Блок I (когнитивно-эмоциональный) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Блок I (когнитивно-эмоциональный)

2020-04-01 113
Блок I (когнитивно-эмоциональный) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Блок I (когнитивно-эмоциональный)

 

Качестве тренируемых навыков и умений в данном тренинге в первую очередь имеются в виду компоненты социального познания: умение работать с понятиями, интеллектуальная рефлексия, навыки аргументации и контраргументации, креативность, понимание механизма действия социальных стереотипов, аналитические способности, умение слушать и слышать, умение договариваться и другие. Формирование толерантных навыков и планов социального поведения, как и рефлексия возникающих эмоциональных состояний в данном тренинге, конечно же, тоже присутствуют. Но эти проявления рассматриваются и анализируются в ходе тренинга во вторую очередь, как формирующиеся на фоне развития навыков толерантности в когнитивной сфере.

«Занятие первое (первый модуль) »

Определение целей тренинга, знакомство и выяснение ожиданий участников, погружение в феноменологию толерантности—интолерантности, введение в обсуждаемую проблематику, формирование располагающей к работе групповой атмосферы и личной мотивации, входящая психодиагностика.

Цель: сплочение подростков, установление комфортной, доброжелательной атмосферы в группе.

Стимульный материал: ватманы, листы для рисования, карандаши.

5) Ход занятия

Вводная часть:

Начинается тренинг традиционно. Тренер сообщает цели и задачи тренинга. Участники сообща формируют «правила» жизни тренинговой группы, (а тренер записывает их на ватмане.

Знакомство участников осуществляется в два круга - официальное и неофициальное представление участников. Учитывая, что далее предполагается работать с эмоционально значимым и, возможно, социально неодобряемым материалом, связанным с проявлениями интолерантности, участникам предлагается по желанию использовать во время второго круга знакомства псевдонимы и принимать защищающие роли, которые они далее могут изменять как в течение этого дня, так и в другие дни.

Основная часть:

Ожидания и опасения участников фиксируются и, как и «правила», вывешиваются на общее обозрение - к ним можно апеллировать в течение всего тренинга и они являются главными критериями при подведении итогов тренинга как по каждому дню, так и в целом. При этом, фиксируя ожидания участников, тренер допускает их уточнение и переформулировки, с тем, чтобы они пересекались с целями программы тренинга. Именно опираясь на зафиксированные ожидания, тренер далее делает сообщение о целях, задачах и формах предстоящей работы. Совместно в группе вырабатываются принципы «жизни» группы и критерии оценки ее деятельности.

Заключитальная часть:

Введение в феноменологию толерантности осуществляется с помощью рисуночных ассоциаций, комментариев к ним и последующего формирования (на базе этих комментариев) «банка ситуаций» проявлений интолерантности.

Занятие второе

Стимульный материал: текстовые фрагменты, отражающих понятия, связанные с личным опытом восприятия и проявления интолерантности и государственными мерами их пресечения, а также с групповыми социальными представлениями ин толерантной направленности; диагностические методики, бланки ответов.

6) Ход занятия

Вводная часть: приветствие, прояснение настроя на работу каждого участника.

Основная часть: Введение в проблематику осуществляется с помощью заранее подготовленных текстовых фрагментов, отражающих понятия, связанные с личным опытом восприятия и проявления интолерантности (см. Приложение 1), а также с групповыми социальными представлениями ин толерантной направленности (см. Приложение 2) и государственными мерами их пресечения (см. Приложение 3). Тексты обсуждаются в малых группах по специальным заданиям. Обсуждения завершаются презентациями и общегрупповой дискуссией.

Заключительный этап:

Психодиагностические задачи тренинга на его начальном этапе реализуются с помощью небольшой тестовой батареи:

1. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой. Данная методика позволяет выявить отношение человека к представителям других этнических групп, установки в сфере межкультурного взаимодействия и уровни толерантности и этнотолерантности;

2. Тест «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой. Данная методическая разработка позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряжённости. Один из показателей трансформации этнической идентичности – это рост этнической нетерпимости (этноинтолерантности);

3. Тест «Шкала самооценки» Ч.Д. Спилбергера. Данная методика позволяет выявить уровень самооценки;

4. «Опросник оценки нервно-психической устойчивости» С.М. Кировой. Данная методика позволяет выявить уровень нервно психической устойчивости;

5. Опросник «Баса-Дарки», который измеряет состояния агрессии. Данная методика позволяет измерить уровень состояния агрессии.

Вводная часть:

Вступительное слово ведущего:

Сегодня наш разговор посвящен толерантности. Не всем может быть знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования; и развития человеческого общества.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному.

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; В о французском — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; в английском — готовность быть терпимым, снисходительность; в китайском — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; в русском — способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). То есть толерантность — это способность допускать, принимать существование чего-то иного, кого-то не похожего на нас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или кому-либо.

Основная часть:

Работа в микрогруппах:

Вопросы для обсуждения:

Какое из определений вам импонирует более всего?

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

Что объединяет и что разделяет разные определения?

Какими способами можно определить наличие толерантности у человека?

После обсуждения в микро-группах высказываются мнения ее представителями, затем заслушиваются индивидуальные мнения желающих.

Игра «Страны»

Ход—игры. Участники садятся в круг. У каждого из них есть по листу бумаги и маркеру. Один участник называет своему соседу любую страну, название которой тот записывает на листе бумаги. Так, по кругу, участники «раздают» друг другу зарубежные страны. Они не должны повторяться.

Когда у каждого из них на руках будет по листу с названием страны, дается задание: передавая листы соседям по кругу, написать к каждой стране по одной ассоциации. Таким образом, после выполнения задания при количестве участников 10 человек мы получаем 10 листов с названиями стран и набором из десяти ассоциаций к каждой стране. Обычно ассоциации участников являются наиболее широко распространенными стереотипами, связанными с конкретной страной. Например Италия - пицца, макароны, сапоги; Германия-Гитлер, фашизм, пиво, машины; Англия - пунктуальность джентльмен, Шерлок Холмс и т. д.

Далее зачитываются названия стран и список ассоциаций. Задача ведущего, проанализировав ассоциации участников, напомнить И м, что у каждой страны есть известнейшие культурные ценности: памятники архитектуры, произведения искусства, то есть показать однобокость и опасность стереотипного подхода к оценке явлений и вещей.

Следующий этап игры заключается в том, что ведущий задает себе роль. Он представляется участникам как иностранец, приехавший в Россию и называет им свои ассоциации, связанные с на званием нашей страны: матрешка, медведи, холод, угроза и т. д. Задача ведущего — описать свои ассоциации наиболее ярко и негативно. После этого он просит участников постараться переубедить его, почему он не должен относиться к России, руководствуясь только стереотипами. В ходе обсуждения участники приходят к выводу о необходимости более терпимого и внимательного отношения к различным культурам, нациям.

Заключительный этап:

Послеигровая рефлексия

Примерные вопросы для анализа:

Почему были названы именно такие ассоциации?

Что участники чувствовали, когда «иностранец» говорил о своих ассоциациях, связанных с Россией? Не было ли им обидно?

Каково же должно быть отношение к культурам других стран и народов?

Подведение итогов:

Заключительное слово ведущего о необходимости толерантного отношения к окружающим нас людям, напоминание о различных определениях толерантности и о присутствии этого слова во всех языках.

Например: «В каждом из определений делаются различные акценты, в них обнаруживается различие культур, исторического опыта. Но каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать право других (иных) быть такими, какие они есть; не допускать причинения им вреда, поскольку причинение вреда другому означает причинение вреда всем, в том числе и самому.

Таким образом, толерантность — это условие нормального функционирования гражданского об ществ и условие выживания человечества.

Быть толерантным — это значит принимать как факт присутствие других людей с их идеями, деятельностью и образом жизни, это значит признавать, что все мы разные, и уважаем тех, кто не похож на нас».

Занятие четвёртое «Лично я иногда бываю интолерантным...»

Цель. Всесторонний анализ и эмоциональное отреагирование ситуаций, в которых сами участники тренинга чувствуют свою интолерантность.

8) Ход занятия

Основная часть: Принципиально важно в работе этого модуля обращение к личному опыту участников.

На начальных этапах работы мы предлагаем обсудить различия во мнениях участников и их аргументацию по ситуациям, которые могут быть представлены в форме парных обсуждений, презентаций и публичных выступлений, ролевых продолжений диалогов.

Заключительный этап: Завершается модуль подведением итогов и обсуждением возникших изменений. Важно отметить, что изменения могут быть зафиксированы не только в когнитивной сфере (новые аргументы, позиции, мнения, ценности), но и на уровне чувств и мотивов.

Блок II (когнитивный)

 

Теоретически предполагается, что интолерантность связана с возникновением угрозы идентичности. Опираясь на концепции Б. Берьесона, можно допустить, что достижение толерантности возможно, если подобрать в собственном репертуаре идентичностей более адекватное для конкретного взаимодействия личное основание для самоопределения. Причем, это можно научиться делать всегда, исключая, конечно, те ситуации, когда от другого человека исходит прямая физическая или моральная угроза (например, он ведет себя агрессивно, оскорбительно, дерзко).

Основная часть:

Игра «Кто нуждается в помощи?»

Цель игры: развивать лучшие качества детей — желание помочь ближнему, учить видеть нуждающихся в помощи, формировать милосердие и эмпатию к различным социальным группам.

Задача игроков: вспомнить, видели ли они людей, животных, предметы, нуждающиеся в их помощи. Ответить на вопрос: «Кто или что нуждается в нашей помощи?» — описав, как догадался об этом, что почувствовал. Повторяться нежелательно.

Игра может проводиться с использованием дополнительного оборудования — мяча или любого передаваемого предмета. Мы предлагаем форму организации игры — сидя в кругу на стульях.

По кругу пускается предмет. Получив его в руки, ребенок должен ответить на вопрос: «Кто нуждается в помощи?» Если ребенок затрудняется, учитель приходит на помощь и говорит, что в помощи можешь нуждаться ты сам, как, например, в этом случае; что нужно быть внимательным и к собственным ощущениям и не стесняться обращаться за помощью.

Если игра проводится во время урока, то дети отвечают по поднятию руки и получают карточку за каждый ответ. В конце урока учитель подводит итог: определяет самого внимательного или самую необычную просьбу о помощи. Замечательно, если до или после игры волонтер или человек, занимающийся помощью больным людям, бездомным животным и др. расскажет о своей работе, о том, почему он этим занимается.

Заключительный этап:

Подведение итогов занятия, обмен мнениями и впечатлениями между участниками.

Занятие шестое

Цель: развить способность видеть хорошее в другом человеке и научить находить слова, выражающие восхищение, удивление, уважение.

Стимульный материал: красные и белые карточки для «судьи»;

— пять видов карточек, определяющих степень толерантности каждого игрока к мнению другого у каждого ученика.

1. Черная карта

Человек не разделяет взглядов и убеждений собеседника и не желает менять свое мнение, становиться на позицию другого.

2. Коричневая карта

Человек не разделяет взглядов и убеждений собеседника, но готов разговаривать по отдельным позициям.

3. Синяя карта

Человек не разделяет взглядов и убеждений собеседника, но готов идти на компромисс.

4. Зеленая карта

Человек имеет отличные взгляды по некоторым позициям, но готов идти на компромисс.

5. Белая карта

Человек полностью разделяет взгляды и убеждения собеседника.

10)Ход занятия

Вводная часть:

Игра «О ком я говорю?»

Цель игры: игра способствует проявлению интереса к другому человеку, учит видеть особые качества учеников, которые являются ценностью: скромность, милосердие. Игру можно использовать и для коррекции самооценки учащихся, указав на недостатки, недостойное поведение. В этом случае дети не угадывают, о ком идет речь, а должны отнести вопрос только к самим себе.

Задача игроков: когда ведущий называет качества участников, которые вызывают у него уважение, удивление или восхищение, участники должны узнать, о ком говорит учитель. Например: «Меня восхищает умение играть на скрипке. Меня удивляет способность этого человека часто опаздывать. Меня поражает тактичность этого человека. Мне нравится аккуратность этого человека».

1-й вариант. Ведущий говорит комплимент. Участники определяют, о ком идет речь. Важно, чтобы восхищение было высказано каждому ученику.

2-й вариант. Восхищение и удивление высказывают сами участники, а тот, кто считает, что речь идет именно о нем, поднимает руку. Если мнения совпадают — класс получает балл. Можно сравнивать количество совпадений в разные дни или игры, проведенные в разных классах.

Основная часть:

Ролевая игра «Час суда»

Цель игры: игра помогает определить степень толерантности по отношению к мнению другого человека. Развивает способность видеть одну и ту же ситуацию под разными углами зрения, ставить себя на место другого человека. Отмечать, как меняется восприятие, если ты смотришь на мир глазами другого.

Задача игроков: формировать толерантное отношение к противоположному мнению. Научиться анализировать ситуацию с позиции другого человека. Определить, какую позицию занимает каждый из ведущих игроков. Объяснить в каждом конкретном случае, по каким признакам определяется степень толерантности.

1-й вариант. Все роли распределяются в одной группе.

2-й вариант. Класс делится на две или три группы. Каждой группе дается одна и та же ситуация. Выбирается координатор игры (им может быть учитель), который фиксирует скорость разрешения ситуации в каждой группе, особенности протекания обсуждения в каждой группе, сильные и слабые стороны позиции каждого ролевого игрока.

Ведущий рисует конфликтную, спорную ситуацию и распределяет роли.

Главные герои определяются в зависимости от ситуации (2—5 человек). Предлагается менять местами мальчиков и девочек, распределять роли олигархов и нищих, учителей и учеников. Задача ролевых игроков — стараться разрешить ситуацию, понять, по каким признакам, словам, выражению лица, жестам, интонации аналитики сделали тот или иной вывод о степени толерантности.

Хронометражист (1—2 человека) фиксирует время начала игры, переломного момента в игре, время разрешения ситуации.

Судья следит за соблюдением правил игры, поднимает красную карточку в случае некорректного ведения спора, проявления агрессии и удаляет игроков в случае грубого нарушения правил игры или после пяти поднятий красной карточки.

Ведущий зачитывает ситуацию, распределяет роли, определяет порядок высказываний.

Голос из бессознательного. 3—4 человека выдвигают версии того или иного поведения, причины согласия или возражения, упрямства в отстаивании собственной позиции.

Аналитики (количество определяет учитель) задают вопросы, желая разобраться в ситуации. Оценивают степень толерантности в споре каждого ролевого игрока, поднимая карточку. Объясняют, по каким признакам они определили степень толерантности.

Заключительный этап:

Подведение итогов занятия, участники обмениваются между собой своими мнениями и впечатлениями.

Блок III (поведенческий)

 

Концептуальное положение, которое мы используем в данном

тренинге – это представление о мягких и жестких технологиях противодействия экстремизму, как крайнему проявлению интолерантности. К мягким технологиям принято относить все, что связано с профилактикой, превенцией, психологической коррекцией поведения и соответствующих установок сознания.

Занятие восьмое «Когда все вокруг интолерантны...»

Цель. Трансформация интолерантных социальных представлений участников за счет иного социального конструирования реальности. Этот процесс включает в себя новое понимание причин, факторов, механизмов и границ интолерантности в тех или иных социальных группах, общностях, на государственном уровне.

Стимульный материал: отсутствует.

12)Ход занятия

Вводная часть:

Приветствие участников, занятие ими своих мест, участники делятся на мини-группы по 4 человека.

Основная часть:

Аналитическая работа и расширение поля аргументации точек зрения, соответствующих позициям разных групп экстремистски, жестко, агрессивно, интолерантно настроенных людей. Это могут быть, например, определенные молодежные движения, группировки, воинственно настроенные этнические объединения, линейные подразделения УВД, коррумпированные государственные чиновники, «беспредельничающие» бизнесмены, авторитарные политики. При этом позиции групп конструируются участниками тренинга произвольно.

Заключительный этап:

Этап завершается подведением итогов и рефлексией возникших изменений во мнениях. Особое внимание при подведении итогов тренер обращает на вопросы, связанные с границами и механизмами проявления конвенциональной интолерантности.

Занятие десятое

Цель. Подведение итогов тренинга в целом, рефлексия и обобщение выявленных механизмов снижения интолерантности и формирования толерантности к иной точке зрения, иному мнению, иной позиции.

Стимульный материал: дагностические методики.

14)Ход занятия

Вводная часть:

При подведении итогов тренер обращает внимание группы на зафиксированные в начале тренинга опасения и ожидания участников.

Основная часть:

Перед подведением итогов проводится повторная психодиагностика, результаты которой, по возможности, сообщаются и обсуждаются в группе.

Заключительный этап:

По окончании тренинга участникам предлагается анонимно заполнить и передать тренеру письмо обратной связи.

 


Список литературы

1. Кон И. Психология предрассудка. «Новый мир», М, 1966.

2. Цюрупа А.И. Национальный инстинкт как предмет научного исследования. «Полис», М., 1997.

3. Чернявская Ю.Л. Психология национальной нетерпимости. «Харвест», Минск, 1998.

4. Солдатова Г.У. Практикум по психодиагностике и исследованию этнотолерантности личности. М., 2003.

5. Пиманова Л.У. Толерантность в системе духовно нравственного воспитания учащихся. «Тогирро», Тюмень. 2008.

6. И.Г. Пчелинцева. Построение толерантной среды в образовательном пространстве вуза. «Тогирро», Тюмень. 2004.

7. Дробижева Л.М., Хомяков М.Б. Новые подходы в изучении и преподавании идей толерантности как результат реализации программы Уральского МИОН. «Екатеринбург», Екатеринбург. 2005.

8. Козлова А.Г., Аксенова А.Ю., Александрова Н.С., Алексеева Е. Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе. «Речь», М., 2007 г.

9. С.Д. Щеколдина. Тренинг толерантности. «Ось-89», М., 2004.

10. Е.Ю. Клепцова. Психология и педагогика толерантности. «Академический проект», М., 2004 г.

11. Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. Толерантность: взгляд, поиск, решение. «Вербум-М», М., 2003 г.

12. О.С. Андреева. Организация и проведение тренинговых занятий. «Издательство Тюменского государственного университета», Тюмень, 2007 г.


Приложение

«Текстовые фрагменты, отражающих понятия, связанные с личным опытом восприятия и проявления интолерантности»

1. Гитлеры продолжают приходить к власти, мира на земле не было и нет, смертоносных веществ на душу населения выпадает чуть ли не больше, чем еды, большая часть человечества страдает от недоедания, когда его меньшая, называющая себя цивилизованной, часть продолжает самозабвенно трудиться и бездумно тратить ценнейшие ресурсы, которых не так уж и много даже для нынешнего поколения, и собственную одну-единственную жизнь на изобретение более совершенных орудий уничтожения, забывая о том, что никогда не нужно спрашивать – «по ком звонит колокол», потому что каждый раз «он звонит по тебе», что нет и не может быть орудий уничтожения, в каждом случае и любое смертоносное орудие есть орудие самоуничтожения, даже если тебе удалось сохранить себя физически, даже если ты решил, что проливаемые кровь и слезы не твои, что заглушены не твои песни и горит не твой дом.

2. Чужаки вообще играли большую роль в развитии, начиная с древности. Об этом написал большую интересную статью немецкий социолог Г. Айзерман. Он выводит из психологии эмигранта, беспочвенного человека, многие интересные явления и на Западе; например, Соединенные Штаты – страна эмигрантов, порвавших со старым порядком и рассчитывающих только на себя, на свои собственные руки и ум. «Чужой, – цитирует Айзерман Георга Зиммеля, – по самой своей природе не владеет землей, причем землю надо понимать не только в физическом смысле, но также в переносном смысле жизненной субстанции, фиксированной... в идеальном пространстве общественного окружения». Таким образом, «земля» Зиммеля – примерно то, что Достоевский назвал «почвой».

3. В январе, как ко всем советским людям, в мою дверь позвонил счетчик: «Добрый день! Перепись населения».

Ну что ж, заполняем анкету. Доходим до графы «национальность».

«Немец», – говорю я. «Родной язык?» – «Два. Немецкий и русский». – «Родной язык – один». – «Ну, пишите – немецкий... Но, с другой стороны, я живу в Москве, все мои друзья – русские, а на немецком только с женой общаюсь...»

Теперь на очереди жена: «Отец – армянин, немцы в 42-м убили... Но мать – русская, родной язык – русский. Из языков народов СССР знаю только немецкий».

И тут паренек-счетчик заявляет: «Немецкий – это иностранный язык! Среди народов СССР такого языка не значится».

Еще несколько лет назад такие вопросы вроде бы и не возникали. И вдруг возникли. А может быть – не вдруг?

 

Блок I (когнитивно-эмоциональный)

 

Качестве тренируемых навыков и умений в данном тренинге в первую очередь имеются в виду компоненты социального познания: умение работать с понятиями, интеллектуальная рефлексия, навыки аргументации и контраргументации, креативность, понимание механизма действия социальных стереотипов, аналитические способности, умение слушать и слышать, умение договариваться и другие. Формирование толерантных навыков и планов социального поведения, как и рефлексия возникающих эмоциональных состояний в данном тренинге, конечно же, тоже присутствуют. Но эти проявления рассматриваются и анализируются в ходе тренинга во вторую очередь, как формирующиеся на фоне развития навыков толерантности в когнитивной сфере.

«Занятие первое (первый модуль) »

Определение целей тренинга, знакомство и выяснение ожиданий участников, погружение в феноменологию толерантности—интолерантности, введение в обсуждаемую проблематику, формирование располагающей к работе групповой атмосферы и личной мотивации, входящая психодиагностика.

Цель: сплочение подростков, установление комфортной, доброжелательной атмосферы в группе.

Стимульный материал: ватманы, листы для рисования, карандаши.

5) Ход занятия

Вводная часть:

Начинается тренинг традиционно. Тренер сообщает цели и задачи тренинга. Участники сообща формируют «правила» жизни тренинговой группы, (а тренер записывает их на ватмане.

Знакомство участников осуществляется в два круга - официальное и неофициальное представление участников. Учитывая, что далее предполагается работать с эмоционально значимым и, возможно, социально неодобряемым материалом, связанным с проявлениями интолерантности, участникам предлагается по желанию использовать во время второго круга знакомства псевдонимы и принимать защищающие роли, которые они далее могут изменять как в течение этого дня, так и в другие дни.

Основная часть:

Ожидания и опасения участников фиксируются и, как и «правила», вывешиваются на общее обозрение - к ним можно апеллировать в течение всего тренинга и они являются главными критериями при подведении итогов тренинга как по каждому дню, так и в целом. При этом, фиксируя ожидания участников, тренер допускает их уточнение и переформулировки, с тем, чтобы они пересекались с целями программы тренинга. Именно опираясь на зафиксированные ожидания, тренер далее делает сообщение о целях, задачах и формах предстоящей работы. Совместно в группе вырабатываются принципы «жизни» группы и критерии оценки ее деятельности.

Заключитальная часть:

Введение в феноменологию толерантности осуществляется с помощью рисуночных ассоциаций, комментариев к ним и последующего формирования (на базе этих комментариев) «банка ситуаций» проявлений интолерантности.

Занятие второе

Стимульный материал: текстовые фрагменты, отражающих понятия, связанные с личным опытом восприятия и проявления интолерантности и государственными мерами их пресечения, а также с групповыми социальными представлениями ин толерантной направленности; диагностические методики, бланки ответов.

6) Ход занятия

Вводная часть: приветствие, прояснение настроя на работу каждого участника.

Основная часть: Введение в проблематику осуществляется с помощью заранее подготовленных текстовых фрагментов, отражающих понятия, связанные с личным опытом восприятия и проявления интолерантности (см. Приложение 1), а также с групповыми социальными представлениями ин толерантной направленности (см. Приложение 2) и государственными мерами их пресечения (см. Приложение 3). Тексты обсуждаются в малых группах по специальным заданиям. Обсуждения завершаются презентациями и общегрупповой дискуссией.

Заключительный этап:

Психодиагностические задачи тренинга на его начальном этапе реализуются с помощью небольшой тестовой батареи:

1. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой. Данная методика позволяет выявить отношение человека к представителям других этнических групп, установки в сфере межкультурного взаимодействия и уровни толерантности и этнотолерантности;

2. Тест «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой. Данная методическая разработка позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряжённости. Один из показателей трансформации этнической идентичности – это рост этнической нетерпимости (этноинтолерантности);

3. Тест «Шкала самооценки» Ч.Д. Спилбергера. Данная методика позволяет выявить уровень самооценки;

4. «Опросник оценки нервно-психической устойчивости» С.М. Кировой. Данная методика позволяет выявить уровень нервно психической устойчивости;

5. Опросник «Баса-Дарки», который измеряет состояния агрессии. Данная методика позволяет измерить уровень состояния агрессии.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.