Конституционные гарантии основных прав и свобод граждан Республики Беларусь — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Конституционные гарантии основных прав и свобод граждан Республики Беларусь

2020-04-01 171
Конституционные гарантии основных прав и свобод граждан Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В современных условиях защита прав человека все более очевидно становится одной из доминант общественного прогресса, основой которого является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей. Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод человека, в том числе права на честь, достоинство и деловую репутацию.

Ни одно государство не в состоянии не замечать при принятии тех или иных решений проблемы защиты прав человека. Без этого невозможно заложить нравственную и политическую основу нашего будущего. У общества нет будущего, если оно не уважает права и свободы личности. Право на честь, достоинство, деловую репутацию является важнейшей социально-правовой ценностью и потребностью для любого государства и общества. Очень важно при этом создать подлинно правовое государство, ибо правовое государство и права человека неотделимы друг от друга: правовое государство - гарантия реальности прав человека в плане их защиты от нарушений, а права человека - своеобразное гуманистическое, человеческое измерение правовой государственности.

В правовом положении личности все составляющие ее элементы не только тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга, но вместе с тем каждый из них имеет свое назначение, выполняет определенную функцию. Это в полной мере относится и к гарантиям. В рамках целого, системы назначения гарантий состоят в том, что они призваны обеспечить такую возможно более благоприятную обстановку, в атмосфере которой записанные в конституции и законах юридический статус личности и особенно, ее права и свободы становились фактическим положением каждого отдельного человека и гражданина. Без соответствующих гарантий провозглашенные в Конституции, в законах права и свободы - «пустой звук». Реализация этих прав и свобод требует не только благоприятных условий, но и подкрепленной эффективными средствами активной деятельности, как государства, его органов, общественных объединений, так и самих граждан. Вопрос о гарантиях возникает каждый раз, когда осуществляется переход от должного к сущему.

Гарантии - один из вопросов проблемы правильного применения правовых норм, законности и многих других процессов правовой деятельности. Гарантии нужны не сами по себе, а для возможно полного претворения в жизнь прав и свобод. Назначение гарантий состоит как в обеспечении, так и в охране прав и свобод. Более полное претворение в жизнь прав и свобод граждан зависит от множества самых разнообразных по характеру факторов, каждый из которых выступает в качестве гарантий прав и свобод. В широком плане понятием «гарантии» охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или не подлежащего осуществления и защиту прав от далеко не редких в наши дни нарушений. Хотя эти факторы и весьма разнообразны, но по отношению к процессу реализации прав и свобод они выступают в качестве условий, средств, способов, приемов и методов правильного его осуществления. То есть под гарантиями понимается условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого.

Гарантии прав, свобод граждан - это условия и средства, которые обеспечивают их осуществление.

Имеется два уровня конституционных гарантий прав, свобод. Первый уровень - это гарантийный механизм, заложенный в тех статьях Конституции, которые провозглашают сами права и свободы граждан. Второй уровень - это специальные конституционные гарантии прав, свобод и обязанностей граждан. В качестве таковых выступают положения, закрепленные в статьях 58-62 Конституции Республики Беларусь. В частности, подчеркивается, что никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, ее законами, либо к отказу от своих прав. Государство обязуется принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного правопорядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан в Республике Беларусь.

Важной гарантией выступает норма, согласно которой государственные органы, должностные лица и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, которые нарушают права и свободы граждан (ст. 60 Конституции Республики Беларусь).

С целью обеспечения государственной защиты прав и свобод человека и гражданина Конституция предусматривает систему гарантий, включающую многообразные способы и формы осуществления этой задачи:

1. Государственная гарантированность прав и свобод человека и гражданина возможна только в условиях демократического правового государства. Статья 1 Конституции Республики Беларусь признает его таковым.

2. Важной государственной гарантией является признание прав и свобод человека непосредственно действующими.

3. Признается приоритет прав и свобод человека и гражданина.

4. Гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Республики Беларусь.

Наряду с общими государственными гарантиями прав и свобод человека и гражданина следует выделить специфические юридические гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина:

1. Важнейшей юридической гарантией прав и свобод является судебная защита (путем конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства).

2. Широко используются административно-правовые способы защиты прав и свобод граждан (обращения в государственные органы).

3. Юридической гарантией является охрана законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

4. Предусмотренно возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

5. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, в случаях, предусмотренных законом, она оказывается бесплатно [18, с. 53].

Юридические гарантии прав и свобод граждан - это совокупность специальных правовых средств и способов, при помощи которых реализуются, охраняются и защищаются права и свободы, пресекаются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права.

К юридическим гарантиям реализации прав и свобод человека и гражданина относятся закрепленные правовыми нормами пределы их осуществления, способы конкретизации; юридические факты, связанные с их обеспечением; процессуальные формы осуществления прав и свобод; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной их реализации.

Некоторые авторы высказывают мысль, что в число юридических гарантий прав личности следует включить:

- закрепленные нормами права меры надзора и контроля для выявления случаев правонарушений;

-  меры правовой защиты;

-  меры юридической ответственности;

-  меры пресечения и другие правоохранительные меры;

-  процессуальные формы охраны прав (включая формы применения правоохранительных мер);

-  меры профилактики и предупреждения правонарушений.

Система юридических гарантий будет эффективнее, если нормативные, институциональные, процессуальные, организационные элементы этой системы будут основываться и функционировать на принципе «гарантия гарантиям». Так, В.С. Нерсесянц утверждает, что юридические гарантии воплощают идею согласованного действия права и государства, когда одни формы, направления и функции государственно-правовой регуляции и деятельности служат одновременно защитным механизмом для других, и наоборот. Именно в контексте взаимной поддержки и согласованности различных частей и аспектов всего государственно-правового комплекса отдельные специальные формы и конструкции юридических гарантий прав и свобод личности могут реально осуществить свою защитную роль. Словом, юридические гарантии сами нуждаются в юридических гарантиях, в форме которых выступают правовое государство и правовые законы [23, с. 126].

В настоящее время принято различать два основных способа защиты прав и свобод - внутригосударственный и международно-правовой. Если чьи-либо права нарушены, то лицо сначала обращается к возможностям, предоставляемым самим государством, прежде чем обратиться за защитой в международные инстанции [18, с. 53].

Внутригосударственные делятся по объему наследующие:

1. Общие (предназначены для обеспечения всех прав и свобод, которыми гражданин наделен как субъект правоотношений:

- Основной гарант - Президент (ст. 79 Конституции);

-  Правительство - общий гарант (ст. 107 Конституции);

-  Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и ее законами, либо к отказу от своих прав (ст. 58 Конституции)

-  Государство обязано принимать все доступные меры для создания порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан РБ (ст. 59Конституции)

-  Гарантии правосудия (ст. 60Конституции)

-  Никто не должен принуждать к даче показаний и объяснений против себя, членов семьи, близких родственников (ст. 27Конституции)

-  Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления защиты прав и свобод (ст. 62Конституции)

2. Специальные закрепляются вместе, в одной и той же статье, с теми правами и свободами, которыми ими гарантируются (ст. 25 Конституции - право на свободу и личную неприкосновенность сопровождается гарантией от произвольного ареста) [24, с. 46].

Государственно-правовой механизм защиты прав и свобод личности в Республике Беларусь стал бы более эффективным, если бы в правовую систему государства был бы введен институт омбудсмена и принят Закон «Об уполномоченном по правам человека».

Данный институт был впервые основан в Швеции в 1809 году. Институт омбудсмена под различным названием (медиатор во Франции, уполномоченный по правам граждан в Польше) существует более чем в 100 странах мира. Омбудсмен призван осуществлять в государстве контроль практически за всеми органами государственного управления, а в некоторых странах - и за судебными органами в области защиты прав человека. Омбудсмен не имеет права изменять решений подзаконных органов, но может косвенно влиять на изменение решения путем направления своего мнения в орган, нарушивший права человека, с целью необходимости изменения его решения.

Дискуссии по вопросу необходимости введения института уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь были начаты в 1994 году, когда в ряде государств (Россия, Украина, Казахстан и др.) по опыту европейских государств стали приниматься Законы «Об уполномоченном по правам человека». Проект такого Закона разработан и в Республике Беларусь. Судья Конституционного Суда Республики Беларусь Р.И. Филипчик отмечает, что «в проекте предусмотрено, что по результатам изучения и анализа информации о нарушении прав человека в Республике Беларусь уполномоченный по правам человека вправе:

- направлять государственным органам и должностным лицам свои замечания и предложения, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека;

-  обращаться к нормотворческим органам (должностным лицам) с предложением о принятии, внесении изменений и дополнений или отмене нормативных правовых актов для совершенствования обеспечения и защиты прав и свобод человека, приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права в области прав человека;

-  обращаться к субъектам, имеющим право обращения в Конституционный Суд Республики Беларусь, с ходатайством о внесении в Конституционный Суд предложения о проверке конституционности нормативных актов» [25, с. 33-36].

Полагаем, что введение института омбудсмена в Республике Беларусь будет способствовать более эффективной защите прав человека в государстве, а также развитию международного сотрудничества в области защиты прав человека.

 



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.