Опыт социального приюта по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опыт социального приюта по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей

2020-03-31 186
Опыт социального приюта по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальный приют для детей и подростков - это воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства.

На момент прохождения преддипломной практики и реализации программы, в КОГКУ СО «Сунский социальный приют для детей и подростков» находится 17 человек, из них 8 детей - дошкольники, 4 - младшие школьники, 5 подростков.

Цель деятельности приюта: социальная реабилитация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социально - опасных условиях; оставшихся без попечения родителей или законных представителей.

Виды деятельности приюта:

- обеспечивает временное проживание несовершеннолетних;

принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, жительства, содействует возвращению детей в семьи;

оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации;

разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации;

обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации;

содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

В приют принимаются несовершеннолетние от 3 до 18 лет:

оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей;

проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;

самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

подвергшиеся физическому или психологическому насилию;

оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

Прием осуществляется:

по личному обращению несовершеннолетнего;

по заявлению родителей или иных законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста 10 лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;

по направлению органов социальной защиты населения;

по ходатайству комиссии по делам несовершеннолетних;

по ходатайству органов опеки и попечительства.

Несовершеннолетние поступают в приют после обследования в центральной районной больнице.

Задачи приюта:

- обеспечение временного проживания несовершеннолетних оказавшихся в трудной жизненной ситуации, до определения совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм их жизнеустройства;

принятие участия в выявлении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

оказание помощи в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективе сверстников по месту учебы, жительства, содействие возвращению несовершеннолетнего в семью;

оказание социальной, психической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации;

разработка программ направленных на выход из трудных жизненных ситуаций.

При поступлении детей в приют из неблагополучных семей, сначала ребята знакомятся с правилами поведения в приюте:

Обязанности детей:

- сообщать данные о родителях и лицах их заменяющих;

- место жительства;

пройти первичную санитарную обработку, медицинский осмотр;

- соблюдать правила внутреннего распорядка;

- обслуживать себя и помогать младшим;

убирать за собой кровать и поддерживать чистоту и порядок в спальне и других помещениях;

- относиться с уважением к персоналу.

Детям запрещается:

- курить;

приносить и распивать в приюте алкогольные напитки;

употреблять нецензурные слова и выражения;

обращаться на «ты», грубить и оскорблять персонал;

уходить без разрешения, не поставив в известность воспитателя;

заходить без разрешения в служебные помещения;

- пользоваться сотовыми телефонами в недозволенное время (тихий час с 13-15 часов, после 21.00);

- вмешиваться в рабочие вопросы сотрудников в приюте.

Также заводится «Карта реабилитации воспитанника детского социального приюта», в которой отражается вся работа по реабилитации несовершеннолетнего.

В Сунском социальном приюте различными специалистами разработаны программы, в каждой из которых отдельный пункт посвящен формированию навыков самообслуживания, а именно:

Соблюдать элементарные правила личной гигиены учатся в форме игры «Моем и вытираем кукле руки».

В ходе игры дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Воспитатель приводит куклу Катю с грязными руками. Говорит, что кукла собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Катя начинает плакать. Воспитатель говорит, что кукла Катя взяла платье грязными руками, и спрашивает детей, что надо сделать? (кукле необходимо помыть руки).

Ребенок ведет куклу к умывальнику и моет кукле руки, затем вытирает их полотенцем, берет белое платье и надевает его на куклу. Кукла Катя говорит «спасибо» и уходит в гости. Воспитатель обсуждает с детьми то, что произошло. Кукла Катя «пришла» с прогулки и не вымыла руки. Воспитатель: «Дети, надо приходить с прогулки и обязательно мыть руки».

Также в форме игры воспитатели формируют у детей навыки самостоятельно чистить зубы, соблюдать гигиену тела; хорошо оказывают влияние на ребят просмотры мультфильмов «Мойдодыр», «Федорино горе» детки пытаются подражать главным героям после их «перевоплощения».

Сервировать стол детям разрешают вместе с нянечками, здесь действует метод наглядности, нянечки, сервируя стол, показывают ребятам, куда и какие приборы нужно ставить, те повторяют. Перед тем как помогать няням, дети также осваивают данный навык в форме игры: воспитатель вместе с детьми рассаживает плюшевые игрушки за стол, сопровождая устным пояснением, просит ребят «помочь» игрушкам расставить столовые приборы.

Готовить пищу ребята учатся на специально организованных занятиях.

Детям показывают картинки, и мультимедийные видеоролики на которых изображены овощи, фрукты и другие продукты питания, как их очищать, и обрабатывать. После этого проводится игра.

Оборудование: куклы, набор детской кухонной посуды, детская плита, муляжи фруктов, овощей, мяса, рыбы, сыра, молока, творога, колбасы.

Малыши перечисляют муляжи продуктов.

Далее они вместе с воспитателем «готовят» обед для кукол. Воспитатель перечисляет из чего состоит обед - из первого блюда (суп), из второго блюда (котлеты, картофель, макароны, рис, овощные салаты), из третьего блюда (компот, чай). Ребята выбирают посуду на столе, которая понадобится для приготовления первого блюда (кастрюля, в которой варят суп), второго блюда (сковорода, в которой жарят котлеты, картофель, рыбу), третьего блюда (кастрюля для варки компота или графин).

Воспитатель вместе с детьми показывает и имитирует действие приготовления пищи на обед. Например, воспитатель сначала спрашивает детей, как они будут готовить обед, а затем объясняет поэтапно приготовление первого блюда:

промыть в дуршлаге необходимые продукты для приготовления первого блюда;

очистить овощи от кожуры и нарезать на разделочной доске;

положить в кастрюлю необходимые продукты и залить водой;

поставить на детскую плиту и зажечь конфорку;

после того как суп будет готов, разлить по тарелкам.

Аналогично воспитатель поясняет, как приготовить второе и третье блюдо.

Принимать пищу только поступившимребятам помогают нянечки, затем в бытовой ситуации воспитатель выступает наглядным примером, объясняет, что есть ложкой, что вилкой, каким образом держать прибор в руке, как пользоваться салфеткой.

Закрепление навыка приема пищи также происходит в ходе игры. Дети уже сами «кормят» кукол, и «вытирают» салфеткой.

Самостоятельно раздеваться и одеваться малыши также учатся играя.

Оборудование: две куклы - кукла Кен и кукла Барби, наборы одежды для Кена и для Барби: рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли.

В ходе игры «Одеваем куклу» воспитатель предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Кена и для девочки Барби. Воспитатель задает вопрос: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Кена, а другой - Барби. Воспитатель в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями. Игра проводится в последующих вариантах со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и девочек. Воспитатель обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.

Ухаживать за одеждой и обувью дети учатся также на примере кукол. Воспитатель просит малышей подобрать одежду и обувь для кукол и просит рассказать, как они будут стирать, чистить эту одежду и обувь. Просит детей также ухаживать и за своей обувью и одеждой. Помимо игры воспитатели хвалят или (не одобряют) поступки воспитанников приюта. Например: «Стас молодец, после прогулки у него чистая обувь и одежда. Дети учитесь быть такими же опрятными как Стас» или: «Женя постоянно пачкается, ребята, помогите Жене быть более аккуратным» Так же воспитатели должны учить детей на собственном примере. Ухаживать за своей одеждой и обувью. Выглядеть аккуратно.

В приюте висят плакаты с красочными рисунками, из отрывков мультфильма «Мойдодыр» и придуманные самими воспитателями.

Развитие навыков социально-бытовой ориентации происходит не столько во время учебного процесса, сколько во время будничного проживания детей в приюте. Самое простое и быстрое развитие происходит, когда дети выполняют мелкие поручения или просьбы воспитателей «Таня, принеси, пожалуйста, настольную игру, она лежит на полочке в ящике для игр» «Надя, пожалуйста, включи мультики для Кристины и покажи как это делается» такие мелкие просьбы гораздо лучше воспринимаются. Но воспитатели так же учат детей в форме игры, например, игра «дочки-матери» очень быстро позволяет освоиться в комнате, привыкнуть к элементам интерьера и мебели, в последствии позволяет использовать уже изученные навыки для развития более сложных.

Уметь поддерживать чистоту и порядок своего спального места. Малышей учат заправлять постель. Как на примере игры «кукла Маша захотела спать уложи ее, а после сна заправь за ней постель» Так и на примере самих детей объясняя им, как и в какой последовательности нужно заправлять кровать и поддерживать чистоту за своей кровати. И спальными принадлежностями (подушка, одеяло, простынь, покрывало).

Пользоваться туалетом так же важно, как и личная гигиена. Скорее прививая в детях эстетичность. И чувство правильности. В приюте этому пункту уделяют особое внимание, когда ребенок сообщает о «случившемся», воспитатель не ругает ребенка, а помогает ему поменять белье, и объясняет, что нужно сказать об этом. Сказав об этом воспитателю, тот выстраивает последовательную цепочку действий. После этого дети сами просятся в туалет.

Убирать свое место дети привыкают в бытовой ситуации, этому они учатся с самого первого дня. Воспитатели приучают детей содержать место для игры в чистоте, место для принятия пищи должны всегда быть чистыми и аккуратными. При этом дети должны понимать, что для них же это очень важно. И главная роль воспитателя объяснить всю важность этого.

Также детям позволяют выполнять мелкие бытовые действия: убрать посуду со стола, выбросить мусор в ведро. Наглядным примером выступают

нянечки, мойщицы посуды, и уборщики комнат. Дети видят, как производится сухая и влажная уборка помещения.

Культуре общения ребята учатся сразу, на специально организованных занятиях, проводимых воспитателем, а также педагогом-психологом, который выявляет отдельные проблемы в коммуникабельности ребенка, взаимодействии с другими детьми и взрослыми, профессионально, корректно и эффективно устраняет эти проблемы.

Данный навык заложен в основе формирования базовых, элементарных навыков самообслуживания, поэтому формировать его необходимо, поскольку дети должны уметь выражать просьбу, благодарность, уметь вести себя правильно в различных ситуациях. Если не будет сформирован навык культурного общения, то и остальные элементарные навыки будут развиваться некорректно.

Отдельная работа происходит с детьми старшего возраста, проживающих в социальном приюте. Большинство из подростков уже знают об элементарных навыках самообслуживания, некоторые из ребят охотно и правильно ухаживают за младшими детьми. Поэтому с ними ведется не такое активное взаимодействие. Их ведущей деятельностью является учеба.

У подростков не сформировано более глубокое представление о навыках самообслуживания, некоторые не знают, как правильно заботиться об интимной гигиене, ее средствах, как часто принимать душ, что нужно мыть обувь, А также не знают правил поведения в различных учреждениях.

Специалисты социального приюта, проводят лекции, индивидуальные беседы с подростками, организуют выходы на экскурсии на местные пищепроизводительные заводы, поездки в магазины.

Опытный психолог помогает разрешать проблемы личного характера, взаимоотношения с противоположным полом. Кроме этого, производится профилактика девиантного поведения, выявление страхов и их устранение.

В Сунском социальном приюте довольно спокойная домашняя обстановка, благодаря этому, дети быстро привыкают к воспитателям и персоналу, быстро входят с ними в контакт.

Таким образом, мы рассмотрели, каким образом происходит формирование навыков самообслуживания в Сунском социальном приюте для детей и подростков. Какие формы и методы используются воспитателями и психологами, каков подход к детям разного возраста.

Для усовершенствования работы приюта нами была разработана и реализована программа по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей в условиях приюта. Перейдем к ее анализу и оценке эффективности.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.