История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2020-04-01 | 404 |
5.00
из
|
Заказать работу |
После проведения беседы с детьми по содержанию художественного произведения, эта работа может быть продолжена в форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра-беседа проводится сразу же после чтения, пока свежи непосредственные детские впечатления [5, с. 77].
Технология О.Л. Кабачек («Ты детям сказку расскажи…») нацеливает учителей на введение детей в сюжет самой сказки («погружение в сказку»). Персонажи сказок могут быть самыми различными: от тщательно декорированных кукол со всеми присущими им атрибутами до очень условных, прямо на глазах у ребят вырезанных из картона, бумаги.
Обычно в качестве таких персонажей выбираются противоположные по своим нравственным качествам, например, падчерица и мачехина дочка из сказки «Морозко»; топор и березка Люлинька из сказки А. Толстого «Топор»; лиса и заяц из сказки «Лиса, заяц и петух»; Буратино и Карабас-Барабас из сказки «Золотой ключик…» и т.д. Здесь очень важным становится момент «выхода» персонажей к детям, а также те вопросы-обращения, которые они адресуют детям.
Так, после прослушивания русской народной сказки «Крошечка-хаврошечка» к детям могут придти «Рукодельница» и «Ленивица» (из сказки «Мороз-Иванович»), которые не только узнают у детей, чем им понравилась «Крошечка-хаврошечка», но выясняют, почему им не нравится «Ленивица», а также почему они хотят быть похожими на «Рукодельницу». Так, в ходе обсуждения с героями сказки, дети не только уточняют ее содержание, но и высказывают свое отношение к персонажам, а также свое отношение к трудолюбию и лени.
Проблемные ситуации
Игра-беседа становится особенно острой и интересной, если положительный персонаж (например, Рукодельница) выглядит непривлекательно, а отрицательный персонаж (например, Ленивица) имеет нарядный костюм. Тогда предпочтения детей, в ходе выполнения задания выбрать себе друга («Подарить сердечко, вырезанное из бумаги»), проходят проверку через внешнюю красивость. Здесь внутренняя и внешняя красота противопоставлены, что, естественно, затрудняет выбор предпочитаемого персонажа, более точно выявляет нравственные ценности некоторых детей.
В ситуациях, когда некоторые дети выбирают Ленивицу (по ее внешнему виду), эффективен следующий прием. Рукодельница начинает вспоминать хорошие, справедливые поступки несочувствующего ребенка, а Ленивица при этом восхищается нехорошими поступками ребенка и утверждать, что его мнение разделяют герои других сказок, такие, как Карабас-Барабас, Бармалей и т.д. От такой похвалы дети, как правило, отказываются и не желают больше восхищаться красотой отрицательного персонажа, им становится стыдно, неловко, и они с благодарностью и искренним сочувствием выбирают себе в друзья внешне непривлекательный положительный персонаж при полном одобрении других детей. Эти персонажи-куклы могут неоднократно появляться в процессе анализа других сказок, участвовать в различных обсуждениях и иных проблемных ситуациях, возникающих в классе.
Театрализация
В ходе освоения сказочных сюжетов они могут быть использованы и для театрализации. При этом следует неукоснительно придерживаться основного правила: за всех отрицательных персонажей, проявляющих негатив, несущих зло и разрушение, должен говорить только сам учитель, не поручая эти роли никому из детей. Ребята от имени положительных персонажей должны отстаивать добро и справедливость, бороться с отрицательными персонажами, стремиться победить зло. Тем самым происходит присвоение положительных форм поведения, нравственных целей деятельности [5, с. 83].
Так, поэтапно осуществляя ознакомление детей с художественной литературой, учителя способствуют не только расширению читательского кругозора, но и формированию нравственно-этических понятий, таких как честность, трудолюбие, дружба и другие, которые формируются в процессе сопереживания, сочувствия положительным героям, активного противостояния отрицательным персонажам.
Таким образом, воспитательная работа педагога на уроках литературного чтения требует вдумчивого и внимательного отношения к художественному слову, к анализу художественных текстов.
Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки.
Эффективным средством нравственного воспитания учащихся на уроках литературного чтения в первом классе является народная сказка. Она способствует формированию нравственных представлений о личности человека. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница…), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).
Такой нравственный идеал для ребенка - это перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, на уроках литературного чтения, во многом определяет развитие нравственно-ценностных представлений личности.
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!