Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2020-04-01 | 147 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Нельзя не отметить, что работы Л.С.Выготского являются чрезвычайно трудным объектом для анализа. За свою короткую жизнь Л.С.Выготский проделал в психологии огромный путь: его научная позиция постоянно и очень быстро развивалась, а творчество отмечено нацеленностью в будущее, видением широких исследовательских перспектив, сознанием огромной глубины и сложности затронутых проблем и как следствие несет на себе отпечаток незавершенности, нереализованных потенций, непрекращающегося поиска. Эта особенность практически исключает возможность четко определить границу сделанного Выготским, не отрубив при этом смысла его научному поиску и попытаться продвинуться в намеченном направлении.
Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.
Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже.
В работе "Проблема возраста" Л.С. Выготский пишет: "...личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части". Этот тезис неоднократно приводится и в других работах, например: "...было бы безнадежной попыткой стараться охарактеризовать особенности осознания ребенка дошкольного возраста, если начинать не от целого, а от отдельных частей (...) самым существенным в развитии ребенка и его сознания является не только то, что отдельные функции cознания ребенка растут и развиваются при переходе от одного возраста к другому, но существенным является то, что растет и развивается сознание в целом"
|
Таким образом, при построении концепции развития в центр внимания Выготский ставит возрастные изменения личности, сознания как целого. Причем определенность сознания двояко: структурно через "отношение между отдельными функциями", и функционально - через "отношение к среде" по К. Марксу. В то же время Выготский указывает на возможность исследовать процесс развития на материале отдельных целостных психических образований и их единиц, т.е. таких частей, которые обладают "всеми основными свойствами, присущими целому".
Развитие определяется не "логикой случайных обстоятельств", а внутренней необходимостью (внутренней логикой) и предполагает преемственность: всякая следующая ступень в развитии подготавливается предыдущей, высшее возникает из низшего, на его основе, а не привносится извне. "Там, где нет самодвижения, там нет места и для развития - в глубоком и истинном смысле этого слова: там одно вытесняет другое, но не возникает из этого другого". "...Развитие ребенка есть диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путем". "...Развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего в прежних ступенях". "Роковым препятствием оказываются для них методологические затруднения, проистекающие от антидиалектической и дуалистической концепции детского развития, не позволяющей рассматривать его как единый процесс саморазвития". Таким образом, предмет концепции развития Выготский видит в самодвижении (саморазвитии) личности (сознания) ребенка.
|
Взгляды Л.С. Выготского на отношение обучения и психического развития ребенка сложились в результате анализа современной ему образовательной практики и критического преодоления соответствующих теорий, в первую очередь генетической теории Ж. Пиаже как наиболее к тому времени разработанной и широко признанной. В последующие годы положения Л.С. Выготского тщательно прорабатывались и развивались его последователями, а критика пиажистского направления велась не только на теоретическом, но и на экспериментальном уровне. Тем не менее сегодня, несмотря на то, что школа Выготского длительное время занимала в отечественной психологии ведущее положение, в общественном научном сознании парадоксально обнаруживается ситуация духовного двоевластия, при котором две противоречащие друг другу концепции (Пиаже и Выготского) пользуются приблизительно равным авторитетом и зачастую мирно уживаются в сознании педагогов.
Заключение
Одной из них является депривация (угнетение) потребности ребенка действовать самому. Не случайно поэтому, что наиболее остро переживают кризис слишком опекаемые дети или те, кто живет в условиях авторитарного воспитания, сопровождаемого строгими мерами наказания.
Итак, мы видим, что развитие детей этого возраста завершается формированием такого центрального психологического новообразования личности, система «Я», в которую входят не только обобщенное знание о себе, но и отношение к себе в виде самооценки.
В младшем школьном возрасте ведущим фактором становления произвольного поведения является учебная деятельность, отчасти труд в семье. Последний связан с наличием у ребенка определенных обязанностей в семье, когда сама деятельность начинает носить выраженный произвольный характер.
Из всех периодов развития ребенка самым головоломным, трудным и даже опасным является подростковый. Это тот самый период, что приносит самую большую головную боль родителям и педагогам, обывателям и правоохранительным органам. Это тот самый период, что породил понятия «проблема отцов и детей» и «конфликт поколений». Наконец, это тот самый возраст в отношении которого у взрослых сложилось наибольшее число неадекватных, порою мифологических представлений.
|
Современные исследователи семьи, как отечественные, так и зарубежные, давно и с тревогой пишут о ее кризисе. Особенно остро он проявляется в тех конкретных случаях, когда возрастной личностный кризис членов семьи приходится на кризис межличностных семейных отношений. Исследователи семьи давно заметили, что межличностные отношения в семье подвержены закономерной динамике, которая отражает естественное изменение в содержании отношений. Существует множество периодизаций с указанием более или менее точных возрастных границ разных периодов, но большинство исследователей сходятся во мнении, что семейное счастье наиболее хрупким бывает в первые пять лет супружеской жизни и на рубеже пятнадцатилетнего совместного проживания, когда партнерам по браку 45-60 лет.
Период зрелости в предлагаемом описании самый длительный в жизни современного человека. За этим стоит не только объективно увеличившееся время его физической жизни, но и изменения, связанные с увеличением времени для достижения социальной зрелости, того, что в психологии принято называть социализацией, и объективная же возможность влияния индивидуальной судьбы человека на жизнь общества. Именно в зрелом возрасте человек может (и должен) ощущать свою принадлежность к обществу в полной мере. Источником энергии в этом возрасте становится разум человека, обращенный к проявлениям Я как к свойствам целой жизни.
Литература
1. Аверин В. А. Психология детей и подростков. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. – 379с.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 624с.
3. Альперович В. Социальная геронтология: пожилым и молодым о старости и старении. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 576с.
4. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. - 1996. - № 6. - С. 60-71.
5. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 268с.
6. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность / Сост. В. С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 624с.
|
7. Возрастная психология: личность от молодости до старости / М. В. Голезо, В. С. Герасимова, Г. Г. Горелова и др. – М.: Ноосфера, 1999. – 272с.
8. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр.соч.: в 6 т. М., 1984. Т.4 - с.244-268.
9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 520с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. - 480с.
11. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурии, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. - 488с.
12. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6т. Т.4. Детская психология / Под. ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. - 432с.
13. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 177с.
14. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. - 1985.- № 1. – С.13-16.
15. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М.: Наука. 1978. – С.49-54.
16. Мухина В. С. Возрастная психология, феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 1999. – 456с.
17. Обухова Л.Ф. Детская психология. М.: Педагогика, 1995. – 390с.
18. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 181с.
19. Психология возрастных кризисов / Сост. И. В. Сельченок. – Смоленск: Русич, 2000. – 560с.
20. Рыбалко Е.Ф. Проблемы индивидуального развития человека в трудах Б.Г. Ананьева // Вопросы психологии. - 1977. - № 6. – С.27-29.
21. Рыбалко Е.Ф., Кулешова Л.Н., Прохоренко Т.В.. Баликшини Ж.А. Интеллектуальный потенциал в разные периоды жизни человека / Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 1996. Вып. 2.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!