Международно-правовое регулирование личных прав граждан — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Международно-правовое регулирование личных прав граждан

2020-04-01 105
Международно-правовое регулирование личных прав граждан 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие «права человека» появилось в результате длительного развития общественной мысли. Впервые оно возникло в Древней Греции и обозначалось как «права гражданина». Однако граждане тогда составляли меньшинство населения, так как иностранцы и рабы в эту категорию не входили. Концепция «прав человека», сформированная в древних полисах, прошла трудный и долгий путь.

Оформившись как политическая платформа в ходе буржуазных революций, она получила новый импульс в наше время, когда перед человечеством во всей остроте встали вопросы выживания [1, с. 13].

C.И. Симановский считает, что «права человека - сложное, многоплановое явление мировой культуры и цивилизации. Они имеют негативное и позитивное значение. В первом случае - это права «от» принуждения, вмешательства в личную жизнь, порабощения, дискриминации, социальной несправедливости и т.д. Во втором случае это права «для» самовыражения, самоопределения, реализации своих творческих способностей, всестороннего развития, участия в общественной жизни, достойного существования и т.д. В конечном счете все человеческие права направлены на обеспечение свободы личности» [1, с. 17].

Становление и развитие концепции прав и свобод человека на национальном уровне привело к созданию в середине ХХ века первых международно-правовых документов, направленных на защиту прав личности, а также комплексному воздействию норм международного права на национальную систему защиты прав человека в государствах-участниках ООН, включая и Республику Беларусь.

Развитие международных стандартов в области защиты прав личности, их взаимодействие с национальным правом Республики Беларусь определяется интернационализацией общественной жизни. Взаимозависимость и единство мира требуют, чтобы национальные политико-правовые системы в области защиты прав человека строились как части единого глобального механизма и были способны взаимодействовать друг с другом и системой международных отношений в целом.

Важнейшим этапом в становлении принципа уважения прав и свобод человека явилось принятие Устава ООН 26 июня 1945 года [2].

И.И. Басецкий отмечает: «испытав за историю своего развития многочисленные собственные проблемы, пережив внутренние конфликты, региональные и мировые войны с огромными лишениями, страданиями и человеческими жертвами, народы разных стран, их интеллектуальная элита, ученые и государственные деятели стали искать средства самосохранения, нравственные и правовые способы цивилизованного устройства человеческого общежития» [3, с. 33]. Эти обстоятельства и привели государства к созданию главной международной организации в области обеспечения международного мира и безопасности, защиты прав и свобод человека - Организации Объединенных Наций (далее - ООН).

Устав ООН стал первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого сотрудничества между государствами в деле поощрения и развития уважения к правам и свободам человека.

Как отмечал профессор В.А. Карташкин, уже в процессе разработки и принятия Устава ООН выявился разный подход государств к проблеме прав и свобод человека. Первоначально в предварительных предложениях относительно создания всеобщей международной организации по поддержанию международного мира и безопасности, принятых на конференции в Думбартон-Оксе в сентябре 1944 года, не содержалось указания на поощрение и развитие уважения к правам и свободам человека как на одну из главных целей создаваемой организации. В пункте 3 главы 1 предварительных соглашений, явившихся основой для принятия Устава ООН 1945 года, в качестве цели Организации указывалось «осуществление международного сотрудничества в разрешении международных экономических, социальных и других гуманитарных проблем» [4, с. 22].

СССР, руководствуясь нормами Конституции 1936 года, настаивал на включении в Устав ООН целого ряда прав и свобод, доминирующими из которых были социально-экономические права. Делегации ряда западных стран считали, что перечень основных прав человека должен быть разработан позднее и включен в Хартию прав человека. Ряд стран не могли согласиться на включение в Устав ООН социально-экономических прав, так как не считали нужным закреплять их в своем национальном законодательстве и признавали в качестве прав человека только гражданские и политические.

В результате достигнутого компромисса по инициативе советской делегации, поддержанной США, Великобританией и Китаем, была предложена поправка к пункту 3 статьи 1 Устава ООН, согласно которой одной из целей Организации является «осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

Таким образом, Устав ООН впервые возложил на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская при этом какой-либо дискриминации.

В 1946 году в рамках ООН была создана Комиссия по правам человека, мандатом которой являлась разработка международной декларации или конвенции по вопросам прав человека.

Для подготовки декларации была создана временная рабочая группа, в состав которой вошли Э. Рузвельт, французский профессор Р. Кассен, философ Ш. Малик. Уже на второй сессии Комиссии по правам человека, проходившей в декабре 1947 г., был представлен практически законченный проект декларации, подготовленный Р. Кассеном [5, с. 7].

декабря 1948 года на 183-м пленарном заседании сессии Генеральной Ассамблеи ООН Всеобщая декларация прав человека была принята абсолютным большинством голосов. Из 56 государств, принимавших участие в голосовании, 48 проголосовали «за», 0 - «против» и 8 воздержались. Среди них были: Белорусская ССР, Польша, Саудовская Аравия, СССР, Украинская ССР, Чехословакия, Югославия и Южно-Африканский Союз [5, с. 9].

Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года была принята и провозглашена в резолюции 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства». Она представляет собой хорошо структурированный правовой документ, состоящий из преамбулы и 30 статей, в которых впервые на международном уровне устанавливались основополагающие права и свободы личности[6].

В.А. Гайсенок отмечает, что «многие положения Всеобщей декларации прав человека все еще остаются декларативными. Тем не менее она послужила отправной точкой для разработки и принятия многих международных документов по правам человека» [7, с. 5].

После одобрения Всеобщей декларации прав человека государствам предстояло создать единый Международный пакт о правах человека, который содержал бы юридические обязательства государств - членов ООН по проведению в жизнь положений Всеобщей декларации прав человека. К созданию Международного пакта Комиссия по правам человека ООН приступила в 1947 году, и эта работа продолжалась почти 20 лет.

Генеральная Ассамблея ООН постоянно уделяла внимание разработке Международного пакта. В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН постановила, что Комиссия по правам человека ООН должна в «своей работе осуществлять приоритет составлению проекта Пакта о правах человека» [8, с. 55]. В дальнейшем, в 1950-1963 гг., Генеральная Ассамблея ООН неоднократно возвращалась к этому вопросу и принимала особые решения. Однако работа над Международным пактом все же затягивалась. Причиной этому явилось официальное заявление правительства США об отказе подписать и ратифицировать пакт.

Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года в своих статьях детально конкретизирует гражданские и политические права и свободы личности[9]. В качестве механизма контроля за соблюдением положений Пакта на его базе функционирует Комитет по правам человека, состоящий из восемнадцати членов (ст. 28), который выполняет три функции:

- функцию рассмотрения периодических докладов государств о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, установленных в Пакте (ст. 40);

-  функцию рассмотрения сообщений государства о том, что другое государство не выполняет своих обязательств по Пакту (ст. 41);

-  функцию рассмотрения индивидуальных сообщений лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушения данным государством-участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте (ст. 1-7 Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года конкретизирует по сравнению с положениями Всеобщей декларации прав человека экономические, социальные и культурные права личности[10]. Однако механизм контроля за соблюдением его положений существенным образом отличается от контрольного механизма, действующего на базе Международного пакта о гражданских и политических правах.

Профессор Г.А. Василевич отмечает, что Республика Беларусь в 1966 году подписала, а в 1973 году ратифицировала два важнейших Международных пакта - о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. По его мнению, давно назрела потребность в подготовке фундаментального труда в форме комментария к названным Пактам, который будет иметь не только теоретическое, но и практическое значение. Это будет реальным вкладом белорусских ученых-обществоведов и специалистов в становление правового государства, в утверждение прав и свобод каждого человека и гражданина с учетом международных стандартов [11, с. 61].

Образование 8 декабря 1991 года Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), обострение межнациональных конфликтов на территории бывшего СССР, резкое падение жизненного уровня населения бывших советских республик актуализировало необходимость более тесного сотрудничества государств - участников СНГ, в том числе и Республики Беларусь, в области защиты прав человека.

Одним из основных документов, призванных регламентировать и обеспечивать защиту прав личности в рамках СНГ, а также контролировать деятельность государств-участников Содружества в данной области, явилась Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года, принятая на саммите глав государств-участников СНГ, которая установила права человека, аналогичные тем, что закреплялись во Всеобщей декларации прав человека[12].

Однако еще до принятия вышеуказанной Конвенции решением Совета глав государств СНГ было утверждено Положение о Комиссии по правам человека от 24 сентября 1993 года [13].

В соответствии с частью 2 данного Положения каждое государство - участник СНГ имеет право направлять другому государству-участнику письменные запросы по вопросам, связанным с нарушением прав человека другим государством-участником СНГ. Если вопрос не решен государствами, он может быть передан в Комиссию, которая имеет право обратиться к заинтересованным сторонам с просьбой предоставить информацию по данному делу. Если вопрос, переданный в Комиссию, не решен к удовлетворению сторон, она может с их согласия образовать специальную подкомиссию из числа представителей любой из сторон. По завершении рассмотрения вопроса подкомиссия представляет Комиссии заключение для направления его заинтересованным государствам. Вместе с тем данное заключение не имеет для спорящих государств обязательной юридической силы.

Согласно части 3 Положения о Комиссии по правам человека она также имеет право рассматривать индивидуальные и коллективные обращения любых лиц и неправительственных организаций по вопросам, связанным с нарушениями прав человека любым государством-участником СНГ. При изучении данных вопросов Комиссия может заслушивать на своих сессиях заявителей, обращения которых рассматриваются, или их представителей. На этом функции Комиссии исчерпываются. Комиссия не выносит какого-либо решения, юридически обязательного для государства-участника СНГ, чьи действия обжалуются. Таким образом, Комиссия по правам человека СНГ является лишь консультативным органом Содружества, призванным наблюдать за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя государствами-участниками СНГ.

Эффективность деятельности механизма защиты прав человека на международном уровне, включая и СНГ, во многом зависит от его реализации в национальное законодательство, представляющий собой процесс, когда соответствующие субъекты, которым адресована норма, действуют в согласии с ее положениями.

Белорусский исследователь В.Ю. Калугин справедливо полагает, что «нередко требуются дополнительные правовые и организационные меры со стороны государств для всестороннего и полного осуществления норм международного права. Процесс реализации международного права включает непосредственную фактическую деятельность (соответствующую требованиям норм) по достижению социального значимого результата, правового и организационного обеспечения этой деятельности» [14, с. 216].

Важнейшей формой реализации норм международного права в области защиты прав человека является имплементация, то есть «осуществление, исполнение государствами международно-правовых стандартов» [15, с. 177].

Таким образом, Республика Беларусь как самостоятельный субъект международного права предпринимает все необходимые меры, направленные на то, чтобы ее нормативные правовые акты, регламентирующие защиту прав человека, соответствовали взятым ею международным обязательствам. Одним из ярких примеров этого может служить раздел II действующей Конституции «Личность, общество, государство», в статьях 24-51 которого закреплены права и свободы личности, аналогичные тем, которые были провозглашены во Всеобщей декларации прав человека 1948 года.

Создание и функционирование международных соглашений в области защиты прав человека оказывает существенное воздействие и на национальную правовую систему Республики Беларусь. Вместе с тем современное международное право со значительной полнотой определяет содержание важнейших положений конституционного права Республики Беларусь - норм о правах человека. Роль международного права в этом процессе находит все более основательное признание в конституционном праве государства.

 

 



Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.