Адаптация младших школьников к обучению в среднем звене — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптация младших школьников к обучению в среднем звене

2020-03-31 251
Адаптация младших школьников к обучению в среднем звене 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Адаптация младших школьников к обучению в среднем звене


Введение

 

Переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка, в ином случае - может стать болезненным процессом приспособления, привыкания.

Первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он теперь - пятиклассник!

Родители ждут новых успехов, взлетов успеваемости. Но, увы, этого не происходит. Более того, ребенок вдруг становится более нервным, беспокойным, в дневнике появляются первые замечания.

А всему виною - адаптационный период, просто ребенок еще не успел перестроиться на «взрослый лад».

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства - достаточно стабильным периодом развития.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления.

Переход учеников из начальной школы в среднее звено - это сложный и ответственный период: от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача - разобраться в том, что происходит с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем им оказать.

Данная проблема давно волнует как педагогов, так и психологов. Они исследуют особенности адаптационного периода пятиклассников, предлагают свои способы диагностики и коррекционные программы. И все же это не снимает остроту данного вопроса.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что, несмотря на большое число исследований, некоторые ключевые вопросы психолого-педагогического сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению остаются в тени и требуют более полного изучения.

Цель нашего исследования - раскрыть особенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации младших школьников к обучению в среднем звене.

Объект исследования - адаптация младших школьников к обучению в пятом классе.

Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к обучению в среднем звене.

Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к обучению в средней школе будет успешным, если оно способствует формированию внутренних познавательных мотивов, развитию коммуникативных навыков общения с учителями и одноклассниками и снижает уровень школьной тревожности.

Экспериментальной базой нашего исследования стали учащиеся пятых классов.

В соответствии с обозначенной проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

изучить психолого-педагогическую литературу, раскрывающую проблему школьной адаптации и ее механизмов;

раскрыть сущность работы, способствующей адаптации младших школьников к обучению в среднем звене;

экспериментально проверить зависимость адаптации к обучению в средней школе от коррекционной работы психолога, направленной на развитие определенных навыков и умений.

проанализировать результаты проведенного исследования.

Методологической основой исследования являются важнейшие философские положения о причинности и обусловленности протекающих процессов, о социальной, творческо-деятельностной сущности личности, культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, теории развития личности и закономерности формирования и развития человека, а также положение о ведущей роли деятельности и общения в развитии и формировании личности.

Для доказательства гипотезы и достижения поставленной цели в качестве методов исследования нами были использованы:

теоретические: анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы;

эмпирические: методика М. Лукиной «Ведущие мотивы учения», тест школьной тревожности Филипса, диагностика коммуникативных способностей В.И. Андреева;

статистические: методы обработки экспериментальных данных, графическое представление результатов.

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что нами была предпринята попытка систематизировать психолого-педагогическую информацию, раскрывающую особенности организации работы с пятиклассниками, направленной на успешную адаптация к обучению в среднем звене.

Практическая значимость работы состоит в том, что нами были систематизированы данные, способствующие адаптации учащихся к обучению в среднем звене. Подобранные диагностические методики и коррекционно-развивающие упражнения могут быть использованы другими психологами и педагогами в работе с детьми среднего звена.


Заключение

 

Новые условия обучения требуют изменения динамического стереотипа мышления и поведения младших подростков. И чем быстрее он включится в разнообразные ситуации нового окружения, преобразует, переосмыслит для себя действительность, переживет для себя свои личностные конфликты, будет готов к преодолению преград, тем быстрее и безболезненней пройдет процесс адаптации. Быстро включиться в учебно-воспитательный процесс ребятам мешает ряд психологических проблем, которые образовались у ребенка еще до перехода в среднее звено.

Следует помнить о том, что адаптационный процесс приходится на пубертатный период. На фоне незавершенного роста и развития наступает период полового созревания, резко перестраивается функция гипоталамо-гипофизарной системы, преобладание процессов возбуждения над торможением, изменение всех физиологических функций. [2]

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что для того чтобы адаптационный период был эффективным, необходимы следующие этапы его организации:

разработка психологом школы варианта программы для работы с каждой группой учащихся;

осознание классными руководителями идеи адаптационного периода и принятие его смысла;

создание классными руководителями программы адаптационного периода с учетом специфики класса и собственных возможностей на основе базовой программы;

обеспечение директором и его заместителем организационных условий для проведения адаптационного периода (приказ по школе, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы и т.д.);

проведение родительских собраний для выяснения ожиданий родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомления с итогами и материалами адаптационного периода;

итоговый анализ результатов адаптационного периода психологом, классными руководителями, построение психолого-педагогических задач для каждого конкретного класса;

проведение итогового психолого-педагогического консилиума для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих классов и отдельных детей с целью осмысления результатов адаптационного периода;

подготовка итоговой справки-анализа «Об адаптационном периоде в школе».

Следует помнить, что все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, психологов, администрации школы и родителей учащихся. В связи с этим выделяются основные направления работы:

. Организационная работа (проведение больших и малых педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами).

. Психологическая диагностика по всем направления развития личности школьника.

. Консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями.

. Профилактическая работа со всеми участниками образовательного процесса.

. Коррекционно-развивающая работа с учащимися.

. Аналитическая работа психолога.

Из этого следует, что психолого-педагогическое сопровождение и комплексная программа.

С информацией, полученной в ходе нашего диагностического исследования, ознакомлены и классный руководитель и учителя предметники, работающие в 5 классах, а так же родители и учащихся.

Следует помнить, что работа с пятиклассниками должна строиться исходя из того, с каким уровнем готовности к обучению в среднем звене приходят дети из начальной школы. На основе полученных данных выстраивается программу сопровождения. [5]

Поддержка ребенка в трудный период адаптации способствует решению задач личностного роста и развития учащихся, а также профилактики и коррекции школьной дезадаптации. Таким образом, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение естественного развития учащихся.

 


Литература

адаптация школьник младший психологический

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 2000. - 624 с.

2. Бабкунова О.Н. Особенности социально-психологической адаптации учащихся к школе / О.Н. Бабкунова // Вестник развития науки и образования. - 2008. - №1.

.   Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: 2002.

.   Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000.

.   Богомолова Е.А. К вопросу об индивидуальных вариантах умственного развития младших школьников / Е.А. Богомолова // Психология и школа, 2009. - №3. С. 72-83.

.   Вачков И.В. В зеркале сказки // Школьный психолог, №21, 2001.

.   Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2000.

.   Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья (Текст): (Рук. Для психологов, педагогов и родителей по развитию личности ребенка дошк. и мл. шк. Возраста) / В.В. Ветрова; Пед. о-во России. - М.: (б.и.), 2009. - 187 с. - (Психология развития).

.   Волков М.П. Методы социометрических измерений в социально-психологических исследованиях. - Л.: Нева, 2002 - 147 с.

.   Володина Е.А. Функциональное состояние и адаптационные возможности организма школьников в условиях реформирования образования / Е.А. Володина, Е.Ю. Суетнова, Н.П. Сетко // Вестник оренбургского государственного университета. - 2005. - №11 (Прил.). - С. 72-76.

.   Вострокнутов Н.В. «Семья и дети» - тренинг коррекции детско-родительских отношений / Н.В. Вострокнутов, Н.К. Харитонова. - 2003. - С. 183.

.   Гамезо М.В., Герасимова В.С., Л.М. Орлова Младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития. - М.: изд-во МГОПУ, 2005 - 116 с.

.   Горячева Т. Одаренные дети глазами нейропсихолога (Текст) / Татьяна Горячева; беседовала Ася Штейн // Здоровье школьника. - 2010. - №3. С. 16-18.

.   Грачева И.А. Коррекционно-развивающее пространство как средство оптимизации процесса интеграции младших подростков с нарушением речи в общеобразовательное учреждение / Грачева И.А. // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2009. - №2. С. 145-147. Библиогр.: с 147 (16 назв.). - (Педагогика).

.   Григорьева М.В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации (Текст) / М.В. Григорьева // Начальная школа. - 2009. - №1. С. 8-9.

.   Григорьева М.В. Влияние когнитивных стилей деятельности педагогов на адаптацию учащихся к обучению в школе / М.В. Григорьева // Начальная школа. - 2009. №8. С. 37-40.

.   Зак А.З. Диагностика интеллектуального развития выпускников начальной школы как оценка рисков обучения в основной школе / А.З. Зак // Психологическая наука и образование. - 2009. - №2. - С. 5-15.

.   Индивидуальные варианты развития младшего школьника. Под ред. Занкова А.В., М.В. Зверевой - М.: Педагогика, 2004 - 176 с.

.   Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы (Текст): учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / Н.П. Капустин. - М.: Академия, 2001. - 214 с.; 21. - (Высшее образование). - Библиогр.: С. 211-213.

.   Короткова О.С. О преемственности обучения младшего звена общеобразовательной школы со средним / О.С. Короткова // Вестник Тверского государственного университета. - 2008. - №21 (Педагогика и психология). С. 135-140.

.   Крайнова Ю.Н. Адаптация школьников к обучению в среднем звене, как психологическая проблема / Крайнова Ю.Н. // Практическая психология и логопедия. - 2009. - №1. - С. 51-54.

.   Кузнецова Ю. Психологическая «Акклиматизация» / Ю. Кузнецова // Директор школы. - 2009. - №10. С. 56-59.

.   Кулагина И.Ю. Возрастная психология: от рождения до 17 лет.: Учеб. пособ. - 3 е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 175 с.

.   Куликова Т.Г. Личностные факторы риска возникновения школьной дезадаптации учащихся младшего школьного возраста / Т.Г. Куликова // Практическая психология и логопедия. - 2003. - №3-4 (6-7). - С. 38.

.   Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения / Г. Кумарина // Народное образование. - 2002. №1. - С. 111-121.

.   Липкина А.И., Рыбак Л.А., Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М., 2001 - 145 с.

.   Матвеева О.А. Помощь в адаптации к средней школе: психолого-педагогическое сопровождение V-VI классов / О.А. Матвеева, Е.А. Львова // Психологическая наука и образование. - 2001. - №3. - С. 42-60.

.   Медведева А.В. Анкета для учителей, работающих в 5-х классах /А.В. Медведева, М.С. Дарбашева // классный руководитель. - 2009. №7. - С. 109-110.

.   Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка (Текст): пер. с англ.) / Норма Ньюкомб. - 8-е изд. - СПб. (и др.): Питер, 2003. - 639 с. - (Мастера психологии

.   Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция (текст) / Т.Н. Овчинникова; Научн.-внедрен. лаб. психопедагогики иобразования. - 2-е изд. - М.: Акад.проект; Екатеринбург: Деловая кн. 2000. - 203 с. - (Руководство практического психолога).

.   Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: сфера, 2001 - 240 с.

.   Психология в меняющемся мире (Текст): тез. докл. регион. науч.-практ. конф., 25-26 апр. 2001 г. / Редкол.: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. - 222 с. ISBN 5-696-01687-1.

.   Сабодах Р.В. (учитель начальных классов). Проблема адаптации детей к обучению в школе (Текст) / Р.В. Сабодах // Начальная школа плюс до и после. - 2008. №2. С. 66-68.

.   Троицкая Л. Особенности эмоциональной сферы детей (Текст) / Л. Троицкая // воспитание школьников. - 2008. №8. С. 47-49.

.   Хавторина Н. Переход без стресса в среднее школьное звено / Н. Хавторина, Н. Ракитина // Директор школы. 2010. - №3. С. 64-66.

.   Шкуричева Н.А. Изучение взглядов учителя на проблему адаптации школьников к ученическому коллективу / Н.А. Шкуричева // Начальная школа. - 2008. - №8. С. 15-19.

Адаптация младших школьников к обучению в среднем звене


Введение

 

Переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка, в ином случае - может стать болезненным процессом приспособления, привыкания.

Первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он теперь - пятиклассник!

Родители ждут новых успехов, взлетов успеваемости. Но, увы, этого не происходит. Более того, ребенок вдруг становится более нервным, беспокойным, в дневнике появляются первые замечания.

А всему виною - адаптационный период, просто ребенок еще не успел перестроиться на «взрослый лад».

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства - достаточно стабильным периодом развития.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления.

Переход учеников из начальной школы в среднее звено - это сложный и ответственный период: от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача - разобраться в том, что происходит с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем им оказать.

Данная проблема давно волнует как педагогов, так и психологов. Они исследуют особенности адаптационного периода пятиклассников, предлагают свои способы диагностики и коррекционные программы. И все же это не снимает остроту данного вопроса.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что, несмотря на большое число исследований, некоторые ключевые вопросы психолого-педагогического сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению остаются в тени и требуют более полного изучения.

Цель нашего исследования - раскрыть особенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации младших школьников к обучению в среднем звене.

Объект исследования - адаптация младших школьников к обучению в пятом классе.

Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к обучению в среднем звене.

Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к обучению в средней школе будет успешным, если оно способствует формированию внутренних познавательных мотивов, развитию коммуникативных навыков общения с учителями и одноклассниками и снижает уровень школьной тревожности.

Экспериментальной базой нашего исследования стали учащиеся пятых классов.

В соответствии с обозначенной проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

изучить психолого-педагогическую литературу, раскрывающую проблему школьной адаптации и ее механизмов;

раскрыть сущность работы, способствующей адаптации младших школьников к обучению в среднем звене;

экспериментально проверить зависимость адаптации к обучению в средней школе от коррекционной работы психолога, направленной на развитие определенных навыков и умений.

проанализировать результаты проведенного исследования.

Методологической основой исследования являются важнейшие философские положения о причинности и обусловленности протекающих процессов, о социальной, творческо-деятельностной сущности личности, культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, теории развития личности и закономерности формирования и развития человека, а также положение о ведущей роли деятельности и общения в развитии и формировании личности.

Для доказательства гипотезы и достижения поставленной цели в качестве методов исследования нами были использованы:

теоретические: анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы;

эмпирические: методика М. Лукиной «Ведущие мотивы учения», тест школьной тревожности Филипса, диагностика коммуникативных способностей В.И. Андреева;

статистические: методы обработки экспериментальных данных, графическое представление результатов.

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что нами была предпринята попытка систематизировать психолого-педагогическую информацию, раскрывающую особенности организации работы с пятиклассниками, направленной на успешную адаптация к обучению в среднем звене.

Практическая значимость работы состоит в том, что нами были систематизированы данные, способствующие адаптации учащихся к обучению в среднем звене. Подобранные диагностические методики и коррекционно-развивающие упражнения могут быть использованы другими психологами и педагогами в работе с детьми среднего звена.



Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.