Возрастные и гендерные особенности проявления агрессии — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Возрастные и гендерные особенности проявления агрессии

2020-03-31 93
Возрастные и гендерные особенности проявления агрессии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Агрессивные действия у людей можно наблюдать уже с самого раннего возраста. Исследования показывают, что наиболее частыми причинами человеческой агрессии независимо от возраста являются стремления к совершению возмездия, несоблюдения "правил игры" и намерения завладеть игрушками, вещами (имуществом) и/или территорий [24, 59].

В младенческом возрасте агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. Выражается чаще всего вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, кусанием, щипанием, драчливостью. Причиной такого поведения, с одной стороны, является блокирование желаний или намеченной программы действий в результате либо ненадлежащего ухода за ребёнком, либо применения воспитательных воздействий, при которых получение удовольствия ограничивается или сдерживается, и ребёнок сопротивляется и становится упрямым и враждебным.

Агрессивные действия младенца первоначально направлены на него самого, и он царапает и кусает сам себя, однако уже в первый месяц жизни агрессия перенаправляется наружу.

В период раннего детства на первый план всё активнее выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками.

В дальнейшем, ближе к трём годам, ребёнок постепенно обучается контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их приемлемым способом. Проявления агрессивности в этом возрасте главным образом зависят от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения.

В раннем дошкольном и дошкольном возрасте достаточно обоснованно принято считать, что проявления агрессивности во многом связаны с процессами полоролевой идентификации ребёнка или особенностями "эдиповой ситуации" в семье [24, 62].

Влияние ближайшего окружения и процессов осознания собственной половой принадлежности на формирование агрессивных форм поведения очень хорошо можно проследить, если сравнивать поведение мальчиков и девочек. В частности, отмечается, что если в двухлетнем возрасте в арсенале средств проявления агрессивности мальчиков и девочек примерно в одинаковой пропорции встречаются плач, визг и взаимные шлепки, то к четырём годам фрустрация, неудачи вызывают у них неодинаковую реакцию: мальчики большей частью дерутся, а девочки визжат.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте часто встречается такая форма поведения с наблюдаемой агрессией, как игры-потасовки. Эти игры особенно популярны у мальчиков. Они, как правило, сопровождаются ударами, преследованием друг друга, борьбой, что обычно сильно раздражает родителей и педагогов.

Однако, по всеобщему признанию, такое поведение едва ли можно признать агрессивным. Психологическую основу таких игр составляет желание повеселиться, разрядиться и удовлетворить те потребности, которые блокированы в реальной жизни. Однако неадекватное восприятие таких игр взрослыми может привести к пагубным последствиям.

В школьном возрасте ещё более чётко прослеживается существование значимых половозрастных различий в способах выражения агрессивности. У мальчиков дошкольного и младшего школьного возраста преобладает физическая агрессия, в то время как у девочек того же возраста - вербальная. В младшем подростковом возрасте тенденция изменяется: у мальчиков вербальная агрессия становится доминирующей, и, кроме того, они чаще прибегают к словесному способу выражения негативных чувств, чем девочки того же возраста. Вместе с тем отмечается и одна примечательная особенность поведения детей: с возрастом агрессивность детей всё больше приобретает враждебную окраску.

В результате исследований, проведённых И.А. Фурмановым, было установлено что, в подростковом возрасте мальчики отличаются более выраженной тенденцией к реакциям физической агрессии, а девочки - к косвенной агрессии. В юношеском возрасте девочки превосходят мальчиков по показателям вербальной, косвенной агрессии и негативизма. Склонность к физической агрессии различается несущественно [24, 67].

Многочисленные исследования показывают, что тенденции, характерные для детского и подросткового возраста, сохраняются и во взрослом возрасте [9, 492]. Так, мужчины больше проявляют физическую агрессию, а женщины - вербальную и косвенную. Вариативность в агрессивном поведении определяют такие характеристики, как раздражительность, эмоциональная восприимчивость и рассеянность при реагировании на вызывающий агрессию стимул, а также склонность к враждебной атрибуции (то есть к интерпретации поведения других как враждебного) и неадекватно высокая самооценка.

Исследования в области гендерной психологии показывают, что в результате усвоения социокультурного опыта мужчины и женщины имеют различные модели поведения. Вместе с тем обнаружены существенные отличия в переживаниях и оценках агрессии. Женщины часто рассматривают агрессию как результат чрезмерного напряжения и потери самоконтроля. При этом они испытывают более сильные чувства вины и беспокойства после агрессивных действий. Мужчины рассматривают агрессивные действия как способ восстановления утраченного контроля над другими в случае угрозы их самооценке, чести, достоинству и целостности. При этом агрессия воспринимается мужчинами как действия позитивного и инструментального характера.

Для объяснения гендерных различий в агрессии мужчин и женщин используются разные подходы. К наиболее распространённым относятся модель гормональной обусловленности (объясняет повышенную склонность к агрессивному реагированию содержанием мужского полового гормона тестостерона); социобиологическая модель (делает акцент на приспособительной ценности мужской агрессии в обеспечении доступа к привлекательным женщинам); социально-ролевая модель (агрессивное поведение приобретается человеком в процессе социализации в качестве одной из составляющих мужской гендерной роли); модель эмоционального возбуждения (трактует эмоциональное возбуждение как дополнительную потенциальную причину, определяющую гендерные различия в агрессии, т.е. эмоциональное возбуждение представляет собой физиологическую реакцию, механизм, связанный с усиленной активностью автономной нервной системы, подготавливающей организм к энергичным действиям).

Сторонники различных психологических школ находят множество и других объяснений гендерных различий в проявлении агрессии.

Согласно данным лонгитюдных исследований, агрессивное поведение относительно стабильно (Д. Олвеус, 1979). Тем не менее, нельзя забывать об индивидуальной вариативности в агрессивном поведении. В процессе возрастного развития и приобретения социального опыта в результате взаимодействия с окружающим миром происходит трансформация, социализация агрессивности.

Социализация агрессивности

Социализаций агрессивности можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражению их в формах, приемлемых в определённом обществе, цивилизации.

В связи с этим следует рассмотреть основные механизмы научения той или иной форме поведения: имитации, копировании, подражании и идентификации.

Имитация - отражение мимических и пантомических движений, воспроизведение предречевых вокализаций. Чаще всего осуществляется на основе механизма заражения. Проявляется уже в возрасте до пяти месяцев.

Копирование - воспроизведение специфических движений взрослого или движений, входящих в состав действий с определёнными предметами. Проявляется во второй половине младенческого возраста.

Подражание - активное воспроизведение ребёнком способов действия, когда взрослый выступает как объект наблюдения, пример как в предметной, так и в межличностной сфере. В целом, это следование какому-либо образцу, однако в большей мере осознанное, так как требует выделения не только образца, но и его отдельных сторон, черт, манер поведения. Разделяется на две категории: инстинктивное подражание (возникает как взаимная стимуляция) и имитационное подражание (проявляется как способ расширения и обогащения форм поведения путём заимствования чужого опыта).

Идентификация - уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. В более общем представлении это бессознательный психологический процесс, посредством которого субъект присваивает себе свойства другого человека и преобразует себя по его образцу. Проявляется в раннем дошкольном детстве, но используется достаточно часто и в более поздние возрастные периоды.

Описанные выше механизмы научения не утрачивают своей активности на протяжении всей жизни человека.

Согласно теории социального научения, формирование агрессивного поведения может происходить несколькими путями [24, 80]:

. Родители поощряют агрессивность своих детей непосредственно либо показывают пример соответствующим поведением по отношению к другим и окружающей среде.

. Родители наказывают детей за проявление агрессивности, при этом:

а) родители, очень резко подавляющие агрессивность своих детей, таким образом воспитывают в ребёнке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться в более зрелые годы;

б) родители, не наказывающие своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность;

в) родители, разумно подавляющие агрессивность у своих детей, как правило, прививают детям умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.

Таким образом, можно заключить, что наблюдение и подкрепление агрессии со временем развивает у человека высокую степень агрессивности как личностной черты. Точно так же наблюдение и подкрепление неагрессивного поведения развивает низкую степень агрессивности.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.