Технологии работы с пожилыми людьми и инвалидами — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Технологии работы с пожилыми людьми и инвалидами

2020-04-01 161
Технологии работы с пожилыми людьми и инвалидами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В основу технологии социальной работы с пожилыми и инвалидами должны быть положены следующие требования:

предупреждение причин, порождающих проблемы этих людей;

содействие практической реализации прав и законных интересов, обеспечению возможности самовыражения граждан и предупреждение устранения их от активной жизни;

соблюдение равенства и возможностей этой категории граждан при получении социальной помощи и услуг;

дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение;

выявление индивидуальных потребностей в социальной помощи и обслуживании;

адресность при предоставлении социальных услуг с приоритетом содействия в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни;

использование новых технологий социальной работы, направленной на удовлетворение потребностей и нужд людей;

ориентация на развитие самопомощи и взаимоподдержки;

обеспечение информированности о возможностях социальной помощи и услуг.

Социальный работник, работающий с категорией людей пожилого возраста и инвалидами, должен знать психологические особенности людей этой категории. Это поможет ему правильно построить свою работу, найти общий язык с людьми, объективно оценить ситуацию, выявить причины психологического дискомфорта клиента, а также подобрать оптимальные пути решения возникающих проблем.

Старость - достаточно тяжелый период жизни человека, а демографическое постарение требует от общества все больших затрат финансовых и других материальных ресурсов на обслуживание этой возрастной категории населения. Общество вынуждено взять на себя решение всех проблем, связанных с комплексом защиты и социального обеспечения пожилых и старых людей. Социальная политика в отношении к этой возрастной категории населения отражает сущность любого общества и государства независимо от политического строя.

В возрасте 60-65 лет значительно изменяется социальная жизнь людей в условиях современного общества. В пожилом возрасте только 10% людей справляются с психологическими трудностями и приспосабливаются к новому положению. Более того, жизнь пожилого человека становиться менее ценной, чем жизнь молодого или зрелого человека. В пожилом и позднем возрасте человек может быть глубоко несчастным, одиноким, быть «обузой» для близких, «досадой» для молодых и даже испытывать жестокое к себе обращение, как в семье, так и в государственном социальном учреждении. Пожилой человек должен чувствовать, что он нужен своей семье, детям, внукам.

Работа с пожилыми людьми основана на понимании того, что работа со стареющим и престарелым человеком отличается от работы с лицами молодого возраста. Несмотря на то, что в трудных жизненных ситуациях у пожилого человека много проблем общих с молодыми клиентами социальных агентств, встреча с пожилыми требует от социального работника особых знаний, навыков, умений. Кроме того, в настоящее время работе наблюдается повсеместная тенденция: лица, посвящающие себя уходу за старыми людьми и работе с ними, это молодые люди. С этих позиций особенностью работы является встреча разных поколений. Возрастная разница в пятьдесят лет вносит в отношения с клиентом свою особую специфику. Нередко некоторые аспекты поведения старых людей вызывают неприятие и удивление молодых, кажутся им необычными или аморальными, на самом деле находятся в рамках культурной нормы прошлого поколения и не свидетельствуют об ухудшении умственных способностей человека. В старом человеке мы видим сегодняшний облик и практически не можем представить его себе ребенком, красивым, сильным, самоуверенным человеком в расцвете лет, устремленным в будущее. Тогда как очень важно, видя перед собой старого и больного, воссоздать его облик и помнить, что он несет в себе прошлый опыт: детство и юность, молодость и зрелость. Пожилые клиенты имеют более богатый жизненный опыт, чем молодые клиенты социального работника и большинство самих социальных работников, что составляет особенную специфику работы с пожилыми клиентами. Временное измерение приобретает особый вес в работе с пожилыми клиентами. Долгий жизненный путь и близость смерти являются для них большей реальностью, чем для молодых клиентов. Работая с очень старыми людьми, социальные работники и другие профессионалы явственно ощущают конечность жизни. С этих позиций уход за старыми людьми - это внимательное и заботливое восприятие старых людей такими, какие они есть, умение войти в мир их переживаний.

Старость как определенный период жизни человека сочетает в себе многие основные проблемы как биолого-медицинской, так и социальной и личной сферы. В этот период перед людьми возникает много проблем. Социальная незащищенность пожилых людей связана с возникновением расстройств психики, формирующих их отношение к обществу и затрудняющих контакт с ним.

Переход человека в группу пожилых существенно изменяет его взаимоотношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятия, как цель и смысл жизни, добро и счастье и т.д. Значительно меняется образ жизни людей. Прежде они были связаны с обществом, производством, общественной деятельностью. Как пенсионеры (по возрасту) они, как правило, утрачивают постоянную связь с производством. Однако как члены общества остаются включенными в определенные виды деятельности в различных сферах общественной жизни. Выход на пенсию особенно тяжело воспринимают люди, чья трудовая деятельность высоко ценилась в прошлом, а сейчас (к примеру, в современных российских условиях) признается ненужной, бесполезной. Практика показывает, что разрыв с трудовой деятельностью (а ныне это касается и многочисленной армии безработных) отрицательно сказывается в ряде случаев на состоянии здоровья, жизненном тонусе, психике людей. И это естественно, поскольку труд (посильный, конечно) является источником долголетия, одним из важнейших условий сохранения хорошего здоровья.

Образ жизни людей во многом определяется тем, как они проводят свободное время, какие возможности для этого создает общество. Активно занимаясь общественной деятельностью, пожилые люди делают свою жизнь более полнокровной. В этом смысле полезно привлекать людей старшего поколения к работе различных обществ, к организации встреч, передач по радио и телевидению, к работе с детьми и молодежью и т.д.

Процесс старения, к сожалению, тесно связан с постоянным увеличением числа больных людей, которые страдают различными заболеваниями, в том числе и присущими только пожилому возрасту. В последнее время наблюдается рост числа пожилых людей, тяжело больных, нуждающихся в длительном медикаментозном лечении, опеке и уходе. С увеличением продолжительности жизни возрастают заболеваемость и инвалидность, болезни приобретают хронический характер с атипичным течением, частыми обострениями патологического процесса и длительным периодом выздоровления. У пожилых людей часто обнаруживается целый «букет» хронических болезней. Особенно важным и значимым в пожилом возрасте является не столько наличие какой-либо болезни, сколько то, в какой степени она ограничивает повседневную деятельность человека.

Психические проблемы являются наиболее острыми в жизни одинокого пожилого человека. С прекращением привычного образа жизни и общения, с выходом на пенсию, при наступлении одиночества в результате потери супруга (супруги), при более ярком проявлении особенностей характера в результате развития склеротического процесса появляется множество заболеваний. Пожилые люди зачастую отличаются раздражительностью, обидчивостью, наличием старческих депрессий. Снижение жизненного тонуса, являющееся основой всевозможных недугов, объясняется психологическим фактором - пессимистической оценкой будущего, бесперспективностью существования, изменением социального статуса пожилых людей, затруднением социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям. Важной социальной проблемой является отсутствие семьи, которая могла бы позаботиться о пожилом человеке. Психологическая неудовлетворенность своим положением нередко влечет за собой быстрое наступление физической дряхлости. Пожилому человеку бывает трудно справиться со своим недомоганием и одиночеством, поэтому заботу о нем берут на себя государственные или местные органы, учреждения социальной зашиты.

Со многими из перечисленных проблем сталкиваются и инвалиды.

Положение инвалидов в современной России характеризуется наличием множества проблем материально-финансового, психологического, медицинского и бытового характера. В социальных отношениях доминирует практика социального исключения, ограничивающая доступ инвалидов к ресурсам и жизненным шансам. Подобная социальная несправедливость по отношению к людям с ограниченными возможностями не должна допускаться в цивилизованном обществе, поэтому так важно обеспечение инвалидам равных с другими людьми возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Для этого необходимо всестороннее изучение проблем инвалидов, которое позволяет лучше понять их потребности и определить пути устранения трудностей в соответствии с принципом адресного подхода.

Среди проблем людей с ограниченными возможностями, особенно молодых, чаще всего, фигурируют одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, ощущение отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая зависимость, профессиональное самоопределение и трудоустройство, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности. Весьма острыми являются такие проблемы сексуальной и семейной жизни, как установление и развитие взаимоотношений с противоположным полом и возможные медицинские противопоказания к деторождению.

В России накоплен определенный опыт социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами, но неразрешенных, сложных проблем в этой области еще немало. Например, многие социальные работники считают, что им достаточно житейского опыта, чтобы работать с этой категорией лиц. Однако это не так.

Для того чтобы работать с пожилыми людьми и инвалидами, нужно знать их социальное положение (в прошлом и настоящем), особенности психики, материальные и духовные потребности и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических, социально-экономических и других видов исследований. Понимать происходящие в человеке изменения важно для того, чтобы сохранять позитивное отношение к нему. Необходимо понимание и осознание множества психологических, этических проблем, возникающих у этих людей, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы в повседневной практической социальной работе.

При недостаточной компетенции социальных работников возможно установление ошибочного типа общения с подопечными, что выражается в пренебрежении, общении свысока, навязывании советов, своих взглядов, манипулировании человеком и излишней самоуверенности. Социальные работники должны оказывать помощь людям только в пределах своей компетентности, и если потребуется более квалифицированная помощь, например, психолога, юриста, врача или психиатра, необходимо ее обеспечить.

Кроме того, для работы с пожилыми людьми и инвалидами обязательно нужно обладать целым рядом качеств. Социальная работа относится к таким видам деятельности, в которых личностные качества специалиста во многом определяют успешность работы, так как от нравственных качеств личности социального работника зависит, сохранит ли его клиент чувство собственного достоинства и уважение со стороны своего окружения, обретет ли уверенность и веру в свои силы.

Г.П. Медведева считает, что поведение, отношения и действия социального работника должны детерминироваться такими нравственными и душевными качествами его личности, как: честность, совесть, объективность, справедливость, тактичность, внимательность, толерантность, выдержка, доброта, любовь к людям, оптимизм, сила воли.

Раскроем более подробно перечисленные качества.

Совесть - это чувство моральной ответственности за свое поведение, потребность поступать в соответствии со своими личными представлениями о добре, благе и справедливости. Совесть может вызвать чувство вины за неверное решение и, наоборот, моральное удовлетворение за правильное решение. Тактичность - это умение социального работника предвидеть все объективные последствия поступка или действий и их субъективное восприятие клиентами, коллегами и другими людьми - особенно необходима в работе с пожилыми людьми и инвалидами: слабыми, униженными, разраженными, чье самолюбие и так уже задето. Внимательность и наблюдательность необходимы социальному работнику в его повседневной работе с клиентом, так как он должен замечать все малейшие изменения, происходящие с человеком, как положительные, так и отрицательные.

Толерантность - обязательное качество личности социального работника, которое заключается в повышении порога чувствительности к негативным характеристикам клиента и основывается на уважении социального работника к каждому человеку. Толерантность формируется на основе понимания условий развития, становления личности клиента с учетом всех неблагоприятных факторов. Это делает возможным принятие человека таким, каков он есть. Однако она не может быть безграничной, она не означает принятия соцработником негативных идей и действий клиентов, влияющих на его окружение и общество в целом.

Выдержка и самообладание являются качествами личности социального работника, без которых его профессиональная деятельность невозможна. Работа социального работника с пожилыми людьми и инвалидами характеризуется высокой эмоциональностью. Важным качеством является умение не раздражаться и при любых обстоятельствах оставаться спокойным и корректным. Даже если подопечный раздражителен и позволяет себе выплеснуть свои негативные эмоции на социального работника, ни в коем случае нельзя ответить тем же. Кроме того, он не должен терять самообладания. Выдержка, самообладание и стрессоустойчивость - это качества, над которыми социальному работнику надо постоянно работать, развивать их и укреплять.

Терпение необходимо в повседневной деятельности социального работника. «Через долгое терпение придет и умение», - гласит пословица. Необходимо выслушать человека по волнующей его проблеме, снять отрицательные эмоции и направить разговор в конструктивное русло.

Оптимизм необходим социальному работнику для того, чтобы нести людям радость, как бы трудна не была жизненная ситуация. Сила воли социального работника может заставить клиента вновь поверить в себя, преодолеть слабость и неверие в собственные силы, активно подключиться к деятельности.

Доброта социального работника, основанная на гуманизме и любви к людям, имеет специфическое содержание - она деятельна. Она воплощается в заботе о человеке, создании благоприятных условий для его жизнедеятельности, положительного эмоционального настроя, умении вовремя оказать необходимую помощь. Социальный работник должен видеть в человеке положительные человеческие качества. Без любви к людям он никогда не станет клиенту другом, наставником. Важно только строить свои отношения с клиентом так, чтобы в социальном работнике видели именно друга, а не слугу - человека, оказывающего услугу.

Е.И. Холостова считает, что специалисту в работе с пожилыми людьми и инвалидами обязательно требуются строгость и требовательность. Эти качества, характерные для позиции ситуативного доминирования, которую занимает специалист, контактируя с клиентом. Разумеется, они не должны трансформироваться в жестокость и жесткость. Очень важно критичное отношение к качеству своей работы, не преувеличение своих возможностей и своей роли в достижении успеха. В то же время излишний критизм, неуверенность в себе могут препятствовать эффективной деятельности.

Самокритичность - это умение анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки, уметь исправлять их, не выгораживая себя и не ища оправдания. Только не закрывая глаза на свои недостатки, можно развивать свои достоинства. Адекватность самооценки - это способность не терять чувства реальности и не переоценивать свои способности и возможности. Завышенная оценка приводит к самоуверенности, а самоуверенность - к ошибкам. Не менее опасна и заниженная самооценка.

Коммуникабельность является одним из важных качеств, так как позволяет быстро установить контакт и понять внутренний мир клиента, его скрытые побуждения.

Уровень моральности социального работника должен быть повышенным, так как именно высокие моральные качества предполагают способность понимать других людей и помогать им тактично, без нравоучительства и упреков.

Неприемлемыми для социальных работников считаются следующие качества:

Личностные особенности: нервозность, корысть, душевная черствость, высокомерие, нечестность, жестокость.

Навыки общения: грубость, неуважение к людям, брезгливость, злость, невежливость, дерзость.

Отношение к работе: безразличие к подопечным, постоянная спешка, безответственность, лень, недобросовестность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность, вымогательство.

Социальная защита пожилых людей и инвалидов - это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий для граждан этой категории, базирующихся на принципах человеколюбия и милосердия по отношению к нуждающимся членам общества со стороны государства. Социальная защита пожилых людей и инвалидов включает в себя все юридические и практические действия в их интересах.

Одна из важнейших форм социальной защиты пожилых людей и инвалидов - социальное обслуживание, которое предоставляет собой деятельность специальных служб по оказанию социальных услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации пожилых граждан. В этой связи, социальные службы рассматриваются в качестве организационной формы социальной работы с пожилыми людьми.

Социальные работники оказывают на дому множество разных услуг, среди которых: доставка на дом продуктов питания и горячих обедов; товаров первой необходимости; содействие в оплате жилья, коммунальных и других услуг; сдача вещей и предметом домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт; содействие и получении медицинской помощи, в том числе сопровождение к лечебно-профилактические учреждения, посещение в стационарах; содействие в прохождении медико-социальной экспертизы; помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, в том числе льготных; оказание помощи в вопросах пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат; организация ремонта жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды; содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами, в посещении концертов, киносеансов, выставок; помощь в написании писем, оформлении документов, в том числе при обмене и приватизации жилых помещений, и т.д.

Заключение

 

Социальная деятельность в России, как и в других странах, служит благородным целям - обеспечить удовлетворение потребностей населения, особенно социально уязвимых его слоев, создать более благоприятную атмосферу для достойной поддержки их возможностей. Социальная работа играет огромную роль в помощи пожилым людям и инвалидам.

Клиенты пожилого возраста люди с ограниченными возможностями предъявляют особые требования всем основным элементам профессиональной социальной работы, этике, знаниям и навыкам. Огромное значение имеют такие ценности социальной работы, как уважение уникальности человека, права на самоопределение. Часто социальные работники вынуждены работать в ситуации негативного и циничного отношения окружения, а иногда и обслуживающего персонала к этой категории клиентов.

Социальный работник должен знать физико-биологические, психические и социальные процессы старения, а также культурные, общественные и исторические взаимосвязи старения и старости. Понимание жизненного процесса человека помогает социальному работнику использовать жизненный опыт клиента в работе с ним.

Несмотря на то, что социальный работник в работе с пожилыми людьми выступает главным образом в роли специалиста в своей области, он должен обладать достаточными познаниями о болезнях престарелых людей и возможностях их медикаментозного и другого лечения.

Спецификой профессионализма социального работника является знание законов, связанных с правами пожилых людей и инвалидов, в том числе пенсионных законов, а также системы государственных и частных социальных, культурных и медицинских услуг.

Сущность социальной работы - социальная реабилитация - это восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми. Преодоление социальной изоляции, повышение самооценки, создание условий для актуализации его жизненного опыта, признание его ценностей, реализация им своего творческого потенциала.

Социальная работа предполагает уравновешенное, нейтральное, душевное состояние. Если социальный работник превращается в часть проблемы клиента, он утрачивает возможности достижения успеха в решении и облегчении проблемной ситуации в работе с людьми пожилого возраста и ограниченными возможностями. Взаимодействие требует этики и взаимного доверия. Понимание этических принципов деятельности составляет наряду с теоретическими знаниями научную основу и область профессиональной компетентности социального работника.

Социальный работник должен владеть не малым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, право, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы.

Психологическая компетентность специалиста по социальной работе, работающего с пожилыми людьми и инвалидами, является наиболее важной составляющей профессиональной компетентности. Она позволяет специалисту понять проблемы клиента и помочь в решении проблемы, что предполагает наличие у специалиста определенных качеств, способствующих оказанию профессиональной помощи и поддержки.

Таким образом, современная реальность диктует необходимость развития профессиональной компетентности социальных работников, оказывающих комплексную поддержку, помощь и сопровождение пожилых людей и инвалидов в трудной жизненной ситуации.

Именно поэтому необходим постоянный процесс развития профессиональной компетентности социального работника, содействующий его непрестанному совершенствованию.

Только должный уровень профессиональной компетентности специалиста по социальной работе позволяет ему построить процесс взаимодействия с клиентом рационально и построить эффективно работу с клиентом.


Литература

 

1. Басов Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения. - М.: КноРус, 2011.

2. Кодекс этики социального работника и социального педагога - членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников». - М, 2003.

.   Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М.: 2002.

.   Основы социальной работы. Под редакцией Басова Н.Ф. - М.: Академия, 2004.

.   Павленок П.Д. Основы социальной работы. - М.: ИНФРА-М, 2012.

.   Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения. - М.: ИНФРА-М, 2009.

.   Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе. - М.: Дашков и Ко, 2009.

.   Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие социального работника. - М.: Институт социальной работы, 1998.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.