Рекомендованные формы взаимодействия ДОУ с семьей с целью формирования осознанно правильного отношения младших дошкольников к растительному миру — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Рекомендованные формы взаимодействия ДОУ с семьей с целью формирования осознанно правильного отношения младших дошкольников к растительному миру

2020-04-01 136
Рекомендованные формы взаимодействия ДОУ с семьей с целью формирования осознанно правильного отношения младших дошкольников к растительному миру 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно взаимодействовать с миром растений может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с работой по формированию социально-экологических представлений в семье. Дошкольное учреждение, которое ведет планомерную работу по экологическому воспитанию, включает в нее работу с семьей. В условиях семьи большое значение имеет «атмосфера направленности» на природу: интерес взрослых к растениям, сельскохозяйственным работам, пример положительного взаимодействия взрослых с природой, целенаправленное воспитание у детей правильного отношения к растительному миру.

На современном этапе формирование социально-экологических представлений - одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает страна и вся планета. Решение этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с детей дошкольного возраста.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - социально-экологических представлений, а именно осознано правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно правильное отношение к растительному миру вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Он узнает, что все живое имеет определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии определенных внешних условий - среды обитания, пригодной для того или иного вида растения.

Далеко не все люди оказываются способными глубоко проникать в мир природы и вполне наслаждаться ею.

Чтобы открыть в их душах радость, нужна помощь родителей дома. Она тем более необходима, что вес упущения в духовной жизни ребенка, особенно в среде экологического воспитания, невозможно возместить ни в годы юности, ни тем более, в зрелом возрасте.

Социально-экологические представления важно формировать, когда складывается духовный мир детей, и они особенно чутки, восприимчивы к красоте и природе, к окружающему их миру. Этот период падает на первые десять лет жизни ребенка.

Поэтому семья играет огромную роль в формировании социально-экологических представлений у детей, поскольку большую часть времени дошкольники проводят дома, в семье.

Семья, как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.

Особенность родителей как субъекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующиеся на потребительском отношении к окружающему миру.

Кроме того, интерес современных родителей в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка.

Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предъявляют к детям в дошкольном учреждении.

Разрыв между требованиями, предъявленными к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом [7, с.99-102].

Самыми актуальными в этом направлении, на наш взгляд, являются следующие формы работы с родителями:

. Консультации.

. Круглый стол «Сбережем растения».

. Проведение в группе выставки поделок детей из природного материала.

. Проведение родительского собрания в форме КВН.

. Проект по экологии «Растения планеты Земля».

. Совместная экскурсия в природу.

Направления работы:

·   повышение социально-экологической культуры родителей;

·   знакомство родителей с формами и методами работы с детьми по формированию социально-экологических представлений в условиях семьи;

·   оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по формированию социально-экологических представлений в условиях семьи;

·   включение родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением с целью формирования социально-экологических представлений у детей дошкольного возраста.

На первом этапе работы с родителями предлагается консультация для родителей.

Цель консультации: усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

На консультации, кроме общих положений о значении воспитания ребенка в семье, его приобщения к природе, рассматривается типичная ситуация, когда на даче высаживают семена растений.

В процессе консультации показано значение трех моментов; общения с живой природой, наблюдения за процессами в природе и созданию необходимых условий для того, чтобы из семечка выросло растение. Общение - это разговоры во время посадки растений, игра.

Наблюдения за тем, что и как надо делать, чтобы посадить растение, как из семечка вырастает растение - формирует у ребенка глубокий познавательный интерес к миру живой природы. Трудовые действия - это понимание потребностей живого растения в определенных условиях, без которых их жизнь прекратиться.

В конце консультации необходимо подчеркнуть мысль о том, что забота о растениях воспитывает в детях действенную любовь к ним (Приложение 2).

За консультацией, следует провести круглый стол на тему «Сбережем растения».

Предлагаем обсудить следующие вопросы:

оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?;

оказывает ли общество влияние на природную среду?;

может ли мораль (нравственность) быть результатом отношений человека к природе?

Очень важно то, что вопросы круглого стола объединяют и воспитателей и родителей в решении проблем по формированию социально-экологических представлений у детей (Приложение 3).

На следующем этапе работы следует организовать в группе выставку поделок детей из природного материала.

Тема выставки: «Несуществующее растение».

Цель: развитие творчества, воображения детей; научить использовать разнообразный природный материал (шишки, желуди, веточки, семена клена, репейник и т.д.) для поделок; показать детям красоту поделок из природного материала.

Предварительная работа с родителями: проведение беседы с родителями, чтобы они не препятствовали при прогулках детей собиранию природного материала, а наоборот помогали им, активно включались в работу по изготовлению поделок.

Предварительная работа с детьми: объяснение детям, что может стать соединительным материалом (пластилин); детям можно дать задание придумать название своему несуществующему растению; так же детям можно сказать, что лучшие поделки будут поощряться призами, т. е. включить элемент соревнования.

Дети могут использовать самый различный природный материал. Необходимо выбрать 3 самые лучшие поделки, которые можно оценить по разным критериям (использование многообразия природного материала, аккуратность, изобретательность и т. д.). Эти работы можно вознаградить призами.

Следующим мероприятием может быть родительское собрание в форме КВН. Таким образом, можно увидеть, что активная включенность родителей в работу детей даёт положительные результаты (Приложение 4).

Завершить комплекс мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи в формировании осознанного отношения к растительному миру можно совместным с детьми и родителями мероприятием - экскурсией в природу с родителями и детьми.

Цели:

формировать представление о состоянии растений весной;

обогащать и активизировать словарь;

вызвать радостные переживания от общения с природой, уметь видеть ее красоту, желание сохранять все живое;

развивать коммуникативные способности (Приложение 5).

Таким образом, можно использовать следующие формы работы с родителями: консультации; круглый стол «Сбережем растения»; проведение в группе выставки поделок детей из природного материала; родительское собрания в форме КВН; проект по экологии «Растения планеты Земля»; совместная экскурсия в природу.

Данную работу можно вести по следующим направлениям:

·   работа с родителями:

повышение социально-экологической культуры родителей;

знакомство родителей с формами и методами работы с детьми по формированию социально - экологических представлений в условиях семьи;

оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по формированию социально-экологических представлений в условиях семьи;

включение родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением с целью формирования социально-экологических представлений у детей дошкольного возраста.

·   совместная деятельность с детьми:

во время совместных экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более что дети постоянно задают вопросы;

участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;

совместный уход за растениями;

сбор коллекций природных материалов;

выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий;

природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев) [13, с.121-125].


Выводы по второй главе

В экспериментальной части данной работы выполнены следующие задачи:

·   определение форм взаимодействия ДОУ с родителями (через беседу с воспитателем);

·   выяснение отношения родителей к формированию у детей осознанно правильного отношения к растительному миру (через анкетирование родителей);

·   измерение уровня знаний о растительном мире в группе дошкольников (методика Т.А. Серебряковой).

Во взаимодействие с семьей по формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру воспитателем используются и реализуются наглядные (оформление стендов, день открытых дверей, оформление выставок детских работ, рекомендации для родителей и т.д.), словесные (беседа, консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями), смешанные (день открытых дверей, родительские собрания, конференции) формы работы.

Но, несмотря на то, что в ДОУ реализуется программа формирования осознанного правильного отношения ребенка к растительному миру, по результатам двух заданий уровень знаний младших дошкольников о растительном мире остается невысоким.

Если опереться на результаты анкетирования родителей, то можно сделать вывод, что родители недостаточно внимания уделяют своим детям по формированию осознанно правильного отношения к растительному миру. И даже несмотря на активность дошкольного учреждения в этом вопросе, уровень знаний в группе дошкольников о растительном мире остается невысоким. Мы можем предположить, что повысить уровень осознанно правильного отношения ребенка к растительному миру можно, еще больше подключив к образовательному процессу семью.

Кроме того, нами выделен комплекс мероприятий, который может быть организован и проведен в тесном сотрудничестве семьи и ДОУ.


Заключение

Таким образом, изучив теоретически и практически проблему взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в формировании у дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру мы выполнили следующее:

. Проанализировали психолого-педагогическую литературу, материалы научных статей по проблеме взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в формировании у дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.

. Определили роль природы в формировании личности дошкольника.

. Рассмотрели особенности ознакомления дошкольников с растительным миром.

. Сделали акцент на дидактической игре, как одному из способов ознакомления детей младшего дошкольного возраста с растениями.

. Выделили особенности формирования у дошкольников осознанного отношения к природе.

. Изучили опыт взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию осознанно правильного отношения к растительному миру.

. Измерили уровень знаний о растительном мире в подготовительной группе дошкольников. В целом уровень знаний младших дошкольников о растительном мире оказался невысоким.

. Определили степень сотрудничества дошкольного учреждения и семьи по формированию у дошкольников осознанно правильного отношения к миру природы. Здесь степень сотрудничества также невысока. Преимущественно выделяется активность ДОУ по сравнению с работой родителей.

. Подобрали рекомендации по укреплению сотрудничества дошкольного учреждения и семьи с целью повышения уровня знаний у дошкольников о растительном мире и формированию осознанно правильного отношения к миру природы.

Гипотеза, выдвинутая в начале исследования о том,что уровень знаний в группе младших дошкольников о растительном мире будет зависеть от уровня взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, подтвердилась. В нашем случае уровень взаимодействия семьи и дошкольного учреждения получился невысоким, каким, собственно, и получился уровень знаний дошкольников о мире растений. Здесь оказалась прямая зависимость.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом. Прежде всего, следует обратить внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (например, во время похода или природоохранной акции), а взрослому - лучше понять ребенка.

Мы подобрали комплекс мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи по формированию осознанно правильного отношения младших дошкольников к растительному миру. Предлагаем использовать следующие формы работы с родителями: консультации; круглый стол «Сбережем растения»; проведение в группе выставки поделок детей из природного материала; родительское собрания в форме КВН; проект по экологии «Растения планеты Земля»; совместная экскурсия в природу.



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.