Особенности формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР

2020-03-31 205
Особенности формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Во многих исследованиях, касающихся учащихся с ЗПР (З.И. Калмыкова, В.И. Лебединский, Е. С. Слепович и др.), отмечается неравномерное формирование высших психических функций; причем характерно как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических функций. Установлено, что их внимание характеризуется неустойчивостью, недостаточной переключаемостью, страдают все виды памяти, для восприятия характерны замедленность, недостаточная целенаправленность. Особую трудность у учащихся рассматриваемой категории вызывает выполнение заданий, требующих словесно-логического мышления, установления различной сложности причинно-следственных связей, построения программы событий. Операции анализа и синтеза у учащихся данной категории слабо сформированы и имеют своеобразные черты. Анализ отличается меньшей полнотой и недостаточной целенаправленностью: выделение признаков они чаще всего проводят хаотично, без плана. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов: выделяя в предметах отдельные их части, учащиеся не устанавливают связи между частями предметов, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Несформированность анализа и синтеза на предметном уровне в дальнейшем станет причиной значительных затруднений при формировании операций анализа и синтеза на более высоком уровне - языковом.

Для учащихся с ЗПР характерен ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень мотивации, познавательной активности; учащиеся испытывают трудности при самостоятельном планировании собственной деятельности.

Полиморфизм и различная степень выраженности нарушений познавательной деятельности и ее основных процессов (восприятия, внимания, памяти, речи, мышления) у учащихся с ЗПР определяют неоднородность структуры дисграфии у данной категории детей. У одних школьников с ЗПР ведущим в структуре нарушений письма является недоразвитие различных сторон речевой функции (лексико-грамматического строя речи, фонематической системы, операций языкового анализа и синтеза). У других, на первый план в структуре нарушении выдвигаются затруднения в формировании графомоторных навыков и зрительно-моторной координации. У третьих - определяющим звеном в структуре дисграфии становится неспособность к мыслительным операциям обобщения, анализа и синтеза, которые являются основой формирования метаязыковых функций. У четвертой группы детей с ЗПР при потенциально сохранном большинстве структурных компонентов функциональной системы письма, наблюдается неполноценность произвольного внимания и самоконтроля, препятствующая успешному протеканию письма как вида целенаправленной деятельности.

Установлено также, что уровень развития у ребенка речеслухового внимания и речеслуховой памяти существенно влияет на состояние языкового анализа и синтеза в письме (И.М. Плоткина, И.Н. Садовникова).

Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют утверждать, что состояние процессов фонематического анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития находятся на низком уровне. Так, фонематический анализ и синтез нарушен у всех учащихся с задержкой психического развития с преимущественным недоразвитием какой-то операции.

При исследовании данной операции отмечено, что наиболее сформирована у детей элементарная форма фонематического анализа: выделение звука на фоне слова, нарушено определение количества звуков в слове и установление последовательности звуков в слове. Причина ошибочного выделения количества звуков заключается в неумении учащихся расчленять слог на составляющие его звуки, а неумение определять последовательность звуков объясняется сложностью удержания звукового ряда при одновременном оперировании с этим рядом.

Самой сложной операцией для учащихся с задержкой психического развития явилась операция составления слова из звуков. Допущенные ошибки обусловлены несформированностью функции языкового синтеза как умственного действия и зависят от сложности языкового материала.

Качественный анализ письменных работ выявил следующие типы ошибок: пропуски гласных и согласных букв, вставка гласных и согласных букв, перестановка букв.

Увеличение количества ошибок возрастало по мере: а) увеличение длины слова (в словах односложных ошибок допущено меньше, чем в словах двусложных и трехсложных); б) усложнения слоговой структуры слова (в словах со стечением согласных ошибок отмечалось больше, чем в словах без стечения); в) по месту ударности (в слогах ударных ошибок допускалось меньше, чем в слогах безударных); г) по степени частотности слова (в словах частотных ошибок допускалось меньше, чем в словах малочастотных).

Итак, были изложены теоретические аспекты формированияфонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР.

Из рассмотренного материала можно сделать следующие выводы:

) становление фонологической системы человека происходит постепенно;

) при овладении языком у ребенка проходит колоссальная работа над материальной, звуковой стороной языка;

3) формирование фонематической системы человека - живой процесс, который продолжается достаточно длительное время;

4) по мнению многих авторов фонематическая система является основой устной и письменной речи и включает в себя фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез;

5) несформированность фонематической системы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития проявляется по-разному;

6) содержание коррекционно-логопедического воздействия должно строиться с учетом психофизических особенностей детей с задержкой психического развития и основных теоретических положений (принципов): патогенетический принцип, онтогенетический принцип, принцип дифференцированного подхода, принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала, принцип поэтапного формирования умственных действий, принцип связи с микросоциальным окружением;

7) задержка психического развития (ЗПР) - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма;

8) недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе;

9) у детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушения речи;

10) несформированность анализа и синтеза у детей с ЗПР на предметном уровне в дальнейшем станет причиной значительных затруднений при формировании операций анализа и синтеза на более высоком уровне - языковом;

11) состояние процессов фонематического анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития находятся на низком уровне.



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.