Коррекционная работа при открытой форме ринолалии — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Коррекционная работа при открытой форме ринолалии

2020-04-01 171
Коррекционная работа при открытой форме ринолалии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема

Коррекционная работа при открытой форме ринолалии

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Анализ теоретических источников исследования открытой ринолалии

1.1 Строение речевого аппарата в норме и при патологии

1.2 Причины нарушения речи при открытой ринолалии

1.3 Психолого–педагогическая характеристика детей с открытой ринолалией (физическое, речевое и психическое развитие)

1.4 Актуальность проведения коррекционной работы при открытой ринолалии в дооперационный период

Глава 2. Опытно – экспериментальная деятельность

2.1 Комплексное обследование детей с открытой ринолалией в послеоперационный период (констатирующий этап)

2.2 Коррекционная работа при открытой ринолалии в послеопрационный период (формирующий этап)

2.2.1 Активизация небно-глоточного смыкания, растормаживание мягкого неба, коррекция дыхания, голоса, гласных звуков

2.2.2 Коррекция согласных звуков, уменьшение назализации, постановки речевого голоса

2.2.3 полная автоматизация новых навыков, снятие остаточной ринофонии

2.2.4 Работа над мелкой моторикой рук

2.3 Сравнительный анализ уровня развития речи у детей с открытой ринолалией на заключительном этапе исследовательской работы

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

 

В отечественной и зарубежной литературе среди речевой патологии выделяют ринолалию, как одну из сложных клинических форм. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии наблюдается назализованный тембр голоса, артикуляция и фонация существенно отличаются от нормы.

В России разработкой методологических приемов по ринолалии занимались Е.Ф. Рау,1933г., Ф.А. Рау, 1933г., З.Г. Нелюбова,1938г., В.В. Куколь, 1941г., А.Г. Ипполитова, 1955г., 1963, С.Г. Таптапова, 1963г., Т.Н. Воронцова, 1966г., Н.Н. Сереброва, 1969г., Л.И. Вансовская, 1977г., И.И. Ермакова, 1980г, 1984.

В коррекционной работе важно знать специфику логопедического воздействия.

Большое значение имеет система, разработанная А.Г. Ипполитовой, которая предположила начинать занятия с дооперационного периода при открытой ринолалии (использование сочетания дыхательных и артикуляционных упражнений, соблюдение определенной последовательности отработки звуков).

Своеобразие методов А.Г. Ипполитовой состоит в том, что первоначально внимание ребенка направлено только на артикулему. Содержание занятий включает формирование речевого дыхания, дифференциацию вдоха и выдоха, воспитание длительного ротового выдоха при реализации гласных артикулем (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных, дифференциацию короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании сонорных фонем и аффрикат, постановку мягких звуков.

Н.И. Сереброва предложила рентгенографический метод, позволяющий прогнозировать возможность восстановления функции мягкого неба логопедическими приемами. Сопоставление этих данных до логопедической работы выявляет степень компенсации речевого дефекта общепринятыми средствами.

С.Л. Таптапова разработала коррекционную методику для взрослых ринолаликов. Она предложила своеобразный режим молчания (произношение гласных про себя), что способствует устранению назализации, снимает гримасы, характерные для данной патологии.

И.И. Ермакова, установила возрастные особенности функциональных расстройств голосообразования у детей с врожденными расщелинами и применительно к ним модифицировала ортофонические упражнения.

Она разработала поэтапную методику звукопроизношения и голоса:

1. Подготовка артикуляционного аппарата к изготовлению функционального глоточного обтуратора к операции уранопластики.

2. Активация небно-глоточного смыкания после накладывания обтуратора или растормаживание мягкого неба после операции, а так же приучение ребенка к новым кинестезия.

3. Устранение назализации, коррекция звукопроизношения.

4. Полная автоматизация новых навыков.

И.И. Ермакова считает, что рано начатое логопедическое воздействие снижает процент дегенеративных изменений в мышцах глотки.

Л.И. Вансовская предложила начинать устранение назализации не с традиционного звука, а с передних гласных «и, э», т.к. именно они позволяют фокусировать выдыхаемую струю воздуха в переднем отделе ротовой полости и направлять язык к нижним резцам. При этом усиливается четкость кинестезии при соприкосновении звука и стенки глотки, и мягкое небо участвует более активно.

От ребенка произнесение звуков негромким голосом с несколько выдвинутой вперед челюстью, с полуулыбкой, с усиленным напряжением мягкого неба и глоточных мышц. После устранения назализации гласных проводиться работа над сонорами «л, р», затем щелевыми и смычными согласными.

В комплексном воздействии на ребенка с ринолалией необходимо чрезвычайно активно участие родителей. Для этого создают специальные руководства (Яковенко В.Н., 1962г. Екатеринбургский центр «Бонум», 1990, Вансовская Л.И., 1994г.), задачи которых определены в следующих основных рекомендациях:

- требование правильного примера для подражания – медленное, отчетливое произношение взрослыми слов и простых предложений;

- важность непринужденного общения в коллективе детей с нормальной речью;

- посещение массового детского сада, участие в играх, развивающих слуховое, зрительное, кинестическое восприятие, пребывание на занятиях музыкой и пением;

- развитие внимания и усидчивости в специально созданных игровых ситуациях, постепенный переход к играм-занятиям, создающим условия для будущего обучения:

- развитие речевого праксиса, воспитание дыхания, мелкой моторики в игровой форме;

- расширение лексики и развитие способности к общению и образованию понятий.

В связи с ухудшением экологической обстановки, снижением уровня жизни семей не уменьшается, а увеличивается число детей с врожденными расщелинами. Поэтому крайне необходимо как можно более раннее выявление таких детей и оказание им комплексной медико-психолого-логопедической помощи.

В нашей работе мы использовали методики следующих авторов: А.Г. Ипполитовой, Л.И. Вансовской, И.И. Ермаковой.

Актуальность нашего исследования состоит в том, что в настоящее время формирование навыков правильной речи имеет большое значение, поэтому очень важен поиск наиболее эффективных форм работы.

Цель исследования – апробация эффективных методик преодоления нарушения речи при открытой ринолалии.

Предмет исследования – система логопедического воздействия при устранении недостатков речи у детей дошкольного возраста с врожденными анатомо-функциональными нарушениями, вызванными открытой ринолалией.

Объект исследования - особенности нарушения речи у детей с открытой ринолалией, обусловленной врожденной расщелиной речевого аппарата.

Гипотеза исследования – мы полагаем, что правильно организованная коррекционная работа делает возможным значительное улучшение тембра голоса и исправление нарушения звукопроизношения, обусловленного анатомо – физиологическими дефектами речевого аппарата.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстоит решить следующие задачи:

1. Проанализировать специальную литературу по проблеме.

2. Изучить особенности физиологии, анатомии, речи и психики детей с открытой ринолалией.

3. Определить систему методических приемов, влияющих на эффективность работы по коррекции ринолалии.

Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы.

Теоретические методы – анализ литературы по проблеме исследования, обобщение результатов исследовательской работы.

Эмпирические методы – изучение медицинской документации, обследование речи ринолаликов, наблюдение за детьми в процессе коррекционной работы.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

В первой главе мы проанализировали теоретические источники исследования открытой ринолалии.

Во второй главе раскрыли этапы опытно-экспериментальной деятельности по поставленной проблеме.

В заключении представлены выводы по каждой главе, дается подтверждение гипотезы.

Список литературы представлен 20 источниками, приложения включают в себя дидактический материал, медицинскую документацию, перспективный план работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что была доказана эффективностью апробированных методических приемов коррекции речевых нарушений при открытой ринолалии и возможность использования данных материалов на занятиях с детьми.

Практическая значимость: предложена система коррекционной работы с детьми с открытой ринолалией, разработаны рекомендации для родителей и педагогов.

 


I. Изолированные расщелины

1. Изолированная полная расщелина губы – зубы и небо в норме, захвачен нижний отдел носового отверстия с повреждением кожно-хрящевого отдела; бывает односторонняя (лево- или правосторонняя) и двусторонняя.

1. Неполная расщелина губы – затронута часть губы, несращение по краю губы, нет повреждений кожно-хрящевого отдела носа.

2. Изолированная полная расщелина твердого неба – несращение доходит до резцовой кости; бывает левосторонняя и правосторонняя.

3. Изолированная неполная расщелина твердого неба – небольшого размера от 0,5 см; лево- и правосторонняя.

4. Изолированная субмукозная (скрытая) расщелина твердого неба – слизистая оболочка твердого неба в норме, нарушена костная ткань, расщелина обнаруживается при пальпации.

5. Изолированные расщелины мягкого неба: полная – расщелина доходит до твердого неба, неполная – раздвоение маленького язычка или небольшая расщелина мягкого неба.

II. Сквозная расщелина – несращение проходит сквозь зубы, губы, альвеолярный отросток, твердое и мягкое небо

1. Сквозная двухсторонняя расщелина – расщелины проходят по обе стороны межчелюстной кости, ни с одной стороны нет срастания неба с носовой перегородкой, при этом резцовая кость продвинута вперед, и может занимать горизонтальное положение, происходит нарушение зубных рядов – неправильное положение зубов, их избыток или недостаток.

2. Сквозная односторонняя расщелина – одна из сторон срослась с носовой перегородкой.

 

Медицинские средства

Хирургическое вмешательство (операция). Операция губы – хейлопластика – проводится на 2–3 месяце или во второе полугодие жизни ребенка (по показаниям здоровья).

Закрытие расщелины неба в два этапа: в 6–12 месяцев оперируют мягкое неба (велопластика) в результате чего к 1,5–2 годам (у ряда детей – к 3 годам) происходит интенсивное сближение расщепленных фрагментов твердого неба (до 3–5 мм); наконец, в щадящем, не задевающем зон роста режиме осуществляется операция на твердом небе (уранопластика). Для формирования свода твердого неба в течение месяца после операции ребенок носит пластинку с высоким стенсом. В дальнейшем ребенок наблюдается хирургом и ортодонтом с периодическим посещением центров реабилитации детей с расщелинами неба, которые имеются во многих городах.

Операция, непосредственно не устраняя нарушение речи, создает необходимые предпосылки для успешного обучения и воспитания новых артикуляторных установок.

Педагогические средства

Основные принципы логопедической работы при ринолалии:

1. Системность и функционирование языка в деятельности.

2. Учет механизма расстройства и особенностей сиптоматики (строение зубочелюстной системы состояние небных мышц и их функции, особенности дыхательного аппарата, речевая и общая моторика, своеобразие артикуляций позиций языка, губ нижней челюсти, состояние слуха и слухоречевых дифференцировок и т.д.).

3. Использование физиологического дыхания, которое служит базой для перехода в речевое диафрагмальное дыхание с ротовым выдохом.

4. Опоры на сохраненные анализаторы и функции (в частности, на зрительный и на потенциально сохраненные кинестетический и осязательный).

5. Единства речевой системы (например, проявляющийся в одновременной активации небно-глоточных отделов аппарата артикуляции и дыхания путем повышения функциональной нагрузки на эти системы).

6. Воспитание естественного функционирования механизмов речи и опоры закономерности фонетического строя русского языка (использование мягкой атаки звука, выбор, построение и применение речевого материала как средства коррекции фонетических нарушений).

7. Последовательность работы над звуками определяется подготовленностью артикуляционной базы звуков (наличие полноценных звуков одной группы является базой для формирования следующей группы звуков).

8. Учета возрастных особенностей.

9. Учета принципов развития, согласно которому все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитие (например, 3 года – критический возраст в развитии речи).

10. Правильные речевые навыки закрепляются логопедом и лишь частично родителями.

11. Индивидуального подхода в процессе занятий с небольшой группой.

Логопедические занятия с детьми должны проводиться только индивидуально. Это обусловлено несколькими причинами.

Различие в изменениях функций по глубине и объему требуют подбора определенных направленных упражнений. Даже на одном этапе занятий дети одного возраста могут нуждаться в различных рекомендациях. Поскольку каждый детский организм обладает индивидуальной выносливостью, количество упражнений, как и их содержание и соотношение, подбирается индивидуально.

Т.к. нечеткое повторение приводит к закреплению патологических навыков, а опорой контроля служит только зрительный анализатор. Поэтому возможности правильных повторений ограничены, ни одно движение, звук слово не должны остаться без внимания логопеда. При этом ребенок нуждается в постоянном подкреплении словесными инструкциями. А в группе часто не удается заметить отклонений в мелких тонких движениях артикуляционного аппарата и звучание фонем.

Неумение правильно выполнить задание, легко дающиеся другими, часто порождает у детей младшего возраста негативизм и даже полный отказ заниматься. У старших пробуждается чувство неполноценности, они теряют веру в свои силы.

Возбуждение, которое обычно возникает в группе при выполнении упражнений, отвлекает детей от целеустремленных занятий.

Первое занятие начинают со вступительной беседы специалиста, в которой подробно объясняют задачи, стоящие перед детьми. Необходимо убедить родителей и ребенка в том, что положительные результаты возможны только при условии активной, осознанной работы над воспитанием речи. На занятии необходимо присутствие родителей или других людей, которые будут заниматься с ребенком дома. Они наблюдают за работой логопеда, а специалист, в свою очередь, проверяет, как его поняли и как будут родители выполнять задания дома. Помощь и участие старших, воспитание характера и личности, контроль над речью, формирование новых навыков, их закрепление в детском саду, школе, в играх и других ситуациях имеют одно из первостепенных значений. Одно занятие длиться 20–30 минут в один прием.

Основные направления работы

Речевая работа предполагает индивидуальный подход и непрерывность логопедами в до- и послеоперационный период с учетом таких составляющих психического развития, как психические новообразования, кризисы развития, стабильные периоды, социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Роль родителей здесь чрезвычайно велика и ответственна. Под руководством логопеда они осуществляют раннее, правильное развитие, воспитание и обучение ребенка. Существует специфический возрастной период развития речи – первые три года. По истечении этого периода процесс слухоречевого развития и обучения резко замедляется и требует больший усилий.

Ведущую роль берет на себя слуховой анализатор. Слуховое сосредоточение на человеческий голос появляется уже на 14-й день после рождения. Основным механизмом, лежащим в основе усвоения речи, является процесс имитации. Непременным условием сохранения и развития врожденного подражательного рефлекса является живое словесно-эмоциональное общение взрослых с каждым ребенком индивидуально. Путем имитации ребенок усваивает фактически весь родной язык. В период подражания подготавливается будущая собственная речь ребенка. Вот почему от взрослых требуется правильная безупречная речь.

С первых дней жизни осуществляется непосредственное эмоциональное общение взрослого и ребенка. Благодаря этому формируется такое психическое образование, как потребность в общении. Логопед обучает родителей быть внимательными к перцетивному развитию ребенка. Главное, не оставлять ребенка в покое и безопасности, быть внимательным и наблюдательным, быстро определять, что ему необходимо, что интересно.

Одним их важных условий развития речи является предметно-действенное общение ребенка и взрослого, совершенствование функции руки. Взрослый стимулирует, накопление чувственного опыта вместе с ребенком, изучая и обследуя окружающие предметы с помощью зрения, слуха, движения рук.

Именно в присутствии взрослого ребенок наиболее активно играет, что способствует развитию ориентированного поведения – формированию хватания, как основы предметных действий. Этой активностью надо руководить. В дальнейшем родителей также обучают подбирать активные игры, в которых они продуктивно реализуют речевые программы.

Формируя предпосылки и потребности в общении, важно проявлять к ребенку постоянную любовь и уважение, интерес и одобрение. Только успех и радость создают мотивацию, следует учитывать, что на разных возрастных ступенях ребенок обладает разными анатомо-физиологическими возможностями усвоения и совершенствования своей речи. На первом году жизни речевой аппарат еще формируется. легкие и голосовые складки интенсивно развиваются именно в первые 3 месяца жизни, и это развитие необходимо стимулировать.

После хейлопластики логопед обучает мать проведению гимнастики для верхней губы, чтобы она стала подвижной, а рубцы – мягкими и эластичными. Нередко у младенцев с расщелиной неба бывает недоразвита нижняя челюсть и она требует коррекции пассивной гимнастикой, массажем, с 2 – 3месяцев жизни. До года рекомендуется укладывать ребенка на бок и на живот, в положение6, стимулирующее удержание языка у нижних резцов. Для физического развития органов речи, моторного и сенсорного становления проводят общеукрепляющую и дыхательную гимнастики, создают условия слаженной работы всего артикулярного аппарата. При этом активируют возможно большее количество анализаторов: зрительный, слуховой, моторный, кожно-тактильный, вибрационный. Программа коррекционного воздействия т становления речи строится согласно онтогенезу, фонетическому и фонологическому развитию.

Тактика показывает, что в семьях где предъявляются не заниженные требования, дети достигают высоких результатов. Следует всемерно содействовать их раннему социальному взаимодействию со здоровыми сверстниками и развитию самостоятельности. Речь, воздействуя на развитие других высших психических функций, организует структуру восприятия, формирует архитектонику памяти, избирательность и произвольность воспитания, развивает словесно-логическое мышление, оперирование обобщениями и представлениями. Успешное раннее хирургическое и ортодонтическое лечение и программы раннего речевого развития уменьшают влияние расщелины на приобретение, закрепление артикуляторных, языковых отклонений и вредных компенсаторных процессов.

Активация мышц мягкого неба

Предварительная подготовка сегментов небной занавески к участию в небно-глоточном смыкании сокращает сроки растормаживания неба и позволяет увеличить его подвижность после операции.

Наиболее физиологичным представляется воспитание смыкания при фонации. При ней легче вырабатывается условно-рефлекторная связь между ощущением подъема небной занавески и звукообразованием за счет участия речедвигательного, речеслухового и кинестетического анализаторов. Ребенок одновременно ощущает подъем сегментов неба, произносит звук и слышит его измененное, улучшенное по сравнению с обычным звучанием.

Особенности артикуляций «а, э» позволяют применять их для развития подвижности сегментов неба.

Звук, а – единственный в русском языке гласный нижнего подъема, при его произнесении корень языка опускается наиболее низко.

Звук, э - среднего подъема, но переднего ряда, поэтому для него характерно наибольшее перемещение стенки языка вперед при умеренном ее подъеме.

При произнесении этих фонем по сравнению с другими гласными наблюдается меньшие плотность смыкания глотки, напряжение мягкого неба и число контактов языка с глоткой, которые бывают при ринолалии. Все это объясняет наименьшую выраженность носового оттенка а и э при слуховом восприятии. Кроме того, оба звука нелабиализованные. Их произнесение с широко открытым ртом обеспечивает визуальный контроль.

Активизация мышц глотки

Развитию дистрофического процесса в мышцах глотки препятствует повышенная нагрузка: увеличивается объем и двигательная активность мышц, осуществляется подготовка для ношения функционального обтуратора или к операции. Для этого используется имитация глоточного рефлекса и позевывания. Оба упражнения повторяют по подражанию 3 раза подряд 6-8 раз в день.

Если ребенку не удается воспроизвести глоточный рефлекс, то логопед вызывает его прикосновением шпателя к задней стенке глотки или корню языка. В домашних условиях это делают родители ручкой чайной ложки. Эти упражнения делают регулярно вплоть до операции.

Подготовка артикуляционного аппарата к правильному звукообразованию

Этот процесс занимает длительное время и включает тренировку подвижности губ и щек, смещение вперед языка, укрепление его кончика и опускание его корня. Изменение положения языка в полости рта влияет на искажение речи больше, чем недостаточность небно-глоточного смыкания. Перемещение языка вперед создает условия постановки правильной артикуляции, понижения носового оттенка голоса, нормализации фонационного дыхания, уменьшения глоточных смыканий. Поэтому данному разделу необходимо уделять пристальное внимание. Разъясняя любое упражнение, обязательно уточняют позицию языка и следят за его положением, назначают ряд специальных артикуляционных упражнений (артикуляционная гимнастика, массаж).

Все упражнения выполняют под счет, перед зеркалом 3-4 раза в день по 5 минут.

Поскольку кинестезии у лиц с врожденными расщелинами снижены, одновременно работаю не более чем над тремя видами упражнений, т.к. при большей нагрузке дети могут путать задания или выполнять их неточно. Упражнения артикуляционной гимнастики должны быть отобраны с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и носить строго направленный характер. Рекомендуется избегать быстрых, резких артикуляционных движений. Они требуют большого напряжения и неэффективны, т.к. ребенок не успевает запомнить смену кинестезией и часто смазывает движения. Отмечено, что на первых занятиях проявляется излишнее напряжение мышц лба, крыльев носа, челюстей и шеи, которое передается на гортань и глотку. Чтобы уменьшить его, полезно несколько раз в течение занятия прерывать упражнения кратковременными расслаблениям мышц лица, шеи, глотки а при тренировках избегать резких движений.

Упражнения для языка и щек

1. Артикуляционная гимнастика – высовывать, убирать, поднимать, опускать, двигать вправо – влево, расслаблять «блинчиком», напрягать «жалом», максимально опираясь на непроизвольные движения.

2. Дотягиваться языком до носа, до подбородка.

3. Облизывание намазанных сладким губ (каждую отдельно и по кругу).

4. Поглаживание щек изнутри, упираясь языком в слизистую оболочку.

5. Покусывание языка по всей поверхности, постепенно высовывая его и втягивая.

6. Пошлепывание кончика языка шпателем (расслабление языка)

7. Вылизывание тарелок и выпуклой стороны столовых ложек всей поверхностью кончика языка.

8. Слизывание капель с вогнутой поверхности ложки (размер ложки последовательно уменьшают от столовой до ложечки для горчицы – формирование более тонких и точных движений).

9. Почесывание кончика языка о верхние резцы; пересчитывание зубов, упираясь в каждый.

10. Поглаживание щек, надавливая с силой на внутреннюю сторону; тщательное обведение по кругу предверия полости рта.

11. Катание (если позволяет строение неба) круглой конфетки, прижимая ее кончиком языка к альвеолам.

Упражнение для губ

1. Поднимание и опускание верхней губы – ребенок закусывает нижнюю губу, а затем под счет поднимает и опускает верхнюю 5-6 раз подряд (другие органы лица не двигаются).

2. Несмыкающиеся, вялые губы – удерживание кусочка сухаря, сахара, леденца (чем меньше, круглее и глаже кусочек, тем плотнее смыкаются губы), следить, чтобы губы не вытягивались хоботком.

3. Вытягивание обеих губ в рот (если верхняя губа западает, под нее подкладывают продолговатый валик и стараются навернуть губу на резцы).

Массаж губ

1. Подушечками большого и указательного пальцев (один палец изнутри, другой – снаружи) взять верхнюю губу и растирать рубец.

2. Подушечки больших и указательных пальцев поставить так же, но у уголков рта, сводить пальцы, нажимая на губу чуть выше красной каймы и оттягивая ее вперед (повторять 10-15 раз).

3. Движения языка в преддверии полости рта, сильно надавливая на уздечку.

Упражнения должны быть отобраны с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, и носить строго целенаправленный характер. Не следует делать массаж языка трехлетнему ребенку, если язык еще не сместился к глотке и корень языка имеет нормальное строение и размеры. Рекомендуется избегать быстрых и резких артикуляционных движений.

Полезно прерывать артикуляционную гимнастику кратковременными расслаблениями мышц лица, шеи, глотки.

Развитие речевого дыхания

В норме в речевом выдохе активно участвуют брюшная полость и внутренние межреберные мышцы, которые обеспечивают удлинение выдоха, и достаточное давление воздушной струи. Этим объясняется улучшение речи при обучении ринолаликов диафрагмальному дыханию. Как известно, детям такое дыхание не свойственно, поэтому им целесообразно ставить косто-абдоминальное (диафрагмально-реберное) дыхание. Оно позволяет величить жизненный объем легких, регулировать скорость выдоха диафрагмой и фонировать в грудном регистре, благодаря чему удлиняется выдох и уменьшается назализация.

На этом этапе работы по формированию речевого дыхания ограничивается обучением только длительному ротовому выдоху.

Начало работы. Необходимо определить вид физиологического дыхания ребенка, положив свою ладонь на боковую поверхность выше его талии. Если дыхание нижнереберное (диафрагмальное), логопед приспосабливает свое дыхание к ритму дыхания ребенка и начинает работу. Если у ребенка верхне-ключичное дыхание, то оно корректируется в кабинете лечебной физкультуры.

Следует попытаться вызвать нижнереберное дыхание по подражанию. Для этого можно приложить ладонь ребенка к себе на бок и проверить своей ладонью его дыхание. Если не получается, то прежде чем коррекция дыхания будет проводиться в кабинете лечебной физкультуры предварительно следует обучить ребенка направленному дутью поскольку дети с расщелинами не владеют направленной воздушной струей и воздух при выдохе у них утекает в нос. Направленный воздушный поток обеспечит в дальнейшем достаточное внутриротовое давление воздуха для образования согласных звуков.

Речевая карта

1. Ф.И.О. ребенка

2. Возраст ребенка.

3. Откуда прибыл (детский сад, школа и т.д.).

4. Ф.И.О. родителей, место работы, возраст.

5. Анамнез:

- беременность – от какой по счету беременности родился ребенок, чем закончились предшествующие беременности, нет ли у других детей расщелины, были ли недоношенные дети, были ли до этого преждевременные роды, чем вызваны, не принимались ли меры для ликвидации этой беременности, течение беременности, самочувствие матери с первых дней беременности (1 триместр), наличие вредных факторов в этот период;

- роды: характер – тяжелые, легкие, срочные, стремительные и т. д., была ли стимуляция родовой деятельности;

- состояние ребенка при рождении (закричал сразу или после стимуляции).

6. Раннее развитие ребенка:

- грудное вскармливание, до какого возраста;

- с какого времени прикармливание;

- как развивался физически (с какого времени держит головку, все детские особенности);

- какие заболевания были у ребенка на первом году жизни.

7. Состояние органов слуха – заключение ЛОРа.

8. Развитие речи. Когда появился лепет, какова его активность, когда и как начали формироваться первые слова, с какого времени пользуется полными словами. Когда появилась фразовая речь, знает ли ребенок стихи, сказки, не отмечает ли мать каких-либо трудностей в развитии речи ребенка, и как она их оценивает.

9. Психические особенности ребенка (совместно с психологом) как ребенок ориентируется в окружающей среде, обстановке, в какие игры, игрушки любит играть, его отношение к книгам, картинкам, чем занимается самостоятельно, усидчивость, отвлекаемость, внимание, память.

10. Навыки самообслуживания.

11. Лечение ребенка, когда была проведена операция губы, неба, применялось ли медикаментозное лечение и логопедическое воздействие, результаты.

12. Характер дефекта:

- расщелина твердого и мягкого неба (полная или неполная);

- скрытая (субмуказная) щель;

- расщелина верхней губы (одно-, двух сторонняя);

- время проведения хирургического лечения, сведения о повторных операциях;

- возраст, в котором проводилась операция;

- особенности послеоперационного течения (имелись ли осложнения в виде расхождения швов, остаточных дефектов);

- строение и форма твердого неба, наличие свищевых ходов;

- характер прикуса, состояние зубов и строение альвеолярного отростка верхней челюсти.

13. Состояние мягкого неба и язычка.

- длина мягкого неба, подвижность при произнесении гласного звука «а» или «э» либо при вызывании глоточного рефлекса касанием шпателя небных дужек;

- наличие или отсутствие пассивного (возможность механически отодвинуть мягкое небо до соприкосновения с задней стенкой глотки), активного (способность мягкого неба достать заднюю стенку глотки при произнесении гласных «а» или «э») и функционально-рефлекторного (способность к замыканию носоглотки при механическом раздражении слизистой оболочки мягкого неба) смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки;

- степень выраженности рубцовых изменений;

- высокое или низкое стояние мягкого неба.

14. Функциональное состояние глоточных мышц: рефлексы живые, заторможенные; наличие или отсутствие фарингопластики, рубцовых изменений.

15. Состояние артикуляторной моторики:

- неподвижность нижней челюсти, губ, щек, спонтанно и по заданию;

- компенсаторные движения мимической мускулатуры (крыльев носа, щек, лба);

- мимика (живая, вялая, скованная);

- особенности позиции языка, состояние его корня и кончика; его излишняя напряженность или вялость, ограничение подвижности языка (предложить выложить широкий язык на нижнюю губу, вытянуто «жалом», поднять, опустить, поводить влево – вправо и т.д. – все движения выполняются по подражанию, затем по инструкции логопеда перед зеркалом и без него).

16. Дыхание:

- тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное).

- Тип речевого дыхания, глубина, длительность речевого выдоха;

- отсутствие или наличие утечки воздуха через нос во время речи.

16. Состояние голосовой функции:

- сила звучания – умение изменять силу голоса при произнесении тестового материала;

- высота – возможность голосовых модуляций;

- тембр - яркость, звонкость, глухость;

- назальность – открытая, закрытая, смешанная;

- наличие осиплости или охриплости голоса, напряженность фонации.

17. Характер спонтанной речи (во время простого диалога, проговаривании тестовых слогов и фраз, счета до 10 – 20);

- разборчивость речи;

- степень назализации (слабая, умеренная, гиперназализация);

- нарушение звукопроизношения – отсутствие, замена или искажение звуков;

- объем активной и пассивной лексики;

- степень владения грамматическим строем;

- темп, паузация и мелодика речи;

- изолированное произнесение гласных и согласных звуков.

Начинать обследование с гласных звуков: «а,э,о,ы,у,и,я,е,ё,ю»; (изолированно и в начале слова под ударением). Затем проводится обследование согласных звуков: твердых, мягких, звонких, глухих, свистящих, шипящих, сонарных. При подборе слов учитывается, чтобы исследуемый звук стоял сначла между двумя гласными: ифи – афа, иви – ава, или – ала, ипи – апа, иби – аба и т.д. Это позволяет наблюдать какое положение и какие движения выполняет язык, затем звук должен быть расположен в начале, середине и конце слова.

18. Исследование развернутой речи:

- наличие развернутой речи (общается при помощи отдельных слов или фраз);

- умение пользоваться монологической речью;

- состояние связной речи;

- особенности лексико-грамматического строя речи;

- словарный запас;

- навык чтения (у школьников): улучшается речь или ухудшается речь в процессе чтения.

19. Обследование фонематичского слуха.

Ребенок повторяет вслед за логопедом, лицо которого закрыто экраном, изолированные звуки, слоги и слова, отличающиеся незначительно и контрастные.

Требования к содержанию дидактического материала:

1. Материал предъявляется на карточках или в отраженном произнесении.

2. Соответствие возрасту ребенка и его развитию.

3. Использование предметных, сюжетных картинок.

4. Использование фотографий привычных вещей.

5. Таблицы со слогами, словами, фразами и т.д.

20. Заключение логопеда.

Анализируя полученные результаты, необходимо отметить очень низкий уровень сформированности речевых навыков. Нарушение функций артикуляционного аппарата у обоих детей обусловлено как врожденным дефектом, так и послеоперационными факторами (отечность, боль, рубцовые изменения) частые простудные заболевания, соматическая ослабленность затрудняют речевое развитие.

Назализация звуков обусловлена отсутствием небно-глоточного смыкания, невозможность артикуляции согласных звуков связана с тем, что твердое небо с рубцовыми послеоперационными изменениями, кинестезии снижены; мягкое небо после операции неподвижно, отечно, укорочено; язык напряжен, оттодвинут в глубь ротовой полости. Произнесение слов сводится к проговариванию гласных: «машина» – «аыа».

Поэтому речь неразборчива, фраза не сформирована, активный словарь бедный.

Но при этом интеллект сохранен, дети хорошо понимают обращенную к ним речь, выполняют инструкции, пытаются отвечать на вопросы. Наблюдаются изменения в эмоционально – волевой сфере, дети осознают свой дефект, замкнуты, стеснительны.

Мы предполагаем, что выбранные нами методы и приемы коррекции открытой ринолалии позволят сформировать небно-глоточное смыкание, развить речевое дыхание – это поможет устранить назализа


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.157 с.