Художественное слово в нравственном воспитании учащихся начальной школы — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Художественное слово в нравственном воспитании учащихся начальной школы

2020-04-01 172
Художественное слово в нравственном воспитании учащихся начальной школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Художественное слово в нравственном воспитании учащихся начальной школы


Введение

 

Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях. Поэтому, повышается актуальность целенаправленного нравственного воспитания в образовательном процессе. На школу ложится ответственность за организацию нравственного воспитания, необходимо формировать у детей такие качества как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность (А.В. Дановский, Г.М. Первова и др.).

Особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как младший возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Учащимся начальной школы необходимо раскрывать сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость.

Художественная литература, произведения устного народного творчества содержат в себе педагогическую мудрость, служат прекрасным средством нравственного воспитания учащихся (И.П. Косачева).

На уроках литературного чтения ученики имеют возможность для самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций. Понимание нравственных категорий, заложенных в пословицах, сказках, вдумчивого к ним отношения способствует восприятию целостной картины мира, воспитывает интерес и бережное отношение к истории и культуре своего народа, формирует творческое отношение к слову, ценностные представления о культуре поведения, общения и деятельности.

Ценностью художественной литературы является возможность анализа положительных результатов нравственных поступков героев, сравнения разных позиций и моделей поведения положительных и отрицательных персонажей. Таким образом, в процессе освоения литературного наследия у младших школьников формируется нравственная и культурная основа его личности.

Однако возникает проблема, связанная с тем, что анализ литературных произведений вносит существенные сдвиги в формировании нравственного сознания, но мало эффективен в отношении формирования культуры нравственного поведения некоторых детей. Это можно объяснить несколькими причинами:

отсутствием системы в использовании художественного слова в нравственном воспитании младших школьников,

отсутствием преемственности в работе с родителями,

недостаточным учетом возрастных и индивидуальных особенностей нравственного развития детей.

Таким образом, использование художественного слова в нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста является актуальной проблемой начального образования, что и определило выбор темы курсовой работы.

Цель работы: выявить особенности использования художественного слова в нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста.

Объект изучения: процесс нравственного воспитания младших школьников.

Предмет изучения: особенности использования художественного слова как средства эффективности нравственного воспитания младших школьников.

Задачи работы:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть основные требования к организации нравственного воспитания учащихся начальных классов.

.   Раскрыть возможности народной сказки в нравственном воспитании учащихся начальной школы.

 


1. Цели и содержание нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста

 

Нравственное воспитание - это составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи: во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости добра, зла; во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем, чтобы он смог направлять и констатировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки. Эта вторая задача и решается путем нравственного воспитания, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности.

ФГОС (2009 г.) определяет следующие задачи нравственного воспитания младших школьников:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Таким образом, в процессе нравственного воспитания младших школьников предполагается сформировать нравственные представления:

о Родине;

об окружающем мире природы;

волевые качества личности (самостоятельность, ответственность, целеустремленность, честность, трудолюбие);

высшие нравственные качества: любви к близким, к Родине. дружеские отношения со сверстниками, уважение к взрослым, доброжелательность, сопереживание и др.;

ценностные представления о здоровом образе жизни, умения выходить из конфликтов и не допускать их,

навыки коллективной работы и др.

Важным условием формирования нравственно-этических понятий у младших школьников выступает личное отношение детей к происходящему, апеллирование к собственному опыту, вспоминание собственных переживаний. К такому выводу пришла В.С. Мухина, которая в ходе исследований раскрыла механизм формирования нравственно-этических понятий детей младшего школьного возраста на основе личностного смысла.

А.В. Запорожец перечисляет следующие этапы формирования нравственных представлений детей на основе личностного смысла:

. Приобретение ребенком личностного качества, определяющего его поведение и психические свойства, возможно на основе выделения и осознания себя, своего «я» как субъекта в системе взаимоотношений людей.

. Выделение и осознание своего «Я» в системе взаимоотношений людей содержательно обосновывается и опосредуется реальной жизнью человека, всеми формами его отношений с миром [4, с. 10].

Следовательно, воспринимая то или иное событие, проблемную ситуацию, дети как бы «примеряют» действия участников событий «на себя». Собственные переживания и моральные оценки, полученные ребенком в процессе приобретения личного опыта, и являются регулятором нравственно-этических отношений к поведению, поступкам персонажей.

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. отмечали, что нравственно-этические понятия осваиваются детьми постепенно, хотя ознакомление с ними начинается очень рано. Этот процесс длительный. Он насыщен разнообразными влияниями, которые как непосредственно, так и опосредованно (косвенно) формируют у детей нравственно-этические представления.

В.А. Сухомлинский выделял два источника формирования нравственно-этических понятий у младших школьников: «Прежде всего - заранее предусмотренная воспитательная работа: многогранные моральные, трудовые взаимоотношения в коллективе…Но есть и другой, не менее важный источник воспитания. В детстве он играет исключительно важную роль. Это сложные отношения, которые воспринимает ребенок в окружающей жизни: черпает из книг. Они являются для него средой, которая дает нравственные уроки, раскрывающие содержание моральных понятий» [14, с. 20].

Таким образом делаем вывод, что прогнозируя развитие намечающихся тенденций формирования нравственно-этических понятий, педагог может подбирать нравственные ситуации из литературных произведений, в процессе обсуждения которых происходит освоение определенного морального содержания (нравственных знаний, умений, способов поведения), формируются моральные мотивы и социальная активность, а также, в процессе восприятия, обсуждения и осмысливания детьми, преодолеваются отрицательные черты поведения. Эту работу необходимо проводить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей психического развития детей.

Беседы о прочитанном

Они позволяют выявить степень и правильность понимания текста детьми, скорректировать их восприятие, ответить на детские вопросы. Часто ребята сами вызывают на разговор по поводу прочитанного. В таких беседах дети без труда учатся выделять главное, видеть логику в действиях и поступках персонажей, знакомятся со средствами выразительности, а потом используют их в своей речи, постигают искусство делать выводы, подводить итоги, формулировать вопросы, то есть рассуждать, думать над мотивами поступков героев.

Рассматривание иллюстраций

При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание мы уделяли уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним происходит? Почему он плачет? Почему он смеется?» и т.д.).

Проблемные ситуации

Игра-беседа становится особенно острой и интересной, если положительный персонаж (например, Рукодельница) выглядит непривлекательно, а отрицательный персонаж (например, Ленивица) имеет нарядный костюм. Тогда предпочтения детей, в ходе выполнения задания выбрать себе друга («Подарить сердечко, вырезанное из бумаги»), проходят проверку через внешнюю красивость. Здесь внутренняя и внешняя красота противопоставлены, что, естественно, затрудняет выбор предпочитаемого персонажа, более точно выявляет нравственные ценности некоторых детей.

В ситуациях, когда некоторые дети выбирают Ленивицу (по ее внешнему виду), эффективен следующий прием. Рукодельница начинает вспоминать хорошие, справедливые поступки несочувствующего ребенка, а Ленивица при этом восхищается нехорошими поступками ребенка и утверждать, что его мнение разделяют герои других сказок, такие, как Карабас-Барабас, Бармалей и т.д. От такой похвалы дети, как правило, отказываются и не желают больше восхищаться красотой отрицательного персонажа, им становится стыдно, неловко, и они с благодарностью и искренним сочувствием выбирают себе в друзья внешне непривлекательный положительный персонаж при полном одобрении других детей. Эти персонажи-куклы могут неоднократно появляться в процессе анализа других сказок, участвовать в различных обсуждениях и иных проблемных ситуациях, возникающих в классе.

Театрализация

В ходе освоения сказочных сюжетов они могут быть использованы и для театрализации. При этом следует неукоснительно придерживаться основного правила: за всех отрицательных персонажей, проявляющих негатив, несущих зло и разрушение, должен говорить только сам учитель, не поручая эти роли никому из детей. Ребята от имени положительных персонажей должны отстаивать добро и справедливость, бороться с отрицательными персонажами, стремиться победить зло. Тем самым происходит присвоение положительных форм поведения, нравственных целей деятельности [5, с. 83].

Так, поэтапно осуществляя ознакомление детей с художественной литературой, учителя способствуют не только расширению читательского кругозора, но и формированию нравственно-этических понятий, таких как честность, трудолюбие, дружба и другие, которые формируются в процессе сопереживания, сочувствия положительным героям, активного противостояния отрицательным персонажам.

Таким образом, воспитательная работа педагога на уроках литературного чтения требует вдумчивого и внимательного отношения к художественному слову, к анализу художественных текстов.

Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки.

Эффективным средством нравственного воспитания учащихся на уроках литературного чтения в первом классе является народная сказка. Она способствует формированию нравственных представлений о личности человека. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница…), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).

Такой нравственный идеал для ребенка - это перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, на уроках литературного чтения, во многом определяет развитие нравственно-ценностных представлений личности.

 


Заключение

 

Главная цель современной школы - формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели - введение учащихся в культуру, освоение ими нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны.

Цель уроков литературного чтения - познакомить учащихся с произведениями художественной литературы, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению, способствовать развитию нравственных качеств личности.

На уроках литературного чтения также реализуются следующие задачи:

воспитания потребности у младших школьников в чтении;

расширения содержания чтения и направленности читательских интересов;

совершенствования культуры чтения;

формирование нравственных представлений.

В ходе теоретического анализа было выявлено, что долгие годы в педагогике и методике школьного обучения ведутся поиски эффективных путей не только приобщения младших школьников к литературе, но и к ее использованию в качестве важнейшего средства нравственного воспитания учащихся.

Важнейшую роль в нравственном воспитании детей играют народные сказки, в которых герои демонстрируют детям разные, четко обозначенные модели нравственного поведения. Их анализ и сравнение позволяют младшим школьников сформировать собственную нравственную позицию, систему нравственных представлений.

Для этого на уроках литературного чтения должны создаваться определенные педагогические условия:

- на уроках литературного чтения должна царить доброжелательная атмосфера, в которой активно происходит взаимный обмен мнений, у школьников воспитывается потребность поделиться с товарищами своими мнениями о прочитанных книгах;

на каждом уроке организуется работа с художественным текстом. Это и поиск ответов на вопросы, и обмен мнениями, и прочтение отрывка из книги, способного заинтересовать учащихся, и показ иллюстраций и т.п.;

используются разнообразные формы и методы учебной работы: проводится анализ художественного текста, его инсценирование, игры-беседы с персонажами и др.;

совершенствуются читательские умения: умение найти сведения об авторе, умение сориентироваться в книге по ее оглавлению, умение составить выставку, умение вести читательский дневник и т.п.;

проводится словарная работа, как и работа над средствами языка в целом: объясняются трудные слова, обращается внимание учащихся на особенно яркие, удачные обороты речи, которые следует запомнить;

пересказ прочитанного по принципу «близко к тексту» постепенно отходит от традиционной формы и приближается к новому виду изложения «эссе»; также используется иллюстрирование прочитанного (словесное и графическое), выполнение коллажей;

осуществляется подбор музыкального сопровождения - используются звукозаписи, музыкально-литературные композиции по произведениям, картины, портреты и др.

Можно сделать вывод, что заложенные на уроках литературного чтения образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на личностное развитие младших школьников.


Список литературы

 

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 2003. - 124 с.

2. Дановский А.В. Детская литература // Хрестоматия с основами литературоведения. - М.: Академия, 2007. - 214 с.

.   Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Академия, 2009. - 312 с.

.   Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. - М.: Педагогика, 2006. - 368 с.

.   Кабачек О.Л. Ты детям сказку расскажи. - М.: РГДБ, 2007. - 288 с.

.   Кабачек О.Л. Как они читают. - Обруч, 2008, №6. - С. 61.

.   Каирова И.А. Азбука нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 2005. - 246 с.

.   Косачева И.П. Нравственное воспитание младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М.: АРКТИ, 2005. - 212 с.

9. Литературное чтение. 1 класс/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. - М.: Просвещение, 2011. - 180 с.

10. Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 2005. - 346 с.

11. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера: - М.: Педагогика, 2008. - 286 с.

12. Первова Г.М. Введение в детскую литературу. - М.: Сфера, 2004. -98 с.

.   Свиридова В.Ю. Методический комментарий и учебник «Литературное чтение» для 1 класса. - М.: Новая школа, 2009. - 142 с.

.   Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Просвещение, 2002. - 199 с.

.   Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребенку: энциклопедия для учителей и родителей по руководству детским чтением. - СПб.: Нева, 2009. - 146 с.

Художественное слово в нравственном воспитании учащихся начальной школы


Введение

 

Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях. Поэтому, повышается актуальность целенаправленного нравственного воспитания в образовательном процессе. На школу ложится ответственность за организацию нравственного воспитания, необходимо формировать у детей такие качества как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность (А.В. Дановский, Г.М. Первова и др.).

Особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как младший возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Учащимся начальной школы необходимо раскрывать сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость.

Художественная литература, произведения устного народного творчества содержат в себе педагогическую мудрость, служат прекрасным средством нравственного воспитания учащихся (И.П. Косачева).

На уроках литературного чтения ученики имеют возможность для самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций. Понимание нравственных категорий, заложенных в пословицах, сказках, вдумчивого к ним отношения способствует восприятию целостной картины мира, воспитывает интерес и бережное отношение к истории и культуре своего народа, формирует творческое отношение к слову, ценностные представления о культуре поведения, общения и деятельности.

Ценностью художественной литературы является возможность анализа положительных результатов нравственных поступков героев, сравнения разных позиций и моделей поведения положительных и отрицательных персонажей. Таким образом, в процессе освоения литературного наследия у младших школьников формируется нравственная и культурная основа его личности.

Однако возникает проблема, связанная с тем, что анализ литературных произведений вносит существенные сдвиги в формировании нравственного сознания, но мало эффективен в отношении формирования культуры нравственного поведения некоторых детей. Это можно объяснить несколькими причинами:

отсутствием системы в использовании художественного слова в нравственном воспитании младших школьников,

отсутствием преемственности в работе с родителями,

недостаточным учетом возрастных и индивидуальных особенностей нравственного развития детей.

Таким образом, использование художественного слова в нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста является актуальной проблемой начального образования, что и определило выбор темы курсовой работы.

Цель работы: выявить особенности использования художественного слова в нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста.

Объект изучения: процесс нравственного воспитания младших школьников.

Предмет изучения: особенности использования художественного слова как средства эффективности нравственного воспитания младших школьников.

Задачи работы:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть основные требования к организации нравственного воспитания учащихся начальных классов.

.   Раскрыть возможности народной сказки в нравственном воспитании учащихся начальной школы.

 


1. Цели и содержание нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста

 

Нравственное воспитание - это составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи: во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости добра, зла; во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем, чтобы он смог направлять и констатировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки. Эта вторая задача и решается путем нравственного воспитания, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности.

ФГОС (2009 г.) определяет следующие задачи нравственного воспитания младших школьников:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Таким образом, в процессе нравственного воспитания младших школьников предполагается сформировать нравственные представления:

о Родине;

об окружающем мире природы;

волевые качества личности (самостоятельность, ответственность, целеустремленность, честность, трудолюбие);

высшие нравственные качества: любви к близким, к Родине. дружеские отношения со сверстниками, уважение к взрослым, доброжелательность, сопереживание и др.;

ценностные представления о здоровом образе жизни, умения выходить из конфликтов и не допускать их,

навыки коллективной работы и др.

Важным условием формирования нравственно-этических понятий у младших школьников выступает личное отношение детей к происходящему, апеллирование к собственному опыту, вспоминание собственных переживаний. К такому выводу пришла В.С. Мухина, которая в ходе исследований раскрыла механизм формирования нравственно-этических понятий детей младшего школьного возраста на основе личностного смысла.

А.В. Запорожец перечисляет следующие этапы формирования нравственных представлений детей на основе личностного смысла:

. Приобретение ребенком личностного качества, определяющего его поведение и психические свойства, возможно на основе выделения и осознания себя, своего «я» как субъекта в системе взаимоотношений людей.

. Выделение и осознание своего «Я» в системе взаимоотношений людей содержательно обосновывается и опосредуется реальной жизнью человека, всеми формами его отношений с миром [4, с. 10].

Следовательно, воспринимая то или иное событие, проблемную ситуацию, дети как бы «примеряют» действия участников событий «на себя». Собственные переживания и моральные оценки, полученные ребенком в процессе приобретения личного опыта, и являются регулятором нравственно-этических отношений к поведению, поступкам персонажей.

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. отмечали, что нравственно-этические понятия осваиваются детьми постепенно, хотя ознакомление с ними начинается очень рано. Этот процесс длительный. Он насыщен разнообразными влияниями, которые как непосредственно, так и опосредованно (косвенно) формируют у детей нравственно-этические представления.

В.А. Сухомлинский выделял два источника формирования нравственно-этических понятий у младших школьников: «Прежде всего - заранее предусмотренная воспитательная работа: многогранные моральные, трудовые взаимоотношения в коллективе…Но есть и другой, не менее важный источник воспитания. В детстве он играет исключительно важную роль. Это сложные отношения, которые воспринимает ребенок в окружающей жизни: черпает из книг. Они являются для него средой, которая дает нравственные уроки, раскрывающие содержание моральных понятий» [14, с. 20].

Таким образом делаем вывод, что прогнозируя развитие намечающихся тенденций формирования нравственно-этических понятий, педагог может подбирать нравственные ситуации из литературных произведений, в процессе обсуждения которых происходит освоение определенного морального содержания (нравственных знаний, умений, способов поведения), формируются моральные мотивы и социальная активность, а также, в процессе восприятия, обсуждения и осмысливания детьми, преодолеваются отрицательные черты поведения. Эту работу необходимо проводить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей психического развития детей.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.