Проблема формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР в литературе — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Проблема формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР в литературе

2020-03-31 206
Проблема формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР в литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Словосочетание фонематический слух в последнее время довольно часто встречается в научной и методической литературе. Его можно встретить в учебниках по психологии и по методике русского языка для студентов педагогических колледжей и педагогических университетов, в учебных программах, в методических рекомендациях и в популярных изданиях. Так, в пособии «Как преодолеть трудности в обучении чтению» авторы С.Н. Костромина и Л.Г. Нагаева утверждают, что без сформированного фонематического слуха невозможно научиться читать: «...советуем вам начать работу по развитию речи с упражнений для развития фонематического слуха. Это поможет ребенку овладеть звуковым анализом слова, автоматизировать навык соотнесения буквы с нужным звуком и их слияния в слоги, а затем в слова» [14]. Книга предназначена для практической работы с детьми в период обучения их чтению. Трудно спорить с данным утверждением, тем более что оно ранее выдвигалось и другими авторами. Например, в учебнике по методике преподавания русского языка для факультетов начальных классов также можно прочесть об этом: «В период обучения грамоте огромное внимание уделяется развитию фонематического слуха» [17]. Можно привести еще немало цитат из учебников и учебных пособий по методике преподавания русского языка в начальных классах, где также утверждается, что формирование фонематического слуха - важная задача начальной школы.

Этим наименованием пользуются и психологи, когда в соответствующих разделах учебников описывают речь. Приведем лишь одну цитату из «Атласа по психологии» М.В. Гамезо и А.И. Домашенко: «Способность анализировать и синтезировать речевые звуки по тем постоянным признакам, которые свойственны фонемам данного языка, называется фонематическим слухом. В обычных условиях овладения родным языком он развивается в возрасте от 1 до 3-4 лет» [22].

Стоит заметить, что последнее утверждение несколько расходится с первыми двумя. Действительно, если фонематический слух уже развит в дошкольном возрасте, то отчего же столько внимания ему уделять в начальной школе? Может быть, стоит уже только опираться на развитый фонематический слух и далее развивать речевые навыки младших школьников? Учителя-практики и методисты, однако, считают, что развивать фонематический слух учащихся школы совершенно необходимо, потому что без этого невозможно овладеть навыками чтения и письма.

Совершенно очевидно, что данное словосочетание (фонематический слух) должно быть тем или иным образом связано с фонологией, с определением фонемы как минимальной языковой единицы.

Становление фонологической системы человека происходит постепенно. Как утверждают психологи, фонематический строй языка формируется как многозвенная иерархическая дифференциация. В речи детей вначале часто появляются некоторые «промежуточные», некие «средние» звуки, которых в речи взрослых нет, однако эти детские звуки как бы вбирают в себя все возможные признаки будущих звуков, которые появляются в речи по мере овладения языком. Начинается оно именно как осознание ребенком отдельных признаков у звуков. Какие-то из них потом станут существенными, а какие-то будут потом осознаваться сопутствующими, несущественными.

Психологи отмечают, что при овладении языком у ребенка проходит колоссальная работа над материальной, звуковой стороной языка. Например, дети дошкольного возраста часто любят произносить отдельные слова, часто искаженные, ничего не значащие. «Рудопа - дарипа - рудака», - произносит маленький ребенок, как бы разговаривая сам с собой. Именно такие слова-пустышки помогают ему согласовывать свои звуковые, слуховые, речедвигательные ощущения. Психологи даже установили последовательность овладения отдельными признаками звуков. Так, вначале и раньше всего осознаются различия гласных и согласных, затем различия (не все) самих гласных. Различие внутри согласных более длительный путь, потому что там больше признаков. Так, вначале дети осознают различие сонорных и шумных согласных, потом твердых и мягких. Труднее дается различие глухих и звонких согласных, потому что артикуляционные отличия этих звуков лежат на границе чувствительности объективного физического анализа.

Приведенные выше соображения убеждают нас, что формирование фонематической системы человека - живой процесс, который продолжается достаточно длительное время. Изучение динамики этого процесса, бесспорно, значимо для методики начального обучения русскому языку, потому что есть все основания предполагать, что фонологическая система детей 6-7 лет не является сформированной в полной мере, по крайней мере, фонологическая система детей этого возраста отличается от фонологической системы взрослых.

Московская Фонологическая школа дает следующее определение понятия «фонематический слух»: Фонематический слух - это умение идентифицировать ту или иную фонему в составе значимой единицы языка, умение соотносить позиционные варианты (как бы они ни звучали) с доминантой (основным вариантом фонемы в сильной позиции) в той же самой морфеме (приставке, корне, суффиксе, окончании).

Пражская Фонологическая школа дает следующее определение понятия «фонематический слух»: Фонематический слух - это осознание носителем языка фонологически существенных признаков, умение противопоставлять звуки языка по этим признакам и тем самым дифференцировать значимые единицы языка (слова, морфемы и т.д.).

В настоящее время одной из актуальных проблем подготовки детей с задержкой психического развития к овладению грамотой является формирование у них базовых систем, компонентов и операций, в дошкольном возрасте, лежащих в основе этой деятельности.

Исследователи отмечают, что к моменту поступления в школу дети с задержкой психического развития не имеют достаточного речевого опыта (ТА. Власова, И.А. Смирнова, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.), они недостаточно подготовлены к языковым наблюдениям, сравнениям и обобщениям (Ю.Г. Демьянов, В.А. Ковшиков и др.). Для успешного обучения грамоте у ребенка еще в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные предпосылки, которые помогут им правильно усвоить навыки чтения и письма. Поскольку современный метод обучения грамоте аналитико-синтетический, то в первую очередь у детей еще в дошкольном возрасте должна быть сформирована фонематическая система.По мнению многих авторов (Л. С. Выготский, Т. Г. Егоров, Р. Е. Левина, В. К. Орфинская и др.) фонематическая система является основой устной и письменной речи и включает в себя фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез. Несформированность или нарушение одного из перечисленных компонентов этой системы влечет изменение системы в целом, приводит к трудностям в овладении письмом, а в дальнейшем может привести к такому нарушению, как дисграфия.

Несформированность фонематической системы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития проявляется по-разному. Так, у одних - нарушены фонематическое восприятие и фонематические представления, у других - в большей степени количественный и последовательный анализ звуков, у третьих - фонематический синтез, у четвертых - нарушения отмечаются на всех уровнях.

Особые трудности в период обучения грамоте испытывают дети, у которых оказывается не сформирован фонематический анализ, который является одним из основных операций над языком и более высокой ступенью развития фонематической системы (В.А. Ковшиков).

Анализ литературных данных (Е.Н. Винарская, В.К. Орфинская, Л.А. Чистович и др.) позволяет представить модель фонематического анализа следующим образом:

· ребенок воспринимает звуковой состав слова (осуществляет слуховой анализ речи);

· слышимое слово или звук переводится в артикуляторные решения;

· полученные образы сохраняются в памяти;

· звук идентифицируется с фонемой, и осуществляются операции выбора;

· осуществляется проверка принятых решений путем сличения их со слуховым образом.

Овладеть фонематическим анализом - значит научится определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова. Звуковой анализ является своеобразной основой, к которой присоединяется ознакомление и с характеристикой звуков, и с ударением, и со слоговой структурой. Умение анализировать слова формируется у детей благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует целенаправленная работа по развитию фонематического слуха, представлений по развитию элементарных форм фонем анализа, по усвоению понятий «звук», «буква», «слово». Обучаясь этому, дети усваивают основные фонематические противопоставления, устанавливают смыслоразличительные функции фонем. Данный вид анализа предполагает не только выделение и узнавание отдельного звука в слове, связывание его с буквой. Основное значение - ввести ребенка в звуковую систему языка, научить устанавливать отношения между звуками, составляющими слово.

Большую значимость имеет такая работа при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития.

Исходя из этого содержание коррекционно-логопедического воздействия должно строится с учетом психофизических особенностей детей с задержкой психического развития и основных теоретических положений (принципов).

Патогенетический принцип

Данный принцип предполагает учет к коррекции нарушенных механизмов. Поскольку одним из механизмов, приводящим к трудностям при обучении грамоте является недоразвитие фонематической системы, а именно, различных операций фонематического анализа и синтеза коррекционно-логопедическая работа будет направлена на развитие у детей всех процессов фонематической системы: фонематическое восприятие, представления, фонематический анализ и синтез.

Онтогенетический принцип

Он предполагает учет той последовательности и тех закономерностей формирования функций фонематической системы, которые имеют место в онтогенезе. При данном нарушении логопедическая работа должна строиться с учетом основных закономерностей формирования языка. Развитие языка идет:

1.От смысла к форме (таким образом, реализуется смыслоразличительная функция фонем).

2. От простого к сложному: от элементарных форм фонематического анализа - выделения звука на фоне слова (В.К. Орфинская), - ксложным - определению места звука в слове, определению последовательности, количества звуков, места звука по отношению к другим; от простой слоговой структуры слова (СГ) - к сложной (ССГ; ГСС); от слов односложных (СТС, например, «кот», «дом» и др.) к двусложным (СГ-СГ, например, «сено», «рука» и др.; СГ-СГС, например, «домик», «носок» и др.; СГС-СГ, например, «буква», «речка» и др.) и трехсложным (СГ-СГ-СГ, например, «машина», «калина» и др.).

. От контрастов к оттенкам (слухопроизносительная дифференциация фонем: фонематическое восприятие - каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикуляционно). Здесь также необходимо учитывать закономерности образования оппозиции звуков: гласные - согласные; среди согласных первоначально [м] - [п], [t'J - [д'] и т.д.

. От целого к частному - развитие фонематического слуха от различения слов, сходных по звуковому составу, - к дифференциации слогов, затем - фонем.

С первых занятий должна вестись работа по формированию фонематического восприятия, так как данная функция в процессе становления речи детей формируется одной из первых и является основой для развития операций анализа и синтеза. Необходимо учитывать последовательность в овладении восприятием звуков: сначала отрабатывается умение воспринимать, дифференцировать гласные звуки, затем согласные, из которых в первую очередь отрабатываются различия между твердыми - мягкими, затем звонкими - глухими звуками. При развитии операций фонематического анализа сначала работа проводится по определению наличия или отсутствия звука в слове, затем осуществляется закрепление умения выделять первый и последний звук в слове, в дальнейшем формируется умение определять количество, последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.