Глава II. Роль семьи в воспитании слабослышащего ребенка — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава II. Роль семьи в воспитании слабослышащего ребенка

2020-04-01 181
Глава II. Роль семьи в воспитании слабослышащего ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

При работе с семьей воспитанника, имеющего нарушения слуха, воспитатель должен принимать во внимание целый ряд особенностей ее функционирования.

Значимость семьи возрастает при формировании личности детей с нарушениями слуха. От взаимоотношений с родителями зависит то, насколько адекватным будет взаимодействие ребенка с окружающей средой. Н.Г. Морозова утверждает, что при правильно организованной воспитательной работе и поддержке со стороны родителей наиболее успешно преодолеваются нарушения в развитии личности.

Взаимоотношения ребенка с нарушением слуха с родителями во многом зависящие от родительской позиции, оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка. Долговременное нарушение адекватного отношения к ребенку со стороны одного из родителей является фактором риска, способным привести к нарушениям развития личности. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха, может стать важным средством воздействия на развитие личности таких детей.

Что касается отношения к братьям и сестрам, здесь также были выявлены определенные закономерности. Дети сообщали, что они их любят, хотели бы с ними играть, вместе проводить свободное время. При этом неслышащие дети слышащих родителей выражали к сестрам и братьям значительно больше положительных отношений, чем к отцу и к матери. Для неслышащегося ребенка, воспитывающегося в семье слышащих родителей, наличие братьев и сестер имеет положительное значение.

В результате семейное воспитание, с самого раннего детства формирующее нравственную основу личности, дающее человеку запас ласки, доброты, любви, рано исчезает из жизни большинства неслышащих людей, и без того обделенных в отношениях с окружающими.

Пребывание ребенка в учреждении интернатского типа влияет на развитие личности ребенка и на формирование отношений в семье." Из-за отсутствия общения с близкими людьми не только не развиваются, но и систематически атрофируются защитные силы ребенка, которые могли бы ему помочь войти в нормальную жизнь" (Л. С Выготский)

Дом - основа формирования позитивного самоощущения. Семьи наших воспитанников имеют демократический стиль общения. Злоупотребления имеют место в двух семьях: Василия и Дениса. Любовь и участие к детям проявляют все родители, поэтому вести диалог на совместных собраниях с родителями довольно интересно и результативно для трех сторон:

Система внеклассной работы школы - интерната

 

 

Анкеты, проведенные для родителей в начальных классах, сейчас заметно преобразились:

·   в начальных классах присутствовала опека над детьми, родители не спрашивали о желании детей, а требовали подчинения и послушания;

·   в среднем звене родители активно используют знания и умения детей в домашних делах и в своей профессиональной деятельности.

Например:

.   Денис сам настраивает электросхемы под наблюдением мамы, самостоятельно может отремонтировать мелкие бытовые электроприборы;

2. Илья ухаживает за младшим братом, прививая ему навык чтения, чем сам прекрасно владеет, в последнее время он увлекся танцами в стиле Майкла Джексона;

.   Оксана помогает маме в магазине взвешивать товар, дома - ухаживает за младшими сестрами, да и за домашним скотом смотрит вся семья;

.   Настя готовит под наблюдением мамы, ей приятно порадовать близких своим кулинарным искусством;

.   Вася перечисляет весь список проделанной работы на каникулах, так как в его семье большое хозяйство.

Воспитанники, в свою очередь, ощущают связь родителей и педагогов, что способствует эффективности воспитательного воздействия.

К концу подросткового возраста происходит сближение характерных черт эмоциональных отношений неслышащих и слышащих членов семьи.

В условиях изменения экономической, политической, социально - культурной ситуации в стране необходимо учитывать новое понимание содержания проблемы выбора профессии.

Среди организационных форм работы рекомендуются как индивидуальные консультации родителей, посещение семей, так и тренинги по формированию у родителей умений и навыков в общении с ребенком, формированию его личностных качеств; родительские собрания по обмену опытом общения со своим ребенком, выпуск памяток - рекомендаций для родителей по преодолению последствий нарушения слуха, по развитию словесной речи, словесного мышления, по психологической коррекции взаимоотношений родителей с детьми, привлечение семьи к совместной работе по обучению, воспитанию и развитию детей. (Табл. 2) (Приложение 2)

Педагоги, работающие с неслышащими подростками, должны хорошо ориентироваться в сфере их интересов, учитывать их возрастные особенности, особенности школьного коллектива, знать личностные проблемы каждого подростка, в том числе касающиеся взаимоотношений с родителями, педагогами, неслышащих и слышащих сверстников.

Отрочество является благоприятным периодом для формирования навыков общения, умений устанавливать различные формы взаимодействий, взаимосвязей и коммуникативных отношений, культуры поведения. Именно в подростковый период происходит в основном усвоение социальных норм, ценностей и правил коммуникативной культуры, поведения в целом, формируются навыки общения через активное включение в совместные виды деятельности, что создает условия для будущей профессиональной карьеры, благополучной семейной жизни и позволяет более эффективно решать задачи социальной адаптации.

Так как воспитанники с нарушением слуха основную подготовку по формированию профессиональных интересов проходят в школе - интернате, родители принимают участие по просьбам воспитателей: в анкетировании, дискуссии на родительских собраниях, домашние заготовки по сообщению о своей специальности - этого недостаточно для участия в профориентационной направленности своих детей, педагоги восполняют эти пробелы. Родительская недоработка компенсируется сполна работой педагогов.

Разработана анкета для родителей, в которой учтен интерес к учебной деятельности ребенка и его значимость в семье

. Интересуетесь ли вы тем, по каким предметам ваш ребенок стал лучше или хуже учиться и почему? Стимулируете ли вы его к тому, чтобы он внятно излагал суть просьбы, говорил бы о себе?

. Разрешаете ли ему проводить на вас те тесты, которые он выполнял в классе, делитесь ли своими ощущениями, помогаете выразить свои чувства?

. Стараетесь ли дома с помощью слышащих сестер и братьев помочь подтянуться по предметам?

. Какую работу по дому выполняете вместе с ребенком, нравится ли ему делать это совместно с вами?

. Какие домашние дела ребенок выполняет с желанием и без участия остальных членов семьи?

. Знает ли ваш ребенок семейные традиции, как к ним относится?

. Беседуете ли вы с ребенком о том, где и кем работают члены семьи?

(Автор - составитель Ф.П. Черноусова)

Результаты анкетирования родителей показали, насколько они знают своего ребенка, как складываются его отношения с близкими, что стоит задуматься над его будущим, помочь ему преодолеть трудности в формировании профессиональных интересов и навыков.

Мама Насти для себя открыла новые стороны дочери после совместного занятия; папа Ильи искренне признался, что у его сына есть напряжение в отношениях с ребятами; мама Дениса рада за его таланты; мама Васи осознает, что ему будет трудно обучиться специальности из - за трудного семейного положения; мама Оксаны очень в нее верит и готова во всем ей помогать.

Глава III. Особенности планирования воспитательной работы с учащимися 6 "а" класса школы - интерната №4

 

Основными задачами Школы-интерната являются:

осуществление образовательного процесса путем обеспечения личностного развития воспитанников для успешной их социализации и интеграции в общество;

обеспечение социально-правовой защиты и социальной адаптации воспитанников; охрана прав и интересов воспитанников;

освоение образовательных и общеобразовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;

обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;

воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине и окружающей природе.

Трудовое обучение как учебный предмет в специальной школе охватывает все классы - от подготовительного до десятого.

Одной из задач трудового воспитания является формирование правильного отношения к результатам своего труда и труда других людей. Глубокое изучение окружающего мира для подростка невозможно без активных действий. Этот процесс у наших воспитанников затруднен, так как круг представлений и понятий у них довольно беден, мыслительные реакции не всегда достаточно динамичны. Поэтому очень важно целенаправленное педагогическое руководство.

Особое внимание на современном этапе приобретает проведение профессиональной ориентации школьников в процессе трудового обучения.

Участвуя в труде, воспитанники знакомятся с массовыми профессиями, с требованиями этих профессий к человеку, а также имеют возможность проанализировать свои способности и пригодность к определенным видам труда.

Школа располагает большими возможностями в деле разносторонней подготовки учащихся к труду. Здесь дети получают необходимые знания, у них формируются умения и навыки, они включаются в различные виды деятельности, расширяют круг общения. Педагоги применяют различные формы учебной и внеклассной работы: практическое ознакомление с отдельными видами профессионального труда, встрече со специалистами.

Выявлению данных о личности воспитанников для дальнейшей профориентационной работы помогает метод анкетирования.

Анкетирование помогает не только изучить личность воспитанника, но и наметить план работы, исходя из полученных результатов.

I Анкетирование посвящено изучению интересов, способностей и склонностей воспитанников: Какие учебные предметы тебе нравятся? Чем ты любишь заниматься в свободное время? В каком кружке ты хотел бы заниматься?

II Анкетирование проводилось с целью проверки знаний учащихся о работе своих родителей: Где и кем работают родители? Какую общественную работу выполняют?

III Анкетирование на выявление знаний воспитанников о профессиях: Какие профессии ты знаешь? Какая профессия тебе нравится? Что ты о ней знаешь? Чем она тебя привлекает? Кто пробудил интерес к ней? Какими качествами должен обладать человек этой профессии?

Работа по выявлению профессиональных навыков должна решать проблему не только кем быть? но и каким быть? т.к. необходимым условием подготовки воспитанников к труду, к сознательному выбору профессии является формирование нравственных основ, гражданской позиции и социальной активности. Эти понятия находятся в тесной связи с такими чертами личности, как патриотизм, коллективизм, честность, убежденность, инициативность, долг, совесть, ответственность и др.

В процессе трудового обучения ярко проявляются индивидуальные особенности каждого глухого и слабослышащего ученика, его интересы, наклонности и способности. Труд открывает большие возможности для их развития. "Именно применительно к глухому ребенку трудовое воспитание дает выход из всех тупиков. Самое главное: трудовое воспитание есть лучший путь в жизнь; оно есть залог активного участия в жизни с самых первых лет; оно, поэтому обеспечивает для глухого ребенка все, что с этим связано, - общение, речь, сознание" (Л.С. Выготский).

Правильный выбор профессий для глухих имеет решающее значение в социально-реабилитационном плане. Вместе с тем круг профессий, который осваивают глухие учащиеся, весьма ограничен и часто не удовлетворяет их профессиональным притязаниям. Наиболее распространенными профессиями, которым обучают глухих, являются до сих пор столярное и швейное дело. Эти виды труда нельзя отнести к ведущим. В связи с этим в последние годы возрастает число учебных заведений, в которых начинает производиться обучение глухих металлообработке, электро- и радиомонтажным работам и др. Тем не менее в этом отношении сделано еще явно недостаточно. Узкий круг изучаемых глухими профессий приводит к тому, что выпускники школ после непродолжительного периода работы меняют свою специальность. Наиболее часто (около 60-80%) меняют свою профессию юноши и девушки, занимавшиеся столярным и швейным делом, и приобретают новые специальности, связанные преимущественно с металлообработкой.

Профессиональные навыки могут носить преимущественно двигательно-стереотипный характер (ручная обработка) и характер действий, обеспечивающих управление различными механизмами (машинная обработка).

Основными условиями, определяющими непригодность для глухих некоторых видов труда, являются медицинские противопоказания (в число противопоказаний следует отнести и нарушения вестибулярной системы), необходимость в систематическом речевом общении и выполнение работ, связанных со слуховым контролем.

По профессиональному воспитанию формами работы могут быть клубная работа и проведение интегрированных мероприятий во внеклассное время, в ходе которых обсуждаются вопросы формирования профессиональных интересов у подростков с нарушениями слуха.

На сегодняшний день очевидна необходимость включения в основной курс специальных занятий по формированию навыков коммуникации у подростков с нарушением слуха. Занятия включают широкий спектр методических форм: мини - лекции, ролевое обучение, деловые игры, групповой анализ проблемы, дискуссии.

Важно научить детей и подростков на каждом новом отрезке их жизни решать самим свои проблемы. Анкетирование, проводившееся в 5 классе по формированию профессиональных интересов, было проведено и в 6 классе, что отразило динамику роста профессиональных намерений подростков с нарушениями слуха. Если в 5 классе ребята называли 3-4 специальности по видам труда, то в 6 этот список увеличился до 6-7, а у Ильи - до 10.

Изменились личностные способности и возможности воспитанников, по анкете Шарыгиной "Хочу быть предприимчивым" (Приложение 2) дети раньше отмечали пункты №3,4,6,8,11, то сейчас добавились пункты №1,2,5,9,13,14,15.

Воспитанники изменили свое отношение к своим индивидуальным резервам, которые необходимо разработать для каждого ребенка и способы формирования этих свойств.

Для Дениса - быть деловым, решительным, настойчивым;

Для Васи - умение уступать и не бояться приступать к новым делам;

Для Ильи - продуманно принимать решения, умение управлять собой;

Для Насти - не бояться ошибаться, соблюдать во всем меру;

Для Оксаны - стать необходимой для кого - нибудь, искренне интересоваться другими людьми.

По тесту "Мои ценности" (Приложение 3) ребята довольно четко определились в 6 классе с тем, что для них наиболее важно и на что они направили бы свою деятельность и знания. (Ф.П. Черноусова)

Изменилось отношение к жизненным ценностям у воспитанников, как одной из оценок готовности к самостоятельному выбору профессиональной деятельности.

Оксана ставит на 1 место - потребность в образовании;

Илья - за основу выбирает здоровый образ жизни;

Василий - спортивную карьеру;

Денис - нацелен на то, чтобы трудиться для близких ему людей;

Настя - свое умение и возможности применить в домохозяйстве.

Практическая часть разработки представлена профессиональными пробами. Профессиональные пробы проводятся по пяти профессиональным сферам, включающим пять типов профессий: "человек - природа", "человек - техника", "человек - человек", "человек - знаковая система", "человек - художественный образ".

Успешной реализации разработки способствует использование разнообразных методов и форм. Диагностические методы, представленные опросниками, анкетами, тестами, сопровождают практически все темы курса, связанные с проблемой формирования "образа "Я" в профориентационной направленности и в формировании профессионального интереса.

Идея развивающей психологической диагностики реализуется в форме практических занятий, включающие три этапа. Первый: сообщение учащимся системы сведений о психологических свойствах личности; второй: применение и выполнение тестов; третий: обсуждение рекомендаций путей совершенствования данного свойства и условий реализации в реальных жизненных ситуациях.

Психологическая диагностика ориентирована не столько на выявление степени выраженности у каждого учащегося с нарушением слуха того или иного психологического качества, сколько на стимулирование процесса самопознания.

Результаты индивидуальной диагностики заносятся в Дневник профессиональной карьеры (ДПК).

Помимо развивающей психологической диагностики, в работе используются и традиционные методы.

Диагностическое сопровождение подразумевает: выявление интересов, способностей, индивидуальных особенностей учащихся и прогнозирование успешности овладения воспитанниками учебного материала. Поэтому необходимо составление психолого-педагогической характеристики воспитанников (Приложение 1).

Возможности формирования профессиональных интересов у подростков с нарушением слуха реализуются с помощью таких методов, как:

применение различных форм организации познавательной деятельности учащихся; повышение качества в учебной деятельности, используя оснащение кабинетов информатики, трудового обучения, физической культуры и естественно - математического цикла;

тестирование воспитанников на предмет "Положительные и отрицательные свойства моей личности" (Приложение 3), "Ценностная ориентация воспитанников" (Приложение 4), "Мои жизненные роли" (Приложение 5), "Интересы - проявление познавательных потребностей" (Приложение 6), "Кем я хочу быть?" (Приложении 7) - на развитие интереса учащихся к осознанию и пониманию способов получения своей будущей профессиональной деятельности;

анкетирование "по выявлению профессиональных интересов у подростков с нарушением слуха"; "Комфортность пребывания воспитанников в школе-интернате" (Приложение 8),

"я - образ" - на развитие уверенности в своих силах (Приложение 9);

педагогический эксперимент, проводимый до и после профориентационной работы с воспитанниками.

На основе анализа анкеты таблицы 3 (Приложение 10) выбираю методику планирования занятий по формированию профессиональных интересов у неслышащих воспитанников.

Первое занятие по формированию профессиональных интересов у неслышащих воспитанников с педагогами по труду:

"Я почти профессионал".

Форма: практическое занятие

Цель: умение воспитанников сделать выбор на самое оригинальное изготовление подставки под чашку.

Задача: самостоятельно выбрать образец подставки, изготовить за возможно короткий срок; дать оценку своей работе.

Материал: на выбор ребят.

Ход проведения:

. Учитель труда сообщает и делает запись на доске о правилах применения материала под изделие, проверяет как ребята знают правила техники безопасности обращения с колюще - режущими предметами.

. Воспитатель заранее расписывает основные условия, по которым предполагается выполнить работу: вместе с воспитанником устанавливают время изготовления, приемы (вышивка, вязание, лоскутное шитье); размеры подставки, кому предназначается.

. Воспитанники проговаривают условия и начинают работу.

. По окончании работы учитель раскладывает изделия, дает краткую характеристику качества и скорости изготовления - сколько бы успел еще сделать воспитанник таких поделок, если бы у него был заказ.

. Воспитатель опрашивает ребят: довольны ли они своей работой и смогли бы повторить в целях заработка.

. Воспитанники ставят себе оценку и остальным ребятам, сообщают о своих переживаниях и хорошем настрое на работу.

По завершению работы приглашаем ребят с параллельного класса для оценивания изделий.

"Встреча с выпускницей нашего интерната, студенткой Профессионального лицея".

Пригласить заранее и обговорить со студенткой перечень вопросов, по которому ей предстоит сделать сообщение воспитанникам о своей специальности парикмахера.

Форма: собеседование

Цель встречи: знакомство с будущим профессионалом.

Задачи: определить направление по типу труда специальности "парикмахер", необходимые умения и навыки для обучения этой специальности.

Ход проведения: студентка сообщает о своих успехах в обучении, что ей дается легко, а что тяжело.

Воспитанники по стенду проговаривают основные специальности всех занятых в парикмахерской: парикмахер, мастер по маникюру и педикюру, стилист, визажист.

Воспитатель просит правильно назвать инструменты парикмахера, их предназначение.

Затем по заготовке студентка задает вопросы о прическах, воспитанников, о косметике, которой все пользуются. Затем сообщает о том, где можно получить эту специальность.

Занятие с родителями на тему:

"Что вас привлекает в вашей профессии?"

Форма: диспут

Цель: сообщение главного качества, присущего какой - либо профессии.

Задача: научить ребят выделять свои умения, необходимые в будущей профессиональной деятельности.

Ход проведения: родители предлагают перечень основных качеств, необходимых в разных видах профессиональной деятельности.

Затем ребята из этого перечня выбирают те качества, которые присущи только профессии их родителей.

Воспитатель предлагает игру с другими специальностями, которые примеряют на себя родители и вместе с детьми определяют качества этих специальностей. Итоги игры подводит воспитатель, обозначая тех, кто больше назвал и специальностей, и качеств.

Ребята повторяют специальности и качества им присущие, воспитатель отмечает тех, кто больше и правильно запомнил названия профессий и качеств. Поощряет отличившихся родителей и ребят.

Занятие с психологом

"Эмоции - отражение нашего внутреннего состояния".

Форма: психологический тренинг

Цель: влияние настроения на качество работы.

Задача: умение справляться с эмоциями.

Ход проведения: психолог на мультимедийной установке показывает как влияет на настроение человека шутка, угроза, крик, хорошее известие.

Ребята определяют на данный момент свои эмоции, говорят о том, легко ли им испортить настроение, как потом они продолжают свою работу - с радостью или с напряжением.

Воспитатель предлагает обыграть ситуацию на выбор воспитанников: либо стычка в дверях двух учащихся, либо смех в адрес одного из воспитанников.

Психолог после расстановки ролей и показа эмоций ребятами в заданных ситуациях, объясняет верно ли ребята справились с задачей.

Воспитатель предлагает придумать или вспомнить из жизни ситуации ребятам, они пытаются самостоятельно в них разобраться.

Подводя итоги, психолог дает свои рекомендации.

По таблице 4 (Приложение 11) можно просмотреть динамику формирования профессиональных интересов у подростков с нарушением слуха, до проведения цикла занятий по профориентации (5 класс) и после (6 класс).

Занятие с параллельным классом

"Умение сотрудничать и создавать команду"

Форма: инсценировка

Цель: раскрытие возможностей сотрудничества среди ребят.

Задача: научиться идти на компромисс.

Ход проведения: воспитатель задает одной группе ребят как футболистам - любителям ситуацию, что они не закончили игру, не пускают никого на поле; другой группе сказано, что игра у профессионалов на сегодня отменяется. Вопрос: Как договориться командам?

Ребята обсуждают ситуацию в течение 5 минут, свои версии выдвигают.

Воспитатель принимает их версии и раскладывает сам верную или ребята, на этом примере объясняется качество делового человека, как "сотрудничество", новое слово для пополнения словаря - компромисс

Цикл разработанных занятий способствует формированию у воспитанников профессиональных интересов, умение прогнозировать ситуации и вырабатывать в себе качества, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности.

Специфика профориентационной работы с глухими определяется своеобразием их речевого развития, познавательной деятельности, а также малым объемом знаний о существующих видах профессий. Эта специфика накладывает свои, отличающиеся от общей системы профориентации требования к организации, содержанию и формам ведения работы с глухими. Поскольку многие источники сведений (печать, радио, телевидение и пр). для глухих ограничены, то профориентационная работа должна в основном опираться на школу и быть в достаточной мере исчерпывающей.


Заключение

 

В заключении приведем следующие обобщающие положения по работе в целом.

Профессиональные интересы подростков с нарушением слуха сформировались по критериям:

. Заинтересованность появилась у воспитанников, чтобы успешно учиться.

. Умения и навыки приобретены, благодаря теоретической направленности методики.

. Знания получены воспитанниками, благодаря созданным условиям.

. Самоопределение на начальном этапе присутствует, так как разработана практическая часть методики.

. Уверенность в своих достижениях ощущает каждый из воспитанников, так как создана система работы с родителями.


Библиографический список

 

1. Астафьева В.М. Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха. [Текст] / В.М. Астафьева - М.: АПК и ПРО, 2000.

2. Выготский Л.С. Дефектология. [Текст] / Л.С. Выготский. - Москва: Школа-пресс 1, 2004. - 96с.

.   Грецов А.Г. Узнай себя. Психологические тесты для подростков [Текст] / А.Г. Грецов, А.А. Азбель - СПб: Питер, 2007. - 224с

.   Гурова. Е.В. Профориентационная работа в школе [Текст] / Е.В. Гурова, О.А. Голерова - Москва, 2007. - 96с.

.   Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся ст. классов. [Текст] / Е.А. Климов - М.: Просвещение, 1990. - 158с.

.   Лепнева О.А. Классный коллектив: технология формирования. [Текст] / О. А Лепнева, Е.А. Тимошко - Москва, 2005. - 127с.

.   Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций: Типология развития [Текст] / О.А. Орехова - Санкт - Петербург, 2008. - 125 с.

.   Речицкая Е.Г. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности [Текст] / Е.Г. Речицкая - Москва: Владос, 2005. - 295с.

.   Речицкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы [Текст] / Е.Г. Речицкая - Москв: Владос, 2005.

.   Селевко Г.К. Познай себя. [Текст] / Г.К. Селевко - Москва: Народное образование, 2006. - 94 с.

.   Селевко Г.К. Сделай себя сам [Текст] / Г.К. Селевко - Москва: Народное образование, 2006. - 94 с.

.   Собкин В.С. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи. Эмпирическое исследование. [Текст] / В.С. Собкин - М.: Апрель, 1997.

.   Фалькович Т.А. По законам добра [Текст] / Т.А. Шупина - Москва, 2006. - 143 с.

.   Черноусова Ф.П. Профилизация воспитания в условиях модернизации школьного образования. [Текст] / Ф.П. Черноусова - Москва, 2007. - 128с.

 

Приложения

 

Приложение 1

 

Таблица 1. Психолого-педагогическая характеристика группы воспитанников 6 «а» класса СКОШИ №4

№/№ ФИО ребенка Возраст Место проживания Состав семьи ФИО родителей и их занятия Тип семьи Заболевания ребенка Уровень сотрудничества с педагогами
1 Дащенко Илья Геннадьевич 13 лет г. Сыктывкар, пом. Верхняя Максаковка. 1. брат младший Паша; 2. мама; 3. Папа. Татьяна Владимировна - медсестра в поликлинике пос. Верхняя Максаковка; Геннадий Брониславович - оператор ПЭТ ООО "Эколайн". Благополучный; семейный климат с переменной устойчивостью (иногда спокойный, иногда напряженный); мама - лидер; папа - добытчик Гипертензионный синдром, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, нейросенсорная тугоухость III степени.  - папа чаще контактирует с воспитателями, мама посещает родительские собрания, интересуются успехами Ильи и бабушки, и дедушка. тесный контакт дает хорошие результаты.
2 Киселев Денис Олегович 13 лет Ухтинский горсовет пос. Ярега. 1. Сестра младшая Катя; 2. Мама. Губарева Елена Владимировна - безработная. Объективно - неблагополучный; семья состоит на учете в ухтинском ОПДН. Синдром двигательной расторможенности, нейросенсорная тугоухость I-II степени.  - мама интересуется Денисом от случая к случаю, постоянно нарушает образовательный процесс Дениса (с каникул вовремя не привозит), избегает бесед с педагогами.
3 Кочанов Василий Николаевич 12 лет Усть - Куломский район, д. Верхняя Вочь. 1. Старшая сестра Анна; 2. Средняя сестра Настя; 3. Мама; 4. Папа. Вася - младший из детей. Наталья Александровна - безработная; Николай Николаевич - безработный. Формально - благополучный; семейный климат тяжелый из-за выпивающего отца; мама и дети занимаются домашней работой. Гипертензионный синдром, глухота, ЗПР.  - мама и тетя интересуются успехами Васи, активно и плодотворно влияют на искоренение вредных привычек; сестры в переписке наставляют Васю на добрые отношения с ребятами.
4 Мизева Оксана Николаевна 13 лет Усть - Куломский район, п. Озъяг. 1. сестра старшая Марина; 2. сестра младшая Эмилия; 3. Мама; 4. Папа. Оксана - старшая из сестер. Анна Анатольевна - продавец продтоваров; Николай Васильевич - оператор на пилораме. благополучный; семейный климат благоприятный (обстановка дружелюбная). Двусторонняя нейросенсорная тугоухость III - IV степени.  - и родители, и родственники принимают активное участие в школьной жизни Оксаны, родители своевременно выполняют рекомендации педагогов, психолога.
5 Рубанова Анастасия Владимировна 13 лет Удорский район, п. Усогорск. 1. старшая сестра Катя; 2. Средний брат Вова; 3. Мама; 4. Папа. Настя - младшая из детей. Наталья Владимировна - повар в детской больнице; Владимир Владимирович - вальщик леса ООО "Мезеньлес". благополучный; семейный климат здоровый; мама - лидер; - папа - работает вахтовым методом, дома бывает редко. Нейросенсорная тугоухость III степени, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.  - мама и сестра всегда в курсе всех событий класса, школы; мама предлагает помощь и откликается на все просьбы педагогов, принимает активное участие в оформлении классного уголка; папа изготавливает новогодние костюмы.

Приложение 2

 

Таблица 2

Планирование воспитательной работы на 2009-2010 учебный год по профориентационной направленности

Месяц Классное мероприятие Внеклассная работа Работа с родителями
Сентябрь Подготовка к экскурсии на ЧП Головкина, тема "Рабочие специальности на пилораме" Общественно - полезный труд по благоустройству школьной территории Участие родителей в оформлении классного стенда "О профессиях" (семья Рубановых)
Октябрь Экскурсия на ЧП Головкина, задача: познавательная (перечень техники и профессии) Клуб "Радуга" организует дисскусию на заданную тему "Гражданская зрелость" Оформление стенда на тему "Кем работает мой папа?" (семья Дащенко)
Ноябрь Диспут "Формирование ответственности за принятое решение" Встреча с представителем МВД на тему: "Права подростков и знакомство со статьями Конституции РФ" Родительское собрание на тему: "Влияние средств массовой информации на мировоззрение подростков"
Декабрь Классный час на тему: "Умение самостоятельно ставить цели" Поиск материала из журналов и газет о самых необычных профессиях Родительское собрание по итогам полугодия, анализ успеваемости по предметам
Январь Подготовка и проведение инсценировки на тему "Салон красоты" (каждый представлял одну из специальностей "парикмахерской") Клуб "Радуга" общешкольное мероприятие "Путешествие в мир профессий" (каждый класс готовит показ специальностей на выбор) Анкета для родителей на тему: "Обсуждение с ребенком бюджета семьи"
Февраль Экскурсия в парикмахерскую Дом Быта "Работа профессионалов" Общественно - полезный труд: десант по уборке снега со школьной территории Анкетирование на тему: "Ваши жизненные ценности"
Март Анкетирование учащихся на тему: "Какие профессии ты знаешь по типам труда?" Клуб "Радуга" этическая беседа на тему: "Вежливое отношение к окружающим " Неделя письма, сообщения родителям об успехах их детей
Апрель Беседа на тему "Я в мире слышащих. Что такое интеграция?" Встреча с выпускниками, разговор о профессиях Опросник на тему: "Кем хочет стать Ваш ребенок?"
Май Экскурсия в мастерские в Профессиональное училище № 15, п. Максаковка Школьная трудовая практика Родительское собрание на тему: "Внутренний мир человека: проблемы взаимоотношений между людьми", подведение итогов за год

 


Приложение 3

Психогеометрический анализ группы

Воспитанники Положительные свойства знака: Отрицательные психологические свойства знака:
Илья (зигзаг) Творческий подход к жизни; Остроумие; Экспрессивность; Стремление к новизне. Эксцентричность; Непоследовательность; Несдержанность; Непостоянство настроения.
Настя (зигзаг) Мечтательность, направленность в будущее; Прямота; Восторженность, воодушевленность. Неорганизованность; Непрактичность; Наивность.
Вася (зигзаг) Экспрессивность; Интуитивность; Прямота. Нереалистичность; Несдержанность, непосредственность; Наивность.
Оксана (зигзаг) Творческий подход к жизни; Теоретическая установка; Интуитивность; Стремление к новизне. Наивность.
Денис (круг) Заботливый, поддерживающий, преданный; Способен убеждать других. Навязчивый; Болтливый, любит посплетничать; Легковерный; Играет на чувствах других; Не очень стремится к достижениям.

 


Приложение 4

Мои ценности

Место Оксана Настя Илья Вася Денис
I Хорошо учиться Мой дом Здоровье Спорт Жизнь моя и близких
II Быть богатой Иметь деньги Жизнь родителей, близких Работать на компьютере Мой дом
III Жизнь и здоровье близких Здоровье Хорошая жена, богатство, спорт Здоровье Деньги

 

Приложение 5

Мои жизненные роли

Настя

1) младшая дочь, я люблю дома всех больше, чем они меня, люблю за всеми ухаживать;

2) я хороший друг, люблю друзей, у меня их много;

)   хочу, но не успеваю заниматься спортом;

)   считаю, что мне мало уделяют внимание брат и сестра;

)   как ученица малостарательная, желаю быть лучше.

Денис

1) хороший сын, помогаю маме и ухаживаю за сестрой;

2) друг одноклассникам;

)   не могу серьезно заняться спо


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.131 с.