История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2020-04-01 | 132 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Комплексное обследование детей с открытой ринолалией в послеоперационном периоде (констатирующий этап)
Экспериментальная апробация поставленной гипотезы проводилась на базе МДОУ №1 «Солнышко» г. Холмска.
В процессе исследовательской работы на констатирующем этапе нами было проведено обследование детей и составлен план коррекционно-воспитательной работы для исправления нарушения речи у детей.
Было исследовано:
- анатомические особенности строения всего артикуляционного аппарата и самого врожденного дефекта;
- общее речевое развитие;
- изменения в эмоционально-волевой сфере ребенка с дефектами внешности и речи (см. приложение)
Констатирующий «срез» был сделан в октябре 2002г. в экспериментальную группу мы включили 2-ух детей с открытой ринолалией.
Вова А. Зачислен в старшую логопедическую группу с речевым диагнозом: открытая ринолалия (послеоперационная).
При обследовании речевого аппарата обнаружены рубцы на твердом небе, послеоперационный шов на мягком небе. Выявлено отсутствие всех согласных звуков и их мягких вариантов кроме звука «м».
Дыхание ключичное поверхностное, быстро истощаемое, не сформированная направленная струя из-за утечки через нос. Разборчивость речи плохая.
Никита И. зачислен в старшую логопедическую группу в сентябре 2002 г. по решению МПК от 22.09.2001г. с речевым диагнозом: открытая ринолалия (послеоперационная). При обследовании выявлены рубцовые изменения верхней губы, мягкого неба. Речь неразборчивая, с гиперназализацией из-за геперопеки в семье совершенно не может быть один, замкнут, необщителен. Ребенок соматически ослаблен из-за частых заболеваний верхних дыхательных путей.
|
В процессе исследовательской работы на констатирующем этапе в экспериментальной группе нами были использованы следующие методы исследования: наблюдение, опрос по плану речевой карты, исследование медицинских документов, беседы с родителями.
Обследование начинается с беседы с мамой ребенка. Выясняем состояние семьи, уровень развития и род занятий родителей, отношение к ребенку в семье, отношение ребенка к своему дефекту.
Речевая карта
1. Ф.И.О. ребенка
2. Возраст ребенка.
3. Откуда прибыл (детский сад, школа и т.д.).
4. Ф.И.О. родителей, место работы, возраст.
5. Анамнез:
- беременность – от какой по счету беременности родился ребенок, чем закончились предшествующие беременности, нет ли у других детей расщелины, были ли недоношенные дети, были ли до этого преждевременные роды, чем вызваны, не принимались ли меры для ликвидации этой беременности, течение беременности, самочувствие матери с первых дней беременности (1 триместр), наличие вредных факторов в этот период;
- роды: характер – тяжелые, легкие, срочные, стремительные и т. д., была ли стимуляция родовой деятельности;
- состояние ребенка при рождении (закричал сразу или после стимуляции).
6. Раннее развитие ребенка:
- грудное вскармливание, до какого возраста;
- с какого времени прикармливание;
- как развивался физически (с какого времени держит головку, все детские особенности);
- какие заболевания были у ребенка на первом году жизни.
7. Состояние органов слуха – заключение ЛОРа.
8. Развитие речи. Когда появился лепет, какова его активность, когда и как начали формироваться первые слова, с какого времени пользуется полными словами. Когда появилась фразовая речь, знает ли ребенок стихи, сказки, не отмечает ли мать каких-либо трудностей в развитии речи ребенка, и как она их оценивает.
9. Психические особенности ребенка (совместно с психологом) как ребенок ориентируется в окружающей среде, обстановке, в какие игры, игрушки любит играть, его отношение к книгам, картинкам, чем занимается самостоятельно, усидчивость, отвлекаемость, внимание, память.
|
10. Навыки самообслуживания.
11. Лечение ребенка, когда была проведена операция губы, неба, применялось ли медикаментозное лечение и логопедическое воздействие, результаты.
12. Характер дефекта:
- расщелина твердого и мягкого неба (полная или неполная);
- скрытая (субмуказная) щель;
- расщелина верхней губы (одно-, двух сторонняя);
- время проведения хирургического лечения, сведения о повторных операциях;
- возраст, в котором проводилась операция;
- особенности послеоперационного течения (имелись ли осложнения в виде расхождения швов, остаточных дефектов);
- строение и форма твердого неба, наличие свищевых ходов;
- характер прикуса, состояние зубов и строение альвеолярного отростка верхней челюсти.
13. Состояние мягкого неба и язычка.
- длина мягкого неба, подвижность при произнесении гласного звука «а» или «э» либо при вызывании глоточного рефлекса касанием шпателя небных дужек;
- наличие или отсутствие пассивного (возможность механически отодвинуть мягкое небо до соприкосновения с задней стенкой глотки), активного (способность мягкого неба достать заднюю стенку глотки при произнесении гласных «а» или «э») и функционально-рефлекторного (способность к замыканию носоглотки при механическом раздражении слизистой оболочки мягкого неба) смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки;
- степень выраженности рубцовых изменений;
- высокое или низкое стояние мягкого неба.
14. Функциональное состояние глоточных мышц: рефлексы живые, заторможенные; наличие или отсутствие фарингопластики, рубцовых изменений.
15. Состояние артикуляторной моторики:
- неподвижность нижней челюсти, губ, щек, спонтанно и по заданию;
- компенсаторные движения мимической мускулатуры (крыльев носа, щек, лба);
- мимика (живая, вялая, скованная);
- особенности позиции языка, состояние его корня и кончика; его излишняя напряженность или вялость, ограничение подвижности языка (предложить выложить широкий язык на нижнюю губу, вытянуто «жалом», поднять, опустить, поводить влево – вправо и т.д. – все движения выполняются по подражанию, затем по инструкции логопеда перед зеркалом и без него).
16. Дыхание:
- тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное).
|
- Тип речевого дыхания, глубина, длительность речевого выдоха;
- отсутствие или наличие утечки воздуха через нос во время речи.
16. Состояние голосовой функции:
- сила звучания – умение изменять силу голоса при произнесении тестового материала;
- высота – возможность голосовых модуляций;
- тембр - яркость, звонкость, глухость;
- назальность – открытая, закрытая, смешанная;
- наличие осиплости или охриплости голоса, напряженность фонации.
17. Характер спонтанной речи (во время простого диалога, проговаривании тестовых слогов и фраз, счета до 10 – 20);
- разборчивость речи;
- степень назализации (слабая, умеренная, гиперназализация);
- нарушение звукопроизношения – отсутствие, замена или искажение звуков;
- объем активной и пассивной лексики;
- степень владения грамматическим строем;
- темп, паузация и мелодика речи;
- изолированное произнесение гласных и согласных звуков.
Начинать обследование с гласных звуков: «а,э,о,ы,у,и,я,е,ё,ю»; (изолированно и в начале слова под ударением). Затем проводится обследование согласных звуков: твердых, мягких, звонких, глухих, свистящих, шипящих, сонарных. При подборе слов учитывается, чтобы исследуемый звук стоял сначла между двумя гласными: ифи – афа, иви – ава, или – ала, ипи – апа, иби – аба и т.д. Это позволяет наблюдать какое положение и какие движения выполняет язык, затем звук должен быть расположен в начале, середине и конце слова.
18. Исследование развернутой речи:
- наличие развернутой речи (общается при помощи отдельных слов или фраз);
- умение пользоваться монологической речью;
- состояние связной речи;
- особенности лексико-грамматического строя речи;
- словарный запас;
- навык чтения (у школьников): улучшается речь или ухудшается речь в процессе чтения.
19. Обследование фонематичского слуха.
Ребенок повторяет вслед за логопедом, лицо которого закрыто экраном, изолированные звуки, слоги и слова, отличающиеся незначительно и контрастные.
Требования к содержанию дидактического материала:
1. Материал предъявляется на карточках или в отраженном произнесении.
2. Соответствие возрасту ребенка и его развитию.
|
3. Использование предметных, сюжетных картинок.
4. Использование фотографий привычных вещей.
5. Таблицы со слогами, словами, фразами и т.д.
20. Заключение логопеда.
Анализируя полученные результаты, необходимо отметить очень низкий уровень сформированности речевых навыков. Нарушение функций артикуляционного аппарата у обоих детей обусловлено как врожденным дефектом, так и послеоперационными факторами (отечность, боль, рубцовые изменения) частые простудные заболевания, соматическая ослабленность затрудняют речевое развитие.
Назализация звуков обусловлена отсутствием небно-глоточного смыкания, невозможность артикуляции согласных звуков связана с тем, что твердое небо с рубцовыми послеоперационными изменениями, кинестезии снижены; мягкое небо после операции неподвижно, отечно, укорочено; язык напряжен, оттодвинут в глубь ротовой полости. Произнесение слов сводится к проговариванию гласных: «машина» – «аыа».
Поэтому речь неразборчива, фраза не сформирована, активный словарь бедный.
Но при этом интеллект сохранен, дети хорошо понимают обращенную к ним речь, выполняют инструкции, пытаются отвечать на вопросы. Наблюдаются изменения в эмоционально – волевой сфере, дети осознают свой дефект, замкнуты, стеснительны.
Мы предполагаем, что выбранные нами методы и приемы коррекции открытой ринолалии позволят сформировать небно-глоточное смыкание, развить речевое дыхание – это поможет устранить назализацию речи, а так же исправить искаженные звуки и поставить отсутствующие, а затем ввести новые навыки в спонтанную речь.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!