Исламское государственное право — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Исламское государственное право

2020-03-31 178
Исламское государственное право 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Исламское государственное право на сегодня является самой динамичной отраслью фикха. Как оппозицию можно привести веками неподвижное наследственное право и семейно-брачные отношения, то есть право личного статута. Исламское государственное право зарождалось на новом этапе в срередине 19 века как просветительское стремление исламских ученых познакомить умму с достижениями Европы. Затем постепенно европейские идеи стали ассимилироваться и пошло возвратное движение. Сейчас данное право включает небольшое количество внешних заимствований европейского характера в его фундаменталистской интерпретации. Исламское государственное право включает следующие элементы: основы теократии, основы правового статуса человека и мусульманина, унитаризм как политико-правовая организация государства в исламской форме правления, основы функционирования джамаатов как органов госвласти.

Теократия есть политическое боговластие, форма религиозно-политических властеотношений. Формами теократии являются традиционное общество, государство, теополитические сообщества (корпорации). Черты теократической государственности - суверенитет бога, централизация и обожествление власти, духовный элитизм, моноидеологизм. Особенности организации аппарата государственной власти в теократии: централизация, единоначалие, отсутствие разделения властей, несменяемость лидеров государства, слияние религиозной и светской властей, верховенство божественного права, религиозный и религиозно-образовательный ценз при формировании ключевых должностей государственной службы, ограничение на занятие государственных должностей для женщин. Черты идеологии теократии: космоцентризм, иерархизм теократических властеотношений, беспограничность, хомо теократикус.

Одним из центральных вопросов исламской государственности является вопрос преемственности власти или ее передачи. К формам передачи власти в исламской стране можно отнести: захват власти, назначение наследника, выборы халифа Шурой, выборы халифа всей общиной и Аллах сам обозначит имама. Захват власти силою в тяжелых обстоятельствах теми, кто может удержать ее для блага мусусульман является первым способом преемственности власти. Единственным оправданием здесь могут быть полный распад властных структур и тяжелые бедствия уммы в данной стране. Этого подхода придерживались хариджиты, которых уже в настоящее время нет. Наследный принц назначается указом халифа и выполняет отдельные поручения халифа, подготавливаясь таким образом к будущей государственной деятельности. Статуса наследного принца лишаются также по указу халифа. Это суннитский подход. Выборы Шурой нового халифа в случае вакантной должности халифа - также суннитская позиция. Созывается специальный совет представителей от всех слоев населения и высших структур власти. Община должна подчиниться решению Шуры (можно сравнить с коллегией выборщиков в США). Выборы всей общиной есть третий вариант суннитского подхода. Пятый вариант - шиитский подход. Аллах обозначит сам Махди, которого люди познают благодаря его откровениям.

Согласно статье 5 Основного низама о власти в Королевстве Саудовская Аравия король избирает наследного принца и смещает его своим указом. Наследный принц полностью посвящает себя деятельности наследника престола и выполняет обязанности, поручаемые ему королем. В случае кончины короля наследный принц берет на себя бразды правления и исполняет королевские обязанности до принесения присяги.

В соответствии с Конституцией идеального исламского государства (статья 23) Имам является главной исполнительной власти государства, который избирается голосованием абсолютного большинства избирателей на период          лет, начиная с того дня, когда байа предлагается ему Меджлисом аль Байа.

До вступления в должность Имам должен выступить с выражением готовности перед Меджлисом аль Байа, состоящим из членов Меджлиса аль Шура, Шуры улемов, Конституционной шуры, Верховного шариатского суда, Избирательной комиссии, глав Вооружённых Сил, следовать требованиям шариата согласно его духу и букве, поддерживать идею ислама всеми средствами, подчиняться мандату конституции и защищать территориальную, политическую и экономическую независимость государства и права народа, гарантировать равноправие всех членов общества без дискриминации, без страха и без предпочтения, быть доступным для членов общества прямо или через институты в случаях предъявления ими исков или претензий. При оглашении данной клятвы все участники должны предложить ему байа на вышеперечисленных условиях от своего имени и от имени народа.

В Конституции Исламской республики Иран (статья 107) предусмотрено, что рахбар (лидер страны и глава государства) избирается Шурой факихов-религиозных экспертов, которые выдвигаются Советом по охране конституции. Требования, предъявляемые к лидеру страны: необходимая научная компетентность для вынесения фетв по различным вопросам мусульманского права, справедливость и набожность для управления исламской нации, правильное политическое и социальное мировоззрение, распорядительность, смелость, организационные способности и сила, достаточная для управления.

Реальные принципы исламской формы правления: недоверие к общине как к автономному органу власти, консультации при принятии решений, а не участие в управлении, велаяте факих, то есть правление богословов-улемов, переплетенность государственной, религиозной и родовой структур общества, преимущественно назначаемость, а не выборность, структура управления городской общиной как орган государственной власти, халиф предлагался Большой шурой и она формально выбирала с заключением байа хасса или Шура факихов выбирала имама, право народа на сопротивление угнетению в исламском государстве заменено правом Большой шуры отстранить халифа или Шуры факихов - имама, исламская законность.

В исламской правовой доктрине принято единство властей, имам как символ (верховная власть исламского государства), арбитр и руководитель (триединство) уммы, верховный кади как органы судебного надзора за верой и хисба как административного, великий визирь и меджлис как органы исполнения верховной власти, муфтий как органы верообразования и сохранения веры, главы вооруженных сил как защита. Вместо властей части верховной власти как формы реализации. Деление на светскую и церковную власть условно, так как в верховной власти сочетаются оба эти начала.

Исламское государство создано Аллахом для обеспечения благополучия праведных мусульман и просвещения остальных. Высший суверенитет над исламским государством принадлежит Творцу миров. Имам является наместником Аллаха на Земле до его возвращения в день Страшного суда. Имам заключает с уммой договор об условиях правления. Исламская форма правления есть наилучшая из всех возможных по взглядам фундаменталистов. Человечество неизбежно идет к познанию ислама и этот процесс невозможно остановить. Формула суверенитета в исламском понимании: суверенитет принадлежит Богу, но он вручил его людям до Судного дня, чтобы проверить готовность людей жить по его законам и монарх (государь или имам) являются наилучшими выразителями воли бога.

Сравним концепции суверенитета:

 

Носитель суверенитета Сущность власти Сочетание церковного и светского начал Цель бытия в мире
Бог Воплощение божественной воли до Страш-ного суда Единство начал Познание Бога
Народ Право устанав-ливать и изме-нять форму правления Церковь как институт граж-данского об-щества Рациональное построение своего бытия
Монарх Сам определяет наилучшую форму как отец своих подданных Церковь как инструмент традиции Монарх лучше всего заботиться о своих детях
Аристократия Элита как наибо-лее образованная часть общества управляет Утонченная ре-лигия для арис-тократии и упро-щенная для масс Духовность из-бранных и утилитаризм масс

 

Чтобы представить себе более полную картину концепций исламского государства сравним их. Исламская национальная форма в традиционализме (авторский собирательный термин) - форма правления, существующая в исламских странах, опирающая на традиционные институты власти, играющие роль дополнительности к руководящей деятельности государства, вытекающая из религиозного союза государства и общества и имеющая в качестве идеологии исламский ренесссанс. Исламская форма правления с точки зрения фундаменталистов - форма правления, создаваемая в исламской стране как универсальный согласованный набор правовых институтов с миссией вечного джихада и непрерывного освоения мира. Исламократия в модернизме (более широкое словоупотребление - исламская демократия) - форма правления, которую стремятся построить в исламском мире вестернизированные страты, опираясь на мировой опыт, определенную часть традиции и воплощающая дух ислама.

Покажем характеристики этих концепций:

 

Исламская нацио-нальная форма Исламская форма правления Исламократия
Дополнительность традиционных структур власти «Неправильность» их по Аллаху Отсталость, архаика традиционных структур власти
Конкретно-исторический опыт Универсальный божественный опыт Конкретно-исторический опыт
Конкретная страна ислама Любая страна ислама Передовые страны ислама
Исламская мысль Исламская экстремистская мысль Мировая мысль
Главное - нить традиции Главное - исполнение воли Аллаха Главное - достижения мировой цивилизации

 

Рассмотрим теперь положение главы государства в исламском государстве. В эмиратстве исламской национальной формы - Верховный амир как глава аппарата госвласти, «технический исполнитель» воли Аллаха, выбирается - Меджлис предлагает с одобрения Шуры улемов Байа (договор), затем избрание мусульманами и заключение Байа с Меджлисом. В имамате исламской формы правления Имам как религиозно-политический руководитель уммы и исламского государства, выбирается - утверждается Шурой улемов из своего состава с одобрения Съезда улемов страны. В халифате исламской формы правления Халиф как политический лидер уммы, действующий в соответствии с законами Шариата, выбирается - заключение Байа с Меджлисом. В имамате исламократии имам как религиозно образованный политический руководитель, выбирается - избрание гражданами страны, а затем Меджлис заключает Байа.

Характеристики организации государственной власти в исламской форме правления можно выразить так: исламская форма правления не является ни республикой, ни монархией. Его возглавляет либо выборный политический глава либо выборный политико-религиозный глава. Борьбу за создание исламсой формы правления возглавляет закрытая и организованная партия Аллаха (Хезб Аллах) во главе Исламского освободительного фронта. После победы исламской революции она преобразуется в новую государственную власть, а прежние партии самороспускаются как противопоставляющие мусульман. Будут провозглашены свободы исламских общественных организаций. В исламократии допускается существование исламских партий.

Волеизъявление исламской нации через откровение Творца включает как непосредственные формы (референдум, выборы, инициатива исламских общественных объединений, национально-культурная автономия), так и представительные - Меджлис или Шура. Представительное волеизъявление является производным от воли имама и улемов как представителей Аллахав исламской форме правления.

Правительство есть ненужная преграда между великим везирем как начальником канцелярии и везирями или исполнительными помощниками (руководителями) ведомств. Руководители напрямую подчиняются ему. Вместо спикера глава меджлиса. Спикер выбирается победившей партией и направляет деятельность парламента, что является узурпацией полномочий имама. Основной орган исполнения верховной власти - ведомство.

Институт хисбы - административный надзор за соблюдением шариата, расследование преступлений, руководство мухтасибами - исламской полицией нравов. В исламской форме правления двойная форма конституционной юстиции - исламская конституционная юстиция (Верховный шариатский суд) и собственно исламская конституционная юстиция (Шура улемов). Шура улемов интепретирует фикх, а Верховный шариатский суд оценивает все с точки зрения исламских ценностей.

Канцелярия имама следит за документооборотом и за соответствием фикху документов, которые поступают к имаму. Канцелярия имама разрабатывает проекты указов имама и выполняет другие функции. Шура защитников веры рассматривает вопросы защиты веры. Это головной орган координации того, что на Западе называют экспортом исламской революции.

Силы обеспечения безопасности исламской формы правления включают Амн аль хасс (Служба охраны), Мухабарат (спецслужба внутренней безопасности), Ихтисбарат (разведка), Хисба (прокуратура и полиция нравов), Территориальные силы исламской самообороны, Исламские революционные вооруженные силы освобождения, Исламские специальные силы, Шариатская гвардия министерства шариатской безопасности (КСИР в Иране).

С целью политико-военной подготовки молодежи к джихаду учреждается детско-юношеская спортивная военизированная исламская организация. Только унитарное государство - автономия и федерализм разъединяют мусульман. Допустима национально-культурная религиозная автономия христиан и иудеев. В исламократии регионалистское государство. Цель государства - сообщество исламских государств в умме и всемирное исламское государство в мире. Миссионерская функция государства - распространение веры всеми дозволенными Аллахом средствами. Органом государственного исламского муниципалитета выступает амиры и шуры джамаатов. Они представляют власть исламского государства.

Отсутствует концепция естественных прав человека как универсального критерия оценки деятельности государства. Эту функция выполняет концепция исламских ценностей. В исламе разделение на мусульман и иноверцев. Последние не служат в силах обеспечения безопасности, не могут быть выбраны на должности государственной службы. Соответственно разные правовые процедуры, так как Аллах завещал защищать мусульман.

Отсутствует концепция позитивного права, то есть независимая законодательная деятельность государственных органов. Аллах дал нам право лишь углублять понимание веры, что и делает умма. Отсюда меджлис имеет лишь консультационные функции. В исламской форме правления 3 системы подсудности: исламские государственные революционные трибуналы, суды общей юрисдикции шариатского судопроизводства и военно-полевые суды в Военных силах.

К государственным институтам исламской формы правления можно отнести Меджлис аль Шура, Имам, Шура улемов, Меджлис аль Байа, Хисба, Социально-экономическая шура, Конституционная шура, судебная система, Канцелярия имама, Верховная шура джихада, Избирательная комиссия, Шура по развитию эмиратств Юга, ведомство шариатской безопасности, ведомство шариатской юстиции, Государственный исламский комитет дозволения добра.

Меджлис аль Шура (или парламент) - консультативный представительный орган, который выбирается исламской нацией на срок 4-5 лет. Компетенция как у парламента во Франции, то есть регламентарная (ограничительная). Имам (или президент) как высший светский и духовный лидер государства, избирается на длительный срок. Выборы проводятся после того, как он получит предложения от Меджлиса аль Байа об избрании или другая процедура - через институты духовенства. В некоторых доктринах ислама - имам глава исполнительной власти, что очевидно противоречит его статусу руководителя. Имам назначает послов и везирей (министров), промульгирует законы Меджлиса. Способ отстранения: Меджлисом по нарушению законов или байа.

Имама может выбирать Шура улемов, которая состоит из всенародно выбранных религиозных экспертов. Аналог - коллегия выборщиков в США, только с религиозным цензом. Шура улемов толкует божественное право в его примении к человеческой практике. Меджлис аль Байа (или Конституционное собрание) составляется из членов Меджлиса аль Шура, Шуры улемов (Меджлиса аль Улама), Конституционной шуры, Верховного шариатского суда, Избирательной комиссии, глав Вооружённых Сил. Ему присягает Имам. Хисба (прокуратура открытая и тайная) - исламская прокуратура, которая руководит исламской полицией нравов. Она создана для пропаганды и защиты ценностей ислама, рассмотрения заявлений отдельных граждан, содержащих жалобы на государство и на его органы, защиты прав отдельных граждан, анализа работы государственных чиновников и выявления случаев злоупотребления властью и нарушения служебного долга с их стороны, анализа и проверки законности принятых административных решений.

Социально-экономическая шура (Совет по проблемам экономического развития из представителей государства и общества), состоящая из экспертов, которые должны участвовать в выработке экономических решений в стране для воплощения общественно-экономических обязательств, предусмотренных этой конституцией и советовать имаму и Меджлису аль Шура по экономическому и общественному планированию, бюджету и другим общественно-экономическим вопросам.

Конституционная шура (как, например, такой же Совет во Франции), которая должен быть гарантом конституционного и исламского характера государства. Он интерпретирует законы государства, регулирует коллизии законодательства.

Судебная система включает исламские государственные революционные трибуналы для рассмотрения преступлений против государства во главе с Верховным исламским революционным государственным трибуналом, систему военно-полевых судов в Военных силах, шариатская система судопроизводства в обычных судах во главе с Верховным шариатским судом, следующий уровень - окружные суда эмиратства, затем съезд кади хакимията и как самое низшее звено - кади. Отдельным является Шариатский суд по делам улемов.

Канцелярия имама (или администрация президента) толкует административные решения, готовит проекты решений имама, организует все техническое взаимодействие исполнительной власти. Ее начальник назначается имамом непосредственно. Именно канцелярия главного везиря, а не правительство, которого в исламской доктрине нет, возглавляет исполнительную власть.

Верховная шура джихада (или Совет безопасности) рассматривает все вопросы обороны ислама в целом и состоит из членов высших органов власти. Он обязательно включает глаав Вооруженных сил. Избирательный механизм возглавляет Избирательная комиссия, которая приобретает ту же власть, что и Верховные избирательные трибуналы во время выборов в Латинской Америке. Шура по развитию эмиратств Юга - координационный орган, создаваемый для социально-экономического подъема эмиратств Юга страны. Возглавляет заместитель начальника канцелярии.

Согласно классической исламской государственно-правовой доктрине халиф или имам не имеют правительства как коллегиального органа исполнительной власти. В КСА принят Низам об учреждении Совета министров. В него входят премьер-министр, министры, советники короля, генеральный секретариат Совета. Секретариат ведет административную работу, при нем группа экспертов. Исламократия допускает институт правительства.

Государственный исламский комитет дозволения добра есть структура тайного тоталитарного контроля и отрицается даже многими фундаменталистами, хотя деятельность мухтасибов - тайной религиозной полиции они признают нужной. Комитет дозволения добра есть в Королевстве Саудовская Аравия, мухтасибы действовали в Исламских эмиратах Афганистана. Амн мухтасиб - глава мухтасибов, мутавва - аналог дружинники, только исламские, вакфы - культурно-религиозный комплекс, включавший больницу, медресе, мечеть, библиотеку, школу.

Изменения в политико-правовой доктрине ислама в период 70-90-х годов 20 века выразились в следующем: у суннитов стал допускаться имамат в связи с тем, что изменилось и понимание халифата. Халиф - политический лидер, а Верховный муфтий или шейх-уль-ислам (звание) - религиозный руководитель. В имамате же Верховный муфтий осуществляет чисто административное руководство исламским духовенством. У шиитов по-прежнему только имамат. Стали допускаться контрольные функции представительного органа, но законодательные не полностью. Контроль за процессом исполнения бюджета, утверждаемого главой исламского государства и представляемого канцелярией. Дифференцировалась и структура судебной системы. В халифате Верховный кади, совмещающий 2 функции: назначение кади и высшая судебная инстанция. В имамате Высшая судебная шура ведает назначением, а Верховный шариатский суд действительно суд. Низшее звено по-прежнему кади, а вот вторая инстанция в халифате - коллегия кади, а в имамате - съезд кади хакимията.

Если раньше исполнительную власть возглавлял и сам глава исламского государства, то теперь начальник канцелярии. Ему подчиняются руководители ведомств. В имамате появился Меджлис аль Байа, который предлагает имаму байа - договор на правление. Необходимо заметить, что в шиизме в связи с верой в Махди, пришествие 13 имама, «сокрытого» в 9 веке, это понимается как временная мера. Дело в том, что имам в шиизме - это человек, передающий свое божественное происхождение через своих потомков и в силу этого он уже глава мусульман-шиитов. По сути, если кого-то предлагают Махди, то у шиитов будет таким образом теократическая монархия.

Изменилась роль правового института выборов. Созданная избирательная комиссия, хотя механизм ее формирования различен, следит за выборами в джамаатах, контролирует процедуру байа и т.д. Дифференцировалась даже структура вооруженных сил. В халифате амир джихада - выдающийся полководец как секретарь Верховной шуры джихада, возглавляемой халифом. Тут единая армия. В имамате же есть понимание глав вооруженных сил и Шура этих военачальников. В первом случае члены Шуры назначаются халифом как соратники, во втором - по должности. Произошел принципиальный отказ многих исламских организаций от унитаризма. Стала допускаться концепция имперского регионалистского государства. Понятие империи конечно не употребляется, так как связано с колониализмом. Здесь речь идет о сущности государства.

Сопоставление концепций прав и свобод человека произвел в своей речи министр иностранных дел ИРИ К. Харрази по случаю 50-летнего юбилея Всеобщей декларации прав человека.

Одна группа (стран) выступает за абсолютизированный подход к вопросу, когда принятие во внимание культуры, истории и религии при оценке прав человека считается средством выхолостить содержание Декларации прав человека. Представители такого подхода полагают, что если принять «относительный подход» к правам человека, то это лишит данное понятие его стройности, а в результате отбросит человечество в этом плане назад. Другая сторона полагает, что Декларация - плод мысли и культуры Запада, а потому чужда мыслительному строю и традициям восточных стран.

Одна сторона делает акцент на правах индивида, а другая - на его социальной ответственности. Одна сторона прибегает к гражданскому и политическому праву, а другая - поднимает знамя социально-экономических прав. Одна сторона считает основным право, а другая - мораль. В результате обе стороны обмениваются обвинениями и взаимными поношениями.

До тех пор, пока обе стороны не перестанут смотреть друг на друга как бы из окопов своих позиций, это нездоровое положение не изменится. Ведь упрямство рождает упрямство. Но истина в том, что каждая из сторон пытается делать акцент на части реальности, а не на всей правде: права человека в своей сущности абсолютны, но понимание их человеком относительно, права и обязанности не противоречат друг другу, а, напротив, соединены друг с другом и являются взаимодополняющими понятиями, социально-экономические права неотделимы от гражданских и политических прав, ибо вся совокупность прав человека принципиально неразделима. Борьба с нищетой и создание приемлимого уровня благосостояния требует столько же внимания, как и защита свободы мысли и слова, в отсутствие уважения к индивидуальным правам способности личности не развиваются, как и общество в отсутствие морали погибает. Настоящее счастье заключено в том равновесном состоянии, которое для каждого человека и каждого общества сопрягается с его собственными потребностями.

Принципы исламского унитаризма: вся власть исходит от верховной, полномочия делегируются по функциональному признаку, центральные, региональные, районные и муниципальные органы госвласти, весь суверенитет принадлежит Аллаху, как бы это не называлось, автономия и федерализм раскалывают государство, расшатывают его устои, формула - единство в многообразии.

Унитаризм подразумевает, что вся полнота власти как наместника на Земле у верховной власти имама. Он ее реализует для наилучшего управления общественными делами мусульман. Никакая часть территориального объединения не может претендовать на свой, особый круг полномочий, чем бы это не аргументировалось. Перед верховной властью равны все. Имам хранит единство исламского государства.

Единственный критерий распределения полномочий - эффективность. Все полномочия на данном уровне власти должны находится у одного органа. Пределы полномочий определяются исходя из представлений об общих принципах организации госвласти в исламском государстве. Власть есть символ единения государства и уммы как ее руководителя в мире.

Уровни власти: центральная власть исламского государства, включающая ядро - верховную власть и 4 части верховной власти: исполнение, надзор, защита и верообразование, региональное исламское эмиратство, средний уровень - хакимият (район), муниципальный - джамааты, низший - махалла или территориальное исламское общественное самоуправление.

Региональный уровень власти эмиратства регулируется в КСА Низамом об учреждении региональных властей. Низам о каждом регионе принимает король по рекомендации министра МВД. Эмир и его заместитель назначаются и освобождаются от должности королевским приказом по рекомендации министра МВД согласно статье 4 Закона. Статья 5 прямо устанавливает, что эмир региона подотчетен министру МВД. В эмиратстве дважды в год проходит собрание глав районов.

В соответствии со статьей 15 в каждом регионе создается Шура эмиратства. В состав Шуры входят эмир как председатель, его заместитель, помощник эмира (по духовным делам), главы правительственных учреждений в регионе, 10 жителей по рекомендации эмира и одобрения министра МВД назначаются премьер-министром на 4 года. Мнение Шуры эмиратства представляется в виде докладов министру МВД.

Черты джамаата: орган государственной власти на соответствующем уровне, военный элемент джамаата, органы надзора и верообразования на муниципальном уровне, территориальная организация джамаата.

Амир джамаата назначается эмиром с согласия верховной власти сроком на 3-5 лет с возможностью продления этого срока. При амире состоит Шура улемов как орган судебного надзора на данном уровне власти. Вопросы обороны джамаата решает Военная шура джамаата, которой подчиняются военные амиры во главе Территориальных сил исламской самообороны. Военная шура не может отсранить военного амира от командования, она может только приостановить его полномочия, отстраняет же Общая шура джамаата.

Общую шуру джамаата выбирают представители округов (махалла в восточном городе). Она решает все ключевые вопросы. Возглавляет махалла глава, при нем консультативный Исламский комитет махалла. Главе махалла подчиняются напрямую главы семьев махалла или выборные представители от семей по десяткам (один представитель от десяти семей).



Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.