Анализ и оценка эффективности реализованной программы по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей в условиях социального приюта — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Анализ и оценка эффективности реализованной программы по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей в условиях социального приюта

2020-03-31 248
Анализ и оценка эффективности реализованной программы по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей в условиях социального приюта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В течение семи недель была проведена программа по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей в условиях социального приюта для детей и подростков (Приложение 1).

Данная программа была одобрена исполняющим обязанности директора КОГКУ СО «Сунский социальный приют для детей и подростков».

Для диагностики сформированности навыков самообслуживания была разработана и использована карта наблюдения (Приложение 2). С ее помощью была проведена качественная диагностика сформированности навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей в условиях приюта.

У каждого ребенка все навыки сформированы по-разному, и в ходе проведения диагностических мероприятий было выявлено следующее:

При поступлении в приют дети 3-5 лет в основном не могут умываться, пользоваться предметами личной гигиены без помощи воспитателя. Некоторые дети боятся процедуры умывания, принятия душа. Капризничают, некоторые проявляют агрессию. Также большая часть детей не имеют представления о назначении различной посуды, ограничиваются элементарными знаниями, первое и второе блюдо могут употреблять одним столовым прибором - ложкой. За приемом пищи также ведут себя по-разному. Стараются соблюдать чистоту, при появлении на столе салфеток, рассматривали не дотрагиваясь. Принятие пищи многими детьми происходит самостоятельно, после небольшого адаптационного периода, и помощи воспитателей.

Одевают младших детей воспитатели, иногда помогают старшие ребята. Знания о видах одежды и ее предназначении слабые.

Свое рабочее место после игры прибирают неохотно и по принуждению воспитателя, некоторые ребята относятся к приборке добросовестно. Постель заправляет нянечка в присутствии ребенка, сопровождая устным пояснением.

Отсутствуют знания о влажной уборке. Пользоваться выключателями умеют, не знают предназначения многих электрических приборов.

При встрече со взрослыми говорят «здравствуйте», но не всегда произносят слов прощания. Плохо умеют выражать благодарность / просьбу. Не всегда говорят «спасибо». На помощь товарищу идут охотно, поясняя свои действия. Некоторые дети не выражают уважения к старшим, обращаются на «ты», грубят, не слушаются.

О правилах поведения в гостях, на улице, в медицинских и культурных учреждениях знают не выраженно.

Дети 6-7 лет моют руки, умываются, пользуются полотенцем самостоятельно. Не умеют в полной мере пользоваться предметами личной гигиены.

Ребята активно помогают по дежурству в столовой, основные виды посуды знают, некоторые ребята не всегда убирают за собой, к салфеткам также не притронулись. За столом ведут себя спокойно, пищу принимают медленно, наблюдая за старшими.

Одеваются не опрятно, есть необходимость поправлять элементы одежды для удобства. Большинство детей не умеют завязывать шнурки. Знания о видах одежды и ее предназначении слабые.

После занятий или игры рабочее место прибирают после напоминания воспитателя, постель заправляют при помощи воспитателя. Знания о влажной и сухой уборке отсутствуют.

Дети могут самостоятельно включить и выключить свет, телевизор.

Не все воспитанники знают правила поведения в гостях, больнице и других учреждениях. Знают слова приветствия и прощания, но не всегда употребляют. При напоминании взрослых могут выразить благодарность. К старшим относятся с уважением, проявляют чувства благодарности, часто требуют внимания, ласки. Правил поведения в гостях, больнице и других учреждениях не знают.

Дети 12-13 лет моют руки, умываются, пользуются полотенцем самостоятельно. Не знают, как пользоваться предметами личной гигиены.

Большую роль играет сам возраст - переходный. Ребята не охотно воспринимают информацию.

Пищу принимают самостоятельно, но некоторые воспитанники пользуются одним и тем же столовым прибором. За столом ведут себя не спокойно, разговаривают, мешают другим детям.

Одеваются не все последовательно, не добросовестно, могут одеть грязную одежду. Не в полной мере знают о назначении сезонной одежды.

Не все ребята умеют зашнуровывать обувь. Но быстро учатся, глядя на старших.

После занятий убирают свое место при напоминании воспитателя. После нескольких дней пребывания в приюте, на примере старших и под руководством воспитателей, самостоятельно заправляют постель, но без особого старания.

Воспитанники отчасти знают, что такое влажная уборка. Умеют пользоваться выключателями, включать и выключать телевизор.

Знают слова приветствия / прощания, первые дни пребывания в приюте стесняются говорить, просить о чем-либо; быстро адаптируются в коллективе со сверстниками и ребятами постарше, с младшими детьми по началу контактируют не охотно.

К персоналу относятся с уважением. Здороваются/прощаются, но не всегда корректно выражают просьбу. Правил поведения в гостях больнице и других учреждениях не знают.

Ребята 14-16 лет выполняют самостоятельно практически все, за исключением пользования предметами личной гигиены. О них им приходится напоминать или рассказывать об их предназначении. Ребята в основном не осведомлены о правилах личной гигиены, ухода за собой. Также не сформированы навыки культурного поведения, в основном у юношей.

Со взрослыми стараются общаться на равных, к персоналу более пожилого возраста обращаются на «Вы», легко находят контакт со сверстниками. Помогают по хозяйству персоналу.

Сформированность основных навыков у детей 14-16 лет, можно объяснить тем, что из-за отсутствия должного внимания и ухода, им приходится учиться всему самим, с возрастом умения и опыт приходит сам. Кроме того, приходится ухаживать за младшими братьями и сестрами.

Таким образом, диагностика выявила ряд следующих проблем у детей дошкольного и младшего школьного возраста:

не знание воспитанниками правил личной гигиены и ее предметов;

не знание правил поведение за столом, культуры поведения в различных учреждениях;

не осведомленность о предназначении различной сезонной одежды;

не знание о влажной и сухой уборке;

неумение самостоятельно принимать пищу;

неумение пользоваться туалетом.

Проблемы у детей переходного возраста в основном в правилах личной гигиены, культуры питания, приготовления пищи, влажной и сухой уборке, правилах общения и коммуникации.

Исходя из диагностического мероприятия, была разработана программа, учитывающая пол и возраст детей, а также направления по разным проблемам несформированности определенных навыков самообслуживания.

В последующие шесть недель проводились различные мероприятия, как на формирование навыков самообслуживания у детей, так и на их закрепление.

Первая часть программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста состоит из пяти блоков:

Мероприятия первого блока направлены на формирование и закрепление гигиенических навыков по соблюдению чистоты тела, личной гигиены, умение расчесывать и заплетать волосы.

По итогам реализации мероприятий первого блока были выявлены следующие результаты:

из восьми дошкольников шестеро овладели навыками самостоятельного ухода за собой. Перестали бояться водных процедур, стали активно пользоваться предметами личной гигиены, расчесывать и заплетать друг другу волосы.

дети младшего школьного возраста активно и с удовольствием участвовали в мероприятиях, по итогам контроля все показали хорошие результаты по соблюдению чистоты тела и личной гигиены.

Мероприятия второго блока направлены на формирование навыков культурного поведения за столом.

младшие дети особенно трудно поддавались взаимодействию, приходилось постоянно применять методы поощрения. Двое из дошкольников гиперактивны, поэтому соблюдать правила культуры за столом им было трудно. По окончании данного блока программы, благодаря компетентности и терпению воспитателей и эти двое ребят показали на контроле хорошие результаты. У других детей проблем с поведением за столом возникать не стало. За стол привыкли садиться опрятными, старались соблюдать чистоту во время принятия пищи. На контрольном мероприятии также показали хорошие результаты по предназначению различной посуды, и аккуратного принятия пищи.

дети младшего школьного возраста за столом вели себя спокойно, не разговаривали. За столом ведут себя спокойно, пищу принимают медленно, наблюдая за старшими. Ребята активно помогают по дежурству в столовой, основные виды посуды знают, некоторые ребята не всегда убирают за собой, к салфеткам также не притронулись.

В процессе реализации второго блока программы совершенствовали свои навыки по культурному принятию пищи, в играх участвовали охотно, с удовольствием смотрели и активно обсуждали мультфильмы, после чего были отмечены довольно положительные результаты на контрольном мероприятии.

Третий блок программы был направлен на формирование навыков самостоятельного одевания и раздевания.

младшие дети в начале процесса реализации третьего блока программы, справлялись с одеванием / раздеванием слабо. В течение шести недель все восемь дошкольников научились самостоятельно и последовательно одеваться, завязывать шнурки научились лишь пять ребят. Ребята стали называть вид одежды и когда ее носить. Также научились аккуратно развешивать одежду на стуле после ее использования. Грязную одежду стали самостоятельно отдавать нянечке, не дожидаясь ее замечаний. На контрольном мероприятии одевались уверенно, но с некоторой помощью старших ребят.

младшие школьники особого затруднения со вторым блоком не испытывали; процесс одевания / раздевания развит на уровне автоматизма, однако дети получили представление о видах одежды и ее предназначении. Одежду после использования складывали аккуратно. На контрольном мероприятии также показали высокие результаты сформированности навыков самостоятельного одевания / раздевания, в игре с особой активностью называли предметы одежды и их предназначение. Шнурки научились завязывать без особых усилий.

Деятельность четвертого блока была направлена на формирование навыков поддержания порядка в окружающей обстановке, социально-бытовые навыки.

шестеро младших детей из восьми, стали видеть беспорядок, убирать за собой игрушки без напоминания воспитателей. После просмотра мультфильмов, сюжет обсуждали активно. Стали самостоятельно, но не совсем аккуратно, заправлять за собой постель. По разрешению воспитателей стали включать и выключать телевизор. На итоговом мероприятии все ребята справлялись со своей задачей, некоторые малыши все же не обходились без помощи воспитателя.

младшие школьники быстро усваивали материалы, активно применяли полученные знания на практике. Стали видеть беспорядок, помогать в уборке помещений (протирать пыль, выносить мусор). В день самостоятельной работы хорошо справлялись с поручениями, выполняли качественно, отзывчиво реагировали на просьбу о помощи.

Пятый блок программы направлен на формирование навыков культурного поведения и положительных взаимоотношений.

младшие дети с особым интересом принимали участие в мероприятиях данного блока, в процессе игр, просмотра мультфильмов, чтения книг; активно применяли на практике усвоенные материалы, научились правильно и своевременно выражать слова благодарности, извинений. Шестеро из восьми дошкольников показали хорошие результаты на контрольном мероприятии. Стали отзывчивее друг другу.

младшие школьники имели представление об общих правилах поведения. В процессе реализации пятого блока ребята закрепили и усовершенствовали сформированные навыки культурного поведения, к старшим обращаются на «Вы», говорить слова приветствия и прощания вошли в привычку, дети стали спокойнее разрешать маленькие межличностные конфликты.

Таким образом, в результате реализации программы практически все дети овладели необходимыми навыками самообслуживания. За исключением двух гиперактивных дошкольников, требующих серьезного психологического вмешательства.

Важно отметить, что дети особо чутко реагируют на различное отношение к ним, к каждому воспитателю относятся по-разному. При виде в обстановке нового лица, проявили интерес, охотно и дружелюбно взаимодействовали. Требовали ласки и внимания.

Вторая часть программы была разработана отдельно для старших детей 14-16 лет.

Особых трудностей в работе с подростками не возникало, все ребята легко шли на контакт, и хорошо находили общий язык с новым лицом. Активно помогали в проведении мероприятий.

Работа с детьми старшего возраста также подразделялась на 5 блоков:

Формирование гигиенических навыков по соблюдению чистоты тела:

ребята старшего возраста узнали о предметах личной гигиены. Девушки получили знания о том, как заботиться о себе в определенные дни. Красиво заплетать волосы себе и младшим девочкам. Юноши также научились правильно заботиться о своей личной гигиене. Поддерживать чистоту и опрятность внешнего вида.

Формирование навыков культурного поведения за столом:

старшие дети вели себя за столом непринужденно, естественно. По итогам реализации второго блока получили знания о предназначении различной посуды, и хорошо показали свои знания, умения и сформированные навыки на дне самостоятельной работы.

Формирование навыков самостоятельного одевания и раздевания:

старшие ребята в начале реализации третьего блока программы уже умеют одеваться / раздеваться самостоятельно, но двое из пятерых ребят не имели представления о сезонной одежде. По итогам контрольного мероприятия ребята узнали, как одеться на праздник или другое торжественное мероприятие, пришивать пуговицы, основные правила ухода за одеждой.

Формирование навыков поддержания порядка в окружающей обстановке, социально-бытовые навыки:

С формированием данной группы навыков в процессе реализации программы никаких проблем не возникало. Ребята уже умеют самостоятельно заправлять постель, убирать свое рабочее место. Единственное, что подверглось коррекции, это напоминание о необходимости убрать свое место или вытереть пыль в спальне. По итогам дня самостоятельной работы ребята сами справились с поставленной задачей убраться в спальне.

Формирование навыков культурного поведения и положительных взаимоотношений:

Поскольку основным видом деятельности у подростков является учеба, в процессе которой они активно общаются между собой, основным навыком для них оказался навык общения.

Ребята научились терпимо относиться к младшим детям, когда в начале реализации программы их отношение друг к другу было несколько равнодушным. К концу проведенных мероприятий старшие дети стали более внимательны к младшим.

Сформированность основных навыков у детей 14-16 лет, можно объяснить тем, что из-за отсутствия должного внимания и ухода, им приходится учиться всему самим, с возрастом умения и опыт приходит сам. Кроме того, приходится ухаживать за младшими братьями и сестрами.

Таким образом, после реализации программы можно сделать следующие выводы:

к детям нужно относиться более чутко, поскольку они лишены внимания и заботы;

некоторые ребята способны к обучению, и имеют таланты к творчеству;

благодаря вниманию большинство детей научились самостоятельно мыть руки, пользоваться полотенцем, узнали о личной гигиене и ее предметах;

с помощью наглядных примеров и увлекательных занятий узнали о назначении различной посуды, за соблюдение чистоты и порядка места приема пищи получали с разрешения воспитателей сладкие призы. Также поощрялось хорошее поведение за столом;

воспитанники получили знания о предназначении различной одежды, научились зашнуровывать обувь;

старшие дети научились прибираться без напоминания взрослых, и помогать прибираться младшим, самостоятельно и аккуратно заправлять постель;

получили знания и опыт в формировании навыков соблюдения чистоты: влажной и сухой уборке, получили представление о том, как пользоваться пылесосом, утюгом, электрочайником, телевизором и др.;

сформировали навыки культурного общения. Дети стали более вежливы в отношении друг к другу, таки и в отношении к персоналу;

ребята становятся эмоционально устойчивее, получая заботу и внимание.

Оценка эффективности программы проходила на последней неделе реализации программы при помощи также карты наблюдения и беседы.

По итогам реализации программы можно представить результаты, вычисленные по оценке сформированности навыка самообслуживания (1 - показатель вообще не проявляется; 2 - проявляется в незначительной мере; 3 - показатель проявляется в некоторой степени; 4 - показатель проявляется в значительной степени; 5 - показатель проявляется в полной степени).

Коэффициент мы вычислили по следующей формуле: сумма оценок сформированности каждого навыка каждого ребенка разделенная на количество участников.

Критерии уровня сформированности навыков самообслуживания:

до 10 низкий уровень сформированности навыков самообслуживания;

от 11 - 15 уровень ниже среднего;

от 16 - 20 - средний уровень сформированности навыков самообслуживания;

от 21-25 - высокий уровень сформированности навыков самообслуживания.

Таким образом, у нас получился коэффициент сформированности навыков самообслуживания до реализации программы, представленный в виде диаграммы.

 


Исходя из данных диаграммы, коэффициент сформированности навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей не превышает 11, 93 - уровень ниже среднего. Навык культуры общения, как база основных навыков самообслуживания: знание слов приветствия / прощания, умение выражать благодарность / просьбу, способность помочь другому, уважение к старшим, знание поведения в различных учреждений.

,53 - уровень ниже среднего. Коэффициент сформированности навыков поведения за столом: знание о назначении различной посуды, соблюдение чистоты места для приема пищи, умение пользоваться салфеткой (платком), умение вести себя за столом, умение самостоятельно принимать пищу.

,15 - низкий коэффициент сформированности навыков самостоятельного одевания / раздевания: соблюдение последовательности одевания, умение зашнуровывать обувь, застегивать молнии, пуговицы, наличие знаний о видах одежды и ее предназначении.

,68 - коэффициент ниже среднего. Навык по соблюдению чистоты тела включающий: мытье рук, умывание, пользование полотенцем, пользование предметами личной гигиены, пользование туалетом.

Хуже всего сформированы навыки социально-бытовой ориентации и умение поддерживать порядок в окружающей обстановке: умение прибирать свое рабочее место после игры, умение заправлять постель, умение производить влажную и сухую уборку, умение пользоваться выключателями, электроприборами - 5,61 низкий показатель.

В связи с низкими показателями сформированности навыков самообслуживания у детей, которые поступили в приют из неблагополучных семей, мы реализовали программу. После ее реализации результаты также представили в виде диаграммы.

 

После реализации программы, в условиях социального приюта, наблюдается значительное повышение коэффициента сформированности навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей. Исходя из данных диаграммы, можно сделать вывод, что программа достаточно эффективна, поскольку показательный коэффициент сформированности навыков самообслуживания значительно вырос:

навыки по соблюдению чистоты тела - 21,9 - высокий уровень сформированности навыка;

навыки культурного поведения за столом - 20,44 - средний уровень сформированности навыка;

навыки самостоятельного одевания / раздевания - 22,44 - высокий уровень сформированности навыка;

Навыки поддержания порядка в окружающей среде, бытовые навыки - 21,34 - высокий уровень сформированности навыка;

Навыки культурного поведения и положительных взаимоотношений - 24,2 - высокий уровень сформированности навыка.

Таким образом, мы провели оценку эффективности разработанной и реализованной программы, сравнили результаты до и после ее апробации. Отметили, что программа достаточно эффективна, поскольку дала довольно положительные результаты. Также после второго контрольного наблюдения мы разработали ряд рекомендаций для социального приюта для детей и подростков, для его дальнейшей эффективной работы по формированию навыков самообслуживания.

 

Рекомендации для социального приюта в формировании навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей

 

В работе Сунского социального приюта для детей и подростков по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей, хотелось бы отметить следующие положительные моменты:

обстановка в приюте весьма приятная, в помещениях уютно, что способствует благоприятному развитию детей;

наличие множества наглядных красочных пособий, плакатов, стендов, памяток по навыкам самообслуживания;

наличие всей необходимой техники для гармоничного развития детей;

наличие различных игрушек, в первую очередь развивающих;

воспитатели относятся к детям с особой заботой;

все формы и методы используемые воспитателями дают хороший эффект в формировании навыков самообслуживания;

сформированы группы детей по возрасту (всего 2 группы).

индивидуальный подхода к детям; учет их возраста, здоровья, психического состояния;

созданы условия, наиболее приближенные к домашним. Каждый ребёнок включается в семье в систему игровой, учебной и трудовой деятельности. Вырабатывается и осуществляется личная программа развития ребёнка;

Однако наряду с положительными моментами можно выделить и отрицательные моменты:

не всем детям уделяется достаточное количество времени, поскольку детей в приюте значительное количество;

хотелось бы создать жилищные условия, наиболее приближенные к домашним, в плане создания отдельных комнат для нескольких детей. Чтобы к каждой комнате был прикреплен воспитатель;

мало внимания уделяется взаимоотношениям между детьми в процессе формирования навыков самообслуживания;

больше бы хотелось видеть заботу со стороны старших детей к младшим.

Необходимо несколько доработать систему обучения навыкам самообслуживания. Можно включить в работу такой вид деятельности как обучение детей сельскохозяйственному труду, например, летом, ухаживать за садовым участком, находящимся на территории Сунского социального приюта. Поскольку детей привозят в приют в основном из сельской местности, проживают они в частном секторе, поэтому детей необходимо обучать основам сельскохозяйственного труда. Для того, чтобы в будущем они могли содержать свой садовый участок, если таковой будет в наличии.

Обстановка в приюте достаточно благоприятная для развития детей, к детям воспитатели относятся как своим. В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, оборудование. Можно в шкафах для одежды сделать по два металлических крючка вместо одного, надежнее закрепить полочки для обуви. Шкафчики стали удобнее.

Все сотрудники социального приюта достаточно компетентны в своей работе и имеют высокую квалификацию. Большую часть персонала составляют женщины. Воспитательной работой также занимаются они.

Всего в Сунском социальном приюте работает 4 воспитателя разного возраста. Трое из четырех воспитателей имеют высшее педагогическое образование.

Важно учесть и психологические особенности воспитателей, так как от этого зависит и психологическое состояние, настроение и поведение детей. С тремя из четырех воспитателей дети ведут себя спокойно, добросовестно занимаются, не капризничают.

Не маловажную роль играет и возраст воспитателей. Молодой воспитатель легче воспринимается детьми, но не имеет еще достаточного опыта работы с ними, поэтому дети ведут себя в его смену не спокойно, не всегда могут себя занять.

Воспитатель постарше активно занимается с детьми, но при этом его личные качества не достаточно соответствуют для данной должности. Дети в его смену ведут себя беспокойно, нервничают, капризничают.

Третий воспитатель в возрасте, умеет организовывать время детей качественно, ребята спокойно ведут игровую деятельность.

Четвертый воспитатель также имеет хороший опыт работы с детьми, добросовестно относится к своей работе, организует интересные занятия.

К самым необходимым задачам по формированию навыков самообслуживания у детей, находящихся в социальном приюте относят:

. Учить детей этике поведения во время приема пищи, при общении с людьми.

. Учить детей сервировать стол сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно, убирать посуду после приема пищи.

. Учить детей мыть посуду под контролем воспитателя.

. Научить детей отдельным операциям при уборке помещения (вытирание пыли, чистка ковра пылесосом).

. Научить пользоваться бытовыми приборами: магнитофоном, пылесосом, выключателями, телевизором.

. Учить детей уходу за комнатными растениями (правильный полив).

. Развивать гигиенические навыки: умение правильно умываться и мыть руки, чистить зубы, пользоваться салфетками (полотенцем), туалетной бумагой.

. Содержать в порядке свою одежду и обувь.

. Развивать умение работать, учить подчиняться общим требованиям, выполнять словесные инструкции воспитателя.

. Активизировать познавательный интерес.

По мнению специалистов, занятия по формированию навыков самообслуживания должны включать следующие моменты:

создание положительно-эмоционального отношения к навыку;

игра с куклой или другими игрушками (обыгрывание навыка с персонажем);

демонстрация действия воспитателем (показ на себе и комментировании каждого действия);

совместные действия воспитателя с ребенком;

действия ребенка по подражанию действиям взрослого;

самостоятельные действия ребенка (планирование своей деятельности комментирование каждого этапа выполнения действий самим ребенком) [5].

Работа социального приюта системна, поскольку развитием детей занимаются несколько специалистов по определенным программам: «Этика и этическая сущность», «Я и мое здоровье», «Я и коллектив», «Культура поведения».

Для более эффективной работы специалистов Сунского социального приюта, была разработана и апробирована программа «Я сам», направленную именно на формирование навыков самообслуживания.

Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

У детей из неблагополучных семей формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у детей не формируются, во всяком случае, полностью. Причин может быть много: пьянство родителей, вследствие чего ребенку не уделяется внимание, жестокое обращение с детьми, различные заболевания. Формирование навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей является для них жизненной необходимостью. Задача социального приюта - помочь этим детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.

Таким образом, в Сунском социальном приюте для детей и подростков ведется на сегодняшний день достаточно успешная работа по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей, однако есть что дополнить в этой работе:

больше внимания уделять взаимоотношениям между детьми в процессе формирования навыков самообслуживания;

максимально приблизить условия проживания в приюте к домашним;

включить в работу по формированию навыков самообслуживания обучение сельскохозяйственному труду, что необходимо в сельской местности, поскольку все дети поступают в приют из деревень и сел, проживающие в частном секторе.

Таким образом, можно сделать общий вывод. У детей из неблагополучных семей навыки самообслуживания формируются с большим трудом. Поэтому очень важно вести целенаправленную коррекционно-развивающую работу в этом направлении.

Работу Сунского социального приюта для детей и подростков по формированию навыков самообслуживания можно считать, на мой взгляд, достаточно успешной, так как используются комплексные мероприятия работы с детьми, учет их личностных особенностей, соблюдается режим и в самом приюте благоприятная обстановка для гармоничного развития ребенка. Однако при проведении диагностики был выявлен ряд проблем, затем была разработана и реализована программа по формированию навыков самообслуживания, оценка эффективности показала, что реализованная программа достаточно успешна, на контрольном мероприятии дети показали высокие результаты сформированности навыков самообслуживания.


Заключение

 

Под навыками самообслуживания ученые понимают культуру человека, которая осваивается через формирование у детей умений и навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.

У детей из неблагополучных семей навыки самообслуживания формируются с большим трудом. Поэтому очень важно вести целенаправленную коррекционно-развивающую работу в этом направлении.

Исследования ученых показывают, что поскольку ведущим видом деятельности у детей из неблагополучных семей является предметная и начинает закладываться игровая деятельность, то основными методами формирования навыков самообслуживания должны быть игры и игровые упражнения, которые вызывают интерес у детей и позволяют исподволь формировать необходимые навыки.

В практической части настоящей выпускной квалификационной работе мы проанализировали опыт деятельности социального приюта по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей. В социальный приют поступают дети со всего района. Работающие в приюте социальные работники, воспитатели, психологи относятся к детям с особой заботой и вниманием. Учитывают их индивидуальные особенности, темперамент, возраст. Также воспитателями разрабатываются программы на каждый год, в которых отдельный пункт посвящен формированию навыков самообслуживания детей. Им формируют навыки: соблюдения элементарных правил личной гигиены, сервировки стола, приготовления пищи, принятия пищи, самостоятельного одевания и раздевания, ухода за одеждой и обувью, соблюдения чистоты, пользования туалетом.

Таким образом, помимо анализа деятельности приюта, мы разработали рекомендации для наиболее эффективной работы социального приюта по формированию навыков самообслуживания: больше времени уделять каждому ребенку, создать жилищные условия, наиболее приближенные к домашним, в плане создания отдельных комнат для нескольких детей. Чтобы к каждой комнате был прикреплен воспитатель, больше внимания уделять взаимоотношениям между детьми, формировать у старших детей более заботливое отношение к младшим.

Необходимо несколько доработать систему обучения навыкам самообслуживания. Можно включить в работу такой вид деятельности как обучение детей сельскохозяйственному труду, например, летом ухаживать за садовым участком, находящимся на территории Сунского социального приюта.

Также нами была разработана программа по формированию навыков самообслуживания у детей в условиях приюта «Я - сам». Цель: сформировать навыки самообслуживания у детей из неблагополучных семей в условиях социального приюта.

Программа включает в себя: диагностику сформированности навыков самообслуживания у детей при помощи карты наблюдения, план мероприятий, направленный на формирование, развитие и закрепление навыков самообслуживания у детей. Формы работы: бытовая ситуация, игра, уход за собой и младшими детьми, специально организованные занятия, беседы.

После реализации программы можно отметить следующее: к детям нужно относиться более чутко, поскольку они лишены внимания и заботы, некоторые ребята способны к обучению, и имеют таланты к творчеству, благодаря вниманию, практически все дети научились самостоятельно мыть руки, пользоваться полотенцем, узнали о личной гигиене и ее предметах, с помощью наглядных примеров и увлекательных занятий узнали о назначении различной посуды, за соблюдение чистоты и порядка места приема пищи получали с разрешения воспитателей сладкие призы. Также поощрялось хорошее поведение за столом, воспитанники получили знания о предназначении различной одежды, научились зашнуровывать обувь, старшие дети научились прибираться без напоминания взрослых, и помогать прибираться младшим, самостоятельно и аккуратно заправлять постель, получили знания и опыт в формировании навыков соблюдения чистоты: влажной и сухой уборке, получили представление о том, как пользоваться пылесосом, утюгом, электрочайником, телевизором и др.; сформировали навыки культурного общения. Дети стали более вежливы в отношении друг к другу, так и в отношении к персоналу; ребята становятся эмоционально устойчивее, получая заботу и внимание.

Также мы провели оценку эффективности реализованной программы. До ее апробации диагностика показала низкий уровень сформированности навыков самообслуживания, после реализации ребята показали высокие результаты.

Кроме того, подтверждается гипотеза: эффективность формирования навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей в условиях социального приюта будет более эффективна, если будет разработана и реализована программа формирования навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей, учитывающая их возрастные особенности, материально-технические возможности социального приюта, уровень компетентности персонала.


Библиографический список

1. Дыбина О.В., Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми с 2-7 лет./ Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2006

.   Исследования Куцаковой Л.В. и Логиновой В.И./ Дети неблагополучных семей. // Социально-бытовые навыки №8, 2008. С. 24.

.   Кинаш Е.А. Игры и упражнения по формированию навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей. // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - №1, 2007. С. 17-23.

.   Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты. Советы воспитателям и опек<


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.