Компетентность социального работника — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Компетентность социального работника

2020-04-01 417
Компетентность социального работника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУРСОВАЯ РАБОТА

Компетентность социального работника в работе с людьми пожилого возраста и инвалидами

 


 

Введение

социальный пожилой работник профессиональный

Социальная работа - одна из самых гуманных и необходимых профессий на свете. За время своего существования социальные работники в различных странах мира, включая Россию, помогли десяткам миллионов людей обрести достойную жизнь и уважение к себе. Они повлияли на общественное мнение, политику государства и социальное устройство общества, ориентировав их на гуманистические цели и институты.

Социальный работник - квалифицированный специалист, который заботится о людях, стремится сделать их жизнь лучше, кто разделяет с ними горести и заботы, проблемы и несчастья, кто умеет сострадать и помогать. Предшественниками нынешней социальной работы являются благотворительность и филантропическая деятельность - безвозмездная помощь нуждающимся людям, пожертвования богатых в виде денег и вещей в пользу бедных и нищих, устройство сиротских приютов, богаделен, хосписов, помощь детям, отстающим в развитии, инвалидам, психически нездоровым людям, престарелым и немощным.

Многие из пожилых людей и инвалидов сегодня одиноки, беспомощны и бедны. Оказать им эмоциональную поддержку - это самое главное. Они нуждаются не только в медицинской помощи, в лекарствах, но порой в элементарном уходе и решении бытовых вопросов. Трудно найти более благородную профессию, в ней работают по призванию, случайные люди здесь не задерживаются. В западных странах профессия социального работника входит в тройку самых уважаемых в обществе, наряду с профессиями врача и адвоката. Главная обязанность сотрудника органов социальной защиты населения - помогать тем, кто сам о себе позаботиться не в состоянии.

В современное время в России сфера социальной работы является важным партнером государства и агентом проведения им своих социальных реформ. Вот почему качество социальной деятельности во многом зависит от уровня профессионализма тех, кто выполняет свои функции в рамках данной отрасли.

Роль профессиональной компетентности специалиста социальной работы на сегодняшний день имеет особую актуальность. Характер профессиональной деятельности требует от социального работника знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, т.е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с клиентами.

Квалифицированное содействие людям в решении их жизненных проблем определяется развитием профессиональной компетентности специалиста социальной работы. От традиционных сфер деятельности, связанных с анализом и решением человеческих проблем (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т.д.), социальная работа отличается, прежде всего, своим интегральным характером. Социальный работник поступает в зависимости от случая как психолог, и как социолог, и как педагог, и как юрист. Психологическими методами он пользуется при диагностировании личностных проблем клиента или нейтрализации его сопротивления предлагаемым процедурам социальной терапии. Социологические методы он использует при составлении социальной истории семьи. Педагогические методы применяются им при воздействии на установки и поведение клиента. Он выступает и как юрист, консультируя своего клиента по вопросам законодательства. Социальная работа близка и к медицине - не только тем, что в ней широко используется медицинская терминология (лечение, терапия, профилактика, клиника, патология и т.д.).

Переплетение психологических, соматических проблем пожилых людей и инвалидов до такой степени сложно, что без достаточных знаний и специальной подготовки невозможно установить, что определяет состояние пожилого человека. Так как деятельность специалиста широка, от него требуется оперативность, инициативность, сообразительность в решении конкретных потребностей каждого человека, которого они приняли на социальное обслуживание.

 


Социальное обслуживание

Заключение

 

Социальная деятельность в России, как и в других странах, служит благородным целям - обеспечить удовлетворение потребностей населения, особенно социально уязвимых его слоев, создать более благоприятную атмосферу для достойной поддержки их возможностей. Социальная работа играет огромную роль в помощи пожилым людям и инвалидам.

Клиенты пожилого возраста люди с ограниченными возможностями предъявляют особые требования всем основным элементам профессиональной социальной работы, этике, знаниям и навыкам. Огромное значение имеют такие ценности социальной работы, как уважение уникальности человека, права на самоопределение. Часто социальные работники вынуждены работать в ситуации негативного и циничного отношения окружения, а иногда и обслуживающего персонала к этой категории клиентов.

Социальный работник должен знать физико-биологические, психические и социальные процессы старения, а также культурные, общественные и исторические взаимосвязи старения и старости. Понимание жизненного процесса человека помогает социальному работнику использовать жизненный опыт клиента в работе с ним.

Несмотря на то, что социальный работник в работе с пожилыми людьми выступает главным образом в роли специалиста в своей области, он должен обладать достаточными познаниями о болезнях престарелых людей и возможностях их медикаментозного и другого лечения.

Спецификой профессионализма социального работника является знание законов, связанных с правами пожилых людей и инвалидов, в том числе пенсионных законов, а также системы государственных и частных социальных, культурных и медицинских услуг.

Сущность социальной работы - социальная реабилитация - это восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми. Преодоление социальной изоляции, повышение самооценки, создание условий для актуализации его жизненного опыта, признание его ценностей, реализация им своего творческого потенциала.

Социальная работа предполагает уравновешенное, нейтральное, душевное состояние. Если социальный работник превращается в часть проблемы клиента, он утрачивает возможности достижения успеха в решении и облегчении проблемной ситуации в работе с людьми пожилого возраста и ограниченными возможностями. Взаимодействие требует этики и взаимного доверия. Понимание этических принципов деятельности составляет наряду с теоретическими знаниями научную основу и область профессиональной компетентности социального работника.

Социальный работник должен владеть не малым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, право, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы.

Психологическая компетентность специалиста по социальной работе, работающего с пожилыми людьми и инвалидами, является наиболее важной составляющей профессиональной компетентности. Она позволяет специалисту понять проблемы клиента и помочь в решении проблемы, что предполагает наличие у специалиста определенных качеств, способствующих оказанию профессиональной помощи и поддержки.

Таким образом, современная реальность диктует необходимость развития профессиональной компетентности социальных работников, оказывающих комплексную поддержку, помощь и сопровождение пожилых людей и инвалидов в трудной жизненной ситуации.

Именно поэтому необходим постоянный процесс развития профессиональной компетентности социального работника, содействующий его непрестанному совершенствованию.

Только должный уровень профессиональной компетентности специалиста по социальной работе позволяет ему построить процесс взаимодействия с клиентом рационально и построить эффективно работу с клиентом.


Литература

 

1. Басов Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения. - М.: КноРус, 2011.

2. Кодекс этики социального работника и социального педагога - членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников». - М, 2003.

.   Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М.: 2002.

.   Основы социальной работы. Под редакцией Басова Н.Ф. - М.: Академия, 2004.

.   Павленок П.Д. Основы социальной работы. - М.: ИНФРА-М, 2012.

.   Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения. - М.: ИНФРА-М, 2009.

.   Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе. - М.: Дашков и Ко, 2009.

.   Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие социального работника. - М.: Институт социальной работы, 1998.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Компетентность социального работника в работе с людьми пожилого возраста и инвалидами

 


 

Введение

социальный пожилой работник профессиональный

Социальная работа - одна из самых гуманных и необходимых профессий на свете. За время своего существования социальные работники в различных странах мира, включая Россию, помогли десяткам миллионов людей обрести достойную жизнь и уважение к себе. Они повлияли на общественное мнение, политику государства и социальное устройство общества, ориентировав их на гуманистические цели и институты.

Социальный работник - квалифицированный специалист, который заботится о людях, стремится сделать их жизнь лучше, кто разделяет с ними горести и заботы, проблемы и несчастья, кто умеет сострадать и помогать. Предшественниками нынешней социальной работы являются благотворительность и филантропическая деятельность - безвозмездная помощь нуждающимся людям, пожертвования богатых в виде денег и вещей в пользу бедных и нищих, устройство сиротских приютов, богаделен, хосписов, помощь детям, отстающим в развитии, инвалидам, психически нездоровым людям, престарелым и немощным.

Многие из пожилых людей и инвалидов сегодня одиноки, беспомощны и бедны. Оказать им эмоциональную поддержку - это самое главное. Они нуждаются не только в медицинской помощи, в лекарствах, но порой в элементарном уходе и решении бытовых вопросов. Трудно найти более благородную профессию, в ней работают по призванию, случайные люди здесь не задерживаются. В западных странах профессия социального работника входит в тройку самых уважаемых в обществе, наряду с профессиями врача и адвоката. Главная обязанность сотрудника органов социальной защиты населения - помогать тем, кто сам о себе позаботиться не в состоянии.

В современное время в России сфера социальной работы является важным партнером государства и агентом проведения им своих социальных реформ. Вот почему качество социальной деятельности во многом зависит от уровня профессионализма тех, кто выполняет свои функции в рамках данной отрасли.

Роль профессиональной компетентности специалиста социальной работы на сегодняшний день имеет особую актуальность. Характер профессиональной деятельности требует от социального работника знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, т.е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с клиентами.

Квалифицированное содействие людям в решении их жизненных проблем определяется развитием профессиональной компетентности специалиста социальной работы. От традиционных сфер деятельности, связанных с анализом и решением человеческих проблем (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т.д.), социальная работа отличается, прежде всего, своим интегральным характером. Социальный работник поступает в зависимости от случая как психолог, и как социолог, и как педагог, и как юрист. Психологическими методами он пользуется при диагностировании личностных проблем клиента или нейтрализации его сопротивления предлагаемым процедурам социальной терапии. Социологические методы он использует при составлении социальной истории семьи. Педагогические методы применяются им при воздействии на установки и поведение клиента. Он выступает и как юрист, консультируя своего клиента по вопросам законодательства. Социальная работа близка и к медицине - не только тем, что в ней широко используется медицинская терминология (лечение, терапия, профилактика, клиника, патология и т.д.).

Переплетение психологических, соматических проблем пожилых людей и инвалидов до такой степени сложно, что без достаточных знаний и специальной подготовки невозможно установить, что определяет состояние пожилого человека. Так как деятельность специалиста широка, от него требуется оперативность, инициативность, сообразительность в решении конкретных потребностей каждого человека, которого они приняли на социальное обслуживание.

 


Компетентность социального работника

 

Для успешного выполнения своих функций современный специалист должен обладать не только суммой общих и специальных знаний, навыков и умений, но и комплексом определенных качеств личности, обеспечивающих плодотворную работу, то есть быть компетентным в своей деятельности.

Компетентность (лат. competens - подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) - качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным. Когда говорят о компетентном специалисте, то возникает представление о таком работнике, который выполняет свою работу качественно, эффективно, компетентно. Такой специалист успешно действует при решении профессиональных задач на основе практического опыта, умения и знаний, а также благодаря личным качествам.

Таким образом, можно сказать, что компетентность - это обладание определёнными компетенциями, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить объективные суждения и принимать точные решения.

Компетентность (профессионализм) обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека. А также:

обеспечивает принадлежность социального работника к их профессиональной группе;

определяет возможность их быстрого профессионального роста и привлечения для решения более сложных задач клиента;

побуждает к постоянному повышению уровня профессионализма, освоению новых знаний, развитию навыков и умений практической деятельности, глубокого понимания ценностей социальной работы и освоению методов научного исследования процессов социальной среды.

 



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.