Изучение опыта взаимодействия ДОУ и семьи по формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Изучение опыта взаимодействия ДОУ и семьи по формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру

2020-04-01 178
Изучение опыта взаимодействия ДОУ и семьи по формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Констатирующий эксперимент был проведен с 7.10.2013 г. по 18.10.2013 г. на базе детского сада № 43 (младшая группа) города Могилева. В эксперименте приняли участие 12 детей, 12 родителей и воспитатель данного ДОУ.

Цель констатирующего эксперимента - изучение опыта взаимодействия ДОУ и семьи по формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.

Задачи констатирующего эксперимента:

. Выявить формы взаимодействия воспитателя с семьёй в процессе формирования осознанного правильного отношения младших дошкольников к растительному миру.

. Определить отношение родителей к формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.

. Измерить уровень знаний о растительном мире в группе младших дошкольников.

Методы:

• беседа с воспитателем;

• анкетирование родителей;

• методика диагностики уровня сформированности экологических знаний Т.А. Серебряковой.

. Беседа с воспитателем

Воспитателю были предложены следующие вопросы:

Как осуществляется педагогический процесс в группе?

Какие формы используются во взаимодействии с семьёй по формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру?

Как относятся родители к формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру?

В беседе с воспитателем выяснилось, что в ходе педагогического процесса перед воспитателем стоит задача: показать детям разнообразие растительного мира, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.

Наиболее значимым методом в педагогическом процессе является наблюдение. Наблюдение как метод работы с детьми осуществляется в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Наблюдение включают в себя и такие формы работы, как занятия, экскурсии, прогулки.

Также важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми.

Особое внимание уделяется занятиям комплексного, обобщающего и углублённо-познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о растительном мире, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов.

Наибольшее значение имеет построение беседы воспитателя с детьми; необходима четкая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно-следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.

Главной целью педагогического процесса является: научить детей быть милосердными, любить и беречь растения, по-хозяйски, а значит, бережно относиться к ним.

Для формирования основ у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру у дошкольников в ДОУ разработана система сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьёй.

Во взаимодействие с семьёй по формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру воспитателем используются и реализуются наглядные, словесные, смешанные формы работы.

Словесные методы и формы - беседа, консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями.

Наглядные - оформление стендов, день открытых дверей, оформление выставок детских работ, рекомендации для родителей и т.д.

Смешанные формы (комбинированные) - день открытых дверей, родительские собрания, конференции.

Одна из наиболее эффективных форм работы с родителями - это выпуск листовок, в которых лаконично описываются правила поведения в природе, даются призывы к защите «живого» дерева ели и т.д. Регулярно выпускаются тематические папки-передвижки, ширмы с экологическим содержанием, проводятся консультации.

Проявляется большой интерес родителей к информации в родительских уголках. Центром внимания остаются странички о прохождении в ДОУ экологических акций, рекомендации по здоровому образу жизни.

В работе с родителями используются домашние задания. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи на природу дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий, собрать семена растений для пополнения групповых коллекций.

Ежегодно с родителями проводится анкетирование с целью изучения их мнения о работе детского сада по формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.

. Анкетирование родителей

В период с 7. 11. 2013 г. по 10.11.2013 г. в детском саду № 2 г. Кличева было проведено анкетирование родителей детей группы старшего дошкольного возраста на тему «Знания дошкольников о растительном мире». (Приложение 1).

В анкетировании приняли участие 12 родителей.

Анкетирование показало, что 55 % полно ответили на вопрос о том, что такое растительный мир, что он в себя включает? Они считают, что растительный мир - это важнейший компонент природы, который представлен совокупностью различных растительных сообществ произрастающих на нашей планете. Остальные 45 % дали более конкретный ответ. Растительный мир - это все растения на Земле.

Проблема формирования осознанно правильного отношения ребенка к растительному миру интересует 90 % родителей.

Все родители любят растительный мир.

Но несмотря на это только 35 % родителей поддерживают проводимую в ДОУ работу по формированию осознанно правильного отношения ребенка к растительному миру.

Это проявляется в том, что они имеют дома растения, проводили некоторые беседы с ребенком о растениях, часто выбираются на природу.

Знакомят детей с правильным отношением к растениям 40 % родителей.

И практически все родители (90%) считают, что нужно формировать осознанно правильное отношение ребенка к растительному миру.

Почти всем родителям (90%) нужна помощь ДОУ по данной проблеме. Всем родителям нужна помощь воспитателя в том, чтобы он рассказал, как проводить с детьми наблюдения за растениями; какие давать детям знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми.

Работу ДОУ по данному вопросу практически все родители (90%) оценивают положительно.

Из результатов анкетирования можно сделать вывод о том, что родители заинтересованы в проблеме формирования осознанно правильного отношения ребенка к растительному миру, что является хорошим показателем. Однако дома занимаются формированием осознанно правильного отношения ребенка к растительному миру воспитанием детей лишь немногие родители (35%).

Диагностика уровня сформированности у дошкольников знаний о растительном мире.

Здесь была использована методика Т.А. Серебряковой.

Задание 1. «Определение характерных особенностей растительного мира» (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование: комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению:

Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).

Для чего людям нужны комнатные растения?

Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень (от 13-15 баллов):

* Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.

* Без труда выделяет группы предлагаемых растений.

* Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

* Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

* Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Средний уровень (8 - 12 баллов):

* Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.

* В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.

* Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

* Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

* Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

* Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Низкий уровень (до 7 баллов):

* Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.

* Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.

* Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

* Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.

* В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Результаты задания 1 представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Результаты методики «Определение характерных особенностей растительного мира»

№ п/п ФИО Умение выделить Условия

Уход

Польза Отношение Классификация Сумма баллов Уровень знанийо растениях
        Знание Умение          
1. Анна Ж. 2 1 2 2 2 2 2 13 высокий
2. Алла М. 2 2 1 2 2 2 2 13 высокий
3. Алексей Ш. 2 2 2 2 2 2 2 14 высокий
4. Борис Г. 1 1 1 1 1 2 1 8 средний
5. Влада А. 2 0 1 1 0 2 1 7 низкий
6. Галина Ю. 2 2 2 1 2 2 1 12 средний
7. Иван Д. 1 1 1 1 1 1 1 7 низкий
8. Ирина М. 2 1 2 1 2 1 2 11 средний
9. Ирина А. 2 1 2 1 2 2 1 11 средний
10. Кирилл П. 1 1 1 1 2 2 1 9 средний
11. Кирилл Ю. 2 2 2 2 2 2 1 13 высокий
12. Леонид А. 0 1 1 1 0 0 0 3 низкий

 

Таким образом, по результатам методики «Определение характерных особенностей растительного мира» были получены следующие результаты:

у 33% испытуемых был выявлен высокий уровень знаний о растительном мире;

также 42% дошкольников присущ средний уровень знаний о мире растений;

у 25% - низкий уровень знаний о растительном мире.

Задание 2. «Растительный мир» (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: выяснить, что детям известно о растительном мире, о сезонных изменениях, происходящих с растениями.

Материал: картинки с разными растениями, овощами, фруктами.

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок.

. Посмотри на картинку, на которой нарисовано дерево и куст и скажи, чем они отличаются?

. Почему растения относят к живым объектам? Как ты об этом догадался?

. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

. Какие овощи и фрукты тебе известны? Назови их и покажи на картинке.

. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

. Почему нужно беречь природу?

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего - 3 балла.

. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов - 2 балла.

. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос - 1 балл.

Высокий уровень - 15 - 18 баллов.

Средний уровень - 11 - 14 баллов.

Низкий уровень - 6 - 10 баллов.

Результаты задания 2 представлены в таблице 2.


Таблица 2. Результаты методики «Растительный мир»

№ п/п ФИО Отличия Сущность Приспособление Осведомленность Отношение Сумма баллов Уровень знаний о растениях
1. Анна Ж. 3 3 3 3 3 15 Высокий
2. Алла М. 3 3 2 3 3 14 Средний
3. Алексей Ш. 3 3 3 3 3 15 Высокий
4. Борис Г. 3 2 3 2 2 12 Средний
5. Влада А. 2 2 2 2 1 9 Низкий
6. Галина Ю. 2 2 2 2 2 12 Средний
7. Иван Д. 2 2 2 2 2 9 Низкий
8. Ирина М. 2 2 2 2 2 10 Низкий
9. Ирина А. 2 2 2 2 1 9 Низкий
10. Кирилл П. 3 2 1 3 3 12 Средний
11. Кирилл Ю. 3 3 3 3 2 14 Высокий
12. Леонид А. 2 1 2 1 1 7 Низкий

 

По результатам методики «Растительный мир» были получены следующие результаты:

у 25% испытуемых был выявлен высокий уровень знаний о растительном мире;

также 33% дошкольников присущ средний уровень знаний о мире растений;

у 42% - низкий уровень знаний о растительном мире.

Таким образом, несмотря на то, что в ДОУ реализуется программа формирования осознанного правильного отношения ребенка к растительному миру, этот показатель остается невысоким.

Если опереться на результаты анкетирования родителей, то можно сделать вывод, что родители недостаточно внимания уделяют своим детям по формированию осознанно правильного отношения к растительному миру. И даже несмотря на активность дошкольного учреждения в этом вопросе, уровень знаний в группе дошкольников о растительном мире остается невысоким. Есть предположение, что повысить уровень сформированности осознанно правильного отношения ребенка к растительному миру можно, подключив к образовательному процессу семью.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.