в настоящее время не представляется возможным.

Что же касается непосредственно сотрудничества в сфере противодействия трансграничной преступности в рамках СНГ, здесь следует обозначить, что такое сотрудничество активно ведется с начала периода, именуемого историками «постсоветским». За время становления собственных государственностей стран - участниц СНГ, было создано большое количество совместных органов, нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность и межгосударственных программ, главной целью которых является противодействие трансграничной преступности, затрагивающей интересы государств-участников Содружества.

В целом, можно отметить, что благодаря усилиям государств - участников СНГ создана, успешно функционирует и развивается комплексная правовая и организационная система противодействия трансграничной преступности. Об этом свидетельствуют конкретные практические результаты в сфере обеспечения безопасности и противодействия традиционным и новым вызовам и угрозам на постсоветском пространстве.


Список используемой литературы

 

1. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Исполнительный комитет СНГ. // Содружество. 1992. № 1.

.   Конвенция о правовой помощи, правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Принята: г. Минск, 22 янв. 1993 г. // Содружество. 1993. № 1.

.   Конвенция о правовой помощи, правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: Принята: г. Кишинев, 7 окт. 2002 г. // Содружество. 2002. № 2.

.   Решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств «о Межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью на 2008 - 2010 годы».

.   Решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств «о Программе сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2008 - 2010 годы».

.   Решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств «о Программе сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2008 - 2010 годы».

.   Решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств «о Программе совершенствования сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в пограничной сфере». От 7 октября 2002 года.

.   Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств «о проекте Решения о Программе сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2007-2010 годы».

.   Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра / издание 4, перераб и доп. - М., 2008.

.   Минъковский Г.М., Ривин В.П. «Концепция проекта Федерального закона «Об основах предупреждения преступлений»»// Государство и право. М,1998.C 170-171.

.   Лукашук И.И., Наумов А.В, Международное уголовное право М.,2005 с. 200.

.   Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. Международное право в документах: учеб. пособие / сост.:- 5-е изд., переработ. и доп. - М., 2004.

.   Блищенко И.П., Фисенко И.В. Международный уголовный суд. Минск 2007 С. 18.

.   В.Н Кудрявцев Международное уголовное право. М, 2001, С.217.

.   Забрянский Г.И. Транснациональная преступность: понятие, виды, распространенность // Современные проблемы борьбы с транснациональной преступностью Краснодар. 2003, с.21.

.   Фисенко И.В Борьба с международными преступлениями в международном уголовном праве. Минск, 2005, с,5.

.   Султыгов, М.И. К вопросу создания Содружества Независимых Государств. 2006г.

.   Комиссаров B.C. К вопросу о понятии транснациональных преступлений // Современные проблемы борьбы с транснациональной преступностью Краснодар. 2003, с.15-16

.   Кузнецова Н.Ф. Транснациональная преступность понятие и вопросы имплементации 11 Современные проблемы борьбы с транснациональной преступностью. Краснодар. 2003, с, 10.

.   М.В. Мясникович [и др.] Материалы научно-практической конференции по вопросам дальнейшего развития СНГ (Минск, 5-6 окт. 2006 г.) /-Минск: Бел. наука, 2006.

21. А.В. Бокова О современных вызовах и угрозах безопасности государств - участников Содружества Независимых Государств. Методологические, организационно-правовые аспекты / под ред.. - М.: ООО «Фирма "ВАРИАНТ"», 2006.

.   Кацва Л.А. История России. Советский период. (1917-1991) Электронное учебное пособие. Сеть творческих учителей. 2008г.

23. Интернет-источник: <http://www.antidrugfront.ru/news/00599.html>

.   Интернет-источник: <http://www.cis.minsk.by>

25. Интернет-источник: <http://www.ln.mid.ru>

26. Интернет-источник: <http://www.law.edu.ru>


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.