Понятия «личность» и «личностные качества» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Понятия «личность» и «личностные качества»

2020-03-31 217
Понятия «личность» и «личностные качества» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В.Д. Шадриков дает определение: «личностные качества - это закрепленная форма поведения, за которой стоит личностный мотив». А.В. Петровский отмечает, что человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка, становится личностью - субъектом познания и активного преобразования действительности. В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. А.Г. Маклаков отмечает, что чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки[18].

В свою очередь Зигмунд Фрейд не акцентировал внимание на выделении личностных черт, его главные усилия были сосредоточены на раскрытии механизмов, обеспечивающих поведение человека. С этой целью им была предложена определенная структура личности (Ид, Эго, Суперэго), раскрыта динамика личности, иными словами, структура была переведена в систему, в которой показано взаимодействие ее отдельных компонентов, описаны механизмы этого взаимодействия, раскрыты критические моменты, приводящие к формированию патологического поведения, и описаны защитные механизмы, с помощью которых индивид обучается разрешать фрустрации, конфликты и тревоги.

Холл и Линдсей пишут что, вероятно, самая отличительная черта юнгианского подхода к человеку заключается в том, что в нем сочетаются телеология и каузальность. Поведение человека определяется не только индивидуальной и расовой историей (каузальность), но также целями и стремлениями (телеология). И прошлое как каузальность, и будущее как потенциальность управляют поведением в настоящем… Индивидуальная личность для Юнга - продукт и вместилище родовой истории. Рассматривая структуру личности по Юнгу, мы можем констатировать, что в своей совокупности они составляют содержание внутреннего мира человека, представленного в оригинальной, авторской терминологии. Юнг не прибегает к характеристике личности через личностные черты. Но если обратиться к содержательному толкованию отдельных понятий, то мы с неизбежностью придем к необходимости использовать понятие черт или диспозиций личности. Характеризовать персону как публичную личность, мы можем только через социальные роли и черты личности, реализующие эти роли. Если говорить о собственной личности, то она, будучи в определенной мере противоположной публичной, и описываться будет в противоположных чертах. Таким образом, определить персону невозможно без обращения к чертам и диспозициям личности.

То же мы можем сказать и об установках: экстраверсии и интроверсии. Достаточно для этого обратиться к характеристике психологических типов Айзенка. В своем типологическом построении Г. Айзенк в понятии экстраверсивного типа объединил комплекс взаимосвязанных качеств личности: активность, общительность, готовность к риску, импульсивность, экспрессивность, практичность, безответственность. Соответственно, интроверсивный тип характеризуется пассивностью, необщительностью, осторожностью, контролируемостью, заторможенностью, рефлексивностью, ответственностью.

В качестве второго типологического концепта Айзенк предложил оппозицию «эмоциональная нестабильность - уравновешенность». Эмоциональную нестабильность характеризуют комплекс неполноценности, депрессивность, тревожность, навязчивость, зависимость, ипохондрия, чувство вины. Для стабильного типа свойственны высокая самооценка, удовлетворенность, спокойствие, упорядоченность, автономность, ощущение здоровья, отсутствие вины.

Наконец, Айзенк вводит третий типологический концепт - «упорство - уступчивость». Упорный тип характеризуется активностью, напористостью, ориентацией на успех, манипулятивностью, поиском стимуляции, догматизмом, маскулинностью; уступчивый тип - миролюбивостью, подчиненностью, непритязательностью, эмпатичностью, размеренностью, гибкостью, феминностью.

Рассмотренный пример типологического концепта «интроверсии - экстраверсии» показателен во многих отношениях. Сравнивая Юнга и Айзенка, мы видим, что при выделении терминологически одних и тех же типов авторы с различной степенью затрагивают глубинные структуры психики, целостного внутреннего мира человека. И если Юнг исходит из понятия души, то Айзенк - из поведенческих симптомокомплексов.

Проблема соотношения в личности мужского и женского начала, отраженная в теории Юнга в понятиях Анима и Анимус, достаточно полно до Юнга была разработана О. Вейнингером [5], где он использовал личностные черты для описания мужского и женского характеров.

Рассмотрение позиций Фрейда, Юнга и Айзенка позволяет сделать важный вывод. Личность можно описать, как правило, гипотетически, со стороны глубинных структур, и тогда автор использует свою терминологию. Но если мы пробуем описать личность через поведенческийсимптомокомплекс, то мы с неизбежностью обращаемся к личностным чертам, реализующим поведение.

А.В. Петровский пишет, что появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. Индивид, личность, индивидуальность. Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии индивид. Индивидом мы можем назвать и взрослого, нормального человека, и новорожденного, и идиота, не способного усвоить язык и простейшие навыки. Однако только первый из них является личностью, т.е. социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития. Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, и этот процесс имеет исторический характер. Еще в раннем детстве индивид включается в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека внутри социальной группы создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность [25 c. 97].

Таким образом, личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих [18 c. 471].Личность является продуктом развития психики человека в социальных условиях. На определенном уровне социального и психического развития человек становится личностью [6 c. 232].Личность - это характеристика человека в целом, она проявляется во всех видах его деятельности. Именно поэтому А.Н. Леонтьев говорил, что деятельностный подход к анализу человеческой психики есть одновременно и личностный подход. И наоборот, личностный подход есть одновременно и деятельностный. Вместе с тем личность характеризует человека только с одной стороны: включенность его в общественные отношения, его направленность, которая определяется ведущими мотивами деятельности, поведения. Направленность личности может быть общественной или эгоистической. В одних случаях общественные и личные интересы могут совпадать, в других - эгоистическая направленность может приносить вред другим людям, обществу в целом.

Исходя из этого, можно говорить о положительном и отрицательном развитии личности. Уровень положительного развития личности определяется мерой ответственности человека перед другими людьми, перед окружающей средой, перед своей деятельностью, перед собой. Нравственные нормы, принятые человеком и перешедшие во внутренний план его психической жизни, контролируются с помощью чувств, называемых чувством долга, совестью, стыдом. С личностью, с нравственностью связаны и такие понятия, как честное слово, кодекс чести, достоинство личности. При отрицательном развитии личности человек ориентируется на нормы, противоречащие принятым в обществе. Поведение, основанное на аморальных правилах, приносит вред другим людям; в этих случаях говорят о безответственном отношении человека. Однако отступление от принятых норм не всегда означает отрицательное развитие личности. Наоборот, это нередко говорит о высокой степени ответственности человека перед другими людьми.

Субъективно личность для любого человека воспринимается как его Я (как образ Я). Стремиться быть личностью - значит стремиться к социально значимой деятельности.

А.В. Петровский отмечает, что место, которое занимает личность в общественной жизни, не может быть определено строго однозначно. Этот факт был эмпирически установлен в давние времена и нашел отражение, в частности, в истории происхождения понятия «личность», первоначально обозначавшего маску актера, а затем и самого актера (в России у скоморохов - «личина»). В зависимости от сценического действия маски менялись. Очевидно, было подмечено, что и человек в различных обстоятельствах изменяет свой облик и ведет себя неодинаково [25 c. 98]. Итак, личность может быть как положительной, так и отрицательной. Она может быть как слабой, неустойчивой, так и сильной, устойчивой. Для правильного суждения о личности человека надо знать не только то, что он делает, но и то, какой личностный смысл имеет это дело для него, т.е. какие мотивы движут его поведением [34 c. 142-150].

 

Концепции личности

 

В.Д. Шадриков пишет, что анализ происхождения человечности позволяет сформулировать эволюционную концепцию личности, суть которой заключается в следующих положениях:

·         - анализ личности современного человека должен осуществляться исходя из основных качеств проточеловека. В качестве таковых прежде всего выступают базовые инстинкты: сохранение вида и сохранение индивида;

·         - в инстинктах целесообразно различать (по Крегу) два основных элемента: побуждение (drive), требующее удовлетворения, и поисковое поведение (appetitivebehavior), которое складывается из двигательной активности и завершающего акта;

·         - в качестве базовых источников внутренней активности можно выделить: пищевую мотивацию, половую мотивацию, исследовательскую активность, стремление к доминированию, агрессивность, защиту территории, обустройство места обитания, игру;

·         - любая поведенческая реакция формируется при участии как генетического фактора, так и всей совокупности условий среды;

·         - первой критической точкой в эволюции человека стал переход от инстинктивного поведения к интеллектуальному: на смену инстинкту пришли психические функции; в инстинктивном поведении произошел разрыв мотивации и поискового поведения; на базе основных биологических мотиваций, составляющих динамическую основу инстинкта, развивалась система надстроечных мотиваций; поисковое поведение стало строиться на широкой информационной основе, поставляемой развитыми психическими функциями;

·         - развитие интеллектуального поведения привело к появлению второй критической точки в эволюции человека: сформировались речь и язык; появилось понятийное мышление и понятийное сознание; произошло осознание своих отношений с членами малой группы; стала формироваться мораль малой группы (закрытого общества); формируется социальный интеллект; появился труд, как форма осознанного существования человека; произошло осознание добра и зла;

·         - появление языка и речи стало третьей критической точкой в развитии человека: психические процессы стали протекать на двух уровнях: подсознательном и сознательном; появилась возможность осознавать свое поведение и его последствия;

·         - развитие интеллектуального поведения привело к четвертой критической точке в развитии человека - появляется труд: труд выступает мощным средством развития всех психических функций человека; формируются человеческие способности; увеличивается достаток общества, происходит его индивидуализация; формируются предпосылки открытого общества; ослабевают требования морали к поведению индивида, растет моральная ненадежность общества;

·         - осознание добра и зла, появление табу и моральных запретов и одобрений стало пятой критической точкой в развитии человека и человечества: осознание добра и зла привело к развитию духовности человека, мотивация поведения становится моральной; природное мышление становится моральным; развитие духовных качеств человека приводит к одухотворению его природных качеств; у духовно развитого человека каждая психическая функция моральна и интеллектуальна; появляется моральная ненадежность поведения человека как следствие борьбы природных мотиваций и моральных детерминант, носителем морали всегда выступает малая группа и общество, субъект же только присваивает эту мораль; формируется духовная культура (религия, искусство, наука, техника).

В своем системном проявлении отмеченные факторы приводят к формированию и развитию человечности.

Понять конкретную личность можно только в том случае, если иметь в виду эволюцию человечности.

Н.В. Нижегородцева отмечает, что в современных исследованиях готовности детей к школьному обучению имеет место значительное разнообразие используемой терминологии, что отражает, с одной стороны, сложность и многомерность самого предмета исследования и, с другой - принципиальное расхождение позиций авторов в понимании сущности и природы феноменов школьной готовности. В отечественной психологической и педагогической литературе традиционно используется термин «готовность детей к обучению в школе» («готовность к школе»), получивший широкое распространение благодаря работам Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, А.П. Усовой и других известных психологов и педагогов. Это понятие имеет достаточно широкое содержание и отражает все аспекты индивидуального развития ребенка [7,16,4,2,45].

Среди современных теорий школьной готовности в рамках этого подхода заслуживает внимания концепция готовности к учению («ReadinessforLearning») Дж. Брунера, исходное положение которой автор сформулировал следующим образом: наше познание связано с чувствами и двигательной активностью: ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через них. Поэтому сенсомоторное отображение действительности - решающее в детские годы жизни. К нему вскоре добавляется так называемое тоническое отображение, когда ребенок интериоризует и откладывает в памяти образы воспринятых им реальных объектов. Такое представление мира с помощью мысленных образов служит первым шагом к символическому представлению и характерно для школьного возраста. Готовность ребенка к усвоению знаний обусловлена не только и не столько запасом готовых знаний, сколько «восприимчивостью к обучению», его обучаемостью. На внутреннее сходство «биогенетического» и «социогенетического» подходов в психологии указывал в свое время С.Л. Рубинштейн, отмечая, что в том и в другом случае саморазвитие человека представляется как стихийный процесс, который совершается самопроизвольно («самотеком»), независимо от сознательной деятельности человека. Развитие ребенка Рубинштейн рассматривал не как продукт взаимодействия различных внешних факторов, а как становление активного и сознательного субъекта человеческой истории, включенного в многообразные отношения с окружающим. В процессе развития обучение играет ведущую роль, это значит, что ребенок выступает не только объектом, но и субъектом, активно осваивающим достояние материальной и духовной культуры. Сущность психического развития на той или иной возрастной ступени может быть раскрыта в полной мере только посредством анализа собственной активности ребенка, его деятельности, раскрытием внутренних противоречий между формами все более сознательной деятельности ребенка на уже достигнутом уровне развития и тем новым содержанием, которым он овладевает. «В ходе этой деятельности развитие ребенка не только проявляется, но и совершается».

Концепции содержат детальный анализ отдельных аспектов развития ребенка дошкольного возраста в отношении требований школьного обучения и представляют известный научный интерес.

На развитие системных идей оказали свое влияние различные структурно-уровневые концепции. Наиболее полный критический обзор исследований данного направления содержится в работе М.С. Роговина [28]. Существенным методологическим приобретением структурно-уровневого подхода является положение об иерархии уровней, об их взаимном влиянии, взаимодействии, взаимоотношении. В качестве примеров структурно-уровневого подхода можно привести психоаналитическую концепцию 3. Фрейда [37], теорию «функциональных уровней» П. Жане [11]. Однако, как справедливо отмечает М.С. Роговин, структурно-уровневые концепции этого периода были в значительной мере умозрительными и «ни в одной из них не показан возможный психологический механизм уровневой динамики внутри сложившейся или складывающейся системы психики».

Н.В. Нижегородцева говорит, что формирование готовности ребенка к школе мы рассматриваем как формирование психологической системы учебной деятельности. Выделение и осознание учебных задач и способов их достижения является важной предпосылкой формирования у ребенка действий самоконтроля и самооценки, способности произвольно управлять своей деятельностью.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.