Виды средств массовой коммуникации — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Виды средств массовой коммуникации

2020-04-01 2709
Виды средств массовой коммуникации 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Содержание массовой коммуникации

1.1 Типы массовой коммуникации

Виды средств массовой коммуникации

Функции массовых коммуникаций

Глава 2. Массовые коммуникации и власть

2.1 Тоталитарная теория СМИ

Авторитарная теория

Либертарианская теория

Теория анархической свободы и постмодернизм

Социальная ответственность СМК и власти

Заключение

Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ

 

Целью данной работы является обзор ряда теорий массовой коммуникации, разрабатываемых зарубежными и отечественными исследователями. В работе представлены теории процесса отбора, производства и распространения информации, теории взаимодействия средств массовой коммуникации с аудиторией, властью, экономикой, культурой и социальной сферой. Они относятся к теориям среднего уровня и служат мостиком, соединяющим общие концептуальные подходы к коммуникации и более частные теории журналистики, рекламы и связей с общественностью.


Глава 1. Содержание массовой коммуникации

 

Массовые коммуникации (МК) являются одним из видов коммуникаций и определяются как процесс производства и передачи сообщений большим массам людей с помощью специальных технических средств. Специфика МК связана с массовостью, пространственной рассредоточенностыо реципиентов, применением специальной техники. На другом полюсе стоит межличностная коммуникация, где нет массовости, а общение может вестись без технических средств.

Известный американский теоретик С. Литтлджон дает такое определение: «Массовая коммуникация - это процесс, посредством которого медиаорганизации производят и передают сообщения большим массам людей, и процесс, благодаря которому эти сообщения воспринимаются, осмысливаются, используются на практике и воздействуют на аудиторию».

Отечественный исследователь М.М. Назаров выделяет такие особенности МК, как публичный характер и открытость; ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи информации; опосредованность контактов передающей и принимающей сторон; асимметричность их отношений; множество реципиентов и др.

В понимании МК наблюдается тенденция сведения ее к средствам массовой информации или средствам массовой коммуникации. Это обусловлено и формулировкой закона РФ «О средствах массовой информации». Массовая информация в законе сводится к предназначенным для неограниченного круга лиц печатным, аудио-, аудиовизуальным и иным сообщениям и материалам. Соответственно под средством массовой информации (СМИ) понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. К ним относят периодическую печать, книгоиздание, радио и телевидение, кино и фото, Интернет.

В законе эти средства названы СМИ, хотя в теории и на практике сейчас все чаще используется термин средства массовой коммуникации (СМК). В данной работе СМК и СМИ будут употребляться как синонимы. Г. В. Жирков видит один из итогов 300-летнего развития русской журналистики в том, что она стала средством массового общения3. Стало уделяться больше внимания механизму обратной связи - реакции публики на увиденное и услышанное. Передача информации превращается тем самым в коммуникацию, взаимный обмен, общение с аудиторией.

 

Типы массовой коммуникации

 

В теории выделены три типа социальных коммуникаций по форме взаимодействия с человеком или аудиторией: линейная, интеракционная и транзакционная. Они применимы и к МК.

Линейная коммуникация - это направленные коммуникатором сообщения в одну сторону без обратной связи с реципиентом. Под этот тип подпадают все СМК, работающие без обратной связи с аудиторией. При правильно выбранном коде и канале данный тип может быть эффективным, т.е. понятным и убедительным. Но возможности его ограничены в силу отсутствия оперативной обратной связи, что не позволяет вносить коррективы в кодирование и передачу информации.

При линейной коммуникации активность участников различна: коммуникатор проявляет свою активность через СМК, а реципиент пассивно воспринимает информацию. Взаимодействие между ними может ухудшаться из-за непонимания, потери интереса, усталости и т.п.

Интерактивная модель массовой коммуникации преодолевает односторонность линейной, вводя обратную связь между коммуникатором и реципиентом, что позволяет им лучше адаптироваться друг к другу. Практически здесь происходит одноразовая смена ролей - каждый выполняет функции передатчика и приемника информации.

На радио и телевидении интерактивность сегодня играет важную роль, активно используется в ряде передач через телефонную связь. Для периодической печати более характерна обратная связь в форме писем, опросов, интервью, встреч, которые позволяют выявлять общественное мнение и строить эффективные программы коммуникаций с общественностью. Эта модель наиболее соответствует маркетинговой работе производителей информационной продукции с потребителем, т. е. изучению их отношения к информации.

В транзакционной модели одноразовая смена коммуникативных ролей сменяется многоразовым, попеременным выступлением каждого участника в роли коммуниканта и реципиента. Каждый кодирует и раскодирует сообщение в соответствии с периодической, постоянной действующей обратной связью и быстро адаптируется в коммуникационной ситуации, преодолевая социальные шумы. В результате такого мульти направленного взаимодействия коммуникации, становится наиболее действенными в плане взаимопонимания как в согласии, так и в разногласиях.

Их активно используют СМК, заинтересованные в долговременных и взаимовыгодных отношениях с населением, основанных на взаимопонимании и гармоничном согласовании интересов. Это наиболее сложный и высший уровень коммуникаций, идеал отношений организаций СМК с общественностью.

Все эти типы социальных коммуникаций используются в реальности. Можно сказать, что общество и его информационное пространство - это сложная коммуникационная система, состоящая из линейной, интерактивной и трансакционной коммуникаций. Последние два типа на практике называют также интерактивной коммуникацией.

По всей вероятности, прогресс общества связан с изменением коммуникационного пространства в сторону усиления трапсакционных социальных коммуникаций.


Тоталитарная теория СМИ

 

Эта теория была разработана и реализована в СССР и других социалистических странах, а также в иной форме практиковалась в нацистских странах.

Для теории и практики тоталитарных МК характерны следующие черты:

государственная и общественная собственность на СМИ.

Все СМИ принадлежат государству и некоторым общественным организациям (партии, комсомолу, профсоюзам), которые составляют политическую систему общества, жестко ими контролируются и являются их орудием;

идеологической основой СМИ является коммунистическое или крайне националистическое учение о государстве, общественной собственности на средства производства, руководящей роли одной партии в обществе (например, коммунистической или националистической), партийности искусства и печати, которые должны служить интересам рабочего класса, всего народа, нации и власти, являющейся выразителем их интересов;

функции СМК связаны с информированием об успехах - СССР строительства социализма и коммунизма, воспитанием всех граждан в духе верности коммунистической идеологии, критикой капиталистического общества, борьбой с внешними и внутренними враждебными строю силами;

осуществляется жесткий контроль СМК с помощью цензуры, экономических и политических действий партии и правительства; разрешается и поддерживается освещение и пропаганда положительного опыта и критика того, что мешает или вредит строительству общенародного государства;

высшие эшелоны власти находятся вне критики, за исключением отдельных, выпадающих из системы фигур.

У. Шрамм называл советское вещание миссионерским - оно было «учителем и лектором8.В ленинской трактовке газета, как и другие СМК, обязана была быть активным пропагандистом и агитатором. Пропаганда разъясняла и убеждала, а агитация призывала к активным действиям. И то и другое должно было помогать партии в осуществлении ее миссии - вести страну «по единственно правильному пути.

Коммерческий аспект деятельности СМК стоял на втором плане. Эффективность связывалась с воздействием на умы, а не с рекламой или прибылью от тиража. Важнее было сплочение населения вокруг партии и правительства, повышение политической сознательности и производительности труда.

В связи с тем, что иногда пытаются поставить знак равенства между нацистскими и социалистическими СМК, очень актуально звучат мысли У. Шрамма из далеких 50-х:

«Если представить три основные системы, т. е. старую авторитарную, либертарианскую и советскую, как концы треугольника, то нацистская система будет где-то на той стороне треугольника, которая лежит между старой авторитарной и советской теориями»2. Различия связаны с разными социально-философскими основаниями и целями (в центре внимания одних стояли интересы рабочего класса, других - интересы нации), с формами собственности (нацисты дозволяли СМК оставаться в частном владении) и др. Но имелись и общие свойства, проявлявшиеся в методах пропаганды, утопических целях и т.д.

Отход от тоталитарного государства в России начался в конце 1980-х годов, когда СМК стали инструментом демократизации, но под управлением коммунистической партии. С этой модели начали свой путь смешанные варианты теорий и моделей функционирования СМК в последние годы. Появился и до августа 1991 г. существовал «кентавр» тоталитарно-либертарианских СМК со свободой слова на государственно-партийные деньги.

 

Авторитарная теория

 

Авторитарная теория близка к тоталитарной, но отличается от нее качественно по степени и характеру подчинения и влияния власти на СМИ. По мнению авторов, ее классические лики можно найти в монархической Англии в XVI и XVII вв., а сейчас некоторые ее черты можно увидеть во многих странах, в том числе и России.

В отличие от советской системы, форма собственности на СМК в авторитарных обществах может быть общественной, частной или сочетать их. В современной России, ушедшей от полного огосударствления, сегодня наблюдается сочетание общественной собственности с частной, что может свидетельствовать об элементах или проявлениях влияния со стороны центральной или региональных властей по отношению к СМИ.

Идеологическим основанием авторитарной теории является философия абсолютной власти монарха и любого политического лидера с его правительством. Власть связывается с божественным благословением на право вершить дела нации. Это касается не только Тюдоров в Англии, Бурбонов во Франции, Габсбургов в Испании, но и всех правительств, которые в той или иной форме стремятся контролировать СМК, в том числе и те, что находятся в частных руках. Поэтому перед СМК ставится задача поддерживать лидера и его правительство и помогать им проводить “божественную” политику в интересах всей нации, служить государству и народу. Интересы государства ставятся на первый план перед интересами личности. Обоснованием этого тезиса и необходимости авторитаризма занимались Платон, Макиавелли, Гоббс, Гегель.

Платон полагал, что общество может благополучно существовать только под управлением мудрецов, которые с помощью ума, знаний и нравственных норм сдерживают эгоизм людей, ведущий к хаосу и тирании.

Д. Макиавелли первостепенное значение придавал государству, стабильность и прогpecc которого важнее индивидуалистических устремлений граждан.

Т. Гоббс обосновывал необходимость контроля личности государством как благо и условие порядка в обществе. Богатые люди и корпорации со своими частными интересами несут угрозу власти, гражданскому миру и разуму.

Г. Гегель утверждал, что государство является средством, позволяющим человеку достичь самовыражения.

Естественно, что во всех этих концепциях СМК должны контролироваться государством. Контроль осуществляется в первую очередь посредством патентов, лицензий на право ведения информационной деятельности на основе принятых законов, что не исключает применения прямой цензуры или политического и экономического давления со стороны первого лица и правительства, включая и судебное преследование.

Критика политической системы и руководства может быть юридически не запрещена, но фактически не разрешается, а в случае ее обнаружения следуют определенные санкции. В монархической Англии главным оружием против печатников и издателей было уголовное преследование за распространение клеветнических слухов. Все, что не нравилось властям, считалось поводом к уголовному преследованию за призыв к мятежу.

Но на протяжении всего XVIII в. авторитаризм вынужден был обороняться от наступавших либертарианских принципов. Предоставление государственных монополий, лицензирование и уголовное преследование становились все менее эффективными, что и привело в конечном итоге к победе либертарианской идеологии.

Для понимания противоречивости ситуации и живучести авторитаризма очень важна мысль Ф. Сиберта о том, что, хотя всем теоретикам авторитаризма пришлось признать господствующее значение либертарианских принципов, они часто являются лишь витриной, за которой правительства скрывают авторитарную практику9.

Причины этого явления следует искать в самой системе, которая для сохранения себя должна осуществлять функции централизации, регулирования всех процессов. В более развитых системах это делается более гибко, мягко по сравнению с менее развитыми, тяготеющими к грубым методам давления.

Тоталитарная и авторитарная модели взаимодействия властей со СМИ вместе с вариациями занимают левую часть оси. В правой же части возникает принципиально иная ситуация, связанная с выходом СМИ из-под прямого влияния власти и государства.

В России с: 1993 г., после золотого трехлетия свободы, появился корпоративно-государственный авторитаризм. Произошло подчинение СМК крупному бизнесу, который вместе с федеральной и региональной властью использовал медиа в своих интересах и в конкурентной борьбе между собой опять же за власть и за ресурсы. Незначительная часть СМК завоевала себе место на рынке и стала формировать либертарианскую модель в соответствии с классической теорией. СМК в этот период существует как политавр с тремя головами - властной, олигархической и рыночной.

С 2000 г. усиливаются позиции государственной власти. Создается Министерство печати, телерадиовещания и массовой коммуникации, активизируются государственные СМК.

 

Либертарианская теория

 

Родиной теории свободных (либертарианских) СМК считается Англия. Революция 1688 г. привела к верховенству парламента над короной, созданию политических партий. Сегодня либертариацизм занимает господствующее положение среди теорий и является наиболее распространенной теорией и практикой во многих странах, относящихся к демократическим.

Принципиальное ее отличие от рассмотренных выше теорий заключается в том. Что она отводит СМИ роль инструмента контроля и критики властей, а не служения им. СМИ самостоятельны и свободны от влияния правительства, потому что они, как правило, частные и существуют не на субсидии государства, а на прибыль от продажи информационного продукта на рынке.

Идеологические основы теории уходят корнями в труды английских философов и базируются на принципах рационализма и естественных прав человека, на индивидуализме и прагматизме в поведении людей.

Так, Д. Локк утверждал, что человек передает государству свои естественные личные права в обмен на гарантию их защиты государством. Поэтому человек со своими правами первичен, и его воля должна исполняться властями.

Д. Мильтон обосновал право человека на свободу мыслей и обсуждений, так как в открытом рынке идей должно выжить все истинное и разумное. Поэтому правительство не должно вмешиваться в процесс конкуренции мнений на свободном рынке.

Д. Милль защищал право людей думать и действовать самостоятельно, потому что каждый стремится внести свой вклад в достижение основной цели общества - сделать счастливыми как можно большее число людей.

Президент США и философ Т, Джеферсон считал, что подлинная сила правительства заключается в его готовности разрешить критиковать себя публично и в его способности выдержать такую критику.

В рамках либертарианской концепции были определены три основные функции СМК - информировать, развлекать и “зарабатывать”, в том числе на рекламе, чтобы стать независимыми в финансовом отношении. Информация должна продаваться и приносить прибыль. А достигнуть этого можно удовлетворением интересов и потребностей людей в информации, причем в той, за которую они готовы платить. Поэтому акцент СМК смещается в развлечения, игры, скандалы, разоблачения, криминал, катастрофы и т. п.

В этот же ряд встает и критическая информация в адрес правительства: чем она острее, тем большим пользуется спросом. В то же время сводить функции СМК к критике правительства некорректно, ведь правительство действует и в интересах всего общества. Поэтому необходимо подходить выборочно - что-то поддерживать, а что-то критиковать.

В этом плане является спорной мысль Я. Засурского о том, что естественное состояние СМИ - быть оппонентами власти10. Информирование предполагает взвешенный анализ, в том числе и критику того, что идет против интересов большинства. Возможен и переход в оппозицию, если власть ведет ошибочную политику. Частные СМИ стремятся выявить и обслужить максимально разнообразные интересы аудитории. В этом их сила и слабость, потому что наряду с активной и зрелой аудиторией существует много людей с низкими вкусами.

Вызывает вопросы и утверждение Я. Засурского о несовместимости демократии и государственных СМК3. Непонятно, почему правительство надо лишать своего голоса, отдавая его в частные руки, которые отнюдь не всегда блистают чистотой.

Э. Дениз и Д. Мэррил в своих “Беседах о массмедиа” пишут: «Умные чиновники не могут манипулировать журналистами, а умные журналисты не могут подставлять правительство. Обе стороны выиграют больше, если станут сотрудничать друг с другом и растущим меньшинством умных людей, а не противодействовать»12. Это хорошее правило, но, видимо, только для “умных” чиновников и журналистов.

Н.П. Кравченко полагает, что назрела необходимость в партнерских отношениях СМИ и государства, основанных на принципах взаимного доверия, социальной ответственности сторон.

В ряде демократических стран государственные СМК продолжают существовать. Не возражает против разных форм СМК и общественное мнение. Другое дело, что они не должны иметь преобладающее влияние, иначе начинается переход в авторитаризм.

Идеологи либертарианства понимали, что свобода мнений имеет свои ограничения, связанные с тем, чтобы не наносился ущерб членам общества. Поэтому во всех СМК запрещаются: клевета, непристойности, пропаганда национализма, расизма, войны. Должностное лицо защищается как личность, но открыто для публичной опенки и критики как официальное лицо. В то же время критика правительстна или силовых структур запрещается в условиях войны, чрезвычайного положения, в ситуации “ясной и наличествующей угрозы” всей нации.

Границы между тем, что можно и что нельзя публиковать, нередко страдают нечеткостью. Поэтому возникают спорные ситуации, разрешаемые в судебном порядке.

Ф. Сиберт выделяет спорные места либертарианской теории: рационализм, естественные права, свободное предпринимательство как идеализированные и нереалистичные явления в обществе. А самый большой ее недостаток он видит в том, что не найдена устойчивая формула, разграничивающая свободу и злоупотребление свободой.

М.М. Назаров отмечает идеализированный взгляд на свободу печати, ведущий к упрощениям. Идея о представительстве печатью разных точек зрения слабо отражает возможность искажения точек зрения граждан в интересах властных слоев, в частности, инвесторов и владельцев СМК. Ограничения либеральных свобод связаны с формированием транснациональных конгломератов СМК, техническими проблемами вещания и др. Вместе с тем либертарианская теория стала неотъемлемой частью великого марша демократии и путеводным принципом не только западной цивилизации, но и всего мира.

В России либертарианский период продолжался до Октябрьской революции 1917 г., сменившись тоталитарным. С 1991 г. СМК пережили возрождение свободы, стали плюралистичными и пытались войти в роль “четвертой власти”. Но экономические трудности и снижение интереса населения к СМК после 1993 г. привели к тому, что СМК попали в руки возникшего крупного “олигархического” бизнеса. Родился новый кентавр, или, точнее, политавр, с несколькими государственно-частными медиа-холдингами. Среди наиболее доходных и в этом смысле свободных СМК Е. Вартанова выделяет две группы:

преуспевающие издания качественных СМК (издательские дома «Экономическая газета», «КоммерсантЪ»);

массовые бульварно-сенсационные издания (“Аргументы и факты”, “Московский комсомолец”, “Частная жизнь” и др.).

Первые приспосабливаются к требованиям политических и экономических элит, а вторые стараются учитывать запросы массовой аудитории.


Заключение

 

Современный мир после окончания холодной войны и двухполюсного противостояния находится в поиске между однополюсной и многополюсной моделями развития. В МК всех стран много общего, хотя имеются концептуальные различия и особенности регионального и национально-культурного свойства.

Глобальные социально-политические изменения сопровождаются и стимулируются информационно-коммуникационной революцией, связанной, в первую очередь, с созданием глобальной системы Интернета. Создается основа для формирования единого информационного общества. Но это пока только основа, потому что в мире существуют серьезные различия в доступе к информационно-коммуникативным технологиям.

СМК разделились на традиционные и нетрадиционные. Соотношение между ними будет постепенно меняться в пользу Интернета как глобального электронного СМК. Интернетизация - это ядро, или мэйнстрим, процесса информационно-коммуникативной глобализации, имеющей содержательный и технологический аспекты. Содержательная сторона связана с формированием гражданского общества и публичной сферы, а технологическая предполагает развитие коммуникационной инфраструктуры.

Ведущую роль в этом процессе играют развитые страны и первую очередь США. На современном рынке все более значимую роль играют транснациональные медиакорпорации. Сегодняшнее лицо информационного мира определяют несколько десятков ТНК, входящих в тысячу самых крупных корпораций. Национальные СМК испытывают возрастающую зависимость от мирового медиарынка.

Но эта тенденция глобализации сталкивается с национально-культурной локализацией. Даже если небольшая газета в России, тиражом в несколько тысяч экземпляров, делает свой сайт в Интернете, она уже превращается в глобальное СМК. Причем перевод на английский не всегда обязателен, потому что люди разных национальностей во всем мире получают возможность читать ее на своем языке. На этом примере хорошо видно, как глобализация не отменяет регионализацию. Любой уголок планеты с населяющим ее народом получает выход в коммуникационный «космос» с сохранением своих особенностей.

Интернет позволяет осуществлять связь между глобальным и российским пространством, а также между общероссийскими и местными информационными структурами. Российская часть Интернета - Рунет - играет интегрирующую роль в плане доступа к индивидуальной и массовой информации.

Традиционные СМК используют Интернет для своего распространения как в мире, так и в регионах в аудиовизуальной и текстовой формах.

Возникли и принципиально новые СМК - электронные газеты. Они постоянно обновляются, материал делается сверхоперативно - одновременно с событием. Развиваются информационные агентства.

Движение к информационно-коммуникативному обществу сдерживается трудностями доступа к средствам связи, к компьютерам и Интернету, связанными с разными потребностями и возможностями населения.

Преобразования российских СМК из советских в постсоветские осуществлялись под общим знаком демократизации, но во многом стихийно и не в строгом соответствии с либертарианской теорией. Не было ни глубокого знания, ни тем более традиций и опыта. Переходный период предполагает борьбу противоположных сил с крайностями вседозволенности и авторитаризма. Реальность показала действие разных вариантов рассмотренных выше теорий в смешанном,” кентаврическом”, режиме.

Вместе с тем общий вектор преобразований, несмотря на все колебания и «гремучие» смеси, просматривается совершенно четко в ряде тенденций, в анализ которых внесли существенный вклад московские исследователи. Развитие отечественных СМК шло под одновременным воздействием революционных социальных и технических изменений.

Вместо вертикальной и партийной системы СМК возникла горизонтальная плюралистическая структура. Распалась командно-административная система управления. Исчезла вертикаль прессы - от “Правды” до районной газеты. Возникли автономные издания, радио, телеканалы.

По форме собственности СМК делятся на государственные и частные. Возникли бесплатные информационные издания.

Появилось новое деление прессы на элитную, качественную, и массовую, бульварную. К первой относятся в первую очередь финансово-экономические издания, а ко второй - пресса с эклектическим набором информации и желтая пресса.

На лидерские позиции выдвинулось телевидение. “Читающая нация” превращается в телевизионную. Сократилась подписка и упало доверие к газетам и журналам в пользу просмотра телепередач.

Становится все более нужной для аудитории и рекламодателей местная пресса.

Реклама и PR стали важной частью всех видов СМК прежде всего как источники финансирования. В медиакомпаниях возникли новые рекламные и пиаровские отделы, социологические службы.

Происходит дифференциация СМК по интересам социально-демографических групп.

Растет численность электронных изданий в Интернете.

За короткий срок российские СМК, по выражению Я. Засурского, проделали значительную часть пути по превращению из «гадкого утенка в прекрасного лебедя».


Список используемой литературы

 

1. Lialejohn St.W. Theories of Human Communication. New York, 1999. P. 327.

2. Назаров ММ. Массовая коммуникация в современном мире' Методология анализа и практика исследований. М., 1999.

.   Средства массовой информации в современном мире: Матер, межвуз. науч.-практ.конф. / Под ред. В.И. Конькова. СПб.: Иэд-воС.-Петерб. ун-та, 2002. С. 14.

.   Система средств массовой информации России: Учеб. п Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2001. С. 25-27.

5. Liitiejokn St. W. Op. fit. P, 328.

.   Defining Media Studies: Reflection on the Future of the field. New York; Oxford, 1994. P. 64.

.   Яковлев И. П. Основы теории коммуникаций. СПб., 2001.

.   Сиберт Ф., Шрам У., Питерсон Т. Четыре теории прессы, М., 1998. С. 201.

.   Средства массовой информации постсоветской России: Учеб. Пособие / Под. ред. Я.Н. Засурского. М., 2002. С. 202.

.   Дениз Э., Мэррил Э. Беседы о массмедиа. М., 1997. С. 289.

.   Средства массовой информации в современном мире. Ч. 2., 2001, С. 95.

.   300 лет российской журналистики: Матер. Науч.-прак. конф. / Под ред. Г.В. Жиркова. Спб.,2003. С. 182-183.

.   Жирков Г.В. История цензуры в России XIX - XX вв.: Учеб. пособие. М., 2001.

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Содержание массовой коммуникации

1.1 Типы массовой коммуникации

Виды средств массовой коммуникации

Функции массовых коммуникаций

Глава 2. Массовые коммуникации и власть

2.1 Тоталитарная теория СМИ

Авторитарная теория

Либертарианская теория

Теория анархической свободы и постмодернизм

Социальная ответственность СМК и власти

Заключение

Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ

 

Целью данной работы является обзор ряда теорий массовой коммуникации, разрабатываемых зарубежными и отечественными исследователями. В работе представлены теории процесса отбора, производства и распространения информации, теории взаимодействия средств массовой коммуникации с аудиторией, властью, экономикой, культурой и социальной сферой. Они относятся к теориям среднего уровня и служат мостиком, соединяющим общие концептуальные подходы к коммуникации и более частные теории журналистики, рекламы и связей с общественностью.


Глава 1. Содержание массовой коммуникации

 

Массовые коммуникации (МК) являются одним из видов коммуникаций и определяются как процесс производства и передачи сообщений большим массам людей с помощью специальных технических средств. Специфика МК связана с массовостью, пространственной рассредоточенностыо реципиентов, применением специальной техники. На другом полюсе стоит межличностная коммуникация, где нет массовости, а общение может вестись без технических средств.

Известный американский теоретик С. Литтлджон дает такое определение: «Массовая коммуникация - это процесс, посредством которого медиаорганизации производят и передают сообщения большим массам людей, и процесс, благодаря которому эти сообщения воспринимаются, осмысливаются, используются на практике и воздействуют на аудиторию».

Отечественный исследователь М.М. Назаров выделяет такие особенности МК, как публичный характер и открытость; ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи информации; опосредованность контактов передающей и принимающей сторон; асимметричность их отношений; множество реципиентов и др.

В понимании МК наблюдается тенденция сведения ее к средствам массовой информации или средствам массовой коммуникации. Это обусловлено и формулировкой закона РФ «О средствах массовой информации». Массовая информация в законе сводится к предназначенным для неограниченного круга лиц печатным, аудио-, аудиовизуальным и иным сообщениям и материалам. Соответственно под средством массовой информации (СМИ) понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. К ним относят периодическую печать, книгоиздание, радио и телевидение, кино и фото, Интернет.

В законе эти средства названы СМИ, хотя в теории и на практике сейчас все чаще используется термин средства массовой коммуникации (СМК). В данной работе СМК и СМИ будут употребляться как синонимы. Г. В. Жирков видит один из итогов 300-летнего развития русской журналистики в том, что она стала средством массового общения3. Стало уделяться больше внимания механизму обратной связи - реакции публики на увиденное и услышанное. Передача информации превращается тем самым в коммуникацию, взаимный обмен, общение с аудиторией.

 

Типы массовой коммуникации

 

В теории выделены три типа социальных коммуникаций по форме взаимодействия с человеком или аудиторией: линейная, интеракционная и транзакционная. Они применимы и к МК.

Линейная коммуникация - это направленные коммуникатором сообщения в одну сторону без обратной связи с реципиентом. Под этот тип подпадают все СМК, работающие без обратной связи с аудиторией. При правильно выбранном коде и канале данный тип может быть эффективным, т.е. понятным и убедительным. Но возможности его ограничены в силу отсутствия оперативной обратной связи, что не позволяет вносить коррективы в кодирование и передачу информации.

При линейной коммуникации активность участников различна: коммуникатор проявляет свою активность через СМК, а реципиент пассивно воспринимает информацию. Взаимодействие между ними может ухудшаться из-за непонимания, потери интереса, усталости и т.п.

Интерактивная модель массовой коммуникации преодолевает односторонность линейной, вводя обратную связь между коммуникатором и реципиентом, что позволяет им лучше адаптироваться друг к другу. Практически здесь происходит одноразовая смена ролей - каждый выполняет функции передатчика и приемника информации.

На радио и телевидении интерактивность сегодня играет важную роль, активно используется в ряде передач через телефонную связь. Для периодической печати более характерна обратная связь в форме писем, опросов, интервью, встреч, которые позволяют выявлять общественное мнение и строить эффективные программы коммуникаций с общественностью. Эта модель наиболее соответствует маркетинговой работе производителей информационной продукции с потребителем, т. е. изучению их отношения к информации.

В транзакционной модели одноразовая смена коммуникативных ролей сменяется многоразовым, попеременным выступлением каждого участника в роли коммуниканта и реципиента. Каждый кодирует и раскодирует сообщение в соответствии с периодической, постоянной действующей обратной связью и быстро адаптируется в коммуникационной ситуации, преодолевая социальные шумы. В результате такого мульти направленного взаимодействия коммуникации, становится наиболее действенными в плане взаимопонимания как в согласии, так и в разногласиях.

Их активно используют СМК, заинтересованные в долговременных и взаимовыгодных отношениях с населением, основанных на взаимопонимании и гармоничном согласовании интересов. Это наиболее сложный и высший уровень коммуникаций, идеал отношений организаций СМК с общественностью.

Все эти типы социальных коммуникаций используются в реальности. Можно сказать, что общество и его информационное пространство - это сложная коммуникационная система, состоящая из линейной, интерактивной и трансакционной коммуникаций. Последние два типа на практике называют также интерактивной коммуникацией.

По всей вероятности, прогресс общества связан с изменением коммуникационного пространства в сторону усиления трапсакционных социальных коммуникаций.


Виды средств массовой коммуникации

 

Выделяют три вида МК:

печатные (книги, журналы, газеты);

электронные (радио, телевидение, Интернет);

химические (кино, фото).

Основные виды СМК в их взаимосвязи хорошо иллюстрирует звездная модель. Средства МК располагаются в определенном порядке по принципу взаимодополнения. Каждое из этих средств наиболее близко по свойствам к двум близлежащим и может нести часть функций соседнего, но в то же время представляет собой самостоятельное средство коммуникации с оригинальными, только ему присущими свойствами. В центре этой звезды можно поместить компьютер как новое средство, интегрирующее функции всех других.

Современные СМК насчитывают всего несколько сотен лет - начиная с XV в., когда И. Гутенбергом был изобретен печатный станок с железной платой, а в XVI в. начался процесс массового производства книг и газет. Новая технология печати была подготовлена всем предыдущим развитием - созданием алфавита и фонетического письма, распространением грамотности народа, переходом от пергамента к бумаге, вытеснением свитка кодексом, т. е. сложенными один к одному листами.

На примере печатных СМИ видна общая закономерность развития массовых коммуникаций - производство все большего количества информации для все большего числа людей на все более дешевых носителях.

Телеграф и телефон позволили увеличить скорость передачи информации на все более дальние расстояния. Коммуникационные спутники позволили развить мобильную телефонную с


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.