История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2020-03-31 | 107 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Для выявления динамики развития образа человека в рисунках детей 6-7 лет нами был проведён контрольный эксперимент.
Цель данного эксперимента выявления динамику развития образа человека в рисунках детей 6-7 лет.
Контрольный эксперимент проводился с 1 по 3 февраля.
Контрольный эксперимент включал в себя следующие методы:
) Беседа с детьми по работам.
) Анализ детских работ.
) Математическая обработка данных и упорядочивание и шкалирование.
Нами было проведено занятие на тему «Как мы играем» в экспериментальной и контрольной группах. Детям на данном занятии не предлагался дидактический материал. В ходе рисования у обеих групп отмечался высокий интерес к данному процессу.
Так в контрольной группе дети стремились использовать те приемы рисования, которые они узнали в ходе формирующего эксперимента, дети старались применять способ рисования овалами.
Так Никита нарисовал себя с другом катающимися на лыжах. В рисунке ярко передана динамика.
В рисунке Насти изображены баскетболисты, так же наблюдалось стремление передать динамику образа человека (прыжок, бег)
Оля изобразила на своем рисунке, как она и её друзьями прыгают через скакалку, также осуществляется передача движений.
Лиза Т. нарисовала, как дети играют в футбол, рисунку характерна передача динамики.
Кристина изобразила игру «Море волнуется раз…», в рисунке присутствует не достаточная передача динамики образа.
На рисунке Лизы С. изображена игра «Догонялки», рисунку характерна яркая передача движений.
Дети контрольной группы так же старались передать динамику образа человека, но в меньшем количестве работ это реализовано.
Так Лена попыталась нарисовать, как она играет с папой в шашки, ребёнок соблюдает пропорции, динамика выражена достаточно хорошо.
|
В рисунке Алёны изображено как дети играют в футбол, ребёнок постарался передать динамику, но нарушены пропорции человека, так же ребёнок не смог передать особенностей движения тела. Изображено сгибание ноги в несоответствующем месте, в обратную сторону.
Таня нарисовала, как они играют дома, для рисунка характерна не яркая передача динамики.
Вика изобразила, как дети играют в футбол, ребёнок так же стремился передать динамику. Нарушены пропорции человека, изображено сгибание ноги в несоответствующем месте, в обратную сторону.
На рисунке Леры изображена игра с друзьями дома, рисунку характерна не достаточная передача движений.
Милана нарисовала игру в футбол, рисунку так же характерна не достаточная передача динамики.
Итак, рисункам экспериментальной группы характерна большая динамичность изображенных образов людей.
Для выявления динамики развития образа человека у детей 6 - 7 лет мы сравнили результаты констатирующего, а так же проанализировали рисунки, полученные в результате формирующего эксперимента, и сравнили их с результатами контрольного эксперимента экспериментальной группы детей и получили следующие данные:
ФИО | Исходный уровень | Динамика развития уровня | Конечный уровень | |||
Никита | В | В | В | В | В | В |
Настя | СР | В | СР | В | В | В |
Оля | СР | В | СР | В | В | В |
Лиза Т. | СР | В | СР | СР | В | СР |
Кристина | Н | СР | Н | СР | СР | СР |
Лиза С. | Н | СР | СР | СР | СР | СР |
В частности уровень детей по результатам проведения серии занятий изменился и составил 50% детей высокого уровня и 50% детей среднего. (см приложение 10.)
По результатам сравнения исходного уровня и конечного можно увидеть, что наблюдается динамика развития образа человека, так у детей со средним уровнем сформированности образа человека уровень повысился до высокого уровня - Настя и Оля, у Лизы Т. уровень стал относительно выше, чем был. У детей с низким уровнем, он повысился до среднего - Кристина, Лиза С. И конечный уровень сформированности образа человека у детей 6-7 лет на порядок выше изначального.
|
Итак, можно отметить, что в результате систематической работы с использованием специального дидактического материала произошло развитие образа человека.
Так же нами осуществлялось сравнение экспериментальной группы с контрольной группой детей. В результате сравнения мы получили следующие данные.
Экспериментальная группа | Уровень | Баллы | Баллы | Уровень | Контрольная группа |
Никита | В | 54 | 47 | СР. | Лена |
Настя | В | 51 | 50 | В | Алёна |
Оля | В | 52 | 47 | СР. | Таня |
Лиза Т. | СР. | 49 | 45 | СР. | Вика |
Кристина | СР. | 44 | 44 | СР. | Лера |
Лиза С. | СР. | 45 | 43 | СР. | Милана |
По сравнению с контрольной группой процент детей с высоким уровнем больше 50%, у контрольной группы он составляет 16,5%, а со средним уровнем процент детей меньше, чем в экспериментальной и составляет 50% к 83,5%. (см. приложение 11.)
При сравнении полученных данных мы можем видеть, что уровень экспериментальной группы относительно выше уровня контрольной группы.
Итак, по результатам всех данных можно сказать что, осуществление целенаправленной работы и соблюдения ряда условий, а именно расширение у детей представлений о биологической и социальной сущности человека, знакомство детей с изобразительно - выразительными средствами и формирование умения применять их в изображении человека, опора в выборе тем на имеющийся у детей эмоционально окрашенный опыт, использоваться дидактического материала, дающего наглядное представление о пропорциях и пластике человеческого тела позволяет формировать образ человека.
Заключение
По результатам анализа литературных источников по вопросу формирования образа человека у детей 6-7 лет мы сделали вывод, что нет однозначного понимания, что такое образ, так же достаточно сложен сам процесс формирования образа, он представляет собой сложный и многомерный процесс.
К рассмотрению данной проблемы обращались С.А. Козлова, Т.А. Куликова, А.А. Бодалаев, Г. Степанова, С. Щеглова, В.В. Степанова, В. И. и др.
По результатам анализа их работ был сделан вывод, что формирование образа человека у детей 6- 7 лет идёт через соединение различных компонентов: через понимание себя, своей сущности, постепенного осознания себя и окружающих людей, через понимание их и формируется образ человека.
|
Наиболее яркое отражение образа человека возможно в рисунках детей, так же многими учеными отмечается, что возможности ребёнка огромны.
По результатам анализа программной литературы можно отметить, что, не смотря на указание необходимости и возможности формирования образа человека в рисунках детей 6-7 лет в большинстве программ эта проблема не имеет отражения или представлена в недостаточной мере.
Это сказывается и на уровне сформированности образа человека у детей 6-7 лет. Так в процессе констатирующего эксперимента было установлено, что дети имеют достаточно разный уровень сформированности образа человека, что ведёт за собой необходимость формирования образа человека в рисунках детей 6-7 лет.
Формирование целостного образа, возможно, осуществить при соблюдении ряда условий:
в процессе систематической, целенаправленной работы по формированию образа человека;
при расширении представлений о биологической и социальной сущности человека;
при знакомстве детей с изобразительно - выразительными средствами и формирование умения применять их в изображении человека,
при опоре тематики занятий на уже имеющийся у детей эмоционально окрашенный опыт;
при использовании дидактического материала, который даёт детям наглядное представление о пропорциях и пластике человеческого тела. Именно при соблюдении данных условий происходит накопление и обогащение знаний и представлений о человеке, в результате чего складывается целостный образ человека и идёт его последующее развитие.
Итак, по результатам всех данных тема является на сегодняшний момент проблемной и предполагает дальнейшее продолжение работы.
Библиографический список
1. Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком. [Текст] / А.А. Бодалев. - Ленинград: изд. ЛГУ, 1965.
. Бодалев, А.А. Познание человеком человека [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Академия, 2005.
. Бодалев, А.А. Психология о личности. [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 1988.
. Бодалев, А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 1970.
|
. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004 - 672 с.
. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1980.
. Игнатьева Е.И. Психология изодеятельности детей. [Текст] / Е.И Игнатьева М.: Академия, 1959.
. Истоки: Базисная программа развития ребенка дошкольника [Текст] / Науч. ред. Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, К.В. Тарасова и др. - М.: 1991.
. Козлова С.А. Взрослые: какие они? Методические рекомендации к программе «Я - человек» старший дошкольный возраст [Текст] // Дошкольное Воспитание. - 1999 - № 2. - С. 2 - 6. (4)
. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика [Текст] Учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова - М.: Академия, 1998 - 432 с.(6.)
. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром [Текст] АПН СССР, НИИ дошк. воспитания / С.А. Козлова - М.: Педагогика, 1988 - 103 с. ISBN 5-7155-0125-3(7).
. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] Учеб. Пособие для сред. Пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова. - М.: Академия, 1998 - 160 с. ISBN 5-7695-0286-X.
. Козлова С.А. Хочу быть…дворником! Нет, лучше изобретателем! [занятия с дошкольниками по программе «Я - человек»] [Текст] / С.А. Козлова, С. Кожокарь // Дошкольное воспитание. - 2000 - № 10 - С. 103 - 109. (8.)
. Козлова С.А. «Я - Человек»: Программа приобщения ребёнка к социальному миру. Вопросы теории. [Текст] // Дошкольное воспитание. 1996 - № 1 - С. 56 - 66.
. Косминская В.Б., Васильева Е.И., Казакова Р.Г. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология» [Текст] / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова - М.: Просвещение, 1985.
. Коршунов А.М., Мамонтов В.В. Диалектика социального познания. [Текст] / А.М Коршунов, В.В. Мамонтов - М.: Просвещение, 1988.
. Кузин В.С. Вопросы изобразительного творчества. [Текст] / В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 1978.
. Кузин В.С. Психология. [Текст] / В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 1971.
. Князева О.Л. Я, ты, мы. социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет [Текст] Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина - М.: Просвещение, 2005 - 93 с. ISBN 5-09-014565-2(10)
. Логинова В.И., Бабаева Н.А., Ноткина Н.А. Детство: Программа развития и воспитания детей в деском саду [Текст] / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловской, Л.М. Гурович - СПб.: Изд-во «Акцент», 1995 - 228 с.
. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» [Текст] / под ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.И. Комаровой. - М.: «Мозаика - Синтез», 2005. - 344 с.
|
. Мухина В.С. Возрастная психология. [Текст] / М.: Академия, 1998.
. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь [Текст] / М.: Большая Российская Энциклопедия, 2000. (14.)
. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.И. Комаровой.- М: Просвещение, 1987.
. Психология. Словарь [Текст] / под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - 2-е издание исправленное и дополненное - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
. Психолого-педагогический словарь. [Текст] / составитель Миттеранов В.А. - Ростов-на-Дону: ФениксЮ, 1998.
. Программа «Одарённый ребёнок» (Основные положения) [Текст] // составители А.М. Венгер, О.М. Дъяченко - М.: Новая школа, 1995. - 64 с. ISBN 5-7301-0108-2
. Радуга: Прогр. и метод. Руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5 - 6 лет в дет. саду [Текст] / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1996. - 160 с. ISBN 5-7695-0286-X.
. Сакулина Н.П. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова - М.: Просвещение, 1982.
. Философский словарь. [Текст] / под. ред. Фролова И.П. - М.: Политиздат, 1986.
. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. [Текст] / Е.А. Флерина. - М.: АПН РСФСР, 1961.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!