Кризис пожилого возраста 51-60 лет — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Кризис пожилого возраста 51-60 лет

2020-04-01 138
Кризис пожилого возраста 51-60 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Во многих странах мира, и у нас тоже, пожилой возраст — это время выхода на пенсию, то есть предпенсионное состояние человека, сборы на "заслуженный отдых".

Людей, мужчин и женщин, приближающихся к пожилому возрасту, можно разделить на следующие группы:

1. Очень хотят выйти на пенсию, чтобы заняться другим де­лом. Они активно готовятся к этому, получают дополнительную специальность или просто осваивают новую, необходимую ин­формацию. Пенсия воспринимается как начало новой жизни, когда можно заняться любимым делом с полной отдачей.

2. Очень боятся выхода на пенсию. Правдами и неправдами пытаются продлить время работы, чувствуют себя никому не нужными, если не могут заработать достаточное с их точки зре­ния количество денег.

3. Третью группу людей я бы назвала равнодушными, они уже давно не работают с полной отдачей, и выход на пенсию не при­носит им существенных переживаний, связанных с необходимо­стью перераспределять жизненную энергию. Они продолжают свое существование, давно и привычно окрашенное всеми от­тенками нелюбви к жизни.

Эгоистическая стагнация в пожилом возрасте поражает тех людей — мужчин и женщин, которые давно уже живут вне кон­цепции жизни, отказались от собственной экзистенции, от соб­ственных проявлений духа и погрузились не в глубины своего Я или поднялись к его высотам, а замкнулись на плоскости про­шлого. Эгоистическая стагнация это прерванная связь с настоя­щим временем, это отождествление собственных фантомов с любыми возможными проявлениями жизни. Это Я, которое реа­гирует только на изменения самого себя, где главным проявле­нием жизни становится собственная физическая боль, на кото­рую Я реагирует появлением букета разнообразных заболева­ний, от которых уже невозможно избавиться, так как без них теряется драгоценная часть Я.

Эгоистическая стагнация обостряет в человеке его личност­ные качества, это время и момент жизни для проявления в пол­ной мере сущностных качеств человека — его любви к людям и жизни или отсутствия таковой. Куда только исчезает былая разго­ворчивость, превратившаяся в нескончаемую старческую бол­товню. Что стало с рассудительностью, почему вместо нее подо­зрительность? Осторожность и осмотрительность становятся недоверчивостью и мнительностью... Неуловимое время прори­совывает далеко не лучшие черты у пожилого человека, попав­шего в эгоистическую стагнацию, обусловленную всем ходом его предыдущей жизни. Пожалеем этих людей и поговорим о тех, кто живет достойно весь отпущенный им век.

Надо сказать, что сегодня, в 1995 году, два поколения наибо­лее остро чувствуют на себе последствия социально-экономи­ческих преобразований: это люди зрелого и пожилого возраста. Экономические неурядицы выступают для них в очень конкрет­ном облике царя голода, о котором в свое время писал Н.Нек­расов. Чтобы жить, а не выживать, особенно людям пожилого возраста, нужны знания и навыки для налаживания социальных коммуникаций, для того, чтобы реализовать те силы жизни, ко­торые они в себе чувствуют. Народная театральная студия, хор ветеранов, дача и тому подобное — немного их, возможностей для самореализации. Еще, может быть, общественная деятель­ность, которую надо организовать самим, чтобы чувствовать свою значимость, но на нее будут уходить силы, которые не принесут материальной выгоды — только моральное удовлетво­рение. Предпенсионный возраст и выход на пенсию бесконечно обостряют переживания человека, связанные с модальностью "Я могу" его психической реальности. Они словно волны о берег разбиваются при встрече с реальным Я, с реальностью изменив­шихся свойств и качеств организма, с реальностью осуществле­ния жизненных планов...

Установление связей вне семьи переживается пожилыми людьми как потенциально существующая готовность быть по­лезными своими знаниями и опытом другим людям. Они готовы учить, но не всегда умеют это делать.

Навыки учительства и умение дать дельный жизненный совет являются естественным следствием развития в Я—концепции диалогичности сознания, предполагающей возможность встать на точку зрения другого человека.

Содержание актуальных переживаний пожилых людей спо­собствует осуществлению внутреннего диалога, который осно­ван на осознании концепции жизни и собственной Я—концепции. Именно они создают благоприятные условия для осуществле­ния возможного перехода от одной педагогической позиции к другой, более обобщенной и осмысленной. За этим стоит и каче­ственно новое перераспределение ответственности с близкими и чужими людьми за осуществление разных проявлений жизни.

Конечно, все это существует как потенциальная возмож­ность, которой можно воспользоваться, а можно и не заме­тить, продолжая существовать в мире фантомном, сюрреалис­тическом.

Недаром многие психотерапевтические направления уделяют такое большое внимание работе с прошлым. Именно оно обла­дает способностью создавать мир ирреальный, в котором пере­живание настоящего и планирование будущего ориентируются только на прошлое, причем давно прошедшее, в чем, напри­мер, убеждает анализ ранних воспоминаний в соответствии с концепцией Альфреда Адлера.

Навыки учительства и умение дать совет для пожилых людей проявляются в социальном интересе. Психологи связывают его проявление с тремя областями объектов:

1) неодушевленные предметы, ситуации или виды деятельно­сти — природа, наука, искусство. Человек проявляет к ним инте­рес, никак не связанный с его собственным Я, — это интерес бескорыстный;

2) все живое. Социальный интерес здесь проявляется как спо­собность ценить жизнь и принять точку зрения другого;

3) вселенная и мир в целом, это идентификация как с живы­ми, так и неживыми объектами, это единство со всей полнотой мира — космическое чувство жизни.

Социальный интерес и его проявление у пожилого человека позволяет переживать противоречия своего возраста через созда­ние живительных связей с окружением. Исследователи социального интереса отмечают, что с ним связаны такие чувства:

1) чувство принадлежности к группе или группам;

2) чувство, что "ты здесь дома" — личность и комфорт во взаимодействии с людьми;

3) чувство общности с другими людьми, переживание похо­жести на них;

4) вера в других — чувство, что в каждом человеке есть что-то хорошее;

5) мужество быть несовершенным — это ощущение того» что ошибки делать естественно, что и не надо быть всегда "пер­вым", "правым", "лучшим" во всех своих начинаниях;

6) ощущение себя человеком — чувство, что ты часть чело­вечества;

7) оптимизм — чувство, что мир можно сделать лучшим ме­стом для жизни.

Исследования социального интереса показывают, что люди с низким уровнем его более негативно относятся к своим роди­телям и большое значение придают своему прошлому опыту, они преувеличивают значение прошлого опыта для своей ны­нешней жизни.

Выраженность социального интереса очень подвержена влия­нию стрессовых факторов — ухудшению условий жизни, посто­янного напряжения. Это повседневно, к большому сожалению, существует в нашей жизни, поэтому я часто чувствую себя про­фессионально бессильной, так как знаю, что могла бы помочь людям пожилого возраста решить их психологические задачи, но ни я, ни они не могут это реализовать в бытовой жизни.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.