Причины формирования детской агрессивности — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Причины формирования детской агрессивности

2020-03-31 87
Причины формирования детской агрессивности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ребёнок не становится агрессивным неожиданно. До определённого момента он выражает свои потребности в более мягкой форме, но взрослые обычно не обращают на это внимания до тех пор, пока не столкнутся с явными нарушениями поведения. То поведение, которое воспринимается взрослыми как агрессивное или асоциальное, часто является попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи. Ребёнок не в состоянии выразить свои истинные чувства никаким другим способом, кроме того, который он избирает.

Что же влияет на детскую агрессивность? Её провоцирует несколько факторов: врождённая склонность (враждебность); аверсивные случаи (боль, жара, теснота); возбуждение; массовая культура; агрессивные игры; влияние группы [4, 60].

Факторы, провоцирующие агрессивность ребёнка являются возможными признаками, основаниями для классификации детской агрессивности на виды и причины [23, 5]:

·   Наследственно-характерологические признаки, то есть наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; психопатоподобное, эпилептойдное, аффективно-возбудимое, конституционально обусловленное поведение родителей или родственников; наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребёнка и др.

·   Резидуально-органические признаки, то есть минимальная мозговая дисфункция; травмы головного мозга и т.п.

·   Социально-бытовые признаки: неблагоприятные условия воспитания в семье, школе; неадекватно-жёсткий родительский контроль; враждебное или оскорбительное отношение к ребёнку; конфликт между супругами; ситуации налаживания совместной деятельности, провоцирующие конфликт и агрессивность; необходимость соблюдения социальных норм поведения и взаимоотношений и пр. А также другие ситуационные, провоцирующие агрессивность, условия и факторы:

§ реактивность или ответная агрессивность на агрессивные действия или просто присутствие новых взрослых или сверстников;

§ введение ограничений в поведение ребёнка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности выполнения ребёнком заданий);

§ новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;

§ нарастание утомления и пресыщения у ребёнка и др.

Ранние годы жизни во многом определяют последующую жизнь взрослого человека. Сегодняшняя возрастная психология особое значение придаёт пренатальному периоду детского развития, видя условие гармонического развития ребёнка в хорошем психологическом самочувствии матери. Послеродовые осложнения и детские неврозы часто возникают как последствия стрессов, перенесённых матерью во время беременности. Стрессовые состояния образуют в крови матери избыточное количество стероидных гормонов, которые, проходя через плацентарный барьер, влияют на формирующийся мозг ребёнка. Эмоциональная связь матери со своим ребёнком, общение с ним самым непосредственным образом влияют на психику плода.

Расшифровка генома человека подтвердила, что все свойства родившегося ребёнка зашифрованы в генном коде, хранящем и передающем о нём информацию, в том числе и склонность его родителей к агрессивному поведению. Конечно, это не означает, что ребёнок автоматически становится агрессивным, но предпосылки отклоняющегося поведения он имеет в своей наследственности. При прочих равных условиях его эмоциональная сфера более уязвима, и он легче становится на путь агрессивного поведения. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания [20, 286].

Причины проявления агрессии у детей могут быть разными, в том числе и некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.

Огромное значение имеет воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка. Например, доказано, что в тех случаях, когда ребёнка отлучают от груди и общение с матерью сводится к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоцентризм [17, 40; 24, 69].

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребёнка. Родители резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а, наоборот, выращивают его, развивают.

Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трёх основных источников: семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление; вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома; агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, когда видят преимущества агрессивного поведения во время игры.

Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное и снисходительное, используются силовые методы. Важным является и тот факт, в полной или неполной семье воспитывается ребёнок: один или оба родителя живут с ребёнком и каков характер отношений между ними.

Модели агрессии дети могут видеть в средствах массовой информации. Ведь вербальная и физическая агрессия на наших экранах вовсе не редкость.

На агрессивное поведение влияют присутствие и действия других людей из социального окружения. Например, слова, поступки или внешность жертвы могут провоцировать, фрустрировать и раздражать нападающего.

Ещё одна социальная предпосылка агрессии - фрустрация, блокирование происходящих в настоящее время целенаправленных реакций.

Кроме того, дети инстинктивно знают, что им нужна любовь. Поэтому одной из главных причин детской агрессивности может стать отсутствие уверенности в том, что они любимы.

Внешними причинами агрессии являются жара, шум, теснота и загрязнённый воздух. А склонность приписывать недоброжелательность и дурные намерения другим лицам может привести к более частым, чем обычно, агрессивным столкновениям с другими.

В обществе существуют жёсткие требования к поведению человека. Он не имеет права просто так выплёскивать свои эмоции и ищет иные пути для их выхода. Дети же не способны контролировать свои эмоции, регулировать своё поведение. Для них агрессия - лучший способ защиты своего "Я" от воображаемой или реальной угрозы, это выплеск психологического напряжения.

Таким образом, в развитии детской агрессивности проявляется тот же закон, что и в развитии всех других форм отклоняющегося поведения: от внешнего к внутреннему, а затем от внутреннего к внешнему. Сначала изменения во внешнем поведении приводят к внутренним переменам и закрепляют их, а потом уже внутренние установки начинают определять поведение.

Связь эта может формироваться и в обратном порядке, если ребёнок уже имеет ген зерна агрессивности.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.