Общая характеристика водных ресурсов республики Беларусь — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общая характеристика водных ресурсов республики Беларусь

2020-04-01 168
Общая характеристика водных ресурсов республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

1. Общая характеристика водных ресурсов республики Беларусь

2. Правовой механизм использования и охраны вод

2.1 Государственное управление в области использования и охраны вод

2.2 Общая характеристика права водопользования

2.3 Правовое регулирование охраны вод

2.4 Ответственность за нарушение водного законодательства

3. Использование водных ресурсов на предприятии ОАО "ПРОМСВЯЗЬ" г. Минска

3.1 Общая характеристика предприятия ОАО "Промсвязь"

3.2 Использование водных ресурсов на предприятии

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

Экологическая функция вод весьма многообразна. Воды создают гидрологический режим жизни на Земле. Наличие водных ресурсов имеет исключительно важное значение для существования человека и природы. Воды выполняют незаменимые функции в биосфере как среда обитания растительного и животного мира и важнейший элемент круговорота веществ. С реками, озерами, другими водными источниками традиционно связаны расселение людей и развитие всех видов общественного производства. Использование водных объектов носит, как правило, многоцелевой характер - они обеспечивают бытовое водоснабжение, удовлетворение рекреационных, эстетических и культурных потребностей населения. Наконец, воды служат средством и условием промышленного и сельскохозяйственного производства.

Для удовлетворения потребностей современных городов в воде требуются громадные ее количества, измеряемые от десятков тысяч до миллионов метров кубических в сутки. Принято считать, что дефицит в воде становится ощутимо заметным, если забор воды на душу населения составляет менее 1700 м3 в год. К настоящему времени в 22 странах мира годовое водопотребление не превышает 1000 м3 в год. По оценкам Мирового банка, в 2025 году уже 32 страны мира с населением свыше трех миллиардов человек будут испытывать хронический дефицит в воде [23, c.1].

Большим расходованием воды сопровождаются производственные процессы на промышленных предприятиях. При этом предприятия отдельных отраслей промышленности и энергохозяйства потребляют количество воды, нередко значительно превосходящее коммунальное водопотребление крупных городов.

Кроме обеспечения водой населения и промышленности, огромное значение имеет сельскохозяйственное водоснабжение, для животноводства и искусственного орошения земель в целях успешного выращивания сельскохозяйственных культур и получения высоких урожаев. Только для производства тонны зерна необходимо 1000 м3 воды, картофеля - 500-1500 м3, куриного мяса - 3500-5000 м3, говядины - от 15000 до 70000 м3 воды [23, c.2].

В настоящее время в связи с общим ростом объемов потребляемой воды и недостаточностью в ряде районов местных природных источников воды, все чаще возникает необходимость комплексного решения водохозяйственных проблем для наиболее рационального и экономичного обеспечения водой всех водопользователей и водопотребителей конкретного региона.

В сложившихся правовых условиях текущего периода хозяйствующие субъекты, не всегда имеют возможность найти тот законодательный или иной нормативный материал, который в более конкретной форме помог бы принять правильное решение по регулированию природоохранных отношений в сфере использования и охраны вод. Наличие перечисленных выше обстоятельств, свидетельствует об актуальности темы дипломной работы. Они же и обусловили выбор темы дипломного исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в процессе использования и охраны вод.

В качестве предмета исследования избраны нормы экологического законодательства, регулирующие порядок и условия использования и охраны водных ресурсов.

Основной целью работы является комплексное рассмотрение теоретических и практических вопросов связанных с правовым режимом использования и охраны вод.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

.   охарактеризовать состояние водных ресурсов Республики Беларусь;

водный ресурс законодательство беларусь

2. исследовать вопросы, связанные с государственным управлением в области использования и охраны вод;

3. рассмотреть право водопользования как институт экологического права;

.   проанализировать основные вопросы правовой охраны вод;

.   изучить вопросы, связанные с различными видами ответственности наступающей за нарушение водного законодательства;

.   рассмотреть порядок использования водных ресурсов на предприятии ОАО "Промсвязь" г. Минска.

При подготовке дипломного исследования, использовались исторический, формально-логический, системно структурный методы, а также методы системного анализа и научного обобщения.

Теоретическую основу дипломного исследования составили труды известных представителей науки экологического права, таких как С. А Балашенко, М.М. Бринчук, А.В. Гоев, Д.М. Демичев, Н.В. Кузнецова, В.Е. Лизгаро Т.И. Макарова, В.И. Шиян, И.С. Шахрай, А. Н Сапогин А.Ю. Семьянов, и др.


Заключение

 

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения:

. Республика Беларусь весьма богата водными ресурсами, однако существует и проблема загрязнения, истощения пресных поверхностных и подземных вод, непосредственно используемых человеком для удовлетворения бытовых и промышленных нужд.

. Использование возобновляемых источников энергии - строительство ГЭС позволит снизить потребление нефтепродуктов для получения электроэнергии которая используется для нужд населения.

. Республика Беларусь располагает значительными ресурсами минеральных вод, которые используются для санаторно-курортного лечения, производства и потребления в питьевых целях широкого ассортимента бутилированных вод.

. Значительное количество водных объектов в Республике Беларусь создает предпосылки для дальнейшего развития рекреации в стране, в том числе и для развития зон отдыха международного уровня. Разнообразие водных и околоводных природных систем, сеть существующих национальных парков, заказников и заповедников имеет большое значение для организации экологического туризма, который сегодня активно развивается во всем мире.

. Выполнение ремонтных работ на мелиорированной территории позволит эффективно управлять гидрологическим режимом, необходимым для возделывания сельскохозяйственных культур, и рационально использовать водные ресурсы.

. Водное хозяйство является одной из базовых отраслей, успешное функционирование которой обеспечивает основу стабильного и устойчивого развития хозяйственного комплекса страны.

. Обеспечение жителей качественной питьевой водой является приоритетной социальной и экологической задачей Республики Беларусь, решение которой направлено на достижение главной цели - улучшения и сохранения здоровья населения и в целом - безопасности нации.

. Республика Беларусь, как единственный собственник водных ресурсов не готова передать такой важный для страны природный объект, как воды, в частную собственность. В данном случае, исключительная государственная собственность на воды является наиболее оптимальной формой собственности и будет являться таковой до тех пор, пока законодательно не будут предусмотрены и закреплены все важнейшие гарантии сохранения качества и объема водных ресурсов в руках частных лиц; пока не будут включены механизмы правового регулирования отношений, возникающих в сфере собственности на воды; пока уровень правовой культуры будущих собственников вод не будет достаточно высок.

. Водоохранные зоны и полосы, а также санитарные зоны играют важную роль в охране водных ресурсов. Это своего рода буферная, защитная территория, без которой существовала бы реальная угроза прямого загрязнения и засорения водных ресурсов.

. Юридические и физические лица, деятельность которых влияет на состояние вод, обязаны проводить согласованные с органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, органами государственного санитарного надзора и иными заинтересованными органами государственного управления мероприятия, обеспечивающие охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, улучшение состояния и режима вод, а также не допускать загрязнения и засорения вод нефтяными, химическими и иными продуктами и отходами производства и потребления.

. Порядок и условия предоставления водных объектов в пользование различаются в зависимости от видов водопользования. Общее водопользование осуществляется без каких-либо разрешений. Специальное водопользование осуществляется в разрешительном порядке. В обособленное пользование водные объекты предоставляются полностью или частично на основании постановления Совета Министров республики Беларусь.

. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства выполняет следующие необходимые функции - стимулирующую, компенсационную, превентивную, карательную.

13. Предприятие ОАО "Промсвязь" является водопотребителем т.е. юридическим лицом получающим в установленном порядке воду для обеспечения своих нужд и осуществляет право специального водопользования поскольку отводит сточные воды гальванического производства в окружающую среду с применением водоочистных сооружений и технических устройств.

14. На предприятии ОАО "Промсвязь" строго соблюдается действующее законодательство в области охраны окружающей среды и законодательство в области использования и охраны вод.

15. Анализ результатов работы очистных сооружений показал, что при существующем положении работа действующих очистных сооружений обеспечивает должную степень очистки, что позволяет сбрасывать общезаводские сточные воды в городскую канализацию без нарушения нормативов.

Рациональные предложения:

. Определение сточных вод, закрепленное в ст.1 Водного кодекса Республики Беларусь, не выполняет своего функционального предназначения. Предназначение каждого термина понятийно-категориального аппарата нормативного правового акта заключается в доступном объяснении того или иного правового явления. Полагаю, что понятие сточные воды следует подкорректировать и указать, что под ними понимается вода, образующаяся в результате антропогенной деятельности, либо загрязненная естественным путем, сбрасываемая после ее использования в естественные или искусственные водные объекты, недра или на земную поверхность.

Таким образом, в Водном кодексе Республики Беларусь следует закрепить новое определение сточных вод: сточные воды - это воды, использованные на бытовые, производственные либо остальные нужды и загрязненные различными примесями, изменившими их начальный химический состав и физические характеристики, а также воды, попавшие и загрязнившиеся в населенных пунктах, на объектах промышленности, транспорта в результате выпадения атмосферных осадков.

. В настоящее время природопользователь (ОАО "Промсвязь") получает три разрешения - на выбросы в атмосферный воздух, на специальное водопользование, на хранение и захоронение отходов. Назрела необходимость объединить данные разрешения в одно комплексное.

Количество административных процедур по согласованию и выдаче указанных разрешений природопользователю не зависит от осуществляемого ими вредного воздействия на окружающую среду. В процессе получения разрешений природопользователь несет определенные временные и финансовые затраты для подготовки и согласования соответствующих документов. Получение же комплексного природоохранного разрешения позволяет оптимизировать эти затраты и предоставить предприятию предсказуемые условия ведения экономической деятельности с точки зрения природоохранных требований на среднесрочную перспективу - до 10 лет.

При принятии решения о выдаче разрешений не учитывается комплексное воздействие источников загрязнения на компоненты природной среды. Например, можно получить разрешение на сброс в окружающую среду сточных вод, построив очистные сооружения, улавливающие и концентрирующие загрязняющие вещества, но при эксплуатации которых образуются отходы четвертого класса опасности, которые необходимо где-то размещать. Налицо некоторое противоречие разрешительных документов. Новый подход позволяет комплексно взглянуть на проблему. Теперь уже на этапе планирования можно будет выбрать оптимальную технологию, которая учла бы все аспекты и позволила предотвратить воздействие на окружающую среду.

При использовании наилучших доступных технических методов оказывается наименьшее воздействие на окружающую среду, а их внедрение позволяет достичь высокого экономического результата.

Кроме того, система комплексного природоохранного разрешения предусматривает организацию эффективного самоконтроля, комплексного контроля и приводит к сокращению количества проверок предприятий контролирующими органами.

Во время написания дипломной работы, данное рациональное предложение было реализовано законодательно: Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. № 1677 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь" от 17 ноября 2011 г. № 528, и вступило в силу 01 января 2012 г. Постановлением утверждено Положение о порядке выдачи комплексных природоохранных разрешений. Указом установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность (планирующие осуществлять деятельность), связанную с эксплуатацией объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, вправе с 1 января 2012 г. получать комплексные природоохранные разрешения, а с 1 января 2016 г. осуществляют указанную деятельность только при наличии комплексных природоохранных разрешений. ОАО "Прмсвязь" в 2013 году получит комплексное природоохранное разрешение.

. Так же хотелось бы отметить что, одной из проблем является отсутствие в законодательстве Республики Беларусь юридической ответственности за подачу некачественной питьевой воды. Во многих случаях граждане оказываются беспомощными перед противодействием либо бездействием государственных структур, которые обязаны помогать им в реализации своих прав. Для восполнения этого пробела целесообразно будет внести дополнения в Уголовный кодекс, предусматривающие ответственность за нарушение прав человека на экологически чистую воду; в частности, в раздел №7, главу 19 - преступления против жизни и здоровья. Также необходимо включить и в Кодекс об административных правонарушениях соответствующие дополнения в Главу 15 "Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования" и в Главу 16 "Административные правонарушения против здоровья населения".

. К нарушителям водного законодательства следует применять весь спектр административных взысканий, а не только штраф и предупреждения. Например, если для физических лиц штраф может быть существенной и серьезной мерой наказания, то для юридических лиц он может быть недейственной мерой. Для последних следует предусмотреть более суровое наказание - лишение лицензии, специального разрешения, или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий; приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности юридического лица.

Кроме того, можно использовать такие меры взыскания, как возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения. Например, в случае, если водное судно стало источником загрязнения вод.

 


Содержание

Введение

1. Общая характеристика водных ресурсов республики Беларусь

2. Правовой механизм использования и охраны вод

2.1 Государственное управление в области использования и охраны вод

2.2 Общая характеристика права водопользования

2.3 Правовое регулирование охраны вод

2.4 Ответственность за нарушение водного законодательства

3. Использование водных ресурсов на предприятии ОАО "ПРОМСВЯЗЬ" г. Минска

3.1 Общая характеристика предприятия ОАО "Промсвязь"

3.2 Использование водных ресурсов на предприятии

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

Экологическая функция вод весьма многообразна. Воды создают гидрологический режим жизни на Земле. Наличие водных ресурсов имеет исключительно важное значение для существования человека и природы. Воды выполняют незаменимые функции в биосфере как среда обитания растительного и животного мира и важнейший элемент круговорота веществ. С реками, озерами, другими водными источниками традиционно связаны расселение людей и развитие всех видов общественного производства. Использование водных объектов носит, как правило, многоцелевой характер - они обеспечивают бытовое водоснабжение, удовлетворение рекреационных, эстетических и культурных потребностей населения. Наконец, воды служат средством и условием промышленного и сельскохозяйственного производства.

Для удовлетворения потребностей современных городов в воде требуются громадные ее количества, измеряемые от десятков тысяч до миллионов метров кубических в сутки. Принято считать, что дефицит в воде становится ощутимо заметным, если забор воды на душу населения составляет менее 1700 м3 в год. К настоящему времени в 22 странах мира годовое водопотребление не превышает 1000 м3 в год. По оценкам Мирового банка, в 2025 году уже 32 страны мира с населением свыше трех миллиардов человек будут испытывать хронический дефицит в воде [23, c.1].

Большим расходованием воды сопровождаются производственные процессы на промышленных предприятиях. При этом предприятия отдельных отраслей промышленности и энергохозяйства потребляют количество воды, нередко значительно превосходящее коммунальное водопотребление крупных городов.

Кроме обеспечения водой населения и промышленности, огромное значение имеет сельскохозяйственное водоснабжение, для животноводства и искусственного орошения земель в целях успешного выращивания сельскохозяйственных культур и получения высоких урожаев. Только для производства тонны зерна необходимо 1000 м3 воды, картофеля - 500-1500 м3, куриного мяса - 3500-5000 м3, говядины - от 15000 до 70000 м3 воды [23, c.2].

В настоящее время в связи с общим ростом объемов потребляемой воды и недостаточностью в ряде районов местных природных источников воды, все чаще возникает необходимость комплексного решения водохозяйственных проблем для наиболее рационального и экономичного обеспечения водой всех водопользователей и водопотребителей конкретного региона.

В сложившихся правовых условиях текущего периода хозяйствующие субъекты, не всегда имеют возможность найти тот законодательный или иной нормативный материал, который в более конкретной форме помог бы принять правильное решение по регулированию природоохранных отношений в сфере использования и охраны вод. Наличие перечисленных выше обстоятельств, свидетельствует об актуальности темы дипломной работы. Они же и обусловили выбор темы дипломного исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в процессе использования и охраны вод.

В качестве предмета исследования избраны нормы экологического законодательства, регулирующие порядок и условия использования и охраны водных ресурсов.

Основной целью работы является комплексное рассмотрение теоретических и практических вопросов связанных с правовым режимом использования и охраны вод.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

.   охарактеризовать состояние водных ресурсов Республики Беларусь;

водный ресурс законодательство беларусь

2. исследовать вопросы, связанные с государственным управлением в области использования и охраны вод;

3. рассмотреть право водопользования как институт экологического права;

.   проанализировать основные вопросы правовой охраны вод;

.   изучить вопросы, связанные с различными видами ответственности наступающей за нарушение водного законодательства;

.   рассмотреть порядок использования водных ресурсов на предприятии ОАО "Промсвязь" г. Минска.

При подготовке дипломного исследования, использовались исторический, формально-логический, системно структурный методы, а также методы системного анализа и научного обобщения.

Теоретическую основу дипломного исследования составили труды известных представителей науки экологического права, таких как С. А Балашенко, М.М. Бринчук, А.В. Гоев, Д.М. Демичев, Н.В. Кузнецова, В.Е. Лизгаро Т.И. Макарова, В.И. Шиян, И.С. Шахрай, А. Н Сапогин А.Ю. Семьянов, и др.


Общая характеристика водных ресурсов республики Беларусь

 

Республика Беларусь географически расположена в центре Европы. На севере и востоке она граничит с Российской Федерацией (протяженность границы - 990 км), на северо-западе - с Латвией (143 км) и Литвой (462 км), на западе - с Польшей (399 км), на юге - с Украиной (975 км) [37, c.2].

Территория Республика Беларусь составляет 207,6 тыс. кв. километров. Сельскохозяйственные угодья занимают 44 процента территории страны, леса - 38 процентов, под водными объектами находится 2 процента территории, прочие земли составляют 16 процентов. В результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции пятая часть территории республики серьезно пострадала: в зоне радиоактивного загрязнения оказалось 15 процентов сельскохозяйственных угодий и 22 процента лесов. В ландшафте республики преобладают обширные равнины - максимальная высота над уровнем моря составляет 370 метров. Цепь холмов, проходящих в широтном направлении, разделяет территорию на северную часть, реки которой впадают в Балтийское море, и южную с реками, впадающими в Черное море. Все основные бассейны рек являются трансграничными. Территория Республики Беларусь является водоразделом бассейнов Балтийского и Черного морей. Примерно 55 процентов речного стока приходится на реки бассейна Черного моря и 45 процентов - Балтийского [23, с.1].

По территории республики протекает семь больших рек (Западная Двина, Западный Буг, Неман, Днепр, Припять, Вилия, Березина) и 41 средняя. Водосбор бассейна Днепра в пределах Республики Беларусь имеет площадь 116,4 тыс. км2. Из этой площади 63,7 тыс. км2 приходится непосредственно на р. Днепр и его притоки (реки Березина, Сож и Ипуть), впадающие на территории республики, а 52,7 тыс. км2 - на р. Припять, впадающую в Днепр на территории Украины. С учетом транзитной зоны (в пределах России и Украины) общая водосборная площадь Днепра и Припяти до границы с Украиной составляет 217 тыс. км2. Всего по территории Беларуси протекает 20,8 тыс. рек и ручьев суммарной длиной 90,6 тыс. километров [20, c.69].

Основным источником водных ресурсов Беларуси являются крупные и средние реки, вдоль которых концентрируется население и промышленность. Немаловажное значение имеют также ресурсы малых рек, которые в связи с рассредоточенностью по территории доступны для повсеместного использования.

Ресурсы поверхностных вод включают речной сток и запасы воды в водоемах. В свою очередь речной сток подразделяется на местный (формирующийся в пределах республики) и общий (с учетом поступления транзитного стока из соседних стран).

Основной объем местного речного стока (65 процентов) формируется в водосборах рек Западная Двина, Неман, Вилия и Припять. Преобладающая часть транзитного стока поступает по рекам Западная Двина (35 процентов) и Припять (28 процентов) [37, c.3].

Распределение местного стока внутри года неравномерно. За три весенних месяца по рекам западной и центральной частей республики (бассейны рек Неман, Вилия, Березина) протекает в среднем 42 - 47 процентов годового стока.

На территории республики находится около 10,8 тыс. озер, но только 470 из них имеют площадь водного зеркала 50 га и более. В озерах республики сосредоточено около 9 куб. километров воды [32, с.46].

В настоящее время в Республике Беларусь создано 153 водохранилища. Полезный объем водохранилищ - 1,2 куб. километра. Полный объем водохранилищ составляет 2,95 куб. километра, их суммарная площадь - 797 кв. километров, или 0,5 процента площади республики. По месту расположения преобладают водохранилища руслового типа (50 процентов от общего числа водохранилищ республики). На севере широко представлены водохранилища, созданные в результате подпора плотинами уровня воды в озерах [23, с.3].

Особое значение имеет Вилейское водохранилище (75 км2), которое сопоставимо с озером Нарочь и дает начало Вилейско-Минской водной системе, по которой воды Вилии направляются к столице республики.

Кроме регулирования стока водохранилищами большое распространение получило строительство прудов. В настоящее время насчитывается более 1 тыс. прудов различного назначения объемом свыше 600 млн. куб. метров.

На территории республики имеются 224 скважины с минеральной водой, расположенные в районах размещения санаторно-курортных и лечебных учреждений, предприятий и цехов по розливу воды. В эксплуатации находятся 130 скважин, 94 скважин - резервные [37, c.4].

Отбор вод на бытовые и хозяйственные нужды не превышает 5-7% от ежегодно возобновляемых водных ресурсов. Кроме того, более половины от объема забираемой воды после очистки повторно сбрасывается в водные объекты.

Подземные воды распространены на территории Беларуси повсеместно. Их естественные ресурсы составляют 15,9 км3 в год (43560 тыс. м3/сут). Величина естественных ресурсов зависит от условий формирования подземных вод, которые наиболее благоприятны в центральной, северо-восточной и западной частях страны. Эксплуатируются в основном неглубоко залегающие (50-200 м) водоносные горизонты, имеющие тесную гидравлическую связь с вышележащими горизонтами подземных вод и поверхностными водотоками. Подземные воды характеризуются в основном благоприятными условиями формирования естественных ресурсов, обеспеченных инфильтрацией атмосферных осадков [23, c.4]

На территории республики разведано 282 месторождения и участка подземных вод, по которым утверждены запасы подземных вод в количестве 7065,0 тыс. м. куб. /сутки. На базе утвержденных запасов работает 183 групповых водозабора для водоснабжения 106 городов, промышленных центров и крупных населенных пунктов 99 являются резервными. Суммарный водоотбор из подземных источников по этим водозаборам составляет 1857,3 тыс. м. куб/сутки. Общий водоотбор подземных вод по республике (с учетом водоотбора из неутвержденных запасов) составляет 2992,5 тыс. м. куб/сут. Таким образом, степень использования разведанных эксплуатационных запасов в целом в республике не более 42 процентов [23, с.5].

Значительное количество (109) разведанных месторождений подземных вод с общими эксплуатационными запасами 2067,3 тыс. м. куб/сутки (что составляет 29 процентов от утвержденных по республике запасов) вообще не освоено и только начинает разрабатываться.

Опыт эксплуатации и материалы режимных наблюдений на эксплуатируемых месторождениях свидетельствует, что в большинстве случаев реальная схема фильтрации подземных вод не соответствует принятой при оценке эксплуатационных запасов и при условии соблюдения экологических и технологических требований, как правило, возможен прирост эксплуатационных запасов.

Таким образом, по запасам подземных вод Республика Беларусь может достаточно оптимистично смотреть в будущее, основная задача - обеспечить правильную эксплуатацию разведанных месторождений и предотвратить их возможное загрязнение.

По обеспеченности водными ресурсами на одного жителя Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях: несколько лучших, чем европейские страны, и значительно лучших по сравнению с отдельными соседними государствами. Водообеспеченность общими водными ресурсами в средний по водности год в Беларуси составляет 5,8 тыс. м3 на одного жителя, в Европе в целом - 4,6, Польше и Украине - 1,7, в то же время в России - 30 тыс. м3 [16, с.58].

Беларуси присуща значительная дифференциация водообеспеченности, которая усугубляется неравномерным размещением населения и производства. Так, наиболее развитые в хозяйственном отношении и густонаселенные центральные регионы страны (Минская обл. и г. Минск) располагают гораздо меньшими ресурсами поверхностных вод по сравнению с периферийными регионами, которые обладают и значительным транзитным стоком.

Рост промышленного и сельскохозяйственного производства, высокие темпы урбанизации способствовали расширению использования водных ресурсов. Забор речных и подземных вод постоянно возрастал, достигнув максимального уровня в 1986-1990 гг., равного 2,9 км3 в год. В результате спада производства, начиная с 1991 г., отмечалось сокращение водопотребления в различных отраслях экономики. Однако в последние годы в результате проводимых мероприятий по рационализации использования водных ресурсов, несмотря на рост объемов производства, оно стабилизировалось на уровне 1,7 км3. Основными потребителями воды являются: жилищно-коммунальное хозяйство - 47,1 % общего потребления; производственное (промышленное) водоснабжение - 44,1 %; сельскохозяйственное водоснабжение - 8,5 %; орошение - 0,3 %. В региональном аспекте выделяется центральная часть Беларуси, где потребляется почти треть всего объема используемых вод, что в основном совпадает с экономическим потенциалом данного региона [23, с.7].

Потребление питьевой воды на одного жителя в целом по Беларуси составляет 184 л/сут., что существенно выше, чем в большинстве стран Европы (100-150 л/сут.). Наибольшее удельное водопотребление на хозяйственно-питьевые нужды отмечается в Минске, Бресте, Гродно, Бобруйске и Могилеве. Питьевое водоснабжение в городах и сельской местности осуществляется преимущественно из подземных источников. Питьевой водой из поверхностных источников (после соответствующей водоподготовки) обеспечиваются жители Полоцка и частично Гродно, Минска, Гомеля. Самыми значительными водопользователями в республике остаются город Минск и Минская область. На их долю приходится 37 % от всей забираемой из водных источников воды, 42 % поверхностных вод и 33 % подземных вод [23, с.9]

Водные объекты республики являются наиболее перспективной частью природно-рекреационного потенциала, поскольку основным типом рекреационных систем в Республике Беларусь является озерно-речной. Вблизи водоемов и водотоков в настоящий момент действуют 18 зон отдыха республиканского значения.

Вдоль рек сосредоточены объекты отдыха, в которых создано около 109 тыс. мест, из них в санаториях - 16,3 тыс. мест, санаториях - профилакториях - 15,3 тыс., пансионатах и домах отдыха - 2,8 тыс., детских оздоровительных лагерях - 70 тыс., турбазах и гостиницах - 4,7 тыс. мест. Преобладающим видом рекреационной деятельности на реках является лечебно-оздоровительный отдых. Незначительно используются резервы природно-рекреационного потенциала акваторий рек для спортивных видов отдыха. На участках рек с неудовлетворительным качеством воды, где запрещено купание и любительское рыболовство, возможно освоение природно-рекреационного потенциала данных рек за счет организации спортивных видов отдыха, требующих минимального контакта с водой: гребля, парусный спорт и другие.

В отличие от речных систем водохранилища преимущественно используются для кратковременного неорганизованного отдыха в радиусе городов и крупных населенных пунктов. Потенциальным и наиболее перспективным резервом рекреационного использования водоемов Республики Беларусь являются озера, вокруг которых еще не сложилась развитая инфраструктура учреждений и зон отдыха. Зона рекреации водного объекта - прилегающий к водному объекту участок территории, непосредственно используемый в рекреационных целях и оформленный в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.

В современное рекреационное использование вовлечено более 50 озер. При этом около 1,5 тыс. озер имеют площадь более 1 кв. километра и могут рассматриваться как объекты для отдыха и оздоровления [37, c.13].

Существующая в настоящий момент сеть объектов длительного и кратковременного отдыха на водных объектах республики не может в полной мере удовлетворить потребности населения в отдыхе. В ряде действующих зон отдыха наблюдается превышение допустимых рекреационных нагрузок, что влечет за собой ухудшение экологического состояния природной среды. В то же время другие водные объекты, обладая достаточно высоким рекреационным потенциалом, используются не в полной мере. Создание на их базе новых зон отдыха позволит равномерно распределить рекреационную нагрузку по всему потенциальному фонду водных объектов страны.

Приоритетными проблемами рекреации являются:

ухудшение экологического состояния водных объектов в местах массового отдыха из-за недостаточно развитой инфраструктуры;

превышение норм допустимых рекреационных нагрузок в действующих зонах отдыха на водных объектах при недостаточном использовании рекреационного потенциала других водных объектов Республики Беларусь;

недостаточный контроль за санитарным состоянием прибрежных зон в местах развития неорганизованной рекреации, что влечет за собой.

высокий уровень засоренности территории бытовыми отходами [37, с.13].

С 2000 года в Республике Беларусь ведутся работы по освоению возобновляемых источников энергии. Главным направлением их использования является восстановление и строительство малых гидроэлектростанций (далее - ГЭС). Экономический гидроэнергетический потенциал рек республики оценивается в 1,3 млрд. кВт·ч в год. Из функционировавших в конце 1950-х годов 150 ГЭС к концу 1980-х годов в Республике Беларусь работало 4 малые ГЭС, оборудование которых нуждалось в срочной реновации [37, с.11].

Новый этап развития малой гидроэнергетики начался в стране в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Он обусловлен удорожанием энергоресурсов, экологической эффективностью гидроэнергетических ресурсов, а также новейшими разработками в области автоматики и средств управления, позволяющими обеспечить полную автоматизацию и существенно сократить эксплуатационные затраты на ГЭС.

Стратегией развития энергетического потенциала Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. № 1180 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 198, 5/32338), определена потенциальная мощность всех водотоков Республики Беларусь - 850 МВт, из них технически доступная - 520 МВт, экономически целесообразная - 250 МВт. В настоящее время мощность ГЭС в республике составляет 16,1 МВт. Использование гидропотенциала будет осуществляться путем сооружения новых, реконструкции и модернизации малых ГЭС [37, с.11].

В 2011 - 2015 годах предусматривается строительство ГЭС мощностью около 120 МВт, в том числе 2 ГЭС на р. Западная Двина суммарной мощностью 63 МВт (Полоцкая и Витебская), 2 на р. Неман мощностью 37 МВт (Гродненская и Немновская), а также восстановление 10 действующих и строительство 35 малых ГЭС. Планируемая выработка электроэнергии составит 0,6 млрд. кВт·ч в год, что эквивалентно 205 тыс. тонн условного топлива.

Геотермальные воды используются в лечебных и промышленных целях. В настоящее время в Республике Беларусь действует ряд геотермальных установок, суммарная мощность которых немного превышает 4 МВт и продолжает увеличиваться. Наиболее крупная из них мощностью 1 МВт введена


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.184 с.