Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2020-03-31 | 217 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В.Д. Шадриков дает определение: «личностные качества - это закрепленная форма поведения, за которой стоит личностный мотив». А.В. Петровский отмечает, что человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка, становится личностью - субъектом познания и активного преобразования действительности. В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. А.Г. Маклаков отмечает, что чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки[18].
В свою очередь Зигмунд Фрейд не акцентировал внимание на выделении личностных черт, его главные усилия были сосредоточены на раскрытии механизмов, обеспечивающих поведение человека. С этой целью им была предложена определенная структура личности (Ид, Эго, Суперэго), раскрыта динамика личности, иными словами, структура была переведена в систему, в которой показано взаимодействие ее отдельных компонентов, описаны механизмы этого взаимодействия, раскрыты критические моменты, приводящие к формированию патологического поведения, и описаны защитные механизмы, с помощью которых индивид обучается разрешать фрустрации, конфликты и тревоги.
Холл и Линдсей пишут что, вероятно, самая отличительная черта юнгианского подхода к человеку заключается в том, что в нем сочетаются телеология и каузальность. Поведение человека определяется не только индивидуальной и расовой историей (каузальность), но также целями и стремлениями (телеология). И прошлое как каузальность, и будущее как потенциальность управляют поведением в настоящем… Индивидуальная личность для Юнга - продукт и вместилище родовой истории. Рассматривая структуру личности по Юнгу, мы можем констатировать, что в своей совокупности они составляют содержание внутреннего мира человека, представленного в оригинальной, авторской терминологии. Юнг не прибегает к характеристике личности через личностные черты. Но если обратиться к содержательному толкованию отдельных понятий, то мы с неизбежностью придем к необходимости использовать понятие черт или диспозиций личности. Характеризовать персону как публичную личность, мы можем только через социальные роли и черты личности, реализующие эти роли. Если говорить о собственной личности, то она, будучи в определенной мере противоположной публичной, и описываться будет в противоположных чертах. Таким образом, определить персону невозможно без обращения к чертам и диспозициям личности.
|
То же мы можем сказать и об установках: экстраверсии и интроверсии. Достаточно для этого обратиться к характеристике психологических типов Айзенка. В своем типологическом построении Г. Айзенк в понятии экстраверсивного типа объединил комплекс взаимосвязанных качеств личности: активность, общительность, готовность к риску, импульсивность, экспрессивность, практичность, безответственность. Соответственно, интроверсивный тип характеризуется пассивностью, необщительностью, осторожностью, контролируемостью, заторможенностью, рефлексивностью, ответственностью.
В качестве второго типологического концепта Айзенк предложил оппозицию «эмоциональная нестабильность - уравновешенность». Эмоциональную нестабильность характеризуют комплекс неполноценности, депрессивность, тревожность, навязчивость, зависимость, ипохондрия, чувство вины. Для стабильного типа свойственны высокая самооценка, удовлетворенность, спокойствие, упорядоченность, автономность, ощущение здоровья, отсутствие вины.
|
Наконец, Айзенк вводит третий типологический концепт - «упорство - уступчивость». Упорный тип характеризуется активностью, напористостью, ориентацией на успех, манипулятивностью, поиском стимуляции, догматизмом, маскулинностью; уступчивый тип - миролюбивостью, подчиненностью, непритязательностью, эмпатичностью, размеренностью, гибкостью, феминностью.
Рассмотренный пример типологического концепта «интроверсии - экстраверсии» показателен во многих отношениях. Сравнивая Юнга и Айзенка, мы видим, что при выделении терминологически одних и тех же типов авторы с различной степенью затрагивают глубинные структуры психики, целостного внутреннего мира человека. И если Юнг исходит из понятия души, то Айзенк - из поведенческих симптомокомплексов.
Проблема соотношения в личности мужского и женского начала, отраженная в теории Юнга в понятиях Анима и Анимус, достаточно полно до Юнга была разработана О. Вейнингером [5], где он использовал личностные черты для описания мужского и женского характеров.
Рассмотрение позиций Фрейда, Юнга и Айзенка позволяет сделать важный вывод. Личность можно описать, как правило, гипотетически, со стороны глубинных структур, и тогда автор использует свою терминологию. Но если мы пробуем описать личность через поведенческийсимптомокомплекс, то мы с неизбежностью обращаемся к личностным чертам, реализующим поведение.
А.В. Петровский пишет, что появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. Индивид, личность, индивидуальность. Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии индивид. Индивидом мы можем назвать и взрослого, нормального человека, и новорожденного, и идиота, не способного усвоить язык и простейшие навыки. Однако только первый из них является личностью, т.е. социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития. Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, и этот процесс имеет исторический характер. Еще в раннем детстве индивид включается в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека внутри социальной группы создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность [25 c. 97].
|
Таким образом, личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих [18 c. 471].Личность является продуктом развития психики человека в социальных условиях. На определенном уровне социального и психического развития человек становится личностью [6 c. 232].Личность - это характеристика человека в целом, она проявляется во всех видах его деятельности. Именно поэтому А.Н. Леонтьев говорил, что деятельностный подход к анализу человеческой психики есть одновременно и личностный подход. И наоборот, личностный подход есть одновременно и деятельностный. Вместе с тем личность характеризует человека только с одной стороны: включенность его в общественные отношения, его направленность, которая определяется ведущими мотивами деятельности, поведения. Направленность личности может быть общественной или эгоистической. В одних случаях общественные и личные интересы могут совпадать, в других - эгоистическая направленность может приносить вред другим людям, обществу в целом.
Исходя из этого, можно говорить о положительном и отрицательном развитии личности. Уровень положительного развития личности определяется мерой ответственности человека перед другими людьми, перед окружающей средой, перед своей деятельностью, перед собой. Нравственные нормы, принятые человеком и перешедшие во внутренний план его психической жизни, контролируются с помощью чувств, называемых чувством долга, совестью, стыдом. С личностью, с нравственностью связаны и такие понятия, как честное слово, кодекс чести, достоинство личности. При отрицательном развитии личности человек ориентируется на нормы, противоречащие принятым в обществе. Поведение, основанное на аморальных правилах, приносит вред другим людям; в этих случаях говорят о безответственном отношении человека. Однако отступление от принятых норм не всегда означает отрицательное развитие личности. Наоборот, это нередко говорит о высокой степени ответственности человека перед другими людьми.
|
Субъективно личность для любого человека воспринимается как его Я (как образ Я). Стремиться быть личностью - значит стремиться к социально значимой деятельности.
А.В. Петровский отмечает, что место, которое занимает личность в общественной жизни, не может быть определено строго однозначно. Этот факт был эмпирически установлен в давние времена и нашел отражение, в частности, в истории происхождения понятия «личность», первоначально обозначавшего маску актера, а затем и самого актера (в России у скоморохов - «личина»). В зависимости от сценического действия маски менялись. Очевидно, было подмечено, что и человек в различных обстоятельствах изменяет свой облик и ведет себя неодинаково [25 c. 98]. Итак, личность может быть как положительной, так и отрицательной. Она может быть как слабой, неустойчивой, так и сильной, устойчивой. Для правильного суждения о личности человека надо знать не только то, что он делает, но и то, какой личностный смысл имеет это дело для него, т.е. какие мотивы движут его поведением [34 c. 142-150].
Концепции личности
В.Д. Шадриков пишет, что анализ происхождения человечности позволяет сформулировать эволюционную концепцию личности, суть которой заключается в следующих положениях:
· - анализ личности современного человека должен осуществляться исходя из основных качеств проточеловека. В качестве таковых прежде всего выступают базовые инстинкты: сохранение вида и сохранение индивида;
· - в инстинктах целесообразно различать (по Крегу) два основных элемента: побуждение (drive), требующее удовлетворения, и поисковое поведение (appetitivebehavior), которое складывается из двигательной активности и завершающего акта;
· - в качестве базовых источников внутренней активности можно выделить: пищевую мотивацию, половую мотивацию, исследовательскую активность, стремление к доминированию, агрессивность, защиту территории, обустройство места обитания, игру;
· - любая поведенческая реакция формируется при участии как генетического фактора, так и всей совокупности условий среды;
|
· - первой критической точкой в эволюции человека стал переход от инстинктивного поведения к интеллектуальному: на смену инстинкту пришли психические функции; в инстинктивном поведении произошел разрыв мотивации и поискового поведения; на базе основных биологических мотиваций, составляющих динамическую основу инстинкта, развивалась система надстроечных мотиваций; поисковое поведение стало строиться на широкой информационной основе, поставляемой развитыми психическими функциями;
· - развитие интеллектуального поведения привело к появлению второй критической точки в эволюции человека: сформировались речь и язык; появилось понятийное мышление и понятийное сознание; произошло осознание своих отношений с членами малой группы; стала формироваться мораль малой группы (закрытого общества); формируется социальный интеллект; появился труд, как форма осознанного существования человека; произошло осознание добра и зла;
· - появление языка и речи стало третьей критической точкой в развитии человека: психические процессы стали протекать на двух уровнях: подсознательном и сознательном; появилась возможность осознавать свое поведение и его последствия;
· - развитие интеллектуального поведения привело к четвертой критической точке в развитии человека - появляется труд: труд выступает мощным средством развития всех психических функций человека; формируются человеческие способности; увеличивается достаток общества, происходит его индивидуализация; формируются предпосылки открытого общества; ослабевают требования морали к поведению индивида, растет моральная ненадежность общества;
· - осознание добра и зла, появление табу и моральных запретов и одобрений стало пятой критической точкой в развитии человека и человечества: осознание добра и зла привело к развитию духовности человека, мотивация поведения становится моральной; природное мышление становится моральным; развитие духовных качеств человека приводит к одухотворению его природных качеств; у духовно развитого человека каждая психическая функция моральна и интеллектуальна; появляется моральная ненадежность поведения человека как следствие борьбы природных мотиваций и моральных детерминант, носителем морали всегда выступает малая группа и общество, субъект же только присваивает эту мораль; формируется духовная культура (религия, искусство, наука, техника).
В своем системном проявлении отмеченные факторы приводят к формированию и развитию человечности.
Понять конкретную личность можно только в том случае, если иметь в виду эволюцию человечности.
Н.В. Нижегородцева отмечает, что в современных исследованиях готовности детей к школьному обучению имеет место значительное разнообразие используемой терминологии, что отражает, с одной стороны, сложность и многомерность самого предмета исследования и, с другой - принципиальное расхождение позиций авторов в понимании сущности и природы феноменов школьной готовности. В отечественной психологической и педагогической литературе традиционно используется термин «готовность детей к обучению в школе» («готовность к школе»), получивший широкое распространение благодаря работам Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, А.П. Усовой и других известных психологов и педагогов. Это понятие имеет достаточно широкое содержание и отражает все аспекты индивидуального развития ребенка [7,16,4,2,45].
Среди современных теорий школьной готовности в рамках этого подхода заслуживает внимания концепция готовности к учению («ReadinessforLearning») Дж. Брунера, исходное положение которой автор сформулировал следующим образом: наше познание связано с чувствами и двигательной активностью: ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через них. Поэтому сенсомоторное отображение действительности - решающее в детские годы жизни. К нему вскоре добавляется так называемое тоническое отображение, когда ребенок интериоризует и откладывает в памяти образы воспринятых им реальных объектов. Такое представление мира с помощью мысленных образов служит первым шагом к символическому представлению и характерно для школьного возраста. Готовность ребенка к усвоению знаний обусловлена не только и не столько запасом готовых знаний, сколько «восприимчивостью к обучению», его обучаемостью. На внутреннее сходство «биогенетического» и «социогенетического» подходов в психологии указывал в свое время С.Л. Рубинштейн, отмечая, что в том и в другом случае саморазвитие человека представляется как стихийный процесс, который совершается самопроизвольно («самотеком»), независимо от сознательной деятельности человека. Развитие ребенка Рубинштейн рассматривал не как продукт взаимодействия различных внешних факторов, а как становление активного и сознательного субъекта человеческой истории, включенного в многообразные отношения с окружающим. В процессе развития обучение играет ведущую роль, это значит, что ребенок выступает не только объектом, но и субъектом, активно осваивающим достояние материальной и духовной культуры. Сущность психического развития на той или иной возрастной ступени может быть раскрыта в полной мере только посредством анализа собственной активности ребенка, его деятельности, раскрытием внутренних противоречий между формами все более сознательной деятельности ребенка на уже достигнутом уровне развития и тем новым содержанием, которым он овладевает. «В ходе этой деятельности развитие ребенка не только проявляется, но и совершается».
Концепции содержат детальный анализ отдельных аспектов развития ребенка дошкольного возраста в отношении требований школьного обучения и представляют известный научный интерес.
На развитие системных идей оказали свое влияние различные структурно-уровневые концепции. Наиболее полный критический обзор исследований данного направления содержится в работе М.С. Роговина [28]. Существенным методологическим приобретением структурно-уровневого подхода является положение об иерархии уровней, об их взаимном влиянии, взаимодействии, взаимоотношении. В качестве примеров структурно-уровневого подхода можно привести психоаналитическую концепцию 3. Фрейда [37], теорию «функциональных уровней» П. Жане [11]. Однако, как справедливо отмечает М.С. Роговин, структурно-уровневые концепции этого периода были в значительной мере умозрительными и «ни в одной из них не показан возможный психологический механизм уровневой динамики внутри сложившейся или складывающейся системы психики».
Н.В. Нижегородцева говорит, что формирование готовности ребенка к школе мы рассматриваем как формирование психологической системы учебной деятельности. Выделение и осознание учебных задач и способов их достижения является важной предпосылкой формирования у ребенка действий самоконтроля и самооценки, способности произвольно управлять своей деятельностью.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!